Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / РАНЖИРОВАНИЕ / EXPERT ASSESSMENT / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL TRAINING / MASTER'S TRAINING / CIVIL SERVICE SPECIALIST / RANKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюков Э.В.

В статье на основании результатов проведенного автором диссертационного исследования, посвященного развитию профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы в процессе магистерской подготовки, и анализа научных подходов к организации экспертного оценивания установлено, что методы экспертного оценивания демонстрируют высокую эффективность в различных областях практической и исследовательской деятельности, при анализе и оценке сложных педагогических процессов. Автором проанализирована практика применения метода экспертных оценок при анализе и решении сложных многофакторных ситуаций, когда возникает необходимость применения знаний, интуиции и опыта высококвалифицированных специалистов-экспертов, что является актуальным в условиях социальных и экономических трансформаций. Подчеркивается, что высокий уровень требований к качеству профессиональной подготовки специалистов государственной службы обуславливает привлечение специалистов, имеющих специальные знания и квалификацию в соответствующих отраслях управления и способных объективно оценивать показатели качества образования, объективизирующиеся как комплекс знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств. При этом научно обоснованные выводы экспертов способствуют существенному снижению риска осуществления неэффективных педагогических воздействий. В статье представлена программа проведения экспертного оценивания профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы, включающая организационный, инструментальный и аналитический этапы. В проведенном исследовании использование метода экспертных оценок позволило уточнить структуру и конкретизировать содержание комплекса профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы, определить актуальность развития профессионально значимых качеств у действующих государственных служащих и выявить возможности организации данного процесса как в учреждении профессионального образования, так и в практике работы органов государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сердюков Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS OF DEVELOPING ECONOMIC THINKING IN FUTURE SPECIALISTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

In the article, based on the results of the dissertation research conducted by the author, devoted to the development of professionally significant qualities in future civil service specialists in the process of master's training, and the analysis of scientific approaches to the organization of expert assessment, it is established that expert assessment methods demonstrate high efficiency in various areas of practical and research activities, in the analysis and assessment of complex pedagogical processes. The author has analyzed the practice of applying the method of expert assessments in the analysis and solution of complex multifactorial situations when it becomes necessary to apply the knowledge, intuition and experience of highly qualified experts, which is relevant in the context of social and economic transformations. It is emphasized that the high level of requirements for the quality of professional training of civil service specialists determines the attraction of specialists with special knowledge and qualifications in the relevant branches of management and who are able to objectively assess the quality indicators of education, which are objectified as a complex of knowledge, abilities, skills and professionally significant qualities. At the same time, scientifically grounded conclusions of experts contribute to a significant decrease in the risk of ineffective pedagogical influences. The article presents a program for expert assessment of the professionally significant qualities of future civil service specialists, including organizational, instrumental and analytical stages. In the study, the use of the method of expert assessments made it possible to clarify the structure and concretize the content of the complex of professionally significant qualities of future civil service specialists, to determine the relevance of the development of professionally significant qualities in existing civil servants and to identify the possibilities of organizing this process both in the vocational education institution and in the practice of the bodies. government controlled.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Сердюков Э.В. Использование метода экспертных оценок при выявлении профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Serdiukov E.V. (2020). Active and interactive methods of developing economic thinking in future specialists in the process of professional training. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN420.pdf (in Russian)

УДК 378.011.3-051:35.08 ГРНТИ 14.35.07

Сердюков Эдуард Витальевич

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет», Луганск, Луганская Народная Республика

Старший преподаватель E-mail: Serdiukov62@mail.ru

Использование метода экспертных оценок при выявлении профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы

Аннотация. В статье на основании результатов проведенного автором диссертационного исследования, посвященного развитию профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы в процессе магистерской подготовки, и анализа научных подходов к организации экспертного оценивания установлено, что методы экспертного оценивания демонстрируют высокую эффективность в различных областях практической и исследовательской деятельности, при анализе и оценке сложных педагогических процессов. Автором проанализирована практика применения метода экспертных оценок при анализе и решении сложных многофакторных ситуаций, когда возникает необходимость применения знаний, интуиции и опыта высококвалифицированных специалистов-экспертов, что является актуальным в условиях социальных и экономических трансформаций. Подчеркивается, что высокий уровень требований к качеству профессиональной подготовки специалистов государственной службы обуславливает привлечение специалистов, имеющих специальные знания и квалификацию в соответствующих отраслях управления и способных объективно оценивать показатели качества образования, объективизирующиеся как комплекс знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств. При этом научно обоснованные выводы экспертов способствуют существенному снижению риска осуществления неэффективных педагогических воздействий.

