Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ЛИГИ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Анатолий Александрович, Ольховский Роман Михайлович

В статье приведены результаты мониторинга развития студенческого спорта в Российской Федерации. Выявлены основные тенденции, определяющие вектор развития данного направления, в том числе в рамках реализации дисциплин модуля «Физическая культура и спорт», внеучебной работы в сфере студенческого спорта, деятельности студенческих спортивных лиг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF STUDENT SPORTS DEVELOPMENT MONITORING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the results of student sports development monitoring in the Russian Federation. Themain trends that determine the vector of development of this direction, including those within the framework of the implementation of the disciplines of the module “Physical culture and sports”, extracurricular work in the eld of studentsports, and the activities of student sports leagues are identi ed.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ ГЛАЗАМИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 1. С. 35-41 Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 1, pp. 35-41

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-1-35-41, EDN: DDKTDR

Научная статья УДК 796-057.875(470+571)

Результаты мониторинга развития студенческого спорта в Российской Федерации

А. А. Зайцев1^, Р. М. Ольховский234

1 Калининградский государственный технический университет, Россия, 236022, г. Калининград, Советский пр., д. 1 2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29

3Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36 4Московский педагогический государственный университет, Россия, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, д. 88

Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры, aaz039@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9639-6833

Ольховский Роман Михайлович, кандидат социологических наук, 2доцент Высшей школы спортивной педагогики; 3доцент кафедры физического воспитания; 4старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, russia-sport@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306

Аннотация. В статье приведены результаты мониторинга развития студенческого спорта в Российской Федерации. Выявлены основные тенденции, определяющие вектор развития данного направления, в том числе в рамках реализации дисциплин модуля «Физическая культура и спорт», внеучебной работы в сфере студенческого спорта, деятельности студенческих спортивных лиг.

Ключевые слова: студенческий спорт, студенческие спортивные лиги, студенты-спортсмены, физическая культура, студенческие спортивные клубы, высшее образование

Для цитирования: Зайцев А. А., Ольховский Р. М. Результаты мониторинга развития студенческого спорта в Российской Федерации // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 1. С. 35-41. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-1-35-41, EDN: DDKTDR

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Results of student sports development monitoring in the Russian Federation

A. A. Zaytsev1H, R. M. Olkhovskiy2 3 4

1 Kaliningrad State Technical University, 1 Soviet Ave., Kaliningrad 236022, Russia

2Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 29 Politekhnicheskaya St., St. Petersburg 195251, Russia

3Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny lane, Moscow 117997, Russia

4Moscow Pedagogical State University, 88 Vernadsky Ave., Moscow 119571, Russia

Anatoly A. Zaytsev, aaz039@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9639-6833 Roman M. Olkhovskiy, russia-sport@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0789-9306

Abstract. The article presents the results of student sports development monitoring in the Russian Federation. The main trends that determine the vector of development of this direction, including those within the framework of the

implementation of the disciplines of the module "Physical culture and sports", extracurricular work in the field of student sports, and the activities of student sports leagues are identified.

Keywords: student sports, student sports leagues, student-athletes, physical education, student sports clubs, higher education

For citation: Zaytsev A. A., Olkhovskiy R. M. Results of student sports development monitoring in the Russian Federation. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 1, pp. 35-41 (in Russian). https://doi.org/10.185 0 0/2782-459 4-2 0 232-1-35-41, EDN: DDKTDR

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Студенческий спорт в Российской Федерации на современном этапе своего становления является многоуровневой системой, предполагающей точное определение ключевых направлений развития и слаженную работу всех заинтересованных субъектов данный сферы [1-3]. Помимо активной работы, проводимой в рамках нормативно-правового регулирования отрасли физической культуры и спорта, закрепившей понятия «студенческий спорт» и «студенческая спортивная лига» и определившей роль Российского студенческого спортивного союза (РССС) в системе студенческого спорта страны, реализуется методическое сопровождение данного направления, рассматривающее как общие вопросы развития студенческого спорта, так и его частных разделов [4-6].

