Научная статья на тему 'Система профессионального образования: Актуальные проблемы мониторинга и оценивания качества'

Система профессионального образования: Актуальные проблемы мониторинга и оценивания качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзахмедова Шахноз Анваровна

В статье акцентируется внимание на проблематике оценивания качества профессионального обучения на современной стадии развития, а также делаются выводы о существующей системе проверки знаний учащихся. Выделяются три шага, направленные на построение системы мониторинга и оценивания качества образования на примере определенного учебного заведения, где проходят подготовку младшие специалисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзахмедова Шахноз Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система профессионального образования: Актуальные проблемы мониторинга и оценивания качества»

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА Мирзахмедова Ш.А.

Мирзахмедова Шахноз Анваровна - старший преподаватель, кафедра инновационных образовательных технологий, Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье акцентируется внимание на проблематике оценивания качества профессионального обучения на современной стадии развития, а также делаются выводы о существующей системе проверки знаний учащихся. Выделяются три шага, направленные на построение системы мониторинга и оценивания качества образования на примере определенного учебного заведения, где проходят подготовку младшие специалисты.

Ключевые слова: колледж, эффективность образования, образовательные результаты, профессиональное образование, контрольно-оценочные мероприятия.

Образовательный процесс в любом профессиональном учебном заведении, независимо от его профиля и специфики работы, направлен, в первую очередь, на подготовку высококвалифицированных кадров, способных эффективно реализоваться на рынке труда [1]. Глубокое изучение специализированной литературы, а также нынешнее положение на рынке труда дают основание считать, что значимую роль среди учебных заведений профессионального образования играет колледж. Спецификой этого учреждения является то, что оно выпускает специалистов среднего звена, готовых как к непосредственной профессиональной деятельности согласно полученной специальности, так и к продолжению обучения в высших учебных заведениях. При этом сегодня ощущается потребность в интенсификации становления качественно нового профессионального образования, в первую очередь, в профессиональных учебных заведениях, которые признаются базовыми при реализации стратегии модернизации образовательной системы в мире [2].

Мониторинг качества обучения станет эффективным инструментом наблюдения за всеми изменениями, которые происходят в сфере профессионального образования [3], контроля результативности подготовки специалистов. Мониторинг качества образования мы рассматриваем как аналитико-диагностическую составляющую организационно-исполнительной системы управления. Под этим понятием подразумевается постоянный, целенаправленный процесс измерения образовательных показателей и характеристик, выявления расхождений с Государственным образовательным стандартом Специального профессионального образования и актуальными запросами работодателей. Система мониторинга качества образования должна основываться на принципах: соответствия требований государственным, социальным и личностным запросам, а также возрастным показателям обучаемых; прозрачности процедуры оценивания; повышения значимости самооценки, самоконтроля; применения современных методики технологий мониторинга и оценивания [4]. Мониторинг качества профессионального образования следует рассматривать неотрывно от кардинального обновления образовательных стандартов и их успешного внедрения на территории всей страны. Следует учитывать, что данный процесс характерен для нынешней системы образования Республики Узбекистан. Получение объективных данных об успешности образовательного

процесса и о том, насколько он отвечает обновленным стандартам, невозможно без построения надежной системы сбора информации.

Мы не можем продолжать опираться на существующую систему контроля и оценивания результатов обучения, которая действовала долгое время, но сегодня из-за своих организационно-технологических особенностей не способна отвечать на существенно возросшие общественные запросы. Потому назрела необходимость поиска таких подходов, которые позволили бы оценить достижения разного уровня образования, и изучения их перспективности в оценивании учебных результатов. Помочь в решении этой проблемы может глубокое изучение образовательных систем, действующих в других странах, с целью выявления современных тенденций в оценивании результатов обучения, ключевых подходов к контролю знаний на всех образовательных уровнях, технологических и иных аспектов оценочной деятельности и сопоставление их с отечественными наработками, которые нуждаются в обосновании своей эффективности и перспективности. Полученная в ходе изучения зарубежного опыта информация может стать основой для дальнейших научных исследований в данной сфере [5].

Процесс создания системы мониторинга качества обучения младших специалистов на примере колледжа, на наш взгляд, может включать 3 шага:

1. Определение субъектов процесса управления качеством профессионального образования с расположением их в соответствии с иерархией.

2. Регулирование информационных потоков и определение ответственных за сбор информации.

3. Обособление в службе оценивания качества обучения отдела мониторинга, в функции которого будет входить получение информации от уполномоченных лиц, ее обработка и систематизация.

Построение эффективной системы мониторинга образовательных процессов как системы постоянного оценивания показателей и характеристик должно учитывать стратегию учебного заведения, определенные с ее учетом цели, критерии определения успешности и структурные особенности учреждения. Мониторинг должен дать ответ на вопрос, насколько эффективны содержание учебных программ и используемые методики, а также помочь выявить проблемные аспекты подготовки будущих специалистов.

Список литературы

1. Журинская Е.Е. Роль и место колледжа как учреждения среднего профессионального образования в системе непрерывного педагогического образования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. № 3.

2. Воронин А.В., Артемьева Л.А. Основные проблемы обеспечения качества начального и среднего профессионального образования обучающихся профессиональных колледжей // Научные исследования в образовании, 2008. № 4.

3. Хакимжонова Х.Х.К. Инновационные образовательные реформы в Узбекистане // Достижения науки и образования, 2019. № 3 (44). С. 52-54.

4. Бегимкулова В.К. Системный подход к управлению качеством образования // Достижения науки и образования, 2018. № 13 (35). С. 58-59.

5. Артамонова Е.В., Галиахметова А.Т. Контроль и оценка качества профессионального образования: отечественный и зарубежный опыт // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 1 (17), 2015. С. 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.