Научная статья на тему 'Опыт Республики Беларусь в формировании национальной системы оценки качества общего среднего образования'

Опыт Республики Беларусь в формировании национальной системы оценки качества общего среднего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1227
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общее среднее образование / качество образования / оценка качества образования / general secondary education / the quality of education / evaluation of education quality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гинчук Валентина Васильевна, Феськов Николай Степанович, Худенко Людмила Андреевна

В статье рассматриваются основные компоненты национальной системы оценки качества общего среднего образования в Республике Беларусь: оценивание в классе, экзамены, крупномасштабная оценка качества образования. Обозначены основные достижения и перспективы развития национальной системы оценки качества общего среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гинчук Валентина Васильевна, Феськов Николай Степанович, Худенко Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN DEVELOPING NATIONAL SYSTEM OF EVALUATION OF SECONDARY EDUCATION QUALITY

The article deals with the main components of the national system of evaluation of the general secondary education quality in the Republic of Belarus: assessing in class, exams, a large-scale evaluation of the education quality. The main achievements and prospects of the development of the national system of evaluation of the general secondary education quality are outlined.

Текст научной работы на тему «Опыт Республики Беларусь в формировании национальной системы оценки качества общего среднего образования»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА В ЕВРАЗИИ

ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГИНЧУК ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА

Заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе, канд. пед. наук Е-mail: [email protected] Минск, Республика Беларусь

ФЕСЬКОВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ

Директор Республиканского института контроля знаний, канд. пед. наук

Е-mail: [email protected] Минск, Республика Беларусь

ХУДЕНКО ЛЮДМИЛА АНДРЕЕВНА

Заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе, д-р пед. наук

Е-mail: [email protected] Минск, Республика Беларусь

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются основные компоненты национальной системы оценки качества общего среднего образования в Республике Беларусь: оценивание в классе, экзамены, крупномасштабная оценка качества образования. Обозначены основные достижения и перспективы развития национальной системы оценки качества общего среднего образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общее среднее образование, качество образования, оценка качества образования.

THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN DEVELOPING NATIONAL SYSTEM OF EVALUATION OF SECONDARY EDUCATION QUALITY

VALENTINA GINCHUK

Deputy head for scientific and methodical work, the National Institute of Education, Ph.D. in Education e-mail: [email protected] Minsk, Republic of Belarus

NIKOLAY FESKOV

Head of the Republican Institute for Knowledge Control, Ph.D. in Education e-mail: [email protected] Minsk, Republic of Belarus

LYUDMILA KHUDENKO

Deputy head for scientific and research work, the National Institute of Education, Doctor of Science (Education) e-mail: [email protected] Minsk, Republic of Belarus

ABSTRACT. The article deals with the main components of the national system of evaluation of the general secondary education quality in the Republic of Belarus: assessing in class, exams, a large-scale evaluation of the education quality. The main achievements and prospects of the development of the national system of evaluation of the general secondary education quality are outlined.

KEYWORDS: general secondary education, the quality of education, evaluation of education quality.

140--

Качество образования в Евразии

Общее среднее образование в Республике Беларусь - уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимися основами наук, государственными языками, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Общее среднее образование включает три ступени: I ступень - начальное образование (1-4-й классы); II ступень - базовое образование (5-9-й классы); III ступень - среднее образование (10-11-й классы, вечерние классы -10-12-й классы) [3].

В 2015/2016 учебном году в республике функционирует 3038 учреждений общего среднего образования, из них 3011 находятся в подчинении Министерства образования, 16 - в подчинении других министерств, также в республике работают 11 учреждений общего среднего образования частной формы собственности. В учреждениях общего среднего образования обучаются 959,7 тыс. учащихся, в том числе в учреждениях частной формы собственности 754 учащихся [2].

