Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 4. С. 124-130. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 4. P. 124-130.
Научная статья УДК 372.879.6
https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.19
Студенческие спортивные клубы как форма воспитания молодежи в российской высшей школе
Виктория Валентиновна Котлярова1, Елена Борисовна Ищенко2, Игорь Владимирович Грошевихин3, Алина Александровна Масявра4
''Институт сферы обслуживания и предпринимательства - филиал Донского государственного
технического университета в г. Шахты Ростовской области, Шахты, Россия
234Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-6419-6119
[email protected], https://orcid.org/0009-0005-7686-0589
[email protected], https://orcid.org/0009-0001-0942-4577
[email protected], https://orcid.org/0009-0001-5367-8232
Аннотация. В настоящее время формированию здорового образа жизни молодежи уделяют большое внимание со стороны государственных органов и научных школ. Идет поиск наиболее интересных форм организации массовой физкультурно-спортивной работы среди молодежи. Одной из таких форм являются студенческие спортивные клубы, организованные в высших школах. В рамках данной работы авторы статьи рассматривают студенческие клубы в качестве одной из форм воспитательной работы, проводимой с молодежью в вузах. Анализ нормативно-правовых документов в сфере физической культуры, спорта и образования, а также рассмотрение деятельности «Ассоциации студенческих спортивных клубов России» позволили авторам статьи прийти к таким выводам: организация и развитие студенческих спортивных клубов в вузах инициируется со стороны обучающихся; государственные структуры готовы поддержать деятельность студенческих спортивных клубов, так как их создание оказывает влияние на развитие массового спорта среди студентов и оздоровление нации в целом; деятельность студенческих спортивных клубов направлена не только на развитие спорта, но и формирование профессиональных компетенций в сфере менеджмента, маркетинга, PR.
Ключевые слова: спорт, студенчество, студенческие спортивные клубы, физическая культура, воспитание, физическое воспитание, молодежь, студенческая молодежь, высшая школа
Для цитирования: Котлярова В.В., Ищенко Е.Б., Грошевихин И.В., Масявра А.А. Студенческие спортивные клубы как форма воспитания молодежи в российской высшей школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 4. С. 124-130. https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.19.
Original article
Student Sports Clubs as a Form of Education for Youth in the Higher School of Russia
Victoria V. Kotlyarova1, Elena B. Ishchenko2, Igor V. Groshevikhin3, Alina A. Masyavra4
^institute of Service and Entrepreneurship - branch of Don State Technical University in Shakhty,
Rostov region, Shakhty, Russia
234Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-6419-6119
[email protected], https://orcid.org/0009-0005-7686-0589
[email protected], https://orcid.org/0009-0001-0942-4577
[email protected], https://orcid.org/0009-0001-5367-8232
Abstract. Currently, the formation of a healthy lifestyle in young people is receiving greater attention from state structures and scientific schools. it is necessary to find the most interesting forms of organizing mass physical culture and sports work among young people. One of these forms is student sports clubs organized in the higher school. Within the framework of this study, the authors consider student clubs as one of the forms of educational work carried out with young people at universities. The analysis of normative legal documents in the field of physical culture, sports, and education, as well as consideration of the activities of the Association of Student Sports Clubs of Russia, allowed the authors to come to the following conclusions: the organization and development of student sports clubs at universities is initiated by students; state structures are ready to support the activities of student sports clubs, as their organization has an impact on the development of mass sports among students and the improvement of the health of the nation as a whole; the activities of student sports clubs are aimed not only at sports development, but also at the formation of professional competencies in the field of management, marketing, and PR.
© Котлярова В.В., Ищенко Е.Б., Грошевихин И.В., Масявра А.А., 2023
- 124 -
Keywords: sports, students, student sports clubs, physical culture, education, physical education, youth, student youth, higher school
For citation: Kotlyarova, V.V., Ishchenko, E.B., Groshevikhin, I.V. & Masyavra, A.A. (2023) Student Sports Clubs as a Form of Education for Youth in the Higher School of Russia. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (4), 124-130. Available from: doi:10.24158/spp.2023.4.19 (In Russian).
Введение. Забота о здоровье и применение здоровьесберегающих технологий в жизнедеятельности различных групп российского населения является сегодня одной из ключевых тем научного обсуждения и государственной политики России. Здоровая нация обеспечивает возможности для успешного развития государства в будущем. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года подчеркнуто, что российское государство ориентировано на сохранение и укрепление здоровья населения1.
