Научная статья на тему 'Педагогические условия развития профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы'

Педагогические условия развития профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИАЛИСТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / PUBLIC SERVICE SPECIALISTS / PEDAGOGIC CONDITIONS / MASTER'S PROGRAMME / METHODOLOGICAL SUPPLY / MENTORING INSTITUTE / INSTITUTE OF MENTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюков Эдуард Витальевич

В статье на основании анализа подходов исследователей и практики подготовки государственных служащих рассмотрены педагогические условия развития профессионально значимых качеств у обучающихся в магистратуре будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Автором акцентировано внимание на развитии мотивационной сферы обучающихся, использовании широкого спектра активных и интерактивных методов и средств обучения, применении института наставничества в процессе практической подготовки будущих государственных служащих. Установлено, что поскольку в процессе формировании и развития личности специалиста должен быть задействован весь спектр педагогических воздействий, то наибольшую эффективность в развитии профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы обеспечит комплексная реализация выделенных в исследовании педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сердюков Эдуард Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions for development of professionally significant qualities in future public service specialists

Pedagogic conditions for development of professional significant qualities in future specialists of public and municipal administration in the process of Master's programme is considered in this article in terms of approach by different researchers and in terms of practice ofpublic service specialists training. The author focuses on the development of students' motivational sphere, on use of complex of active and interactive methods and means of training, on application of mentoring institute in the process of practical training of future public service specialists. It was established and identified in the study that since the whole range of pedagogic influences should be involved in the process of forming and developing the personality of a specialist, the most effective development of the professionally significant qualities of future civil service specialists will be provided by the comprehensive implementation of pedagogic conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы»

УДК 378:35.08

Сердюков Эдуард Витальевич

Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В статье на основании анализа подходов исследователей и практики подготовки государственных служащих рассмотрены педагогические условия развития профессионально значимых качеств у обучающихся в магистратуре будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Автором акцентировано внимание на развитии мотивационной сферы обучающихся, использовании широкого спектра активных и интерактивных методов и средств обучения, применении института наставничества в процессе практической подготовки будущих государственных служащих. Установлено, что поскольку в процессе формировании и развития личности специалиста должен быть задействован весь спектр педагогических воздействий, то наибольшую эффективность в развитии профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы обеспечит комплексная реализация выделенных в исследовании педагогических условий.

Ключевые слова: профессионально значимые качества, специалисты государственной службы, педагогические условия, магистерская подготовка, методическое обеспечение, активные методы обучения, институт наставни-

В условиях становления и развития института государственной службы Луганской Народной Республики одной из наиболее приоритетных задач является формирование квалифицированного кадрового состава, обеспечивающего высокую эффективность и мобильность государственного управления. Поскольку в государственных документах обозначен переход на инновационную стратегию развития, то функция образования уже не ограничивается подготовкой кадров, а рассматривается шире, как моделирование социальных процессов путем формирования навыков, жизненных ориентиров, ценностных ори-ентаций людей [4, с. 135].

Качество подготовки будущих специалистов наиболее полно отражается в уровне развития их профессионального самосознания, стремлении к профессиональному совершенствованию, максимальной самореализации, что требует не только овладения профильными знаниями и умениями, первичным опытом профессиональной деятельности, но и сформированных профессионально значимых качеств будущего специалиста.

Опираясь на подходы ученых, собственный опыт профессиональной деятельности в сфере государственной службы, мы рассматриваем профессионально значимые качества государственного служащего как обобщенные, устойчивые характеристики и способности личности, которые актуализируются на уровне выполнения профессиональных задач и определяют успешность профессиональной деятельности в сфере государственного управления.

В процессе исследования на основе проведенного анализа научной литературы и рассмотрения обобщенных профессиональных задач, стоящих перед государственными служащими нами выделен комплекс профессионально значимых качеств личности государственного служащего, уточнена их

сущность и произведено их группирование на профессионально-стимулирующие; профессионально-интеллектуальные; профессионально-операционные; эмоционально-волевые; морально-этические.

