Научная статья на тему 'История развития общеобразовательных учреждений, осуществляющих раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органы внутренних дел, в структуре и системе образовательных учреждений МВД России (на примере Белгородского областного лицея милиции имени Героя России В. В. Бурцева)'

История развития общеобразовательных учреждений, осуществляющих раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органы внутренних дел, в структуре и системе образовательных учреждений МВД России (на примере Белгородского областного лицея милиции имени Героя России В. В. Бурцева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ / ЛИЦЕИ МИЛИЦИИ / КАДРОВЫЙ КОРПУС / EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / STAFF RECRUITMENT / BOARDING-SCHOOLS / MILITIA LYCEUM / STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александров А. Н.

В статье рассматриваются предпосылки и этапы формирования системы профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности учреждений ранней профессиональной ориентации. Определяется роль и место общеобразовательных учреждений ведомственной направленности в подготовке кадров для органов внутренних дел Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александров А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of development of the educational establishments carrying out the early law enforcement professional orientation of young people toward a service in the bodies of internal affairs in the system of law enforcement professional education of the Russian Interior (by example of Belgorod militia lyceum named after the hero of Russia V. Burtsev)

The article deals with the reasons and the formation stages of the system of law enforcement professional education of the Russian Interior, particularly, the colleges of the early professional orientation. The role and the place of some professional educational establishments training the staff for the bodies of internal affairs of the Russian Federation are defined in the article.

Текст научной работы на тему «История развития общеобразовательных учреждений, осуществляющих раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органы внутренних дел, в структуре и системе образовательных учреждений МВД России (на примере Белгородского областного лицея милиции имени Героя России В. В. Бурцева)»

Раздел 8. Подготовка кадров для правоохранительных органов и научная жизнь высшей школы

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РАННЮЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОРИЕНТАЦИЮ МОЛОДЕЖИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, В СТРУКТУРЕ И СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО ЛИЦЕЯ МИЛИЦИИ ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ В.В. БУРЦЕВА)

А.Н. Александров

(старший преподаватель кафедры управления, административного права и административной деятельности ОВД Белгородского юридического института МВД России, кандидат юридических наук; alex.us31@mail.ru)

В статье рассматриваются предпосылки и этапы формирования системы профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности учреждений ранней профессиональной ориентации. Определяется роль и место общеобразовательных учреждений ведомственной направленности в подготовке кадров для органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: образование, профессиональная подготовка, кадровое обеспечение, школы-интернаты, лицеи милиции, кадровый корпус.

В системе органов внутренних дел качественной подготовке кадров всегда придавалось огромное значение. От их профессионализма, честности, смелости зависела успешность решения сложнейших задач по укреплению правопорядка и законности в стране.

Следует отметить, что необходимость профессиональной подготовки полицейских кадров в России возникла сразу же после введения Петром I в 1718 г. специальных «регулярных» полицейских органов. Однако, несмотря на двухвековой период функционирования полицейских органов и определенные усилия по организации профессиональной подготовки кадров, нормативно оформленной, централизованной, управляемой МВД и финансируемой из государственной казны законченной системы полицейского образования в монархической России так и не было создано [1].

Первые шаги в этом направлении стали предприниматься только в конце XIX - начале XX вв. посредством организации различных курсов и специальных школ по подготовке полицейских чинов нижнего и среднего звена. Но отсутствие качественной системы полицейского образования в

дореволюционный период в России было во многом компенсировано созданием мощной государственной системы военного образования, первоначальной ступенью которой являлась ранняя военная подготовка юношей в кадетских корпусах.

В начале XVIII века в России сложилась практика подготовки кадров для армии и флота в кадетских корпусах, в которых параллельно давалось общее и военное образование. В корпуса набирались дети 5-7 лет, где они обучались 13-15 лет до достижения 20-летнего возраста и выпускались офицерами. Содержание подготовки в кадетских корпусах того времени включало военно-профессиональное обучение и начальную военную подготовку, осуществлявшиеся по соответствующим учебным программам. Следует особо выделить труды генерал-поручика И.И. Бецкого, который по поручению императрицы Екатерины II в 1763 г. разработал и представил на высочайшее утверждение план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». В этом документе, как и в проекте Устава Шляхетского кадетского корпуса (1766 г.), И.И. Бецкой изложил довольно

Юридическая наука и правоохранительная практика прогрессивные для своего времени педагогические идеи [2, с. 87-88].

