Научная статья на тему 'Оценка качества общего среднего образования в Республике Беларусь'

Оценка качества общего среднего образования в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2890
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА И МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / QUALITY OF EDUCATION / ASSESSMENT AND MONITORING EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гинчук Валентина Васильевна, Пальчик Геннадий Владимирович, Худенко Людмила Андреевна

В статье рассматриваются основные компоненты системы оценки качества общего среднего образования в Республике Беларусь, формирующие оценивание (оценивание в классе, национальные экзамены, системные исследования качества образования, экспериментально-инновационная деятельность). Обозначены механизмы использования результатов оценки качества общего среднего образования на разных уровнях образовательной системы в целях совершенствования управления качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Assessment of General Secondary Education in the Republic of Belarus

The article discusses the main components of the quality assessment system of general secondary education in the Republic of Belarus (assessment in the classroom, national exams, quality of education system studies, experimental and innovative activities). Mechanisms of using the results of assessing the quality of general secondary education at different levels of the educational system are indicated. They are used in order to improve quality of education management.

Текст научной работы на тему «Оценка качества общего среднего образования в Республике Беларусь»

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ГИНЧУК ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА, начальный управления мониторинга качества образования Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь, канд. пед. наук.

E-mail: [email protected]

Минск, Республика Беларусь

ПАЛЬЧИК ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, председатель Постоянной комиссии палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке, д-р пед. наук.

E-mail: [email protected]

Минск, Республика Беларусь

ХУДЕНКО ЛЮДМИЛА АНДРЕЕВНА, исполняющий обязанности директора Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь, д-р пед. наук.

E-mail: [email protected]

Минск, Республика Беларусь

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются основные компоненты системы оценки качества общего среднего образования в Республике Беларусь, формирующие оценивание (оценивание в классе, национальные экзамены, системные исследования качества образования, экспериментально-инновационная деятельность). Обозначены механизмы использования результатов оценки качества общего среднего образования на разных уровнях образовательной системы в целях совершенствования управления качеством образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество образования, оценка и мониторинг образовательных достижений.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРАЗИИ

QUALITY ASSESSMENT OF GENERAL SECONDARY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

VALENTINA GINCHUK, Head of the Quality of Education Monitoring Department of the National Institute of Education of the Ministry of Education of the Republic of Belarus, Ph.D. in Education.

E-mail: [email protected]

Minsk, the Republic ofBelarus

HENNADY PALCHYK, Chairman of the Permanent Committee of the House of Representatives of the National Assembly of the Republic ofBelarus on Education, Culture and Science, Doctor ofScience (Education).

E-mail: [email protected]

Minsk, the Republic ofBelarus

LYUDMILA KHUDENKO, Acting Director of the National Institute of Education of the Ministry of Education of the Republic ofBelarus, Doctor ofScience (Education). E-mail: [email protected]

Minsk, the Republic ofBelarus

ABSTRACT. The article discusses the main components of the quality assessment system of general secondary education in the Republic of Belarus (assessment in the classroom, national exams, quality of education system studies, experimental and innovative activities). Mechanisms of using the results of assessing the quality of general secondary education at different levels of the educational system are indicated. They are used in order to improve quality of education management.

KEYWORDS: quality of education, assessment and monitoring educational achievements.

Развитие национальной системы оценки качества образования относится к числу приоритетных направлений модернизации систем образования в современном мире. Данная задача актуализируется как в контексте непосредственного учета внутрисистемной динамики, так и на фоне необходимости позиционирования в глобальном мировом пространстве в русле тенденций современного поликультурного информационного общества. Это требует построения национальной системы оценки качества образования с включением в ее структуру компонентов, свойственных странам, которые достигли признанных успехов в данной сфере, при фокусировании и нацеленности на реализацию внутристра-новых запросов, коррелирующих с целями и задачами национальной системы образования, включая соответствующий социально-политической контекст.