Общая характеристика системы оценки качества общего среднего образования. Создание и развитие национальной системы оценки качества общего среднего образования (далее - НСОКОСО) является одним из приоритетов образовательной политики в Республике Беларусь. Под НСОКОСО понимается совокупность организационных и функциональных структур, механизмов и процедур, которые обеспечивают получение объективной информации о состоянии и развитии системы общего среднего образования, о качестве предоставляемого образования и тем самым создают условия для эффективного управления и устойчивого развития образовательной системы.

НСОКОСО в Республике Беларусь охватывает основные условия, процесс и результаты образования и включает следующие компоненты:

• текущую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся, организуемую на уровне класса и учреждения образования, в том числе выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования;

• вступительные экзамены в гимназию, лицей, учреждения среднего специального и высшего образования;

• республиканский мониторинг качества общего среднего образования;

• аттестационные экспертные процедуры (самооценка деятельности учреждений общего среднего образования; лицензирование образовательной деятельности, инспектирование, аккредитация и аттестация учреждений общего среднего образования; профессиональная аттестация педагогических работников и др.);

• экспериментально-инновационную деятельность (оценка эффективности педагогических и психологических нововведений, экспертиза и опытная проверка учебных изданий, средств обучения и др.) [6].

Работа по созданию и совершенствованию НСОКОСО в Республике Беларусь ведется в рамках научно-исследовательской деятельности. В ходе НИР разработаны критерии и показатели оценки качества обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования; нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по всем учебным предметам; контрольно-измерительные материалы для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля по всем учебным предметам на всех ступенях общего среднего образования; научно-методические рекомендации по организации и проведению республиканского мониторинга качества образования; контрольно-диагностические модули электронных учебно-методических комплексов по всем учебным предметам для 1-11-х классов.

В 2016-2020 годах в рамках ГПНИ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» (подпрограмма «Образование») будут исследоваться теоретико-методологические основы и механизмы построения национальной системы оценки качества образования на всех уровнях системы образования. В числе основных результатов подпрограммы «Образование» планируются концепция, условия и механизмы построения, критерии и показатели, научно-методическое обеспечение национальной системы оценки качества образования на уровнях дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников в контексте гармонизации внутри-страновых механизмов и международных сравнительных исследований качества образования.

В 2015 году в рамках гранта Фонда институционального развития Всемирного банка «Укрепление системы доказательно-обоснованного формирования политики для реформирования сектора образования в Республике Беларусь» проведен анализ существующей системы оценки качества общего среднего образования с использованием инструмента SABER (Systems Approach for Better Education Results - «Системный подход к улучшению результатов образования»). По его ре-

зультатам будут приняты меры, направленные на совершенствование элементов НСОКОСО.

При определении основных направлений развития НСОКОСО в Республике Беларусь учитываются также основные международные тенденции развития оценки качества образования на современном этапе:

• изменение понимания качества образования (в системе рыночных отношений качество образования рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя - учащихся, родителей, учреждений высшего, среднего специального, профессионально-технического образования, рынка труда и др.);

• сочетание внутренней и внешней оценки качества образования;

• широкое использование тестирования в оценке качества образования;

• широкое понимание образовательных достижений и введение для их характеристики новых показателей (динамика учебных достижений по отдельным предметам, ключевые компетенции, удовлетворенность образованием и его результатами и др.);

• международная интеграция в сфере образования и проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества образования на национальном и международном уровнях [1].

Нормативно-правовое регулирование. Вопросы оценки качества общего среднего образования в Республике Беларусь регулируются следующими нормативными актами: Кодексом Республики Беларусь об образовании [3], Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы [10], Положением об учреждении общего среднего образования [8], Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования [9]; Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам [4].

Проведение вступительных испытаний в учреждения высшего и среднего специального образования регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования» [5], Положением о порядке организации и проведения централизованного тестирования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2006 [7].

