Научная статья на тему 'ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА: ОТ РЕШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДО СИСТЕМНОГО ПОДХОДА'

ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА: ОТ РЕШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДО СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольховский Роман Михайлович, Еремина Екатерина Александровна

В статье проведен ретроспективный анализ развития студенческого спорта за период с 1991 по 2022 г., выделены этапы его развития на основании исследований положений законодательства и иных нормативно-правовых актов, документов стратегического планирования в сферах физической культуры и спорта, образования и молодежной политики. Представлены ключевые особенности развития студенческого спорта на каждом из этапов. Сделан вывод о необходимости системного подхода к развитию студенческого спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ольховский Роман Михайлович, Еремина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRONOLOGY OF STUDENT SPORTS DEVELOPMENT: FROM INDIVIDUAL ISSUES TO A SYSTEMATIC APPROACH

The article provides a retrospective analysis of the student sports development for the period from 1991 to 2022. The stages of the development are defined based on the research of legislation and other legal acts, strategic planning documents in the fields of physical culture and sports, education and youth policy. The key features of the development of student sports at each stage are presented. Conclusion about the need of a systematic approach to the student sports development is made. Recommendations for the improvement of student sport management are given.

Текст научной работы на тему «ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА: ОТ РЕШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДО СИСТЕМНОГО ПОДХОДА»

СПОРТ И ОБЩЕСТВО

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 115-128 Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 2, pp. 115-128

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-115-128, EDN: QRNSVI

Научная статья

УДК [796-057.875](470+571)(09)|1991/2022|

Хронология развития студенческого спорта: от решения отдельных вопросов до системного подхода

Р. М. Ольховский1'2^, Е. А. Еремина3

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29

2Московский педагогический государственный университет, Россия, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, д. 88 3Университет ИТМО, Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит. А

Ольховский Роман Михайлович, кандидат социологических наук, 1доцент Высшей школы спортивной педагогики; 2старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, russia-sport@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306

Еремина Екатерина Александровна, аналитик аналитического центра физической культуры и спортивных технологий, eremeaa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447

Аннотация. В статье проведен ретроспективный анализ развития студенческого спорта за период с 1991 по 2022 г., выделены этапы его развития на основании исследований положений законодательства и иных нормативно-правовых актов, документов стратегического планирования в сферах физической культуры и спорта, образования и молодежной политики. Представлены ключевые особенности развития студенческого спорта на каждом из этапов. Сделан вывод о необходимости системного подхода к развитию студенческого спорта.

Ключевые слова: системный подход, образование, молодежная политика, физическая культура и спорт, студенческий спорт

Для цитирования: Ольховский Р. М, Еремина Е. А. Хронология развития студенческого спорта: от решения отдельных вопросов до системного подхода // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 2. С. 115-128. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-2-115-128, EDN: QRNSVI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Chronology of student sports development: From individual issues to a systematic approach

R. M. Olkhovskiy1213, E. A. Eremina3

1Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, 29 Politekhnicheskaya St., Saint Petersburg 195251, Russia 2Moscow Pedagogical State University, 88 Vernadsky Ave., Moscow 119571, Russia 3ITMO University, 49 lit. A Kronverksky Pr., Saint Petersburg 197101, Russia

Roman M. Olkhovskiy, russia-sport@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306 Ekaterina A. Eremina, eremeaa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447

Abstract. The article provides a retrospective analysis of the student sports development for the period from 1991 to 2022. The stages of the development are defined based on the research of legislation and other legal acts, strategic planning documents in the fields of physical culture and sports, education and youth policy. The key features of the development of student sports at each stage are presented. Conclusion about the need of a systematic approach to the student sports development is made. Recommendations for the improvement of student sport management are given. Keywords: system approach, education, youth policy, physical culture and sports, student sports For citation: Olkhovskiy R. M., Eremina E. A. Chronology of student sports development: From individual issues to a systematic approach. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 2, pp. 115-128 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2023-2-2-115-128, EDN: QRNSVI

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

На сегодняшний день развитию студенческого спорта уделяется значительное внимание на государственном уровне. Вместе с тем стремительные изменения в студенческом спорте за последние годы показывают, что он выходит на новый этап своего развития. Одним из ключевых факторов выработки эффективных стратегических решений на всех уровнях студенческого спорта является понимание логики и последовательности его развития на различных этапах.

В связи с этим возрастает значимость систематизации всех ключевых аспектов государственного и негосударственного управления, нормативно-правового регулирования студенческого спорта в Российской Федерации по мере их исторического развития.

Материалы и методы

Проведен анализ положений законодательства и нормативных правовых актов, документов стратегического планирования в области физической культуры и спорта, образования, молодежной политики за период с 1991 по 2022 г., влияющих на подходы и приоритеты в развитии студенческого спорта в Российской Федерации.

Результаты и их обсуждение

Представляем характеристики этапов развития студенческого спорта в разрезе следующих аспектов:

- нормативно-правовое регулирование студенческого спорта;

- стратегические приоритеты развития студенческого спорта;

- организационно-управленческие аспекты развития студенческого спорта.

1991-1998 годы

1. Нормативно-правовое регулирование студенческого спорта

На данном этапе студенческий спорт не рассматривался в нормативном поле как отдельная часть спорта - и в законодательстве, и в документах стратегического планирования развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях отражалось в контексте организации физического воспитания обучающихся.

В действующем на тот момент законодательстве об образовании отсутствовали положения, касающиеся физической культуры и спорта в образовательных организациях [1]. Однако в основах законодательства о физической культуре и спорте отражались общие вопросы организации физического воспитания на всех уровнях образования и даже устанавливалось положение, согласно которому не допускались строительство новых и реконструкция существующих образовательных организаций без физкультурно-спортивной базы [2].

В утвержденный в 1996 г. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании был включен значимый аспект, касающийся физического воспитания в системе высшего образования - порядок выделения средств в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами [3]. Необходимо отметить, что на тот момент физкультурная, оздоровительная и спортивная работа с обучающимися осуществлялась кафедрами физического воспитания [4].

Если говорить о молодежной политике, то в указанный период отсутствовал законодательный акт в области государственной молодежной политики. Во многом это было обусловлено нестабильностью государственных ведомств

в данной сфере и постоянными структурными преобразованиями [5].