В статье представлена программа проведения экспертного оценивания профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы, включающая организационный, инструментальный и аналитический этапы. В проведенном исследовании использование метода экспертных оценок позволило уточнить структуру и конкретизировать содержание комплекса профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы, определить актуальность развития профессионально значимых качеств у действующих государственных служащих и выявить возможности организации

https:// mir-nauki. com

данного процесса как в учреждении профессионального образования, так и в практике работы органов государственного управления.

Ключевые слова: экспертное оценивание; профессионально значимые качества; развитие; профессиональная подготовка; магистерская подготовка; специалист государственной службы; ранжирование

Оценивание профессионально значимых качеств как компонент процесса формирования кадрового потенциала обоснованно должен стать одним из важнейших элементов государственного управления, потому особое значение придается определению надежных методов оценки и разработке соответствующих технологий и процедур.

Роль экспертных методов приобретает особое значение в период нестабильного развития социальных, экономических и иных процессов, прямо или косвенно влияющих на эффективность профессиональной деятельности [1; 2]. Для данных условий характерна высокая степень неопределенности влияния факторов внешней среды, а потому приемлемая точность оценивания не может быть обеспечена никакими статистическими или другими формализованными методами, какими бы совершенными они ни были [3].

Для нашего исследования необходимость использования метода экспертного оценивания особенно актуальна в связи с тем, что опытные специалисты сферы государственного управления и местного самоуправления владеют широким диапазоном общих знаний о процессах, объектах и способах их функционирования; о комплексе знаний, умений и профессионально значимых качеств, необходимых специалисту для эффективной реализации властно-управленческих полномочий. Система экспертной оценки в государственных органах власти сегодня является еще малораспространенной. Можно говорить лишь об отдельных направлениях проведения такого рода исследований, в частности: оценка государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления в период аттестации, оценка уровня прогнозирования и планирования деятельности органов государственной власти и т. п.

Целью статьи является обоснование актуальности и значимости использования метода экспертных оценок как компонента диагностического комплекса выявления профессионально значимых качеств (ПЗК) у будущих специалистов государственной службы.

Методы исследования - комплекс аналитических методов, методы опроса, метод экспертных оценок, интерпретация, генерализация, методы статистической обработки полученных результатов.

В исследовании приняли участие 36 респондентов. В первую группу вошли представители сферы государственного управления, имеющие стаж работы в органах государственного управления не менее 10 лет на должностях руководителей, заместителей руководителей, ведущих специалистов, в количестве 20 человек. Во вторую группу вошли преподаватели кафедры государственного управления и таможенного дела ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», осуществляющие подготовку магистрантов по направлению 38.04.04 «Государственное м муниципальное управление», имеющие ученую степень, ученое звание и стаж работы в сфере профессионального образования не менее 10 лет - 16 человек.

Введение

Концептуальные основы исследования

https:// mir-nauki. com

Исследование проводилось в три этапа в 2016-2018 гг.

Обсуждение результатов исследования

На первом, организационном этапе, определялись общие подходы и особенности проведения исследования. На основе анализа специализированной литературы [4] нами установлено, что программа экспертной оценки профессионально значимых качеств государственных служащих должна соответствовать следующим основным требованиям: субъекты оцениваются независимо от личного мнения, как коллег, так и внешних наблюдателей; на результаты экспертного оценивания не должны влиять ситуативные факторы; оценивается реальный уровень владения профессионально значимыми качествами; весомость профессионально значимых качеств оценивается в системе деятельности органа государственного управления в целом; процедура оценки должна вписываться в систему кадровой деятельности учреждения.

