УДК: 377.5 ББК: 74.5
Ефимова С.А.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТ СОЗДАНИЯ ДО ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ
Efimova S.A.
THE SYSTEM OF PERSONNEL CERTIFICATION BASED ON VOCATIONAL
LEARNING PACKAGES IN SAMARA REGION: FROM ITS DEVELOPMENT
UP TO IMPLEMENTATION
Ключевые слова: образовательные результаты, профессиональный модуль, квалификационная аттестация, промежуточная аттестация, квалификационный экзамен, профессиональная компетенция, квалификационные требования, федеральный государственный образовательный стандарт, среднее профессиональное образование.
Keywords: learning achievements, vocational learning package, personnel certification, interim certification, trade qualification test, professional competence, qualification standards, national educational standard, vocational secondary education.
Аннотация: с 2013 года в Самарской области апробирована и внедрена в региональную практику система регистрации и официального признания соответствия итоговых образовательных результатов обучающихся по профессиональным модулям требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Квалификационная аттестация по профессиональным модулям представляет собой совокупность научно-методических и организационно-управленческих процедур и унифицированных механизмов, обеспечивающих реализацию накопительного принципа независимой оценки квалификации обучающихся.
Abstract: since 2013 there has been tested and introduced into Samara Region education the system of registering and official recognition of relevance between students' learning achievements in vocational learning packages and national standards of vocational secondary education. Personnel certification carried out according to vocational learning packages is a set of methodological and executive procedures as well as unified mechanisms which ensure accumulation principle in independent evaluation of students' qualifications.
Переход российской
профессиональной школы на федеральные государственные образовательные
стандарты нового поколения и соответствующую им модульно-компетентностную модель организации обучения актуализировал вопросы, связанные с оценкой образовательных достижений обучающихся. Эти проблемы лежат в русле мировых тенденций совершенствования профессионального образования путем создания систем официального признания результатов образования, полученного в различных
организациях, неформального обучения, накопленного опыта профессиональной деятельности для развития
профессиональной карьеры специалистов.
Система мероприятий,
обеспечивающих достижение целей и задач профессионального образования,
согласованных с заказчиками кадров -работодателями, составляет компонент единой региональной системы оценки качества образования. В настоящее время в Самарской области сформирована совокупность организационных и функциональных структур,
диагностических и оценочных процедур, нормативных правовых актов, которые на единой концептуально-методологической основе обеспечивают оценку
образовательных достижений обучающихся и эффективности деятельности
образовательных организаций1.
Целями единой региональной системы оценки качества образования являются:
1) получение объективной информации о состоянии качества образования в Самарской области, тенденциях изменений и причинах, влияющих на уровень качества образования;
2) информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга состояния системы образования;
3) обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по результатам контроля качества образования органами управления образованием различных уровней.
В перечень ежегодных региональных исследований и мониторингов единой региональной системы оценки качества образования в Самарской области включена оценка качества профессиональной подготовки специалистов в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее -ФГОС СПО) средствами региональной системы квалификационной
аттестации.
Региональная система
квалификационной аттестации по профессиональным модулям основных и дополнительных профессиональных
образовательных программ СПО разработана в Самарской области в 2012 году и апробируется с 2013 года . К
1 Приказ министерства образования и науки Самарской области от 29.04.2014 №192-од «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Самарской области» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.rcmo.ru/upload/documents/09ff606198.pdf (дата обращения - 14.03.2015).
2 Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 19 ноября 2012 года
№ 422-р «Об апробации Региональной системы квалификационной аттестации по
настоящему моменту полностью
сформировано нормативное правовое и организационно-методическое обеспечение деятельности этой системы. Его основу составляет Положение о региональной системе квалификационной аттестации по профессиональным модулям основных профессиональных образовательных
программ и основных программ профессионального обучения (далее -профессиональные модули), которое определяет цели, принципы, порядок и регламенты проведения квалификационной аттестации3.
Квалификационная аттестация по профессиональным модулям - это совокупность научно-методических и организационно-управленческих процедур и унифицированных механизмов, обеспечивающих реализацию
накопительного принципа независимой оценки квалификации обучающихся. Как компонент системы профессионального практико-ориентированного оценивания образовательных результатов, она представляет собой поэтапную оценку осваиваемых профессиональных
квалификаций с валидацией (признанием), в том числе документальным
подтверждением видов профессиональной деятельности, которыми овладел человек.
