Научная статья на тему 'Актуальные проблемы государственной регистрации федеральных органов государственной охраны в качестве юридических лиц'

Актуальные проблемы государственной регистрации федеральных органов государственной охраны в качестве юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы государственной регистрации федеральных органов государственной охраны в качестве юридических лиц»

Список использованных источников

1. Андреев С.В. Дезинформация и инсценировка как объекты криминалистических исследований. Иркутск: Репроцентр А1, 2005.

2. Баранов Е.В. Уголовно-правовая характеристика инсценировок // Вопросы юридической ответственности и деятельность органов внутренних дел: Материалы научной конференции. Волгоград, 1978.

3. Белкин Р.С. Курс криминалистики: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд., дополненное. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Дементьев В.В., Степанов В.В. Инсценировка преступления: сущность и методы раскрытия. М.: Юрлитинформ, 2009.

5. Образцов В.А., Бертовский Л.В., Бертовская Н.Л. Дезинформирование в криминальной, оперативно-розыскной и следственной практике. М.: Юрлитинформ, 2010.

6. Овечкин В.А. Расследование преступлений, сокрытых инсценировками: Учебное пособие. Харьков, 1979.

7. Трухачев В.В. Правовые и криминалистические средства предупреждения, выявления и нейтрализации преступного воздействия на доказательственную информацию.

Дисс. ... докт. юрид. наук. Воронеж, 2001.

8. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. // Под ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Эксмо, 2005.

9. Фадеев В.И. Расследование криминальных инсценировок. М.: Норма, 2009.

10. Овечкин В.А. Общие положения методики расследования преступлений, скрытых инсценировками. Дисс. ...

канд. юрид. наук. Харьков, 1975.

11. Фадеев В.И. Расследование инсценировок преступных событий: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 1998.

12. Фадеев В.И. Расследование инсценировок преступных событий. Дисс. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 1998.

Информация об авторах

• Бурыка Д. А. // кандидат юридических наук, преподаватель Московского университета МВД России.

• Глотов Д. А. // соискатель Академии МНЭПУ.

Актуальные проблемы государственной регистрации федеральных органов государственной охраны в качестве юридических лиц

Бугаев Г. В.

Все органы государственной власти, в том числе и федеральные органы государственной охраны являются юридическими лицами. Это положение основывается на ряде подзаконных актов, определяющих их правовой статус. Например, согласно п. 19 Положения о ФСО России этот федеральный орган исполнительной власти является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку любое юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации, возникает необходимость рассмотрения процедуры государственной регистрации, проводимой в отношении федеральных органов государственной охраны.

Правовые основы процедуры государственной регистрации юридических лиц в настоящее время закреплены в Гражданском кодексе РФ и в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Поскольку специальных норм о регистрации органов государственной власти в качестве юридических лиц в настоящее время нет, то процедура приобретения федеральным органом государственной охраны статуса юридического лица должна проходить в общем порядке. в то же время, как отмечается в литературе, общий порядок регистрации юридических лиц совершенно не ориентирован на регистрацию органов государственной власти, в том числе федеральных органов государственной охраны, не учитывает их особый статус.

Во-первых, имеется неопределенность с учредителями федеральных органов государственной охраны. в действующем законодательстве такое понятие вообще отсутствует. Считается, что функции учредителя федеральных органов государственной власти выполняет Российская Федерация. Но в этом случае непонятно, как государственная регистрация будет осуществляться на основании заявления Российской Федерации.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что структура федеральных органов государственной охраны утверждена Президентом РФ в Указе от 7 августа 2004 г. № 1013. Однако фактически учредителями федеральных органов государственной охраны выступают иные лица. Например, согласно Уставу Академии ФСО России, которая также отнесена к федеральным органам государственной охраны, ее учредителем является Правительство РФ. Для регистрирующего органа возникает парадоксальная ситуация — решение о создании федерального органа государственной охраны принято одним субъектом, а устав утвержден другим.

Во-вторых, возникает вопрос с учредительными документами регистрируемого юридического лица. в настоящее время считается, что функции учредительного документа федерального органа государственной охраны выполняет положение о его деятельности. Дей-

Юридические науки

ствительно в ст. 52 Гражданского кодекса РФ положение об организации соответствующего вида называется одним из видов учредительных документов юридического лица. Однако отождествлять это положение с положением, на основании которого осуществляет свою деятельность федеральный орган государственной охраны нельзя. Положение, предусмотренное Гражданским кодексом РФ, является локальным нормативным правовым актом, а положение о федеральном органе государственной охраны — подзаконным нормативным актом. Кроме того, как следует из Гражданского кодекса РФ, положение об организации соответствующего вида может выступать учредительным документом юридического лица лишь в случае, когда это предусмотрено законом. Подобного закона применительно к федеральным органам государственной охраны нет. Помимо этого следует учитывать, что положение о федеральном органе государственной охраны не содержит в себе всех сведений, которые названы в ст. 52 Гражданского кодекса в качестве обязательных для учредительных документов. Нельзя не учитывать и того, что согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявитель должен представить в регистрирующий орган подлинник учредительного документа. Однако очевидно, что представить в регистрирующий орган подлинное положение о федеральном органе государственной охраны, утвержденное Президентом РФ или иным должностным лицом, не представляется возможным.

Учитывая указанные проблемы, в литературе нередко отмечается, что органы государственной власти при создании не должны проходить процедуру государственной регистрации. Более того, по утверждению этих авторов, практика создания органов исполни -тельной власти показывает, что требования законодательства о государственной регистрации юридических лиц фактически не соблюдаются. Например, Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены, а взамен них образованы ряд федеральных органов исполнительной власти, а последующими указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ были утверждены положения, регламентирующие правовой статус этих органов. Распоряжением Правительства РФ от 18 марта 2004 г. № 379-р были образованы ликвидационные комиссии, в задачи которых входило осуществление процедур ликвидации упраздняемых федеральных органов исполнительной власти. Однако ни в одном из распоряжений Правительства РФ, изданных в связи с проведением реформы органов исполнительной власти, не содержалось указаний на совершение процедур, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В то же время, по нашему мнению, указанные обстоятельства нисколько не влияют на обязанность федеральных органов государственной охраны

регистрироваться в качестве юридических лиц. Более того, сложившаяся практика подтверждает, что такие процедуры реализуются и федеральным органам государственной охраны выдаются свидетельства о государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Однако следует согласиться с тем, что действующий порядок государственной регистрации юридических лиц мало пригоден для его применения в отношении органов государственной власти. Очевидно, что для исправления этой ситуации требуются комплексные изменения действующего законодательства.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.

3. Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3314.

4. Ромашко Е.А. Формальное закрепление создания, реорганизации и ликвидации государственного органа со статусом юридического лица // Юрист. 2005. № 4.

Информация об авторе

• Бугаев Г.В. // слушатель Академии ФСО России, г. Орел

Всероссийский журнал научных публикаций, апрель 2011

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.