Научная статья на тему 'Развитие профессионально значимых качеств личности студентов туристского колледжа'

Развитие профессионально значимых качеств личности студентов туристского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / УЧАЩИЕСЯ ТУРИСТСКОГО КОЛЛЕДЖА / COMPETENCE / COMPETENCY / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF PERSONALITY / STUDENTS OF TOURISM COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко Т. В.

Развитие профессионально значимых качеств как составляющих компетентности позволяет модернизировать систему подготовки будущих специалистов в сфере туризма в целях успешности осуществления будущей профессиональной деятельности. Целью исследования является попытка проследить взаимосвязь между процессом формирования качеств личности студентов, в том числе и профессионально значимыми, и их направленностью на деятельность в сфере сервиса и туризма в зависимости от срока обучения учащихся туристского колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF STUDENTS TOURISM COLLEGE

Development of professionally significant qualities as competence allows components to upgrade the training of future professionals in the field of tourism to ensure the successful implementation of future professional activity. The purpose of this study is an attempt to trace the relationship between the process of students personality professionally significant qualities and their orientation on activities in the field of tourism and service time depends on student learning tourism college.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально значимых качеств личности студентов туристского колледжа»

казаков. Традиции всегда являются новым открытием, они несут в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса. Изучать опыт своего народа, его традиции, видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, культуре, знать историю, где мы живем, обычаи тем самым формировать самосознание личности. Ведь, к сожалению, мы оказались народом, страдающим утратой исторической памяти и корней. Кроме истории, потеряны еще и традиции, обычаи, культура, поэтому необходимо рассказывать и показывать молодежи.

Все это можно увидеть в нашем Краснодарском крае если сделать экскурсию в этнографическую станицу Атамань. Это музей под открытым небом, а место было выбрано неслучайно. Именно здесь высадились первые казаки для заселения земли кубанской. По дорогам ездят брички, в трактирах готовят блюда, приготовленные по старинным обычаям, а на улицах дают мастер-классы гончары и кузнецы. В этом музее под открытым небом постарались учесть все детали казачьего быта. В правых углах каждой хаты непременно на счастье лежат цветы вместе с медными и серебряными деньгами. На печках кипит борщ, а в стойлах - стоят настоящие кубанские скакуны. Ожили не только предметы быта, но и традиции и легенды.

Этнографический комплекс Атамань это целая казачья станица соответствует с казачьим обычаям, традициям. Есть уникальная возможность окунуться в прошлое время, побродить по улицам станицы. В ней построены: подворья атамана, ткача, сапожника, цирюльника, майдан, часовня по старинной технологии. Хаты казаков строились из камыша, соломы, глины и хвороста и потом их белили, а богатые казаки строили себе жилье из кирпича. Традиционная историческая технология строительства хат была предельно проста: каркас из жердей, а если была возможность из бревен. Каркас точно так же, как и плетень или тын заплетались хворостом. Получившиеся прозрачные стены обмазывались с двух сторон глиной, тщательно вымешанной с мелкой соломой. Потолки по балкам забирались короткими бревнышками или досками, или на худой конец, также как и стены заплетались и обмазывались глиной. Крыша по жердям накрывалась снопами ровно уложенного камыша, а там где камыша не было снопами соломы, которые заливались жидкой глиной. В хате выкладывалась печь. Из грубо остроганных досок делались двери. Более тщательно изготовлялись окна в две рамы. Полы были из досок только в зажиточных семьях. Более бедные избы обходились земляными набивными полами, которые регулярно смазывались коровяком (коровий помет). Ежегодно хата белилась изнутри и снаружи мелом или известью.

В усадьбе казаков всегда располагалась летняя кухня, где казачья семья жила в летнее время. Стены в хатах всегда были обвешаны конской сбруей, оружием, портретами семьи и казачьих атаманов. Экспонаты можно потрогать руками, но и научиться какому-нибудь казачьему ремеслу. Как жили кубанские казаки, как гуляли, как пели и даже, что пили - ни один из источников не смог бы лучше передать атмосферу. Зайдя в хату казака Каравая и увидеть, как казачки пекли хлеб, а потом и самому замесить и поставить тесто в печь. Г ости станицы могут побывать в роли гончаров и выкрутить на гончарном круге свое изделие.