В процедурах квалификационной аттестации устанавливается соответствие итоговых образовательных результатов обучающихся по профессиональным
профессиональным модулям основных и дополнительных профессиональных
образовательных программ начального
профессионального и среднего профессионального образования» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. cposo.ru/otsenka-kachestva-
obrazovaшva/oko-norm/469-rasporvazheшe-miшsterstva-obrazovaшva-i-nauki-samarskoi-oblasti-ot-19-11-2012-422-г (дата обращения - 14.03.2015).
3 Приказ министерства образования и науки Самарской области от 16 июля 2014 года № 229-од «Об утверждении Положения о региональной системе квалификационной аттестации по профессиональным модулям основных
профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cposo.ru/otsenka-kachestva-obrazovaшva/oko-norm/641 -prikaz-ob-utverzhdenii-polozheniva-o-rska (дата обращения - 14.03.2015).
модулям (компетенций) требованиям профессиональной деятельности,
аккумулированным в ФГОС СПО, иных форматах квалификационных требований со стороны рынка труда (в случае программ дополнительного профессионального
образования).
По отношению к основным профессиональным образовательным
программам квалификационная аттестация по профессиональным модулям выступает формой промежуточной аттестации обучающихся. Для каждого
профессионального модуля, как
относительно автономной структурной единицы образовательных программ СПО и основных программ профессионального обучения, - итоговой оценочной процедурой.
Региональная система
квалификационной аттестации, которая введена в Самарской области, регламентирует подготовку и проведение квалификационных экзаменов по профессиональным модулям, а также выдачу документа, подтверждающего установленную квалификацию или ее часть (совокупность профессиональных
компетенций), которые были
продемонстрированы в процедурах квалификационного экзамена. Кроме того, становятся возможными регистрация и признание профессиональными
образовательными организациями
результатов обучения по
профессиональным модулям. Последнее особенно важно для организации профессионального обучения в формате сетевых образовательных программ, когда отдельные профессиональные модули реализуются разными образовательными организациями.
Функционирование региональной системы квалификационной аттестации строится на следующих основополагающих принципах:
1. Независимость оценки как базовый принцип, обеспечивающий участие независимых от производителя образовательных услуг экспертов на всех этапах квалификационной аттестации.
2. Добровольность участия в
региональной системе квалификационной аттестации образовательных организаций. Основным мотивом, который стимулирует поставщиков образовательных услуг, является возможность консолидации образовательных ресурсов различных образовательных организаций для реализации сетевого взаимодействия и создание условий для академической мобильности обучающихся.
3. Унификация и стандартизация всех диагностических процедур, подходов, методов и материалов в процедурах квалификационной аттестации с целью получения объективных оценок.
4. Валидация (легализация и признание полученных результатов) -реализуется через соответствие аттестационных решений требованиям всех участников региональной системы квалификационной аттестации.
5. Открытость и «прозрачность», предполагающие доведение до сведения всех заинтересованных лиц достоверной информации об оценочных процедурах и результатах квалификационной аттестации оперативно и в удобных для пользователей формах.
6. Доступность региональной системы квалификационной аттестации для кандидатов (обучающихся, завершивших освоение профессионального модуля и допущенных к сдаче квалификационного экзамена).
7. Партнерство, обеспечивающее взаимодействие участников для достижения согласованных целей.
8. Конфиденциальность по отношению к персональной информации.
В различных процедурах
квалификационной аттестации по профессиональным модулям принимают участие министерство образования и науки Самарской области (в части формирования нормативного правового обеспечения, установления регионального статуса процедур, определения вспомогательных служб); образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы СПО и основные программы профессионального обучения на территории Самарской
оценивания аттестационно-комиссиями,
области; региональные объединения работодателей; предприятия и организации различных секторов экономики и социальной сферы региона как заказчики кадров квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Для осуществления функций оператора региональной системы квалификационной аттестации областное министерство образование и науки определило Уполномоченную организацию, деятельность которой регулируется нормативными документами регионального статуса7.
