20/Я/&
ников образовательных программ в соответствии с требованиями стандартов нового поколения является достаточно сложной, многокомпонентной задачей. Самым сложным, по мнению авторов, является подготовительный этап, от которого зависит объективность проводимого оценивания.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена процедура создания фонда оценочных средств, определены этапы формирования фонда оценочных средств, а также представлена структура фонда оценочных средств.
Ключевые слова: фонд оценочных средств, компетенция.
SUMMARY
The article deals with the procedure for creating a fund of valuation means. The stages of the formation of a fund of valuation means are determined, and the structure of the fund of valuation means is also presented.
Key words: evaluation fund, competence.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровков А. И. Методические и нормативные основы формирования фондов оценочных средств основных образовательных программ вузов / А. И. Боровков, К. Н. Кисилева, П. И. Романов // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие»: сборник избранных статей. - 2016. - С. 77-94.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». [Электронный ресурс] - URL: http://fgou-vunmc.ru/normativ_mon/files/1367_ 19.12.2013%20 (15.01.2015).doc (дата обраще ния 02.04.2018).
3. Сорокатая Е. И. Методические основы создания фондов оценочных средств / Е. И. Со-рокатая, И. В. Зинченко // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции; ответственные за выпуск Е. И. Сорокатая, А. А. Кондрашев. - 2015. -С. 49-53.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 02.04.2017)
5. Шлякова Е. В. Разработка компетент-ностно-ориентированных фондов оценочных средств http://elibrary.ru/itemasp?id=26401672 / Е. В. Шлякова, Н. А. Толмачева // Интеграция науки и практики в современных условиях: материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. НОУ «Вектор науки; научный ред. Г. Ф. Гребенщиков. - 2016. - С. 55-59.
Н. А. Глузман
УДК [376.5:373.3]-053.5
АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРАКТИКО
ОРИЕНТИРОАННЫЙ АСПЕКТ
Процесс интеграции Республики Крым в мировое культурное пространство предусматривает внедрение инновационных образовательных практик поддержки одаренных лиц и развитие психологической теории одаренности. Поэтому сегодня целью российской государственной политики является создание благоприятных условий для реализации творческих личностей, а важными задачами современной школы - поиск, сохранение инди-
видуальности и раскрытие таланта одаренных детей.
Становление одаренной личности в младшем школьном возрасте напрямую связано с ее адаптацией к условиям начальной школы -включением в новые социальные отношения, усвоением моральных норм, правил и общественно значимых ценностей, формированием личностных черт, самооценки, доверия к себе, учебной мотивации. Однако школа и семья как влиятельные институты социализации могут негативно влиять на индивидуальное развитие и адаптацию одаренных детей.
Актуальность проблемы адаптации одаренных детей к школьным условиям подтверждают данные научных исследований многих известных психологов и педагогов (Ш. А. Амонашвили, Е. Е. Антонова, Д. Б. Богоявленская, Ю. Гильбух, Е. Л. Кульчицкая,
A. М. Матюшкин, В. И. Панов, А. И. Савенков,
B. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова и др.), по мнению которых определенное количество одаренных детей не смогли реализовать себя из-за неблагоприятной образовательной среды -проблем в отношениях, негативной учебной мотивации, отсутствии стремления к успеху.
Теоретико-методологические основы адаптации личности широко изучались Е. Ю. Дворниковой, Е. В. Мороденко, М. А. Шабановой, А. П. Цукановой и др. Социально-психологические аспекты одаренности разрабатывались в трудах Е. С. Беловой, В. А. Глуховой, Ю. Гиль-буха, Н. А. Глузман [2], В. П. Губы [3], Е. Л Кульчицкой, А. М. Матюшкина, Н. Н. Поддьяко-вой, В. А. Романова [6], Б. М. Теплова и др. Несмотря на большое количество различных теорий и концепций развития способностей и одаренности личности, проблема адаптации одаренных детей в образовательной среде начальной школы остается недостаточно изученной из-за отсутствия исследований личностных характеристик одаренных детей и факторов, определяющих специфику их адаптации. Противоречивость результатов исследований адаптации одаренных детей (исследуется преимущественно дезадаптация, реже -неприспособленность) и исследование особен-
ностей адаптации детей определенного вида одаренности (интеллектуальной, академической, художественной и т.д.) затрудняют сопоставление эмпирических показателей.
