Научная статья на тему 'Актуальные проблемы деофшоризации российской экономики'

Актуальные проблемы деофшоризации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОРНЫЙ БИЗНЕС / OFFSHORE BUSINESS / ВЫВОЗ КАПИТАЛА / EXPORT OF CAPITAL / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / DEORPHANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сауткина Мария Дмитриевна

В статье анализируются актуальные проблемы деофшоризации экономики России, оценивается государственное регулирование со стороны правительства, оцениваются основные проблемы развития особых экономических зон в России. Актуальность данной проблемы доказывается тем, что именно офшорные компании наносят огромный вред экономике стран «утечка капитала» и недобор налогов порождают дефицит бюджета. Последствия существования данной системы весьма плачевны, поэтому необходимо заглянуть в корень проблемы, найти главные причины возникновения офшоров и, исходя из этого, строить грамотную политику, направленную на устранение сложившейся ситуации политику деофшоризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы деофшоризации российской экономики»

2 Бутов А.М. Рынок легковых автомобилей // Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики», 2015.

3 Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года // Утв. приказом Минпромторга России от 23.04.2010 г. № 319 (с изм. на 27.12.2013).

4 ЕМИСС Государственная статистика // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru : интернет-изд. / (дата обращения: 14.11.2017).

5 Россия: Статистика внешней торговли. По данным ФТС России // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru-stat.com: интернет-изд./ (дата обращения: 15.11.2017).

6 Голяшев А., Лобанова А., Кульпина В. Рынок легковых автомобилей // Бюллетень социально-экономического кризиса в России, 2016.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕОФШОРИЗАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Сауткина М.Д. Email: Sautkina637@scientifictext.ru

Сауткина Мария Дмитриевна - магистрант, кафедра экономической теории, факультет экономики, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются актуальные проблемы деофшоризации экономики России, оценивается государственное регулирование со стороны правительства, оцениваются основные проблемы развития особых экономических зон в России. Актуальность данной проблемы доказывается тем, что именно офшорные компании наносят огромный вред экономике стран - «утечка капитала» и недобор налогов порождают дефицит бюджета. Последствия существования данной системы весьма плачевны, поэтому необходимо заглянуть в корень проблемы, найти главные причины возникновения офшоров и, исходя из этого, строить грамотную политику, направленную на устранение сложившейся ситуации - политику деофшоризации.

Ключевые слова: офшорный бизнес, вывоз капитала, деофшоризация, особые экономические зоны.

THE ACTUAL PROBLEMS OF DEORPHANIZATION OF RUSSIAN

ECONOMICS Sautkina M.D.

Sautkina Mariya Dmitrievna - Master, DEPARTMENT OF ECONOMIC THEORY, FACULTY OF ECONOMICS, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: article analyzes the actual problems of deorphanization of the Russian economy, assesses government regulation on the part of the government, assesses the main problems of the development of special economic zones in Russia. The urgency of this problem is proved by the fact that it is the offshore companies that cause great harm to the economies of the countries - the "leakage of capital" and the shortfall in taxes generates a budget deficit. The consequences of the existence of this system are very deplorable, so it is necessary to look at the root of the problem, to find the main reasons for the emergence of off-shores, and, on the basis of this, to build a literate policy aimed at eliminating the current situation-the deoffshorization policy.

Keywords: offshore business, the export of capital, deorphanization, special economic zones.

УДК 331.225.3

Доступная система налогообложения, отсутствие жестких норм по отношению предоставления отчетности, высокий уровень защиты частных прав, все это позволяет сохранить финансы от нелегальных посягательств не только третьих организаций, но и государственных служб - все это весьма положительные моменты, через которые способствуют комфортному ведению бизнеса. Данный тип организации предпринимательства используют практически все государства мира, и Россия не исключение.

Экспорт доходов из национальной экономики автоматически несет за собой уменьшение доходов государства. По этой причине государства активно борются с офшорными зонами.

Многие государства сталкиваются с тем, что многие национальные корпорации имеют подконтрольные организации в оффшорах. Это несет за собой, во-первых, уменьшение налоговых поступлений, а во-вторых, развивает теневую экономику. Опираясь на это, существуют соответствующие меры по деофшоризации экономики.

Россия совсем недавно стала бороться с такими рода организациями, в связи с этим необходима огромная работа — необходимо за короткий срок постараться решить проблемы, с которыми многие страны не могут справиться в течение долгого времени. Ситуация осложняется тем, что экономика РФ испытывает на себе куда большее влияние офшоров, чем экономики многих развитых государств, и наше стране необходимо приложить все усилия для приближения зрения эффективной борьбы с офшорами.

Следуя за мировыми тенденциями, РФ активно участвует в деятельности форумов и рабочих групп ОЭСР, улучшает процессы обмена информацией. При выборе состава мероприятий по деофшоризации представляется целесообразным использовать наработки этих организаций, опираться на документы, ими подготовленные.