В 1805 г. Александр I утвердил «План военного воспитания», согласно которому было намечено открыть 10 военных училищ в Петербурге, Москве, Киеве, Смоленске, Воронеже, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и Тобольске. Губернские военные училища должны были стать первыми военно-учебными заведениями, в которых общее образование было бы отделено от военно-профессионального. Впервые планировалось осуществлять начальную подготовку молодежи к военной службе.

В 1830 г. в соответствии с разработанными «Общими положениями и Уставом для военно-учебных заведений» военные образовательные учреждения России были унифицированы. Училища были переименованы в кадетские корпуса для малолетних. Были сформулированы основные правила приема и выпуска, внутреннее устройство учебных заведений, а также определены задачи физического, нравственного и интеллектуального развития кадетов. Таким образом, к середине XIX века в России сложилась система подготовки молодежи к военной службе, объединяющая 23 кадетских корпуса, которые подразделялись на 5 групп. В кадетских корпусах 1-й и 2-й группы осуществлялась подготовка подростков к поступлению в учебные заведения, готовившие офицеров. Следовательно, в истории подготовки молодежи к военной службе в России впервые выделяются самостоятельные учебные заведения, осуществлявшие подготовку молодежи к поступлению в военно-образовательные учреждения [3].

В 60-е гг. XIX столетия вместе с реформированием всех сфер государственной жизни начались военные реформы, разработанные военным министром России Д.А. Милютиным, которые привели к существенному изменению системы военного образования. Главное в новой военно-образовательной практике заключалось в отделении общеобразовательного курса от военно-специального, в результате этого все военно-учебные заведения были разби-

ты на 4 разряда: к 1-му разряду относились академии; ко 2-му - военно-учебные заведения, выпускавшие офицеров для всех родов войск; к 3-му разряду относились военные гимназии, образованные из общих классов кадетских корпусов, дававшие молодым людям общее образование и воспитание (основное назначение их состояло в подготовке юношей к поступлению в военные училища), и 4-й разряд составляли специальные военные школы.

Важное место в историографии исследуемой темы занимают работы известных русских военачальников и педагогов М.И. Драгомирова, П.О. Бобровского, М.С. Ла-лаева, с именами которых связана реорганизация кадетских корпусов в военные гимназии. Развивая тему военного обучения и воспитания молодежи, П.О. Бобровский, в частности, в своих трудах обращал внимание на практическую сторону обучения, возможность распространения иностранного опыта. Им раскрыты роль и место военного духовенства в просвещении и воспитании военнослужащих, развитии у них патриотического чувства [3].

В результате проведенных в 70-х гг. XIX века реформ окончательно сформировалась и была нормативно закреплена система подготовки молодежи к военной службе, представленная военными гимназиями и прогимназиями, как самостоятельная образовательная военно-педагогическая система. В этот период отмечаются существенные позитивные сдвиги в содержательном плане и в методике преподавания. К преподавательской деятельности привлекаются лучшие педагоги и воспитатели, для их подготовки в Санкт-Петербурге открываются военно-педагогические курсы.

Наибольшее же значение и развитие кадетские корпуса получили в начале прошлого столетия, когда в 1900 г. волею императора Николая II, во главе всех военно-учебных заведений Империи встал великий князь Константин Константинович, со званием их главного начальника, а с 1910 г. и до дня своей кончины в 1915 г. - главного инспектора. Приоритетным стремлением великого князя на посту главного на-

чальника военно-учебных заведений было уничтожение в кадетских корпусах казар-менно-казенного духа и замена его заботливым и чисто отеческим воспитанием. Это привело к тому, что отношения между кадетами и офицерами-воспитателями в корне изменились, состав последних был заменен новым типом воспитателя по призванию, заботливого и внимательного опекуна и руководителя [4].

Следует отметить, что государство гарантировало поступление сына погибшего офицера в кадетский корпус, военное училище и его бесплатное содержание на весь период обучения в данном учебном заведении. Накопленный опыт был востребован и в советский период, при создании суворовских военных училищ.

Важным фактором, повлиявшим на дальнейшую судьбу системы кадетских корпусов, стало изменение общественно-государственного строя России в октябре 1917 г. Начался новый, советский период развития довузовской системы подготовки молодежи к военной службе, продлившийся до 1991 года.