Для каждого возрастного периода существует конкретное место в системе общественных отношений, которое определяется системой социальных ожиданий и норм поведения, включающих в себя способы овладения данным видом деятельности. Исходным моментом для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение конкретного периода, является социальная ситуация развития. Она определяет те формы и тот путь, идя по которому одаренный ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, на котором социальное становится индивидуальным. При этом правильным является предупреждение Л. С. Выготского о том, что одним из самых больших препятствий для теоретического и практического изучения детского развития является неверное понимание проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих условий, влияющих на нее самим фактом своего существования» [1].
В результате проведенного теоретического анализа и на основе проведенного исследования отмечаем, что успешная адаптация одаренных детей зависит от отношений с родителями, учителями, сверстниками, стиля семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения; одаренность определяет характер социального взаимодействия и направленность личностного развития ребенка [5]. Критериями адаптации одаренных детей к условиям начальной школы считаем:
- эмоциональное самочувствие одаренного ребенка;
- интеграцию одаренного ребенка в образовательную среду начальной школы;
- реализацию одаренным ребенком внут-риличностного потенциала.
Эмоциональное самочувствие одаренного ребенка определяет его эмоциональный
20/Я/&
комфорт или дискомфорт, общее настроение, удовлетворение или неудовлетворение от пребывания в школе, эмоциональную стабильность (тревожность). Интеграция одаренного ребенка в социум раскрывает взаимоотношения в семье, школе, социокультурной среде и указывает на положительное или отрицательное восприятие им членов семьи, учителей, сверстников, друзей и знакомых. Реализация одаренным ребенком внутриличностного потенциала указывает на сформированность самооценки, доверия к себе, ценностного сознания и достижения в деятельности как следствие развития одаренности.
Как показывают результаты исследования, адаптированные одаренные дети находятся в состоянии эмоционального комфорта со стабильным приподнятым настроением и удовольствием от пребывания в школе. Они поддерживают хорошие отношения с членами семьи, учителями, одноклассниками, друзьями, знакомыми. У них сформированы высокая самооценка, доверие к себе, ценностное сознание. Они имеют значительные достижения в различных видах деятельности при высокой успеваемости.
Неадаптированные одаренные дети часто находятся в состоянии эмоционального дискомфорта с резкими изменениями настроения, недовольством от пребывания в школе. Их отношения с членами семьи, учителями, сверстниками, друзьями, знакомыми ограничены. Самооценка, доверие к себе, ценностное сознание у них сформированы недостаточно. Они имеют определенные достижения в отдельных видах деятельности при средней успеваемости.
Дезадаптированные одаренные дети постоянно находятся в состоянии эмоционального дискомфорта, тревожности, импульсивности, агрессивности, эмоциональной напряженности и подавленности. У них очень ограничены отношения с членами семьи, учителями, сверстниками. Они негативно относятся к одноклассникам, учителям и школе в целом; имеют некоторые достижения в отдельных видах деятельности при низкой успеваемости.
В контексте этой проблемы важно раскрыть и причины неадаптированности и де-
задаптированости одаренных детей. По мнению Е. Б. Старовойтенко, причина в психологии - это то, что меняет существующее положение психики индивида, инициирует движение этого состояния, поддерживая, развивая или разрушая восприятие жизни [8, с. 486]. Автором предложены различные типологии причинности в психической сфере. В частности, по уровню осознания выделяются причины осознаваемые, слабо осознаваемые и неосознаваемые. По критерию связи с законами предметного мира, социума и индивида и по признаку необходимости различаются причины объективно необходимые, субъективно закономерные, случайные. Причины могут быть дифференцированы по внешним или внутренним носителям, например, причины, обусловленные действиями других людей, действиями индивида, состоянием организма индивида, внешними обстоятельствами жизни индивида, самоотношением и рефлексией индивида [7].
Нами выделено два критерия для анализа причин неадаптированности и дезадаптиро-ванности одаренных детей к условиям начальной школы:
1) характер взаимодействия одаренных детей в межличностных отношениях;
2) вектор формирования самооценки, доверия к себе, ценностного сознания.
