Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)'

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / спорт / совершенствование / студенты / высшее образование / образовательный процесс / диссертационные исследования / направления исследований / physical education / sports / improvement / students / higher education / educational process / dissertation research / research directions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Муратшина Наталья Юрьевна, Завгородний Андрей Геннадьевич

В основе эффективности и результативности деятельности человека на различных этапах его онтогенеза заложен здоровый образ жизни. Вопросы формирования здорового образа жизни и оптимального физического развития представляют актуальность для педагогической науки и практики на протяжении многих десятилетий. Значимость проведенного исследования обусловлена необходимостью эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности выпускников высших учебных заведений. Целью исследования являлось определение основных направлений совершенствования процесса физического воспитания студентов российских вузов на основе анализа тематики и содержания кандидатских и докторских диссертаций. Основным методом исследования был теоретический анализ литературы. Авторами статьи проанализирована 51 диссертация, защищенная за период с января 2018 по декабрь 2022 года. В результате теоретических изысканий предпринята попытка выделения и систематизации путей совершенствования процесса физического воспитания в высших учебных заведениях. Анализ научно-исследовательских работ позволил сделать вывод об актуальности вопросов повышения эффектности процесса физического воспитания студентов вузов различного профиля подготовки. Нами выделено 5 оснований для классификации диссертационных исследований: 1) ведущая роль физической культуры и спорта, в рамках программы подготовки; 2) вид спорта и спортивные дисциплины, средства физического воспитания, интегрированные в учебный процесс 3) уровень проектирования образовательных программ; 4) процесс подготовки к определенной деятельности; 5) цель исследования. Осуществленный анализ предоставил возможность дифференцировать современные направления совершенствования процесса физического воспитания в вузе. Также, авторами обозначены недостаточно освещенные вопросы физического воспитания студентов. Данная статья может представлять научный интерес педагогам высших учебных заведений, реализующих программы физкультурно-спортивных дисциплин, а также специалистам сферы студенческого спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Муратшина Наталья Юрьевна, Завгородний Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basis of the effectiveness and efficiency of human activity at various stages of its ontogenesis is a healthy lifestyle. The issues of forming a healthy lifestyle and optimal physical development have been relevant for pedagogical science and practice for many decades. The significance of the conducted research is due to the need for effective preparation for the future professional activity of graduates of higher educational institutions. The purpose of the study was to determine the main directions of improving the process of physical education of students of Russian universities based on the analysis of the topics and content of candidate and doctoral dissertations. The main method of research was the theoretical analysis of literature. The authors of the article analyzed 51 dissertations defended during the period from January 2018 to December 2022. As a result of theoretical research, an attempt was made to identify and systematize ways to improve the process of physical education in higher educational institutions. The analysis of research works allowed us to conclude that the issues of increasing the effectiveness of the process of physical education of university students of various training profiles are relevant. We have identified 5 grounds for the classification of dissertation research: 1) the leading role of physical culture and sports, within the framework of the training program; 2) the type of sport and sports disciplines, means of physical education integrated into the educational process 3) the level of design of educational programs; 4) the process of preparation for a certain activity; 5) the purpose of the study. The analysis made it possible to identify modern directions for improving the process of physical education at the university. The authors also identified insufficiently covered issues of physical education of students. This article may be of scientific interest to teachers of higher educational institutions implementing programs of physical culture and sports disciplines, as well as to specialists in the field of student sports.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)»

Педагогика

УДК 001.891

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); старший преподаватель Муратшина Наталья Юрьевна Казанский юридический институт МВД России (г. Казань); преподаватель Завгородний Андрей Геннадьевич

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул)

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Аннотация. В основе эффективности и результативности деятельности человека на различных этапах его онтогенеза заложен здоровый образ жизни. Вопросы формирования здорового образа жизни и оптимального физического развития представляют актуальность для педагогической науки и практики на протяжении многих десятилетий. Значимость проведенного исследования обусловлена необходимостью эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности выпускников высших учебных заведений. Целью исследования являлось определение основных направлений совершенствования процесса физического воспитания студентов российских вузов на основе анализа тематики и содержания кандидатских и докторских диссертаций. Основным методом исследования был теоретический анализ литературы. Авторами статьи проанализирована 51 диссертация, защищенная за период с января 2018 по декабрь 2022 года. В результате теоретических изысканий предпринята попытка выделения и систематизации путей совершенствования процесса физического воспитания в высших учебных заведениях. Анализ научно-исследовательских работ позволил сделать вывод об актуальности вопросов повышения эффектности процесса физического воспитания студентов вузов различного профиля подготовки. Нами выделено 5 оснований для классификации диссертационных исследований: 1) ведущая роль физической культуры и спорта, в рамках программы подготовки; 2) вид спорта и спортивные дисциплины, средства физического воспитания, интегрированные в учебный процесс 3) уровень проектирования образовательных программ; 4) процесс подготовки к определенной деятельности; 5) цель исследования. Осуществленный анализ предоставил возможность дифференцировать современные направления совершенствования процесса физического воспитания в вузе. Также, авторами обозначены недостаточно освещенные вопросы физического воспитания студентов. Данная статья может представлять научный интерес педагогам высших учебных заведений, реализующих программы физкультурно-спортивных дисциплин, а также специалистам сферы студенческого спорта.

Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, совершенствование, студенты, высшее образование, образовательный процесс, диссертационные исследования, направления исследований.

Annotation. The basis of the effectiveness and efficiency of human activity at various stages of its ontogenesis is a healthy lifestyle. The issues of forming a healthy lifestyle and optimal physical development have been relevant for pedagogical science and practice for many decades. The significance of the conducted research is due to the need for effective preparation for the future professional activity of graduates of higher educational institutions. The purpose of the study was to determine the main directions of improving the process of physical education of students of Russian universities based on the analysis of the topics and content of candidate and doctoral dissertations. The main method of research was the theoretical analysis of literature. The authors of the article analyzed 51 dissertations defended during the period from January 2018 to December 2022. As a result of theoretical research, an attempt was made to identify and systematize ways to improve the process of physical education in higher educational institutions. The analysis of research works allowed us to conclude that the issues of increasing the effectiveness of the process of physical education of university students of various training profiles are relevant. We have identified 5 grounds for the classification of dissertation research: 1) the leading role of physical culture and sports, within the framework of the training program; 2) the type of sport and sports disciplines, means of physical education integrated into the educational process 3) the level of design of educational programs; 4) the process of preparation for a certain activity; 5) the purpose of the study. The analysis made it possible to identify modern directions for improving the process of physical education at the university. The authors also identified insufficiently covered issues of physical education of students. This article may be of scientific interest to teachers of higher educational institutions implementing programs of physical culture and sports disciplines, as well as to specialists in the field of student sports.

Key words: physical education, sports, improvement, students, higher education, educational process, dissertation research, research directions.

Введение. Этап обучения в высшем учебном заведении представляет для студента весьма важный период. Поскольку за временной промежуток обучения от 4 до 6 лет студент концентрированно овладевает профессиональными знаниями, у него формируются умения и навыки, во многом определяющие успешность его будущей профессиональной деятельности. Кроме того, значительно увеличивается количество социальных связей и взаимодействий. Необходимость гибкой адаптации к меняющимся условиям образовательного процесса обуславливает изменение ритма и условий жизни. Наличие внешних, а также субъективно-личностных обстоятельств оказывают влияние на психическое и физическое здоровье студенческой молодежи. Вместе с тем, формирование потребностей в сохранении здоровья выступает ведущим вектором на этапе обучения в вузе. Анализ научных выводов ряда исследователей свидетельствует о том, что процесс физического воспитания в вузах не в полной мере способствует повышению уровня физической подготовки, улучшению здоровья, а также и формированию интереса у молодежи к физической активности и здоровому образу жизни (М.Я. Виленский, B.C. Матвеев, P.P. Муслимов, И.А. Степанова, И.Я. Красноруцкий, С.В. Шарохина, и др.). В этой связи, для нас представляет научный интерес поиск и анализ направлений совершенствования процесса физического воспитания студентов вузов.

Изложение основного материала статьи. Популяризация физической культуры и спорта отражает задачи государственной политики, что представлено в различных программных документах, среди которых: ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года»; Федеральный проект «Спорт - норма жизни» (2019-2024 гг.); «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [1-5].

Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры личности студентов. В качестве приоритетных задач выступают, в первую очередь, укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, теоретическая и практическая подготовка спортивно-прикладных аспектов, формирование ценностного отношения к двигательной активности и др. Студенческая молодежь, являясь особым социально-демографическим классом представляет особую ценность для будущего страны. Состояние здоровья студенческой молодежи является показателем демографического, социально-экономического, культурного потенциала общества [6, 7, 8].

В силу обозначенных выше факторов, представители молодежи не всегда своевременно и самостоятельно могут осознать важность физической культуры. В этом контексте деятельность вузов в сфере физического воспитания ориентирована на формирование необходимых компетенций в сфере организации здорового образа жизни. Это обуславливает необходимость планировать и организовывать учебный процесс таким образом, чтобы полученные знания становились базовыми установками с целью формирования собственной культуры здоровья и развили умения применять эти знания в жизни, при этом физическое воспитание в этом процессе занимает весьма существенное место. Физическая культура и спорт являются инструментом, способствующим сохранению и укреплению здоровья, а также повышению работоспособности и как следствие - повышение качественных характеристики трудоспособного населения страны.

