Научная статья на тему 'Представленность физического воспитания и студенческого спорта в научных исследованиях университетов'

Представленность физического воспитания и студенческого спорта в научных исследованиях университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / студенты / студенческий спорт / научно-исследовательские работы / диссертационные исследования / physical education / students / student sports / scientific research / dissertation research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Ермакова Марина Аркадьевна, Щенников Антон Никитич

Проведен анализ тематик научно-исследовательских работ, выполненных в образовательных организациях высшего образования, и диссертационных исследований по вопросам физического воспитания студенческой молодежи и студенческого спорта. Проведена систематизация тематик исследований за 2014–2022 гг. Установлено, что подавляющее большинство исследований посвящено физическому воспитанию. Наиболее часто встречающимися направлениями является разработка учебных программ по профессионально-прикладной физической подготовке с использованием средств различных видов спорта и двигательной активности. Проведенный анализ свидетельствует о потребности стратегического планирования научной деятельности по вопросам физического воспитания и студенческого спорта, активизации научной деятельности по студенческому спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Ермакова Марина Аркадьевна, Щенников Антон Никитич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of physical education and student sports in university research studies

Analysis of topics of scientific research works conducted in educational institutions of higher education and dissertation research on the issues of physical education of students and student sports was carried out. Systematization of research topics for 2014–2022 was done. It has been established that the vast majority of studies are devoted to physical education. The most common areas are the development of training programs for professionally applied physical training and using means of various sports and physical activity. The analysis indicates the need for strategic planning of scientific activities on issues of physical education and student sports, and the intensification of scientific activities in student sports.

Текст научной работы на тему «Представленность физического воспитания и студенческого спорта в научных исследованиях университетов»

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 2. С. 129-138 Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 2, pp. 129-138

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-2-129-138, EDN: YXNQDO

Научная статья УДК 378.1:796.03

Представленность физического воспитания и студенческого спорта в научных исследованиях

университетов

М. Ю. Щенникова1, М. А. Ермакова2 А. Н. Щенников3

Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Россия, 105005, г. Москва, Елизаветинский пер., д. 10, стр.1

2Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, д. 6

3Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Россия, 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, литера А

Щенникова Марина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, заместитель генерального директора, shchennikova.m.y@vniifk.ru, https://orcid.org/0000-0001-8414-0307

Ермакова Марина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, ermakova-m@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0181-8368

Щенников Антон Никитич, младший научный сотрудник, ant4720@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8642-1225

Аннотация. Проведен анализ тематик научно-исследовательских работ, выполненных в образовательных организациях высшего образования, и диссертационных исследований по вопросам физического воспитания студенческой молодежи и студенческого спорта. Проведена систематизация тематик исследований за 2014-2022 гг. Установлено, что подавляющее большинство исследований посвящено физическому воспитанию. Наиболее часто встречающимися направлениями является разработка учебных программ по профессионально-прикладной физической подготовке с использованием средств различных видов спорта и двигательной активности. Проведенный анализ свидетельствует о потребности стратегического планирования научной деятельности по вопросам физического воспитания и студенческого спорта, активизации научной деятельности по студенческому спорту.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, студенческий спорт, научно-исследовательские работы, диссертационные исследования

Для цитирования: Щенникова М. Ю., Ермакова М. А., Щенников А. Н. Представленность физического воспитания и студенческого спорта в научных исследованиях университетов // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 2. С. 129-138. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-2-129-138, EDN: YXNQDO Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Representation of physical education and student sports in university research

studies

M. Yu. Shchennikova1, M. A. Ermakova2H, A. N. Shchennikov3

:The Federal Science Center of Physical Culture and Sport, building 1,10 Elizavetinsky lane, Moscow 105005, Russia 2Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 6 Sovietskaya St., Orenburg 460000, Russia

3Saint-Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture, 6 lit. A Chekhova St., St. Petersburg 190000, Russia

Marina Yu. Shchennikova, shchennikova.m.y@vniifk.ru, https://orcid.org/0000-0001-8414-0307 Marina A. Ermakova, m.a.ermakova@orgma.ru, https://orcid.org/0000-0003-0181-8368 Anton N. Shchennikov, ant4720@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8642-1225