2. Стратегические приоритеты развития студенческого спорта

На данном этапе положения о развитии физического воспитания обучающихся практически отсутствовали в нормативно-правовых актах, определяющих приоритеты развития образования [6] и молодежной политики [7]. В частности, в Указе Президента Российской Федерации 1992 г. о первоочередных мерах в области государственной молодежной политики содержалась только общая отсылка к важности физического развития молодежи [7]. Аналогичные документы в области физической культуры и спорта в указанный период не были утверждены.

3. Организационно-управленческие аспекты развития студенческого спорта

С организационной точки зрения данный период характеризуется дестабилизированными механизмами государственного управления студенческим спортом [8]. Так, наблюдалось сокращение бюджетного финансирования в образовательных учреждениях, которое привело к ухудшению материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, проблемам с обеспечением обучающихся спортивным оборудованием и инвентарем, а также сокращению внеучебной физкультурной и спортивной работы [9].

В отношении негосударственного сектора в 1993 г. был учрежден Российский студенческий спортивный союз (далее - РССС), представивший Россию в Международной Федерации студенческого спорта ^Ки) как правопреемник ДСО «Буревестник», однако ввиду отсутствия постоянного государственного финансирования его деятельность осуществлялась только на общественных началах [10]. Также в данный период предпринимались первые меры по созданию студенческих физкультурно-спортивных организаций - в частности, Студенческой баскетбольной лиги России [11].

1999-2008 годы

1. Нормативно-правовое регулирование студенческого спорта

В 1999 г. в Государственную думу был вынесен Законопроект о студенческом спорте

в Российской Федерации. Законопроект определял системные вопросы развития студенческого спорта, в том числе основы государственной политики в области студенческого спорта, структуру и ресурсное обеспечение студенческого спорта, а также деятельность спортивных клубов в образовательных организациях профессионального образования, центров высшего спортивного мастерства в системе среднего и высшего профессионального образования, РССС и региональных студенческих спортивных организаций [12]. Впоследствии законопроект был отклонен с учетом возможности включения его положений в действующий на тот момент Закон о физической культуре и спорте [13].

И хотя в редакцию Закона о физической культуре и спорте соответствующие изменения внесены не были, Закон все же затрагивал вопросы, важные для студенческого спорта:

- организация физического воспитания обучающихся;

- наделение спортивных клубов, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, статусом субъектов физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации;

- участие органов исполнительной власти по делам молодежи в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с молодежью [13].

Затем положения о физическом воспитании обучающихся стали включаться и в региональные законы о физической культуре и спорте [9].

В 1999 г. в Государственную думу был внесен законопроект, регламентирующий сферу государственной молодежной политики, который также не был поддержан. Законопроект определял задачи молодежной политики в области физической культуры и спорта, в том числе пропаганду массового спорта и оздоровительной физической подготовки среди молодежи [14].

В 2003 г. продолжились законодательные инициативы в области студенческого спорта - постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ был утвержден модельный закон «О студенческом спорте», рекомендованный для использования в законодательствах стран СНГ. Модельный закон содержал определение понятия «студенческий спорт», а также положения, касающиеся физического воспитания обучающихся, государственной политики и управления системой студенческого спорта, финансирования студенческого спорта [15].

Однако вышеуказанные положения так и остались на уровне инициатив - первая редакция утвержденного в 2007 г. Закона о физической культуре и спорте расширяла перечень компонентов физического воспитания в образовательных организациях, но все еще не содержала отдельных положений о студенческом спорте [16].

2. Стратегические приоритеты развития студенческого спорта

В части стратегического планирования в 2000-х гг. повысилось внимание к целям и задачам физического воспитания студенческой молодежи [17]. На данном этапе приоритеты по развитию физического воспитания обучающихся уже отражались в документах стратегического планирования во всех трех сферах - физической культуры и спорта, образования, молодежной политики.

Во-первых, в 2002 г. Концепцией развития физической культуры и спорта устанавливались задачи по материально-техническому, программно-методическому, организационному и медицинскому обеспечению занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях [18].

В 2002 г. межведомственным приказом были определены мероприятия по совершенствованию процесса физического воспитания обучающихся в образовательных организациях. Также отмечалось, что непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи на всех уровнях образования обеспечивается в том числе взаимодействием государственных и общественных спортивных организаций. В связи с этим устанавливалась необходимость оказывать содействие региональным отделениям РССС в проведении внеучебной физкультурно-спортивной работы и организации студенческих спортивных мероприятий [19].

Позднее Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы» устанавливались задачи только по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях [20].

Во-вторых, в сфере образования приоритеты по вопросу физического воспитания обучающихся нашли отражение в Федеральной целевой программе «Развитие образования в Российской Федерации на 2006-2010 годы», в сравнении с их отсутствием в аналогичной программе предшествующего периода [21]. Фе-

деральная целевая программа предусматривала выделение средств на реконструкцию и строительство объектов социальной направленности, в том числе объектов спорта в образовательных организациях высшего образования.

В-третьих, в 2002 г. в Федеральную целевую программу «Молодежь России» была включена подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации». Мероприятия подпрограммы предусматривали медицинский и педагогический контроль за уровнем физической подготовленности студенческой молодежи, а также проведение всероссийских летних и зимних универсиад по видам спорта [22].

В 2006 г. Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации были установлены задачи по привлечению молодежи к добровольчеству в сферах массового спорта и к деятельности спортивных объединений, но в целом не раскрывались приоритеты по вовлечению студенческой молодежи в занятия спортом [23].

Помимо этого, в 2008 г. приоритеты по развитию студенческого спорта нашли отражение в основном документе стратегического планирования. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития в Российской Федерации до 2020 г. в части по развитию физической культуры и спорта устанавливала задачи по развитию инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных организациях [24].

3. Организационно-управленческие аспекты развития студенческого спорта

С организационной точки зрения вторая половина данного периода характеризуется поиском современных подходов к развитию спорта на уровне образовательных организаций высшего образования, новых форм организации студенческого спорта и механизмов его финансирования [25]. На государственном уровне уже отмечалась значимость принятия организационных мер в системе студенческих спортивных соревнований, развития материально-технической базы для физического воспитания обучающихся в образовательных организациях высшего образования [26].