В связи с тем, что рабоче-крестьянская молодежь оказалась слабо подготовленной в общеобразовательном отношении для прохождения курса нормальной военной школы, особенно в национальных республиках и областях, возникла необходимость создания военно-подготовительных школ. По функциональной сути их вполне можно сопоставить с учебными заведениями дореволюционной России, в которых подростки готовились к поступлению в военные училища. Основной задачей этих школ была подготовка детей рабочих и крестьян с 15 лет, имеющих образование в объеме начальной школы-четырехлетки, к поступлению в военные школы I ступени. Соответствующим образом формировались их учебные программы, в которых помимо общеобразовательных дисциплин включались элементы военного дела, для этого отводилось до 20 % учебного времени. Учащиеся школ жили в общежитии и носили установленную военную форму. В 1926 г. существовало две таких школы:

Украинская - в Харькове и Закавказская - в Баку [5].

На основании закона «Об обязательной военной службе» решением Наркомп-роса РСФСР от 19 сентября 1930 г. была введена военная подготовка школьников как организационная форма подготовки молодежи к военной службе. Ее содержание включало краткие сведения о структуре армии и флота, тактическую, стрелковую, физическую подготовку, воинские уставы, противохимическую, санитарную подготовку и военную топографию. Изменения коснулись также и форм подготовки молодежи к труду и обороне. Так, например, в школах с 1933/34 учебного года широко применялись массовые военные игры, смотры технического творчества, военно-спортивные состязания, а начиная с 1937 г. в стране активно работали разнообразные кружки, в т.ч. стрелковые, топографические, связи, военно-морского дела, авиамодельные, санитарные, гранатометчиков, штыкового боя, собаководства, военно-спортивные, парашютные и многие другие [5].

В связи с резким обострением международной обстановки, а также началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 г. был принят Закон о всеобщей воинской обязанности. Законом вводилась начальная военная подготовка в 5-7-х классах средних школ и допризывная подготовка в 8-10-х классах, с объемом занятий 2 часа в неделю.

Наибольшего развития система военной подготовки молодежи достигла в 1943 г. Тогда постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны, были созданы специальные военно-учебные заведения - суворовские и нахимовские военные училища, в которые принимались дети в возрасте 10-14 лет. В основу их деятельности был заложен опыт учебно-воспитательной работы императорских кадетских корпусов. Цель училищ состояла в

Юридическая наука и правоохранительная практика предоставлении детям возможности получать наряду с общим средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего обучения в средних и высших военно-учебных заведениях.

В 1943 году было открыто 9 суворовских военных училищ Красной Армии, а в 1944 году - еще 6. Для подготовки молодежи к службе на флоте были открыты 3 нахимовских училища. В 1953-1955-х гг. были открыты также Минское и Ленинградское суворовские военные училища.

Одновременно было принято постановление СНК от 4 сентября 1943 г. № 946 об открытии суворовских военных училищ войск НКВД в городах Кутаиси и Ташкенте. В этих училищах осуществлялась подготовка преимущественно сыновей генералов, офицеров и сотрудников войск и органов НКВД для дальнейшего поступления в военные училища и службы в этом ведомстве.

Создание суворовских училищ НКВД стало реальным воплощением в жизнь идеи создания специального учебного заведения, осуществляющего подготовку молодежи к военной службе в органах и войсках НКВД. Можно сделать вывод о том, что в стране продолжалась традиция формирования суворовских училищ по родам войск. Оба суворовских училища НКВД (МВД) были закрыты в 1960 году [6]. Тем не менее суворовские училища оправдали свое предназначение не только в годы войны, но и в последующие, послевоенные годы, дав возможность тысячам детей получить полноценное образование и помогая им в выборе профессии офицера.

В послевоенные годы Советское правительство продолжило уделять пристальное внимание ранней военной подготовке молодежи. В этот период подготовку юношей к военной службе осуществляли следующие специализированные учебные заведения: 7 суворовских военных училищ, нахимовское военно-морское училище и военно-музыкальное училище. В системе Минобразования СССР, с участием Минобороны и ДОСААФ СССР, активно работали 5 специальных школ-интернатов с

первоначальной летной подготовкой. Расширилась сеть специализированных классов средних общеобразовательных школ с военной направленностью [6].