Институциональный потенциал. Организационная структура НСОКОСО в Республике Беларусь включает управленческие, научно-методические и образовательные учреждения и организации, которые обеспечивают

разработку, реализацию и научно-методическое сопровождение процедур оценки качества общего среднего образования.

Министерство образования Республики Беларусь определяет национальные приоритеты в области образования, проводит государственную политику в сфере образования, осуществляет регулирование, управление и контроль за обеспечением качества образования и координирует в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и государственных организаций.

Департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь является структурным подразделением Министерства образования Республики Беларусь; проводит инспектирование, аттестацию и аккредитацию учреждений общего среднего образования, лицензирование образовательной деятельности; осуществляет государственный контроль за функционированием системы образования Республики Беларусь; контроль качества образования, предоставляемого учебными заведениями всех типов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности; разрабатывает нормативные правовые акты в области осуществления контроля качества системы образования.

Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ) осуществляет научно-методическое, технологическое, информационное и организационное обеспечение проведения централизованного тестирования для абитуриентов, поступающих в учреждения среднего специального и высшего образования.

Национальный институт образования (НИО) организует научно-исследовательскую деятельность, обеспечивающую научно-методическую поддержку контрольно-оценочной деятельности педагогов учреждений общего среднего образования. НИО осуществляет общее руководство экспериментальной деятельностью в учреждениях общего среднего образования; организует и проводит республиканский мониторинг качества общего среднего образования по четырем из пяти направлений (уровень обученности учащихся по учебным предметам, личностное развитие и уровень воспитанности учащихся, уровень утомляемости и работоспособности учащихся, качество услуг в сфере образования), экспертизу электронных средств обучения, опытную проверку учебных изданий для учреждений общего среднего образования.

Академия последипломного образования (АПО) организует и проводит республиканский мониторинг уровня профессиональной компетентности

педагогических работников, профессиональную аттестацию педагогов; осуществляет общее руководство инновационной деятельностью в учреждениях образования. В АПО осуществляется повышение квалификации руководящих педагогических кадров и переподготовка по педагогическим специальностям.

Управления образования областных исполнительных комитетов осуществляют контроль за обеспечением качества образования в учреждениях образования области.

Региональные институты развития образования осуществляют повышение квалификации педагогов-предметников, проводят профессиональную аттестацию педагогов, осуществляют руководство инновационной деятельностью в учреждениях образования региона. Специалисты региональных институтов развития образования совместно с АПО проводят мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников, принимают участие в проведении других направлений республиканского мониторинга качества общего среднего образования в регионе (в качестве внешних наблюдателей).

Отделы (управления) образования, спорта и туризма районных исполнительных комитетов осуществляют контроль за обеспечением качества образования в учреждениях образования района. Специалисты отделов (управлений) образования, спорта и туризма райисполкомов принимают участие в проведении республиканского мониторинга качества общего среднего образования в регионе (в качестве внешних наблюдателей).

Районные и городские учебно-методические кабинеты обеспечивают методическое сопровождение контрольно-оценочной деятельности педагогов.

Учреждения общего среднего образования осуществляют текущую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

Кадровый потенциал. В национальной системе оценки качества общего среднего образования работают специалисты с высшим педагогическим, социологическим, психологическим образованием. Повышение квалификации специалистов в области оценки качества образования осуществляется на курсах «Основы теории и методики педагогических измерений», «Статистический анализ и обработка данных на персональном компьютере» в Республиканском институте высшей школы, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. Вопросы оценки качества общего среднего образования включены в программы повышения квалификации специалистов в Академии

последипломного образования и региональных институтах развития образования.

С целью совершенствования компетенций в области оценки образовательных достижений учащихся белорусские специалисты принимают участие в вебинарах, учебных курсах Российского тренингового центра; изучают информацию по вопросам оценки качества образования, размещенную на сайте ЕАОКО.