Также в указанные годы начали формироваться значимые организационные предпосылки для дальнейшего развития студенческого спорта как системы:

- начало развития студенческих спортивных лиг - в частности, создание в 2007 г. Ассоциации студенческого баскетбола (АСБ);

- объявление в 2008 г. о проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани;

- проведение в 2008 г. I Всероссийской летней универсиады [8].

2009-2018 годы

1. Нормативно-правовое регулирование студенческого спорта

С 2011 г. начался период активного внесения изменений в положения законодательства в части студенческого спорта. Так, в Закон о физической культуре и спорте были внесены следующие изменения [27]:

- определены понятия «студенческий спорт» и «студенческая спортивная лига»;

- РССС включен в перечень субъектов физической культуры и спорта;

- сформированы основы создания и организации деятельности студенческих спортивных клубов.

При этом в рамках обсуждения законопроекта отмечалось, что внесение указанных изменений позволит установить системный подход к развитию студенческого спорта [28].

В 2011 г. были внесены изменения в Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании [27], которые установили возможность выделения средств на организацию спортивной работы со студентами, помимо отраженных ранее физкультурной и оздоровительной работы [3]. Впоследствии данное положение было включено в принятый в 2012 г. Закон об образовании [29]. Однако с 2013 г. редакция данного положения приобретает уже иной смысл - если ранее организация физкультурной, спортивной и оздоровительной работы осуществлялась кафедрами физического воспитания [4], то теперь нормативно-правовые акты устанавливали организацию физкультурной и спортивной работы в качестве задач студенческих спортивных клубов [30].

Дальнейшие законодательные изменения закрепили участие органов государственной власти в развитии студенческого спорта -в 2015 г. Закон о физической культуре и спорте дополнен положениями о соответствующих полномочиях и правах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации [31].

В 2018 г. в Законе о физической культуре и спорте были расширены вышеуказанные пра-

ва субъектов Российской Федерации, а также закреплена роль РССС и общероссийских спортивных федераций в развитии студенческого спорта, уточнены цели студенческих спортивных лиг [32].

Что касается молодежной политики, то в данный период предпринимались попытки принятия Федерального закона, регламентирующего государственную молодежную политику [33-35]. Однако указанные законопроекты преимущественно отражали лишь общую направленность молодежной политики на содействие физическому развитию молодежи и также не учитывали наличие студенческого спорта в нормативно-правовом поле.

2. Стратегические приоритеты развития студенческого спорта

В 2009 г. понятие «студенческий спорт» было впервые отражено в отраслевом документе стратегического планирования. Стратегией развития физической культуры и спорта до 2020 г. предусматривалось увеличение доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также модернизация системы физического воспитания обучающихся. Помимо задач по развитию спортивной инфраструктуры, обозначенных на предыдущем этапе, Стратегия устанавливала задачи по совершенствованию развития студенческих физкультурных и спортивных мероприятий. Также Стратегия впервые определила развитие студенческого спорта как одну из задач по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва [36].

Помимо этого, внимание государства к развитию студенческого спорта нашло отражение в 2010 г. в Письме Минобрнауки России по вопросу содействия РССС в развитии студенческого спорта, в том числе в части организации работы региональных отделений РССС, создания спортивных клубов в структуре образовательных организаций, обеспечения участия студентов-спортсменов в студенческих спортивных соревнованиях [37].

Также за 2012-2014 гг. вышли Поручения Президента Российской Федерации в части студенческого спорта, касающиеся разработки комплекса мер по развитию студенческого спорта, определения полномочий и прав органов власти по развитию студенческого спорта [38], подготовки студенческой сборной России к Универсиаде в г. Казани [39], а также включения студенческих физкультурных

и спортивных мероприятий в Единый календарный план (ЕКП) Минспорта России [40].

В 2014 г. были утверждены Основы государственной молодежной политики до 2025 г. (далее - ОГМП), которыми устанавливались задачи по совершенствованию системы студенческих соревнований и развитию студенческого спорта, реализации проектов физкультур-но-спортивной направленности [41]. Соответственно, документ впервые нормативно закрепил взаимосвязь сферы молодежной политики и развития студенческого спорта.

В 2015 г. утвержден План мероприятий по реализации ОГМП (далее - План ОГМП), который уже содержал мероприятия по разработке нормативно-правовых, стратегических и методических документов в области студенческого спорта [42].

Так, в рамках Плана ОГМП, в 2017 г. были утверждены Концепция развития студенческого спорта до 2025 г. [43] и Комплекс мер по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в ПОО и ООВО до 2020 г. [44]. И если учесть, что большинство мероприятий Комплекса мер на практике в итоге не были реализованы, то Концепция стала первым документом стратегического планирования, определившим новые приоритеты развития студенческого спорта.

Примечателен и факт того, что изначально в рамках Плана ОГМП утверждение Концепции развития студенческого спорта было запланировано на уровне Распоряжения Правительства Российской Федерации [42], однако по мере разработки Концепции, в План ОГМП были внесены изменения в отношении вида документа - на Приказ Минспорта России [45], что, в свою очередь, существенно понизило его ожидаемый статус, как следствие - и уровень контроля за его исполнением.

В содержании Концепции необходимо подчеркнуть не только отражение общих вопросов вовлечения студенческой молодежи в занятия физической культурой и спортом, но также наличие направлений по совершенствованию студенческого спорта как системы, а именно:

- повышение качества управления системы студенческого спорта, в том числе посредством эффективного межведомственного взаимодействия;

- совершенствование механизмов финансирования системы студенческого спорта;

- развитие кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта.

На содержании Концепции отразилось и влияние молодежной политики - она также

определила задачи по усилению роли духовно-нравственного и патриотического воспитания в системе студенческого спорта, совершенствованию механизмов социализации студентов в обществе.

3. Организационно-управленческие аспекты развития студенческого спорта

На данном этапе начало развиваться межведомственное взаимодействие по вопросам студенческого спорта, физического воспитания обучающихся - в 2010 г. была создана Межведомственная комиссия по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях [46], а также в 2011 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Минспорттуризмом России, Минобрна-уки России и РССС [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2013 г. с созданием Ассоциации студенческих спортивных клубо (АССК) России было обращено внимание на развитие движения студенческих спортивных клубов [8], которое на тот период было ассоциировано исключительно со студенческим самоуправлением и реализацией молодежных инициатив.