При этом в образовательных организациях высшего образования работа, направленная на развитие физической культуры и спорта, в том числе в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для обучающихся различных направлений подготовки, не всегда опирается на концепцию действующей системы развития студенческого спорта и не в полной мере ориентируется на достижение целевых стратегических показателей, обозначенных общей стратегией развития физической культуры и спорта в стране [7].

Для комплексной оценки развития студенческого спорта в Российской Федерации, а также с целью выработки рекомендаций по вовлечению студентов в регулярные занятия физической культурой и спортом, в соответствии с планом реализации Межотраслевой программы развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2024 года, был проведен мониторинг развития физической культуры и спорта в образовательных организациях высшего образования (ООВО)

и профессиональных образовательных организациях (ПОО) [3].

В качестве субъектов исследования были выбраны федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, общероссийские организации (РССС, АССК России, Юность России, Ассоциация волонтерских центров), студенческие спортивные лиги, образовательные организации высшего образования различной ведомственной принадлежности.

Основными критериями оценки являлись показатели, определяющие уровень вовлеченности обучающихся в регулярную двигательную активность, соревновательную деятельность, а также околоспортивную работу. Помимо показателей, определяющих уровень финансирования и обеспеченности образовательных организаций объектами спортивной инфраструктуры, рассматривались и такие, как:

- проведение Всероссийских отраслевых и региональных спартакиад, физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся ООВО и ПОО;

- наличие соглашений/договоров о сотрудничестве и взаимодействии в целях развития студенческого спорта;

- наличие раздела о физкультурно-спортив-ной работе в программе развития образовательной организации;

- наличие студенческого спортивного клуба (ССК);

- количество обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также их вовлеченность в волонтерскую деятельность;

- развиваемые виды спорта, секционная работа, сборные команды;

- кадровое обеспечение физкультурной и спортивной работы, объем аудиторной работы по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту и др.

Результаты и их обсуждение

Статистическая обработка результатов мониторинга позволила выявить ряд тенденций, отражающих современное состояние развития студенческого спорта. В настоящей статье отдельно рассматриваются тенденции в отношении ООВО.

Тенденция № 1. Разный порядок планирования объема аудиторной работы по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту в ООВО (рис. 1).

Из рис. 1 видно, что на сегодняшний день самостоятельное распределение часов аудиторной работы по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту хаотично и не отражает основу дисциплин модуля. Формирования универсальной компетенции (УК) по физической культуре ООВО используют

диапазон от 36 до 400 часов аудиторной работы. В связи с этим возникает вопрос о корректности формулировки УК, а также оценочных средств ее сформированности. Как правило, ООВО оценивают студентов по уровню знаний, а не по уровню их физической подготовленности. Вероятно, следует разработать такую формулировку УК, в которой должны быть отражены, по крайней мере, две составляющие - знания и физическая подготовленность к повседневной и трудовой деятельности. Это позволит сохранить характер по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту, особенно элективные дисциплины (курсы), как учебный, а не рекреативный (досуговый).

Тенденция № 2. Изменения в кадровом обеспечении дисциплин модуля «Физическая культура и спорт» (рис. 2).

Рис. 1. Варианты планирования аудиторных занятий по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту Fig. 1. Options for planning classroom lessons in the disciplines (modules) in physical culture and sports

Рис. 2. Структура штатного состава учебных подразделений ООВО, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту

Fig. 2. The structure of the staff of educational departments of educational institutions of higher education, implementing

the disciplines (modules) in physical culture and sports

Особенностью кадрового обеспечения реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в ООВО является дробление на части ставок в рамках штатного расписания, то есть количество штатных сотрудников учебных подразделений нередко превышает общее количество выделенных ставок.

В результате число ППС, занятых в организации физкультурной и спортивной работы, ежегодно растет, однако качество работы падает. Это может быть связано с тем, что ППС не воспринимают работу на часть ставки как основную и вынуждены искать другие источники дохода.

