Научная статья на тему 'Актуальные направления поддержки одаренных детей: в условиях взаимодействия вуза и иных образовательных организаций'

Актуальные направления поддержки одаренных детей: в условиях взаимодействия вуза и иных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / GIFTED CHILDREN AND ADOLESCENTS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ / THE PRIORITY OBJECTIVES FOR THE EDUCATION OF GIFTED AND INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / CURRENT AREAS OF SUPPORT OF GIFTED CHILDREN AND ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Елена Евгеньевна

Обоснованы возможности вузов в оказании поддержки одаренным детям в условиях взаимодействия образовательных организаций. Представлены направления и формы поддержки одаренных детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justified by the possibility of universities to support gifted children in terms of interaction between educational institutions. The directions and forms of support of gifted children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления поддержки одаренных детей: в условиях взаимодействия вуза и иных образовательных организаций»

ПЕаАГОГПЧЕСКПЕ НАУКИ

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ИНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ_

Федорова Елена Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования

«ЮУрГГПУ», г. Челябинск

Аннотация. Обоснованы возможности вузов в оказании поддержки одаренным детям в условиях взаимодействия образовательных организаций. Представлены направления и формы поддержки одаренных детей и подростков.

Abstract. Justified by the possibility of universities to support gifted children in terms of interaction between educational institutions. The directions and forms of support of gifted children and adolescents.

Ключевые слова: одаренные дети и подростки, приоритетные цели обучения одаренных, взаимодействие образовательных организаций, актуальные направления поддержки одаренных детей и подростков.

Key words: gifted children and adolescents, the priority objectives for the education of gifted and interaction of educational organizations, current areas of support of gifted children and adolescents.

Развитие одаренных детей — основного интеллектуального и творческого потенциала страны — забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

Осмысление процессов обучения и воспитания одаренных детей и подростков обусловлено социальными ожиданиями и потребностями педагогической науки. Каковы возможности образовательных организаций в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка?

В современной науке и практике довольно полно представлены исследования факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, интересов и способностей, мотивации достижения, стремление к знаниям, познавательных потребностей. В исследованиях в рамках личностно-ориентированного и практико-ориенти-рованного образования в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования описаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника. [1]

«Рабочая концепция одаренности», разработанная Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадриковым, А. В. Брушлинским, В. Н. Дружининым, В. С. Юрке-вич и др., отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности и дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и др.

Приоритетными целями обучения одаренных детей, выделенными в «Рабочей концепция одаренности», являются:

-развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей;

-создание условий для развития творческой личности;

-развитие индивидуальности одаренного ребенка;

-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого

уровня, развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.[2]

Сегодня в системе образования, как и в социально-экономическом развитии нашей страны в целом, происходят интеграционные процессы, объединяющие возможности школы и организаций дополнительного образования детей; муниципальной или региональной системы образования, создающие новые условия для развития детей. Одаренный ребенок может выбирать услуги, оказываемые другими типами образовательных организаций в своем районе, регионе.

Большим, но не реализованным в полной мере, потенциалом для поддержки, развития одаренных детей обладает система высшего образования. Традиции и формы образовательной деятельности высшей школы благоприятствуют развитию способностей и одаренности ребенка Педагогические работники высших учебных заведений имеют наиболее высокий уровень квалификации, компетентности в преподавании специальных и профильных дисциплин; углубленное содержание образования имеет академическую основу, что позитивно влияет на успешное развитие одаренного ребенка; одаренные дети и подростки получают возможность осваивать новые формы коллективного общения, вовлечения в сферу научных интересов, активного интеллектуального труда;

взаимодействие ВУЗа и школы, способствует развитию мотивации, формирует систему ценностей, т.к. интегрирует положительное влияние единого образовательного пространства на личность обучающихся.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2(35), 2017 | педагогические науки

В рамках исследования А.Д. Обутовой, А.И. Голикова, Д.У. Сапаловой рассмотрены теоретические и методические обоснования обеспечения сотрудничества ВУЗа и школы, которые стали основанием для разработки моделей взаимодействия учреждений общего и высшего образования, предложены различные направления сопровождения одаренных детей с учетом их склонностей.

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности у детей и подростков предполагает выявление одаренности у детей и подростков; оказание психологической консультации по самопрезентации, самоанализу, самоконтролю, эффективной коммуникации и т.д.; создание психолого-педагогических условий успешной социализации одаренных детей через реализацию различных проектов.

Методическое сопровождение формирования и развития профессиональных компетенций учителя по выявлению и развитию одаренности у детей и подростков предполагает разработку, реализацию и апробирование учебно-методического комплекса для учителей по выявлению и развитию одаренности у школьников по математическому, физическому, гуманитарному направлениям; проведение обучающих семинаров, краткосрочных курсов, мастер-классов, конкурсов для учителей школ, методических олимпиад; организацию научно-методических лабораторий.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в форме обучающих семинаров для родителей по раскрытию сущности одаренности детей и подростков; организация совместных летних школ для родителей и детей и т.п.

Дистанционное обучение предполагает создание условий для развития и поддержки одаренности у учащихся образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях через возможности дистанционных технологий по математическому, физическому, гуманитарному профилям.

Сетевое взаимодействие: вуз - общественная организация - школа» обеспечивает условия эффективного взаимодействия университета и школ в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков посредством деятельности общественной организации и может включать использование учебно-методических, научно-методических информационных ресурсов, организацию обучающих семинаров; мониторинг эффективности системы взаимодействия учреждений общего и высшего образования в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков.