На развитие кадрового потенциала НСОКОСО Республики Беларусь будут направлены мероприятия, проводимые при поддержке Всемирного банка, в рамках которых планируется привлечение международных консультантов в целях более широкого ознакомления белорусских специалистов в области оценки качества образования с передовым мировым опытом оценки образовательных достижений учащихся.

Международные сравнительные исследования качества образования. Республика Беларусь в 2018 году впервые примет участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

В 2013 году Республика Беларусь приняла участие в проекте «Оценка информационно-коммуникационной компетентности учащихся 9-х классов», который был реализован в рамках Программы малых грантов Центра международного сотрудничества по развитию образования (CICED). Результаты проведенного исследования и возможности их использования были обсуждены в ходе II международной конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) «Мони-торинги школьного образования - перспективы межстранового сотрудничества» (18-19 ноября 2013 г., Минск), Международного семинара по вопросам оценки информационно-коммуникационной компетентности выпускников школ (26-27 мая 2015 г., Ереван). Участие в проекте способствовало расширению опыта белорусских специалистов в организации и проведении межстрановых мониторинговых исследований качества образования.

Национальные мониторинговые исследования учебных достижений. Республиканский мониторинг качества общего среднего образования проводится ежегодно по пяти направлениям: уровень обученности учащихся по учебным предметам, личностное развитие и уровень воспитанности учащихся, уровень утомляемости и работоспособности учащихся, качество услуг в сфере образования, уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Республиканский мониторинг проводится на представительных выборках учащихся, их родителей, педагогов. Финансирование республиканского мониторинга качества общего сред-

него образования осуществляется из средств республиканского и местного бюджетов.

Мониторинг уровня обученности по учебным предметам проводится с целью изучения уровня усвоения учащимися содержания образования, предусмотренного образовательными стандартами и учебными программами, и факторов (учебно-методических, кадровых, материально-технических, организационных), обусловливающих результаты учебной деятельности учащихся по учебным предметам: «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Всемирная история» («История Беларуси», «Обществоведение») (2003-2013 гг.), «Математика», «Всемирная история», «Биология» (2014-2015 гг.). С 2014 года проводится мониторинг читательской грамотности учащихся 5-х, 8-х классов.

При разработке диагностических материалов для проведения мониторинга уровня обученности учитывается опыт Российской Федерации по разработке инструментария для оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Для проведения мониторинга читательской грамотности учащихся используются открытые задания PIRLS и PISA. Для сбора информации о факторах, влияющих на результаты учебной деятельности учащихся, проводится компьютерное анкетирование учащихся и педагогов. Диагностические материалы, которые используются при проведении республиканского мониторинга, проходят экспертизу в лабораториях научно-исследовательского центра НИО и согласование в Министерстве образования.

Предметом мониторинговых исследований личностного развития и уровня воспитанности учащихся, проведенных в 2007-2014 годах, являлись представления учащихся о нравственных и правовых нормах жизни в обществе; ценностные ориентации учащихся, их поведенческие установки; сформированность профессионального самоопределения, степень социальной адаптации учащихся, их информированность о службах помощи в кризисных ситуациях и др. Мониторинговые исследования проводились в 8-11-х классах учреждений общего среднего образования.

В рамках мониторинга уровня утомляемости и работоспособности учащихся изучаются функциональное состояние учащихся (уровень утомляемости и работоспособности, уровень личностной тревожности учащихся) и факторы, влияющие на него (мотивация учебной деятельности учащихся, учебная нагрузка, организация учебного труда и отдыха учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации

образовательного процесса, сформированность у учащихся общеучебных умений и др.).

Целью мониторинга качества услуг в сфере образования является изучение степени удовлетворенности субъектов образовательных отношений различными аспектами образовательного процесса: организацией факультативных занятий, профильного обучения, шестого школьного дня в учреждениях общего среднего образования; эффективностью взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей, учебно-методическим обеспечением образовательного процесса и др.

