3.7. К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ГОСКОРПОРАЦИЙ
Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Албегова Д.М., соискатель. Место учебы: СевероОсетинский государственный университет.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с определением исследования особенностей создания и государственной регистрации госкорпораций в соответствии с действующим законодательством. Исследуются вопросы,
посвященные специальному регистрационному процессу государственных корпораций.
Ключевые слова: регистрация, реорганизация, госкорпорация, правопорядок, закон, регистрационный процесс.
QUESTION OF ESTABLISHMENT AND STATE
REGISTRATION OF STATE CORPORATIONS
Albegova D.M., competitor. Place of study: North Ossetian State University.
Annotation: The article is considering the problems of investigation of the peculiarities of establishment and state registration of State Corporations according to the legislation laws in force. Questions of State Corporations special procedure of registration are investigated in the article. Keywords: registration, reorganization, State Corporation, the law and order, the law, registration process.
Как известно, в течение 2007 года отечественным законодателем было принято шесть федеральных законов, в соответствии с которыми были созданы соответственно шесть новых госкорпораций (ГК): «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. №82-ФЗ «О банке развития» 1; «Российская корпорация нанотехнологий (Роснанотех)», в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» 2; «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства»3; «Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»4; «Государст-
венная корпорация по атомной энергии «Росатом», в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»5; «Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», в соответствии с Федеральным законом от 30 ок-
1 СЗ РФ. 2003. № 52. Ст. 5029.
2 СЗ РФ. 2007. № 22. Ст. 2562.
3 СЗ РФ. 2007. №30. Ст. 3799.
4 СЗ РФ. 2007. №48 (Часть II). Ст. 5814.
5 СЗ РФ. 2007. №49. Ст. 6078.
тября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»6.
Кроме того, продолжает осуществлять свою деятельность госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), созданная в 2003 году на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»7.
В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса РФ, все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Следовательно, каждая государственная корпорация также должна быть зарегистрирована на общих основаниях с другими юридическими лицами. Для данной организационно-правовой формы - некоммерческой организации - характерна своя специфика регистрационного процесса. Учредителем государственной корпорации может выступать только Российская Федерация. Иные публичноправовые образования (субъекты РФ, муниципальные образования), другие физические или юридические лица не могут входить в число учредителей госкорпорации (в связи с этим отдельные исследователи8 предлагают словосочетание «государственная корпорация» в ФЗ «О некоммерческих организациях» заменить словосочетанием «федеральная государственная корпорация»).
В связи с изложенным представляет определенный интерес исследование особенностей создания и государственной регистрации госкорпораций в соответствии с действующим законодательством. Установленные в отдельных правопорядках способы создания юридических лиц различаются в зависимости от роли государства в процессе возникновения нового субъекта права9. Признание какого-либо образования субъектом права предполагает наличие определенного порядка его образования.
о 10
В юридической литературе выделяются четыре способа создания юридических лиц: явочный; регистрационный (заявительный, уведомительный, явочнонормативный); распорядительный; разрешительный. Кроме того, иногда указываются «признаковый», «договорно-правовой», «нормативный» и «уставный» способы создания юридических лиц.
Явочный порядок создания юридических лиц дает учредителям максимальную свободу в образовании юридических лиц, ибо для возникновения юридического лица достаточно факта волеизъявления учредителей, а государственной регистрации не требуется. При установлении регистрационного (заявительного, уведомительного, явочно-нормативного) способа юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации уполномоченным государственным органом. На территории РФ в регистрационном порядке создается большинство видов юридических лиц. В соответствии с распорядительным порядком юридическое лицо возникает с момента принятия уполномоченным государственным органом решения о создании юриди-
6 СЗ РФ. 2007. №45. Ст. 5415.
7 СЗ РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5029.
8 Макарова Ю.А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 60.
9 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. - М., 2000. С. 151-152; Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. - М., 1947. С. 70.
10 См.: Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 1998. С. 197.
4'2009
Пробелы в российском законодательстве
ческого лица, без процедуры государственной регистрации.