В 2016 г. были разработаны методические рекомендации по развитию студенческого спорта, впервые описывающие структуру управления студенческим спортом в Российской Федерации и отражающие роль как государственных, так и негосударственных организаций в его развитии [47].

При этом структура управления студенческим спортом на данном этапе стала характеризоваться разнородностью ее элементов. Во-первых, снижение значимости учебных занятий по физической культуре и спорту после завершения перехода системы образования на Болонскую систему [48] и развитие вне-учебной физкультурной и спортивной работы в различных формах привели к возникновению противоречий в деятельности спортивных клубов образовательных организаций высшего образования, студенческих спортивных клубов и кафедр физического воспитания. Во-вторых, развитие сети студенческих спортивных клубов без конкретных требований к организации деятельности привело к многообразию их организационных форм, в том числе и вопреки законодательным нормам - создаваемых с регистрацией юридического лица. В-третьих, развитие сети студенческих спортивных лиг в отсутствии формализованных требований к их созданию совместно с РССС и общероссийскими спортивными федерациями не позволяло

осуществлять контроль и оценку эффективности их деятельности.

Говоря о государственном секторе, влияние на дальнейшее развитие студенческого спорта оказали значимые структурные преобразования. Во-первых, 2012 г. в федеральных органах исполнительной власти произошли структурные изменения, в рамках которых Минспорт-туризм России был преобразован в Минспорт России, и его полномочия в области работы с молодежью были переданы в компетенцию Минобрнауки России, а подведомственное Минспорттуризму Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) было передано в ведение Минобрнауки России [48]. Впоследствии в 2018 г. Росмолодежь перешла в ведение Правительства Российской Федерации [49]. Во-вторых, в 2018 г. Минобрнауки России было разделено на два отдельных федеральных органа исполнительной власти -профессиональные образовательные организации перешли в ведение Минпросвещения России [8].

2019 год - настоящее время

За последние годы произошли существенные изменения, которые показали значимость формирования системного подхода к развитию студенческого спорта.

1. Нормативно-правовое регулирование студенческого спорта

С 2022 г. усилилось внимание к совершенствованию законодательного регулирования студенческого спорта - при Государственной думе была создана соответствующая рабочая группа. Законодательные инициативы рабочей группы затронули комплексные вопросы студенческого спорта, в том числе:

- формирование единого подхода к деятельности студенческих спортивных клубов;

- законодательное закрепление роли студенческих спортивных лиг, центров спортивной подготовки студенческих сборных команд в развитии студенческого спорта;

- расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в развитии студенческого спорта;

- совершенствование положений о физическом воспитании обучающихся [50].

Что касается молодежной политики, то утвержденный в 2020 г. Закон о молодежной политике отражает только общие вопросы вовлечения молодежи в занятия физической

культурой и спортом как части досуга [51]. Однако в 2022 г. Комитетом Государственной думы по молодежной политике в редакцию Закона о молодежной политике предложено включить статью по поддержке молодежи в сфере физической культуры и спорта. Предлагаемая редакция статьи определяет роль субъектов молодежной политики в развитии студенческого спорта, содействии деятельности студенческих спортивных клубов [52].

2. Стратегические приоритеты развития студенческого спорта

С 2019 г. вышел ряд Поручений Президента Российской Федерации, которые усилили внимание со стороны государства к студенческому спорту и затронули различные аспекты его развития, в том числе:

- создание студенческих спортивных клубов и обеспечение их участия в студенческих спортивных соревнованиях, в том числе проводимых студенческими спортивными лигами [53], государственную поддержку студенческих спортивных команд [54];

- создание центров спортивной подготовки студенческих сборных команд [55, 56] и центров развития студенческого спорта [57].

В 2019 г. Приказом Минспорта России и Минобрнауки России была утверждена Межотраслевая программа развития студенческого спорта. При этом текущее состояние развития студенческого спорта показало, что в действующей редакции Межотраслевая программа не исполняется в должном объеме, и в 2021 г. она была актуализирована и утверждена уже совместным Приказом Минспорта России, Минобрнауки России и Минпросвещения России [8].

Важным в актуализации Межотраслевой программы является изменение цели на «формирование социально и экономически эффективной системы студенческого спорта»,

которое показало, что классической цели по созданию условий для занятий обучающимися физической культурой и спортом уже недостаточно для сложной и многогранной системы студенческого спорта.

Приоритеты развития студенческого спорта нашли отражение в Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 г. [58], что окончательно закрепило его место в отраслевых документах стратегического планирования.

3. Организационно-управленческие аспекты развития студенческого спорта

Помимо увеличения количества федеральных органов исполнительной власти, участвующих в развитии студенческого спорта, Поручения Президента Российской Федерации дали дополнительный импульс к созданию и развитию студенческих спортивных клубов и лиг. При этом сформировавшаяся проблема по многообразию функционирующих субъектов привела к необходимости систематизации их деятельности и методического обеспечения студенческого спорта. Во-первых, в качестве приоритетных задач установлено формирование единых подходов к деятельности студенческих спортивных клубов и кафедр физического воспитания, разграничение задач которых и выявление точек совместного сотрудничества должно повысить эффективность развития студенческого спорта в образовательных организациях. Во-вторых, работа по созданию реестра студенческих спортивных лиг и критериев оценки их деятельности, проводимая РССС, должна позволить объективно оценивать эффективность их развития [8].

Помимо этого, законодательное закрепление в 2018 г. роли РССС как субъекта физической культуры и спорта, участвующего в развитии студенческого спорта, стало импульсом

для государственной поддержки деятельности РССС в реализации Межотраслевой программы [59].

Другим важным изменением на данном этапе является включение в Межотраслевую программу мероприятий по заключению соглашений между органами государственной власти, РССС, АССК России, образовательными организациями, спортивными федерациями, активное заключение которых за период 20212022 гг. показывает переход от разнородной и несогласованной структуры к системе взаимодействующих организаций, нацеленных на достижение общих целей. Более того, усиление межведомственного взаимодействия закрепило и взаимосвязь сфер физической культуры и спорта, молодежной политики - Росмолоде-жью были подписаны соглашения о сотрудничестве с Минспортом России в 2021 г. и с РССС в 2022 г. [60].

