Научная статья на тему 'К вопросу о развитии научно-исследовательской деятельности в студенческом спорте: обзор научных публикаций за период с 2000 по 2022 год'

К вопросу о развитии научно-исследовательской деятельности в студенческом спорте: обзор научных публикаций за период с 2000 по 2022 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий спорт / наука / научно-исследовательская деятельность / кафедры физического воспитания / student sport / research / research studies / physical education departments of universities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Екатерина Александровна, Филипьева Диана Дмитриевна, Ольховский Роман Михайлович, Ермакова Марина Аркадьевна

В соответствии с Концепцией развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г., одним из приоритетных направлений является совершенствование научно-методического обеспечения субъектов системы студенческого спорта. В контексте научно-методического обеспечения студенческого спорта представляет интерес не только вопрос активизации научно-исследовательской деятельности в этой области, но и соответствие направлений исследований ключевым задачам по развитию студенческого спорта. В целях формирования подходов к совершенствованию научно-исследовательской деятельности с учетом приоритетных направлений развития студенческого спорта авторами проведен поиск и систематизация 8083 научных статей по вопросам студенческого спорта и физического воспитания обучающихся, опубликованных в научных журналах и сборниках материалов научных конференций за период с 2000 по 2022 г. и размещенных в Научной электронной библиотеке. По результатам исследования авторами выявлены ключевые тенденции развития научно-исследовательской деятельности в области студенческого спорта и сформирована модель взаимодействия кафедры физического воспитания с иными структурными подразделениями и организациями для расширения направлений научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Екатерина Александровна, Филипьева Диана Дмитриевна, Ольховский Роман Михайлович, Ермакова Марина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the research development in student sports area: A review of papers for the period from 2000 to 2022

In accordance with the Concept of Student Sport Development in the Russian Federation until 2025, one of the priority directions is the improvement of scientific and methodological support of the subjects of the student sports system. In the context of scientific and methodological support of student sport it is significant not only to intensify research in this area, but also to match the direction of the research with the key tasks of student sport development. In order to form approaches for the development of the research studies taking into account priority directions of student sports development, the authors have carried out and systematized 8083 papers on student sport and physical education of students. The papers were published in scientific journals and materials of research conferences for the period from 2000 to 2022 and placed in scientific electronic library. Based on the results of the study, the authors identified key trends in the development of scientific research activities in the field of student sports. The authors formed a model of interaction between the department of physical education and other structural units and organizations to expand the directions of scientific research.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии научно-исследовательской деятельности в студенческом спорте: обзор научных публикаций за период с 2000 по 2022 год»

СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 4. С. 370-382 Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 4, pp. 370-382

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/l0.185 0 0/2782-459 4-2 023-2-4-370-3 82, EDN: QPOWKY

Обзорная статья

УДК [796-057.87:001]|2000/2022|

К вопросу о развитии научно-исследовательской деятельности в студенческом спорте: обзор научных публикаций за период с 2000 по 2022 год

Е. А. Еремина1 Д. Д. Филипьева1, Р. М. Ольховский23, М. А. Ермакова4

Университет ИТМО, Санкт-Петербург Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит. А 2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, г. Санкт-Петербург ул. Политехническая, д. 29

3Московский педагогический государственный университет, Россия, 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 4Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, д. 6

Еремина Екатерина Александровна, аналитик аналитического центра физической культуры и спортивных технологий, eremeaa@gmailcom, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447

Филипьева Диана Дмитриевна, менеджер аналитического центра физической культуры и спортивных технологий, dianais13@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0486-3546

Ольховский Роман Михайлович, кандидат социологических наук,2доцент Высшей школы спортивной педагогики, 3старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, russia-sport@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306

Ермакова Марина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, ermakova-m@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0181-8368

Аннотация. В соответствии с Концепцией развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г., одним из приоритетных направлений является совершенствование научно-методического обеспечения субъектов системы студенческого спорта. В контексте научно-методического обеспечения студенческого спорта представляет интерес не только вопрос активизации научно-исследовательской деятельности в этой области, но и соответствие направлений исследований ключевым задачам по развитию студенческого спорта. В целях формирования подходов к совершенствованию научно-исследовательской деятельности с учетом приоритетных направлений развития студенческого спорта авторами проведен поиск и систематизация 8083 научных статей по вопросам студенческого спорта и физического воспитания обучающихся, опубликованных в научных журналах и сборниках материалов научных конференций за период с 2000 по 2022 г. и размещенных в Научной электронной библиотеке. По результатам исследования авторами выявлены ключевые тенденции развития научно-исследовательской деятельности в области студенческого спорта и сформирована модель взаимодействия кафедры физического воспитания с иными структурными подразделениями и организациями для расширения направлений научных исследований.