Обобщенно к основным международным тенденциям, проявившимся в этой области за последние два десятилетия, можно отнести:

• изменение понимания качества образования, которое в системе рыночных отношений рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (учащихся, родителей, вузов, ссузов, рынка труда и т.д.);

• сочетание внутренней и внешней оценки качества образования;

• широкое использование тестирования как способа контроля качества образования;

• общественно-государственный характер оценки качества образования при одновременном увеличении самостоятельности учреждений образования в принятии решений по совершенствованию качества образования;

• выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (национальный, региональный, образовательного учреждения, обучающегося);

• широкое понимание образовательных достижений и введение для их характеристики новых показателей: динамика учебных достижений по отдельным предметам; ключевые компетенции; удовлетворенность образованием и его результатами; мотивация дальнейшего образования и реальная карьера выпускника и др.;

• международную интеграцию в области образования и проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества образования на национальном и международном уровнях для получения валидных результатов как базы для совершенствования системы образования и принятия обоснованных управленческих решений [1].

В современных исследованиях как ключевые параметры национальных систем оценивания качества образования рассматриваются виды/цели оценочных мероприятий и качество этих мероприятий [3]. В большинстве образовательных систем мира осуществляются три основные вида оценоч-

ных мероприятий, соответствующие трем основным информационным потребностям, или целям. К ним относятся:

• оценивание в классе для получения информации в помощь совершенствованию процессов преподавания и учения в отдельных классах;

• экзамены для принятия решений в отношении динамики прохождения конкретного учащегося через образовательную систему;

• крупномасштабные исследования на уровне системы для мониторинга и предоставления актуальной для руководителей и педагогов информации об общих уровнях результативности в системе, изменениях в этих уровнях и связанных с ними или влияющих на них факторах.

Данные виды оценок не являются ни совершенно независимыми друг от друга, ни всеобъемлющими, то есть наряду с ними могут существовать другие мероприятия по оцениванию образовательной системы.

Система оценки качества общего среднего образования в Республике Беларусь характеризуется многокомпонентностью и охватом основных контекстов проявления процесса, результатов и условий образования. Обобщенно в структуре системы оценки качества образования можно выделить следующие основные компоненты:

• формирующее оценивание (диагностика учебных достижений учащихся непосредственно в классе педагогом);

• национальные экзамены (охватывающие все рубежные этапы по ступеням обучения);

• системные исследования качества образования (национальный мониторинг, включающий оценку не только учебных достижений, но и качества образовательных услуг, уровня утомления учащихся и др.);

• аттестационные экспертные процедуры (лицензирование, инспектирование, аккредитация и аттестация учреждений общего среднего образования и др.);

• экспериментально-инновационная деятельность (апробация результатов педагогических и психологических исследований; внедрение инноваций; экспертиза и опытная проверка учебных изданий и др.).

Оценивание учебных достижений учащихся в классе в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с утвержденными Министерством образования нормами оценки результатов учебной деятельности по каждому учебному предмету, которые определяют уровни усвоения учебного материала; основные виды и формы контроля учебно-познавательной деятельности учащихся; общие требования к выставлению отметок за четверть и за год; классификацию существенных и несущественных ошибок по учебному предмету. Для проведения контроля учитель выбирает методы и средства, которые позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся: индивидуальный, групповой или фронтальный опрос с ис-

пользованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы и др. Анализ факторов, обусловивших учебные достижения учащихся, позволяет получить информацию, которая необходима для принятия обоснованных управленческих решений на уровне учреждения образования, направленных на коррекцию образовательного процесса, совершенствование его ресурсного (учебно-методического, кадрового, материально-технического) обеспечения.

Второй вид оценочных мероприятий - экзамены - представлены в системе общего среднего образования Республики Беларусь:

• вступительными испытаниями при поступлении в гимназию;

• выпускными экзаменами по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования;

• вступительными испытаниями при поступлении влицей;

• выпускными экзаменами по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;

• централизованным тестированием (при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения на базе общего среднего образования).

Организация и проведение экзаменов в Республике Беларусь регламентируются следующими нормативными правовыми документами:

• Кодексом Республики Беларусь об образовании;

• Положением об учреждении общего среднего образования;

• Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования;

• Положением о порядке организации и проведения централизованного тестирования.

Содержание образования, усвоение которого оценивается в ходе экзаменов, определяется программами вступительных испытаний по всем учебным предметам (Программы вступительных испытаний для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения среднего специального образования; Программы вступительных испытаний для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения среднего специального или высшего образования); экзаменационными билетами для проведения выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования. Контрольно-измерительные материалы, предназначенные для оценки учебных достижений выпускников базовой и средней школы (сборники экзаменационных материалов (тексты диктантов, изложений, контрольных работ)), находятся в открытом доступе.