Выводы

Проведенный анализ позволяет выявить ключевые особенности развития студенческого спорта в каждом из обозначенных периодов (таблица).

На первых двух этапах, когда студенческий спорт не был закреплен в правовом поле,

Ключевые характеристики этапов развития студенческого спорта с 1991 года

Table. Key characteristics of the stages of student sports development since 1991

Период, годы Ключевые характеристики

1991-1998 - отражение студенческого спорта в нормативно-правовом поле исключительно в контексте образовательного процесса; - децентрализация управления студенческим спортом в системе физической культуры и спорта; - отсутствие внимания к развитию студенческого спорта со стороны молодежной политики.

1999-2008 - попытки создания законодательных основ студенческого спорта; - отражение приоритетов по физическому воспитанию обучающихся в документах стратегического планирования; - Формирование организационных предпосылок к системному развитию студенческого спорта.

2009-2018 - формирование государственных приоритетов по развитию студенческого спорта; - активное внесение изменений в законодательство о физической культуре и спорте в части студенческого спорта; - формирование многообразия подходов к организации учебной и внеучебной физкультурной и спортивной работы с обучающимися; - начало институционализации и усиление влияния молодежной политики на развитие студенческого спорта; - расширение приоритетов развития студенческого спорта в части совершенствования управления студенческим спортом и реализации задач молодежной политики.

2019 - настоящее время - определение цели развития студенческого спорта, отражающей системный подход к его развитию; - необходимость систематизации деятельности субъектов системы студенческого спорта; - завершение институционализации и закрепление роли молодежной политики в развитии студенческого спорта; - усиление межведомственного взаимодействия в развитии студенческого спорта на разных уровнях.

а также в начале 2010-х гг. приоритеты развития студенческого спорта на государственном уровне затрагивали преимущественно два вопроса - организацию физического воспитания обучающихся и развитие спортивной инфраструктуры в образовательных организациях, позднее также возросло вниманию к развитию студенческих спортивных соревнований. По мере расширения нормативно-правового регулирования студенческого спорта изменились и приоритеты его развития, в которых больше внимания стало уделяться управленческим, системным вопросам.

В настоящий период студенческий спорт развивается как многогранная система с большим количеством участвующих государственных и негосударственных организаций. Последующее развитие студенческого спорта требует дальнейшего совершенствования системного подхода, согласования целеполагания и приоритетов субъектов системы студенческого спорта, функционирующих в сферах физической культуры и спорта, образования, молодежной политики, а также определения соответствующих стратегических задач.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. URL: https://docs.cntd.ru/ document/9003751 (дата обращения: 08.09.2022).

2. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» от 27 апреля 1993 г. № 4868-1. URL: https://docs.cntd. ru/document/9005412 (дата обращения: 08.09.2022).

3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/500030 (дата обращения: 08.09.2022).

4. Приказ Госкомвуза РФ от 26 июля 1994 г. № 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях». URL: http://www.businesspravo.ru/ Docum/DocumShow_DocumID_80471.html (дата обращения: 08.09.2022).

5. Самохвалов Н. А. Генезис государственной молодежной политики в Российской Федерации: история и современность // Политический вектор-M. Комплексные проблемы современной политики. 2014. № 2. С. 18-25.

6. Приказ Минобрнауки России «О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в России» от 8 августа 1995 г. № 444. URL: https://docs. cntd.ru/document/901852411 (дата обращения: 09.09.2022).

7. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. № 1075. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 2028 (дата обращения: 10.09.2022).

8. Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 года, утв. Приказом Минспорта России, Минобрнауки России, Минпросвещения России от 9 марта 2021 г. № 141/167/90. URL: https://studsport. ru /10. 03. 2021 _ megotraslevaya _ programma _ razvitiya _ studencheskogo_sporta_do_2024_goda (дата обращения: 09.09.2022).

9. Решение Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, Российской Академии Образования «О совершенствовании процесса физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 23 мая 2022 г. № 11/9/6/5. URL : https://normativ. kontur. ru/document ? moduleld = 1 & documentId=9821#l0 (дата обращения: 10.09.2022 г.)

10. Линдер В. И., Андрианов П. И., Прасканова И. В., Шилов С. В. На крыльях «Буревестника»: история студенческого спорта: учебное пособие / под общ. ред. О. В. Матыцина. М. : Спорт, 2019. 272 с.

11. Никонов Д. Н. Ретроспективный анализ развития студенческого баскетбола в России // Материалы открытой итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава РГУФКСМиТ, Москва, 16-18 ноября 2016 г. М. : РГУФКСМиТ, 2016. С. 108-111.

12. Законопроект № 99044346-2 «О студенческом спорте в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/99044346-2 (дата обращения: 11.09.2022).

13. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 22930/ (дата обращения: 11.09.2022).

14. Законопроект № 98059899-2 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/98059899-2 (дата обращения: 11.09.2022).

15. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О модельном законе «О студенческом спорте» от 16 июня 2003 г. № 21-9. URL: https://docs.cntd.ru/document/901883008 (дата обращения: 13.09.2022).

16. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 04.12.2007) от 4 декабря 2007 № 329-ФЗ. URL: https://rg.ru/documents/2007/12/08/ sport-doc.html (дата обращения: 13.09.2022).

17. О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21920 (дата обращения: 13.09.2022).

18. Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г., утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 1507-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/901831135 (дата обращения: 15.09.2022).

19. Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, Российской Академии Образования «О совершенствовании процесса физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 23 мая 2022 г. № 11/9/6/5. URL : https://normativ. kontur. ru/document ? moduleld = 1 & documentId=61743 (дата обращения: 15.09.2022).

20. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 901963760 (дата обращения: 15.09.2022).

21. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803. URL: https://docs.cntd. ru/document/901965035 (дата обращения: 17.09.2022).

22. Постановление Правительства РФ «О подпрограмме «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)» от 29 мая 2002 г. № 363 федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)». URL: https://docs.cntd.ru/document/901819228 (дата обращения: 17.09.2022).

23. Стратегия государственной молодежной политики в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 902020299 (дата обращения: 17.09.2022).

24. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения: 17.09.2022).