Abstract. Analysis of topics of scientific research works conducted in educational institutions of higher education and dissertation research on the issues of physical education of students and student sports was carried out. Systematization of research topics for 2014-2022 was done. It has been established that the vast majority of studies are devoted to physical education. The most common areas are the development of training programs for professionally applied physical training and using means of various sports and physical activity. The analysis indicates the need for strategic planning of scientific activities on issues of physical education and student sports, and the intensification of scientific activities in student sports. Keywords: physical education, students, student sports, scientific research, dissertation research

For citation: Shchennikova M. Yu., Ermakova M. A., Shchennikov A. N. Representation of physical education and student sports in university research studies. Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 2, pp. 129-138 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2024-3-2-129-138, EDN: YXNQDO

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Перед системой высшего образования стоят серьезные задачи повышения роли физической культуры и спорта в жизни молодежи. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 г., целевой показатель систематических занятий граждан возрастной группы от 3 до 29 лет, к которой относится студенческая молодежь, к 2030 г. должен составлять 88,5%. В 2017 г. утверждена Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г., предполагающая развитие студенческого спорта как части массового спорта и обеспечение возможности для студентов вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. Мониторинг развития студенческого спорта свидетельствует о хороших темпах развития и ставит новые стратегические задачи [1-4].

Современный этап развития спорта характеризуется внедрением новых технологических видов спорта и ростом интереса к ним молодого поколения, обсуждением возможностей использования таких видов спорта в физическом воспитании студенческой молодежи [5, 6]. В рамках студенческого спорта как спорта высших достижений реализуется пилотный проект по внедрению в практику образовательных организаций высшего образования спортивной подготовки [7]. Эффективное решение задач развития студенческого спорта неразрывно связано с развитием спортивной науки в университетах. Тенденции сокращения учебной нагрузки и преподавательского состава кафедр физического воспитания на протяжении последних 10 лет требуют внедрения новых подходов повышения статуса и значимости кафедр физического воспитания, важнейшим из которых

является активизация научной деятельности преподавателей.

Таким образом, изучение развития университетской науки по вопросам физического воспитания и студенческого спорта является актуальной задачей, которая обусловлена необходимостью разрешения противоречий:

- между социальным заказом на повышение роли физической культуры и спорта в системе высшего образования и недостатком знаний о направлениях научной проработки подходов к совершенствованию физического воспитания студенческой молодежи;

- между потребностью повышения объема и качества научной работы на кафедрах физической культуры и отсутствием знания о развитии научных исследований в области физической культуры и спорта в университетских исследованиях.

Целью исследования был анализ тематики научных исследований по вопросам физического воспитания студенческой молодежи и студенческого спорта в диссертационных исследованиях и в научно-исследовательских работах, выполненных в образовательных организациях высшего образования (ООВО). Задачи исследования:

- определение востребованности тематик научно-исследовательских работ по вопросам физического воспитания и студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования различной ведомственной принадлежности;

- определение тенденций в направленности тематик диссертационных работ по вопросам физического воспитания студенческой молодежи и студенческого спорта в период 2014-2022 гг.

Гипотеза исследования: предполагается, что анализ динамики представленности научных исследований по вопросам физического

воспитания студенческой молодежи и студенческого спорта в научно-исследовательских работах и диссертационных исследованиях позволит определить наиболее востребованную тематику и перспективные задачи научных исследований, систематизировать научную работу и повысить интерес академического сообщества к данным вопросам.

Материалы и методы

Теоретический анализ и обобщение результатов поиска информации проводились по ключевым словам в базах данных Единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее - ЕГИСУ), в библиографической базе данных научного цитирования РИНЦ, электронной библиотеке диссертаций DisseгCat, электронной библиотеке диссертаций dslib.net, отчетах о НИР.

