Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОЛЛЕДЖ / МЕТОДЫ / ЗАДАЧИ / ТЕСТ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / PERSONAL QUALITIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FORMATION / COLLEGE / METHODS / TASKS / TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нажмиддинова Ё.Р.

Решение проблемы формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа позволяет описать исследуемый процесс как двусторонний и взаимосвязанный: с одной стороны - это создание педагогических условий, формирующих искомые качества личности обучающегося, а с другой - это совершенствование педагогического процесса колледжа. В данной статье речь идёт о педагогических условиях формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES STUDENTS COLLEGE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The solution of the problem of forming professionally significant qualities of students in the college makes it possible to describe the process as being bilateral and interrelated: on the one hand, it is the creation of pedagogical conditions that form the desired qualities of the learner's personality, and on the other, the improvement of the pedagogical process of the college. In this article we are talking about the pedagogical conditions for the formation of professionally significant qualities of college students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

2011-ого года доля нефтегазового металлургического финансового сектора снижалась, потому что на рынке появлялись новые компании, то сейчас тенденция изменилась. Новых компаний нет. Более того, часть компаний уходит с рынка, либо объявляют о возможном уходе. И это привело к тому, что стал повышаться уровень концентрации. [2, C. 55]

Использованные источники:

1. Клопова А.А. Актуальные проблемы развития финансового рынка // Academy, 2017. № 4 (19). С. 54-55.

2. Клопова А.А., Федорова О.И. Приоритетные отрасли развития финансового рынка // Научный журнал, 2017. № 04 (17). С 55-56.

3. Максимов В. Развитие моделей принятия решений: проблемы, парадоксы и перспективы // Банковские технологии. 2015, №12.С.112-113.

4. Сагитдинов М.Ш. К вопросу об анализе деятельности коммерческого банка // Банковское дело. 2015. №10. С. 42.

УДК 037

Нажмиддинова Ё.Р. преподаватель

Наманганский инженерно-строительный институт

Узбекистан, г. Наманган ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: Решение проблемы формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа позволяет описать исследуемый процесс как двусторонний и взаимосвязанный: с одной стороны — это создание педагогических условий, формирующих искомые качества личности обучающегося, а с другой — это совершенствование педагогического процесса колледжа. В данной статье речь идёт о педагогических условиях формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа.

Ключевые слова: профессионально-значимые качества, личностные качества, педагогические условия, формирование, колледж, методы, задачи, тест.

Nazhmiddinova Y.R.

Faculty of Namangan Civil Engineering Institute Uzbekistan, the city of Namangan FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES STUDENTS COLLEGE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Annotation: The solution of the problem offorming professionally significant qualities of students in the college makes it possible to describe the process as being bilateral and interrelated: on the one hand, it is the creation of pedagogical conditions that form the desired qualities of the learner's personality, and on the other, the improvement of the pedagogical process of the college. In this article we are talking about the pedagogical conditions for the formation of professionally

significant qualifies of college students.

Key words: professionally significant qualifies, personal qualifies, pedagogical conditions, formation, college, methods, tasks, test.

На сегодняшний день результативность и эффективность обучения обучающихся в колледже оценивается все более комплексно и целостно. При этом критериями оценки профессиональной подготовки, наряду со знаниями и умениями, выступают профессионально-значимые качества личности, черты характера, способность самостоятельно и творчески добывать и применять знания, коммуникабельность и мн.др. Следовательно, образовательный процесс в колледже должен быть направлен не только на развитие когнитивной сферы обучающихся, но и развивать их познавательную активность, самостоятельность, способствовать овладению методами самообразования, формирования и совершенствования профессионально-значимых качеств, которые позволили бы им наиболее полно реализовать себя в конкретных видах будущей профессиональной деятельности.