В рамках мониторинга профессиональной компетентности педагогов оценивается уровень владения педагогами профессиональными знаниями и умениями; динамика профессионального роста педагогов, изучаются образовательные запросы педагогов.

С целью обеспечения единых подходов к проведению мониторинговых исследований управление мониторинга качества образования НИО разрабатывает «Порядок проведения республиканского мониторинга качества образования в учреждениях общего среднего образования», рекомендации по проверке и оценке работ учащихся.

По результатам всех мониторинговых исследований готовятся и представляются в Министерство образования информационно-аналитические материалы. На основании информационно-аналитических материалов разрабатываются рекомендации по совершенствованию качества общего среднего образования, которые публикуются на национальном образовательном портале (http://adu.by), в научно-практическом и информационно-методическом журнале «Весшк адукацьи», в научно-методических предметных журналах.

Результаты мониторинговых исследований используются на разных уровнях образовательной системы для совершенствования управления качеством образования:

• с целью создания условий (нормативных правовых, кадровых, финансовых и др.) для получения качественного образования в учреждениях общего среднего образования;

• для совершенствования учебных программ по учебным предметам, учебно-методических комплексов для учреждений общего среднего образования;

• для совершенствования условий организации образовательного процесса, методик и технологий обучения и воспитания, механизмов контрольно-оценочной деятельности, работы методических объединений учителей-предметников;

148--

Качество образования в Евразии

• для корректировки учебных планов и программ подготовки специалистов в области педагогики и психологии, методики обучения учебным предметам;

• для совершенствования учебных планов и программ повышения квалификации педагогических работников; повышения эффективности методической работы, инновационной деятельности в системе образования.

Предметом обсуждения в профессиональном сообществе сегодня являются вопросы, связанные с участием Республики Беларусь в международных программах оценки образовательных достижений учащихся, применением международных подходов к разработке измерительных материалов для оценки учебных достижений учащихся, повышением эффективности использования результатов мониторинговых исследований как информационной основы для принятия решений по совершенствованию системы образования.

ЭКЗАМЕНЫ

Экзамены в национальной системе оценки качества общего среднего образования Республики Беларусь представлены выпускными экзаменами по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, вступительными экзаменами в гимназию, лицей, в учреждения высшего и среднего специального образования.

Выпускные экзамены из школы. Выпускные экзамены проводятся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования (после 9-го и 11-го классов). Организация и порядок проведения выпускных экзаменов регулируются Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь [9].

Министерство образования Республики Беларусь ежегодно до начала учебного года определяет перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, и формы проведения выпускных экзаменов. Традиционно по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащиеся сдают выпускные экзамены по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математи-

--149

Качество образования в Евразии

ка». По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся сдают выпускные экзамены по учебным предметам: «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащихся), «Математика», «Иностранный язык», с 2015 года - «История Беларуси».

Для проведения выпускных экзаменов в каждом учреждении образования создаются экзаменационные комиссии по учебным предметам. Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету. Контроль за проведением выпускных экзаменов осуществляют специалисты органов управления образованием.

Для проведения выпускных экзаменов используются тексты диктантов, изложений, контрольных работ, содержащиеся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь. Сборники экзаменационных материалов находятся в открытом доступе.

Результаты сдачи учащимися выпускных экзаменов оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале (положительными являются отметки от 1 до 10 баллов). Учащемуся также может быть выставлена отметка 0 (ноль) баллов.

Результаты выпускных экзаменов используются для выдачи документа об образовании (свидетельство об общем базовом образовании, аттестат об общем среднем образовании).

Вступительный экзамен в вуз. Вступительные экзамены в учреждения высшего образования проводятся в форме централизованного тестирования (ЦТ). Для участия в ЦТ абитуриент регистрируется в одном из пунктов регистрации, перечень которых определяется Министерством образования. Регистрация проводится с использованием автоматизированной информационной системы «Общереспубликанский банк данных участников централизованного тестирования». Иностранные граждане и граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за границей, имеют возможность зарегистрироваться на ЦТ посредством почтовой связи.