Исследователи указывают на то, что профессионально значимые качества можно формировать и развивать. Для этого необходимо создавать такие условия, что бы обучение переходило в самообучение, воспитание в самовоспитание, а личность - из состояния развития в фазу творческого саморазвития [1, с. 2]. Как отмечает Е.Д. Грязнова, у студентов с самого начала обучения должно быть представление о значимых способностях, которые необходимо развивать в период обучения в высшем учебном заведении для успешной профессиональной деятельности в выбранной ими профессии [6, с. 129]. Именно поэтому деятельность высших учебных заведений должна быть направлена на самопознание, самооценку, самоактуализацию будущего специалиста государственной службы.

Поскольку до недавнего времени в вузах Донбасса осуществлялась исключительно магистерская подготовка государственных служащих, а контингент обучающихся составляли представители реального сектора экономики, имеющие разное профессиональное образование и достаточный опыт профессиональной деятельности, то развитие профессионально значимых качеств у будущего государственного служащего для осуществления эффективной деятельности в сфере государственного управления стало важной задачей процесса их подготовки в магистратуре.

Целью данной статьи является рассмотрение педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие у будущих специалистов государственной службы профессионально значимых качеств в процессе магистерской подготовки.

Очевидно, что процесс развития профессионально значимых качеств будущих специалистов

Вестник КГУ Л 2019

© Сердюков Э.В., 2019

132

государственной службы в процессе профессиональной подготовки требует применения целенаправленных педагогических воздействий, которые обеспечат эффективность этого процесса. В педагогике такие воздействия рассматриваются как педагогические условия.

В контексте нашего исследования, на основе анализа подходов ученых и практики образовательного процесса в высшей школе мы рассматриваем педагогические условия как целенаправленно созданные в образовательной среде вуза обстоятельства, которые обеспечивают эффективность профессионального становления будущего специалиста.

Проведенный анализ научной и методической литературы, анализ процесса магистерской подготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление» позволил выделить конкретные педагогические условия эффективного развития профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы. Рассмотрим каждое из выделенных педагогических условий.

1. Совершенствование содержания магистерской подготовки будущих специалистов государственной службы с опорой на развитие мотивов овладения профессией за счет личностной направленности обучения.

Как отмечают исследователи, профессиональная мотивация - это совокупность мотивов, регулирующих и придающих целенаправленный характер деятельности будущих специалистов по овладению профессией, детерминирующих моти-вационно-ценностную направленность личности на профессиональную самореализацию. В содержании мотивационного компонента направленности на профессиональную деятельность личности выделяют такие взаимосвязанные компоненты, как мотивы выбора профессии и трудовой деятельности, профессиональные потребности, цели, интересы [2, с. 49-50].

Ввиду того, что личность характеризуется большим количеством разнообразных мотивов и потребностей, на практике невозможно эффективно применять только один из методов мотивации, необходима разработка оптимальной системы мотивации к развитию профессионально значимых качеств личности будущими специалистами государственной службы, реализуемая во всех видах и на всех этапах профессиональной подготовки на основе комплексно-целевого и индивидуального подхода [3].

Считаем, что одним из инструментов реализации рассматриваемого педагогического условия является внедрение в практику подготовки будущих специалистов государственного управления в магистратуре разработанного нами спецкурса «Профессионально значимые качества специалиста государственной службы». Спецкурс направ-

лен на ознакомление магистрантов с содержанием и структурой профессионально значимых качеств специалиста государственной службы, формирование умений осуществлять самоанализ уровня развития профессионально значимых качеств, стимулирование мотивации к процессу обучения. Практические занятия, предусмотренные в рамках спецкурса, проводятся в игровой либо в тренин-говой форме, что предоставляет возможность моделирования профессиональных ситуаций и стимулирует познавательный интерес магистрантов. Внедрение данного спецкурса должно способствовать развитию эмоционально-волевых, морально-этических профессионально значимых качеств будущего специалиста государственной службы.

2. Оптимальное использование в процессе магистерской подготовки активных и интерактивных методов обучения, направленных на проектирование профессиональной деятельности.

Трансформацию образования в современных условиях все сложнее осуществлять в рамках традиционных средств и методов обучения, что усиливает объективную потребность в разработке и применении инновационных педагогических технологий, комплексно сочетающих как традиционные, так и современные средства и методы обучения.

Считаем, что в контексте нашего исследования методы, средства и формы организации профессиональной подготовки будущих специалистов государственной службы должны обеспечивать индивидуализацию процесса обучения и максимальное использование информационно-компьютерных технологий и Интернет-ресурсов.