Процедуры осуществляются квалификационными сформированными профессиональными образовательными организациями для проведения квалификационных экзаменов, в состав которых входят эксперты-экзаменаторы региональной системы квалификационной аттестации.
Намерение об участии
образовательной организации в
региональной системе квалификационной аттестации фиксируется в Соглашении о взаимодействии, заключенном между колледжем (техникумом) и
Уполномоченной организацией. К Соглашению может присоединиться любая образовательная организация, реализующая основные профессиональные
образовательные программы и основные программы профессионального обучения.
Базовым организационным форматом квалификационной аттестации выступает квалификационный экзамен, который представляет собой регламентированную соответствующим Положением форму оценки результатов обучения, реализуемую независимо от организаторов обучения по профессиональному модулю. Статус независимости оценочных процедур достигается следующими специальными
1 Полный комплект нормативно-регулирующей документации, обеспечивающий функционирование региональной системы квалификационной аттестации, представлен в сборнике: Региональная система квалификационной аттестации по профессиональным модулям [Текст]: сборник нормативных и организационно-методических материалов. - Самара: ЦПО, 2014.
условиями:
1) пакеты оценочных средств для идентификации профессиональных компетенций разрабатываются специалистами Уполномоченной организации в соответствии с требованиями соответствующих ФГОС СПО или квалификационным запросом работодателей (для основных программ профессионального обучения);
2) состав экспертов-экзаменаторов, производящих оценивание, отвечает требованию «оценивает тот, кто не участвовал в обучении».
Квалификационный экзамен в зависимости от профиля и содержания профессионального модуля проводится на предприятиях, в региональных ресурсных центрах профессионального образования, в образовательных организациях
аттестационно-квалификационной комиссией, формируемой приказом руководителя образовательной организации, в которой осваивался профессиональный модуль. В состав комиссии включены специалисты региональной системы профессионального образования,
представители работодателей и
Уполномоченной организации (выборочно, по особому графику). При аттестации по профессиональным модулям, содержание которых связано с работами на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору,
Госатомнадзору и другим специальным ведомствам, программы обучения по которым должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, председателями аттестационно-квалификационных комиссий (по согласованию) назначаются их представители.
По результатам квалификационного экзамена принимается решение о выдаче кандидатам квалификационных аттестатов по профессиональному модулю - документа регионального статуса, который
удостоверяет готовность обучающегося к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или отдельных трудовых функций
(профессиональной квалификации или ее
составной части). В ходе
квалификационного экзамена
идентифицируются профессиональные компетенции, определенные во ФГОС СПО. Уровень сформированности общих компетенций выпускников, в соответствии с концепцией, принятой в Самарской области, оценивается с помощью специальных методик и технологий по завершению освоения основных профессиональных образовательных программ7.
Квалификационные аттестаты,
которые выдаются по результатам квалификационных экзаменов,
предназначены для использования в региональной системе профессионального образования. Они необходимы для организации допуска обучающихся к государственной итоговой аттестации по завершению образовательных программ СПО, а также в целях регистрации и официального признания освоенных итоговых образовательных результатов по профессиональным модулям, которые реализуются двумя (несколькими) образовательными организациями -участниками сетевого взаимодействия. Признание освоенных обучающимися итоговых образовательных результатов по профессиональным модулям
обеспечивается применением
регламентированных процедур,
унифицированных методик и привлечением внешних (независимых от поставщика образовательной услуги) экспертов, разделяющих ответственность за цели и результаты профессионального образования и профессионального обучения.
Таким образом, квалификационные аттестаты выступают организационным условием академической мобильности обучающихся при реализации
индивидуальных образовательных
траекторий (индивидуальных учебных планов) в рамках образовательных программ СПО и основных программ
профессионального обучения. Учет выданных квалификационных аттестатов ведется Уполномоченной организацией в форме Регионального реестра
квалификационных аттестатов,
функционирование которого
регламентируется соответствующим
Положением.