ЦТ проводится по одному учебному предмету в один день по всей республике в пунктах проведения ЦТ, которые организованы на базе учреждений высшего и среднего специального образования. Абитуриент, не явившийся на ЦТ в основной день по уважительной причине, подтвержденной документально, проходит его в резервный день. В резервный день абитуриент может пройти ЦТ только по одному учебному предмету.

В настоящее время ЦТ организовано по 15 учебным предметам: русскому языку, белорусскому языку, математике, физике, биологии, химии,

географии, истории Беларуси, всемирной истории новейшего времени, обществоведению и иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).

Содержание тестовых заданий соответствует требованиям программ вступительных испытаний по учебным предметам для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения среднего специального или высшего образования I ступени.

Спецификации для проведения ЦТ разрабатываются с учетом единых требований к конструированию и применению тестов, особенностей программ вступительных испытаний для поступающих в учреждения высшего и среднего специального образования, а также требований 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся. В тесты, предназначенные для проведения ЦТ, включены задания двух типов - закрытого (субтест А) и открытого (субтест В). В тестах используются задания разных типов и уровней сложности. Время выполнения, общее количество заданий в тесте по каждому из 15 учебных предметов, их распределение между двумя субтестами определены в результате многолетнего опыта работы на основании теории моделирования и параметризации педагогических тестов.

В РИКЗ создана и успешно функционирует надежная система обеспечения информационной безопасности всех этапов подготовки и проведения ЦТ в Республике Беларусь. Экзаменационные материалы (педагогические тесты и бланки ответов) защищены от несанкционированного доступа. Банк заданий по каждому из 15 учебных предметов размещается на изолированной портативной рабочей станции, где программно-аппаратным способом установлены ограничения на использование внутренних технических устройств. Тиражирование и пакетирование педагогических тестов, а также обработка бланков ответов и оформление результатов производится в специальных помещениях с ограниченным правом доступа. Во время проведения ЦТ ведется аудиторный номерной учет всех бланков ответов. В компьютерной системе учета РИКЗ содержатся сведения о том, куда передан каждый бланк (пункт тестирования, корпус, аудитория, предмет). Доставка экзаменационных материалов в пункты проведения тестирования и обратно осуществляется сотрудниками Государственной фельдъегерской службы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждения высшего и среднего специального образования осуществляется Государственной комиссией, определенной решением Президента Республики Беларусь и Министерством образования. Госу-

дарственной комиссией отслеживается порядок подготовки экзаменационных материалов, их доставка, хранение и порядок отправки из пунктов ЦТ, режим пропуска и идентификация личности участников тестирования, работа с тестами в аудиториях, соблюдение нормативных правовых актов при проведении конкурсного отбора, зачислении абитуриентов и др.

В целях повышения надежности проверки работ абитуриентов РИКЗ использует модель электронного «разделения бланка ответов», в несколько этапов проводит визуальную и программную верификацию качества распознавания информации при переводе с бланка ответов в электронный формат. Для оценки результатов выполнения тестов ЦТ используется процентная шкала распределения модифицированных первичных баллов. В процессе расчета итогового тестового балла учитывается не только количество верно выполненных заданий, но и их относительная сложность. Результат выполнения теста после его обработки с использованием компьютерной программы отображается на 100-балльной порядковой шкале. Более подробную информацию можно найти на сайте РИКЗ (www.rikc.by).

Информирование абитуриентов о результатах ЦТ осуществляется посредством информационного сайта РИКЗ. Помимо этого абитуриент имеет возможность получить результаты ЦТ на свой мобильный телефон. Для этого он должен оформить СМС-подписку на получение результатов ЦТ. Информация о результатах тестирования доступна только абитуриенту. Результаты ЦТ конкретного абитуриента публичными не являются. Общие статистические данные о результатах ЦТ передаются в Государственную комиссию и Министерство образования. Отдельные статистические сведения о результатах ЦТ могут передаваться в управления и отделы образования, учреждения образования по индивидуальным запросам.