Информация, получаемая в ходе экзаменов, используется для принятия решений относительно конкретного ученика: выдача документа об окончании базовой или средней школы; возможность продолжения обучения на следующем уровне образования.

Крупномасштабные исследования на уровне системы общего среднего образования представлены в Республике Беларусь республиканским мониторингом качества образования. Его цель - получение информации о качестве общего среднего образования1 и о факторах, которые влияют на него, выявление тенденций в развитии системы общего среднего образования [2].

Нормативной базой проведения мониторинговых исследований являются Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы; приказы Министерства образования Республики Беларусь.

Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы предусматривает ежегодное проведение мониторинга качества общего среднего образования по пяти направлениям:

• уровень обученности учащихся по учебным предметам;

• уровеньутомления и работоспособности учащихся;

• личностное развитие и уровень воспитанности учащихся;

• качествообразовательныхуслуг;

• уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

Организационно-методическое сопровождение мониторинговых исследований по первым четырем направлениям обеспечивает Национальный институт образования. Специалисты управления мониторинга качества образования Национального института образования осуществляют расчет выборки; разрабатывают инструктивно-методические и диагностические материалы для проведения исследований; осуществляют статистическую обработку результатов исследований; готовят информационно-аналитические материалы и рекомендации по совершенствованию управления качеством образования на основе результатов проведенных исследований.

Изучение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров осуществляется на базе Академии последипломного образования и региональных институтов развития образования. Координацию данных исследований обеспечивают специалисты Академии последипломного образования.

1 Под качеством общего среднего образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, предъявляемым в образовательных стандартах и учебных программах по предметам, социальным и личностным ожиданиям. Как составляющие качества общего среднего образования рассматриваются: качество результатов образования, качество организации образовательного процесса и качество условий организации образовательного процесса.

э6

Предметом мониторинговых исследований, проведенных в Республике Беларусь в 2007-2012 годах, являлись:

уровень усвоения учащимися содержания образования по учебным предметам:

• III, IVклассы - «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика»;

• \////-Х/классы-«Белорусский язык», «Русский язык», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Всемирная история», «История Белорусии», «Обществоведение»;

• факторы (учебно-методические, кадровые, материально-технические), обусловливающие результаты учебной деятельности учащихся по учебным предметам;

уровень утомления и работоспособности учащихся и факторы, влияющие на функциональное состояние учащихся:

• мотивация учебной деятельности учащихся;

• уровень личностной тревожности учащихся;

• учебная нагрузка;

• соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;

• организация учебного труда и отдыха учащихся;

• учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в процессе обучения;

• сформированного у учащихся общеучебных умений;

• организация факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования;

• организация шестого школьного дня в учреждениях общего среднего образования;

• эффективность взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей;

• степень информированности учащихся о службах помощи в кризисных ситуациях;

• уровень знаний учащихся о нравственных, правовых нормах жизни в обществе;

• организация профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования;

• уровень владения педагогами профессиональными знаниями и умениями; динамика профессионального роста педагогов.

Элементами национальной системы оценки качества общего среднего образования в Республике Беларусь наряду с вышеназванными являются:

• лицензирование, инспектирование, аккредитация и аттестация учреждений общего среднего образования;

• самооценка деятельности учреждений общего среднего образования;

• профессиональная аттестация педагогических работников;

• научная экспертиза и опытная проверка учебных изданий;

• экспертиза электронных средств обучения для учреждений общего среднего образования;

• экспериментальная апробация результатов педагогических и психологических исследований.

Экспериментальная апробация обновленного содержания образования, представленного в учебно-методических комплексах, новых средств обучения, методик и технологий обучения и воспитания проводится на основании Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, приказов Министерства образования об утверждении перечня учреждений образования, на базе которых осуществляется данная деятельность. В ходе экспериментальной деятельности оценивается эффективность педагогических нововведений, определяется целесообразность внедрения их в массовую образовательную практику. Ежегодно в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь реализуется около 10 экспериментальных проектов.

Наиболее значимыми для национальной системы образования на современном этапе являются проекты по апробации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• индивидуальных электронных устройств в образовательном процессе учреждений общего среднего образования;

• модели системного изучения факультативных занятий;

• модели формирования социальных компетенций у учащихся;

• модели функционирования региональной психологической службы учреждений общего среднего образования.