Ключевые слова: студенческий спорт, наука, научно-исследовательская деятельность, кафедры физического воспитания

Для цитирования: Еремина Е. А., Филипьева Д. Д., Ольховский Р. М, Ермакова М. А. К вопросу о развитии научно-исследовательской деятельности в студенческом спорте: обзор научных публикаций за период с 2000 по 2022 год // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 4. С. 370-382. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-4-370-382, EDN: QPOWKY

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Review

On the issue of the research development in student sports area: A review of papers for the period from 2000 to 2022

E. A. Eremina10, D. D. Filipeva1, R. M. Olkhovskiy23, M. A. Ermakova4

1ITMO University, Saint-Petersburg, 49 [it. A Kronverksky Pr., St. Petersburg 197101, Russia

2Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, 29 Politekhnicheskaya St., St. Petersburg 195251, Russia

3Moscow Pedagogical State University, building 1,1 Malaya Pirogovskaya St., Moscow 119991, Russia

4Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 6 Sovietskaya St., Orenburg

460000, Russia

Ekaterina A. Eremina, eremeaa@gmai[.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447 Diana D. Filipeva, dianais13@mai[.ru, https://orcid.org/0000-0002-0486-3546 Roman M. Olkhovskiy, russia-sport@mai[.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306 Marina A. Ermakova, m.a.ermakova@orgma.ru, https://orcid.org/0000-0003-0181-8368

Abstract. In accordance with the Concept of Student Sport Development in the Russian Federation until 2025, one of the priority directions is the improvement of scientific and methodological support of the subjects of the student sports system. In the context of scientific and methodological support of student sport it is significant not only to intensify research in this area, but also to match the direction of the research with the key tasks of student sport development. In order to form approaches for the development of the research studies taking into account priority directions of student sports development, the authors have carried out and systematized 8083 papers on student sport and physical education of students. The papers were published in scientific journals and materials of research conferences for the period from 2000 to 2022 and placed in scientific electronic library. Based on the results of the study, the authors identified key trends in the development of scientific research activities in the field of student sports. The authors formed a model of interaction between the department of physical education and other structural units and organizations to expand the directions of scientific research.

Keywords: student sport, research, research studies, physical education departments of universities For citation: Eremina E. A., Filipeva D. D., Olkhovskiy R. M., Ermakova M. A. On the issue of the research development in student sports area: A review of papers for the period from 2000 to 2022. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 4, pp. 370-382 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-4-370-382, EDN: QPOWKY

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития студенческого спорта является научно-методическое обеспечение его деятельности, что отражено в основных стратегических и программных документах, регулирующих сферу физической культуры и спорта. Так, в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. в качестве приоритетного направления зафиксировано развитие научного обеспечения физической культуры, спорта и спортивной медицины [1]. В Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2025 г. отмечена важность совершенствования научно-методического обеспечения субъектов системы студенческого спорта [2].

В то же время научные исследования по вопросам студенческого спорта находятся

в плоскости деятельности кафедр физического воспитания образовательных организаций высшего образования [3-6] или научно-исследовательской работы обучающихся [7-9]. Имеется ряд публикаций, посвященных анализу научных трудов в области студенческого спорта, большая часть из которых опубликована до 2018 г. и ограничена анализом отдельных научных журналов или сборников материалов конференций [10-12].

В этой связи видится важным проведение комплексного анализа динамики научных публикаций по вопросам студенческого спорта в различных источниках. При этом, учитывая, что научно-исследовательская деятельность является важной для поиска научно-обоснованных решений по развитию студенческого спорта, представляется важным также систематизировать публикации в соответствии с основными направлениями его развития.

Целью настоящего исследования является формирование единых подходов к совершен-

ствованию научно-исследовательскои деятельности в области студенческого спорта с учетом приоритетных направлении его развития.

Материалы и методы

Для реализации поставленной цели проведен поиск и систематизация научных статей по вопросам студенческого спорта и физического воспитания обучающихся, опубликованных в научных журналах и сборниках материалов научных конференций за период с 2000 по 2022 г. и размещенных в Научной электронной библиотеке [13]. Поиск научных статей осуществлялся с применением инструмента расширенного поиска по наличию ключевого слова «студенческий спорт» (с учетом морфологии) в полном тексте публикаций.

Научные статьи были систематизированы на основе соответствия их тематик приоритетным направлениям развития студенческого спорта, отраженным в Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации.

Дополнительно к данным направлениям были добавлены направления «физическое воспитание обучающихся» и «учебно-тренировочный процесс» для учета научных статей, не связанных напрямую с процессами развития студенческого спорта, но охватывающих содержательные аспекты физического воспитания обучающихся. Также в каждом направлении были дополнительно сгруппированы статьи, посвященные схожим тематикам.

Результаты и их обсуждение

Всего за период с 2000 по 2022 г. было найдено и обработано 8083 научные статьи, из них 3132 опубликованных в научных журналах и 4951 опубликованных в сборниках материалов научных конференций.