Как отмечают исследователи, структурирование представлений специалистов-профессионалов о качестве кадрового потенциала в виде системы профессионально значимых качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональных функций, является наиболее очевидным и простым, однако имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, имеет место проблема «нечеткости» определения качеств специалиста, условность выделения профессионально значимых качеств. Во-вторых, в ходе выделения и систематизации ПЗК экспертами возможно возникновение процедурных ошибок. В-третьих, отдельные ПЗК в ходе практической работы могут также не учитываться в виду инструментальных ограничений их оценки. В-четвертых, данный подход к выявлению ПЗК имеет нравственно-психологический аспект. Оценка «значимости» профессионально значимого качества осуществляется экспертом на основе личного опыта эксперта, вне конкретной функциональной ситуации, что естественно снижает его ответственность. В педагогической теории и образовательной практике уже были отмечены рассогласования, связанные с субъективной оценкой результатов деятельности экспертов. В качестве выхода из данного затруднения автор И.Н. Носс предлагает увеличить количество экспертов и проведение экспертизы ПЗК по конкретным типовым профессиональным ситуациям [5]. Мы полностью разделяем данную позицию.

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме. Сегодня решением проблем экспертного оценивания занимаются немногочисленные ученые и практики, в частности Д.А. Иванов [6], Д.Е. Мякушкин [7]. В настоящее время относительно содержания и технологии проведения экспертной оценки не существует устоявшегося мнения. В то же время, значимость экспертных оценок в педагогических исследованиях в последние годы возросла, что связано с реформированием образования, преодолением единообразия, появлением разноуровневого образования, вариативных образовательных программ, технологий, стандартов, а также с развитием новых экономических отношений в сфере образования. Существуют различные экспертные методы, содержащие индивидуальные и коллективные оценки. Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях применяют метод экспертных оценок, когда создаются условия, исключающие непосредственное общение между членами экспертной группы.

Нами была определена цель экспертизы. Данная цель была сформулирована на основе мнений представителей органов государственной власти и местного самоуправления, принимавших участие в ежегодных Международных научно-практических конференциях «Управление социально-экономическим развитием государства: поиск эффективных моделей»

https:// mir-nauki. com

(2016, 2017 гг.), организованных Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Луганской Народной Республики (ГОУ ВПО ЛНР) «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» совместно с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», а также Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет». Участники конференций отмечали, что в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной службы имеется ряд существенных проблем. Крайне важным является принцип практической ориентированности учебных планов и программ обучения специалистов государственного управления. Еще одним необходимым принципом организации системы профессиональной подготовки будущих специалистов государственной службы является качественное научно-аналитическое обеспечение данного процесса. Реализация этого принципа требует, прежде всего, систематической диагностики профессионально значимых качеств, уровня профессионального развития кадров, выявления возникающих проблем и оценки эффективности их подготовки [8].

В дальнейшем актуальность изучения экспертного мнения специалистов государственной службы в контексте изучения проблематики развития профессионально значимых качеств в процессе профессиональной подготовки была подтверждена также в ходе Международной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий» (6-7 июня 2017 г., г. Донецк). Принимавшие участие в конференции специалисты государственной службы акцентировали внимание на том, что совершенствование современных механизмов государственного управления в условиях социально-экономических преобразований невозможно без повышения эффективности профессиональной подготовки государственных служащих. Отмечалось, что такая профессиональная подготовка должна основываться на оптимальном сочетании традиционных и инновационных педагогических технологий, и обеспечить профессиональное становление будущего специалиста в условиях моделирования различных видов профессионально-ориентированной деятельности. При этом, содержание профессиональной подготовки должно учитывать необходимость формирования таких профессионально значимых характеристик личности будущего специалиста, как ориентация на общественные интересы, самостоятельность, социальная ответственность за последствия своих действий, умение принять оптимальное решение в кратчайшие сроки [9]. Таким образом, с учетом системного характера профессиональной подготовки будущих государственных служащих, была определена актуальность развития в учебном процессе комплекса профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы, а также конкретизация его структурного и содержательного наполнения.