Станичная школа располагалась в хате, где казачат учили Закону Божьему, писать и считать. Помимо учителя в школе на всех занятиях присутствовал дядька-воспитатель из числа стариков, который следил за дисциплиной и в случае необходимости применял крутые меры. Самым сильным наказанием для казачат считалось сказать отцу провинившегося о недостойном поведении его ребенка. Если же казачонок проявлял усердие в чистописании, то по рекомендации дядьки его могли направить за счет станицы на учебу в гимназию. После учебы он возвращался в станицу писарем, приобретая тем самым высокий статус в казачьей иерархии. Каждый посетитель станицы Атамань попадает в старинный, но такой настоящий, такой живой мир, где на грядках растет капуста и картошка, из печи казачка достает свежеиспеченный хлеб, а лихие молодые казаки соревнуются в удали и ловкости. Здесь можно увидеть интересные обряды кубанских казаков: сватовство, свадьба, посвящение мальчика в казаки, проводы казака-линейца на военную службу, пригласят вас на казачью ярмарку. Каждый обряд - это спектакль, в котором вы сможете принять участие и почувствовать колорит и дух кубанского казачества, послушать настоящие казачьи байки. Гости увидят джигитовку и конные состязания, желающие могут научаться верховой езде. Все это надолго останется в памяти надолго. В станице Атамань проводятся фестивали фольклорной музыки и тематические выставки. Тут можно обучиться разнообразным ремеслам и народным танцам. Есть возможность принять участие в игровых программах, шуточных конкурсах и веселых забавах. При строительстве этнографической станицы Атамань стремились как можно глубже передать атмосферу казачьей жизни в те далекие времена.

Кубанская земля удивительна, она, как и многие тысячелетия назад, притягивает человека. И кто хоть раз попал в ее бескрайние объятия, ощутил дыхание кубанского чернозема, радость восхождения на горную вершину, к самим облакам, окунулся в бездонную черноморскую синь, тот так и останется навсегда на этой земле. В Краснодарском крае с его богатыми традициями национально-художественной культуры огромное значение приобретает народное и декоративно-прикладное искусство казаков Кубани, служит мощным средством воспитания. Становления и возрождения национального самосознания молодого поколения через приобщение их к культурному наследию своего народа.

Литература

1. История Кубани /под ред. В.Е. Щетнева. - Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2004. - 304 с.

2. Манукало А.Н. История Кубани / А.Н. Манукало. - Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2004. - 210 с.

3. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004. - 420 с.

4. Чистов К.В. Кубанские станицы / К.В. Чистов. - М.: Наука, 1967. - 230 с.

Нестеренко Т.В.

Преподаватель, Гуманитарный колледж ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО

КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Развитие профессионально значимых качеств как составляющих компетентности позволяет модернизировать систему подготовки будущих специалистов в сфере туризма в целях успешности осуществления будущей профессиональной деятельности. Целью исследования является попытка проследить взаимосвязь между процессом формирования качеств личности студентов, в том числе и профессионально значимыми, и их направленностью на деятельность в сфере сервиса и туризма в зависимости от срока обучения учащихся туристского колледжа.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессионально значимые качества личности, учащиеся туристского колледжа.

Nesterenko T.V.

Lecturer Humanities College, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF STUDENTS TOURISM

COLLEGE

Abstract

Development of professionally significant qualities as competence allows components to upgrade the training of future professionals in the field of tourism to ensure the successful implementation offuture professional activity. The purpose of this study is an attempt to trace the relationship between the process of students personality professionally significant qualities and their orientation on activities in the field of tourism and service time depends on student learning tourism college.

46

Keywords: competence, competency, professionally significant qualities of personality, students of tourism college.

Компетентностный и личностно-деятельностный подходы в образовании направлены на формирование компетентности [5, 6, 7]. В этом контексте компетенции, по мнению В.И. Байденко [1], В.П. Беспалько [2], В.Я. Виленского [4] и др. представляет собой уровень развития личности обучающегося, в виде ключевой части компетентности, связанной с качественным освоением содержания образования, где «качественное освоение» определяется требованиями и нормами к подготовке будущего специалиста в том числе и сферы туризма к будущей профессиональной деятельности.

Компетенции, как составляющие компетентности - это получаемые в процессе образования знания, умения, навыки, соединенные с профессионально значимыми качествами личности [3].

Под профессионально значимыми качествами (ПЗК) В.Д. Шадриков [8] понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности.

В понимании Э.Ф. Зеера [5], профессионально значимые качества это - психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны. В самом общем виде выделяются такие ПЗК, как наблюдательность, образная, двигательная и другие виды памяти, пространственное воображение, внимательность, эмоциональная устойчивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др.