25. Стенографический отчет о совместном заседании президиума Государственного совета и Совета при Президенте по развитию физкультуры и спорта. URL: http:// kremlin.ru/events/president/transcripts/1731 (дата обращения: 18.09.2022).

26. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/ 3523 (дата обращения: 18.09.2022).

27. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 03 декабря 2011 г. № 384-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122560/ (дата обращения: 18.09.2022).

28. Законопроект № 5591040-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/559140-5 (дата обращения: 18.09.2022).

29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.09.2022).

30. Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, утв. Приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. № 1065. URL: https://docs.cntd.ru/document/564748802 (дата обращения: 21.09.2022).

31. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты

Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 204-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 181840/ (дата обращения: 21.09.2022).

32. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 18 апреля 2018 г. № 79-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 296066/ (дата обращения: 21.09.2022).

33. Законопроект № 340548-6. «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/340548-6 (дата обращения: 22.09.2022).

34. Законопроект № 1103505-6. «О государственной молодежной политике в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1103505-6 (дата обращения: 22.09.2022).

35. Законопроект № 663594-6. «О молодежной политике в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/663594-6 (дата обращения: 22.09.2022).

36. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г., утв. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р. URL: https://docs. cntd.ru/document/902169994 (дата обращения: 22.09.2022).

37. Письмо Минобрнауки России от 11 января 2010 г. № 01-55-01 ин. URL: http://www.pravoeducation.ru/ obrazovanie1/obrazovanie_15734.htm (дата обращения: 22.09.2022).

38. Перечень поручений Президента РФ от 6 декабря 2012 г. URL: http://kremlin.ru/events/councils/17110 (дата обращения: 25.09.2022).

39. Перечень поручений Президента РФ от 4 апреля 2013 г. № Пр-753. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/ 17965 (дата обращения: 25.09.2022).

40. Перечень поручений Президента РФ от 27 октября

2014 г. № Пр-2508. URL: http://kremlin.ru/events/councils/ 17110 (дата обращения: 25.09.2022).

41. Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: https://rg.ru/ documents/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 25.09.2022).

42. План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 12 декабря

2015 г. № 2570-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 420323102 (дата обращения: 25.09.2022).

43. Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г., утв. Приказом Минспорта России от 21 ноября 2017 г. № 1007. URL: https://docs.cntd.ru/document/555766975 (дата обращения: 25.09.2022).

44. Комплекс мер по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования на период до 2020 г., утв. Приказом Минспорта России от 27 октября 2017 г. № 937. URL: https://base.garant.ru/71830306/ (дата обращения: 25.09.2022).

45. Распоряжение Правительства РФ «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2015 г.

№ 2570-р» от 28 июля 2017 г. № 1629-р. URL: https://docs. cntd.ru/document/436753866 (дата обращения: 25.09.2022).

46. Приказ Минспорттуризма России, Минобрнауки России «О межведомственной комисии по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях» от 8 февраля 2010 г. № 85/106. URL: https:// normativ. kontur. ru/ document ? moduleld = 1 & documentId = 184385 (дата обращения: 25.09.2022).

47. Методические рекомендации по развитию студенческого спорта, утв. Минспортом России 28 июня 2016 г., Минобрнауки России 29 июня 2016 г. URL: https:// legalacts.ru/doc/metodicheskie- rekomendatsii- po- razvitiiu-studencheskogo-sporta-utv-minobrnauki-rossii/ (дата обращения: 25.09.2022).

48. Ольховский Р. М. Вызовы сферы образования в вопросах студенческого спорта // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 26 ноября 2015 г. Хабаровск : Издательство Дальневосточной государственной академии физической культуры, 2016. С.148-154.

49. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи» от 3 июля 2018 г. № 778. URL: https:// base.garant.ru/71982442/ (дата обращения: 25.09.2022).

50. В Государственной Думе прошло первое заседание рабочей группы по развитию студенческого спорта. URL: https://studsport.ru/19.04.2022_v_gosudarstvennoy_ dume _ proshlo _ pervoe _ zasedanie _ gruppi _ po _ razvitiyu _ studencheskogo_sporta (дата обращения: 27.09.2022).

51. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 372649/ (дата обращения: 27.09.2022 г.)

52. В законе «О молодежной политике в РФ» появится статья о поддержке молодежи в сфере физической культуры и спорта. URL: http://duma.gov.ru/news/54724/ (дата обращения: 27.09.2022).

53. Перечень поручений Президента РФ № Пр-2397 от 22 ноября 2019 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/62119 (дата обращения: 27.09.2022).

54. Перечень поручений Президента РФ № Пр-419 от 17 марта 2021 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/65171 (дата обращения: 27.09.2022).

55. Перечень поручений Президента РФ № Пр-759 от 30 апреля 2019 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/60467 (дата обращения: 27.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56. Перечень поручений Президента Российской Федерации № Пр-1760 от 30 октября 2020 г. URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/64309 (дата обращения: 27.09.2022).

57. Перечень поручений Президента РФ № Пр-1005 от 8 июня 2022 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/68609 (дата обращения: 27.09.2022).

58. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (дата обращения: 27.09.2022).

59. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 6 декабря 2021 г. № 390-Ф3. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_402647/ (дата обращения: 27.09.2022).

60. Тема развития студенческого спорта стала одной из основных на всероссийском форуме «Мы вместе. Спорт». URL: https:// studsport. ru/31. 03.2022_tema_razvitiya_ studencheskogo _ sporta _ stala _ odnoy _ iz _ osnovnih _ na _ vserossiyskom_forume_mi_vmeste_sport (дата обращения: 27.09.2022).

References

1. Law on Education of the Russian Federation, No. 32661 dated July 10, 1992. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/9003751 (accessed September 08, 2022) (in Russian).

2. Law of the Russian Federation "Fundamentals of Legislation of the Russian Federation on physical culture and sport", No. 4868-1 dated April 27, 1993. Available at: https://docs. cntd.ru/document/9005412 (accessed September 08, 2022) (in Russian).

3. Federal Law on Higher and Postgraduate Professional Education, No. 125-FZ dated August 22, 1996. Available at: https://docs.cntd.ru/document/500030 (accessed September 08, 2022) (in Russian).

4. Order of the State Committee of Higher Education of the Russian Federation "On the organization of the process of physical education in higher educational institutions ", No. 777 dated July 26, 1994. Available at: http://www.businesspravo. ru/Docum/DocumShow_DocumID _80471. html (accessed September 08, 2022) (in Russian).