Необходимо отметить, что 95% общего количества научных статей в области студенческого спорта приходится на последние 10 лет, и наблюдается ежегодный рост количества публикуемых научных статей за исключением периода пандемии COVID-19 (рис. 1).

При этом активизация научных исследований по вопросам физического воспитания обучающихся и студенческого спорта начинается с момента объявления в 2008 г. о проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани - за этот год количество публикуемых научных статей увеличилось в 4,4 раза. Также увеличение ежегодного количества научных статей стало более заметным после закрепления понятия «студенческий спорт» в законодательстве о физической культуре и спорте в 2011 г., после утверждения Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации в 2014 г. и разработанной на ее основе Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации в 2018 г., а также в период подготовки к проведению XXIX Всемирной универсиады в г. Красноярске [14].

Если говорить про группы научных специальностей, то тематика большинства статей посвящена педагогике, также относительно распространены «социология» и «экономика»

Рис. 1. Динамика количества статей в области студенческого спорта за период с 2000 по 2022 г. Fig. 1. The increase of the number of papers on student sports for the period from 2000 to 2022

(рис. 2). При этом статьи, посвященные управленческим и социальным вопросам в студенческом спорте, отнесены к группам научных специальностей «экономика» и «социология» соответственно, в целях их отделения от вопросов исключительно педагогической направленности. Однако, в соответствии с паспортами научных специальностей 5.8.4. «Физическая

Рис. 2. Доли статей в области студенческого спорта по группам научных специальностей

Fig. 2. Shares of papers on student sports in terms of subject areas

культура и профессиональная физическая подготовка» и 5.8.5. «Теория и методика спорта», вопросы управления, менеджмента и маркетинга, а также социокультурная деятельность в сфере физической культуры и спорта могут быть отнесены к педагогике.

Менее 11% научных статей соответствуют иным научным направлениям - психология (4,55 %), медико-биологические науки (2,52%), исторические науки (1,95%), право (1,08%), а также филология, политические науки, компьютерные науки и информатика (менее 1 %).

Что касается соответствия тематик научных статей направлениям развития студенческого спорта, то статьи по содержательным аспектам совершенствования физического воспитания и учебно-тренировочного процесса обучающихся составили 46,51% от общего количества (рис. 3).

В отношении направлений, отраженных в Концепции развития студенческого спорта, больше всего статей выявлены по таким направлениям, как:

- совершенствование спортивно-массовой работы и системы спортивных соревнований (15,20%);

- повышение качества государственного и негосударственного управления системой студенческого спорта (11,79%);

- усиление роли физической культуры в системе студенческого спорта (10,24%). Доли научных статей по остальным направлениям реализации Концепции развития

Фнзнческое воспитание обучающихся Совершенствование спортнвно-массовойработы Повышение качества государственного и негосударственного управления Усиление роли физической культуры в системе студенческого спорта

Учебно-тренировочный процесс Повышение значимости ВФС'К ГТО Совершенствование механизмов социализации Духовно-нравственное и патриотическоевоспигание Научно-методическое обеспечение Подготовка спортивного резерва Информационное обеспечение Совершенствование технологий инклюзивного образования | 69 Нормативно-правовое регулирование 62 Развитие кадрового потенциала 37 Совершенствование механизмов финансирования 36 Совершенствование материально-технического обеспечения 20

3086

1229

32 S I 273 14 9 123 116 101

Рис. 3. Количество статей в разрезе направлений развития студенческого спорта Fig 3. The number of papers concerning key priorities of student sports development

студенческого спорта не превышают 5%. При этом наименее распространены (менее 1%) статьи, касающиеся кадрового потенциала, финансирования, материально-технического обеспечения, инклюзивного образования, нормативно-правового регулирования.

1. Физическое воспитание обучающихся

Всего было выделено 3089 статей по направлению физического воспитания обучающихся (рис. 4).

Более половины статей по данному направлению посвящены вопросам значимости физического воспитания обучающихся (1595 статей), от этого количества 50,16% затрагивают вопросы физического воспитания как составляющей здорового образа жизни обучающихся. Помимо этого, в статьях значимость физического воспитания рассматривается с точки зрения его роли в воспитании и формировании личности обучающихся (10,22%).

Стоит отметить, что в вопросах значимости относительно слабо распространены исследования влияния роли физического воспитания на умственные способности и работоспособность обучающихся, а также на их психоэмоциональное состояние (менее 2% в совокупности).

Помимо этого, по направлению физического воспитания рассматривается вопрос вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом (1014 статей). В вопросах вовлечения обучающихся более половины статей исследуют мотивацию, интересы и ценностное отношение обучающихся к физической культуре и спорту (69,82%), также ряд статей посвящен текущему уровню и способам повышения двигательной активности обучающихся (16,86%).