Анализ научных источников относительно набора профессионально-значимых качеств и их классификации показал, что хотя у многих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы к определению содержания данной категории, они имеют сходное мнение о ее значимости. Значимость исследуемой категории многими авторами формулируется следующим образом: профессионально-значимые качества являются фундаментальным компонентом личности специалистов, будущих техник-технологов наряду с профессиональной направленностью, и важнейшим фактором овладения профессией.

Решение проблемы формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа позволяет описать исследуемый процесс как двусторонний и взаимосвязанный: с одной стороны — это создание педагогических условий, формирующих искомые качества личности обучающегося, а с другой — это совершенствование педагогического процесса колледжа.

Педагогические условия формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа мы выделили исходя из: особенностей профессиональной деятельности бущущих специалистов, как факторов обеспечивающих успешность ее реализации; требований, предъявляемых обществом к специалистам разных сфер как социального заказа оказывающего наибольшее влияние на целостное динамическое образование; моделирование деятельности будущих специалистов.

Таким образом, в качестве педагогических условий формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа мы рассматриваем.

Первое условие — актуализация потребности обучающихся в формировании профессионально-значимых качеств, направленное на преодоление внутренних барьеров, перестройки сознания, развитие

психологической готовности и формирование направленности к будущей профессиональной деятельности. Это достигается за счет формирования установки, интереса, мотивации, повышенной активности обучающихся к проблеме профессионально-значимых качеств в своей будущей профессиональной деятельности.

Второе условие — использование информационных технологий как средства формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа. Выбор данного условия является ярким следствием глобального социального процесса информатизации и компьютеризации общества, который основывается на оперировании информацией посредством современной вычислительной техники, информационного обмена и выражается в бурном развитии средств телекоммуникации, их проникновении практически во все сферы деятельности человека.

Третье условие — разработка технологии формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа.

Реализации первого условия об актуализации потребности в формировании профессионально-значимых качеств обучающихся, заключающегося в том, чтобы общественно значимое преобразовать в личностно значимое, достигалась в основном за счет целенаправленного побуждения обучающихся к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих мотивационных установок на самовоспитание и самообразование. Формируемые профессионально-значимые качества должны стать не просто побуждением обучающихся приспособления к внешним требованиям, а стимулом активного развития качеств личности в процессе профессиональной подготовки.

Процесс реализации второго условия об использовании информационных технологий как средства формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа позволяет выделить следующие направления дальнейшего научного поиска: определение места и роли информационных технологий в образовательном процессе колледжа; привлечение учащихся колледжа к овладению информационными технологиями на уровне квалифицированного пользователя (практико-ориентированное дополнение содержания курса «Информатика», разработка спецпрактикума «Практикум по ИТ»); создание специальной информационно-образовательной среды через системную интеграцию информационных технологий в содержание обучения и во все формы организации педагогического процесса.

Внедрение выделенных направлений работ в педагогическом процессе колледжа позволило представить информационные технологии как мощное средство познания, общаясь с которым, обучающиеся стремятся узнать новое, самостоятельно знакомятся с новыми разработками и пакетами прикладных программ, изучают современные языки программирования, инструментальные средства, знакомятся с базами данных и экспертными системами. Такая учебная деятельность способствует формированию

устойчивой в познавательном отношении мотивации к овладению профессионально-значимыми качествами, системы ценностных ориентаций, постоянно развивающейся и совершенствующейся социально значимой личности.

Разработка технологии формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа, представленная на рисунке, как третьего условия процесса формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа предполагала:

— поэтапную организацию процесса формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа (диагностический, творческий, рефлексивный этапы);

— проведение анализа ГОСО, с целью дополнения и коррекции дисциплин общепрофессионального цикла;

— осуществление интеграции комплекса педагогических условий формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа ;

— использование традиционных и нетрадиционных методов (анализ психолого-педагогических трудностей и задач, направленные не столько на разрешение ситуации, сколько на вычленение проблемы из этой ситуации; метод проектов, сценарий занятия и др.), форм организации обучения (лекция, семинар, обмен опытом, мастер-класс, деловая игра, практикум, научно-методическая дискуссия, тренинг и др.);

— созидание эмоционально-привлекательной творческой среды.

