DOI 10.47576/2949-1878_2023_8_105 УДК 339:004
АКТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гунченко Глеб Андреевич,
аспирант кафедры проектного и функционального менеджмента, Государственный университет просвещения, г. Мытищи, Россия
Статья посвящена использованию современных технологий в профессиональной деятельности таможенных органов, например, таких как искусственный интеллект, блокчейн-технология. Рассмотрены вопросы существующей проблематики касательно правового регулирования использования искусственного интеллекта, нуждающиеся в доработке, проанализирована кадровая проблема, связанная с распространением применения современных технологий.
Ключевые слова: таможенные органы; искусственный интеллект; информационные технологии; цифровизация; блокчейн-технология.
UDC 339:004
CURRENT ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF THE INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Gunchenko Gleb Andreevich
Postgraduate Student of the Department of Project and Functional Management, State University of Education, Mytishchi, Russia
The article is devoted to the use of modern technologies in the professional activities of customs authorities, for example, such as artificial intelligence, blockchain technology. The issues of the existing problems concerning the legal regulation of the use of artificial intelligence that need to be finalized are considered, the personnel problem associated with the spread of the use of modern technologies is analyzed.
Keywords: customs authorities; artificial intelligence; information technology; digitalization; blockchain technology.
В условиях непрерывно развивающихся процессов цифровизации и информатизации всех отраслей мировой экономики перед руководством нашего государства встал закономерный вопрос по совершенствованию российских секторов экономики, в том числе связанных и с внэшнеэкономической деятельностью (ВЭД), что непосредственным образом относится к деятельности таможенных органов.
В связи с этим Правительством Российской Федерации было издано соответствующее распоряжение от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», на
основании которого установлено главное направление развития таможенных органов в рамках цифровизации - повсеместное внедрение и развитие в деятельность таможни новых технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн-технологии, обработка больших массивов данных (big data) и иных инструментов. Указанные технологии призваны оптимизировать имеющиеся процессы и механизмы, ускорить их работу и модернизировать отношения между должностными лицами таможенных органов (ДЛТО) и участниками внэшнеэкономической деятельности, приводя в соответствие нормы и институты российского таможенного права нормам
международного и наднационального законодательства.
На данный момент должностными лицами таможенных органов уже активно используются современные технологии в профессиональной деятельности, что подтверждается статистическими данными, предоставленными таможенными органами. Так, в 2022 г. оформлено свыше 806 тыс. электронных таможенных деклараций (ЭТД), что на 15 % превышает аналогичный показатель 2021 г. (свыше 698 тыс.) (Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2022 год, https:// customs.gov.ru/storage/document/document_ info/2023-03/09/itog_doklad_2022.pdf).
В статье будут рассмотрены две современные технологии - искусственный интеллект и технология блокчейна, а также дана их краткая характеристика, проанализировано их использование в рамках таможенных процессов.
Понятию «искусственный интеллект» определение в российском законодательстве дано сравнительно недавно. В соответствии с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта «искусственный интеллект - это комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений» (пункт 5). Как можно заметить, искусственный интеллект невозможно облечь в какую-либо материальную, вещественную форму, к тому же на пути развития и обучения конкретного искусственного интеллекта исследователи проходят несколько этапов, которые имеют различный субъектный состав, из этого вытекают определенные сложности в урегулировании рассматриваемых отношений по изучению и обучению. К тому же современная литература подразделяет искусственный интеллект на слабый и сильный, что также
влечет за собой различные требования по правовому регулированию в силу различия степени автономности работы отдельного искусственного интеллекта (Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»)).
Актуальным и достаточно острым остается вопрос регулирования юридической ответственности в сфере создания и использования технологии искусственного интеллекта, причем такой вопрос занимает главенствующее место в отрасли информационного права как российского законодательства, так и международного. Чем более автономным становится отдельный искусственный интеллект, тем более важным становится определение и закрепление отдельных правовых норм, регулирующих институт юридической ответственности - административной, гражданско-правовой и даже уголовной.
Распоряжением Правительства Российской Федерации принята концепция, анализ которой позволяет установить, что на данный момент с учетом уровня развития технологии нет острой необходимости в глобальной перестройке законодательства в рассматриваемой сфере, однако не стоит забывать о своевременной актуализации правовых норм и их доработке с учетом меняющихся условий (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года»).
