Научная статья на тему 'Актуальные проблемы формирования личности правоохранительного типа в государственном образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации'

Актуальные проблемы формирования личности правоохранительного типа в государственном образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА МВД РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLICE / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / PERSONNEL POLICY / VOCATION TRAINING / PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE / PERSONALITY TRAITS / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Игошин Николай Алексеевич

В статье раскрывается понятие, определяются этапы и подчеркивается необходимость формирования в образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации личности правоохранительного типа, т.е. личности, обладающей качествами, необходимыми, по мнению автора, не только для юриста в широком смысле, но и качествами, которые общество хотело бы видеть у представителя правоохранительных органов, которого оно нанимает для решения вполне определенных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Игошин Николай Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of formation of the personality of law enforcement type in an education institution of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article reveals the notion, determines the stages, and speaks of the need of formation in an educational institution of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the individual of law-enforcement type, i.e. of the individual possessing the qualities, necessary, according to the author, not only for lawyers in a broad sense, but and the qualities, that society would like to see in a law enforcement official, who it hires, for solution of tasks

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы формирования личности правоохранительного типа в государственном образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации»

УДК 370.1 Н.А. Игошин*

Актуальные проблемы формирования личности правоохранительного типа в государственном образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации

В статье раскрывается понятие, определяются этапы и подчеркивается необходимость формирования в образовательном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации личности правоохранительного типа, т.е. личности, обладающей качествами, необходимыми, по мнению автора, не только для юриста в широком смысле, но и качествами, которые общество хотело бы видеть у представителя правоохранительных органов, которого оно нанимает для решения вполне определенных задач.

Ключевые слова: полиция, кадровая политика МВД России, профессиональная подготовка, профессиональная ориентация молодежи, качества личности, юридическое образование.

N.A. Igoshin*. Actual problems of formation of the personality of law enforcement type in an education institution of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The article reveals the notion, determines the stages, and speaks of the need of formation in an educational institution of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the individual of law-enforcement type, i.e. of the individual possessing the qualities, necessary, according to the author, not only for lawyers in a broad sense, but and the qualities, that society would like to see in a law enforcement official, who it hires, for solution of tasks.

Keywords: police, Ministry of Internal Affairs of Russia, personnel policy, vocation training, professional orientation of young people, personality traits, legal education.

Прежде всего необходимо отметить, что сегодня существует немало разнообразных мнений и подходов к определению понятия «личность». Например, психологи по-разному отвечают на вопрос, что такое личность, и в разнообразии их ответов, а отчасти в расхождении суждений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Из всего разнообразия мнений можно сделать вывод, что личность — это совокупность социальных качеств, приобретенных человеком в процессе жизнедеятельности или в процессе обучения, если рассматривать процесс обучения как целенаправленное воздействие на обучаемого с целью формирования у него не только определенных знаний и навыков, но и выработки специфических качеств.

В процессе реализаций той или иной деятельности человек обязательно отражает через отношение к ней свои разнообразные индивидуально-личностные свойства и особенности. О человеке судят по его делам. И в этом плане теория «деятельности» академика А.Н. Леонтьева является исключительно полезной в свете определения свойств личности правоохранительного типа. Помимо этого, следует заметить, что личностные особенности формируются на базе индивидных, которые реализуются в процессе общественных отношений.

Для полицейской службы, по нашему мнению, на первом месте стоит формирование идейной направленности и понимания значения решаемых общественных задач. Главнейшим мотивом должны стать чувство долга, повышенная ответственность за порученный участок деятельности. В таком контексте при определении понятия личности правоохранительного типа существенное значение будут иметь характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающийся и проявляющийся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для нее способы поведения, и способности индивидуума, поскольку индивидуально-психологические особенности личности являются условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Структурная модель качеств личности правоохранительного типа поведения легла в основу определения уровневой иерархии деятельности, в процессе которой происходит формирование профессиональных свойств полицейского.