Менее распространены в данном направлении оказались статьи по вопросам совершенствования подходов к физическому воспитанию обучающихся (291 статья), из которых 13,4% рассматривают спортизацию физического воспитания, 9,62% - формирование личностно ориентированных подходов к физическому воспитанию.

2. Совершенствование спортивно-массовой работы и системы спортивных соревнований

Всего по направлению спортивно-массовой работы в образовательных организациях высшего образования (ООВО) и профессиональных образовательных организациях (ПОО) было выделено 1230 статей (рис. 5). Из них 34,39% статей затрагивают вопросы развития видов спорта в студенческой среде. Также выделяются статьи, посвященные опыту организации спортивно-массовой работы в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях (16,75%), совершенствованию организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий (15,12%) и роли студенческих спортивных клубов (ССК) в организации спортивно-массовой работы (13,17%). Менее распространены вопросы развития отдельных спортивных секций и студенческих сборных команд, в том числе анализа участия сборных команд в спортивных соревнованиях (4,88% в совокупности).

3. Повышение качества государственного

и негосударственного управления системой студенческого спорта

Всего было выделено 955 статей по вопросам повышения качества государственного и негосударственного управления системой

1595

1014

291 116 73

Зеачимость физического воспитания обучающихся

Вовлечение Сбучакшщш в занятия физической культурой н спортом

ПОДХОДЫ К физическому восшгпшшо вручающихся

Мониторинг и опенка

УрО91[ЯфИ1!1ЧМЕ0Й

подготовленности обучающихся

Особенности и

ггро&леиы физического воспитания обучающихся

Рис. 4. Количество статей, посвященных вопросам физического воспитания обучающихся, в разрезе различных тематик Fig. 4. The number of papers concerning physical education of students in terms of various topics

Рис. 5. Количество статей, посвященных вопросам совершенствования спортивно-массовой работы с обучающимися,

в разрезе различных тематик

Fig. 5. The number of papers concerning sports work with students in terms of various topics

студенческого спорта (рис. 6), из которых 44,71% посвящены проблемам и перспективам развития студенческого спорта (427 статей).

Вопросам управления развитием системы студенческого спорта посвящена 201 статья. Из них более трети исследуют вопросы стратегического обеспечения и государствен-

Проблемы н перспективы развития студенческого спорта

Управление развитием системы студенческого спорта

Управление развитием студенческого спорта в ООВОи ПОО

Проведение Всемирных универсиад Зарубежные особенностнразвнтня студенческого спорта

Цифровая трансформация студенческого спорта

Социально-экономические эффекты развития студенческого спорта

ной политики в сфере студенческого спорта (23,26%), развития студенческих спортивных лиг (19,31%) и негосударственных организаций - Российского студенческого спортивного союза и Ассоциации студенческих спортивных клубов России (9,9%). Также по данной тематике исследуется региональное развитие студен-

Рис. 6. Количество статей по вопросам повышения качества управления системой студенческого спорта в разрезе

различных тематик

Fig. 6. The number of papers concerning the improvement of student sports management in terms of various topics

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческого спорта (16,42%). Вместе с тем, в вопросах управления системой студенческого спорта незначительно исследуется межведомственное взаимодействие (5,94%) и международное сотрудничество (2,48%).

Помимо этого, вопросы управления развитием студенческого спорта рассматриваются в разрезе образовательных организаций (143 статьи), в рамках которых исследуется модель управления студенческим спортом (41,96%), стратегические аспекты (18,18%), а также организационно-управленческие аспекты деятельности кафедр физического воспитания (13,99%) и студенческих спортивных клубов (25,87%).

Также по управленческому направлению исследуется зарубежный опыт управления системой студенческого спорта (57 статей) и вопросы проведения Всемирных универсиад (113 статей), из них 51,33% посвящены социально-экономическим эффектам и наследию универсиад, 48,67% - организационно-экономическим аспектам проведения универсиад.

Вместе с тем, в рамках повышения качества государственного и негосударственного управления крайне мало распространены статьи, касающиеся цифровой трансформации студенческого спорта и социально-экономических эффектов развития студенческого спорта (13 статей, 1,36% от общего количества по направлению).

4. Усиление роли физической культуры в системе студенческого спорта

В отношении физической культуры и спорта было выделено 827 статей, в рамках которых 81,26% рассматривают вопросы организации учебного процесса (672 статьи), 12,58% -общие вопросы совершенствования учебного процесса по физической культуре и спорту в системе профессионального образования (104 статьи), менее 6 % - мотивации обучающихся к учебным занятиям (49 статей).

В числе статей, исследующих организацию учебного процесса по физической культуре и спорту, затрагиваются аспекты профессионально-прикладной физической подготовки (14,58%), реализации элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту (8,63%), организации самостоятельных занятий (6,10%) и дистанционного обучения по физической культуре и спорту (5,36%).