Научную экспертизу учебных изданий для учреждений общего среднего образования осуществляют ученые Национальной академии наук Республики Беларусь и высших учебных заведений Республики. Опытную проверку учебных пособий для учащихся проводят педагоги высшей квалификационной категории. Результаты научной экспертизы и опытной проверки учебных изданий, представленные в форме экспертных заключений, передаются авторам учебно-методических комплексов и учитываются при подготовке учебных пособий к переизданию.

Педагогическую экспертизу электронных учебных изданий для учреждений общего среднего образования организует Национальный институт образования, техническую и дизайн-эргономическую - Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь. На основании результатов экспертизы электронные средства обучения получают гриф «рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный инсти-тутобразования» Министерства образования Республики Беларусь».

По результатам всех видов оценки качества общего среднего образования готовятся информационно-аналитические материалы, на основании которых разрабатываются рекомендации по корректировке содержания образования по учебным предметам; созданию необходимых условий (кадровых, учебно-методических, материально-технических) для организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования; совершенствованию образовательного процесса и механизмов контрольно-оценочной деятельности; совершенствованию механизмов подготовки и повышения квалификации педагогических работников.

Результаты оценки качества общего среднего образования используются на разных уровнях образовательной системы для совершенствования управления качеством образования:

• Министерством образования: для создания условий (нормативно-правовых, кадровых, финансовых и др.) для получения качественного образования в учреждениях общего среднего образования;

• Национальным институтом образования: для совершенствования учебных планов, учебных программ по предметам, учебных и методических пособий для учреждений общего среднего образования;

• управлениями образования районных, городских, областных исполкомов: для совершенствования кадровых, финансовых, материально-технических условий организации образовательного процесса, методической работы с педагогическими кадрами;

• учреждениями общего среднего образования, педагогическими работниками: для совершенствования условий организации образовательного процесса, методик и технологий обучения и воспитания, механизмов контрольно-оценочной деятельности, работы методических объединений учи-телей-предметников;

• высшими учебными заведениями: для корректировки учебных планов и программ подготовки специалистов в области педагогики и психологии, методики обучения учебным предметам;

• Академией последипломного образования, региональными институтами развития образования: для совершенствования учебных планов и программ повышения квалификации педагогических работников; повышения эффективности методической работы, инновационной деятельности в системе образования.

Создание целостного механизма оценки качества общего среднего образования предполагает разработку единой системы научно обоснованных критериев и показателей оценки образовательных достижений обучающихся, создание комплекса инструктивно-методических материалов, рекомендаций, методик и технологий оценки качества обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования, обеспечение условий для освоения педагогическими работниками методик и технологий оценки качества образования.

Научно-методическое обеспечение оценки качества общего среднего образования в Республике Беларусь разрабатывается в ходе научных исследований, проводимых в Национальном институте образования.

В 2004-2011 ГОДАХ БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ:

• критерии и показатели оценки качества обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования [4; 5];

• нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по всем учебным предметам;

• инвариантные критерии, показатели и методики оценки качества образования по учебным предметам естественнонаучного, гуманитарного и социокультурного циклов;

• частнопредметные критерии, показатели и методики оценки качества учебно-методических комплексов по учебным предметам естественнонаучного, гуманитарного и социокультурного циклов;

• критерии и показатели оценки деятельности учреждений образования;

• критерии и показатели оценки деятельности педагогических работников;

• диагностические материалы для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля по всем учебным предметам на всех ступенях общего среднего образования;

• научно-методические рекомендации по организации и проведению республиканского мониторинга качества общего среднего образования [6].

В 2011-2015 годах в рамках программы «Образование» ГПНИ «История, культура, общество, государство» будут разработаны научно-методические основы экспертизы и опытно-экспериментальной апробации информационно-образовательных ресурсов для общего среднего образования.

