Научная статья на тему 'Механизмы государственной поддержки одаренных детей'

Механизмы государственной поддержки одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2664
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENTAL SUPPORT / МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / SUPPORT MECHANISM FOR GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Советов Павел Михайлович, Якунина Татьяна Александровна

В статье теоретически обобщены достоинства и недостатки существующих форм государственной поддержки одаренных детей в России. Определены условия, соблюдение которых обеспечивает эффективность осуществления поддержки. Приведены статистические данные расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий для поддержки талантливых детей и молодежи в рамках государственной программы «Развитие образования в РФ». Отражена интеграция образовательных учреждений разных типов в Вологодской области, а также возможности материальной поддержки одаренных детей в период обучения в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Советов Павел Михайлович, Якунина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственной поддержки одаренных детей»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ

ДЕТЕЙ 1 2

Советов П.М. , Якунина Т.А. Email: Sovetov1140@scientifictext.ru

1Советов Павел Михайлович - доктор экономических наук, профессор;

2Якунина Татьяна Александровна - магистрант, кафедра менеджмента, экономический факультет, Вологодский государственный университет, г. Вологда

Аннотация: в статье теоретически обобщены достоинства и недостатки существующих форм государственной поддержки одаренных детей в России. Определены условия, соблюдение которых обеспечивает эффективность осуществления поддержки. Приведены статистические данные расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий для поддержки талантливых детей и молодежи в рамках государственной программы «Развитие образования в РФ». Отражена интеграция образовательных учреждений разных типов в Вологодской области, а также возможности материальной поддержки одаренных детей в период обучения в образовательной организации.

Ключевые слова: одаренные дети, государственная поддержка, механизм поддержки одаренных детей.

MECHANISMS OF THE STATE SUPPORT OF GIFTED CHILDREN Sovetov P.M.1, Yakunina T.A.2

1Sovetov Pavel Mikhailovich - Doctor of Economics, Professor; 2Yakunina Tatyana Aleksandrovna - Graduate Student, DEPARTMENT OF MANAGEMENT, FACULTY OF ECONOMICS, VOLOGDA STATE UNIVERSITY, VOLOGDA

Abstract: the article theoretically summarizes the advantages and disadvantages of existing forms of state support for gifted children in Russia. Conditions are determined that ensure the effectiveness of the implementation of support. The statistical data of the federal budget expenditures on the implementation of activities for the support of talented children and youth are presented in the framework of the state program "Development of Education in the Russian Federation ". The integration of educational institutions of different types in the Vologda region is reflected, as well as the possibilities of material support of gifted children during the period of education in the educational organization.

Keywords: gifted children, governmental support, support mechanism for gifted children.

УДК 37.03

В условиях глобализации и обострения конкуренции на основных рынках Россия сегодня, как никогда, заинтересована в инновационном развитии социально-экономических процессов в обществе. В связи с этим особое значение приобретают проблемы выявления и поддержки одаренных детей, создания социальной среды, благоприятной для воспитания личности с высоким уровнем сформированности творческих способностей, поскольку именно одаренная учащаяся молодежь в будущем формирует человеческий капитал и имидж страны на международной арене, ее инновационный потенциал, открывая свои достижения мировому сообществу.

Следует отметить, что в последние годы в нашей стране уделяется большое внимание разработке государственных актов и программ, направленных на развитие системы поддержки одаренных детей. Среди них:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3];

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов;

- Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»;

- Федеральные государственные образовательные стандарты.

Разработаны и внедряются в практику:

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая определяет пять основных направлений развития общего образования, где в разделе «Ключевые направления развития общего образования» (второе направление) говорится о необходимости создания «Системы поддержки талантливых детей». Это означает, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности;

- Федеральная целевая программа развития образования, которая предусматривает создание педагогических условий, обеспечивающих одаренному ребенку возможность раскрытия способностей, личностного и образовательного потенциала;

- «Рабочая концепция одаренности» раскрывает понятия одаренности на основе теоретических положений отечественной психологии, а также определение основных принципов в решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей.