Здоровье выступает одной из приоритетных ценностей не только для государства, но и для самого населения России2. За последние 2,5 года российскими научно-исследовательскими центрами были проведены различные замеры такого показателя, как здоровье граждан. В конце 2022 г. ВЦИОМ на своем сайте опубликовал результаты изучения трендов 2022 г., среди которых можно отметить употребление здоровой еды (47 %), активные занятия спортом (35 %) и посещение врачей (27 %)3. В настоящее время люди разного возраста стали обращаться к здоровому образу жизни, формировать здоровые привычки в питании, режиме дня и физической активности, поскольку начали осознавать прямую зависимость возможностей построения успешных жизненных стратегий от хорошего здоровья (Пономарев, Нагорных, 2022).
Особое значение имеет сбережение здоровья молодежи как наиболее активной социально-демографической группы населения, которая очень важна для развития государства в перспективе. Формированию культуры здоровья молодежи уделяется большое внимание со стороны различных научных школ4 (Гафиатулина, 2022). Исследовательские коллективы ведут поиск наиболее актуальных и интересных форм по популяризации массового спорта и организации физкультурно-спортивной работы среди молодежи, которые смогут помочь сохранить и укрепить здоровье молодого поколения. Важную роль в популяризации спорта среди молодых людей играет такой социальный институт, как образование.
По данным ВЦИОМ, в 2021 г. в России спортом систематически занимались около 23 млн детей - это около 85 % населения в возрасте от 3 до 18 лет. После окончания школы молодые люди в меньшей степени обращаются к спорту, показатель занятий спортом снижается: только 26 % молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет продолжают регулярно заниматься спортом5.
Сегодня высшая школа обращает особое внимание на формирование мотивации для ведения здорового образа жизни среди молодежи (Пономарев, Барсуков, 2019). Одной из форм массовой физкультурно-спортивной работы со студенческой молодежью в вузах являются студенческие спортивные клубы. В рамках данной научной работы рассмотрена роль студенческих спортивных клубов в воспитании современной молодежи.
Степень разработанности и методологические основы исследования. Как мы уже отметили, для проводимых в последние годы научных исследований тема здоровья и здорового образа жизни является весьма актуальной. Прежде всего, актуальность таких работ связана с появлением огромного количества рисков, влияющих на здоровье граждан, среди которых можно отметить коронавирусную инфекцию. Авторы работ, посвященных изучению социального здоровья населения в период пандемии, отмечают, что «в ситуации с пандемией новой коронавирус-ной инфекции риск вызвал более бережное отношение людей к своему здоровью, заставил пережить огромный спектр чувств и эмоций, способствовал адаптации к ситуации коронавируса -люди приспособили свою жизнь под новую реальность, а также испытали психологическую усталость от пандемии, а у большинства населения России стал включаться информационный фильтр на негативную информацию о пандемии» (Власова, 2021: 54).
1 Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 (ред. от 1 июля 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Здоровье - высшая ценность. ВЦИОМ представляет данные опроса о здоровье россиян, вредных привычках и питании на самоизоляции [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Новости. 2020. 9 июня. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zdorove-vysshaya-czennost (дата обращения: 12.12.2022).
3 Тренды-2022: больше общения, больше поддержки, больше здоровья! [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Новости. 2022. 28 ноября. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trendy-2022-bolshe-obshchenija-bolshe-podderzhki-bolshe-zdorovja (дата обращения: 12.12.2022).
4 Журавлева И.В., Лакомова Н.В. Здоровье молодежи как объект социальной политики [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения. 2018. № 4. URL: https://clck.ru/33n8X2 (дата обращения: 28.01.2023).
5 Спортивная Россия: опрос ВЦИОМ [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Новости. 2021. 5 апреля. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sportivnaja-rossija (дата обращения: 12.12.2022).
Довольна значительная часть исследований современных отечественных ученых посвящена здоровью молодежи1 (Пономарев, Нагорных, 2020 ; Гафиатулина, 2022). Исследователи обращаются к существующим в России практикам поддержки социального здоровья молодежи, среди которых отмечают позитивную государственную социальную политику в сфере здоровья населения, которая нашла отражение в действующих нормативно-правовых актах в сфере здравоохранения и образования, направленных на улучшение здоровья молодежи (Власов, 2022).