Таким образом, развитие профессионально значимых качеств как составляющих компетенций студентов позволит модернизировать систему подготовки будущих специалистов туризма в целях успешности осуществления будущей профессиональной деятельности работника индустрии сервиса и гостеприимства.

Целью нашего исследования является попытка проследить взаимосвязь между процессом формирования качеств личности студентов, в том числе и профессионально значимыми, и их направленностью на деятельность в сфере сервиса и туризма в зависимости от срока обучения учащихся туристского колледжа. Учащиеся старших курсов уже заняты поиском работы. Основным конкурентным преимуществом специалистов-выпускников является уровень компетентности, максимально соответствующий требованиям работодателей, формируемый на протяжении всего срока обучения.

Мы попытались выявить данную предполагаемую взаимосвязь у учащихся I-Ш курсов Гуманитарного колледжа КГУФКСТ, специализация «Туризм». Участвовало 150 человек. Они были разделены на две равные по численности группы: контрольную -учащиеся I-II курсов и экспериментальную - III курс. Возрастной состав испытуемых от 16 до 20 лет. Была выбрана групповая форма проведения, в виде тестирования (общее время тестирования занимало 1,5 - 2 часа).

Обработка полученных данных проводилась в два этапа. Первичная обработка протоколов ответов была выполнена вручную. Затем все показатели были занесены в таблицы и включены в общую матрицу для статистической обработки.

Усредненные результаты по всем выборкам выявили взаимосвязь между выбором специализации у студентов и их готовностью и желанием в дальнейшем работать по специальности.

Для исследования личностных качеств студентов мы использовали следующие методики:

1. - тест Кеттелла.

2. - тест смысложизненных ориентаций (СЖО).

1. Многофакторный опросник личности Кеттелла. В настоящем исследовании использовалась одна из модификаций этого теста - «Построение личностного профиля (16-факторный опросник)», которая представляет автоматизированный русскоязычный вариант теста «16PF» Кеттелла, дополненный служебной шкалой «социальной желательности» (SD). В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 105 вопросов предназначенная, для людей от 16 лет и старше. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей рядом авторов выделяются следующие блоки факторов:

1) интеллектуальные особенности (факторы B, M, Q1);

2) эмоционально-волевые особенности (факторы C, G, I, O, Q3, Q4);

3) коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы A, H, F, E, Q2, N, L).

Полученные результаты оценивались нами применительно к особенностям профессиональной деятельности работников

социально-культурного сервиса и туризма, поскольку, как было определено нами ранее, большая часть ПЗК является специфическими для профессий в этой сфере.

2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является версией теста «Смысл в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающемся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру.

Тест смысложизненных ориентаций включает, на ряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса контроля:

Субшкала 1. Цели в жизни.

Субшкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность.

Субшкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

Субшкала 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни).

Субшкала 5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни.

Важно отметить, что при использовании этих методик используется метод интроспекции (самонаблюдения).

В результате проведенных тестов были получены следующие результаты:

Тест Кеттелла (рис. 1).

Направленность характерологических особенностей по фактору А к положительному полюсу (А+) говорят о том, что для студентов как контрольной, так и экспериментальной групп характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, открытость и готовность к сотрудничеству.

Испытуемые первой и второй групп показали направленность к отрицательному полюсу фактора В. Это свидетельствуют о неумении сконцентрировать внимание на задаче, «отстраниться» от эмоциональных переживаний, мешающих решать интеллектуальные задачи.

Направленность характерологических особенностей по фактору C (сила «Я» - слабость «Я») к положительному полюсу (C+) предполагает, что студенты экспериментальной (второй) группы в большей степени способны управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Студентов, вошедших в контрольную (первую) группу отличают менее выраженные качества определяющие данный фактор.

Анализ результатов по фактору Е показал, что студенты экспериментальной группы более стремятся к самостоятельности. Для них характерно более независимое поведение, что характерно для учащихся старших курсов.

47

Высокие показатели по фактору F (жизнерадостный - серьезный), направленные к положительному полюсу характеризуют студентов младших курсов из контрольной группы как людей более бодрых, активных, беспечных, легко воспринимающих жизнь, чем студенты второй группы.

Однако более высокие показатели по шкале G у студентов первой группы говорят также и о том, что они более совестливы и высокоморальны Принятых правил они придерживаются не потому, что это выгодно, а потому, что не могут поступить иначе.

Студенты двух групп обнаружили высокие показатели по шкале Н, что говорит об их смелости, эмоциональной активности, способности выдерживать большие нагрузки.