Думается ни у кого не вызовет сомнений тот факт, что основы личностных свойств и качеств, способных влиять на деятельность, поведение, взаимоотношения человека во взрослой жизни закладываются и формируются именно в детстве [1]. Наиболее остро вопросы «Кем быть?» и «Каким быть?» проявляются в подростковом возрасте. Это возраст активного поиска себя и экспериментирования в разных ролях, четкой половой поляризации в формах межличностного поведения, становления мировоззрения, поиска своей социальной роли в группе.

Анализ практики и исследований в области профессионального образования молодежи говорит о необходимости существенной переориентации подходов в пользу профессиональных интересов самой личности, ее индивидуальных особенностей и творческой активности, развитие которых в

* Игошин, Николай Алексеевич, заместитель начальника факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

* Igoshin, Nikolai Alekseevich, deputy head of post-graduate faculty of St. Petersburg University, the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in law, assistant professor.

© Игошин Н.А., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Открытая трибуна

процессе профессиональной подготовки позволит стать студенту квалифицированным специалистом.

Не случайно в последние годы растет число работ в этой области, исследуется ряд аспектов, связанных с повышением эффективности учебно-воспитательного процесса на основе формирования профессионально важных качеств личности обучаемых в учебной деятельности.

Анализ требований, предъявляемых обществом к полицейским — выпускникам различных образовательных учреждений МВД России, проведенный по основным нормативным документам, позволил определить уровневую иерархию качеств личности правоохранительного типа, формируемых в результате организации её подготовки. Среди этих уровней можно назвать: ассоциативный (деятельность происходит в виде узнавания предметов, явлений, понимания их сущности, при контакте), репродуктивный (деятельность на основании инструкции, предписания, повторение чьего-то опыта), алгоритмический (деятельность, связанная с выполнением и решением задач по известному алгоритму) и творческий (деятельность, связанная с решением нестандартных задач).

Эта иерархия установлена на основе изучения профессиональной деятельности полицейских. Она необходима для диагностики сформированности качеств личности правоохранительного типа поведения на всех ступенях образования как определяющая основу профессиональной деятельности всех категорий полицейских, тем более что и Президент России Д.А. Медведев неоднократно в своих выступлениях указывал на необходимость преодоления правового нигилизма.

Основой благополучия и стабильного развития общества во все времена являлось осознание членами этого общества своей защищенности от внешних и внутренних угроз, возможность реализовать необходимые жизненные потребности. Отсюда и возникает стремление общества и государства как его института к созданию эффективного механизма обеспечения такой защиты. Этими и другими факторами обусловливается научно-теоретическая и практическая значимость вопросов, связанных с эффективным функционированием правоохранительных органов в целом и их структурных элементов, в частности, полиции, поскольку именно на неё возложена задача охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [2, ст. 2].

Кадровая политика МВД России конца XX — начала XXI вв. по увеличению численности личного состава не принесла ожидаемых результатов. Оставляло желать лучшего и качество профессионального отбора, а точнее, набора сотрудников.

Реформирование структуры Министерства, совершенствование системы профессионального отбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, работа по сокращению их текучести и создание крепких, сплоченных коллективов является необходимым условием повышения эффективности деятельности полиции. Всё это повышает интерес к опыту, накопленному в профессиональной подготовке и кадровом обеспечении полицейских органов.

Современная образовательная политика России выражает общенациональные интересы государства, а также учитывает общие тенденции мирового развития, поскольку последние связаны с глобальными процессами, возникающими в различных сферах человеческой деятельности. К их числу следует отнести: значительное расширение масштабов межкультурного и информационного взаимодействия; глубокие структурные изменения в политической и экономической сферах.

Разумеется, вышеуказанные обстоятельства не могут обойти стороной процессы, связанные с комплектованием и обучением сотрудников территориальных органов Министерства внутренних дел, с учетом различных изменений как во внешнем мире, так и собственно нашей стране.