Среди дидактического инструментария, обеспечивающего индивидуализацию процесса обучения в магистратуре будущих государственных служащих, выделяем: разбор профессиональных деловых ситуаций, практические выездные занятия, тематические встречи, дискуссии, метод проектов, другие активные и интерактивные методы обучения, основанные на обучении в сотрудничестве и способствующие развитию профессионально значимых качеств обучающихся [3, с. 27]. Необходимо также обновление организационной структуры учебного процесса; информационного обеспечения процесса применения активных и интерактивных методов обучения; развитие инновационной инфраструктуры вуза в соответствии с требованиями работодателей.

Профессионально значимые качества должны развиваться в процессе изучения всех дисциплин учебного плана. Однако возможности различных дисциплин по развитию профессионально значимых качеств не одинаковы. Поэтому с целью эффективного развития конкретной группы профессионально значимых качеств нами были подобраны и рекомендованы для использования в процессе изучения дисциплин конкретные активные и интер-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

133

активные средства и методы обучения и воспитания. Так, в процессе преподавания дисциплины «Финансовый анализ» нами использовались ситуационные задачи, метод производственных ситуаций, деловые игры, составление информационных пакетов. Использование данных методов стимулирует развитие таких профессионально значимых качеств будущего специалиста государственной службы как профессионально-стимулирующие, профессионально-интеллектуальные, профессионально-операционные.

3. Усиление практико-ориентированной составляющей обучения будущих специалистов государственной службы путем совершенствования содержания магистерских практик, развития института наставничества.

Для формирования личности специалиста необходима организация обучения, в котором приобретенные знания не остаются формальными, а познавательная деятельность переходит в профессиональную [5, с. 108]. Без практической подготовки невозможно эффективно подготовить специалиста к условиям, в которых реализуется профессиональная деятельность, дать им четкое и целостное представление о профессиональных функциях. Образовательным стандартом предусмотрено, что государственный служащий - выпускник магистратуры - должен быть подготовлен к работе в особых, нестандартных условиях, выполнению лидерских функций и решению как типичных, так и нестандартных управленческих задач, исследовательской и аналитической деятельности. Его профессиональное мышление должно быть ориентировано не только на решение типовых профессиональных задач, но и на разрешение эвристических проблем.

Учебный план подготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление» предусматривает прохождение магистрантами комплекса практик, суммарный объем которых составляет 756 часов. Основными задачами практик, как важнейшей части профессиональной подготовки специалиста, являются закрепление теоретических знаний и получение необходимого практического опыта; знакомство со спецификой профессиональной деятельности; воспитание профессиональной этики и стиля поведения; обучение преподавательской деятельности; умению ставить цели и формировать профессиональные задачи, осуществлять кооперацию с коллегами по работе.

Таким образом, магистерские практики в целом имеют комплексный характер, и способствуют подготовке специалиста, способного выполнять весь комплекс профессиональной деятельности, предусмотренный образовательным стандартом. Очевидно, что особого внимания в настоящее время требует обеспечение преемственности и непрерывности содержания, форм и методов магистерских практик.

Следует так же отметить, что магистерские практики предусматривают существенный объем самостоятельной работы магистрантов под руководством научного руководителя, что требует разработки и использования в процессе магистерских практик качественного методического обеспечения со стороны выпускающей кафедры.

Для реализации сформулированного педагогического условия нами была подготовлена сквозная программа и методические указания к прохождению магистерских практик по направлению «Го -сударственное и муниципальное управление», что позволяет определить содержание и порядок всех видов практик, обеспечивает единый комплексный подход к их организации, основанный на принципах системности, непрерывности, последовательности, практико-ориентированной направленности, дифференциации и индивидуализации. Индивидуальные задания по практике направлены на развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы.

Рассмотрим далее использование института наставничества как условия эффективного развития профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы в процессе практической подготовки.

Проанализировав практику применения наставничества в органах государственной власти и органах местного самоуправления в ЛНР, мы пришли к выводу, что системная организация наставничества на сегодняшний день отсутствует, как отсутствует и нормативно-методическое обеспечение данного процесса. Однако, как свидетельствует опыт отдельных вузов России, институт наставничества имеет большой учебно-воспитательный потенциал при подготовке будущих специалистов государственной службы.