Обращаясь к сфере образования, мы можем отметить, что высшая школа сегодня становится для студенческой аудитории той средой, в рамках которой формируются не только профессиональные компетенции, но и компетенции универсального характера, связанные с социальной адаптацией молодежи и здоровьесбережением. Современные авторы считают физическое воспитание важным компонентом воспитательной работы с обучающимися (Ольховский и др., 2021).
Также отечественные исследователи уделяют внимание существующим формам социальной адаптации: к ним можно отнести различные студенческие объединения, которые позволяют молодым людям самореализовываться и развивать имеющиеся у них способности. Наибольшей популярностью в высших учебных заведениях пользуются студенческие отряды (Ананьева, Еремеева,
2017), волонтерские движения (Кисиленко, 2018) и студенческие спортивные клубы (Жданович,
2018). Необходимо отметить, что студенческие спортивные клубы сегодня являются одной из наиболее востребованных и быстро развивающихся форм студенческой активности. Развитию спортивного студенческого движения и деятельности студенческих спортивных клубов в российской высшей школе посвятил свои исследования Д.О. Жданович (Жданович, 2018 ; Зайцева, Жданович, 2022).
Из анализа научно-исследовательских источников по выбранному нами проблемному полю исследования видно, что тема здорового образа жизни студенческой молодежи и активного внедрения и развития студенческого спорта является актуальной и социально значимой для современного общества. Несмотря на имеющиеся публикации по вопросам развития спортивного студенческого движения, нам представляется, что необходима научная рефлексия, направленная на рассмотрение деятельности студенческих спортивных клубов с точки зрения организации воспитательной работы с российской молодежью в рамках вуза.
Для изучения деятельности студенческих спортивных клубов как формы воспитания молодежи в российской высшей школе в рамках данной работы мы обратились к анализу нормативно-правовых документов в сфере образования и физической культуры, среди которых: федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации»2 и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»3, Порядок осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами4, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года5, Стратегия воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года6. Также были проанализированы существующие в настоящее время методические рекомендации по созданию студенческих спортивных клубов и рассмотрена деятельность «Ассоциации студенческих спортивных клубов России»7 (далее - АССКР).
Одной из задач современного образовательного процесса в России является воспитание молодого поколения. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приведена дефиниция «воспитание» в следующей формулировке: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование
1 Журавлева И.В., Лакомова Н.В. Здоровье молодежи...
2 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 07 октября 2022 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от
4 декабря 2007 г. № 329-Фз (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4 Об утверждении Порядка осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами [Электронный ресурс] : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 марта 2020 года № 462. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
5 Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081 -р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 Ассоциация студенческих спортивных клубов России [Электронный ресурс]. URL: https://ssca.ru (дата обращения: 12.12.2022).
у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1. Частью воспитательного процесса в высшей школе можно считать физическое воспитание2, которое в свою очередь рассматривается как часть студенческого спорта - «часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях»3. Физическое воспитание в рамках основных профессиональных образовательных программ высшего образования представлено в виде реализации дисциплины «Физическая культура» в рамках их базовой или вариативной части. Основная задача дисциплины - научить студентов спортивным и оздоровительным технологиям, которые будут необходимы как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности.
Помимо физического воспитания российской студенческой молодежи в вузе посредством реализации дисциплины «Физическая культура», существует такая форма организации работы со студентами, как студенческие спортивные клубы. Студенческие спортивные клубы (далее -ССК) - это структурные подразделения, входящие в состав образовательной организации, цель которых состоит в том, чтобы вовлечь как можно больше обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развивать и популяризировать студенческий спорт4.
Развитие студенческих спортивных клубов в России началось в 2013 г. с создания АССКР по инициативе самих студентов. Миссией АССКР является формирование гармонично развитой личности молодого человека, оздоровление молодого поколения. В 2016 г. были разработаны и приняты методические рекомендации по развитию студенческого спорта, а в 2017 г. утверждена Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года5, в которой как приоритетная задача стоит активное создание ССК. По данным, представленным на сайте АССКР, в настоящее время существует 678 ССК, расположенных в 80 регионах России. К задачам ССК относятся: популяризация занятий физической культурой, проведение работы по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья, содействие в создании детско-юношеских спортивных школ при ССК, осуществление взаимодействия с кафедрой физического воспитания по развитию физической культуры и спорта в высшем учебном заведении, участие в организации работы летних и зимних спортивно-оздоровительных лагерей, участие в волонтерской деятельности высшего учебного заведения.
