Научная статья на тему 'Развитие кадрового потенциала педагогических работников, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту'

Развитие кадрового потенциала педагогических работников, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные организации высшего образования / повышение квалификации / дисциплины (модули) по физической культуре и спорту / кафедры физического воспитания / компетенции / higher educational institutions / training / physical culture and sports classes / educational departments of physical culture and sports / competences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Наталья Владимировна, Ермакова Марина Аркадьевна, Близневский Александр Юрьевич, Еремина Екатерина Александровна, Булгакова Ольга Викторовна

Статья посвящена актуальным проблемам развития кадрового потенциала педагогических работников, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, отраженных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года и в Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года. Представлен опыт и анализ реализации программы повышения квалификации «Организация деятельности учебных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту» для кафедр физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболева Наталья Владимировна, Ермакова Марина Аркадьевна, Близневский Александр Юрьевич, Еремина Екатерина Александровна, Булгакова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human resources potential development of educational departments of physical culture and sports

The article is devoted to current problems of human resources potential development of educational departments of physical culture and sports in higher educational institutions, reflected in the Strategy for Physical Culture and Sports Development in the Russian Federation until 2030 and in the Concept for the Student Sport Development in the Russian Federation until 2025. The article also presents the analysis of the implementation of the educational program “Organization of the activities of educational departments of physical culture and sports in higher educational institutions”.

Текст научной работы на тему «Развитие кадрового потенциала педагогических работников, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту»

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 25-34 Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 1, pp. 25-34

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2024-3-1-25-34, EDN: RNYOSI

Научная статья УДК 378.126:796

Развитие кадрового потенциала педагогических

работников, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре

и спорту

Н. В. Соболева1 М. А. Ермакова2, А. Ю. Близневский1, Е. А. Еремина3, О. В. Булгакова1

Сибирский федеральный университет, Россия, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, д. 79

2Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации,

Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, д. 6

3Университет ИТМО, Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49, лит. А

Соболева Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма, nmezentseva@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0003-1331-6226

Ермакова Марина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, ermakova-m@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0181-8368

Близневский Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных дисциплин, abliznevsky@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0002-2373-0407 Еремина Екатерина Александровна, заместитель директора Аналитического центра физической культуры и спортивных технологий, eremeaa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447 Булгакова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, obulgakova@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0001-5491-8990

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам развития кадрового потенциала педагогических работников, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, отраженных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года и в Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года. Представлен опыт и анализ реализации программы повышения квалификации «Организация деятельности учебных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту» для кафедр физического воспитания.

Ключевые слова: образовательные организации высшего образования, повышение квалификации, дисциплины (модули) по физической культуре и спорту, кафедры физического воспитания, компетенции

Для цитирования: Соболева Н. В., Ермакова М. А., Близневский А. Ю., Еремина Е. А., , Булгакова О. В. Развитие кадрового потенциала педагогических работников, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2024. Т. 3, вып. 1. С. 25-34. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-1-25-34, EDN: RNYOSI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Human resources potential development of educational departments of physical

culture and sports

N. V. Soboleva1H, M. A. Ermakova2, A. Yu. Bliznevsky1, E. A. Eremina3, O. V. Bulgakova1

© Соболева Н. В., Ермакова М. А., Близневский А. Ю, Еремина Е. А., Булгакова О. В., 2024

Siberian Federal University, 79 Svobodny Ave., Krasnoyarsk 660041, Russia

2Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 6 Sovietskaya St., Orenburg 460000, Russia

3ITMO University, 49 lit. A Kronverksky Ave., Saint Petersburg 197101, Russia

Natalia V. Soboleva, nmezentseva@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0003-1331-6226 Marina A. Ermakova, ermakova-m@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0181-8368 Aleksandr Yu. Bliznevsky, abliznevsky@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0002-2373-0407 Ekaterina А. Eremina, eremeaa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4503-1447 Olga V. Bulgakova, obulgakova@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0001-5491-8990

Abstract. The article is devoted to current problems of human resources potential development of educational departments of physical culture and sports in higher educational institutions, reflected in the Strategy for Physical Culture and Sports Development in the Russian Federation until 2030 and in the Concept for the Student Sport Development in the Russian Federation until 2025. The article also presents the analysis ofthe implementation ofthe educational program "Organization of the activities of educational departments of physical culture and sports in higher educational institutions".