Не случайно особую значимость в настоящее время приобрели проблемы укрепления законности, правопорядка и борьбы с коррупцией. Они занимают место в ряду первоочередных вопросов государственной политики, кроме того пересматриваются организационные и правовые основы деятельности органов внутренних дел, их кадровое обеспечение и профессиональная подготовка сотрудников. Комплектование, профессиональная подготовка, материально-техническое и социально-психологическое обеспечение полицейских отнесены к числу приоритетных. Кроме того, нельзя не принимать во внимание сложный процесс формирования у будущих защитников общественных интересов устойчивой убежденности в необходимости неукоснительного соблюдения как в быту, так и в практической деятельности, требований законодательства Российской Федерации. В этой связи хотелось бы в очередной раз указать на роль исторического опыта, который получен в процессе формирования и становления структуры полиции дореволюционной России. Здесь, по нашему мнению, наиболее интересным по сравнительным характеристикам и возможности дальнейшего использования в современной практике государственной и правоохранительной деятельности будет исторический период с первой половины XIX по начало XX вв. Ведь именно в это время протекают процессы окончательного оформления структуры аппарата государственного управления, устанавливаются и нормативно закрепляются функциональные полномочия, определяются важнейшие нормативные и организационные основания кадрового и материально-технического обеспечения профессиональной деятельности государственных служащих.

Представляется целесообразным осуществлять рассмотрение накопленного в сфере комплектования полицейских подразделений и профессиональной подготовки сотрудников полиции в России XIX — начала XX вв. опыта в рамках исследований, позволяющих комплексно провести сравнение истории и современности, что позволит в дальнейшем сформулировать представления о направлениях оптимального формирования и функционирования органов государственного управления в обозримом будущем. Вопросы, поднимаемые в исследованиях такого характера, привлекали к себе пристальное внимание многих выдающихся представителей

отечественной науки, исследовавших проблему внутригосударственного управления.

Видные русские учёные И.Е. Андреевский, В.Ф. Дерюжинский обосновали в своих работах сущность, задачи и предназначение административноРполицейской деятельности [3; 4; 5]. Вопросы обеспечения государственной безопасности полицейскими структурами нашли своё отражение в научных трудах И.М. Снегирёва, К.К. Палена Разъяснением основных положений полицейского законодательства, его систематизацией занимались П.Е. Нечаевский, И.П. Моллериус [6; 7]. Комплектование, профессиональная подготовка и воспитательная работа с полицейскими чинами находились в центре внимания Н.И. Арефа, Н.Т. Волкова, В.М. Попова, А.М. Щукина [8; 9; 10; 11].

В советский период истории нашего государства проблемы, имеющие отношение к формированию и функционированию милиции, рассматривались через призму так называемого классового подхода. Идеологизированный характер, который в советский период носили многие научные исследования, стал основанием для появления двух разнонаправленных течений, предопределяющих развитие многих научных изысканий, посвященных комплектованию различных структур и профессиональной подготовке их сотрудников. В рамках одного течения отстаивалась позиция, согласно которой «рожденная революцией» советская милиция — защитница интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства — вместе с тем является «карающим мечом», посредством которого диктатура пролетариата уничтожала классовых врагов.

Второе течение, рассматривающее особенности полицейской деятельности в Российской империи, опиралось на классовые подходы и носило ярко выраженный критический характер. По мнению сторонников этого течения, полиция Российской империи выполняла только функцию обеспечения безопасности властных структур [12; 13; 14; 15; 16; 17] и являлась «слепым инструментом», выражающим интересы господствующего класса, при помощи которого осуществлялось угнетение и порабощение трудящихся масс. Демократические процессы конца XX в. определили стремление к переосмыслению целого ряда вопросов отечественной исторической науки, в том числе полицеистики и науки государственного управления. Среди современных авторов, посвятивших свои труды исследованию структурно-функциональных аспектов деятельности органов охраны правопорядка, можно назвать А.Н. Аверьянова, Ю.Е. Аврутина, Н.Г. Александрова, Бондаря, А.Г. Братко, С.Н. Братуся, Д.Н. Бахраха, В.И. Власова, В.А. Галкова, Э.П. Григониса, К.Ф. Гуценко, Ю.А. Денисова, Е.Г. Евдокимову, С.Г. Келину, В.Я. Кикоть, В.В. Лазарева, В.М. Лебедева, В.Д. Малкова, А.В. Малько, С.Т. Максименко, И.И. Мушкета, В.Д. Плахова, С.В. Поленину, Б.И. Пугинского, Т.Н. Радько, В.П. Реутова,