В России недавно были приняты серьезные поправки в действующее законодательство. Также с 1 января 2015 года вступил в силу закон о деофшоризации, который был принят с целью запретить россиянам использовать зарубежные страны для сокрытия прибыли.

Многостороннюю конвенцию о взаимной помощи в налоговых вопросах подписало 103 мировых юрисдикции. Почти все страны Евросоюза, кроме Австрии, начинают работать в рамках системы обмена налоговой информацией уже с 2017 года. В 2018 году к ним присоединятся и наша страна, а также Бразилия, Китай, Монако, Сингапур, Гонконг, Швейцария и многие другие.

В недавнем времени в Российской Федерации был принят закон о введении международной системы CRS, которая позволяет автоматически обменивается финансовой информацией оффшорных предприятий с налоговыми органами различными странам мира. Для предпринимателей, ведущих теневой бизнес, данная система может принести крах.

Все финансовые организации, опираясь на соглашения CRS, должны собирать финансовую информацию о владельцах денежных счетов, а также о конечных получателях, затем отправлять эту информацию в налоговые органы других государств. Национальные налоговые органы будут разбивать полученную информацию по государствам и потом автоматически перенаправлять ее в налоговые органы резидентов.

Ниже приведен список структур, которые будут заниматься сбором и передачей налоговым органам финансовую информацию предприятий:

- инвестиционные структуры;

- банковские организации;

- трасты;

- фонды;

- брокерские компании;

- страховые компании;

- прочие финансовые институты.

Налоговым органам после начала использования новой системы станут доступны следующие счета:

- корпоративные счета, контролируемые одним или несколькими физическими лицами либо пассивной нефинансовой организацией;

- личные счета физических лиц, если они являются резидентами той юрисдикции, с которой осуществляется обмен налоговой информацией.

Кроме того, что государства должны предоставлять счета всех своих клиентов, каждый год публикуется список офшоров, попавших в черный список.

В России эти списки публикуются:

1. Центральным банком РФ.

Согласно постановлению ЦБР все юрисдикции со льготными условиями ведения предпринимательства делятся на три типа:

- респектабельные территории - Сингапур, Мальта, Нормандские острова, Мэн, Черногория, Ирландия, Швейцария, Гонконг;

-классические оффшоры - контролируемые территории США -Пуэрто-Рико, штаты США - Делавер и Вайоминг, Белиз и некоторые другие;

-юрисдикции, препятствующие формированию здоровой налоговой среды -Маршалловы острова, Лихтенштейн, Андорра, Ндзуани, Аруба, Либерия, Вануату.

ЦБ РФ публикация данных списков нужна для установления порядка корреспондентских отношений между банками страны и финансовыми организациями государств, фискальная политика которых вызывает подозрения. Взаимодействовать с такими организациями можно, закон позволяет, но в дальнейшем такие формы предпринимательства попадают под особый контроль со стороны государственных служб.

2. Министерством финансов.

В черный список офшорных зон входит 41 зона. Это независимые государства, отдельные внутренние административные образования, подчиненные территории.

3. Федеральной налоговой службой.

Федеральная налоговая служба занимается проверкой стран, которые не гарантируют необходимый обмен информацией с РФ. Таким образом, ФНС опубликован самый большой список неблагонадежных зон - 128 образований.

В большинстве случаев неблагоприятные зоны дублируются в каждом из списков, но так как каждое ведомство преследует свои задачи и цели, количество стран в них не совпадает. Ввиду этого необходимо создание единого списка юрисдикций, с которыми не стоит иметь дело.

В том случае, если иностранные предприятия не оказались в таком списке, то полученную прибыль не нужно облагать по правилам КИК. Но при условии, что страна, в которой содержится капитал, попала в черный список, логично провести подсчет и проверку иностранных активов и оценить, нет ли возможности освободить прибыль от налогообложения в России. В обратном случае, со всех сделок придется платить определенный взнос.

Борьба с выводом налоговой базы за счет улучшения администрирования и закрытия налоговых лазеек - это новое направление российского законодательства. Налогообложение доходов предприятий, участвующих и зарегистрированных в офшорах - один из важнейших стратегических ступеней в борьбе с деофшоризацией. Эти меры известны и поддерживаются и другими странами, международными организациями.

Поскольку Россия борется с утечкой денежных средств из страны, она активно развивает национальные особые экономические зоны (ОЭЗ), поскольку экономическое состояние страны является не привлекательным для иностранных

инвесторов, то одним из способов их привлечения является создание ОЭЗ на территории страны. Кроме привлечения иностранных инвесторов, стараются привлечь и резидентов на данную территорию. Основной целью, создания таких зон является решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Главным преимуществом для государства ОЭЗ над оффшорными зонами и налоговыми структурами является то, что в ОЭЗ открытая бухгалтерская отчетность.