Результаты исследования и их обсуждение

Общий объем проанализированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), посвященных тематике физического воспитания студенческой молодежи и студенческому спорту, выполненных в образовательных организациях высшего образования и представленных в ЕГИСУ при условии, что срок выполнения начинался не ранее 2019 г. и заканчивался в период 2019-2022 гг., составил 37 работ. Исполнителями НИОКР являлись 24 государственных университета и 1 частный университет. В числе государственных ООВО 3 федеральных университета физической культуры, подведомственных Минспорту России, 5 классических университетов, 2 педагогических университета, 7 технических университетов (включая 1 филиал), 3 аграрных университета, 3 транспортных университета, 1 университет Минкультуры России, 1 филиал экономического государственного университета. Заказчиками НИОКР были Минобрнауки России, Минспорт России, Минкультуры России, Федеральное агентство по делам молодежи, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Российский научный фонд, индивидуальные предприниматели и физические лица.

Большинство исследований посвящены вопросам физического воспитания студенческой

молодежи - 34 (91,9%) работы. В тематике исследований представлены показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов - 12 работ, совершенствование организации и содержания физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательной организации - 7, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - 6, формирование ценностных ориентаций молодежи на здоровый образ жизни - 4, социокультурная деятельность в сфере физической культуры и спорта, включая внеучебную деятельность - 3, физкультурно-оздоровительные технологии для студентов специальных медицинских групп - 1 работа. Вопросам студенческого спорта и спортивной подготовки посвящены 2 работы по студенческим спортивным соревнованиям и контролю функционального состояния студентов-спортсменов. Тематики НИОКР могут быть соотнесены с направлениями паспортов научных специальностей в области физической культуры и спорта: социокультурная деятельность в сфере физической культуры и спорта; двигательное (психомоторное) развитие человека в онтогенезе; содержание, направленность и методы физического воспитания студентов; содержание, направленность, методы, методики и технологии профессионально-прикладной физической подготовки в организациях высшего образования (по специальности 5.8.4. «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка»); теория и методика студенческого спорта (по специальности 5.8.5. «Теория и методика спорта»); технологии адаптивного физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (по специальности 5.8.6 «Оздоровительная и адаптивная физическая культура»).

Общий объем проанализированных диссертационных исследований, посвященных тематике физического воспитания студенческой молодежи и студенческому спорту за период 2014-2022 гг., составил 200 ед., из них по педагогическим наукам - 184, по медицинским и биологическим наукам - 10, по иным наукам (политическим, психологическим, социологическим) - 6. Ежегодно данной тематике посвящалось от 15 до 33 работ, что составляет от 11,50 до 17,36% от общего количества диссертационных работ, включенных в каталоги диссертационных работ по проблемам физической культуры и спорта по результатам исследований Б. Н. Шустина с соавт. [8-12]. В среднем в год количество диссертационных

исследований составляет 22,22 ± 4,07 ед. Максимальное количество работ по исследуемой тематике было защищено в 2014 и 2015 гг., позже количество работ имеет тенденцию к снижению, а доля работ по исследуемой тематике в общем количестве диссертационных работ по проблемам физической культуры и спорта -к незначительному увеличению (рисунок).

При систематизации работ нами использовалась классификация, принятая в ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФНЦ ВНИИФК) [13]. Рассматривались категории «Физическое воспитание молодежи студенческого возраста» блока «Массовая физическая культура и массовый спорт», «Студенческий спорт» в рамках блока «Спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва», «Управление физическим воспитанием и студенческим спортом» в рамках подразделов «Физическая культура и массовый спорт учащейся молодежи» и «Управление спортивными организациями» блока «Система управления физической культурой и спортом».

Подавляющее большинство диссертационных исследований в выделенном массиве посвящено проблемам совершенствования организации и содержания физического воспитания студенческой молодежи, их доля составляет 86,5%, ежегодно от 12 до 32 ед., в среднем 19,22 ± 9,21 ед. Тематике студенческого спорта посвящено 9,5% диссертаций, ежегодно от 1 до 5 работ, в среднем 2,38 ± 1,41 ед. Проблемам управления физическим воспитанием и студенческим спортом посвящено 4% работ, в период 2018-2021 гг. ежегодно от 1 до 3 работ.