По характеру взаимодействия одаренных детей в межличностных отношениях выделяем причины, связанные с преобладанием негативных личностных черт (замкнутости, неуверенности, тревожности, импульсивности, склонности к агрессивности). По вектору личностного формирования одаренных детей выделены причины, связанные с амбивалентными переживаниями и отношениями к себе, низкой самооценкой, малым доверием к себе и ценностным сознанием. Причины как первого, так и второго вида, обусловлены неблагоприятными условиями образовательной среды (семьи, школы, социума).
Для своевременного распознавания нежелательных личностных черт одаренных детей и несформированности адекватного представления о себе считаем необходимым раскрытие признаков неадаптированности и деза-
даптированности - замкнутости, неуверенности, тревожности, импульсивности, склонности к агрессивности, низкой самооценки, отсутствия доверия к себе и ценностного отношения и определение условий успешного воспитания детей.
Замкнутость проявляется у одаренных детей в отстраненности от общества других детей вследствие ослабления эмоциональной связи с ними. Ее основными признаками являются избегание общества детей, застенчивость, подавленное настроение, недоверие к детям. В воспитании замкнутого одаренного ребенка особое внимание следует обращать на его положительные качества, укреплять веру ребенка в свои силы и желание взаимодействовать с другими. Таких одаренных детей надо учить приемам межличностного взаимодействия.
Неуверенность у одаренных детей возникает в результате неадекватной (заниженной) самооценки и проявляется в переживании своей неспособности в выполнении определенных задач. Основными признаками неуверенности является тревожность, чувство вины, покорность, застенчивость. Воспитание уверенности заключается в развитии у одаренного ребенка притязаний и самооценки, соответствующих его возможностям. У таких детей нужно формировать самоуважение, воспитывать решимость и стремление к успеху.
Тревожность у одаренных детей проявляется в эмоциональной впечатлительности, напряженности, плаксивости. К основным признакам тревожности принадлежат повышенная возбудимость, неуверенность, низкая самооценка, боязливость, а также усердие и ответственность. Одаренные дети с высокой тревожностью нуждаются в постоянной поддержке, поощрении и стимулировании их достижений.
Импульсивность у одаренных детей проявляется в неумении контролировать свои действия, подвергаться первым порывам и ситуативным эмоциям. Ее признаками являются нетерпеливость, обидчивость, раздражительность, несдержанность, безответственность. В импульсивном одаренном ребенке
нужно воспитывать сдержанность, умение контролировать свои действия и поступки, терпение, ответственность.
Склонность к агрессивности у одаренных детей сопровождается гневом, враждебностью, высокомерием. Признаками склонности к агрессивности является упрямство, драчливость, проявление гнева, попытки оскорбить, завышенная самооценка. Во взаимодействиях с одаренными детьми, которые склонны к агрессивности надо проявлять сдержанность и терпение и воспитать уступчивость, понимание других, доброжелательность, внимательность, тактичность.
Низкая самооценка одаренных детей сопровождается недовольством собой, искаженным представлением о себе, переживанием собственной неполноценности. Ее признаками являются недооценка своих возможностей, необъективность оценки собственных успехов, неустойчивость и ситуативность самооценки. Развитие одаренной личности в детском возрасте неразрывно связано с развитием самооценки собственных возможностей. Поэтому для формирования адекватной самооценки важны признание и адекватная оценка успехов одаренного ребенка родителями, учителями, сверстниками, ценностное отношение к себе.
Недостаточно развитое доверие к себе и ценностное отношение проявляются в отсутствии ценностных детерминант развития собственных способностей, неумении налаживать межличностные отношения и определять степень значимости оценки окружающих. Основой развития ценностной сферы одаренного ребенка должны стать жизненные ценности добра, любви, красоты, справедливости, творчества. У одаренных детей необходимо формировать активность, потребность в признании, чтобы для них основным критерием оценки и принятия стали ситуации совместной деятельности и общения, взаимопомощи и ценностного обмена.
Понимание и своевременное распознавание причин и признаков нежелательных адаптации личностных черт помогут в воспитании неадаптированных и дезадаптированных одаренных детей.