В процессе апробации региональной системы квалификационной аттестации решалась одна из наиболее сложных и слабо технологизированных организационно-методических задач - разработка инструментария достоверной и объективной идентификации освоенных обучающимися профессиональных компетенций в процедуре квалификационного экзамена. Для ее решения создано практическое руководство по разработке оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов по
профессиональным модулям. В нем описана технология оценивания профессиональных компетенций как итоговых образовательных результатов по профессиональным модулям, предложен унифицированный Макет Комплекта оценочных средств, а также фрагменты оценочных материалов2.
Для подготовки экспертов-экзаменаторов проведены обучающие семинары, в которых приняли участие более 400 преподавателей и мастеров производственного обучения областных колледжей и техникумов. Ознакомительное обучение было организовано также для администрации образовательных
организаций в целях организационно-управленческого сопровождения
подготовки и проведения
квалификационной аттестации по профессиональным модулям.
Апробация региональной системы квалификационной аттестации проводилась
Формирование общих компетенций обучающихся по программам довузовского профессионального образования: методические рекомендации [Текст] / Г.Б. Голуб, С.А. Ефимова, Е.А. Перелыгина, Н.Ю. Посталюк. - Самара: ЦПО, 2011.
Ефимова, С.А., Посталюк, Н.Ю. Практическое руководство по разработке оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов по профессиональным модулям программ среднего профессионального образования [Текст] / С.А. Ефимова, Н.Ю. Посталюк; ГБОУ ДПО (ПК) специалистов Центр профессионального образования Самарской области, ФГАУ «Федеральный институт развития образования. Приволжский филиал». - Самара: ЦПО, 2014.
в 2013-2014 учебном году. Ее целью выступала экспериментальная проверка и отработка на практике (оптимизация) различных процедур квалификационной аттестации и их нормативно-регулирующего и организационно-методического сопровождения. На этом этапе было проведено 115 квалификационных экзаменов, по результатам которых выдано 2104 квалификационных аттестата, сведения о которых внесены в Региональный реестр квалификационных аттестатов и размещены на сайте Уполномоченной организации -ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Центра профессионального образования Самарской области7.
Итогом апробации системы квалификационной аттестации явилось также создание региональной базы программ профессиональных модулей, включающей 60 образовательных программ; разработка 50 комплектов оценочных средств по профессиональным модулям; заключение 39 Соглашений о взаимодействии между Уполномоченной организацией и профессиональными образовательными организациями
Самарской области. По результатам апробации в отдельные процедуры и этапы, а также соответствующие регламенты, были внесены коррективы, обеспечивающие результативность и эффективность системы.
В 2014-2015 учебном году региональной системой квалификационной аттестации по профессиональным модулям охвачено 15 профессий и специальностей СПО (таблица 1).
1 http://www.cposo.ru/otsenka-kachestva-obrazo-
vaшva/reestr-kvalifikatsionnvkh-attestatov.
Таблица 1 - Профессии и специальности, по которым в 2014-2015 учебном году в Самарской области реализуются процедуры квалификационной аттестации по профессиональным модулям
№ Код профессии/ специальности Наименование профессии / специальности
1 15.01.30 Слесарь
2 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно- тракторного парка
3 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
4 39.01.01 Социальный работник
5 39.02.01 Социальная работа
6 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
7 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
8 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
9 23.01.03 Автомеханик
10 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
11 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
12 22.02.06 Сварочное производство
13 15.02.08 Технология машиностроения
14 19.01.17 Повар, кондитер
15 19.02.10 Технология продукции общественного питания
По результатам квалификационных экзаменов организуется информационный обмен между всеми участниками системы квалификационной аттестации.
Министерство образования и науки Самарской области (отраслевые
министерства, если они выступают учредителями образовательных
организаций) получают аналитическую информацию о качестве подготовки по профессиональным модулям основных профессиональных образовательных
программ (на основании обобщения данных квалификационных экзаменов).
Информация о качестве подготовки по профессиям / специальностям, полученная на основе обработки данных квалификационных экзаменов по профессиональным модулям, в дальнейшем будет использована в процедурах государственной аккредитации
образовательных организаций и аттестации их руководителей. Эти сведения подлежат учету при конкурсном размещении государственного (регионального) задания на подготовку кадров за счет областного бюджета, а также при назначении ежегодных стимулирующих выплат и надбавок руководителям колледжей и
техникумов.
