Научная статья на тему 'Актуальные организационные проблемы при осуществлении надзорной деятельности и пути их решения на основе системного подхода*'

Актуальные организационные проблемы при осуществлении надзорной деятельности и пути их решения на основе системного подхода* Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСПЕКТОР / УПРАВЛЕНИЕ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Северин Н.Н., Ражников С.В.

В статье рассмотрены вопросы применения системного подхода и системного анализа в управлении надзорной деятельности, что позволяет совершенствовать работу управления надзорной деятельности, ориентации её на решение проблем, на выявление возможностей, недостатков, узких мест в процессе сбора, переработки информации и принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные организационные проблемы при осуществлении надзорной деятельности и пути их решения на основе системного подхода*»

Северин Н.Н., д-р пед. наук проф.

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Ражников С.В., слушатель ФРК (заочного обучения)

Академия ГПС МЧС России

АКТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА*

Ivanzhernokleev1@rambler.ru

В статье рассмотрены вопросы применения системного подхода и системного анализа в управлении надзорной деятельности, что позволяет совершенствовать работу управления надзорной деятельности, ориентации её на решение проблем, на выявление возможностей, недостатков, узких мест в процессе сбора, переработки информации и принятия решений.

Ключевые слова: инспектор, управление, пожарная безопасность, надзорная деятельность, системный подход, методология, организация._

Введение. В связи с высокими темпами развития технологий, а так же повышением динамики информационных процессов, увеличением объёмов нормативной документации, регламентирующей порядок обеспечения пожарной безопасности, защиты в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера изменяются условия и порядок осуществления надзорной деятельности [1].

Данные факты создают проблемы связанные с кадровым оснащением, огромным количеством законодательных и нормативных документов, качеством осуществления проверок, подготовки и адаптации сотрудников в быстро изменяющейся среде, осуществлении регулирования отношений в сфере безопасности, информационно-технологического обеспечения подразделений надзорной деятельности, образовании и компетентности сотрудников надзорной деятельности [2].

Уровень обеспечения пожарной безопасности на закреплённой территории, готовность к обеспечению безопасности и спасению людей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, готовность в случае военных действий или вследствие этих действий в настоящее время напрямую зависит от рационального подхода к организации управления надзорной деятельностью и качества осуществления надзорных мероприятий осуществляемых Главными государственными инспекторами их заместителями и государственными инспекторами, а также их взаимодействия с органами местного самоуправления [3].

В целях совершенствования методов управления в системе МЧС РФ целесообразно применение системного подхода и системного анализа на примере Управления надзорной дея-

тельности Главного управления МЧС России по Белгородской области, что позволит усовершенствовать и улучшить деятельность Главных государственных инспекторов их заместителей и государственных инспекторов.

Методология. При работе были использованы методы анализа и обобщения результатов ранее выполненных научных исследований в области системного анализа.

Основная часть. Системный подход базируется на общей теории систем, основы которой были заложены ещё в XIX веке Д.И. Менделеевым (1834-1907), Е С. Фёдоровым (1853-1919), А.А. Богдановым (1873-1927), П.К. Анохиным (1898-1974), Л. Берталанфи (1901-1972) и др. Но только в последние десятилетия этот подход сформировался как способ мышления по отношению к организации и управлению, как специфический подход к изучению объектов, явлений и процессов большой степени сложности, в которой реализуются принципы целостного рассмотрения явлений и процессов во всей сложности, взаимосвязи и взаимообусловленности их развития.

Интегративное сбалансированное исследование различных методологических подходов применительно к каждому конкретному исследованию систем (организации), поэтому данный подход правомерно следует трактовать именно как системный, т.е. интегративно-конвергенцианальный, представляющий систему подходов[4].

Это позволяет провести, комплексный всесторонний анализ состояния системы (организации) и её соответствие обстановки. При этом, исходя из содержания системы (организации) как совокупности функционально связанных элементов (подразделений), определяющих характер её деятельности, наиболее часто систем-

ный подход комплексируется с процессным и ситуационными подходами.

В настоящее время в большинстве случаев системный подход считается универсальной методологией исследования. Он получил широкое распространение в современной теории и практике управления организацией [5].