Первичный анализ тематик выделенного массива диссертационных исследований выявил потребность уточнения классификации ФГБУ ФНЦ ВНИИФК относительно особенностей изучаемой сферы физической культуры и спорта в части подразделов категории «Физическое воспитание студенческой молодежи». Выделены следующие направления: общее физическое воспитание молодежи студенческого возраста, физическое воспитание в образовательных организациях и адаптивная физическая культура. К диссертациям по проблемам общего

Динамика количества работ в области физического воспитания и студенческого спорта с 2014 по 2022 г. Dynamics of the number of research in the field of physical education and student sports from 2014 to 2022

физического воспитания молодежи студенческого возраста отнесены 6 диссертаций по медицинским и биологическим наукам, в которых изучаются показатели физического развития и физической подготовленности студентов, 4 диссертации по педагогическим наукам по вопросам теории и методики физического воспитания и по одной работе по психологическим и социологическим наукам. К диссертациям по проблемам адаптивной физической культуры отнесены 2 работы по совершенствованию системы адаптивного физического воспитания. Остальные 159 работ этой категории касаются вопросов совершенствования деятельности образовательных организаций по физической культуре и спорту. В данном направлении выделены следующие аспекты: профессионально-прикладная физическая подготовка, дополнительное физкультурное образование (внеаудиторная и самостоятельная работа), учебные программы физического воспитания.

Из числа диссертаций по физическому воспитанию в образовательных организациях 47,8% посвящены вопросам профессионально-прикладной физической подготовки, ежегодно от 3 до 12 работ, в среднем 8,44 ± 2,74 ед. в год. Из них 6,6% по физическому воспитанию обучающихся по программам среднего профессионального образования, 93,4% - по программам высшего образования. 47,8% диссертаций по физическому воспитанию в образовательных организациях посвящены разработке учебных программ физического воспитания, ежегодно от 3 до 16 работ, в среднем 8,33 ± 3,73 ед. в год. Вопросам дополнительного физкультурного образования (внеаудиторной и самостоятельной работе), включая организацию работы спортивных клубов в целях совершенствования физического воспитания студентов, посвящены 4,4% работ, в которых исследуются вопросы организации самостоятельной работы студентов по физической культуре, формирования оздоровительного пространства в вузе и потребности в двигательной активности, физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях кампуса и социальной адаптации студентов средствами физической культуры.

Из числа работ по разработке учебных программ физического воспитания в 28% диссертациях исследуются вопросы использования видов спорта и видов двигательной активности в физическом воспитании студентов, в среднем 2,63 ± 1,22 ед. в год. Разработанные в данных диссертационных исследованиях учебные программы не имеют спортивной направленности, ориентированы на повышение физической

подготовленности и работоспособности студентов. 17,3% диссертаций по разработке учебных программ посвящены физическому воспитанию студентов подготовительных и специальных медицинских групп, ежегодно по данной тематике защищалось от 1 до 3 диссертаций, в среднем 1,44 ± 0,59 ед. в год. К востребованным направлениям тематик, по которым в исследованном периоде регулярно защищались диссертации, могут быть отнесены также вопросы исследования показателей физического развития и физической подготовленности студентов, данной тематике посвящены 12% диссертаций (в шести годах из исследуемого девятилетнего периода), а также вопросы формирования здорового образа жизни, данной тематике посвящены 10% работ (в пяти годах из исследуемого девятилетнего периода). Остальные 32,7% диссертаций посвящены внедрению учебных программ по физическому воспитанию оздоровительной направленности, по подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), по формированию знаний о физической культуре и спорте и олимпийскому образованию, по внедрению в физическое воспитание информационных технологий и другим вопросам. По каждому из этих направлений количество диссертаций составляет менее 10% (менее чем в пяти годах из исследованного девятилетнего периода).

Из числа диссертаций по студенческому спорту 70% работ посвящены вопросам совершенствования подготовки спортсменов-студентов по различным видам спорта, по данной тематике защищалось по 1-3 работы в семи годах исследованного периода, в среднем

2 ± 0,57 ед. в год. Из остальных работ данной категории 2 посвящены медико-биологическому обеспечению студенческого спорта и защищались по биологическим и медицинским наукам,

3 работы посвящены вопросам формирования профессиональных компетенций специалистов для студенческого спорта и профессиональному самоопределению студентов-спортсменов высокого класса.

