Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / НУЧНЫЕ МЕТОДЫ / ПРОЦЕДУРЫ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / PEDAGOGICAL EVALUATION / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / METHODS / PROCEDURES / TOOLS / MONITORING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нажмиддинова Ё.Р., Давронова М.У., Сайдахмедов У.А., Вахобов А.

Цели педагогического оценивания - это не только оценивание результатов прошедшей деятельности, но также и текущей, равно как и составление рекомендаций на будущее. В данной статье рассматриваются методологические принципы педагогического оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нажмиддинова Ё.Р., Давронова М.У., Сайдахмедов У.А., Вахобов А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL ESTIMATION

The goals of pedagogical evaluation are not only evaluating the results of past activities, but also current ones, as well as drawing up recommendations for the future. This article examines the methodological principles of pedagogical evaluation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ»

2. Farbermd V.L. Ilg'or pedagogik texnologiyalar. T., 1999 y. 4-bet.

3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. - М.: НМЦСПО, 1999. — 538 с.

4. Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения, — М., 1969.

УДК 037

Нажмиддинова Ё.Р. преподаватель Давронова М.У. преподаватель

Наманганский инженерно-строительный институт

Сайдахмедов У.А.

ученик

Туракурганский сельскохозяйственный колледж

Вахобов А. студент

Наманганский инженерно-строительный институт

Узбекистан, г. Наманган МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация: Цели педагогического оценивания - это не только оценивание результатов прошедшей деятельности, но также и текущей, равно как и составление рекомендаций на будущее. В данной статье рассматриваются методологические принципы педагогического оценивания.

Ключевые слова: педагогическое оценивание, методологические принципы, нучные методы, процедуры, инструментальные средства, система мониторинга.

Nazhmiddinova Y.R. Teacher of the Namangan Civil Engineering Institute

Davronov M. U.

Teacher of the Namangan Civil Engineering Institute

Saidakhmedov U. apprentice

Turakurgan Agricultural College

Vahobov A.

Student of Namangan Civil Engineering Institute METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL

ESTIMATION

Annotation:The goals of pedagogical evaluation are not only evaluating the results of past activities, but also current ones, as well as drawing up

recommendations for the future. This article examines the methodological principles of pedagogical evaluation.

Keywords: pedagogical evaluation, methodological principles, methods, procedures, tools, monitoring system.

Pedagogik baholashning maqsadlari nafaqat o'tmishdagi faoliyat natijalarini baholash, balki mavjud bo'lganlarni baholash, shuningdek, kelajak uchun tavsiyalar tayyorlashdir. Ushbu maqola pedagogik baholash uslubiy asoslarini o'rganadi.

Kalit so'zlar: pedagogik baholash, metodologik printsiplar, usullar, vositalar, asboblar, monitoring tizimi.

Успех в решении задачи совершенствования системы образования прямо связан с решением проблемы оценки качества образовательного процесса, рост требований к качеству, соответственно ведет к необходимости постоянного обновления инструментальных средств и применение научных методов педагогического оценивания.

Важность педагогического оценивания вытекает из того, что оно служит инструментом для сопровождения происходящих изменений, выявления сильных и слабых сторон образовательной системы и ее компонентов на максимально возможном раннем этапе и для описания эффективности функционирования системы, включая причины неэффективности.

Отсюда вытекает несколько актуальных задач, и, прежде всего следующие:

—выявление критериев оценки образовательного процесса в целом и его отдельных компонентов;

—определение на некоторые период эталонного уровня показателей эффективности и качества обучения;

—разработка и совершенствование механизмов оценивания образовательного процесса по установленным критериям.

Говоря об оценке образовательного процесса, нужно иметь в виду, с одной стороны, конечный результат, с другой непосредственно процесс в его динамике.