Модель «Вуз — Малая Академия — Школа» ориентирована на создание организационно-педагогических условий для выявления, поддержки и развития одаренности у детей и подростков путем организации интегрированной системы обучения на базе творческих мастерских, лабораторий, малых академий и ресурсных центров университетов; на разработку проектов взаимодействия учителей и преподавателей по творческому сопровождению

43

развития и поддержки одаренности у детей и подростков, обеспечивающих реализацию программ на основе социального партнёрства. [3]

Особый интерес представляет опыт группы специалистов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и разработанная ими модель взаимодействия вуза и образовательных организаций по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей.

Цель взаимодействия: создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и учреждений общего образования.

Форма взаимодействия - Межрегиональный ресурсный центр по поддержке одаренных детей и подростков.

Направления взаимодействия:

• выявление одаренных детей и мониторинг их развития, интеграция образовательных учреждений разных типов в работе с одаренными детьми,

• непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков,

• организация подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми,

• обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми, развитие техносферы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников,

• научно-методическое и информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей и подростков.[1]

Результатом реализации предлагаемой модели можно считать появление у одаренного ребенка профессионального интереса, профессиональное самоопределение, получение углубленных знаний, умений и навыков в избранном предмете деятельности, а также выбор учебного заведения для продолжения профессионального образования.

Поддержка одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и образовательных организаций позволит создать новые условия для развития творческих способностей и научно-технического творчества молодежи, привлечения одаренных детей к научно-исследовательской деятельности и решения других проблем.

Литература

1 .Модель взаимодействия вуза и образовательных учреждений в процессе поддержки одаренных детей и подростков [Текст] //Ярославский педагогический вестник. - 2011. - N° 3. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С.191.

2.Рабочая концепция одаренности [Текст] /под ред. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюш-кин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. -М., 2003. -90с.

З.Обутова, А.Д. Взаимодействие вуза и школы как условие сопровождения одаренных детей и подростков [Электронный ресурс] /А.Д. Обутова,

А.И. Голиков, Д.У. Сапалова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №6. - URL: http://cyberieninka.m/artide/n/vzaimodeystvie-vuza-i-

shkoly-kak-uslovie-soprovozhdeniya-odarennyh-detey-i-podrostkov (дата обращения: 31.01.2017).

GENERATIONAL PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS

Marine Gurgenidze

Doctor of Education;Batumi, Shota Rustaveli State University, Faculty of Education, Department of Pedagogical Sciences;

Assistant Professor Sopio Ananidze Shota Rustaveli State University,Head teacher

Abstract

All relevant values create an era. There are eternal values - love, kindness, and other God-fearing which are important and which are not affected by time fundamentals. But there are values that bring a certain era and are constantly re-evaluating. The generations are changing, changing their way of thinking, way of life, thoughts and ideas. The old generation of faith has become dangerous and destructive process to change the values you consider. Resistance is formed between the new and the old generation. All of promoting human values related to the value of the origin of the conflict. The problem of a bridge between the generations break and in order to be able to live in such an environment, we need to know, are the roots of the problem of the broken bridge between generations '' and can we recover it?.

There is a solution to all the problematic issues, generational disagreement is no exception. The main foundation of human development is a matter of education. The family, the school and the community - is to look for the cause of this triangle of views and communication difficulties in distinguishing problems that arise. This triangle from school is especially more responsible because it is not only a new generation of education and preparation for life, but also one of its most important functions of pedagogical education of parents teaching deficit.

It is important for parents of adolescent children to be friends. Discuss the issues which are of interest to children and, briefly, the child looked at the world and us. They should remember that in my childhood just as they had the same requirements. Just a form of expression changed. So I have to try to neutralize the conflict.

It is necessary to carefully consider the children, the parents are the people closest to them, who are more interested in their success, prosperity, happy future; as well as the soon to become parents, and'' life is often like a boomerang'' gives the answer. It is inadmissible to forget about the past, the future must be built on it, as it was in the national traditions of the past and can help a person have the personal qualities that make it worthy and original.

Each time a person is fulfilling the requirements of the era of great value creation requirement, it's a huge responsibility to faithfully execute. Children need more education; education in the past and traditional education in today's circumstances and requirements in order to be able to fit in the past on the basis of a better future creation, so that the time is not far behind.

Keywords: Values; Generations; Conflict; Nihilism; The range of attitudes; Authoritarian; Authoritative;; Liberal

Actuality: boosted the cost of an individual, or a group of recognized standards and principles, which is the basis of humanbeliefs,ideals and ethical standards. It determines the human life style, behaviour and decisions.

Values, those of structural links with each other, form a community, and the individual's attitude toward events. It was formed in the process of upbringing and hardly subject to change[5].

All relevant values create an era. There are eternal values - love, kindness, and other God-fearing which are important and which are not affected by time fundamentals, but they are values that bring a certain era in and are constantly re-evaluating.

The generations are changing; changing their way of thinking, way of life, thoughts and ideas. The old generation of faith has become dangerous and destructive process to change the values you consider.

Resistance is formed between the new and the old generation. All of these are promoting human values related to the value of the origin of the conflict.

The bridge of problem between the generations break and in order to be able to live in such an environment, we need to know, is it the root of the problem of the broken bridge between generations '' and can we recover it? There is a solution to all the problematic issues, generational disagreement is no exception.

The goal: human values related to the value of finding the causes of conflict and the studied materials based on critical analysis of generational "broken bridge" is building roads, to establish and develop recommendations.

Analysis of the literature clearly shows that the volatility of the epoch footsteps is going to change values; breaking the old and the new takes place gradually. This is a normal process, because it requires a public process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.