Подготовке педагогических кадров для военных школ и училищ в советский период уделялось серьезное внимание. Для их подготовки и переподготовки создавались соответствующие курсы, усиливалась их практическая направленность. Однако следует отметить, что преподаватели непосредственно для суворовских военных училищ и других довузовских учебных заведений в этот период специально не готовились, что негативно сказалось на уровне содержания и методике обучения и воспитания молодежи.

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1991 году, когда было открыто Новочеркасское суворовское военное училище МВД. В 2002 году было открыто Санкт-Петербургское суворовское военное училище МВД, в 2008 году - Грозненское суворовское военное училище МВД, а в 2009 году - Читинское суворовское военное училище МВД. А в обозримом будущем три суворовских военных училища МВД России появятся на Юге России, в Поволжье и Забайкалье - соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства РФ В.В. Путин [7]. В настоящее время в России функционируют 12 суворовских военных училищ, из которых четыре - в системе МВД, восемь - Минобороны РФ.

В последние годы при совместном учредительстве МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления созданы 14 колледжей и 28 лицеев милиции, а также более 900 классов в общеобразовательных школах с углубленной юридической и физической подготовкой, в которых за счет средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обучаются свыше 30 тыс. человек. К проведению занятий привлекаются преподаватели образовательных учреждений МВД России, специалисты отраслевых служб органов внутренних дел. Кроме того, образовательную

деятельность осуществляют 13 кадетских корпусов, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации, в которых обучаются около 3 тыс. юношей [8].

Таким образом, со всей определенностью можно констатировать, что в начале третьего тысячелетия в России создается новый тип учебных учреждений, направленных на решение потребностей общества в XXI веке, то есть идет процесс выработки новой системы национального образования. И от правильного решения этой задачи будет в значительной мере зависеть будущее России.

Структура организации профессионального образования кадров в ОВД Российской Федерации представляет собой многофункциональную социальную систему и позволяет обобщить совокупность взаимодействующих образовательных учреждений различного типа и видов; преемственных учебно-программных документов для ведомственных образовательных учреждений и обучения личного состава ОВД в системе служебно-боевой подготовки, а также федерально-региональную систему управления профессиональной подготовкой кадров органов внутренних дел. При этом МВД России располагает сегодня одной из самых крупных и многопрофильных среди отраслевых министерств и ведомств страны системой профессионального образования. В настоящее время предприняты значительные шаги к ее оптимизации, освобождению от излишних структурных звеньев, созданию новых по содержанию видов образовательных учреждений - университетов, академий, институтов, суворовских военных училищ, колледжей и лицеев милиции.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 118-РП от 9 апреля 1997 г. «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (кадетских школ-интернатов)» Постановлением главы администрации Белгородской области от 26 мая 1997 года № 251 «О создании областной кадетской школы» в городе Белгороде был создан областной лицей-интернат с целью осуществления образовательного процесса в соответствии

с уровнем общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования и ранней профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан мужского пола для службы в органах внутренних дел Российской Федерации [9].

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1427 «О создании общеобразовательных кадетских учреждений», учитывая предложение Управления внутренних дел Белгородской области, Постановлением главы администрации Белгородской области от 10 декабря 1998 г. № 636 «О передаче Белгородского областного лицея-интерната в ведение управления внутренних дел» Белгородский областной лицей-интернат управления образования администрации Белгородской области был передан в ведение управления внутренних дел Белгородской области и переименован в Белгородский областной лицей милиции [10].

В соответствии с данным постановлением главой администрации Белгородской области было поручено:

- управлению внутренних дел совместно с управлением образования администрации области, комитетом по управлению государственным имуществом области в установленном законом порядке привести учредительные документы Белгородского областного лицея милиции в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1427, утвердившим Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате);

- департаменту экономики и финансов правительства администрации области финансирование Белгородского областного лицея милиции осуществлять за счет средств областного бюджета;

- управлению образования администрации области оказывать Белгородскому областному лицею милиции всестороннюю помощь в реализации общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования;

- управлению внутренних дел Белгородской области согласовать с Министерством внутренних дел Российской Федера-

Юридическая наука и правоохранительная практика ции порядок зачисления на учебу лучших выпускников областного лицея милиции в Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации;

- комитету по организационно-аналитической и кадровой работе администрации Белгородской области согласовать с руководством Белгородского государственного университета порядок зачисления на учебу лучших выпускников областного лицея милиции на юридический факультет и факультет физической культуры и спорта Белгородского государственного университета [10].