Работодатели предприятий и организаций экономики области по итогам квалификационной аттестации получают информацию об актуальном состоянии профессиональных квалификаций
обучающихся региональной системы освоения прикладных квалификаций, прошедших процедуры квалификационной аттестации по профессиональным модулям.
Уполномоченная организация
информирует образовательные организации о типичных квалификационных дефицитах и недостатках в уровне подготовленности кандидатов, прошедших процедуру квалификационного экзамена, что позволяет ориентировать их на целенаправленную деятельность по устранению пробелов в обучении.
Согласование комплектов оценочных средств работодателями позволяет выявить их актуальные квалификационные требования, в том числе - информацию о необходимости обновления вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ СПО в соответствии с динамикой
технологического и организационно-экономического перевооружения отраслей
региональной экономики.
Обучающиеся по программам освоения прикладных квалификаций (подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих), получившие квалификационные аттестаты, удостоверяющие их готовность к выполнению вида профессиональной деятельности / отдельных трудовых функций, принимают решение о его дальнейшем использовании. Как правило, это необходимо для формирования индивидуальной образовательной
траектории в рамках осваиваемой образовательной программы, в целях непрерывного профессионального
образования, в том числе для «перезачета» профессиональных модулей в рамках иных профессиональных образовательных
программ, при обучении в других образовательных организаций.
Таким образом, региональная система квалификационной аттестации по профессиональным модулям представляет собой независимую от поставщиков образовательных услуг (образовательных организаций) оценку освоения
профессиональных компетенций
обучающимися с участием заказчиков кадров - работодателей. По отношению к региональной системе профессионального образования это внутренняя
(ведомственная) оценка, поскольку она устанавливает соответствие подготовки обучающихся требованиям ФГОС СПО. Участие работодателей в ней предусматривается с целью обеспечения необходимой ориентации вариативной составляющей основных образовательных программ СПО на рабочие места регионального рынка труда, усиления связей производителей образовательных услуг и заказчиков (потребителей) кадров.
В то же время, внутреннюю оценку целесообразно дополнить внешней оценкой результативности деятельности
региональной системы освоения
прикладных квалификаций -
выпускников организаций, организованной на базе профессиональных стандартов по видам трудовой
деятельности, интенсивная разработка которых происходит в настоящее время в большинстве отраслей экономики Российской Федерации.
сертификацией образовательных
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (18) 2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ефимова, С.А., Посталюк, Н.Ю. Практическое руководство по разработке оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов по профессиональным модулям программ среднего профессионального образования [Текст] / С.А. Ефимова, Н.Ю. Посталюк; ГБОУ ДПО (ПК) специалистов Центр профессионального образования Самарской области, ФГАУ «Федеральный институт развития образования. Приволжский филиал». - Самара: ЦПО, 2014.
2. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 29.04.2014 №192-од «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Самарской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rcmo.ru/ upload/documents/09ff606198.pdf (дата обращения - 14.03.2015).
3. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 16 июля 2014 года № 229-од «Об утверждении Положения о региональной системе квалификационной аттестации по профессиональным модулям основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cposo.ru/otsenka-kachestva-obrazovaniva/oko-norm/641-prikaz-ob-utverzh-demi-polozhemya-o-rska (дата обращения - 14.03.2015).
4. Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 19 ноября 2012 года № 422-р «Об апробации Региональной системы квалификационной аттестации по профессиональным модулям основных и дополнительных профессиональных образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cposo.ru/otsenka-kachestva-obrazovaniva/oko-norm/469-rasporvazhenie-ministerstva-obrazovaniva-i-nauki-samarskoj-oblasti-ot-19-11-2012-422-r (дата обращения - 14.03.2015).
5. Региональная система квалификационной аттестации по профессиональным модулям [Текст]: сборник нормативных и организационно-методических материалов. -Самара: ЦПО, 2014.
6. Формирование общих компетенций обучающихся по программам довузовского профессионального образования: методические рекомендации [Текст] / Г.Б. Голуб, С.А. Ефимова, Е.А. Перелыгина, Н.Ю. Посталюк. - Самара: ЦПО, 2011.