Тенденция № 3. Разнообразие организационно-правовых форм ССК (рис. 3).

В настоящее время отмечается тенденция роста количества студенческих спортивных клубов, создаваемых на базе ООВО: 73% исследуемых образовательных организаций имеют ССК.

Следует отметить, что организационно-правовые формы таких клубов распределились равномерно. При этом в «крупных»

ООВО ССК чаще являются структурными подразделениями образовательной организации, а в «небольших» ОВОО клубы действуют в форме общественных, в том числе студенческих объединений. Кроме того, существует практика работы ССК в сочетании двух организационно-правовых форм.

Тенденция № 4. Доминирование игровых видов спорта (рис. 4).

При анализе ответов о видах спорта, развиваемых на базе образовательных организаций, выявлено, что наиболее распространенными являются игровые виды спорта, такие как волейбол, баскетбол и настольный теннис. Кроме того, широко распространены легкая атлетика, пауэрлифтинг, лыжный спорт и аэробика.

Изучение эволюции ФГОС нескольких поколений показывает, что полученный результат связан с требованием раннее действующих стандартов о необходимости игровой деятельности на занятиях по физической культуре [7]. Выполнение данного требования и популярность спортивных игр в студенче-

Рис. 3. Организационные формы ССК в ООВО, % Fig. 3. Organizational forms of student sports clubs in universities, %

Рис. 4. Развиваемые в ООВО виды спорта Fig. 4. Sports developed at universities

ской среде привели к доминированию их в программах элективных дисциплин и в секционной работе ССК.

Тенденция № 5. Дисбаланс участия ООВО, развивающих вид спорта, в мероприятиях студенческих спортивных лиг по видам спорта (рис. 5).

Выявленная тенденция свидетельствует о том, что, несмотря на популярность определенных видов спорта в молодежной среде и активное развитие таких видов спорта в образовательных организациях, участие студентов-спортсменов и студенческих сборных команд ООВО в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых под эгидой студенческих спортивных лиг, не однородно.

Из рис. 4 и 5 видно, что наиболее распространенным видом спорта является волейбол. Однако число ООВО, участвующих в соревнованиях студенческой волейбольной ассоциации, крайне невелико. А вот ассоциации студенческого баскетбола (АСБ) удалось вовлечь в систему своих соревнований практически половину ООВО, отметивших баскетбол как развиваемый вид спорта и принявших участие в мониторинге. Вероятно, важным условием успешной работы АСБ стала система организации соревнований в региональных дивизионах. Следует отметить, что студенческие спортивные лиги (ССЛ) по видам спорта, требующим серьезного материально-технического обеспечения, например, таких как академическая гребля, свою работу ведут точеч-

Рис. 5. Участие ООВО в мероприятиях студенческих спортивных лиг Fig. 5. Participation of universities in the events of student sports leagues

Рис. 6. Форматы проведения соревнований студенческих спортивных лиг Fig. 6. Formats of competitions of student sports leagues

но, целенаправленно поддерживая команды ООВО-участников необходимым инвентарем и оборудованием. В результате студенческие сборные этих образовательных организаций на регулярной основе участвуют в мероприятиях ССЛ.

Тенденция № 6. Этапный формат проведения мероприятий ССЛ (рис. 6).

Еще одной особенностью деятельности ССЛ является проведение соревнований в несколько этапов на протяжении учебного года, что способствует формированию сборных команд ООВО на постоянной основе, организации учебно-тренировочного процесса в соответствии со всеми закономерностями непрерывного тренировочного процесса.

Вероятно, именно такой формат способствует устойчивому развитию вида спорта как в конкретной ОВОО, так и в системе студенческого спорта субъекта Российской Федерации и страны.