Из числа диссертаций по управлению физическим воспитанием и студенческим спортом 50% работ посвящены управлению студенческим спортом и физкультурно-образователь-ным пространством в условиях образовательной организации высшего образования, все эти работы содержат термин «управление» в названии диссертации и защищены в 2020 и 2021 гг.

50% диссертаций данной категории посвящены общим вопросам организации физической культуры и массового спорта, в их числе докторская диссертация по педагогическим наукам, 2 кандидатские диссертации по социологическим наукам и 1 - по политическим наукам, которые защищены в 2018-2020 гг.

Диссертационные работы на примере отдельных видов спорта и двигательной активности присутствуют и в направлениях тематик по ППФП и физическому воспитанию студентов подготовительных и специальных медицинских групп, при пересечении выделенных направлений тематик в одной диссертации в исследовании определены приоритеты отнесения диссертации к тому или иному направлению. Всего в выделенном массиве диссертаций на примере отдельного вида спорта или вида двигательной активности выполнены 58 диссертационных работ, из них 14 диссертаций по студенческому спорту и 44 - по физическому воспитанию студенческой молодежи. Подготовка квалифицированных спортсменов-студентов исследовалась на примере баскетбола, гандбола, футбола, легкой атлетики, биатлона, спортивной аэробики, спортивного ориентирования, спортивного туризма, полиатлона.

Из числа работ по физическому воспитанию студенческой молодежи по направлению профессионально-прикладной физической подготовки на примере видов спорта и видов двигательной активности выполнено 16 диссертаций, в том числе по видам спорта: борьба, самбо, рукопашный бой, плавание, стрельба, спортивное ориентирование, полиатлон. В 28 диссертациях по разработке учебных программ физического воспитания рассматривались виды спорта: баскетбол, плавание, художественная гимнастика, индивидуальные игровые виды спорта (теннис, бадминтон, настольный теннис), лыжные гонки, керлинг, спортивное ориентирование, пляжный волейбол, силовое троеборье; виды двигательной активности: оздоровительная аэробика, ритмическая гимнастика, фитнес, восточные системы тренировок, танцы, скандинавская ходьба, самооборона. Наиболее часто встречающимися видами спорта являются баскетбол и плавание, виды двигательной активности характеризуются авторским подходом к выбору и не повторяются (таблица).

При анализе выделенного массива диссертаций по вопросам физического воспитания студенческой молодежи и студенческого спорта согласно паспортам научных специальностей по педагогическим наукам 5.8.4 «Физическая

культура и профессиональная физическая подготовка», 5.8.5 «Теория и методика спорта», 5.8.6. «Оздоровительная и адаптивная физическая культура» при отнесении диссертации к тому или иному направлению исследований дополнительно использовался Перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании, рекомендованный к использованию Президиумом РАО [14]. На данном этапе исследования анализировались 177 диссертаций, защищенных по научной специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

К научной специальности 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка» могут быть отнесены 137 работ, из которых 54% посвящены вопросам профессионально-прикладной физической подготовки и 46% - иным вопросам физического воспитания студенческой молодежи.

Из 74 диссертаций по вопросам содержания, направленности, методов, методик и технологий ППФП в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования большинство рассматривают вопросы формирования у студентов «профессионально важных физических качеств, формирования прикладных двигательных умений и навыков для представителей различных профессий, деятельность которых сопряжена с физическими нагрузками и характеризуется проявлением сложных двигательных действий» [15]. Доля таких работ в числе работ по ППФП составляет 81,1%, к ним отнесены работы по ППФП обучающихся военных вузов, вузов силовых ведомств, МЧС, транспортных вузов. 14 диссертаций (18,9%) посвящены ППФП студентов, обучающихся по гражданским специальностям, в том числе в аграрных, медицинских, технических, педагогических вузах, при подготовке управленческих кадров.

Из 63 диссертаций по иным вопросам физического воспитания студенческой молодежи 80,9% посвящены разработке содержания, направленности и методов физического воспитания студентов, в том числе 7 работ по теории и практике формирования ценностных ори-ентаций молодежи в процессе физического воспитания, здорового образа жизни. Авторы 9 диссертаций (14,3%) рассматривают вопросы социокультурной деятельности в сфере физической культуры и спорта, в том числе вопросы

Количество диссертаций по физическому воспитанию и студенческому спорту на примере вида спорта или вида

двигательной активности с 2014 по 2022 г.