На втором - инструментальном - этапе была разработана технология экспертного опроса и определен круг экспертов. К общим критериям компетентности экспертов мы отнесли: уровень образования, наличие ученой степени, ученого звания, место работы и должность, стаж работы, уровень осведомленности по сути изучаемого вопроса. Были определены две группы потенциальных экспертов, имеющих единые групповые точки зрения.

В исследовании, направленном на определение групп профессионально значимых качеств и их конкретизацию их компонентов у будущих специалистов государственной службы был проведен экспертный опрос представителей сферы государственного управления:. Результаты проведенного анкетирования позволили получить более полное представление об актуальности развития профессионально значимых качеств у государственных служащих и

https:// mir-nauki. com

возможностях организации данного процесса как в образовательном учреждении, так и в практике работы органов государственного управления.

Об актуальности развития профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы в процессе профессиональной подготовки свидетельствуют оценки преподавателей профильных дисциплин кафедры государственного управления и таможенного дела Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (Луганская Народная Республика). Мнение педагогов было нами учтено при формировании комплекса профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы и стало определяющим при разработке форм и методов развития данных качеств в процессе магистерской подготовки.

Профессионально значимые качества будущих специалистов государственной службы были выделены нами на основании проведенного теоретического исследования [10], в проведенного на основании всестороннего анализа научных исследований, изучения специфики профессиональной деятельности специалистов государственной службы различного уровня. При формировании данного комплекса профессионально значимых качеств мы учитывали, что значимость профессионального качества определяется эффективностью деятельности специалиста, которая достигается при высокой степени выраженности этого качества и включает в себя достижение специалистом социально значимого результата, соответствующего требованиям общества [11].

Сбор мнений специалистов-экспертов осуществлялся путем анкетного опроса, прямой электронной рассылки. Для опроса экспертов-представителей сферы государственного управления в анкету по И.А. Бушуевой [12], адаптированную нами, были включены вопросы, направленные на оценку актуальности развития профессионально значимых качеств государственных служащих. В исследовании использовался метод средних арифметических рангов. Экспертам было предложено проранжировать профессионально значимые качества специалистов государственной службы по пятибалльной шкале. Необходимо было та же выделить из предложенных в анкете наиболее эффективные формы развития профессионально значимых качеств государственных служащих, а также назвать методы мотивации и стимулирования развития профессионально значимых качеств государственных служащих, применяемых в органе власти, представителем которого является эксперт.

Для преподавателей-экспертов также была разработана анкета опроса, в которой им было предложено ранжировать профессионально значимые качества будущих специалистов государственной службы по пятибалльной шкале, а также назвать проблемы в практике развития профессионально значимых качеств у студентов магистратуры. Кроме того, преподавателям предлагалось назвать эффективные средства и методы развития профессионально значимых качеств будущих государственных служащих в учебном процессе.

На третьем, аналитическом этапе, проводилась обработка полученных данных и анализировались результаты исследования.

Ранжирование выделенных нами профессионально значимых качеств специалистов государственной службы экспертами-представителями сферы государственного управления и экспертами-педагогами представлено в таблице 1.

Результаты экспертной оценки были проанализированы нами статистическими методами. Для проверки согласованности мнений экспертов как по отдельным качествам, так и по проведенному анкетированию в целом, нами были рассчитаны коэффициенты вариации и конкордации.