5. Учебно-тренировочный процесс обучающихся

Всего было выделено 678 статей по вопросам учебно-тренировочного процесса обучающихся, из них 43,95% посвящены вопросам планирования и организации учебно-тренировочного процесса (298 статей), 32,74% - особенностям учебно-тренировочного процесса (222 статьи), 20,51% - медико-биологическим вопросам (138 статей). Крайне небольшой процент статей (2,08%) исследуют подходы к отбору обучающихся в сборные команды образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций (14 статей).

В числе статей, посвященных планированию и организации учебно-тренировочного процесса обучающихся, исследуются различные виды подготовки: психологическая (23,49%), технико-тактическая (21,14%) специальная физическая (29,19%) и общая физическая подготовка (3,69%).

6. Повышение значимости ВФСК ГТО в физическом воспитании и развитии студенческого спорта

Всего по направлению было выделено 328 статей, из них 30,18% рассматривают вопросы роли всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), его организации и продвижения в студенческой среде (99 статей), 30,18% - организационные вопросы развития ВФСК ГТО в образовательных организациях (99 статей). Остальные статьи исследуют ВСФК ГТО в разрезе обучающихся - мотивации обучающихся к сдаче испытаний (14,33%), оценки уровня физической подготовленности обучающихся к сдаче испытаний (9,76%) и особенностям их подготовки к сдаче испытаний (14,33%).

7. Совершенствование механизмов социализации обучающихся в обществе

Всего было выделено 269 статей (рис. 7), среди которых наиболее распространены тематики социальной адаптации и адаптации обучающихся к образовательной среде (25,65%), социализации и повышения социальной активности обучающихся средствами физической культуры и спорта (21,19%), а также развития студенческого спортивного волонтерства (19,33%).

Рис. 7. Количество статей по вопросам социализации обучающихся в обществе по различным тематикам Рис. 7. The number of papers concerning students' socialization through sports in terms of various topics

Помимо этого, в статьях исследуются вопросы профилактики асоциального и девиант-ного поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта (14,87%) и самореализации обучающихся, в том числе в рамках студенческого самоуправления (18,21%). Примечательно, что фактически не исследована проблематика развития движения болельщиков в студенческой среде, которой посвящено менее 1% статей.

8. Усиление роли духовно-нравственного и патриотического воспитания в системе студенческого спорта

Всего было выделено 150 статей, из них непосредственно духовно-нравственному воспитанию посвящено 19,33% (29 статей), а гражданско-патриотическому воспитанию -48,67% (73 статьи). Также в данном направлении:

- 14% исследуют вопросы продвижения ценностей олимпизма и олимпийское образование в студенческой среде;

- 8,72% затрагивают вопросы формирования толерантности у студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта;

- 9,33% посвящены формированию антидопинговой культуры в студенческой среде, воспитанию обучающихся на исторических спортивных традициях и иным тематикам.

9. Совершенствование научно-методического обеспечения студенческого спорта

Всего научно-методическому обеспечению посвящено 114 статей. При этом поскольку, согласно Концепции развития студенческого спорта, научно-методическое обеспечение включает в том числе внедрение инновационных разработок в деятельность образовательных организаций, тема развития инноваций в студенческом спорте отнесена к данному направлению и ей посвящено 53,51% статей (рис. 8). Помимо этого, 35,96% статей затрагивают вопросы развития научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и обучающихся. Менее распространены статьи, касающиеся общих вопросов научно-методического обеспечения физического воспитания и студенческого спорта (5,26%), а также обзоров научных исследований в данной области (4,39%).

10. Укрепление роли системы студенческого спорта в системе подготовки спортивного резерва

Всего по данному направлению выделено 116 статей, из которых 34,48% исследуют результаты участия обучающихся в международных спортивных соревнованиях (40 статей). Также 27,59% рассматривают проблемы и перспективы подготовки спортивного резерва в студенческом спорте (32 статьи), а 19,83% касаются общих вопросов взаимосвязи студенческого спорта и спорта высших достижений

Рис. 8. Количество статей, посвященных научно-методическому обеспечению студенческого спорта, в разрезе

различных тематик

Fig. 8. The number of papers concerning the development of research on student sports in terms of various topics

(23 статьи). Еще одной тематикой, исследуемой в 16,38% статей, является совмещение обучающимися образовательного и тренировочного процессов (19 статей).

11. Совершенствование информационного обеспечения студенческого спорта

Всего вопросы информационного обеспечения затрагиваются в 101 статье, из них 43,56% посвящены маркетингу студенческих спортивных клубов, команд, спортивных соревнований, в том числе Всемирных универсиад (44 статьи). Еще 27,72% исследуют вопросы вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом средствами маркетинга и PR (28 статей). Также 14,85% посвящены непосредственно информационному освещению студенческого спорта, в том числе в СМИ (15 статей), 9,90 % - формированию спортивного имиджа образовательных организаций (10 статей).