Keywords: higher educational institutions, training, physical culture and sports classes, educational departments of physical culture and sports, competences

For citation: Soboleva N. V., Ermakova M. A., Bliznevsky A. Yu., Eremina E. A., Bulgakova O. V. Human resources potential development of educational departments of physical culture and sports. Physical Education and University Sport, 2024, vol. 3, iss. 1, pp. 25-34 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-1-25-34, EDN: RNYOSI This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

В настоящее время в Российской Федерации (далее - РФ) принят ряд мер, направленных на формирование системы физического воспитания молодежи и студенческого спорта в системе высшего образования [1, 2]. Физическое воспитание и студенческий спорт в нашей стране регулируются Федеральным законом от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3] и Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4].

Концепция развития студенческого спорта в РФ на период до 2025 года, утвержденная приказом Министерства спорта РФ от 21.11.2017 г. № 1007, включает следующие основные направления реализации:

- усиление роли физической культуры в системе студенческого спорта;

- повышение значимости Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ВФСК ГТО) в физическом воспитании;

- совершенствование научно-методического обеспечения субъектов системы студенческого спорта;

- совершенствование технологий инклюзивного образования студентов [5]. Стратегией развития физической культуры

и спорта в РФ на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от

24.11.2020 г. № 3081-р, в рамках приоритетных направлений по совершенствованию здоровья и благополучия, а также по повышению уровня жизни населения РФ посредством занятий физической культурой и спортом установлены следующие задачи:

- обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплин) по физической культуре и спорту в системе общего, среднего профессионального и высшего образования;

- синхронизация разработки и реализации программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения с нормативами испытаний (тестов) ВФСК ГТО [6]. Значительный вклад в реализацию поставленных задач вносят учебные подразделения образовательных организаций высшего образования, осуществляющие реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а также научно-исследовательскую, учебно-методическую и воспитательную деятельность по физической культуре и спорту [7].

В настоящее время «физическая культура» в федеральных государственных образовательных стандартах делится на две части: базовую часть Блока 1. «Дисциплины (модули)» в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) и элективные дисциплины (модули) в объеме не менее 328 академиче-

ских часов, которые являются обязательными для освоения, но не конкретизировано, в какой форме. Но самое главное и весьма принципиальное указание: «Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном образовательной организацией». Образовательные организации высшего образования получили право самостоятельно формировать рабочие учебные планы, разрабатывать рабочие программы дисциплин и их методическое обеспечение, определять формы проведения занятий и отчетности, процентное соотношение аудиторной и самостоятельной работы, кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение и т. д. Все это вызывает у сотрудников кафедр физического воспитания затруднения как в разработке учебной и методической документации, так и в практике реализации элективных дисциплин по физической культуре и спорту [8].

В связи с этим возрастает значимость развития кадрового потенциала педагогических работников образовательных организаций высшего образования в целях распространения современных подходов к организации деятельности учебных подразделений, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, и совершенствования учебной, учебно-методической и научной-исследовательской и воспитательной работы по физической культуре и спорту в системе высшего образования.

Таким образом, учитывая актуальность развития кадрового потенциала педагогических работников, осуществляющих реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, Российским студенческим спортивным союзом на основе партнерства с Сибирским федеральным университетом была разработана программа повышения квалификации «Организация деятельности учебных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту» (далее - Программа), учитывающая квалификационные требования следующих профессиональных стандартов:

- руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта [9];

- тренер-преподаватель [10];

- инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту [11].

Программа одобрена Научно-методическим советом по разработке и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках образовательных программ высшего образования и рекомендована Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 49.00.00 «Физическая культура и спорт» для использования в работе.

Цель исследования: оценить эффективность программы повышения квалификации по организации деятельности учебных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту», в части развития кадрового потенциала педагогических работников.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета. В исследовании приняли участие 500 респондентов - сотрудники образовательных организаций высшего образования. Респонденты прошли обучение по Программе, содержание которой составлялось с учетом задач, стоящих перед учебным подразделением, осуществляющим реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в современных условиях, и требований к профессорско-преподавательскому составу, к категории которого относятся педагогические работники кафедры физического воспитания, в объеме 108 часов.

Основные методы исследования: анализ нормативно-правовой и специальной литературы по проблеме исследования, обобщение опыта ведущих кафедр физического воспитания образовательных организаций высшего образования, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, методы математической статистики.

Результаты и их обсуждение

Реализация Программы осуществлялась в период с 26.04.2023 г. по 16.09.2023 г. в смешанном формате на базе Сибирского федерального университета. Особенностью Программы стала очная часть, которая проходила в рамках II Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму «Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития»

в г. Красноярске 15-16.09.2023 г. и закончилась форсайт-сессией на тему «Физическое воспитание и студенческий спорт: взгляд в будущее из настоящего».