Таблица 1

Результаты ранжирования значимости профессионально значимых качеств специалистов государственной службы участниками экспертных групп

Оценивание значимости Оценивание

Группа ПЗК Качество экспертами-представителями сферы государственного управления, баллы значимости экспертами-педагогами, баллы

Профессионально- требовательность 5 3

ответственность 5 5

стимулирующие (ПЗК-1) добросовестность 5 4

креативность 1 2

аналитическое мышление 3 3

Профессионально- эрудированность 3 2,5

интеллектуальные умение прогнозировать 4 3

(ПЗК-2) способность к передаче 1 1

знании и опыта

способность к 4 3

планированию деятельности

Профессионально- работоспособность 5 5

операционные (ПЗК-3) стремление к саморазвитию и профессиональному совершенствованию 5 4

управление ресурсами 2 1

самоконтроль 4 4

Эмоционально-волевые исполнительность 5 3

(ПЗК-4) стрессоустойчивость 5 4

исполнительность 5 3

коммуникабельность 4 5

вежливость 4 5

Морально-этические тактичность 4 5

(ПЗК-5) способность к совместной

профессиональной 2 2

деятельности

Составлена автором

В результате проверки согласованности мнений экспертов был сделан вывод, что согласованность мнений экспертов по определению важнейших профессионально значимых качеств хорошая (коэффициент вариации менее 0,3). Полученный нами коэффициент конкордации равен 0,47, что говорит об удачном подборе экспертов, высокой согласованности мнений. Вычисленный х2 (N = 10, df = 19) = 88,39 сравним с табличным значением для числа степеней свободы и при заданном уровне значимости а = 0.05. Так как х2 расчетный больше табличного (30,14353), то W = 0,47 - величина не случайная, а потому полученные результаты имеют смысл и могут использоваться в дальнейших исследованиях.

Анализируя результаты экспертной оценки, можно констатировать, что качества «креативность», «способность к передаче знаний и опыта», «управление ресурсами», «энергичность», «искренность» получили минимальное количество баллов. Логика такой оценки, на наш взгляд, детерминирована представлением о государственном служащем как личности, встроенной в определенную систему, данные же качества могут осложнить работу в команде. Поэтому в дальнейшем экспериментальном исследовании мы сочли нецелесообразным диагностировать наличие данных качеств у будущих специалистов государственной службы.

Сопоставляя мнение экспертов-представителей сферы государственного управления и экспертов-преподавателей, можно сделать вывод, что действующие государственные служащие осознают необходимость наличия профессионально значимых качеств, а также

https:// mir-nauki. com

понимают актуальность их развития как на этапе профессиональной подготовки, так и в системе повышения квалификации.

Преподаватели также осознают необходимость развития у обучающихся профессионально значимых качеств в процессе магистерской подготовки, и отмечают, что данные качества развиваются, прежде всего, в процессе деятельности. Преподаватели-эксперты выделили виды учебной деятельности, наилучшим образом способствующие развитию ПЗК: практическая, самостоятельная творческая, коллективная учебная. Преподаватели так же отметили, что каждая дисциплина профильной подготовки может способствовать развитию комплекса ПЗК обучающихся, однако это требует от преподавателей умений определять и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, поддерживать его стремление к самореализации. Практически все преподаватели отметили отсутствие методического обеспечения процесса развития профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы в процессе магистерской подготовки, что может стать перспективой дальнейших исследований в данном направлении.

На основании экспертных оценок нами внесены уточнения в структуру комплекса выделенных ранее профессионально значимых качеств специалистов государственной службы, развитие которых мы считаем необходимым в процессе профессиональной подготовки с помощью целенаправленных педагогических воздействий.

В целом, результаты, полученные на основе экспертных оценок подтвердили, что развитие государственности, осуществление инновационных преобразований во всех сферах экономической и общественной жизни невозможно претворить в жизнь без наличия у специалистов государственной службы комплекса профессионально значимых качеств, каждое из которых является многофакторным и динамичным. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных изучению сущности и структуры профессионально значимых качеств специалистов разных сфер деятельности, в том числе и государственных служащих, проблема формирования и развития этих качеств у будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления в процессе профессиональной подготовки не получила комплексного решения, что подтвердили так же и результаты проведенных нами экспертных опросов.

Данное обстоятельство послужило основанием для выявления потенциала существующего процесса магистерской подготовки в контексте развития профессионального значимых качеств будущих специалистов государственной службы, что определило вектор дальнейшего исследования.