5. Samohvalov N. A. The genesis of state youth policy in the Russian Federation: Past and present. Political Vector-M. Complex Problems of Modern Politics, 2014, no. 2, pp. 18-25 (in Russian).

6. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation "On the development of the system of higher and secondary vocational education in Russia", No. 444 dated August 08, 1995. Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 901852411 (accessed September 09, 2022) (in Russian).

7. Decree of the President of the Russian Federation "On Priority Measures in the Field of State Youth Policy", No. 1075 dated September 16, 1992. Available at: http://www.kremlin. ru/acts/bank/2028 (accessed September 10, 2022) (in Russian).

8. Intersectoral program for the development of student sports until 2024, No. 141/167/90 dated March 09, 2021. Available at: https://studsport.ru/10.03.2021_megotraslevaya_ programma _ razvitiya _ studencheskogo _ sporta _ do _ 2024 _ goda (accessed September 10, 2022) (in Russian).

9. Decision of the Ministry of Education of the Russian Federation, the Ministry of Health of the Russian Federation, the State Committee of the Russian Federation for Physical Culture and Sports, the Russian Academy of Education "On improving the process of physical education of students in educational institutions of the Russian Federation " No. 11/9/6/5 dated May 23, 2022. Available at: https://normativ.kontur.ru/document? moduleId=1&documentId=9821#l0 (accessed September 10, 2022) (in Russian).

10. Linder V. I., Andrianov P. I., Praskanova I. V., Shilov S. V. Nakryl'yakh "Burevestnika": istoriya studencheskogo sporta: uchebnoje posobie, pod obsh. red. O. V Matytsina [Matytsina O. V., ed. On the wings of the Burevestnik: The history of student sports: tutorial]. Moscow, Sport Publ., 2019. 272 p. (in Russian).

11. Nikonov D. N. Retrospective analysis of the development of student basketball in Russia. Materialy otkrytoj itogovoj nauchno-prakticheskoj konferentsii professorsko-pre-podavatel'skogo sostava RGUFKSMiT [Materials of the open final scientific and practical conference of the faculty of RGUFKSMiT. Moscow, November 16-18, 2016]. Moscow, RGUFKSMiT Publ., 2016, pp. 108-111 (in Russian).

12. On Student Sports in the Russian Federation Bill, No. 99044346-2. Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/ 99044346-2 (accessed September 11, 2022) (in Russian).

13. On Physical Education and Sports in the Russian Federation Act, No. 80-FZ dated April 29, 1999. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22930/ (accessed September 11, 2022) (in Russian).

14. Bill No. 98059899-2 "On Fundamentals of State Youth Policy in the Russian Federation". Available at: https://sozd. duma.gov.ru/bill/98059899-2 (accessed September 11, 2022) (in Russian).

15. Resolution of the Interparliamentary Assembly of Member Nations of the Commonwealth of Independent States "On the Model Act «On Student Sports", No. 21-9 dated June 16, 2003. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901883008 (accessed September 13, 2022) (in Russian).

16. On Physical Education and Sports in the Russian Federation Act, No. 329 dated December 04 2007 (revision on December 04, 2007). Available at: https://rg.ru/documents/ 2007/12/08/sport-doc.html (accessed September 13, 2022) (in Russian).

17. On enhancing the role of physical education and sports in shaping a healthy lifestyle of Russians. Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21920 (accessed September 13, 2022) (in Russian).

18. Concept on the Development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2005, No. 1507-p dated October 29, 2002. Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 901831135 (accessed September 15, 2022) (in Russian).

19. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation, the Ministry of Health of the Russian Federation, the State Committee of the Russian Federation for Physical Culture and Sports, the Russian Academy of Education "On improving the process of physical education of students in educational institutions of the Russian Federation", No. 11/9/6/5 dated May 23, 2022. Available at: https://normativ.kontur.ru/document? moduleId=1&documentId=61743 (accessed September 15, 2022) (in Russian).

20. Federal Target Program "Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for 2006-2015", No. 7 dated January 11, 2006. Available at: https://docs. cntd.ru/document/901963760 (accessed September 15, 2022) (in Russian).

21. Federal Target Program for the Development ofEducation for 2006-2010, No. 803 dated December 23, 2005. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901965035 (accessed September 15, 2022) (in Russian).

22. Decree of the Government of the Russian Federation "On the subprogram "Physical education and rehabilitation of children, adolescents and youth in the Russian Federation (2002-2005)" of the federal target program "Youth of Russia (2001-2005)", No. 363 dated May 29, 2002. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901819228 (accessed September 17, 2022) (in Russian).

23. Strategy of the State Youth Policy in the Russian Federation, No. 1760-p dated December 18, 2006. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902020299 (accessed September 17, 2022) (in Russian).

24. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020, No. 1662-p dated November 17, 2008. Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 902130343 (accessed September 17, 2022) (in Russian).

25. Transcript of the joint meeting of the Presidium of the State Council and the Presidential Council for the Development of Physical Culture and Sports. Available at: http://kremlin. ru/events/president/transcripts/1731 (accessed September 18, 2022) (in Russian).

26. Transcript of the meeting of the Council for the development of physical culture and sports, elite sports, preparation and holding of the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi. Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/3523 (accessed September 18, 2022) (in Russian).

27. On Amendments to the Act "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" and Article 16 of the Act "On Higher and Postgraduate Professional Education" Act, No. 384-FZ dated December 03, 2011. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122560/ (accessed September 18, 2022) (in Russian).

28. Bill No. 5591040-5 "On Amendments to the Act "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation " and Article 16 of the Act "On Higher and Postgraduate Professional Education". Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/559140-5 (accessed September 18, 2022) (in Russian).

29. On Education in the Russian Federation Act, No. 273-FZ dated December 29, 2012. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed September 21, 2022 (in Russian)).

30. Procedure for the organization of school sports clubs and student sports clubs, No. 1065 dated September 13, 2013. Available at: https://docs.cntd.ru/document/564748802 (accessed September 21, 2022) (in Russian).

31. On Amendments to the Act "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation " and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» Act, No. 204-FZ dated June 29, 2015. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 181840/ (accessed September 21, 2022) (in Russian).