Программа была реализована в рамках проекта программы Приоритет-2030 - Цифровая платформа «и^рог1:: физическая культура и спорт СФУ», реализуемой Институтом физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета.

Цель Программы - формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для осуществления в образовательных организациях высшего образования учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности в области физической культуры и спорта (табл. 1).

На программу зарегистрировалась 505 слушателей. Ниже представлена география участ-

Модуль Содержание

Исторические и нормативно-правовые основы развития физического воспитания в системе высшего образования Становление и развитие физического воспитания в России; - развитие физического воспитания в системе высшего профессионального образования России; - взаимосвязь физического воспитания студентов и сфер образования, молодежной политики; - роль учебных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, в системе студенческого спорта России

Основные направления деятельности учебных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту Организация учебного процесса по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту; - учебно-методическое обеспечение дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту; - организация учебного процесса по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; - синхронизация учебного процесса по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту с требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; - реализация программ дополнительного образования в области физической культуры и спорта; - показатели эффективности научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава в учебных подразделениях образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту; - организация и проведение научных исследований в области физического воспитания и студенческого спорта; - организация и проведение научных конгрессов и конференций по вопросам физического воспитания и студенческого спорта; - организация воспитательной работы в учебных подразделениях образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту

Обеспечение деятельности учебных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту Финансовое обеспечение системы физического воспитания; - управление закупками; - управление объектами спорта

Применение цифровых инструментов и инновационных технологий в деятельности учебных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту Цифровые инструменты в системе физического воспитания студентов; - инновационные технологии в системе физического воспитания студентов; - управление объектами спорта в студенческом спортивном клубе

Таблица 1/Table 1

Содержание программы повышения квалификации «Организация деятельности учебных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей)

по физической культуре и спорту»

Contents of the advanced training program "Organization of the activities of educational units of educational institutions of higher education that implement disciplines (modules) in physical culture and sports"

ников (рис. 1). Более 50% слушателей составили представители Сибирского федерального округа и Центрального федерального округа.

Анализ состава участников позволил распределить слушателей по категориям: профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал, руководители, иные категории (рис. 2).

Информация о численности слушателей в каждой выделенной категории представлена в табл. 2.

Состав слушателей распределился следующим образом: 32,08% составляли старшие преподаватели, 23,37% - доценты; в целом

слушатели программы из категории профессорско-преподавательского состава составили 84,36%. Кроме того, 8,12% участников - это руководители организаций различного уровня, 5,24% пришлось на слушателей из категории учебно-вспомогательного персонала и 2,38% составили студенты и аспиранты.

В целях повышения эффективности учебного процесса все образовательные организации, принявшие участие в программе, классифицированы по направлениям подготовки (профилю): федеральные, гуманитарно-педагогические, медицинские, физической культуры и спорта, исследовательские, технические,

Рис. 1. Распределение слушателей Программы по федеральным округам, % Fig. 1. Distribution of program students by federal districts, %

Рис. 2. Категории слушателей Программы, % (цвет онлайн) Fig. 2. Categories of program students, % (color online)

Таблица 2/Table 2

Численность слушателей программы по категориям Number of program students by category

Должность Количество Категория

Ассистент 17 ППС

Преподаватель 57 ППС

Старший преподаватель 162 ППС

Тренер/тренер-преподаватель/старший тренер-преподаватель 7 ППС

Доцент 118 ППС

Профессор 11 ППС

Заведующий кафедрой/ИО 54 Руководство

Директор структурного подразделения 25 Руководство

Инспектор по контролю за исполнением поручений 3 Руководство

Проректор 1 Руководство

Специалист/старший специалист/ведущий специалист/ведущий докумен-товед/системный техник/администратор/менеджер 38 УВП

Студент/аспирант 11 Иные категории

Учитель 1 Иные категории

аграрные, многопрофильные, экономики и финансов, военные (рис. 3).

Анализ информации, представленный на рис. 3, показал, что больше всего в программе приняли участие образовательные организации высшего образования технического профиля, гуманитарно-педагогического и многопрофильные. Солидную долю также заняли аграрные, медицинские и исследовательские обра-

зовательные организации высшего образования. Из 14 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минспорту России, были представлены 11, а из 10 федеральных университетов в программе приняли участие 9 университетов. Далее представлено количество слушателей и названия образовательных организаций, заявившихся на обучение по Программе (рис. 4). Остальные организации

Рис. 3. Представительство образовательных организаций высшего образования - участников программы повышения

квалификации, количество

Fig. 3. Representation of educational organizations of higher education - participants in the advanced training program, quantity

Рис. 4. Образовательные организации высшего образования - участники Программы Fig. 4. Educational organizations of higher education - participants of the Program

были представлены шестью и менее представителями.