Н.М. Рудякова, Б.И. Сазонова и многих других авторов советской школы. Анализ имеющихся в нашем распоряжении научных трудов позволяет сделать вывод, что проводимые исследования посвящены анализу отдельных аспектов проблемы комплектования и профессиональной подготовки кадров для государственной службы, при этом многие из них на сегодняшний день требуют не просто переосмысления, а должны помочь решению актуальных проблем при подготовке государственных служащих как в Северо-Западном регионе, так и в Российской Федерации. Система профессиональной подготовки МВД России, как в 90-е гг. XX столетия, так и сейчас не претерпела сколь-либо значительных изменений. Несмотря на то, что отдельные авторы называют рост преступности, изменение её организационных форм и отток квалифицированных специалистов из органов внутренних дел в качестве факторов, которые повлекли изменения системы профессиональной подготовки, на деле этого не произошло. Вернее, происходили частные изменения, не коснувшиеся системы профессиональной подготовки специалистов МВД России в целом. Сегодня можно говорить только о том, что при разработке стратегии совершенствования МВД и ведомственной образовательной системы удалось сформулировать и приступить к реализации лишь основных принципиальных подходов реформирования. Сама же система профессиональной подготовки кадров МВД соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов — и только. Достаточно ли этого, чтобы качественно решать оперативно-служебные и служебно-боевые задачи решаемые МВД?

Сегодня, в соответствии с требованиями ст. 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем: 1) первоначальной подготовки, предусматривающей приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей; 2) обучения в соответствии с федеральным законом по образовательным программам: а) среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой (суворовские училища); б) среднего профессионального образования; в) высшего профессионального образования; г) послевузовского профессионального образования; д) дополнительного профессионального образования; 3) профессиональной служебной и физической подготовки [18].

Данная конструкция формировалась на протяжении нескольких десятилетий и затрагивает все аспекты профессиональной деятельности ОВД. В данной статье автор не ставил задачу рассмотреть все структурные элементы системы профессиональной подготовки кадров МВД России, а лишь хотел затронуть раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел.

На момент реформирования, объявленного Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым, Министерством внутренних дел проводится целенаправленная работа по созданию системы ранней профориентации молодежи на службу в органы внутренних дел. В последние годы при совместном учредительстве МВД и органов местного самоуправления созданы 14 колледжей и 28 лицеев милиции, а также более 900 классов в общеобразовательных школах с углубленной юридической и физической подготовкой, в которых за счет средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

Открытая трибуна

обучаются свыше 30 тыс. человек. К проведению занятий с учащимися этих учебных заведений привлекаются преподаватели образовательных учреждений МВД России, специалисты отраслевых служб органов внутренних дел. С 1991 г. успешно функционирует Новочеркасское суворовское военное училище. В 2002 г. провело первый набор аналогичное учебное заведение в Санкт-Петербурге, в 2008 г. открылось Грозненское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации и, наконец, в 2009 г. были созданы Астраханское, Елабужское и Читинское суворовские военные училища. Кроме того, образовательную деятельность осуществляют 13 кадетских корпусов, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации, в которых обучаются около 3 тыс. молодых людей.

Фундаментом педагогического процесса в перечисленных учебных заведениях во все времена было и остается патриотическое воспитание, в рамках которого воспитанникам прививается уважение к государственной символике, отечественной истории, культивируется здоровый образ жизни и участие в поисковых мероприятиях.