32. On Amendments to the Act "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" Act, No. 78-FZ dated April 18, 2018. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_296066/ (accessed September 21, 2022) (in Russian).

33. Bill No. 340548-6 "On Fundamentals of State Youth Policy in the Russian Federation". Available at: https://sozd.duma. gov.ru/bill/340548- 6 (accessed September 22, 2022) (in Russian).

34. Bill No. 1103505-6 "On State Youth Policy in the Russian Federation". Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/ 1103505-6 (accessed September 22, 2022) (in Russian).

35. Bill No. 663594-6 "On Youth Policy in the Russian Federation". Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/663594-6 (accessed September 22, 2022) (in Russian).

36. Programm for the Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation until 2020, No. 1101-p dated August 07, 2009. Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 902169994 (accessed September 22, 2022) (in Russian).

37. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 01-55-01 in dated January 11, 2010. Available at: http://www.pravoeducation.ru/obrazovanie1/obrazovanie_ 15734.htm (accessed September 22, 2022) (in Russian).

38. List of instructions of the President of the Russian Federation dated December 06,2012. Available at: http://kremlin.ru/ events/councils/17110 (accessed September 25, 2022) (in Russian).

39. List of instructions of the President of the Russian Federation No. 753 dated April 04, 2013. Available at: http:// kremlin.ru/acts/assignments/orders/17965 (accessed September 25, 2022) (in Russian).

40. List of instructions of the President of the Russian Federation No. 2508 dated October 27, 2014. Available at: http:// kremlin.ru/events/councils/17110 (accessed September 25, 2022) (in Russian).

41. Fundamentals of the state youth policy in the Russian Federation for the period until 2025, approved by the government of the Russian Federation 2025, No. 2403-p dated November 29, 2014. Available at: https://rg.ru/documents/2014/ 12/08/molodej-site-dok.html (accessed September 25, 2022) (in Russian).

42. Action Plan for the Implementation of the Fundamentals of the state youth policy in the Russian Federation until 2025, No. 2570-h dated December 12, 2015. Available at: https:// docs.cntd.ru/document/420323102 (accessed September 25, 2022) (in Russian).

43. Concept for the development of Student Sport in the Russian Federation for the period until 2025 2025, No. 1007 dated November 21, 2017. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/555766975 (accessed September 25, 2022) (in Russian).

44. A set of measures for the development of infrastructure for physical culture and sports in colleges and universities until 2020, No. 937 dated October 27, 2017. Available at: https://base.garant.ru/71830306/ (accessed September 25, 2022) (in Russian).

45. Order of the Government of the Russian Federation "On Amendments to the Order of the Government of the Russian Federation No. 2570-p dated 12.12.2015", No. 1629-h dated July 28, 2017. Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 436753866 (accessed September 25, 2022) (in Russian).

46. Order of the Ministry of Sports and Tourism of the Russian Federation, the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On the Interdepartmental Commission for Improving the System of Physical Education in Educational Institutions", No. 85/106 dated February 08, 2010. Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1& documentId=184385 (accessed September 25, 2022) (in Russian).

47. Guidelines for the development of student sports. Available at: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii - po - razvitiiu - studencheskogo - sporta - utv -minobrnauki- rossii/ (accessed September 25, 2022) (in Russian).

48. Olkhovskiy R. M. Challenges in education in University sports questions. Sovremennye problemy fizicheskoj kultury i sporta: materialy XIX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Proceedings of the XIX All-Russian Scientific and Practical Conference "Modern problems of physical culture and sports"], Habarovsk dated November 26, 2015. Habarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture Publ., 2016, pp.148-154 (in Russian).

49. Decree of the Government of the Russian Federation "On Amending the Decree of the Government of the Russian Federation of 29.05.No 2008. 409 "On the Federal Agency for Youth Affairs", No. 778 dated July 03, 2018. Available at: https://base.garant.ru/71982442/ (accessed September 25, 2022) (in Russian).

50. The first meeting of the working group on the development of student sports was held in the State Duma. Available at: https:// studsport. ru/19. 04. 2022 _v _ gosudarstvennoy _ dume _ proshlo _ pervoe _ zasedanie _ gruppi _ po _ razvitiyu _ studencheskogo _ sporta (accessed September 27, 2022) (in Russian).

51. On Youth Policy in the Russian Federation Act, No. 489-FZ, dated December 30, 2020. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (accessed September 27, 2022) (in Russian).

52. The article on supporting youth in the field of physical culture and sports will be included in the Act On Youth Policy in the Russian Federation. Available at: http://duma.gov.ru/ news/54724/ (accessed September 27, 2022) (in Russian).

53. List of instructions of the President of the Russian Federation, No. Pr-2397 dated November 22, 2019. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62119 (accessed September 27, 2022) (in Russian).

54. List of instructions of the President of the Russian Federation, No. Pr-419 dated March 17, 2021. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/65171 (accessed September 27, 2022) (in Russian).

55. List of instructions of the President of the Russian Federation, No. 759 dated April 30, 2019. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/60467 (accessed September 27, 2022) (in Russian).

56. List of instructions of the President of the Russian Federation, No. 1760 dated October 30, 2020. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64309 (accessed September 27, 2022) (in Russian).

57. List of instructions of the President of the Russian Federation, No. 1005 dated June 08, 2022. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/68609 (accessed September 27, 2022) (in Russian).

58. Programm for the Development of Physical Culture an Sport in the Russian Federation until 2030, No. 3081-p dated November 24, 2020. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/566430492 (accessed September 27, 2022) (in Russian).

59. On the federal budget for 2022 and for the planning period of 2023 and Act 2024, No. 390-FZ dated December 06, 2021.

Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_402647/ (accessed September 27, 2022) (in Russian). 60. The theme of the development of student sports has become one of the main topics at the All-Russian forum "We

are together. Sport". Available at: https://studsport.ru/31.03. 2022_tema_razvitiya_studencheskogo_sporta_stala_odnoy_ iz_osnovnih_na_vserossiyskom_forume_mi_vmeste_sport (accessed September 27, 2022) (in Russian).

Поступила в редакцию 16.12.2022; одобрена после рецензирования 23.12.2022; принята к публикации 29.12.2022 The article was submitted 16.12.2022; approved after reviewing23.12.2022; accepted for publication 29.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.