Студенты контрольной группы в целом обнаружили более высокие показатели по фактору I (мягкосердечность, нежность -суровость, жесткость) что говорит о том, что они более чувствительны, тянутся к другим.

Направленность характерологических особенностей по фактору L (подозрительный - доверчивый) к положительному полюсу (L+) у студентов обеих групп свидетельствуют о подозрительности, недоверии и настороженном отношении к другим. В коллективе они держатся обособленно, с завистью относятся к успехам других, считают, что их недооценивают, не признают их достижения. Однако, у студентов контрольной группы эти качества более выражены.

Более высокие показатели по шкале М говорят о том, что студенты контрольной группы люди с развитым воображением, более мечтательные и немного рассеянные, чем студенты второй группы.

Студенты первой и второй групп обнаружили направленность характерологических особенностей по шкале N к положительному полюсу (N+). Это говорит о том, что они - люди проницательные, склонные к поиску логики, в поступках, эмоциональных реакциях окружающих и собственных переживаниях.

Высокие показатели по фактору О (гипотимия - гипертимия), направленные к положительному полюсу, говорят о склонности студентов контрольной группы к самообвинениям. Они неизменно чем-то озабочены, тяготятся дурными предчувствиями, склонны к самоупрекам, недооценивают свои возможности, принижают свою компетентность, знания и способности. В обществе они замкнуты и обособленны. У студентов экспериментальной группы эти качества менее выражены.

Анализ результатов по фактору Q1 (радикализм - консерватизм) показал, что для студентов первой группы более характерны разнообразные интеллектуальные интересы, стремление к получению новой информации по различным областям знания, склонность к экспериментированию, чем для студентов второй группы (Q1+). Студенты второй группы в большей степени доверяют авторитетам.

Анализ результатов по фактору Q2 (р = 0.025) показал, что студенты контрольной группы независимы, самостоятельны, по собственной инициативе не ищут контакта с окружающими, предпочитают делать все сами: сами принимают решения, сами добиваются их исполнения, сами несут ответственность.

У экспериментальной группы более выражена склонность работать, и принимать решения вместе с другими людьми. Поддержка и одобрение окружающих для них во многом решающий фактор^2-).

Более высокие показатели у студентов первой группы по шкале Q3 направленные к положительному полюсу (Q3+) говорят об их организованности, умении контролировать себя, упорно и планомерно следовать поставленной цели.

Анализ результатов по фактору Q4 (напряженный - невозмутимый) свидетельствуют о напряженности, озабоченности неудовлетворенности стремлений. Для студентов второй группы характерна в большей степени некоторая фрустрированность (Q4+). Они более напряженны, эмоционально неустойчивы, раздражительны и нетерпеливы.

ABCEFGH I LMNOQ1Q2Q3Q4

□ Контрольная группа п Экспериментальная группа

Рис. 1 - Профили по тесту Кеттелла студентов контрольной и экспериментальной групп

Таким образом, для учащихся из контрольной группы характерны следующие личностные качества: открытость, легкость в общении, невнимательность, эмоциональная устойчивость, самоуверенность, склонность к лидерству, жизнерадостность, беспечность, аккуратность, смелость или даже дерзость, чувствительность, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, обидчивость, умение подчиняться правилам, напряженность, озабоченность планами.

У студентов 3-го курса из экспериментальной группы выражены такие качества личности, как: открытость, менее выраженную способность к логическому мышлению, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, склонность к лидерству, неуступчивость, жизнерадостность, беспечность, совестливость, аккуратность, смелость, тянущиеся к другим людям, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, тактичность, неуверенность в своих силах, настроенность на перемены, вольномыслие, зависимость от группы, несамостоятельность, держащие себя под контролем, умеющие подчинять себя правилам, напряженные.

В целом выявленный профиль личностных качеств учащихся по тесту Кеттелла частично характеризует те ПЗК, что выявить как основополагающие, в любой сфере профессиональной деятельности, проведенный нами анализ литературы (О.В. Бондаренко, 2006; Э.Ф. Зеер, 2007; В.Д. Шадриков, 2004). Однако сопоставление выявленных факторов с тем, что мы наблюдали у студентов контрольной и экспериментальной групп, позволяет заключить, что качества, составляющие основу предрасположенности деятельности в сфере сервиса у студентов специализации «Туризм» вне зависимости от курса до конца не сформированы. Однако, в этом есть и положительный момент. Описанные качества личности, внутренне организуют мотивацию к занятиям данными видами деятельности.

48

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).