Результаты ЦТ действительны для предъявления в приемные комиссии учреждений высшего и среднего специального образования в течение текущего календарного года. Электронные изображения бланков ответов, а также результаты ЦТ в электронном виде хранятся в РИКЗ в течение 75 лет.

Ежегодно РИКЗ готовит аналитический отчет о результатах сдачи ЦТ различными группами абитуриентов в разрезе страны, областей, регионов, отдельных учреждений образования.

В настоящее время в профессиональном педагогическом сообществе обсуждаются вопросы, связанные с развитием выпускных и вступительных экзаменов в контексте введения профильного обучения на III ступени

общего среднего образования: проведение независимой итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, изменение содержания и формы экзаменационных материалов и др.

Внутришкольная система оценивания. Педагоги учреждений общего среднего образования осуществляют текущую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся 3-11-х классов с выставлением отметки по 10-балльной системе. Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов. В случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности ему выставляется отметка 0 баллов. Результаты оценивания учебных достижений учащихся фиксируются в классном журнале и дневниках учащихся. Нормативные документы Министерства образования предусматривают обязательное выставление отметки в дневник учащегося. Для информирования родителей об учебных достижениях их ребенка в ряде учреждений образования используется сервис «Электронный журнал/дневник».

Аттестация учащихся 1-2-х классов по всем учебным предметам осуществляется на содержательно-оценочной основе (безотметочное обучение). Без отметки оцениваются также результаты учебной деятельности учащихся 3-4-х классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».

Безотметочное обучение учащихся на I ступени общего среднего образования продолжает оставаться предметом дискуссий в профессиональном сообществе. Это обусловлено в первую очередь затруднениями педагогов в процессе использования данной системы оценивания. Обучение без отметок, как известно, не отменяет оценивания процесса и результатов учебной деятельности учащихся и, соответственно, предъявляет высокие требования к способности педагога давать развернутую содержательную оценку работе каждого обучающегося. Данная система оценивания образовательных достижений также требует от учителя кропотливой работы по формированию у учащихся мотивации учебной деятельности, умений анализировать содержание собственных действий и оценивать их с точки зрения соответствия требуемому результату.

Для оценки образовательных достижений учащихся педагоги используют контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, проверочные и контрольные работы, тексты диктантов и изложений и др.), разработанные в Национальном институте образования по всем учебным

предметам для 1-11-х классов в соответствии с требованиями образовательных стандартов и учебных программ. На национальном образовательном портале (http://adu.by) размещены контрольно-диагностические модули электронных учебно-методических комплексов по всем учебным предметам для 1-11-х классов.

Вопросы оценки учебных достижений учащихся находятся в зоне постоянного внимания учреждений высшего педагогического образования и учреждений дополнительного образования педагогов. Студенты педагогических вузов имеют возможность формировать и развивать свои оценочные компетенции во время педагогической практики в учреждениях общего среднего образования (3-й курс - 7 недель, 4-й курс - 9 недель, 5-й курс - 14 недель).

Вопросы, связанные с оцениванием в классе, включены в учебные программы по методике обучения учебным предметам, в программы курсов повышения квалификации, являются темами целевых научно-методических семинаров для педагогов; обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей-предметников.

Основные уроки и перспективы развития НСОКОСО. Формирующаяся в Республике Беларусь национальная система оценки качества общего среднего образования является необходимым условием устойчивого развития системы образования.