В ходе проведённого анкетирования сотрудников надзорной деятельности ГУ МЧС России по Белгородской области по вопросам оказания влияния деятельности надзорных органов внутри системы и воздействие (взаимодействие) с внешней средой, в частности на развитие экономических отраслей среднего и малого (микро) бизнеса были получены следующие результаты:

Какое влияние оказывает государственный пожарный надзор на развитие среднего и малого бизнеса?

1. Положительное - 84%.

2. Отрицательное - 1%.

Никакого - 15%.

Считаете ли вы достаточным размер ежемесячной заработной платы согласно Вашей занимаемой должности?

1. Достаточная - 70%.

2. Не совсем достаточная - 27%.

Не достаточная - 3%.

Как Вы думаете, достаточно ли законодательных и нормативно-технических документов для осуществления надзорных функций?

1. Достаточно - 81%.

2. Не совсем достаточно - 14%.

3. Недостаточно - 0%.

много ненужных - 5%.

Считаете ли Вы достаточными санкции предусмотренные кодексом РФ об административных правонарушениях за нарушения которых главные государственные инспектора (заместители), государственные инспектора вправе составлять и рассматривать дела об административных правонарушениях.

1. Слишком большие - 17%.

2. Достаточные - 81%.

3. Недостаточные - 2%.

Слишком маленькие 0%.

Оказывает ли влияние количество проведённых проверок в области обеспечения пожарной безопасности на состояние пожарной безопасности на закреплённой территории.

1. Оказывает положительное - 99%.

2. Оказывает отрицательное - 0%.

Никак не оказывает - 1%.

Упрощает ли деятельность при исполнении государственной функции автоматизированное программное обеспечение СПО ИАП?

1. Упрощает - 50%.

2. Не упрощает - 25%.

Создаёт дополнительные трудности - 25%.

Оказывает ли влияние проведение противопожарной пропаганды на состояние пожарной безопасности на территории Вашего района (города)?

1. Оказывает существенное 45%.

2. Оказывает - 47%.

3. Оказывает не существенное - 8%.

Не оказывает - 0%.

Какой стаж Вашей работы в надзорной деятельности?

1. До 5 лет - 30%.

2. От 5 до 10 лет - 26%.

3. От 10 до 15 лет - 29%.

4. От 15 до 20 лет - 12 %.

Свыше 20 лет - 3%.

Соответствует ли уровень Вашего образования и опыт в работе занимаемой должности?

1. Соответствует - 80%.

2. Не соответствует - 0%.

3. Готов работать на ступень выше занимаемой должности - 20%.

Готов работать на ступень ниже занимаемой должности - 0%.

Какое у Вас образование?

1. Средне-техническое специальное (учебное заведение МЧС) - 20%.

2. Средне-техническое другого учреждения - 2%.

3. Высшее специальное (учебное заведение МЧС) - 34%.

Высшее другого профиля - 44%.

Какой Ваш возраст?

1. До 25 лет -10%.

2. От 25 до 30 лет - 30%.

3. От 30 до 45 лет - 58%.

4. От 45 до 50 лет 2%.

Свыше 50 лет - 0%.

Из приведённых результатов видно, что значительное количество сотрудников (84%) считают что контроль за состоянием пожарной безопасности оказывает положительное влияние на развитие экономических отраслей. Из данных результатов следует, что вопросы обеспечения безопасности, в частности пожарной безопасности были есть и будут основой благополучного

существования и функционирования любой организации.

Вопрос оплаты труда показал что 70% сотрудников надзорной деятельности считают размер ежемесячной заработной платы - достаточным, однако 27 % считают размер заработной платы не совсем достаточным. Из чего можно сделать вывод, что премирование сотрудников позволит создать дополнительное стимулирование личного состава для достижения положительных результатов деятельности.

Что касается законодательной и нормативно-технической базы то данные опроса указывают что 81% сотрудников считают действующее законодательство достаточным. Не совсем достаточной считают 14% и 5% - что много ненужных законодательных документов. Из чего следует необходимость совершенствования действующего законодательства исходя из темпов роста социального, экономического и информационного развития.

В вопросе штрафных санкций предусмотренных кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за нарушения которых главные государственные инспектора (заместители), государственные инспектора вправе составлять и рассматривать дела об административных правонарушениях 17% считают - слишком большие, 81% - достаточные и 2 % недостаточные. Несмотря на повышение штрафных санкций в разы большинство сотрудников придерживаются мнения достаточности суммы штрафов за нарушения, предусмотренные КоАП РФ. Из проведённого анализа с 2009 по 2013 годы деятельности надзорных органов УНД ГУ МЧС России по Белгородской области установлено, что количество выявленных нарушений законодательства значительно сократилось, что говорит о том, что собственники объектов, имущества, территорий заинтересованы в обеспечении пожарной безопасности. Современные условия могут позволить обеспечить требуемый уровень безопасности организации при личной заинтересованности органов местного самоуправления, руководства организаций и предприятий.