12. Иные направления

Наименее распространенные в научном поле направления развития студенческого спорта характеризуются не только малым количеством статей (2,7% от общего количества), но и относительно слабым разнообразием тематик (таблица).

Результаты исследования показывают, что основной прирост научных статей, опубликованных за последние 10 лет, приходится на «традиционные» направления, затрагива-

ющие содержательные и организационные аспекты физкультурной и спортивной работы с обучающимися (учебной и внеучебной), прежде всего с педагогической точки зрения. Также набирают популярность вопросы управления в студенческом спорте, однако в данном направлении основная динамика сосредоточена в тематике проблем и перспектив развития студенческого спорта.

При этом другие направления, отраженные в Концепции развития студенческого спорта, также представлены в научном поле. Однако в настоящий момент их доля составляет всего 11,26 % от общего количества опубликованных статей.

В этой связи и с учетом формирования системных подходов к развитию студенческого спорта [14] дальнейшее развитие научно-исследовательской деятельности требует активизации междисциплинарных исследований, выходящих за рамки педагогической парадигмы.

С целью расширения тематик научных исследований авторами разработана модель взаимодействия кафедры физического воспитания в рамках научно-исследовательской работы (рис. 9). Кафедра физического воспитания может осуществлять взаимодействие с иными учебно-научными структурными подразделениями образовательной организации высшего образования и специалистами в области физической культуры и спорта по вышеуказанным профилям, а также иными образовательными организациями высшего образования,

Количество статей по вопросам повышения качества управления системой студенческого спорта, в разрезе различных тематик

Table. The number of papers concerning the least common areas of research on student sports and the key topics of each

area

Направление Количество статей Наиболее распространенные тематики

Совершенствование технологий инклюзивного образования обучающихся 69 статей - общие вопросы адаптивной физической культуры в студенческой среде - организация физкультурной и спортивной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью - адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Совершенствование нормативно-правового регулирования 62 статьи - история развития нормативно-правового регулирования - общие вопросы нормативно-правового регулирования - вопросы нормативно-правового регулирования отдельных аспектов развития студенческого спорта

Развитие кадрового потенциала 37 статей - общие вопросы кадрового обеспечения студенческого спорта - подготовка кадрового резерва из числа обучающихся - формирование профессиональных компетенций тренеров-преподавателей в студенческом спорте - личностные и психологические качества специалистов - формирование корпоративной культуры в студенческом спорте - образование в системе студенческого спорта

Совершенствование механизмов финансирования 36 статей - совершенствование финансового обеспечения студенческого спорта, в том числе в образовательных организациях - развитие внебюджетного финансирования в студенческом спорте - финансовое обеспечения проведения Всемирных универсиад

Совершенствование материально-технического обеспечения 20 статей - общие вопросы развития спортивной инфраструктуры - анализ состояния и развитие спортивной инфраструктуры в отдельных регионах, образовательных организациях - управление и эксплуатация объектов крупных спортивных мероприятий для студенческого спорта.

Рис. 9. Модель взаимодействия кафедры физического воспитания с иными структурными подразделениями и организациями

Fig. 9. The model of interaction between the physical education departments with other structural divisions of universities

or other organizations

заинтересованными организациями. Взаимодействие может осуществляться посредством проведения совместных научных исследований, а также организации научных конгрессов и конференций по отдельным приоритетным направлениям развития студенческого спорта.

Преимуществами активного взаимодействия в рамках осуществления научно-исследовательской деятельности являются:

- открытие новых перспективных тематик для научных статей, касающихся приоритетных задач развития студенческого спорта;

- повышение количества и качества научных исследований по различным направлениям исследований;

- возможность создания авторских научных школ по направлениям исследований.

В свою очередь, повышение качества научно-исследовательской работы и наличие авторских научных школ открываетет возможность для последующего привлечения дополнительного финансирования за счет реализации дополнительных профессиональных программ по различным направлениям на основе накопленного научно-методического опыта, а также возможности получения грантов на проведение научно-исследовательских работ.

Заключение

Проведенное исследование является первым этапом формирования новых подходов к совершенствованию научно-исследовательской деятельности в области студенческого спорта.

Систематизация и обобщение статей, опубликованных в научных журналах и сборниках материалов конференций, позволили выявить следующие тенденции развития научно-исследовательской деятельности в студенческом спорте:

- активные темпы прироста количества научных статей в области студенческого спорта за последние 10 лет, что вызвано прежде всего усилением внимания к развитию студенческого спорта на государственном уровне;

- соответствие большинства научных статей педагогической специальности при относительно слабой распространенности статей по иным социальным и гуманитарным, естественным и техническим наукам;

- приоритетность научных статей, посвященных содержательным и организационным аспектам физкультурной и спортив-

ной работы в образовательных организациях;

- низкая доля статей по иным направлениям, отраженным в Концепции развития студенческого спорта, при значительном разнообразии представленных тематик научных статей.