Программа реализовывалась в два этапа: дистанционный и очный. Дистанционный этап проходил с 25.04.2023 г. по 17.06.2023 г. на платформе «SberJazz» и в электронной среде «LMS Moodle». Очный этап прошел в рамках II Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму «Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития» и был представлен работой научной секции «Физическая культура и спорт в период глобальных изменений», на которой слушатели программы представили научные доклады и публикации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первую пятерку по количеству поданных публикаций в сборник материалов конференции вошли следующие регионы: Красноярск и Красноярский край - 149 статей; Краснодарский край - 41 статья; Санкт-Петербург и Ленинградская область - 38; Москва и Московская область - 24; Республика Татарстан -16 статей.

Отдельным треком в рамках конференции прошла форсайт-сессия для очных участников «Физическое воспитание и студенческий спорт: взгляд в будущее из настоящего».

Слушатели программы в течение дня формировали образ будущего системы физического воспитания и студенческого спорта:

- обсудили ретроспективу и текущее состояние развития физического воспитания и студенческого спорта;

- определили ключевых субъектов и игроков системы физического воспитания и студенческого спорта;

- выявили тренды, влияющие на развитие студенческого спорта, и связанные с ними возможности и угрозы;

- определили необходимые ответы на тренды в виде новых форматов, технологий, нормативных правовых актов.

Итогом форсайт-сессии стала дорожная карта с ключевыми мерами по развитию физического воспитания и студенческого спорта до 2030 г.

По окончании проведения обучения слушателям было предложено заполнить анкету обратной связи, и результат анализа ответов показал, что содержательная составляющая программы оценена слушателями в среднем на 4-5 баллов. Качество проведения занятий и информативность презентационных материалов оценили на 4,81 балла, актуальность и применимость полученных знаний -

4,61 балла, структурированность подачи материала - 4,8 баллов, в то же время наличие новой информации оценено на 4,5 балла, что позволяет сделать выводы о степени погруженности в рассматриваемые вопросы слушателей (табл. 3).

Участникам было также предложено оценить общее впечатление от форсайт-сессии по шкале от 1 до 10 баллов (рис. 5). Средняя оценка составила 9,45 баллов.

Также участникам было предложено оценить по шкале от 1 до 10 уровень готовности порекомендовать участие в форсайт-сессии коллегам (рис. 6). Индекс лояльности (NPS) составил 77 %, что позволяет сделать вывод о положительном впечатлении от форсайт-

Таблица 3/Table 3

Средние оценки содержательной составляющей Программы (от 1 до 5)

Average ratings for the content of the Program (from 1 to 5)

Критерий Значение

Качество ведения лекций преподавателями 4,81

Информативность презентационных материалов к занятиям 4,81

Структурированность подачи материала 4,8

Актуальность и применимость полученных знаний 4,61

Наличие новой информации 4,5

Рис. 5. Оценка участниками общего впечатления от форсайт-сессии, количество человек Fig. 5. Participants' assessment of the overall impression of the foresight session, number of people

Рис. 6. Оценка участниками своей готовности порекомендовать участие в форсайт-сессии своим коллегам, количество

человек

Fig. 6. Participants' assessment of their readiness to recommend participation in the foresight sessions to their colleagues,

number of people

сессии и высокой вероятности рекомендации участия в ней своим коллегам.

Ряд участников также оставили свои отзывы о проведенной форсайт-сессии:

- «Интересно, отличный мозговой штурм! Особо интересно, что мнения и других групп совпали»;

- «Очень полезно подумать и предположить на будущее, какие тренды будут развиваться в студенческом спорте»;

- «Очень хорошая и полезная сессия, особенно ценно то, что по итогам работы вся информация аккумулирована в единый файл, что позволит использовать ее неоднократно в работе»;

- «Результативное общение с коллегами -работа мозгового штурма, конструктивный спор, как следствие, яркий и функциональный результат!»;

- «Отличный формат, для мозгового штурма по заданной теме!»