Выводы

Определенные в ходе проведения мониторинга тенденции подтверждают положительный вектор развития студенческого спорта в стране. Комплексная работа всех заинтересованных субъектов определяет наиболее актуальные способы взаимодействия внутри системы, что подтверждается выявлением востребованных форматов проведения физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых студенческими спортивными лигами (этапный формат), определяет наиболее

распространенную организационно-правовую форму создаваемых студенческих спортивных клубов и ее особенности для образовательных организаций разного уровня и ведомственной принадлежности, обозначает наиболее популярные виды спорта в студенческой среде и уровень вовлеченности студенческих сборных команд по этим видам в соревновательную деятельность в рамках мероприятий лиг.

Кроме того, следует отметить наличие нерационального планирования и выбора содержания учебных занятий по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту и кадрового сопровождения реализации дисциплин модуля.

Список литературы

1. Приказ Минспорта России № 1071, Минпро-свещения России № 1031, Минобрнауки России № 1708 от 29.12.2021 «Об утверждении Комплекса мер, направленных на создание и поддержку деятельности школьных и студенческих спортивных клубов, а также обеспечение их участия в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых школьными и студенческими спортивными лигами». URL: https://bazanpa.ru/ minsport-rossii-prikaz-ot29122021-h5494845/ (дата обращения: 28.08.2022).

2. Приказ Минспорта России от 21.11.2017 № 1007 «Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_283321/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 28.08.2022).

3. Приказ Министерства спорта РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 9 марта 2021 г. № 141/167/90 «Об утверждении Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400336061/ (дата обращения: 28.08.2022).

4. Зайцева А. А., Жданович Д. О. Нормативно-правовое обеспечение подготовки спортивного резерва в системе студенческого спорта // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота : психолого-педагогические науки. 2021. № 3 (57). С. 9095. https://doi.org/10.46845/2071- 5331- 2021- 3- 57-90- 95

5. Ольховский Р. М., Еремина Е. А. Стратегическое управление развитием видов спорта в студенческой среде // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 49-58. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-49-58

6. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 73038/ (дата обращения: 1.07.2022)

7. Зайцев А. А., Коваленко Т. Г., Сорока Б. В., Ульянов Д. А. Особенности содержания программ по физическому воспитанию студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 2017. № 2. С. 103-104.

References

1. Order of the Ministry of Sports of Russia No. 1071, the Ministry of Education of Russia No. 1031, the Ministry of Education of Russia No. 1708 dated 29 December, 2021 "On approval of a set of measures aimed at creating and supporting the activities of school and student sports clubs, as well as ensuring their participation in physical culture and sports events, conducted by school and student sports leagues " (in Russian). Available at: https://bazanpa.

ru/minsport-rossii-prikaz-ot29122021-h5494845/ (accessed 28 August 2022).

2. Order of the Ministry of Sports of Russia dated21 November, 2017 No. 1007 "On approval of the concept for the development of university sports in the Russian Federation for the period up to 2025" (in Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_283321/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (accessed 28 August 2022).

3. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation, the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation dated 9 March, 2021 No. 141/167/90 "On Approval of the Intersectoral Program for the Development of University Sports until 2024" (in Russian). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 400336061/ (accessed 28 August 2022).

4. Zaitseva A. A., Zhdanovich D. O. Kegulatory support for the training of a sports reserve in the system of student sports. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy : Psychological and Pedagogical Sciences, 2021, no. 3 (57), pp. 90-95 (in Russian). https://doi.org/10.46845/2071-5331-

2021-3-57-90-95

5. Olkhovskiy R. M., Eremina E. A. Strategic management of sport types development in the student environment. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, pp. 49-58 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-

2022-1-1-49-58

6. Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" No. 329-FZ dated 04 December, 2007 (in Russian). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_73038/ (accessed 01 July 2022).

7. Zaitsev A. A., Kovalenko T. G., Soroka B. V., Ulya-nov D. A. Content analysis of academic physical education programs. Theory and Practice of Physical Culture, 2017, no. 2, pp. 103-104.

Поступила в редакцию 10.10.2022; одобрена после рецензирования 21.10.2022; принята к публикации 31.10.2022 The article was submitted 10.10.2022; approved after reviewing21.10.2022; accepted for publication 31.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.