В связи с автоматизацией систем управления необходимо проводить дополнительное обучение сотрудников надзорной деятельности по работе с данной программой [6]. Опрос об упрощении функций надзора с помощью автоматизированного специального программного обеспечения исполнения административных процедур(СПО ИАП) показал, что 50 % сотрудников согласились с упрощением исполнения функций, 25 % указали на то что данное программное обеспечение не упрощает исполнение

функций и 25 % - указали на то, что создаёт дополнительные трудности. Для решения данного вопроса в первую очередь необходимо обратить внимание на техническое оснащение структурных подразделений надзорной деятельности и обеспечение их безопасным интернетом (интра-нет).

Так же значительное внимание следует уделить образованию сотрудников. Из опроса видно что 20% сотрудников имеют среднетехническое специальное образование (учебное заведение МЧС); 2% - средне-техническое другого учреждения; 34% - высшее специальное (учебное заведение МЧС); 44% - высшее другого профиля. Стимулирование сотрудников для получения специального образования в высших учебных заведениях МЧС поможет решить проблему оснащения учащимися, что так же в будущем способствует укомплектованности структурных подразделений высококлассными специалистами [7].

Системный подход в управлении надзорной деятельностью позволит:

-раскрыть основные системные свойства объектов, выявить всех типы связей и свести их в единую картину;

- проанализировать все аспекты деятельности организации и провести синтез системы, то есть объединить все отдельные элементы в единое целое;

- выявить критические переменные и ограничения в системе;

- владение приёмами системного подхода позволит руководителю решать любую проблему с учётом взаимодействия с другими проблемами.

Системное мышление поможет руководителю более глубоко понимать причины многих явлений, которые казались случайными и разрозненными, и объединив их в систему выявить закономерности функционирования и развития в организации управления коллективом.

Главное назначение системного анализа -представить сущность проблем, стоящих перед руководителями, по возможности в более простом и доступном для понимания виде, не предлагая при этом окончательных решений.

Задачей системного анализа является совершенствование работы управления надзорной деятельности, ориентация её на решение проблемы, на выявление возможностей, недостатков, узких мест в процессе сбора, переработки информации и принятия решений в целях устранения этих недостатков. Выявление актуальных проблем управления и ближайших целей является также предметом диагностического обследования и анализа организации.

Выводы. Для эффективного функционирования управления надзорной деятельности необходимо переработать ряд документов, регламентирующих её деятельность и внедрить их в практику.

Следует особо отметить, что роль методологии при системном подходе сводится к максимально точной формулировке задачи на каждом этапе и к подбору на каждом этапе метода, в наибольшей степени соответствующего существу постановки задачи.

* Работа выполнена в рамках программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Радоуцкий В.Ю., Литвин М.В., Северин Н.Н. Организация государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. 169с.

2. Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Ковалева Е.Г., Литвин М.В. Общая харатеристика системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России // Вестник Белгородского гос-

ударственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №2. С.179-183.

3. Семиков В.Л., Рязанов В.А., Соболев Н.Н., Ломаева Т.А., Ломаев Е.Н., Измайлов Р.А., Клепко Е.А., Морозов В.И., Матюшина Е.А. Организация и управление в области обеспечения пожарной безопасности: уч. пос. М: Академия ГПС, 2009. 165.

4. Семиков В.Л., Ушаков В.Д. Теория организации в схемах и таблицах. М., 2010. 126с.

5. Семиков В.Л. Теория организации. М.: Изд-во Академия ГПС, 2003. 247с.

6. Система СПО ИАП с встроенным программным модулем "Сбора информации о состоянии безопасности объектов надзора по результатам надзорной деятельности в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера" // Отчет НИР / Новосибирский филиал НИИ ВДПО. Новосибирск. 2009.

7. Ветрова Ю.В., Северин Н.Н., Радоуцкий В.Ю., Литвин М.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России - главная цель функционирования системы профессиональной подготовки // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №3. С.180-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.