По данным АССКР, на базе высших учебных заведений Ростовской области создано 10 ССК. Одними из самых первых ССК Ростовской области, вступивших в АССКР, являются клубы таких вузов, как Донской государственный технических университет и Южный федеральный университет6.
В Южном федеральном университете на базе Академии физической культуры и спорта действует департамент развития спорта, в структуру которого входит ССК юФу. В ЮФУ спортклуб занимается организацией и проведением спортивно-массовых мероприятий среди студентов. Например, в ЮФУ проводится «Универсиада ЮФУ», где студенты активно участвуют в соревнованиях по мини-футболу, волейболу, стритболу, пейнтболу и другим видам спорта. Особенно популярен среди студентов университета футбол, поэтому более 30 команд ежегодно собираются на таком мероприятии, как «Кубок ректора ЮФУ по мини-футболу». Проводится «Внут-ривузовский этап чемпионата АССКР». ССК ЮФУ активно участвует в спортивных акциях, которые посвящены памятным датам нашей страны.
В Донском государственном техническом университете реализует свою работу ССК «Донские мустанги». Деятельность ССК ДГТУ проводится по следующим направлениям:
- «формирование студенческих сборных команд по видам спорта для участия в межвузовских соревнованиях различного масштаба;
- организация и проведение учебно-тренировочных занятий спортивных групп, секций, сборных команд по видам спорта;
1 Об образовании в Российской Федерации...
2 Об утверждении Стратегии развития воспитания.
3 О физической культуре и спорте.
4 Об утверждении Порядка осуществления деятельности студенческих спортивных клубов.
5 Об утверждении Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : приказ Министерства спорта РФ от 21 ноября 2017 г. № 1007. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
6 Войди в историю студенческого спорта России! [Электронный ресурс] // Ассоциация студенческих спортивных клубов России. URL: https://ssca.ru/projects/ (дата обращения: 12.12.2022). Сайт Ассоциации студенческих спортивных клубов России. URL: https://ssca.ru/
- обеспечение контроля за учебно-тренировочным процессом в секциях ССК по подготовке студентов-спортсменов к участию в межвузовских соревнованиях;
- определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом условий и возможностей университета;
- осуществление взаимодействия со специализированными подразделениями университета для создания студентам-спортсменам высокой квалификации материально-бытовых условий;
- обеспечение текущего контроля технического состояния спортивных сооружений, соблюдение норм, правил безопасности, сохранение здоровья обучающихся при проведении учебно-тренировочных занятий, спортивно-массовых мероприятий различного уровня;
- участие в выпуске информационно-методической и популярной литературы, рекламной продукции с целью привлечения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом и пропаганды здорового образа жизни;
- участие в грантах и государственных программах развития с привлечением дополнительных источников финансирования;
- осуществление иных мероприятий по развитию физической культуры и студенческого спорта»1.
Одной из успешных студенческих спортивных практик можно назвать проведение студенческих дебатов спортивной тематики. Такую практику применяют с ССК «Южный сенатор», действующем на базе Южно-Российского института управления (филиала РАНХиГС)2.
Деятельность ССК в Ростовской области поддерживается и поощряется на уровне государственных органов власти. Стоит отметить, что проект «Студенческие спортивные клубы как точка роста массового спорта в Ростовской области» спортивной автономной некоммерческой организации «Путь к Олимпу», направленный на увеличение количества студентов, занимающихся физической культурой и спортом, через активизацию деятельности ССК, стал победителем грантовых конкурсов 2022 г. на реализацию общественно значимых (социальных) программ в Ростовской области.
Участие обучающихся вузов в ССК - это не только активные занятия различными видами спорта, которые помогают сохранить и преумножить здоровье, а также поддерживать хорошую физическую форму. Спорт помогает молодежи справляться со стрессами студенческой жизни, многие виды спорта учат работать в команде, действовать слаженно и системно, правильно социализироваться, находить общий язык и брать ответственность друг за друга.
ССК предоставляют возможность не только заниматься различными видами спорта и развивать себя физически, но и усовершенствовать свои способности в других направлениях деятельности. Отметим, что АССКР готовит спортивных менеджеров, маркетологов, журналистов, фотографов, видеографов и менеджеров по различным направлениям, включая киберспорт и уличные виды спорта. Проект «АССК.рго» включает 16 образовательных направлений. Лучших участников приглашают на очное обучение.