Выводы

Таким образом, анализ реализации Программы показал наличие потребности в специальных знаниях по организации деятельности учебных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, большое количество уникальных просмотров указывает на актуальность реализации Программы, итоги тестирования позволили определить круг наиболее востребованных тем для дальнейшего углубленного изучения, разработки новых подходов к итоговой аттестации (например, публичный научный доклад, участие в форсайт-сессии, публикация научно-практической статьи, тезисов), оценка анкеты обратной связи показала значимость сбора и анализа наиболее эффективных практик реализации элективных дисциплин по физической культуре и спорту, практик взаимодействия со студенческим спортивным клубом и другими структурными подразделениями внутри образовательной организации, практик организации научно-исследовательской работы кафедры физического воспитания, проведение практических занятий в формате мини-групп для активного обсуждения проблем и обмена опытом, разделение слушателей на категории, подготовки специальной учебной и учебно-методической литературы по актуальным проблемам развития физического воспитания и студенческого спорта в Российской Федерации.

Список литературы

1. Ермакова М. А. Актуальные проблемы развития кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2022. Т. 1, вып. 1. С. 21-29. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-21-29, EDN: RIHNY

2. Ольховский Р. М., Жданович Д. О., Еремина Е. А. Стратегические задачи развития студенческого спорта в Российской Федерации // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 144-151.

3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 20.12.2023).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.12.2023).

5. Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21 ноября 2017 г. № 1007. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_283321/ (дата обращения: 22.12.2023).

6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 3081-р. URL: http:// www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (дата обращения: 22.12.2023).

7. Методические рекомендации для образовательных организаций высшего образования по организации деятельности кафедр физического воспитания, в том числе по вопросам научно-методического обеспечения студенческого спорта, утв. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации от 01.12.2023, Министерством спорта Российской Федерации от 05.12.2023, Министерством просвещения Российской Федерации от 04.12.2023. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_464656/ (дата обращения: 22.12.2023).

8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245. URL: https://docs.cntd.ru/document/608266066 (дата обращения: 22.12.2023).

9. Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.04.2023 г. № 363н. URL: https://docs.cntd.ru/document/1301694249 (дата обращения: 25.12.2023 г.).

10. Профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.12.2020 г. № 952 н. URL: https://docs.cntd.ru/document/573421625 (дата обращения: 25.12.2023).

11. Профессиональный стандарт «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2.04.2019 г. № 197 н URL: https://docs.cntd.ru/document/554224558 (дата обращения: 25.12.2023).

References

1. Ermakova М. А. Current issues in human resources development of the subjects of the student sports system. Physical Education and University Sport, 2022, vol. 1, iss. 1, рр. 2129 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2022-1-1-21-29

2. Olkhosvkiy R. M., Zhdanovich D. O., Eremina E. A. Strategic goals of the student sports development in the Russian Federation. In: Aktual'nye voprosy fizich-eskogo vospitaniya molodezhi i studencheskogo sporta: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii [Current issues in physical education of youth and student sports: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saratov, Saratovskii istochnik Publ., 2020, pp. 144-151 (in Russian).

3. On Physical Culture and Sports in the Russian Federation Act, No. 329 dated December 04, 2007 (in Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_73038/ (accessed December 20, 2023).

4. On Education in the Russian Federation Act, No. 273-FZ dated December 29, 2012 (in Russian). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed December 20, 2023).

5. Concept for Student Sports Development in the Russian Federation until 2025, No. 1007 dated November 21, 2017 (in Russian). Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_283321/ (accessed December 22, 2023).

6. Strategy for the Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation until 2030, No. 3081-p dated November 24, 2020 (in Russian). Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (accessed December 22, 2023).

7. Methodological recommendations on the activities of educational departments of physical culture and sports of higher educational institutions, including issues ofscientific and methodological support for student sports, approved by Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated December 01, 2023, Ministry of Sports of the Russian Federation dated December 05, 2023, Ministry of Education of the Russian Federation dated December 04, 2023 (in Russian). Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_464656/ (accessed December 22, 2023).

8. The procedure for educational activities in educational programs of higher education - bachelor's program, specialist's program, master's program approved by the order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, No. 245 dated June 04, 2021 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/608266066 (accessed December 20, 2023).

9. Professional standard "Head of an organization (division of an organization) of physical culture and sports", approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, No. 363n dated April 27, 2023 (in Russian). Available at: https://docs.cntd. ru/document/1301694249 (accessed December 25, 2023).

10. Professional standard "Trainer" approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, No. 952n dated December 24, 2020 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 1301694249 (accessed December 25, 2023).

11. Professional standard "Instructor-methodologist in adaptive physical culture and adaptive sports" approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, No. 197n dated April 02, 2019 (in Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 1301694249 (accessed December 20, 2023).

Поступила в редакцию 26.12.2023; одобрена после рецензирования 29.12.2023; принята к публикации 20.01.2024 The article was submitted 26.12.2023; approved after reviewing29.12.2023; accepted for publication 20.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.