Постановлением главы администрации Белгородской области от 9 ноября 2000 г. № 694 «Об увековечении памяти Героя России Бурцева В.В.» в целях увековечения памяти погибшего 13 сентября 2000 г. при исполнении служебных обязанностей заместителя начальника Управления внутренних дел Белгородской области, полковника внутренней службы Бурцева Владимира Васильевича его имя было присвоено Белгородскому областному лицею милиции [11].

Государственное образовательное учреждение «Белгородский областной лицей милиции имени Героя России В.В. Бурцева» реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные программы, предусматривающие раннюю профессиональную ориентацию юношей по профилю органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Важнейшим локальным актом является Устав образовательного учреждения МВД России, разработка которого осуществляется на основе и в строгом соответствии не только с нормами ст. 13 Закона РФ «Об образовании» [12], но и рядом норм Закона РФ «О милиции» (ст.ст. 10-29) [13] и Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст.ст. 3-36, 49-54) [14], определяющих компетенцию, прохождение службы, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции. В настоящее время принята новая редакция, разработанная в связи с приведением Устава в соответствие с пос-

ледними изменениями в действующем законодательстве.

Лицей милиции является некоммерческой организацией в форме государственного образовательного учреждения. Учредителем лицея милиции является Управление внутренних дел по Белгородской области. Лицей милиции приобретает право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему лицензии.

Содержание воспитанников в лицее милиции осуществляется на основе государственного обеспечения с частичной платой родителей (законных представителей).

Структура лицея милиции, численность постоянного и переменного состава регламентируются локальными актами с учетом требований п. 31 Типового положения «Об общеобразовательной школе-интернате» [15].

Основными задачами лицея милиции являются:

- осуществление образовательной деятельности в области основного общего, среднего (полного) общего образования;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования;

- формирование общей культуры личности воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ а также дополнительных программ, предусматривающих раннюю профессиональную ориентацию по профилю органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- охрана прав и интересов воспитанников;

- обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников [16].

Организация обучения и воспитания в лицее милиции строится с учетом индивидуальных особенностей воспитан-

ников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым самостоятельно лицеем милиции, и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в лицее милиции.

Лицей милиции реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе и обеспечивающие углубленную подготовку воспитанников по отдельным предметам. Образовательный процесс организован в соответствии с уровнем общеобразовательных программ двух ступеней образования: основное общее образование (срок освоения 1 год с момента поступления); среднее (полное) общее образование (срок освоения 2 года).

В соответствии с уставными целями и задачами лицей милиции осуществляет обучение по дополнительным образовательным программам, предусматривающим раннюю профессиональную ориентацию воспитанников по профилю органов внутренних дел, внутренних войск МВД, а также занятия с углубленным изучением предметов. Государственная (итоговая) аттестация выпускников лицея милиции осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации [17].

Выпускникам лицея милиции после прохождения государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца о соответствующем образовании, свидетельство об окончании изучения курса специальных дисциплин. Выпускники лицея милиции, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью.

Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности основывается на принципе добровольности в соответствии со ст. 50 Закона Российской Федерации «Об образовании». Режим дня

лицея милиции регламентируется Правилами внутреннего распорядка и составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в расположении учебного заведения. Воспитанники лицея милиции могут привлекаться для выполнения обязанностей дневального по курсу, наведения порядка в учебных классах и других помещениях, благоустройства территории, закрепленной за лицеем милиции, в соответствии с требованиями ст. 50 Закона РФ «Об образовании» [12].

В лицей милиции на конкурсной основе принимаются юноши в возрасте 14 лет, успешно окончившие в год поступления 8 классов общеобразовательного учреждения, годные по состоянию здоровья к общению в лицее милиции, сдавшие вступительные экзамены по физической подготовке, русскому языку (письменно), истории России. Прием в лицей милиции несовершеннолетних граждан мужского пола производится, как правило, из числа жителей области по направлениям ОВД по муниципальным образованиям Белгородской области. Заявление о желании юноши поступить в лицей милиции подается родителями (законными представителями) на имя начальника ОВД по муниципальным образованиям Белгородской области.

Преимущественным правом при рассмотрении вопроса о зачислении пользуются:

- дети сотрудников МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей;

- дети сотрудников МВД, проходящих службу в зонах боевых действий и вооруженных конфликтов;

- дети из многодетных семей;

- дети, воспитывающиеся без матери;

- дети-сироты;

- дети одиноких матерей [16].