Решение обозначенных выше задач прослужило основой поиска научной проблемы, связанной с совершенствования процесса физического воспитания студентов высших учебных заведений. Нами были проанализированы диссертации, защищенные за период с января 2018 по декабрь 2022 года, количество которых составило - 51 (48 - кандидатских, 3 - докторских) по научным специальностям 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»; 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования»; 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования», а также согласно обновленной номенклатуре научных специальностей 5.8.7 - «Методология и технология профессионального образования». Распределение диссертационных исследований по годам выглядит следующим образом: 2018 г. - 13; 2019 г. - 7; 2020 г. -12; 2021 г.-11; 2022 г. - 8.

Приведенный в диссертациях анализ литературных источников, а также эмпирических данных указывает на низкий уровень физической подготовки молодежи, недостаточный уровень мотивации в вопросах ведения здорового образа жизни, кроме того состояние ментального и психического здоровья также имеют неблагоприятную тенденцию. Авторы указывают, что студенческий возраст представляет сенситивный период между школьной и взрослой жизнью, когда можно целенаправленно влиять на формирование здорового образа жизни, включая важнейший мотивированно-ценностный компонент [1].

В целом, можно констатировать, что проблематика научных исследований связана с профилем подготовки вуза: физкультурно-спортивный, военный и силовой, аграрный, гуманитарный, технический, медицинский, педагогический, социально-экономический. Содержательный анализ представленных научных исследований позволяет осуществить классификации работ по ряду оснований:

Первое основание детерминировано ведущей ролью физической культуры и спорта, предусмотренной программой подготовки:

- совершенствование профессионально-прикладной подковки (19 диссертационных работ, объектом исследования которых выступает процесс профессиональной подготовки бакалавров сферы физической культуры и спорта; курсантов морского вуза, курсантов образовательных организаций МВД России; курсантов вузов ФСИН России; подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий и др.). Особенностью данных работ является то, что полученные научные знания отражают характер подготовки по конкретной специальности и непосредственно влияют на формирование профессионально-важных качеств будущих специалистов;

- совершенствование процесса физического воспитания обучающихся в вузе с целю решения различных задач: дифференциация процесса физической подготовки студентов в зависимости от типа телосложения; регулирование качества жизни студентов; повышение эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности; формирование физкультурно-оздоровительной компетентности; физкультурно-оздоровительная деятельность в условиях кампуса; апробация различных средств (мягкого фитнеса, физкультурно-оздоровительных практик, спортивного ориентирования, средств скандинавской ходьбы и т.д.). В эту группу мы также отнесли работы, выполненные с учетом региональных и природно-климатических условий (в частности северных регионов страны). Проведенные исследования в данных работах не всегда отражают специфику получаемой профессии, в целом носят обобщенных характер, решая специфические методические задачи сопутствующие процессу профессиональной подготовки;

- планирование и организация процесса физического воспитания для студентов специальных медицинских групп: применение унифицированных тренировочных комплексов; использование средств оздоровительной аэробики; организация профессионально-ориентирванного физического воспитания для студентов с нарушением осанки и т.д. Данная группа исследований так же как и вторая не связаны с получаемой профессией, что дает основание экстраполировать полученные научные знания при организации процесса физического воспитания студентов специальных медицинских групп различных специальностей.

Вторым основанием для классификации выступает вид спорта и спортивные дисциплины, средства физического воспитания, интегрированные в учебный процесс:

- баскетбол;

- спортивное ориентирование;

- скандинавская ходьба;

- оздоровительная аэробика;

- народные средства физического воспитания;

- различные виды фитнеса.

Обобщающим признаком данных работ выступает цель исследования, заключающаяся в разработке и экспериментальном обосновании методики в процессе физического воспитания.

Третьим основанием, позволяющим систематизировать исследования является уровень проектирования образовательных программ:

- технологический уровень представляет диссертации, целью которых выступает повышение эффективности процесса физического воспитания за счет оптимизации процесса управления (управление развитием студенческого спорта, проектирование физкультурно-образовательных программ и др.);

- процессуальный уровень, связанный с проектированием дидактических средств, методических рекомендаций, конкретных учебных тем и т.д. (методика занятий фитнесом кенгу джампс).

Стоит отметить, что несмотря на популярность и распространенность фитнеса в тренажерных залах, тяжелой атлетики, атлетической гимнастики, пауэрлифтинга и в целом силовых видов спорта, включение силовых упражнений в учебный процесс представлено недостаточно.

Четвертое основание представляет процесс подготовки к определенной деятельности:

- подготовка к организации соревновательной деятельности;

- подготовка к проведению массовых спортивно-зрелищных мероприятий;

- подготовка к агитационно-пропагандисткой работе;

- подготовка к проектированию оздоровительной среды;

- подготовка к выполнению комплекса норм ГТО;

- подготовка бакалавров к профессиональной деятельности.