Участие в патриотическом воспитании принимают как представители органов государственной власти, Минобрнауки, Минобороны России и МВД России, профессионалы системы образования, так и разнообразные общественные организации. Следует признаться, что зачастую подходы к определению понятия «патриотическое воспитание» значительно разнятся.

Пожалуй, доминирующее положение в гражданском и патриотическом воспитании детей занимала и занимает школа. Однако только на уроках истории и краеведения нельзя воспитать настоящего гражданина и патриота. Поэтому с целью подготовки молодежи к военной и правоохранительной службе необходимо обратить внимание на патриотические детские и юношеские общественные объединения. В тесном взаимодействии с ветеранскими организациями, воинскими частями, территориальными подразделениями органов внутренних дел они способны стать одним из звеньев воспитательного процесса.

Подготовленный и реализованный в ходе проведении очередной школьной реформы приказ Министерства образования и науки об организации ряда мероприятий по популяризации государственных символов России в период до 2010 года [19] стал еще одним важным элементом формирования у подрастающего поколения патриотических качеств и вернул в учебный процесс этот важный момент.

Созданные сегодня в каждом федеральном округе экспериментальные площадки и центры стали базой для проведения семинаров по организации и развитию оборонно-спортивного движения, а также по проведению военно-спортивных игр. Однако разнообразие планов и программ по патриотическому воспитанию молодежи регионального и всероссийского уровня указывает на то, что механизм координации и единая научно обоснованная методическая база отсутствуют. С какими проблемами прежде всего сталкиваются руководители учебных заведений среднего (полного) общего образования при организации патриотического воспитания и создании кадетских классов? Отсутствует нормативная правовая база, регламентирующая содержание учебного процесса, не разработаны наглядные и методические пособия, видеоматериалы, учебники.

Вывод, который после анализа существующих проблем напрашивается сам собой, заключается в том, что для решения перечисленных задач на всех уровнях, во всех ведомствах и структурах необходимо выработать единые стандарты по организации этого процесса для согласованного и эффективного патриотического воспитания молодежи.

Список литературы

I. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) : учебное пособие / 4-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 176 с.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 (в редакции от 1 июля 2011 г.) «О полиции» // Российская газета. — 2011. — № 25. — 8 февраля.

3. Андреевский, И. Е. Лекции по истории полицейского права и земских учреждений в России. — СПб., 1883.

4. Аерюжинский, В. Ф. Полицейское право. — Пг., 1917.

5. Ивановский, В. В. Учебник административного права / 2-е изд. — Казань, 1907.

6. Нечаевский, П. Е. Алфавитный указатель действующих узаконений для руководства чинов полиции по всем предметам полицейского ведения. — СПб., 1900.

7. Моллериус И.П. Руководство для полицейских чинов : в 2 т. — СПб., 1911.

8. Арефа, Н. И. Инструкция полицейским урядникам. — СПб., 1914.

9. Волков, Н. Т. Подробные правила поступления (лиц всех сословий), программы испытаний, инструкции и другие сведения для самоподготовки на все городские и уездные полицейские должности. — СПб., 1912.

10. Попов, В. М. Алфавит полицейских законов, разъяснений и циркуляров. Сборник необходимых чинам полиции извлечений из действующего Свода Законов со всеми позднейшими приложениями и дополнениями. — СПб., 1914.

II. Щукин, А. Руководство для изучения полицейской службы. — СПб., 1913.

12. Агафонов, В. К Заграничная охранка. — Пг., 1918.

13. Волков, А. Петроградское охранное отделение. — Пг., 1917.

14. Ирецкий, В. Я. Охранка. — Пг., 1917.

15. Осоргин, М. А. Охранное отделение и его секреты. — М., 1917.

16. Павлов, П. Агенты, жандармы, палачи. — Пг., 1922.

17. Членов, С. Б. Московская охранка и её секретные сотрудники. — М., 1919.

18. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2011. — № 275. —7 декабря.

19. Приказ Минобрнауки РФ от 27 апреля 2005 г. № 129 «О плане действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.