В условиях становления государственности институт наставничества становится необходимым элементом государственной службы, который предусматривает передачу накопленных знаний будущим специалистам государственной службы и предусматривает безусловную заинтересованность наставников и обучающихся в выполняемой работе с целью преодоления возможных проблем и достижения поставленных целей деятельности того или иного органа государственной власти. В условиях дефицита квалифицированных кадров в ЛНР наставничество является необходимым условием для модернизации и повышения эффективности государственной службы. Поэтому использование наставничества в процессе проведения магистерских практик считаем целесообразным.

Задача эффективного развития профессионально значимых качеств будущих специалистов государственного управления выдвигает следующие задачи наставничества: оказание психологической и моральной поддержки в преодолении профессио-

134

Вестник КГУ 2019

нальных трудностей, возникающих в процессе выполнения должностных обязанностей; оказание помощи для успешной профессиональной и социальной адаптации к условиям осуществления служебной деятельности; содействие в выработке профессионального поведения государственных служащих, отвечающего этическим нормам и правилам; формирование мотивации к эффективной профессиональной деятельности, саморазвития; выработка активной гражданской и жизненной позиции государственных служащих; развитие интереса к профессиональной деятельности.

Поскольку в процессе формировании и развития личности специалиста должен быть задействован весь спектр педагогических воздействий, то наибольшую эффективность в развитии профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы обеспечит комплексная реализация выделенных нами педагогических условий. В соответствии с этим, на основании выделенных педагогических условий, нами была разработана комплексная программа формирования профессионально значимых качеств обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», охватывающая весь период магистерской подготовки.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы, изучение опыта развития профессионально значимых качеств у будущих специалистов государственной службы, позволили установить, что эффективность данного процесса требует создания условий по повышению мотивации к овладению профессией; использования комплекса активных и интерактивных методов обучения; организации непрерывной и комплексной практической подготовки обучающихся с внедрением института наставничества.

Практика показывает, что реализация указанных педагогических условий требует совершенствования организационного и научно-методического обеспечения учебного процесса в соответствии с текущими и перспективными потребностями сферы государственного управления; использования мониторингового инструментария для выявления уровня развития профессионально значимых качеств будущих специалистов государственной службы; обеспечения взаимодействия вуза с органами государственной власти по вопросам совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов государственной службы.

Библиографический список

1. Бирюкова М.С. Организация непрерывного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел как научная проблема // Вестник Костромского государственного универ-

ситета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2017. - № 3. - С. 135-139

2. Богданова Н.М. Система мотиваци молодi до державно1' служби: автореф. дис. ... канд. наук з держ. упр. - Кшв, 2012. - 20 с.

3. Вахрушева С.Н., Машарова Т.В. Междисциплинарная интеграция образовательного процесса в подготовке юриста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 4. -С. 107-111.

4. Грязнова Е.Д. Роль вуза в формировании профессиональных ценностей на современном этапе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. -Т. 22. - № 2. - С. 127-130.

5. Клименко И. В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2014. - 243 с.

6. Павлова А. П. Формирование профессионально значимых качеств студентов технического колледжа в процессе обучения физике: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2004. - 190 с.

References

1. Biryukova M.S. Organizaciya nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya sotrudnikov organov vnutrennih del kak nauchnaya problema // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. -№ 3. - S. 135-139

2. Bogdanova N.M. Sistema motivaciï molodi do derzhavnoï sluzhbi: avtoref. dis. . kand. nauk z derzh. upr. - Kiïv, 2012. - 20 s.

3. Vahrusheva S.N., Masharova T.V. Mezhdisciplinarnaya integraciya obrazovatel'nogo processa v podgotovke yurista // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2017. - № 4. - S. 107-111.

4. Gryaznova E.D. Rol' vuza v formirovanii professional'nyh cennostej na sovremennom ehtape // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2016. - T. 22. -№ 2. - S. 127-130.

5. Klimenko I.V. Dinamika motivacionno-cennostnoj napravlennosti studentov na professional'nuyu deyatel'nost': dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2014. - 243 s.

6. Pavlova A.P. Formirovanie professional'no znachimyh kachestv studentov tekhnicheskogo kolledzha v processe obucheniya fizike: dis. ... kand. ped. nauk. - Tol'yatti, 2004. - 190 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.