К основным достижениям НСОКОСО в Республике Беларусь можно отнести:

• введение новой формы вступительных экзаменов в учреждения высшего и среднего специального образования (ЦТ стало реальным механизмом обеспечения объективности оценки образовательных достижений абитуриентов);

• системное проведение мониторинговых исследований качества общего среднего образования (комплексный характер республиканского мониторинга качества образования позволяет оценивать различные аспекты образовательного процесса, его условия и результаты. Результаты мониторинга являются информационной основой для принятия решений по совершенствованию содержания общего среднего образования, методик и технологий обучения и воспитания учащихся, обновлению учебных планов и программ подготовки и повышения квалификации педагогических работников);

• разработку научно-методического обеспечения оценки образовательных достижений учащихся, которое является важным средством повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности пе-

дагогов, создает условия для единых подходов к оценке образовательных достижений и объективности оценивания.

К вопросам, требующим практического решения в целях дальнейшего развития НСОКОСО в Республике Беларусь, можно отнести:

• разработку целостного концептуально-методологического понимания качества образования и подходов к его измерению на всех уровнях национальной системы образования;

• более активное использование механизмов и процедур внешней оценки образовательных достижений учащихся;

• участие Республики Беларусь в международных программах оценки образовательных достижений учащихся (PISA, PIRLS, TIMSS), гармонизацию внутристрановых, межстрановых и международных исследований качества образования;

• целенаправленное развитие кадрового потенциала в области оценки образовательных достижений учащихся, включая подготовку национальных экспертов международного уровня в области оценки качества общего среднего образования;

• координацию деятельности различных структур, занимающихся проблемами качества образования и его оценки на разных уровнях национальной системы образования.

К важнейшим перспективным направлениям развития НСОКОСО в Республике Беларусь относятся:

• организация и проведение научных исследований, направленных на разработку концепции национальной системы оценки качества образования на уровнях дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников; выявление условий и механизмов построения национальной системы оценки качества образования в контексте гармонизации внутристрановых механизмов оценивания и международных сравнительных исследований качества образования; определение критериев и показателей, создание научно-методического обеспечения оценки качества образования на всех уровнях национальной системы образования;

• поиск эффективных моделей сочетания внешней и внутренней оценки качества образования; совершенствование системы выпускных и вступительных экзаменов с учетом введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования;

• разработка и внедрение инновационных программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

в области оценки качества образования, анализа и интерпретации результатов оценки; • совершенствование механизмов управления качеством образования

на основе результатов его оценки. Для совершенствования НСОКОСО в Республике Беларусь важное значение имеет дальнейшее сотрудничество в рамках Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) с Российским тренинговым центром Института образования НИУ «Высшая школа экономики», Центром международного сотрудничества по развитию образования (CICED), Всемирным банком, реализация совместных проектов по оценке образовательных достижений обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Болотов, В. А. Системы оценки качества образования / В. А. Болотов. -М. : Логос, 2007.

2) Об утверждении Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс] : [офиц. сайт Министерства образования РБ]. - Режим доступа : http://edu.gov.by/page-1061.

3) Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3 // Эталон-ОпИпе [Электронный ресурс] : Навигатор в мире права. - Режим доступа : http://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_ попе_1_.

4) Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам // Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://adu.by/ru.

5) О правилах приема лиц для получения высшего образования I ступени и среднего специального образования : указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 // Р^о.Ьу [Электронный ресурс] : Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа : http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/7253.

6) Оценка качества общего среднего образования в Республике Беларусь / Г. В. Пальчик, Л. А. Худенко, В. В. Гинчук // Качество образования в Евразии. - 2013. - № 1. - С. 61-73.

7) Об утверждении Положения о порядке организации и проведения централизованного тестирования : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2006 № 714 // Республиканский институт контроля знания [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rikc. by/37-polozhenie-o-ct.html.

8) Положение об учреждении общего среднего образования : постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 // Право. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pravo.kulichki.com/zak/year2004/doc01122. htm.

9) Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 // Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pravo.newsby.org/belarus/postanov3/ pst988.htm.

10) Об утверждении Программы развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 № 725 // Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pravo. newsby.org/belarus/postanovsm5/sovm695.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.