Показатели по тесту СЖО выявили, что у студентов I-II курсов из контрольной группы осмысленность жизни ниже, чем у студентов из экспериментальной группы (рис. 2).

Рис. 2 - Профили по тесту СЖО студентов контрольной и экспериментальной групп

Баллы по первой шкале «Цели в жизни» характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне СЖО будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем.

Показатели по шкале 2 говорят о том, как воспринимают испытуемые процесс жизни. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

Шкала 3 отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Так баллы этой шкалы характеризуют студентов контрольной группы как людей менее удовлетворенных прожитой частью жизни.

Показатели по шкале 4 «Локус контроля - Я» у студентов первой группы более низкие, по сравнению с показателями студентов второй группы. Эго говорит о неверии в собственные силы и неумении контролировать события собственной жизни.

По шкале 5 «Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью» у студентов экспериментальной группы ниже, по сравнению с показателями студентов контрольной группы. Высокие балы в контрольной группе свидетельствуют об убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. В то время, как для учащихся из экспериментальной группы более характерен фатализм.

Достоверных различий по тесту СЖО обнаружено не было.

Проведенный нами корреляционный анализ обнаружил тесную взаимосвязь между личностными качествами, входящими в структуру ПЗК будущих специалистов туризму из двух групп и ценностно-смысловыми компонентами их будущей деятельности.

Так фактор I теста Кеттелла коррелирует с первой субшкалой по тесту СЖО (осмысленность целей) г = 0,60 (р<0,05).

Направленность по фактору I к положительному полюсу говорит о студентах из контрольной группы как о людях с художественным мышлением, чувствительных, тянущихся к другим. Следовательно, они в большей степени, чем учащиеся из экспериментальной группы осмысливают цели своего обучения (выбора профессии). При этом корреляционный анализ показывает, что такие личностные характеристики, как рационализм и реализм у учащихся двух групп мало выражены и это может объяснить слабую осмысленность целей деятельности.

Была обнаружена корреляция фактора Q4 (напряженный - невозмутимый) со шкалой «Локус контроля - Я» по тесту СЖО г = -0,49 (р< 0,05). Направленность фактора Q4 к положительному полюсу характеризует студентов первой и второй группы как людей напряженных, озабоченных планами.

Анализ связей показателя по шкале Q3 теста Кеттелла со шкалой «Локус контроля - Я» показал, что для студентов контрольной и экспериментальной групп характерна обратная зависимость г = - 0.64, p < 0.05). Студенты из первой группы в больше степени склонны контролировать себя, подчиняться правилам, чем студенты из второй, и, следовательно, студенты контрольной группы в большей степени ценят интересную работу.

Прослеживается взаимосвязь между фактором G по тесту Кеттелла г = 0,49 (р<0,05) и фактором О г = 0,48 (р<0,05).

Это говорит о том, что студенты первой группы более моралистичны и аккуратны, чем студенты второй группы, при этом они не уверены в себе. Поскольку зависимость между факторами прямая, то студенты контрольной группы меньше ценят самостоятельность, они более конформны.

Оцениваемые в настоящем исследовании характерологические и ценностно-смысловые характеристики студентов контрольной и экспериментальной групп, специализации «Туризм», Гуманитарного колледжа КГУФКСТ мы обнаружили тесную взаимосвязь, что позволяет сделать некоторые выводы.

Анализ ценностных ориентаций студентов первой и второй групп обнаружил слабую структурированность системы ценностей. Взаимосвязь отвергаемых ценностей и характерологических особенностей, определяющих ПЗК учащихся из двух групп, позволяет сделать вывод о том, что ценностные ориентации не позволяют реализовать профессионально значимые качества в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, невыраженность профессионально значимых качеств у студентов специализации «Туризм» может быть обусловлена несформированностью ценностно-смысловых сферы личности будущих специалистов.

Это позволяет сделать заключение, что у студентов третьего курса еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интернализовалась система ценностей характерная для данной специальности, что в итоге и определяет невыраженность у них профессионально значимых качеств и их неэффективную реализацию в процессе профессиональной деятельности. Это влечет за собою ряд трудностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться работникам сферы туризма в начале своей

49

профессиональной деятельности. Но которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения, с учетом модернизации системы высшего и среднего профессионального образования в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ) и Гуманитарном колледже КГУФКСТ, особенно в аспекте формирования компетентности выпускников, являющейся основой для эффективной профессиональной деятельности.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. - М.: Проспект, 2005. - С. 11-14.