The number of dissertations on physical education and student sports on the example of a sport or a type of motor

activity from 2014 to 2022

Наименование вида спорта / вида двигательной активности Количество защищенных диссертаций Всего

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Виды спорта 6 3 7 6 3 2 3 1 1 32

в том числе:

баскетбол 1 2 2 1 1 7

биатлон 1 1

бокс 1 1

борьба 1 1 1 3

гандбол 1 1

керлинг 1 1

легкая атлетика 1 1

лыжный спорт 1 1

плавание 1 1 1 3

пляжный волейбол 1 1

самбо 1 1 2

спортивная аэробика 1 1 2

спортивное ориентирование 1 1 2

спортивный туризм 1 1

стрельба пулевая 1 1 2

футбол 1 1

художественная гимнастика 1 1 2

Виды двигательной активности (включая группы видов спорта) 1 6 3 1 2 2 1 4 5 25

в том числе:

гимнастика 1 1

ритмическая гимнастика 1 1

гимнастика фитбол 1 1

гимнастика цигун 1 1

гимнастика тайдзицюань 1 1

оздоровительная аэробика 1 1

танцы 1 1

фитнес 1 1

фитнес кенгу 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фитнес аэробика 1

кроссфит 1 1

атлетическая гимнастика 1 1

силовое троеборье 1 1

силовые упражнения с гирями 1 1

восточные системы тренировок 1 1

скандинавская ходьба 1 1

дыхательные упражнения 1 1

самооборона, единоборства, рукопашный бой 1 1 1 3

лыжный спорт и спортивное ориентирование 1 1

полиатлон 2 2

игровые виды спорта (теннис, бадминтон, настольный теннис) 1 1

спортивные игры 1 1

допризывной подготовки и социализации молодежи средствами физической культуры и спорта, 2 диссертации - вопросы мотивации в сфере двигательной активности, 1 докторская диссертация посвящена разработке концепции физического воспитания студенческой молодежи.

К научной специальности 5.8.5 «Теория и методика спорта» могут быть отнесены 17 диссертационных работ, из них 14 диссертаций (83,2%) соответствуют пункту паспорта научной специальности «14. Теория и методика студенческого спорта», 3 работы - пункту «7. Управление, менеджмент и маркетинг в спорте».

К научной специальности 5.8.6. «Оздоровительная и адаптивная физическая культура» могут быть отнесены 23 диссертации, из них 11 диссертаций (47,8%) соответствуют пункту «8. Физкультурно-оздоровительные технологии, методы и методики двигательной активности студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, занимающихся физическими упражнениями в составе основных и подготовительных групп», из которых 6 диссертаций рассматривают физическое воспитание студентов подготовительных групп, 10 диссертаций (43,5%) рассматривают технологии адаптивного физического воспитания студентов специальных медицинских групп, 1 диссертация посвящена вопросам инклюзивного адаптивного физического воспитания.

Заключение

Тематика научно-исследовательских работ по вопросам физического воспитания студенческой молодежи и студенческому спорту является более востребованной со стороны кафедр физической культуры и физического воспитания непрофильных образовательных организаций высшего образования, чем в университетах физической культуры и спорта, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации. Наиболее востребованным направлением научных исследований является изучение показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов в онтогенезе и под воздействием физических нагрузок.

Востребованность тематики по физическому воспитанию студенческой молодежи и студенческому спорту для подготовки диссертационных исследований характеризуется снижением количества защищенных диссертаций в течение последних 7 лет, что соответствует

тренду снижения количества диссертационных работ в целом по физической культуре и спорту, при этом доля таких исследований остается достаточно стабильной и составляет в среднем 15%.

Наибольшее количество диссертационных исследований посвящены вопросам ППФП студентов, в первую очередь в военных университетах для силовых ведомств, разработке учебных программ по видам спорта и двигательной активности, физическому воспитанию студентов подготовительных и медицинских групп. Следует отметить отсутствие согласованности направленности научно-исследовательских работ и диссертационных исследований, что может быть связано с отсутствием комплексного перспективного планирования научной деятельности по вопросам физического воспитания студенческой молодежи и студенческого спорта.