Россия имеет серьезный потенциал функционирования ОЭЗ, которых сейчас по все стране, насчитывается 25:

- шесть промышленных особых экономических зон (ОЭЗ ППТ Алабуга, Тольятти, Липецк, Могилино, Титановая долина, Людиново);

- пять технологических зон (ОЭЗ ТВТ Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис);

- семь ОЭЗ туристического типа (ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Ворота Байкала», «Куршская Коса», «Гранд Спа Юца», «Остров Русский»);

- три логистических зоны (ОЭЗ ПТ Ульяновск, «Советская Гавань», Мурманск) [5].

Также в список особых экономических зон России входят Калининградская

область, зоны в Карачаево-Черкесской Республике, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Алании, Дагестане, и планируется к внесению полуостров Крым. В проекте федерального закона «Об особой экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь» подразумевается ряд льгот для предпринимателей, которые ведут свою деятельность на полуострове, упрощенный режим налогообложения, смягчение таможенных правил и страховых взносов. Также на территории Крыма планируется создание игорной зоны, таким образом, полуостров может пополнить список туристических ОЭЗ России.

Законопроект об ОЭЗ в Крыму предполагает возможность получения для предпринимателей статуса резидента ОЭЗ при условии инвестирования в бизнес 150 млн руб. в течение трех лет. Резидентом также можно стать, заплатив регистрационный взнос в размере 150 млн руб., из которых не менее 50 млн должны быть выплачены в течение 30 дней после получения свидетельства о регистрации резидента. Компании, оплатившие регистрационный взнос, обязаны иметь не менее десяти сотрудников и не вправе иметь филиалы за пределами ОЭЗ.

Стоит отметить, что законопроект не учитывает интересы малого и среднего бизнеса. Именно это является наибольшим его недостатком, поэтому можно было бы снизить порог получения статуса резидента ОЭЗ Крыма для представителей малого бизнеса до 20 млн руб. за три года и 70 млн руб.

Резиденты ОЭЗ Крым будут освобождаются от уплаты налога на имущество, земельного налога, транспортного налога, налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет. Если резидент осуществил капитальные вложения, то он на десять лет освобождается от налога на прибыль и в региональный бюджет, после этого к налогу применяется ставка 10%. Но, если резидент полуострова Крым осуществлены инвестиции за пределами ОЭЗ, то он выплатит 10% от прибыли в бюджет региона, в котором осуществлены инвестиции. Это сделано для того, чтобы не происходила утечка капитала за пределы ОЭЗ.

У полуострова Крым есть все преимущества, для того, чтобы стать новой ОЭЗ, поскольку это уникальная площадка для развития многих идей и программ для государства. До 2064 года Крым должен получить данный статус, если на всей территории России не будет введено военное или чрезвычайные положение больше чем на три месяца.

Список литературы /References

1. Газета. Ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. gazeta.ru/business/ (дата обращения: 15.03.2017).

2. Каломбо Муламба В.И. Налоговое планирование как основной метод оптимизации налоговых потоков // Проблемы современной экономики: материалы, 2013.

3. Полежарова Л.В. Международное налогообложение: современная теория и методология. М.: Магистр. НИЦ ИНФРА-М, 2016. 416 с.

4. Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н (ред. от 02.10.2014). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Заглавие с экрана/ (дата обращения: 14.03.2017).

5. Россия. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russez.ru/disclosure_information/ (дата обращения: 14.03.2017).

6. Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014. № 377-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Заглавие с экрана/ (дата обращения: 14.03.2017).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА КОНТРОЛЛИНГА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В РОССИИ Камакаева А.И. Email: Kamakaeva637@scientifictext.ru

Камакаева Алина Ильвировна - магистрант, кафедра налогов и налогообложения, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Аннотация: в статье дано авторское определение термину «контроллинг», определена роль концепции контроллинга в управлении российской организацией (в системе менеджмента). Проанализировали этимологию термина и его происхождение. Определили роль контроллинга как инструмента менеджмента с некоторыми особенностями. Также в статье были рассмотрены проблемы восприятия концепции контроллинга российскими учёными и менеджерами -практиками, рассмотрели позитивный опыт работы системы контроллинга в крупных российских компаниях и выявили основные проблемы внедрения контроллинга в управление организацией и определили пути решения поставленных проблем.

Ключевые слова: контроллинг, менеджмент, система контроллинга.

IMPROVEMENT OF THE CONTROLLING TOOL IN MANAGING OF THE ORGANIZATION IN RUSSIA Kamakaeva A.I.

Kamakaeva Alina Il'virovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF TAXES AND TAXATION, THE UFA STATE AVIATION TECHNICAL UNIVERSITY, UFA

Abstract: in article author's definition is given to the term "controlling", the role of the concept of controlling in management of the Russian organization is defined (in the system of management). Analysed etymology of the term and its origin. Defined a controlling role as instrument of management with some features. Also in article problems ofperception of the concept of controlling by the Russian scientists and experts managers were considered,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.