Деятельность ССК на базе высшей школы позволяет создать новую ролевую модель для молодежи: сделать молодых людей не только выносливыми физически, но и сформировать волевые и моральные качества личности, приобрести бэкграунд, который поможет в дальнейшем успешно развивать профессиональную карьеру. Исполнительный директор АССКР Е. Бычкова в одном из интервью отметила, что «сфера спорта всегда нуждается в молодых квалифицированных кадрах. Мы считаем, что те, кто несколько лет проработал в спортивных студенческих клубах, в дальнейшем представляют интерес на рынке труда»3. Ярким примером может являться Е.О. Раскин, который в настоящее время занимает должность проректора по молодежной политике Института сферы обслуживания и предпринимательства, а в 2013 г. являлся председателем ССК «Кронверкские барсы».
Из анализа сведений о создании и развитии АССКР видно, что создание и функционирование ССК - это инициатива обучающихся. Прежде всего, для студентов членство в ССК дает возможность совершенствования спортивных навыков. Также ССК - это объединение людей, которые горят одним общим делом, направленным на развитие массового спорта среди студентов и оздоровление нации в целом. Быть членом ССК - значит быть частью одной большой спортивной семьи, где есть возможность выручки и взаимопомощи. Этот опыт способствует развитию коммуникативных компетенций, организаторских и управленческих способностей молодых людей. В рамках различных проектов, слетов, круглых столов, которые организует АССКР, студенты
1 Положение о спортивном клубе ДГТУ [Электронный ресурс]. URL: https://donstu.ru/structure/administra-tive/sportivnyy-klub-/menu/dokumenty_spclub/ (дата обращения: 12.12.2022).
2 Как привлечь молодежь к обсуждению спортивных тем [Электронный ресурс] // Ассоциация студенческих спортивных клубов России. 2021. 12 декабря. URL: https://goo.su/xtMZEQF (дата обращения: 12.12.2022).
3 Второй шанс: как студентов вовлекают в спорт [Электронный ресурс] // Агентство социальной информации. 2022. 29 сентября. URL: https://www.asi.org.ru/2022/09/29/student-sport/(дата обращения: 12.12.2022).
получают знания по спортивному менеджменту, маркетингу, журналистике и PR. Таким образом, у них появляется возможность не только вести здоровый образ жизни, но и развивать профессиональные навыки, попробовать себя в какой-то новой сфере деятельности, иногда даже не связанной с получением основной специальности в рамках высшей школы.
Заключение. ССК в организационной структуре высшей школы обладают широким спектром возможностей вовлечения молодых людей в физкультурно-спортивную деятельность.
Их деятельность позволяет участникам клуба мягко пройти социальную адаптацию на начальном этапе обучения в вузе, так как многие первокурсники испытывают существенный дискомфорт при попадании в новую для них социальную среду.
Поскольку успешный человек должен быть успешен во всем - развиваться как личность, быть здоровым, строить карьеру, то стоит отметить, что деятельность ССК на базе высшей школы помогает студентам приобретать различные компетенции, необходимые для выстраивания успешных карьерных стратегий.
ССК является формой внеучебной деятельности, которая включает в себя физкультурно-спортивное, нравственно-патриотическое, культурно-творческое, волонтерское и научно-исследовательское направления, что позволяет студентам развивать в себе не только правильное отношение к здоровью и полезные привычки, но и формировать духовно-нравственные качества личности.
Список источников:
Ананьева В.А., Еремеева Т.С. Российские студенческие отряды: возможности становления и формирования личности студента вуза // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 78. С. 119-124.
Власов С.Н. Практики поддержки социального здоровья российской молодежи // Национальное здоровье. 2022. № 4. С. 30-33.
Власова В.Н. Социальное здоровье российского населения в условиях угрозы распространения COVID-19 // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021. № 3. С. 54-59. https://doi.org/10.25742/NRiPH.2021.03.008.
Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской студенческой молодежи: социологический анализ рисков на региональных уровнях (на примере Юга России) // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11, № 6. С. 128-136. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.6.
Жданович Д.О. Роль студенческих спортивных клубов в социальной адаптации учащихся высших учебных заведений // Современное педагогическое образование. 2018. № 1. C. 3-5.