При этом любого образовательного процесса можно информационно и организационно воспринимать как некоторый набор взаимосвязанных характеристик. На практике требуется многократное проведение операций оценки и выбора на каждом этапе функционирования образовательной системы применительно к каждому её компоненту, начиная с момента, когда основной объект педагогического воздействия — попадает в педагогическую среду и заканчивая оценкой конечных результатов образовательного процесса. Причем задачи осложняются рядом следующих факторов:

— образовательная система представляет собой систему,

характеризующуюся многообразием и сложностью взаимосвязей ее элементом;

— задачи и конечный результат образовательного процесса определяется относительно внешней среды, которая сама по себе весьма динамична;

— большое количество показателей и постоянно изменяющаяся природа их взаимозависимости;

— субъективизм суждений, обусловленный значительной ролью человека и необходимость объективизации оценок.

Педагогическое оценивание можно определить как процесс, цель которого - сделать последующий анализ соответствия, эффективности реализации стратегии развития системы профессионального образования и ее компонентов.

С точки зрения временных параметров, цели педагогического оценивания - это не только оценивание результатов прошедшей деятельности, но также и текущей, равно как и составление рекомендаций на будущее. Цели педагогического оценивания выражаются в задачах его проведения и направлены, в основном, на выявление проблем для формулирования рекомендаций и последующих действия. Еще одна цель педагогического оценивания - получение общей шкалы индикаторов, по которым система образования и ее компоненты могут быть охарактеризованы на основании образовательных стандартов. В этом смысле, процесс педагогического оценивания представляет необходимые данные для сравнения образовательных систем, построенных на различных концептуальных моделях. Не менее важно определение содержания самого процесса педагогического оценивания, а также выбор адекватной методологии. Хотелось бы подчеркнуть, что процесс педагогического оценивания может быть успешным только в том случае, если условия оценивания четко определены.

Успешная реализация процесса педагогического оценивания зависит от критериев, их точного определения и включения в изначальные цели самой образовательной системы, которые подлежат оценке. Только в этом случае может быть оценена эффективность образовательной системы и результаты выражены по всему многообразию целей достижения (в виде измеримых признаков).

Поскольку проведение педагогического оценивания в большой мере зависит от конкретных субъектов оценивания, занятых в образовательном процессе на разных уровнях, они должны иметь четкую информацию о целях, содержании и масштабах оценки и о роли каждого участника. Только предоставив заинтересованным сторонам адекватную информацию и определив их функции, возможно достичь требуемых результатов проведения педагогического оценивания.

Другим условием является, конечно, использование адекватных и

подходящих методик педагогического оценивания. Разумеется, выбор методики зависит от целей педагогического оценивания и от имеющихся средств, но в целом она предполагает в перспективе прозрачность и повторяемость результатов оценивания. Прозрачность важна для того, чтобы субъекты оценивания рассматривали себя в контексте оценки, а не контроля. В этом смысле, прозрачность способствует признанию компонентов оценки, и таким образом, обоснованности собранной информации.

Что касается формальной стороны, то оценка не может ограничиваться строго научными методами измерения уровня качества, но также должна содержать наблюдения квалифицированных экспертов и заинтересованных сторон. Качественные показатели могут вскрыть некоторые факты, нарушения или неэффективные процедуры. Для получения чёткого представления о ситуации, важно сочетать объективные данные с суждениями заинтересованных участников и экспертов.

Во многих оценочных мероприятиях традиционной является промежуточная оценка, представляющая собой информирование о функционировании начального этапа становления образовательной системы и позволяющая оценить первые результаты и их соответствие установленным образовательным стандартам и целям. Регулярная оценка даёт такую информацию в различные моменты времени, определяемые ключевыми событиями, а периодическая оценка - через одинаковые отрезки времени.

С педагогической точки зрения, результат в большей степени касается собственно учебной деятельности, например качества преподавания или сравнения различных методов обучения. Результат можно измерить, например, с помощью тестирования.

На психологическом уровне оценивается эффективность учебного процесса профессионального и личностного развития учащихся. При оценке используются методы психолого-педагогической диагностики. Однако, в каждом конкретном случае оправдано учитывать не только эмпирические или статистические данные, но также мнения экспертов и заинтересованных участников образовательного процесса.

Когда известен уровень, на котором будет проходить процесс педагогического оценивания, и определена его цель, необходимо выбрать методологию, посредством которой будет проводиться педагогическое оценивание.