3. Бондаренко, О.В. Моделирование будущей профессиональной деятельности как условие формирования профессионально значимых качеств студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» // Формирование компетенций учащихся и студентов в общем и профессиональном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. -Челябинск: Изд-во. Образование, 2006. - Ч. 2. - С. 22.

4. Виленский, В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / В.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - С. 90-92.

5. Зеер, Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, Е.Г. Лопес. -2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург, 2007. - 136 с.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ustu.ru/Competentnosti.pdf7id.434

7. Хуторский, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. - № 2. - С. 58-64.

8. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 2004. - № 8. - С. 20-27.

Нефедова В. Ю.

Доцент кафедры ИМПИ, кандидат педагогических наук, Оренбургский государственный педагогический университет СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СУБЪЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

Целью работы является анализ современного состояния исследований в области обеспечения сетевого взаимодействия в образовательном процессе. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: определены достоинства, отличительные черты, виды, компоненты и функции сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательная среда, информационные сетевые технологии, сетевые образовательные сообщества.

Nefedova V. Y.

Сandidate of pedagogical sciences, docent department of Informatics, Orenburg state pedagogical university

CURRENT STATE OF RESEARCH IN THE FIELD OF NETWORKING SUBJECTS IN THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Abstract

The aim is to analyze the current state of research in the field of networking in the educational process. To solve the goal following problems were solved: defined dignity, distinctive features, types, components and functions of networking.

Keywords: networking, educational environment, information network technology, network learning communities.

Одним из приоритетных направлений развития страны является создание единого информационно-образовательного пространства, что отражено в проекте «Информационное общество» 2011-2020 гг. В настоящее время в условиях информатизации современного общества и недостатка ресурсов в системе образования одним из эффективных механизмов активизации интеллектуально-творческого потенциала личности в образовательной среде является сетевое взаимодействие.

В педагогике понятие «сетевое взаимодействие» употребляют с 90-х гг. 20 века. В последние годы отечественными и зарубежными исследователями опубликован целый ряд работ, посвященных данному вопросу. Особо следует выделить труды А. И. Адамского, В. Н. Алексеева, Н. Ю. Гончаровой, К. С. Еленева, Ю. Я. Еленевой, Т. А. Зубаревой, Н. М. Конновой, А. Г. Каспржак, В. Ф. Лопуга, И. Б. Медведева, К. Г. Митрофанова, А. А. Пинского, В. А. Поляковой, В. И. Скрипниченко, Л. Н. Судьиной, О. Н. Сусаковой и др.

Анализ источников показал, что сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности является актуальным направлением современной педагогики и рассматривается исследователями в рамках двух основных направлений взаимодействия: с одной стороны, между образовательными учреждениями (Адамский А. И., Еленев К. С., Еленева Ю. Я., Зубарева Т. А., Коннова Н. М., Медведев И. Б., Скрипниченко В. И. и др.); с другой - между субъектами образовательной деятельности в одном учреждении (Алексеев В. Н., Гончарова Н. Ю., Кузьмин С. В., Пескова Л. А., Полякова В. А. и др.).

Ссылаясь на работы А. И. Адамского, определим сетевое взаимодействие как систему связей, позволяющих разработать, апробировать и предложить профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики [1].

С точки зрения Н. Ю. Гончаровой, сетевое взаимодействие обеспечивает повышение информационной культуры, усиливает мотивацию субъектов образовательной среды к использованию дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий и наилучшим образом отвечает идее непрерывного педагогического образования [4].

Вместе с тем, С. В. Кузьмин, Л. А. Пескова и ряд других исследователей отмечают современные возможности информационных сетевых технологий, которые позволяют выстраивать образовательное взаимодействие между субъектами процесса обучения удобным, быстрым, непрерывным и, что особенно важно, - психологически комфортным способом. По их мнению, благотворно сказывается на образовательном процессе самостоятельное осваивание в интерактивном режиме учебнопрактических материалов, обмен информацией и участие в обсуждении по изучаемой проблеме. Все это в значительной степени ускоряет процесс освоения учебного материала и повышает эффективность учебного процесса в целом.

Следует отметить, что сетевое взаимодействие как направление развития образовательного учреждения в процессе взаимного влияния участников сетевого взаимодействия друг на друга, нацеленное на достижение значимых социально-образовательных результатов посредством оптимального использования кадрового, научно-методического, информационного и материальнотехнического потенциала [7].

Специалистами И.Б. Медведевым и В.И. Скрипниченко определены цели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, а именно создание действенного механизма внедрения ведущих идей о современном образовании информационного общества.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.