За содержание воспитанников с родителей (лиц, их заменяющих) взимается ежемесячная плата в размере до 25 % от средств, затраченных на содержание воспитанников в лицее милиции. Размер родительской платы за содержание воспитанников устанавливается приказом начальника лицея милиции на основании

Юридическая наука и правоохранительная практика Положения о родительской плате, утвержденного приказом по лицею милиции. Данный локальный акт также закрепляет льготы по родительской оплате определенным категориям семей при предоставлении ими необходимых документов.

Освобождаются от родительской платы родители (законные представители), дети которых относятся к следующим категориям:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении;

- дети погибших сотрудников МВД;

- дети из семей с 5 и более детьми;

- дети сотрудников лицея [16].

Участниками образовательного процесса в лицее милиции являются воспитанники, командиры (начальники), педагогические работники, родители (законные представители), медицинские работники. Порядок комплектования лицея милиции педагогическими и другими работниками регламентируется Уставом лицея милиции, а также действующим трудовым законодательством РФ.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством Российской Федерации [15].

Управление лицеем милиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом лицея милиции и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

К исключительной компетенции Учредителя относятся:

- утверждение Устава лицея милиции, изменений и дополнений к нему;

- контроль над деятельностью лицея милиции в части, предусмотренной законодательством и настоящим уставом;

- внесение изменений в штатное расписание и структуру лицея.

Формами самоуправления лицея милиции являются: совет лицея, общее собрание, педагогический совет, совет воспитанников; попечительский совет. Непосредственное управление лицеем милиции осуществляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Учредителем. Начальник действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности лицея милиции, не входящие в компетенцию Учредителя, а также органов самоуправления лицея милиции.

Анализ административно-правового положения Белгородского областного лицея милиции имени Героя России В.В. Бурцева в системе образовательных учреждений МВД РФ показывает, что лицеи милиции, наряду с другими кадетскими учреждениями в системе МВД, представляют собой первичную ступень в единой многофункциональной, многоуровневой системе непрерывной профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. В частности, деятельность лицеев милиции ориентирована на целевой заказ государства обеспечить профессиональную ориентацию молодежи на службу в ОВД, позволяющую осуществить сознательную готовность молодых людей связать свою жизнь с правоохранительной деятельностью, достичь положительных успехов в решении задачи профилактики подростковой преступности и сформировать у подрастающего поколения позитивный образ сотрудника органов внутренних дел.

В Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации была определена главная цель образовательной политики МВД России - создание и развитие целостной системы профессиональной подготовки, обеспечи-

вающей потребности органов внутренних дел в кадрах, включающей все подсистемы и этапы обучения: раннюю профессиональную ориентацию, специальное первоначальное обучение, среднее и высшее, дополнительное, послевузовское профессиональное образование во всех основных аспектах: содержательном, организационном, управленческом, финансовом, материально-техническом.

С этой целью предусматривается создание резервов комплектования органов внутренних дел за счет увеличения в каждом крупном регионе количества обучающихся в милицейских лицеях и колледжах, кадетских корпусах, в классах с углубленной юридической и физической подготовкой в общеобразовательных школах и, главное, численности курсантов и слушателей всех уровней: первоначального, среднего и высшего, а также контингента обучаемых по программам дополнительного профессионального образования. Данный резерв планируется создать поэтапно, без возрастания бюджетного финансирования, путем пересмотра нормативов расчетной учебной нагрузки персонала, расширения штатной численности вольнонаемных преподавателей и привлечения средств из региональных и муниципальных бюджетов [8].

Следует особо отметить, что подготовка кадров в ОВД интегрируется в единую общероссийскую систему профессиональной подготовки кадров как специфическая составляющая и преследует цели кадрового обеспечения органов внутренних дел. Будучи сложной социальной системой, она должна постоянно, прогнозируемо изменяться с тем, чтобы четко выполнить заказ общества по непрерывному воспроизводству необходимого количества специалистов с требуемым набором квалификационных характеристик.

Рассматривая вопрос значения первоначальной подготовки кадров для органов внутренних дел в структуре профессиональной подготовки сотрудников МВД и конкретную роль в реализации данного направления Белгородского областного лицея милиции имени Героя России В.В. Бурцева, необходимо отметить, что

лицеи как новый вид общеобразовательных учреждений появились в нашей стране не так давно - порядка 20 лет назад, и были ориентированы на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 г. «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ [12]. В этот период в России началось возрождение кадетских образовательных учреждений, появился новый вид образовательных учреждений - лицеи милиции, учредителями которых стали управления внутренних дел субъектов Российской Федерации.