В диссертационных исследованиях по использованию в физическом воспитании студентов видов спорта и двигательной активности отмечается смещение научного интереса от видов спорта к различным видам фитнеса. С одной стороны, это обусловлено смещением интереса детей и молодежи к новым видам двигательной активности, что подтверждается снижением количества занимающихся спортивной подготовкой по олимпийским видам спорта, с другой стороны, авторский интерес в выборе средств для учебных программ ставит вопросы возможности воспроизведения и широкого внедрения результатов научных исследований.

Проведенный анализ свидетельствует о потребности стратегического планирования научной деятельности по вопросам физического воспитания и студенческого спорта с опорой на приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации по внедрению технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, персонализированному подходу к технологиям здоровьесбережения, междисциплинарному подходу к исследованиям и с учетом актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании. Современное состояние студенческого спорта в настоящее время создает реальные возможности его развития как форпоста интеграции образования, науки и практики в сфере физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Зайцев А. А., Ольховский Р. М. Результаты мониторинга развития студенческого спорта в российской Федерации // Физическое воспитание и студенческий

спорт. 2023. Т. 2, вып. 1. С. 35-41. https://doi.org/10/18500/ 2782-4594-2023-2-1-35-41, EDN: DDKTDR

2. Зайцева А. А., ФилипьеваД.Д., ЖдановичД. О. Анализ участия студенческих сборных команд Российской Федерации на Всемирных летних и зимних студенческих играх в 2013-2021 годах // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 1. С. 42-51. https://doi. о^/10.18500/2782-4594-2023-2-1-42-51, EDN: FWRAJU

3. Зайцева А. А., Филипьева Д. Д., Жданович Д. О., Ра-мейкова А. А. Анализ итогов проведения Всероссийских летних универсиад в период с 2008 по 2022 год // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 3. С. 254-262. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-3-254-262, EDN: YNAMSG

4. Ольховский Р. М., Еремина Е. А. Хронология развития студенческого спорта: от решения отдельных вопросов до системного подхода // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 115-128. https://doi. org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-115-128, EDN: QRNSVI

5. Зубченко В. Г. Формирование активных знаний по применению инноваций в студенческом спорте // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 3. С. 276-281. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-3-276-281, EDN: GQEZEW

6. Романченкова П. М., Судаковская А. С. Развитие компьютерного спорта в студенческой среде // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 4. С. 363-369. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-4-363-369, EDN: NCPWMH.

7. Ахмерова К. Ш., Тимме Е. А. Интеграция учебного процесса и спортивной подготовки в университете в условиях цифровой трансформации // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 3. С. 263-267. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-3-263-267, EDN: BYBZBQ

8. Баранов В. Н., Шустин Б. Н. Тематика и количественный анализ диссертационных исследований по физической культуре и спорту, выполненных в 2015 году // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 94-97. EDN: WEFSMD

9. Шустин Б. Н., Баранов В. Н., Носкова В. Ф. Анализ актуальных научных направлений диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта за период 2017-2018 гг. // Теория и практика физической культуры. 2019. № 12. С. 96-98. EDN: XCWMYH

10. Шустин Б. Н., Баранов В. Н., Сафонов Л. В. Анализ диссертаций в сфере физической культуры и спорта за 2019 год // Вестник спортивной науки. 2020. № 5. С. 27-30. EDN: LQWTYV

11. Шустин Б. Н., Баранов В. Н., Сафонов Л. В. Ретроспективный анализ направлений научных исследований в диссертационных работах в сфере физической культуры и спорта за период 2017-2021 гг. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 4 (206). С. 513519. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.4^513-519, EDN: MZENPM

12. Шустин Б. Н., Сафонов Л. В., Баранов В. Н. Актуальные научные направления диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. 2023. № 2. С. 73-77. EDN: KSLJDX

13. Баранов В. Н., Курашвили В. А., Шустин Б. Н. Разработка информационной базы данных диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. 2016. № 3. С. 52-55. EDN: YGSHKT

14. Перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании. URL: https://www.nosu.ru/wp-content/uploads/2023/09/perechen-aktualnyh-tematikv1.pdf (дата обращения: 12.03.2024).