Создание юридических лиц в разрешительном порядке предусматривает обязательное получение предварительного согласия или разрешения уполномоченного государственного органа на создание конкретного юридического лица. Разрешительный способ создания юридических лиц не имеет самостоятельного значения в силу того, что разрешение на создание юридического лица не является основанием для возникновения у организации статуса юридического лица, а служит обязательным предварительным условием. В дальнейшем процедура создания может осуществляться одним из трех указанных выше способов.
Представляется возможным согласиться с высказыванием Б.П. Носкова и А.В. Чуряева11 о том, что «необходимость упорядочения системы организационноправовых форм юридических лиц и соответствующего уточнения и систематизации особенностей правосубъектности различных видов юридических лиц назрела уже давно». Кроме того, «очевидной является и необходимость упорядочения терминологии законодательства о юридических лицах»12. На сегодняшний день предложение о введении специальной категории публичного юридического лица представляется весьма дискуссионным, требующим отдельного исследова-ния13 в связи с тем, что единой точки зрения по данному вопросу в отечественной правовой науке до настоящего времени не выработано14.
Таким образом, действующее гражданское законодательство, в зависимости от формы участия государства в создании той или иной организации допускает возможность использовать несколько способов (порядков) возникновения юридических лиц. Для создания юридических лиц, учредителями которых выступают только публично-правовые образования, законодателем установлен распорядительный порядок создания, при котором юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения органа государственной власти.
Одной из особенностей создания госкорпораций в России является то, что правовой режим государственной корпорации определяется в каждом конкретном случае специальным («именным») федеральным законом, на основании которого и создается госкорпорация. Именно федеральный закон определяет наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место нахождения, порядок управления, порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации, а также судьбу имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации15. В частности, говоря об «именных» федеральных законах и о конкретных госкорпорациях, следует выделить
11 Носков Б.П., Чуряев А.В. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании: проблемы и решения // Юрист. 2005. № 5.
12 Макарова Ю.А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 55.
13 Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. - М.: Статут, 2003. С. 278.
14 См. например: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. № 5; Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. № 5; Щербакова Ю.В. К вопросу о министерстве как юридическом лице // Законодательство и экономика. 2003. №10. С. 1316.
15 Сумской Д.А. Статус юридических лиц. - М.: ЗАО «Юстицин-
форм», 2006.
следующие моменты: в соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ, «настоящий Федеральный закон устанавливает ... компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов)»; в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 мая 2007 г. №82-ФЗ, «настоящий Федеральный закон устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности ... ГК «Внешэкономбанк»; и т.д.
Из изложенного очевидно, что для государственной корпорации роль учредительных документов играет федеральный закон о ее создании, устанавливающий особенности ее правового положения.
В то же время, из содержания п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ следует однозначный вывод о том, что учредительными документами юридического лица могут являться: А) устав; Б) учредительный договор и устав; В) только учредительный договор («юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора»). Исключение сделано для юридических лиц, не относящихся к категории коммерческих организаций, т.е. не преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности: «в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».
Как отмечает Ю.А. Макарова16, специальный характер правоспособности государственных корпораций основывается на некоммерческом характере деятельности данных юридических лиц. Принимая в каждом конкретном случае индивидуальный нормативный правовой акт о создании конкретной госкорпорации, законодатель в федеральном законе определяет особенности специальной правоспособности госкорпорации, что является нарушением приведенных выше положений п. 1 ст. 52 гК РФ.
В отличие от других организационно-правовых форм юридических лиц (государственная регистрация которых носит уведомительный или разрешительный характер) госкорпорация регистрируется в распорядительном порядке, т.е. уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, законом в императивной форме предписывается осуществить государственную регистрацию и внести соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. Так, например, в соответствии с прямым указанием п. 3 ст. 17 Федерального закона от 17 мая 2007 г. №82-ФЗ, ГК «Внешэкономбанк» подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в пятнадцатидневный срок с даты утверждения Правительством Российской Федерации передаточного акта.
В ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» перечислены документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации юридического лица. К таким до-
16 Макарова Ю.А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.,
2008. С. 57-58.
кументам относятся: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Ю.А. Макарова в своем диссертационном исследовании в 2008 году отмечала: «вполне очевидно, что в дальнейшем возникнет необходимость принятия на уровне подзаконных правовых актов, например, постановлений Правительства РФ, уставов государственных корпораций, более развернуто определяющих отдельные организационно-правовые вопросы»17. Правильность приведенной точки зрения подтвердилась практикой.
В связи с тем, что процедура создания государственной корпорацией имеет определенную специфику, а также с учетом нарастающей динамики создания госкорпораций и все чаще встречающихся в литературе (особенно среди исследователей-экономистов)18 предложений о создании новых государственных корпораций в самых различных сферах и отраслях, представляется необходимым в дальнейшем (при создании новых госкорпораций) указывать в каждом соответствующем специальном законе особенности правового регулирования государственной регистрации той или иной государственной корпорации. Также в целях единообразного правового регулирования представляется целесообразным внести соответствующие изменения в уже принятые федеральные законы (а именно в Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»; Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»), указав на особенности государственной регистрации каждой из перечисленных госкорпораций.
Учредителем госкорпораций выступает только Российская Федерация, которая наделяет госкорпорацию федеральным имуществом, закрепляя его на праве собственности за госпорпорацией. При этом государство отходит от установленного нормами Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государст-
17 Макарова Ю.А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. - М.,
2008. С. 63.
18 См.: Айвазян И.Г. Организационно-управленческая модель жилищного рынка на основе государственно-частного взаимодействия его субъектов: Автореф. дисс. . канд. экон. наук. - М.,
2009. С. 20-22; Артемов А.В. Управление развитием товаропроводящих сетей народных художественных промыслов: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009. С. 4-6, 11-12, 18-22; Казакевич П.А. Суверенные фонды благосостояния на рынках ценных бумаг: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009. С. 9, 26-28; Чумаков Д.С. Энергоресурсы российской Арктики в мировом хозяйстве: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009. С. 18, 23.
венной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядка регистрации юридического лица, вводя равным по юридической силе нормативным правовым актом - специальным («именным») федеральным законом - иной, специальный порядок создания конкретной госкорпорации.
Список литературы:
Айвазян И.Г. Организационно-управленческая модель жилищного рынка на основе государственночастного взаимодействия его субъектов: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009.
Артемов А.В. Управление развитием товаропроводящих сетей народных художественных промыслов: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009.
Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. - М., 1947.
Казакевич П.А. Суверенные фонды благосостояния на рынках ценных бумаг: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009.
Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. - М.: Статут, 2003.
Макарова Ю.А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.
Носков Б.П., Чуряев А.В. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании: проблемы и решения // Юрист. 2005. №5.
Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. - М., 2000.
Сумской Д.А. Статус юридических лиц. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.
Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 1998.
Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. № 5.
Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. № 5.
Чумаков Д.С. Энергоресурсы российской Арктики в мировом хозяйстве: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009.
Щербакова Ю.В. К вопросу о министерстве как юридическом лице // Законодательство и экономика. 2003. №10.
Рецензия
на статью Албеговой Д.М. Тема: «К вопросу о создании и государственной регистрации корпорации».
Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с определением особенностей создания и государственной регистрации госкорпораций в соответствии с действующим законодательством. Следует согласиться с автором, что при создании госкорпораций, посвященные им федеральные законы, во-первых, излишне лаконичны, во-вторых, не должны противоречить действующему Гражданскому кодексу РФ.
Нестыковка содержания федеральных законов, на основе которых создаются госкорпорации, и ГК РФ, а равно игнорирование фундаментальных положений теории гражданского права привели к парадоксу: передаваемое госкорпорации государственное имущество переходит в собственность госкорпорации.
Статья рекомендуется к публикации.
Директор НИИ современного права Волгоградской академии государственной службы, д. ю. н.,профессор А.Я. Рыженков.