Выявленное распределение научных статей по направлениям развития студенческого спорта и отдельным тематикам по каждому из направлений может стать основой для выбора перспективных направлений исследований в области студенческого спорта.

Помимо этого, представляет интерес последующий анализ содержания систематизированных научных статей на предмет наличия теоретической и практической значимости для развития системы студенческого спорта. Не менее важным может стать и обобщение ключевых проблем развития студенческого спорта на основании мнений авторов, поскольку мониторинг научных исследований является одним из способов определения интересов и ожиданий заинтересованных сторон [15].

Дальнейшее обобщение результатов научно-исследовательской деятельности может быть проведено посредством:

- анализа диссертационных исследований по вопросам физического воспитания молодежи и студенческого спорта;

- систематизации научных конгрессов и конференций, посвященных студенческому спорту, а также отдельных секций и направлений на конгрессах и конференциях в области физической культуры и спорта в целом.

Список литературы

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ 24 ноября 2020 г. № 3081-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (дата обращения: 11.08.2023).

2. Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Приказом Минспорта России 21 ноября 2017 г. № 1007. URL: https://docs.cntd.ru/document/555766975 (дата обращения: 11.08.2023).

3. Елохова Ю. А. Научно-исследовательская работа на кафедре физической культуры и спорта // Организация повседневной деятельности в соединениях, воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации. Проблемные вопросы и пути их решения : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 9 апреля 2021 г. Омск : Издательство

Омского автобронетанкового инженерного института, 2021. С. 136-141.

4. Крамской С. И., Амельченко И. А., Егоров Д. Е. Научно-исследовательская деятельность кафедры физического воспитания и спорта в условиях модернизации образования // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сборник статей XVII Международной научной конференции. Белгород, 14-15 апреля 2021 г. : в 2 ч. Ч. 1. Белгород : Издательство Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, 2021. С. 6-12.

5. Уваров В. А., Будыка Е. В., Булавина Т. А. Анализ основных направлений деятельности Координационного научно-методического Центра кафедр физического воспитания Евразийской ассоциации университетов в организации научных исследований (1990-2022 гг.) // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития: материалы I Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму. Красноярск, 16-17 сентября 2022 г. : в 2 ч. Ч. 2. Красноярск : Издательство Сибирского федерального университета, 2022. С. 184-196.

6. Машарская Н. М., Дворянинова Е. В. Состояние и перспективы научно-исследовательской работы факультета оздоровительной физической культуры // Мир спорта. 2020. № 4 (81). С. 59-62.

7. Гетман Е. П., Воеводина С. С., Гремина Л. А. Студенческий научный кружок кафедры управления в спорте и образовании как основа научной активности обучающихся // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ. Краснодар, 28-29 октября 2020 г. Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2020. С. 824-830.

8. Пономарев Н. Л. Организация исследовательской деятельности студентов Политехнического университета в области физической культуры // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 281-286.

9. Шаганов С. Ю., Кинишов Е. О. Организация студенческой научной работы на кафедре физической культуры и спорта // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2019. № 2(24). С. 143-148.

10. Имнаев Ш. А. Динамика публикаций, посвященных студенческой молодежи в журнале «Теория и практика физической культуры» за период 2001-2015 гг. // Проблемы и перспективы развития туризма, рекреации и фитнеса : материалы межкафедральной конференции. Москва, 28-29 марта 2016 г. М. : Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), 2016. С. 157-160.

11. Пасмуров А. Г., Кузнецова З. М. Тенденции развития студенческого спорта на основе критического обзора научных публикаций // Теория и практика физической культуры. 2011. № 1. С. 87-94.

12. Крючек С. С., Напреенков А. А. Аналитический обзор материалов Санкт-Петербургских научно-практических конференций «Физическая культура обучающихся»

(с 2004 по 2013 г.) // Теория и практика физической культуры. 2015. № 11. С. 62-65.

13. Научная электронная библиотека. URL: https:// elibrary.ru (дата обращения: 11.08.2023).

14. Ольховский Р. М., Еремина Е. А. Хронология развития студенческого спорта: от решения отдельных вопросов до системного подхода // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 115-128. https://doi. org/10.18500/2782- 4594- 2023- 2- 2-115-128

15. From Words to Action. The Stakeholder Engagement Manual. AccountAbility, 2005. 156 p.

References

1. Strategy of the Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation until 2030, No. 3081-p dated November 24, 2020 (in Russian). Available at: https://docs. cntd.ru/document/555766975 (accessed August 11, 2023).

2. Concept of Student Sports Development in the Russian Federation until 2025, No. 1007 dated November 21, 2017 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 555766975 (accessed August 11, 2023).