Существующая в Республике Беларусь система оценки качества общего среднего образования является важным фактором повышения эффективности системы образования, она позволяет принимать обоснованные управленческие решения по совершенствованию системы образования. Отмечая практическую значимость действующей системы оценки качества общего среднего образования, можно определить следующие направления ее развития:

• определение единых подходов к оценке качества образования на разных уровнях образовательной системы (учреждение образования, район, область, республика);

• расширение перечня показателей образовательных достижений обучающихся, включение в их число таких показателей, как профессиональное самоопределение учащихся; готовность к непрерывному образованию; сфор-мированность навыков здорового образа жизни и безопасного поведения; социализация учащихся; информационно-коммуникационная компетентность учащихся и др.;

• разработка новой модели итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, предполагающей независимую оценку учебных достижений учащихся на основе проведения экзаменов в виде централизованного тестирования;

• совершенствование модели оценки деятельности педагогов с целью стимулирования их профессиональной деятельности;

• оптимизация управления качеством образования на основе результатов его оценки;

• разработка и внедрение инновационных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области оценки качества образования, анализа, интерпретации результатов оценки состояния образовательных систем и выявления возможных направлений их совершенствования.

Совершенствованию национальной системы оценки качества образования будет способствовать реализация начиная с 2013 года пилотного проекта по апробации новой системы оплаты труда педагогических работников. Важным элементом данного проекта является апробация критериев и показателей оценки деятельности педагогических работников учреждений общего среднего образования с целью реализации дифференцированной формы оплаты их труда, а также материального стимулирования профессиональной деятельности. В качестве критериев и показателей оценки деятельности педагогов предложено рассматривать следующие:

1) результативность деятельности педагога (результаты учебной деятельности учащихся по учебному предмету; результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, динамика состояния здоровья учащихся и др.);

2) повышение профессиональной компетентности педагога (обобщение и распространение опыта педагогической деятельности; проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий; участие в научно-методических мероприятиях (конференциях, семинарах), конкурсах педагогического мастерства; разработка дидактических, методических материалов, пособий; экспертная деятельность и др.);

3) организация внеурочной деятельности учащихся (организация внеурочной деятельности по учебному предмету; руководство кружками и секциями; организация экскурсий; профориентационная работа с учащимися; организация участия учащихся в социально значимых проектах, акциях и др.);

4) социальная активность и ответственность педагога (выполнение общественных поручений; эффективность взаимодействия с родителями учащихся; личное участие в спортивных и культурно-массовых, социально значимых мероприятиях; соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины и др.).

Для совершенствования национальной системы оценки качества общего среднего образования большое значение имеет сотрудничество Республики Беларусь с Российской академией образования. В сентябре 2012 года в Минске состоялся 6-й учебный курс российского тренингового центра Института управления образованием Российской академии образования «Национальные экзамены и мониторинги образовательных достижений школьников: роль и место в национальной системе оценки качества образования».

В ноябре 2012 года Национальный институт образования принял участие в учредительной конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), которая состоялась в Москве, и инициировал свое участие в качестве члена данной Ассоциации.

Разработанный план мероприятий по сотрудничеству Министерства образования Республики Беларусь и российского тренингового центра Института управления образованием Российской академии образования предусматривает реализацию совместных проектов по оценке информационно-коммуникационной компетентности выпускников базовой школы, по представлению результатов аналитических и рейтинговых исследований в сфере общего среднего образования массовому читателю. В целях исполнения данного плана в Национальном институте образования разработан проект «Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников IX классов Республики Беларусь», который предполагается реализовывать совместно с Национальным фондом подготовки кадров (Российская Федерация) на базе двух регионов Республики Беларусь. Проект стал победителем конкурса «Программы малых грантов 2013 года», который проводился Центром международного сотрудничества по развитию образования (С1СЕ0), и будет реализован в 2013/2014 учебном году в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Болотов, В. А. Системы оценки качества образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. - М.: Логос, 2007.

2) Гинчук, В. В. Республиканский мониторинг качества общего среднего образования: содержание, направления, формы / В. В. Гинчук // Весн1к аду-кацьп.-2011.-№ 1.-С. 3-5.

3) Кларк, М. Что является наиболее важным в системах оценки достижений учащихся: основные ориентиры / М. Кларк. - Вашингтон: Всемирный банк, 2012.

4) Критерии и показатели качества обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Настаунщкая газета. -2003. - 11 верасня. - С. 2.

5) Об утверждении критериев и показателей качества обучения и воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Зборшк нарматыуных дакументау Мш1стэрства адукацьп Рэспублш Беларусь. - 2003. -№7,- С. 13-21.

6) Мониторинг качества общего среднего образования / Г. В. Пальчик, Л. А. Худенко, В. В. Гинчук // Образование в Республике Беларусь : сб. аналитич. материалов. - М., 2006. - С. 98-107.

ЕВРАЗИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е А О К О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.