Реализация разработанной технологии позволила значительным

образом повысить учебную мотивацию обучающихся и создать необходимые благоприятные условия для формирования направленности и позитивного отношения к будущей профессии, целеустремленности и инициативности, настойчивости и дисциплинированности, самостоятельности и творчества, а также многих других профессионально-значимых качеств, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.

Современные процессы актуализации развития технического и профессионального образования служат в качестве социального заказа на подготовку специалистов характеризующихся сформированными профессионально-значимыми качествами. В свою очередь данный социальный заказ обусловливает внедрение специальной программы развития технического и профессионального образования.

Преподават ель

Технология формирования профессионально-значимых качеств обучающихся колледжа

Педагогические условия формирования профессионально-значимых

качеств

Обучающийся колледжа

Функциональные компоненты

Содержательн ыи Процессуальны и Оценочно-результативный

Целевой Мотивационный ----

Этапы

1 этап-

диагнотический

2 этап - творческий

3 этап - рефлексивный

Выявлевание наличного уровня оформираванности заданныхПЗК обучающихся, исследование особенностей их представлений о роли ПЗК в будущей профессиональной деятельности, выявление уровня мотивации на формирование ПЗК

Анализ ГОСО, с цельюдополнения и коррекции дисциплин общепрофессионального цикла, учебного курса «Информатика», реализация алгоритма процесса актуализации потребности обучающихся в формировании ПЗК, разроботка учебно- тематического плана и программы авторского спецкурса «профессионально-значимые качества учителя», организация спецпрактума «Практикум по ИТ»и др.

Анализ и самранализ результатов творческого этапа, а

также выявления динамики оформированности ПЗК с целью последующей коррекции данного процесса

Формы и методы: консультации, информационно-развивающие, проблемно-поисковые и творчески-репродуктивныеметоды

(лекции, объяснение, демонстрация, использование средств «масс-медиа», самостоятельная работа с литературой, обучающими программами, информационными базами данных, работа в Интернете, эвритическая беседа, учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа, организационно-деательностная игра, исследовательская работа, вариативныеупражнения, решение задач с применением вычеслительной техники, анализ производственных ситуаций, деловые игры, имитация

профессиональной деятельности и т.д.)

Результат: Оформиравнные профессионально-значимые качества обучающихся колледжа

Рис. Технология формирования профессионально-значимые качества

обучающихся колледжа

Цель данной программы заключается в модернизации системы технического профессионального образования для обеспечения отраслей экономики квалифицированными специалистами технического и обслуживающего труда с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования. Все это вытекает в справедливую необходимость всестороннего совершенствования процесса обучения в колледже. Одним из вариантов совершенствования процесса обучения в колледже является разрабатываемая нами модель, целью которой является формирование профессионально-значимых качеств учащихся колледжа .

Методологическими ориентирами модели формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа послужили системный, личностно-деятельностный и технологический подходы.

Системный подход позволит построить содержание и процесс подготовки педагогов профессионального обучения как целостный процесс во взаимосвязи внешних и внутренних факторов.

Личностно-деятельностный подход с позиции учащихся, прежде всего, предполагает свободу выбора пути, учебника, методов, а в остальных случаях даже партнера обучения - педагога. Этот подход формирует активность самого обучающегося, его готовность к решению проблемных задач, создание условий его личной самоактуализации и личностного роста, творческого саморазвития и самостоятельности. В своем личностном компоненте данный подход предполагает, что в центре обучения находится самообучающийся -его цели, интересы, т.е. непосредственно его личность. На деятельностном уровне реализуются условия для деятельности общения, учебной деятельности, в совокупности образующие деятельность научения и, как результат, формирование искомых профессионально-значимых качеств учащихся колледжа : направленности, компетентности, самостоятельности.

Технологический подход к подготовке учащихся колледжа в ракурсе нашего исследования имеет важное значение, он позволяет создать базу для формирования профессионально-значимых качеств обучающихся, путем дифференциации процесса подготовки, гарантирующей достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения в ходе ее реализации.