15. Паспорта научных специальностей номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. № 118. URL: https://nppir.com/ pasporta-vak/?ysclid=ltua8v158p315468853 (дата обращения: 12.03.2024).

References

1. Zaytsev A. A., Olkhovskiy R. M. Results of student sports development monitoring in the Russian Federation. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 1, рр. 3541 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-1-35-41, EDN: DDKTDR

2. Zaytseva A. A., Filipeva D. D., Zhdanovich D. O. Analysis of the participation of student national teams of the Russian Federation at the World Summer and Winter Student Games in 2013-2021. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 1, рр. 42-51 (in Russian). https://doi.org/ 10.18500/2782-4594-2023-2-1-42-51, EDN: FWRAJU

3. Zaytseva A. A., Filipeva D. D., Zhdanovich D. O., Rameykova A. A. Analysis of the results of the All-Russian Summer Universiades from 2008 to 2022. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 3, рр. 254-262 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-3-254-262, EDN: YNAMSG

4. Olkhovskiy R. M., Eremina E. A. Chronology of student sports development: From individual issues to a systematic approach. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 2, рр. 115-128 (in Russian). https://doi.org/10. 18500/2782-4594-2023-2-2-115-128, EDN: QRNSVI

5. Zubchenko V. G. Building active knowledge on the application of innovation in student sports. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 3, рр. 276-281 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782- 4594- 2023- 2- 3-276- 281, EDN: GQEZEW

6. Romanchenkova P. M., Sudakovskaya A. S. Development of eSports among students. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 4, рр. 363-369 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782- 4594- 2023- 2- 4- 363- 369, EDN: NCPWMH

7. Akhmerova K. Sh., Timme E. A. Integration of the educational process and sports training at the university in the context of digital transformation. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 3, рр. 263-267 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782- 4594- 2023- 2- 3- 263-267, EDN: BYBZBQ

8. Baranov V. N., Shustin B. N. Thesis on physical culture and sports published in 2015: Topics and quantitative analysis. Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 9, pp. 94-97 (in Russian). EDN: WEFSMD

9. Shustin B. N., Baranov V. N., Noskova V. F. Analysis of relevant thesis research directions in physical education and sport sector in 2017-2018. Theory and Practice of Physical Culture, 2019, no. 12, pp. 96-98 (in Russian). EDN: XCWMYH

10. Shustin B. N., Baranov V. N., Safonov L. V. Analysis of dissertations on physical culture and sport in 2019. Sports Science Bulletin, 2020, no. 5, pp. 27-30 (in Russian). EDN: LQWTYV

11. Shustin B. N., Baranov V. N., Safonov L. V. Retrospective analysis of scientific research directions in dissertations in physical culture and sport in 2017-2021. Uchenye za-piski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P. F. Lesgafta], 2022, no. 4 (206), pp. 513-519 (in Russian). https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p513- 519, EDN: MZENPM

12. Shustin B. N., Safonov L. V., Baranov V. N. Current scientific directions of dissert research in the field of physical

culture and sport. Bulletin of Sports Science, 2023, no. 2, pp. 73-77 (in Russian). EDN: KSLJDX

13. Baranov V. N., Kurashvili V. A., Shustin B. N. Development of information database for dissertation research in physical culture and sports. Sports Science Bulletin, 2016, no. 3, pp. 52-55 (in Russian). EDN: YGSHKT

14. List of current topics for dissertation research in the field of educational sciences. Available at: https://www.nosu.ru/ wp-content/uploads/2023/09/perechen-aktualnyh-tematikv1. pdf (accessed March 12, 2024) (in Russian).

15. Passports of scientific specialties of the nomenclature of scientific specialties for which academic degrees are awarded, approved by order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated February 24, 2021. No. 118. Available at: https://nppir. com/pasporta-vak/?ysclid=ltua8v158p315468853 (accessed March 12, 2024) (in Russian).

Поступила в редакцию 17.03.2024; одобрена после рецензирования 24.03.2024; принята к публикации 25.03.2024 The article was submitted 17.03.2024; approved after reviewing24.03.2024; accepted for publication 25.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.