В ходе педагогического оценивания обычно следует реализовать как количественный, так и качественный подходы. Это позволит собрать нужные количественные данные, определить основные показатели для того, чтобы сделать дальнейший статистический анализ в сочетании с экспертными оценками и переработанной информацией. Цель последнего - выразить суждение относительно функционирования образовательной системы в целом и ее участников. Идея заключается в том, чтобы отобразить общее положение системы и ее компонентов, описать, каким образом она функционирует,

обозначить сильные и слабые стороны и проанализировать соответствие результатов образовательным стандартам и целям.

Конечно, наиболее важным остается эмпирический сбор качественных и количественных данных, эквивалентный реализации научного метода. Полученная оценка позволяет сделать обоснованные выводы, основанные на статистическом анализе. Однако, эмпирический подход должен дополняться, так называемыми, экспертными оценками, означающими основанные на экспертных суждениях, сделанных лицами, имеющими опыт педагогической или организационно-методической работы в качестве независимых наблюдателей.

Правильное определение методов, инструментов и процедур педагогического оценивания делает возможным пересмотреть опыт прошлого, зафиксировать нынешнюю ситуацию и подготовить рекомендации для определения перспектив развития.

Разумеется, педагогическое оценивание имеет свои сложности и проблемы. Эта процедура тяготеет к непосредственному участию всех субъектов образовательного процесса. Результаты оценивания часто не совпадают со сложившимися стереотипными оценками.

Кроме того, используемые методы педагогического оценивания сами по себе часто бывают достаточно сложными, излагаются языком, понятным специалистам, в связи с чем, кажутся малопонятными для участников образовательного процесса. Вот почему необходимо, по возможности, упростить применение методов. Более того, внедрение методов педагогического оценивания само по себе является сложным процессом, требующим значительных временных и материальных затрат, поэтому необходимо искать корректные и прагматичные решения. В любом случае, что касается педагогического оценивания внедрение системы оценки может быть успешным при условии выполнения ряда условий.

Прежде всего, реализация стратегических направлений педагогического оценивания, основанного на опыте существующей системы профессионального образования, должна осуществляться на всех уровнях управления образованием. Стратегические направления должны касаться системы в целом, хотя необходимо определить приоритетные направления деятельности. Во вторых, повышение уровня знаний педагогических и управленческих кадров посредством изучения лучших отечественных и зарубежных практических примеров проведения оценивания в разных образовательных контекстах. В связи с этим возникает вопрос, в какой степени эти примеры, механизмы и инструменты педагогического оценивания могут быть адаптированы к реальным условиям или же следует создавать новые? Как бы то ни было, раз этот опыт имеется, его следует сделать общедоступным.

Поставлена задача - создание и внедрение единой республиканской системы мониторинга и оценки, суть которого заключается в установлении

взаимосвязи данных, собранных во всех регионах республики по единым критериям, что сделает систему профессиональной подготовки более прозрачной как для колледжей и академических лицеев, областных управлений сспо, центром среднего-специального профессионального образования (цсспо), так и для других министерств и ведомств.

Система управления учебным заведением — это всего лишь небольшой элемент системы мониторинга и оценки. она предлагает многогранные варианты сопоставления данных колледжей, но никак не влияет на возникновение этих данных. в целях усиления информативности данных в будущем необходимо создать фундамент для унифицированного сбора данных, позволяющего проводить их сопоставление.

Систему мониторинга и оценки необходимо понимать не только как инструмент контроля, а скорее как информационно-управляющую систему, призванную предоставлять информацию, на основе которой будут приняты соответствующие решения, а также как систему, позволяющую проанализировать действенность реализованных за определенный период мер, опираясь на показатели, установленные ранее. Таким образом, данная система внесет существенный вклад в достижение целей и задач, сформулированных Национальной программой по подготовке кадров.

Комплексная система мониторинга и оценки системы профессионального образования Республики Узбекистан призвана удовлетворить потребность всех заинтересованных сторон в получении убедительной и достоверной информации о деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом. Кроме того, электронная система мониторинга и оценки даст возможность сформировать единую отчетность, позволяющую административным ведомствам получить общее представление о системе, всех ее уровнях в различной плоскости. В будущем это позволило бы ориентировать деятельность всех участников системы профессионального образования Республики Узбекистан на достижение совместно поставленных целей, значительно повысив при этом эффективность затраченных сил.