Зайцева А.А., Жданович Д.О. Анализ источников финансирования деятельности студенческих спортивных клубов // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, № 1. С. 40-48. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-40-48.
Кисиленко А.В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2018. Т. 4, № 1. С. 63-71.
Ольховский Р.М., Ермакова М.А., Воронин Д.И., Еремина Е.А. Физическое воспитание как приоритетная составляющая воспитательной работы с обучающимися // Культура физическая и здоровье. 2021. № 1 (77). С. 144-148. https://doi.org/10.47438/1999-3455_2021_1_144.
Пономарев И.Е., Барсуков С.В. Организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в студенческой среде // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 225-229. https://doi .org/10.22394/2079-1690-2019-1 -2-225-229.
Пономарев И.Е., Нагорных В.Н. Роль физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта в формировании жизненных стратегий российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 2. C. 94-97. https://doi.org/10.23672/SAE.2020.2.56058.
References:
Ananyeva, V. A. & Eremeeva, T. S. (2017) Rossiiskie studencheskie otryady: vozmozhnosti stanovleniya i formirovaniya lichnosti studenta vuza [Russian student groups: opportunities for the formation and formation of the personality of a university student]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. (78), 119-124. (in Russian).
Gafiatulina, N. H. (2022) Social health of Russian students: sociological analysis of risks at the regional levels (by the example of the South of Russia). Humanities of the South of Russia. 11 (6), 128-136. Available from: doi:https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.6. (in Russian).
Kisilenko, A. V. (2018) Volonterstvo: potentsial samoorganizatsii rossiiskoi molodezhi [Volunteering: the potential of self-organization of Russian youth]. Research result. Sociology and Management. 4 (1), 63-71. (in Russian).
Olkhovsiy R. M., Ermakova M. A., Voronin, D. i. & Eremina, E. A. (2021) Physical education as a priority component of educational work with students. Physical Culture and Health. (1 (77)), 144-148. Available from: doi:10.47438/1999-3455_2021_1_144. (in Russian).
Ponomarev, i. E. & Barsukov, S. V. (2019) Organization of sports-mass and health-improving work in the youth environment. State and Municipal Management. Scholar Notes. (2), 225-229. Available from: doi:10.22394/2079-1690-2019-1-2-225-229. (in Russian).
Ponomarev, i. E. & Nagornyh, V. N. (2020) The role of sports and recreational activities and sports in shaping the life strategies of Russian youth. Humanities, Social-economic and Social Sciences. (2), 94-97. Available from: doi:10.23672/SAE.2020.2.56058. (in Russian).
Vlasov, S. N. (2022) Practices of supporting the social health of Russian youth. National Health. (4), 30-33. (in Russian).
Vlasova, V. N. (2021) Social health of the Russian population under the threat of COViD-19. Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. (3), 54-59. Available from: doi:10.25742/NRiPH.2021.03.008. (in Russian).
Zaytseva, A. A. & Zhdanovich, D. O. (2022) Analysis of financing sources for student sports clubs. Physical Education and University Sport. 1 (1), 40-48. Available from: doi:10.18500/2782-4594-2022-1-1-40-48. (in Russian).
Zhdanovich, D. O. (2018) Rol' studencheskikh sportivnykh klubov v sotsial'noi adaptatsii uchashchikhsya vysshikh uchebnykh zavedenii [The role of student sports clubs in the social adaptation of students of higher educational institutions]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. (1), 3-5. (in Russian).
Информация об авторах В.В. Котлярова - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Института сферы обслуживания и предпринимательства - филиала Донского государственного технического университета в г. Шахты Ростовской области, Шахты, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=354134
Е.Б. Ищенко - старший преподаватель кафедры физической культуры Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=976876
И.В. Грошевихин - кандидат философских наук, доцент кафедры физической культуры Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1125241
А.А. Масявра - преподаватель кафедры физической культуры Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия.
Information about the authors V.V. Kotlyarova - D.Phil., Associate Professor, Social and Humanitarian Disciplines Department, Institute of Service and Entrepreneurship - branch of Don State Technical University in Shakhty, Rostov region, Shakhty, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=354134
E.B. Ishchenko - Senior Lecturer, Physical Culture Department, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=976876
I.V. Groshevikhin - PhD, Associate Professor, Physical Culture Department, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1125241
A.A. Masyavra - Lecturer, Physical Culture Department, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.04.2023.