Выделенное направление исследований объединяет процесс научного поиска организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, проектирования моделей (чаще структурно-функциональных и структурно-содержательных), разработки методик (в том числе дифференцированных).

Пятое основание отражает характеристику целенаправленности диссертации, в виде формулировки цели исследования:

- теоретическое и экспериментальное обоснование методики;

- выявление и экспериментальное обоснование особенностей реализации процесса;

- разработка модели;

- разработка педагогических условий;

- научно-технологическое обоснование концепции;

- обосновать и разработать концепцию;

- теоретическое и экспериментальное обоснование процесса готовности;

- научно-теоретическое обоснование и разработка раздела учебной дисциплины.

Слабо освещенными в настоящее время являются вопросы совершенствования личностных качеств студентов средствами физического воспитания, а также формирования мотивированно-смысловой сферы личности обучающихся. Обобщая сформулированные цели исследования можно сделать вывод о том, что в основе современной концепции совершенствования процесса физического воспитания в вузе заложена интеграция научных подходов: личностно-ориентированный, педагогического моделирования, культурологический, аксиологический, герменевтический.

Выводы. Проведя анализ диссертационных работ, заполоненных за 5 лет (с 2018 по 2022 г.) следует отметить, что тема связанная с реализацией процесса физического воспитания в вузе является весьма актуальной. Интеграция традиционных дидактических форм, средств, методов обучения, воспитания и инновационного ресурса современной педагогики, а также междисциплинарного подхода, несомненно, будут способствовать гармоничному развитию личности, имманентной составляющей которого является физическое развитие. Стоит отметить, что целенаправленная деятельность физического воспитания студентов, на основе принципа вариативности позволяет сформировать технологию автодидактики.

Литература:

1. Муслимов, P.P. Концепция физического воспитания в высших учебных заведениях / P.P. Муслимов // Интернет-журнал «Мир науки». -2018. -№6. - https://mir-nauki.com/PDF/129PDMN618.pdf (доступ свободный)

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЭ. - URL: https://base.garant.ru/12157560/ (дата обращения: 19.09.2023)

3. Паспорт федерального проекта «Спорт - норма жизни» [Электронный ресурс]. - URL: http:// minsport.gov.ru/2019/doc/Pasport-federalnogo-proekta.pdf (дата обращения: 15.09.2023)

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный портал. - URL: http://edu.ru/files/discussion/appeal.html [Архивированов WebSite] (дата обращения: 28.02.2015)

5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года. Проект по состоянию на 08 апреля 2020 г. // Ми-нистерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения: 01.10.2023)

6. Фазлеева, Е.В. Состояние здоровья студенческой молодежи: тенденции, проблемы, решения / Е.В. Фазлеева, A.C. Шалавина, Н.В. Васенков, О.П. Мартьянов, А.Н. Фазлеев // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. -№ 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN522.pdf

7. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleld=l&documentld=369095 (дата обращения 05.10.2022)

8. Щенникова, М.Ю. Развитие системы высшего образования в области физической культуры и спорта: монография / М.Ю. Щенникова. - Москва: Типография, 2020. - 300 с.

Педагогика

УДК 378.17

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук Степанищев Алексей Геннадьевич Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); магистрант Искусное Ян Константинович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПОРТСМЕНОВ В ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. Данная статья направлена на решение актуальной научной проблемы, связанной с возможностью эффективного сочетания обучающимся в высших учебных заведениях учебной деятельности со спортивной. Определенная часть обучающихся на момент поступления в вуз имеют спортивную квалификацию, и планирует продолжать спортивную деятельность. Процесс пучения высшего профессионального образования предусматривает освоение и переработку большого объема информации в виде учебных дисциплин за ограниченный промежуток времени (учебные модуль, курс, семестр). Для таких студентов обучение сопряжено с рядом трудностей: соблюдение учебной дисциплины и необходимостью регулярных тренировок, выступление на соревнованиях, выезды на учебно-тренировочные сборы, соблюдение спортивного режима и пр. Возникшее противоречие обуславливает необходимость поиска возможностей эффективного сочетания обучения со спортивной карьерой, поскольку от эффективной самоорганизации зависит успешное сочетание учебы в вузе и занятием спорта. Однако, многочисленные исследования свидетельствуют о наличии нарушений в психологическом состоянии обучающихся спортсменов. В науке проблема исследования психических состояний является актуальной, поскольку они выступают регуляторами деятельности человека в различных жизненных сферах. Трудности изучения психических состояний обусловлены их многоуровневыми, многокомпонентными и полифункциональными феноменами на фоне целостности психической деятельности. В статье представлен анализ научных подходов к понятию «психическое состояние», определена его структура, охарактеризованы неблагоприятные психические состояния спортсменов. В работе представлены результаты, проведенного авторами исследования по выявлению компонентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.