Например, как было уже отмечено ранее, в доработке нуждаются нормы и механизмы, регулирующие юридическую ответственность за причинение вреда в процессе разработки и использования искусственного интеллекта. Представляется логичным закрепить правовые нормы, регулирующие следующие аспекты функционирования и использования систем искусственного интеллекта:
- определить субъектный состав лиц, несущих ответственность за причинение вреда в процессе разработки и использования;
- установить механизмы безвиновной гражданско-правовой ответственности (по
аналогии с ответственностью, возникающей при причинении вреда в процессе эксплуатации источника повышенной опасности);
- разработать процесс возмещения вреда третьими лицами (введение соответствующего вида обязательного страхования гражданской ответственности, создание компенсационных фондов и др.).
Помимо прочего возникает вопрос об идентификации отдельного искусственного интеллекта при возникновении необходимости определения причинителя вреда и соответствующих ответственных лиц.
Указанные выше проблемные моменты не становятся исключением и при эксплуатации искусственного интеллекта в рамках деятельности таможенных органов, в таком случае к ранее названным видам юридической ответственности добавляется и дисциплинарная, встает вопрос о распределении ответственности при причинении вреда в рамках эксплуатации искусственного интеллекта должностными лицами таможенных органов.
Следует отметить, что такая ответственность должна быть разумной, соразмерной и справедливой, поскольку речь идет о внэш-неэкономической деятельности, ущерб, причиненный в рассматриваемом случае, может быть колоссальным, так как непосредственным субъектом причинения вреда является не только бизнес, но и само государство.
Как следует из анализа деятельности таможенных органов, на данный момент искусственный интеллект уже успешно реализуется в их деятельности [1]. Рассматриваемая технология способна самостоятельно произвести форматно-логический контроль поданной декларации на товары, определить степень риска участника внэш-неэкономической деятельности по целому ряду параметров, проанализировать снимок инспекционно-досмотрового комплекса с целью выявления запрещенных предметов, а также выполнить ряд других задач без непосредственного участия должностного лица таможенных органов. Такое внедрение существенно ускоряет выполнение рассматриваемых задач, освобождает сотрудников от рутинной работы, уменьшает влияние так называемого человеческого фактора, сохраняя точность, при этом продолжается соблюдение всех норм
международного, наднационального и национального законодательства в сфере таможенного регулирования, что позволяет обеспечивать национальную безопасность на должном уровне.
По информации ФТС России искусственный интеллект верно распознает товары в 77 % случаев (Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2022 год, https:// customs.gov.ru/storage/document/document_ info/2023- 03/09/itog_doklad_2022. pdf).
Следующая технология, которая занимает важное место в цифровом пространстве -блокчейн-технология.
Данная технология заключается в построении особенного процесса передачи данных, основанного на создании цепочки блоков, которые хранят передаваемую информацию в зашифрованном с помощью уникальных хеш-идентификаторов виде. Такой процесс позволяет обеспечивать высокой уровень информационной безопасности при передаче данных любого характера - финансовых, технологических и т. д. Помимо прочего, технология позволяет получить согласование любого лица, заинтересованного в процессе на любом этапе при необходимости.
Блокчейн-технология привлекательна для внедрения в деятельность таможенных органов по следующим причинам:
- существенное сокращение бумажного документооборота;
- повышения качества, скорости и эффективности таможенного контроля на любой из стадий;
- списание таможенных платежей в автоматическом режиме без участия человека;
- безошибочное и эффективное (а главное, безопасное) отслеживание и актуализация данных от различных контролирующих органов;
- прослеживаемость товаров;
- оптимизация процесса отслеживания процесса поставки и упрощение всех связанных с ней алгоритмов.
Безопасность передачи данных посредством технологии блокчейна обеспечивается следующими ее особенностями:
- каждый блок хешированной информации содержит информацию предыдущего блока;
- блок записывается на основе открытой транзакции;
- операция легитимна поскольку проходит через процесс валидации (подтверждения);
- при закрытом блоке внесение изменений в него невозможно.
Проведение операций по рассматриваемой технологии не нуждается в централизации, что существенно сокращает расходы на привлечение к процессу внешних операторов данных и администрирование.
Операция, проведенная по блокчейн-тех-нологии, является безотзывной, так как использует математические алгоритмы и для нее обязательна регистрация в общей цепочке с обязательным указанием временной метки и метки исполнителя. Это самым прямым образом сказывается на эффективности и точности при прохождении таможенных формальностей, а также позволяет повысить уровень выявления правонарушителей при производстве таможенного контроля после выпуска товаров [2].
Цифровая трансформация таможенных бизнес-процессов на основе технологии блокчейн позволит повысить:
- эффективность проведения таможенного контроля товаров;
- взаимодействие сторон - участниц внешнеторговых процессов;
- качество работы таможенных органов различных государств;
- прозрачность в совершении таможенных операций;
- уровень доверия между участниками внэшнеэкономической деятельности и таможенными органами;
- скорость и объемы товарооборота между странами [3].