3. Elohova Yu. A. Research work at the department of physical culture and sports. Organizatsiya povsednevnoj deyatel'nosti v soedineniyakh, voinskikh chastyakh i organi-zatsiyakh Ministerstva oborony Rossijskoj Federatsii. Prob-lemnye voprosy i puti ih resheniya : materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Omsk, 9 aprelja 2021 g. [Activities of the organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation: Problematic issues and solutions: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Omsk, April 9, 2021]. Omsk, Publishing house of the Omsk Automotive and Armored Engineering Institute, 2021, pp. 136-141 (in Russian).

4. KramskojS. I., Amel'chenko I. A., Egorov D. E. Research activity of physical education departments of universities in the context of education modernization. In: Fizich-eskoe vospitanie i sport v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh: sbornik statej XVII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. Belgorod, 14-15 aprelja 2021 g. Ch. 1 [Physical educations of universities: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Belgorod, April 14-15, 2021. Part 1]. Belgorod, Publishing house of Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhova, 2021, pp. 6-12 (in Russian).

5. Uvarov V. A., Budyka E. V., Bulavina T. A. Analysis of the main activities of the Coordinating Scientific and Methodological Center of the Departments of Physical Education of the Eurasian Association of universities in the organization of research studies (1990-2022). Vsemirnye studencheskie igry: istoriya, sovremennost' i tendentsii razvitiya : mate-rialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii po fizicheskoj kul'ture, sportu i turizmu. Krasnojarsk, 1617 sentjabrja 2022 g. Ch. 2 [World Student Games: History, Modernity and Development Trends: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Krasnojarsk, September 16-17, 2022. Part 2]. Krasnoyarsk, Siberian Federal University Publishing House, 2022, pp. 184-196 (in Russian).

6. Masharskaya N. M., Dvoryaninova E. V. The state and prospects of the research activities of the faculty of health

improving physical culture. The World of Sports, 2020, no. 4 (81), pp. 59-62 (in Russian).

7. Getman E. P., Voevodina S. S., Gremina L. A. Student research classes on the sport and education management department as a base of students' research activities. Fizicheskaya kultura i sport v vysshikh uchebnykh zave-deniyakh: aktual'nye voprosy teorii ipraktiki: sbornik statej po materialam natsional'noj nauchno-prakticheskoj kon-ferentsii, posvyashchennoj 70-letiyu obrazovaniya kafedry fizicheskogo vospitaniya KGAU. Krasnodar, 28-29 oktjabrja 2020 g. [Physical culture and sport in higher education institutions : Key issues of theory and practice : Proceedings of the National Scientific and Practical Conference. Krasnodar, October 28-29, 2020]. Krasnodar, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilina, 2020, pp. 824-830 (in Russian).

8. Ponomarev N. L. Organization of research activity of students of the aerospace faculty of perm national research polytechnic university in the area of physical culture. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the University named after. P. F. Lesgafta], 2019, no. 2 (168), pp. 281-286 (in Russian).

9. Shaganov S. Y., Kinishov E. O. Organization of student scientific work on the department of physical culture and sport. Contemporary Problems in the Humanities and Social Sciences, 2019, no. 2(24), pp. 143-148 (in Russian).

10. Imnaev Sh. A. The dynamics of number of papers concerning student sports in the journal "Theory and Practice

of Physical Culture" for the period from 2001-2015. In: Problemy i perspektivy razvitiya turizma, rekreatsii i fit-nesa : materialy mezhkafedral'noj konferentsii. Moskva, 28-29 marta 2016 g. [Problems and perspectives of tourism, recreation and fitness : Proceedings of the International Conference. Moscow, March 28-29, 2016]. Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (GTSOLIFK), 2016, pp. 157-160 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Pasmurov A. G., Kuznetsova Z. M. Trends of student sports development based on the overview of research studies. Theory and Practice of Physical Culture, 2011, no. 1, pp. 8794 (in Russian).

12. Kryuchek S. S., Napreenkov A. A. Analytical overview of the proceedings of Saint-Petersburg Scientific and Practical Conference "Physical culture of Students" (from 2004 to 2013). Theory and Practice of Physical Culture, 2015, no. 11, pp. 62-65 (in Russian).

13. Research electronic library. Available at: https://elibrary. ru (accessed August 11, 2023).

14. Olkhovskiy R. M., Eremina E. A. Chronology of the student sports development: From individual issues to system approach. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 2, pp. 115-128 (in Russian). https://doi.org/10. 18500/2782-4594- 2023- 2- 2-115-128

15. From Words to Action. The Stakeholder Engagement Manual. AccountAbility, 2005. 156 p.

Поступила в редакцию 01.09.2023; одобрена после рецензирования 10.09.2023; принята к публикации 15.09.2023 The article was submitted 01.09.2023; approved after reviewing 10.09.2023; accepted for publication 15.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.