При разработке модели лицея милиции учитывались опыт и традиции суворовских военных училищ МВД России, направленных на подготовку высококультурных граждан, пригодных для служения на всех поприщах государственной и общественной жизни, но прежде всего - для охраны правопорядка и законности в стране. Для этого в образовательную программу лицея милиции наряду с общеобразовательными предметами, обеспечивающими общекультурное развитие учащихся, был включен милицейский профильный компонент, представляющий собой изучение правовых дисциплин, основ военной и милицейской службы, углубленную физическую подготовку (основы рукопашного боя, дзюдо, стрельба), служебную, строевую и тактическую подготовку, программу военно-патриотического, нравственного и духовного воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень общеобразовательной подготовки, приобретенный за несколько лет профилированного обучения в лицее милиции, позволяет выпускникам, поступившим в высшие учебные заведения МВД России, с первого курса уверенно осваивать все дисциплины учебного плана вуза, показывать пример в учебе, приобретая тем самым авторитет у курсантов, что немаловажно.

Лицеи милиции стремятся создать уникальную модель общеобразователь-

ного учреждения, разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще охраны правопорядка и законности, осуществляют милицейскую профилизацию общего образования в старшей школе.

Изложенное позволяет сделать вывод, что в деятельности системы профессиональной подготовки кадров МВД роль общеобразовательных ведомственных учреждений, осуществляющих раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в ОВД, и конкретно - лицеев милиции, в реализации основных направлений Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации представляется значительной, и от качественного и своевременного решения правовых и организационных вопросов развития данного направления во многом будут зависеть ожидаемые результаты реализации Концепции.

1. Кобозев А.А. Формирование и развитие системы профессиональной подготовки кадров полиции и милиции России // Новые методики подготовки кадров полиции/милиции: материалы междунар. семинара (24-25 января 2006 г.). М.: Моск. ун-т МВД России, Щит-М, 2006.

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 87-88.

3. Кириллов В.В., Черняков В.В. История создания и развития кадетских корпусов в России. ВМИИ, 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscadet. ru/backcomm/chernakov.htm (дата обращения: 17.01.2010).

4. Сайт Центрального музея Вооруженных сил России. URL: http://www. armymuseum.ru/kad_r.html (дата обращения: 11.01.2010).

5. Иовлев А., Черомных А. Развитие военно-учебных заведений в предвоенный период (1937-1941 гг.) // Военно-исторический журнал. 1982. № 8. С. 73-75.

6. Толокольников Г.П. Суворовские, Нахимовские... URL: http://www.kadet.ru/ lichno/Tolok/Suv_nah/Vkl/Vkl.htm (дата обращения: 11.01.2010).

7. INTERFAX.RU Москва. 8 авг. 2009 г. URL: http://www.interfax-russia.ru/ (дата обращения: 17.01.2010).

8. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации: приложение № 2 к приказу МВД России от 6 нояб. 2003 г. № 829 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О создании областной кадетской школы [Электронный ресурс]: постановление главы администрации Белгородской области от 26 мая 1997 г. № 251 (утратил силу). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О передаче Белгородского областного лицея-интерната в ведение управления внутренних дел [Электронный ресурс]: постановление главы администрации Белгородской области от 10 дек. 1998 г. № 636. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Об увековечении памяти Героя России Бурцева В.В. [Электронный ресурс]: постановление главы администрации Белгородской области от 9 нояб. 2000 г. № 694. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об образовании [Электронный ресурс]: закон РФ от 10 июля 1992 г. № 32661: ред. от 10.11.2009. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О милиции [Электронный ресурс]: закон РФ от 18 апр. 1991 г. № 1026-1 (ред. от 25.11.2009) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Положение о службе в органах внутренних дел РФ [Электронный ресурс]: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 дек. 1992 г. № 4202-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

16. Устав ГОУ Белгородского областного лицея милиции имени Героя России В.В. Бурцева: Приказ УВД по Белгородс-

кой области от 24 авг. 2009 г. № 249 (официально документ опубликован не был).

17. Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минобразования РФ от 3 дек. 1999 г. № 1075. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.