Система мониторинга и оценки открывает следующие возможности: отслеживание и контролирование установленных критериев качества, использование системы администрацией в качестве инструмента управления, единая информационная система для ЦПО, региональной администрации и профессиональных колледжей, формирование прозрачности и

сопоставимости различных регионов и колледжей в различных плоскостях учебного процесса, единая открытая система для всех колледжей независимо от их профессиональной специализации, определение и улучшение качества учебного процесса на всех уровнях, создание информативных отчетов на всех уровнях (ЦПО,региональные администрации и колледжи), сопоставимость колледжей, преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся (рейтинговая система).

Параметры системы мониторинга и оценки, играющие важное значение: открытость и интегрируемость - возможность привлечения и интеграции в систему новых колледжей, наращивание - возможность расширения функциональности системы, не изменяя концепцию или технические требования системы. Распределение прав доступа - возможность распределения групповых, а также индивидуальных прав пользования системой мониторинга и оценки.

Управление учебным процессом должно улучшить, в первую очередь, качество профессиональной подготовки кадров. Кроме того, качественные и количественные показатели колледжей (преподаватели, учащиеся, профессии, материально-техническая база колледжа и т.д.) дают информацию о развитии профессионального образования в Узбекистане в целом. Необходимо выработать единую систему сбора и обработки информации, чтобы иметь возможность сопоставлять данные на региональном и межрегиональном уровнях. Следовательно, инструменты сбора информации, а также передача данных на следующий уровень имеют решающее значение и представляют собой ключевые элементы системы мониторинга и оценки наряду с едиными информативными отчетами. Полученные статистические данные служат не столько для определения действительного состояния, сколько для учета изменения конкретных показателей системы профобразования в течение определенного периода, что позволяет, в свою очередь, производить учет действенности предпринятых административно-хозяйственных мер.

Внедряемая система опроса должна предоставлять не только информацию статистического характера, но и служить инструментом учета требований, предъявляемых участниками профессиональной подготовки к качеству процесса обучения. При помощи определенных показателей можно вести хронометражное наблюдение за предварительно сформулированными требованиями. По результатам опросов можно принимать решения о будущих действиях как колледжей, так и вышестоящих администраций. Результативность действий можно определить по изменению отдельных показателей в хронометражном порядке.

Для получения последовательных и сопоставимых данных при помощи системы мониторинга и оценки наряду с созданием и внедрением самой системы необходимо инициировать принятие определенных административных мер. Сравнение данных успеваемости учащихся различных колледжей предполагает наличие унифицированной основы получения данных (результаты промежуточных и итоговых экзаменов). По этой причине для специальностей ИКТ в пилотном порядке разработан и опробован специальное положение о проведении экзаменов, а также соответствующее предписание о порядке исполнения данного положения.

Данное положение обеспечивает: одновременное проведение экзаменов во всех колледжах; единые типовые условия для выпускников всех

колледжей; применение соответствующих механизмов контроля для проведения экзамена должным образом; применение единого ключа подсчета баллов для выпускников всех колледжей; унифицированный состав экзаменационной комиссии во всех колледжах.

Использованные источники:

1. Узбекистон Республикасининг «Кадрлар тайёрлаш Миллий дастури» т^рисидаги конуни. — Тошкент: Узбекистон овози, 1997. — 7 окт.

2. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Учебное пособие. - Т.: ТГПУ, 2003. - 192 с.

3. Бегимкулов У. Ш. Педагогик таълимда замонавий ахборот технологияларини жорий этишнинг илмий-назарий асослари. Монография. -Т.: Фан, 2007. - 144 б.

4. Ишмухдмедов Р., Абдукодиров А., Пардаев А. Таълимда инновацион технологиялар (амалий тавсиялар). -Т.: Истеъдод, 2008. - 180 б.

5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

6. Курбонов Ш., Ахлидинов Р., Саидов X,. Баркамол авлод орзуси. -Т.: Шарк, 1998. - 144 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.