Результаты проведенного анкетирования экспертов позволили получить более полное представление о степени актуальности развития профессионально значимых качеств государственных служащих и возможностях организации данного процесса в практике работы органов государственного управления.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

1. Хоронько Л.Я., Федотова О.Д. Региональные аспекты подготовки кадров для системы государственной службы // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 3. С. 316-325.

2. Федотова О.Д., Хоронько Л.Я. Профессиональная подготовка государственных служащих за рубежом: концептуальные основы и особенности реализации учебной дисциплины // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 2. https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

3. Кшьюсш методи експертного оцшювання: наук.-метод. розробка / уклад.: В.П. Новосад, Р.Г. Селiверстов, 1.1. Артим. - К.: НАДУ, 2009. - С. 3.

4. Орлов, А.И. Экспертные оценки. Учебное пособие / А.И. Орлов - М.: изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 31 с.

5. Носс, И.Н. Психология управления персоналом предприятия. Профессиологический аспект / И.Н. Носс. - М.: «КСП+», 2002. - С 42.

6. Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / А.И. Иванов. - М: Академия, 2008. - 336 с.

7. Мякушин, Д.Е. Оценка персонала организации как научная проблема / Д.Е. Мякушин // Теоретическая экспериментальная и практическая психология. Сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.

8. Алексеенко, Е.А. Кадровое обеспечение государственных органов / Е.А. Алексеенко // Управление социально-экономическим развитием государства: поиск эффективных моделей: материалы I Международной научно-практической конференции молодых ученых. (15 декабря 2016 года). - Луганск: ЛНУ им. Т. Шевченко, 2016. - С. 8-10.

9. Сердюков, Э.В. Компетентностный подход в подготовке специалистов государственной службы / Э.В. Сердюков // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий: материалы международной научно-практической конференции (6-7 июня 2017 года). - Донецк. - Дон АУиГС, 2017. - С. 125-127.

10. Сердюков, Э.В. Сущность профессионально значимых качеств специалистов государственной службы / Э.В. Сердюков // Вестник Академии гражданской защиты Донецк, - №1(13) - 2018. С. 47-52.

11. Фунтикова, Н.В. Профессионально значимые качества как фактор эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста / Фунтикова Н.В., Кузь Е.В. // Вестн. Луган. нац. ун-та им. Владимира Даля. - 2018. - № 4 (10). - С. 103106.

12. Бушуева, И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Бушуева Ирина Петровна; Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. -Н. Новгород, 2015. - 233 с.

Serdiukov Eduard Vitalievich

Lugansk state pedagogical university, Lugansk, Lugansk People's Republic

E-mail: Serdiukov62@mail.ru

Active and interactive methods of developing economic thinking in future specialists in the process of professional training

Abstract. In the article, based on the results of the dissertation research conducted by the author, devoted to the development of professionally significant qualities in future civil service specialists in the process of master's training, and the analysis of scientific approaches to the organization of expert assessment, it is established that expert assessment methods demonstrate high efficiency in various areas of practical and research activities, in the analysis and assessment of complex pedagogical processes. The author has analyzed the practice of applying the method of expert assessments in the analysis and solution of complex multifactorial situations when it becomes necessary to apply the knowledge, intuition and experience of highly qualified experts, which is relevant in the context of social and economic transformations. It is emphasized that the high level of requirements for the quality of professional training of civil service specialists determines the attraction of specialists with special knowledge and qualifications in the relevant branches of management and who are able to objectively assess the quality indicators of education, which are objectified as a complex of knowledge, abilities, skills and professionally significant qualities. At the same time, scientifically grounded conclusions of experts contribute to a significant decrease in the risk of ineffective pedagogical influences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents a program for expert assessment of the professionally significant qualities of future civil service specialists, including organizational, instrumental and analytical stages. In the study, the use of the method of expert assessments made it possible to clarify the structure and concretize the content of the complex of professionally significant qualities of future civil service specialists, to determine the relevance of the development of professionally significant qualities in existing civil servants and to identify the possibilities of organizing this process both in the vocational education institution and in the practice of the bodies. government controlled.

Keywords: expert assessment; professionally significant qualities; development; professional training; master's training; civil service specialist; ranking

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.