При исследовании вопроса использования современных технологий нельзя обойти стороной вопрос кадрового обеспечения, а именно необходимость в сокращении либо переобучении должностных лиц таможенных органов.
Из анализа стратегии следует, что дальнейшая цифровизация предусматривает трансформацию требований к должностному лицу таможенного органа. К существующим требованиям добавят умение применять новейшие 1Т-технологии в работе и системы, использующие технологии искусственного интеллекта [4].
Кадровое обеспечение таможенных органов может столкнуться со следующими проблемами:
- невостребованность определенных специальностей;
- повышение требований к уровню профессиональной компетенции относительно использования информационных технологий;
- отсутствие у некоторых сотрудников спо -собности к адаптации и обучению в связи с меняющимися условиями развития технологий.
Единственное решение в таких обстоятельствах - организация условий для реализации процесса повышения квалификации и переподготовки на базе, в том числе, Российской таможенной академии.
Имеется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), устанавливающий перечень компетенций, которые должен иметь студент-выпускник после освоения обучения по программе «Таможенное дело» (Приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 № 1453 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специа -литет по специальности 38.05.02 Таможенное дело»). Данный ФГОС устанавливает одним из видов общепрофессиональных компетенций способность успешно применять современные информационные технологии в профессиональной деятельности.
Для формирования кадрового резерва, отвечающего на сегодняшние запросы со стороны работодателя, необходимо также пере -смотреть профессиональные стандарты, на базе которых основываются квалификации. Исходя из этого, дополнительно возникает потребность в пересмотре образовательных стандартов. Данные вопросы могут быть включены в плановую повестку модернизации ФГОС либо дополнения уже существующего стандарта.
Технология искусственного интеллекта хотя и развивается бешеными темпами, говорить о полной замене ручного труда пока рано. Но если перед государственными органами стоит задача по сохранению рабочих мест и созданию благоприятных условий труда, необходимо направить силы на развитие тех систем, которые тесно сотрудничают с человеком и направлены на повышение эффективности человеческого труда.
Также представляется необходимым проработать вопрос разграничения пределов
ответственности должностными лицами таможенных органов, применяющих искусственный интеллект в профессиональной деятельности. Сотрудник должен отвечать только за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а ошибки искусственного интеллекта необходимо воспринимать как неминуемые, только если такие ошибки не сопряжены с умыслом должностных лиц на причинение ущерба.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Применение современных технологий в профессиональной деятельности таможенных органов, несомненно, содержит больше преимуществ, чем недостатков. Оно позволяет:
- существенно повысить скорость прохождения таможенных формальностей участниками внэшнеэкономической деятельности;
- исключить ошибки, связанные с человеческим фактором;
- корректнее выполнять работу, связанную с таможенным контролем и правоохранительной деятельностью;
- обеспечить должностных лица таможенных органов актуальными, интересными задачами, переложив рутинную работу на компьютерные системы;
- при необходимости мгновенно перестраиваться под необходимый процесс и соответствовать современным требованиям постоянно меняющейся мировой экономике даже на государственном уровне.
Список литературы _
1. Рыжова Э. А. Роль цифровизации таможенных органов в обеспечении национальной безопасности // Таможенное дело. 2023. № 1. С. 20-22.
2. Бубель А. И. Возможности использования блокчейна и виртуальных токенов в таможенных операциях // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. № 3. С. 14-22.
3. Бондаренко А. О., Мищенко О. А. Повышение качества информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при сквозном таможенном контроле на основе технологии блокчейн // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 53-63.
4. Пылаева А. С. Влияние цифровизации на кадровую политику таможенных органов // Таможенное дело.
2022. № 4. С. 10-12.
References -
1. Ryzhova E. A. The role of digitalization of customs authorities in ensuring national security. Customs business.
2023. No. 1. Pp. 20-22.
2. Bubel A. I. Possibilities of using blockchain and virtual tokens in customs operations. Customs policy of Russia in the Far East. 2016. No. 3. Pp. 14-22.
3. Bondarenko A. O., Mishchenko O. A. Improving the quality of information interaction between participants in foreign economic activity and customs authorities with end-to-end customs control based on blockchain technology. Bulletin of the Russian Customs Academy. 2022. No. 4. Pp. 53-63.
4. Pylaeva A. S. The impact of digitalization on the personnel policy of customs authorities. Customs business. 2022. No. 4. Pp. 10-12.