Процесс формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа реализует через следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный компоненты. Выделенные компоненты модели формированный профессионально-значимых качеств учащихся колледжа взаимосвязаны и взаимообусловлены. Процесс их обеспечения составляет следующие характеристики:

— целевое обеспечение достигалось конкретизацией и структурированием целей и задач, постановкой иерархии целей развития профессионально-значимых качеств учащихся колледжа по схеме «стратегическая - тактическая-оперативная», координацией усилий преподавателя на определение и реализацию учебного комплекса;

— мотивационное обеспечение предполагало определение причин, развитие положительной мотивации и осознание значимости формируемых у обучающихся профессионально-значимых качеств в будущей профессиональной деятельности, а также создание у них позитивной установки на овладение выбранной профессии, формирование потребности в развитии и саморазвитии;

— содержательное обеспечение включало: анализ содержания подготовки в колледже; отбор и структурирование и переработка программ дисциплин общепрофессионального цикла с учетом требований к специалисту; разработка и внедрение в учебный процесс дисциплины, целенаправленно формирующей профессионально-значимых качества обучающихся:

— процессуальное обеспечение основывалось на реализации специальной технологии формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа , а также использование широкого комплекса форм и методов как традиционного, так и инновационного содержания. В качестве эффективных методов развития профессионально-значимых качеств учащихся выпустили лекция, дискуссия, диалог, активные методы обучения (проблемная лекция, деловые игры, моделирование ситуаций), оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы. Основными формами явились лекция, практическое занятие, тренинг, мастер-класс, практикум, консультация и самостоятельная работа. В качестве средств формирования профессионально-значимых качеств обучающихся нами был применен широкий спектр современных информационных технологий;

— оценочно-результативное обеспечение уровня развития профессионально-значимых качеств обучающихся осуществлялось с помощью диагностических методик, методов качественного и количественного анализа, коррекционных (тренинговых) занятий, рефлексии и построения прогноза.

Таким образом, выделенные составляющие модели позволил нам направить вектор их воздействия на формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа .

Таким образом, реализация выдвинутых педагогических условий: актуализация потребности учащихся в формировании профессионально-значимых качеств; использование информационных технологий как средства формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа ; разработка технологии формирования профессионально-значимых качеств учащихся колледжа показала необходимость создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности учащихся колледжа с заданными качествами.

Использованные источники: 1. Sayidahmedov N.Yangi pedagogik texnologiyalar. — Т.: «МоНуа», 2003. —172 Ь.

2. Farbermd V.L. Ilg'or pedagogik texnologiyalar. T., 1999 y. 4-bet.

3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. - М.: НМЦСПО, 1999. — 538 с.

4. Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения, — М., 1969.

УДК 037

Нажмиддинова Ё.Р. преподаватель Давронова М.У. преподаватель

Наманганский инженерно-строительный институт

Сайдахмедов У.А.

ученик

Туракурганский сельскохозяйственный колледж

Вахобов А. студент

Наманганский инженерно-строительный институт

Узбекистан, г. Наманган МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация: Цели педагогического оценивания - это не только оценивание результатов прошедшей деятельности, но также и текущей, равно как и составление рекомендаций на будущее. В данной статье рассматриваются методологические принципы педагогического оценивания.

Ключевые слова: педагогическое оценивание, методологические принципы, нучные методы, процедуры, инструментальные средства, система мониторинга.

Nazhmiddinova Y.R. Teacher of the Namangan Civil Engineering Institute

Davronov M. U.

Teacher of the Namangan Civil Engineering Institute

Saidakhmedov U. apprentice

Turakurgan Agricultural College

Vahobov A.

Student of Namangan Civil Engineering Institute METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL

ESTIMATION

Annotation:The goals of pedagogical evaluation are not only evaluating the results of past activities, but also current ones, as well as drawing up

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.