Юридические основы государственной поддержки одаренных детей отражают следующие документы:

- Приказ от 2013 года № 17.82. - «Программа государственного финансирования и соискательства привлечения финансовой помощи для одаренных детей и детей, испытывающих ограниченные возможности». Реализация от 23 мая 2013 года;

- Приказ от 2014 года №163 по департаменту образования в регионах - «Проведение регулярных соискательных работ на выявление и развитие таланта в детях и подростках»;

- Рекомендации парламента к региональным властям о проведении мероприятий на поощрительной основе для детей дошкольного и младшего школьного возраста, законопроект о создании ЦДО - центров дополнительного образования на бюджетной основе.

В современных условиях возникает необходимость поддержки одаренности детей на этапе обучения в общеобразовательном учебном заведении для обеспечения максимального развития и совершенствования способностей учащихся с целью получения успешного результата. С этой целью введены именные стипендии, премии победителям всероссийских, международных олимпиад [1]. В поддержке одаренных учеников материального характера используются:

- Премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи;

- Гранты Президента РФ;

- Стипендии Президента РФ и Правительства РФ;

- Финансовое обеспечение Фонда «Талант и успех»;

- Финансовое обеспечение детских центров (МДЦ «Артек», ВДЦ «Смена», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан») и др. [4].

Результаты статистических данных свидетельствуют о том, что за последние три года существенно увеличилась сумма расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий для поддержки талантливых детей и молодежи в рамках государственной программы «Развитие образования». Так, в 2015 году эта сумма составляла 10,311,883,3 тыс. рублей, в 2016 -11,146,887,3 тыс. рублей, в проекте на 2017 год предусмотрена сумма в размере - 12,465,440,0 тыс. рублей [2]. Перечисленные показатели отражены в диаграмме (Рис. 1).

15000000

1000000

500000

J 2015

J 2016

2017

2015

2016

2017

Рис. 1. Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий для поддержки талантливых детей и молодежи в рамках государственной программы «Развитие образования в РФ»

Эффект реализации рассматриваемых мер государственной поддержки одаренной учащейся молодежи состоит в том, что за последнее десятилетие премиями и стипендиями различных уровней было отмечено более пятидесяти тысяч талантливых ребят. Апробируется система стипендий и грантов, учрежденных правительством РФ и региональными властями для поддержки студентов, аспирантов и молодых ученых. Открыты гимназии и лицеи для одаренных детей при ведущих отечественных университетах и учреждениях культуры, в частности, гимназия при Государственном Русском музее. Действует сеть федеральных детских центров -«Орленок», «Артек», «Океан», «Смена», «Сириус». Для каждого из таких центров сформированы программы развития, то есть их деятельность будет расширяться, как и деятельность по созданию учебно--научных центров для детей на базе вузов. Для детей, проявивших выдающиеся способности и поступивших на очную форму обучения в российские вузы, есть особая система президентских грантов. Важно, что гранты выплачиваются только тем молодым людям, кто по окончании учебы остается работать в России.

Особое значение в рамках работы с одаренными детьми имеет интеграция образовательных учреждений разных типов, в том числе и с учреждениями академической науки. В связи с этим в Вологодской области действует научно-образовательный центр, предназначение которого - комплексная поддержка талантливой молодежи: выявление и развитие способностей талантливой молодежи и привлечение ее в научную сферу, формирование эффективной системы кадрового обеспечения региона в едином (интегрированном) образовательном процессе: «школа - вуз - аспирантура (докторантура)».

Таким образом, обучение и воспитание одаренных детей очень важны в деле создания основы развития интеллектуальных и творческих ресурсов страны. Поддержка одаренности на законодательном (государственном) уровне является одним из приоритетных направлений государственной политики в России.

К наиболее воспринимаемым мерам государственной поддержки одаренной учащейся молодежи в РФ следует отнести:

- предоставление премий, грантов, стипендий Президента РФ и Правительства РФ;

- целевые льготные государственные кредиты для получения высшего образования в высших учебных заведениях независимо от их формы собственности;

- выдачу денежных премий за победу в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- финансовое обеспечение детских центров творчества и др.

1. Азанова Н.В. Развитие системы поиска и поддержки талантливых детей / Н.В. Азанова, С.А. Рохина. Физика: Первое сент., 2012. № 6. С. 24-25.

2. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета. Дата публикации: 29.08.2017.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Сфера, 2014. 192 с.

4. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы».

Список литературы /References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.