Психолого-педагогическая сопроводительная деятельность осуществляется школьными практическими психологами, социальными педагогами, учителями и родителями. Практические психологи и социальные педагоги обязаны обеспечить методическую, просветительскую и психопрофилактическую работу с учителями и родителями. Учителя и родители должны помогать практическим психологам и социальным педагогам в выявлении одаренных детей и создании условий для проявления и развития детской одаренности (учебно-познавательные, условия для творческого развития и успешной адаптации).
Психодиагностика в системе психолого-педагогического сопровождения, осуществляемая школьными практическими психологами и социальными педагогами, должна быть направлена на поиск одаренных детей и выявление проблем в процессе их адаптации. С первых дней пребывания одаренного ребенка в школе в конфиденциальном порядке нужно собирать информацию о различных сторонах его личности, динамике ее развития, что необходимо для создания условий успешной адаптации и личностного развития. Для получения и анализа такой информации нами предложены соответствующие методики: опросник познавательной активности и учебной мотивации Н. Г. Лускановой, тест сообразительности В. Д. Шадрикова, тест «Отдаленные ассоциации» С. Медник, опросник. А. В. Фурмана «Насколько адаптирован ты к жизни?», проективные методики, диагностики личностного роста (авторы И. В. Кулешова, П. В. Степанов, Д. В. Григорьев), опросник самооценки Г. Н. Казанцевой, рефлексивный опросник «Доверие к себе» Т. П. Скрип-киной, методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А. М.Прихожан, анкета для определения позиции родителей, имеющих одаренных детей. (Д. Льюис). Результаты диагностики каждого одаренного ребенка следует записывать в «диагностическую карту», а карты заполнять после каждого сбора информации о ребенке два раза в год, по итогам диагностического исследования выделять одарен-
ных детей, имеющих адаптационные трудности. Для определения причин таких трудностей проводить углубленную диагностику по необходимым направлениям (сфера взаимоотношений, стиль семейного воспитания и т.д.). На основе данных психодиагностики разрабатывать индивидуальные и групповые программы предупреждения и преодоления не-адаптированности и дезадаптированости одаренных детей, создавая школьные информационные базы данных об одаренных детях.
Развивающая, профилактическая и воспитательная деятельность школьных практических психологов и социальных педагогов должна быть сориентирована на создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации одаренных детей в условиях начальной школы. Предлагаемый нами развивающий тренинг для одаренных детей указывает на важность и необходимость использования в развивающей и воспитательной работе с одаренными детьми младшего школьного возраста интерактивных технологий, рисования, игр, упражнений, этюдов, группового обсуждения.
Крайне необходима работа школьных практических психологов и социальных педагогов с родителями и учителями одаренных детей. Ее важными задачами должны быть:
- нахождение способов решения проблем между родителями, учителями и одаренным ребенком;
- изменение способов влияния родителей и учителей на одаренного ребенка;
- формирование умений оказания помощи и поддержки одаренному ребенку в период адаптации к условиям начальной школы.
Предлагаем тематику бесед для участников «Группы встреч» (родители и учителя одаренных детей) в контексте этой проблемы:
1. Способности и одаренность. Когда и как они развиваются?
2. Родители и учителя как воспитатели одаренного ребенка.
3. Условия успешного обучения и воспитания одаренных детей.
4. Родительская стратегия воспитания одаренного ребенка.
5. Проблемы и потребности одаренного ребенка.
6. Стили воспитания одаренного ребенка и их последствия.
7. Обогащение опыта родителей и учителей правилами общения с одаренным ребенком.
8. Как организовать досуг одаренных детей?
9. Одаренный ребенок в кругу ровесников.
10. Пути предупреждения и преодоления неадаптированности и дезадапированости одаренных детей.
Психолого-педагогическое образование учителей (психолого-педагогические семинары, лекции, практикумы, педагогические консилиумы) должны быть направлены на выяснение таких психолого-педагогических аспектов адаптации одаренного ребенка к условиям начальной школы, как:
- анализ и прогнозирование течения адаптации одаренных детей к школьным условиям;
- построение конструктивных взаимоотношений с одаренным ребенком;
- развитие детских талантов;
- средства эффективного общения с одаренным ребенком;
- влияние межличностных отношений на адаптацию одаренных детей.
Информационно-просветительская и консультативная работа с родителями (лекции, беседы, консультации, памятки-рекомендации) должна раскрывать психологические особенности одаренных детей и направлять родителей на помощь и поддержку ребенка в адаптационный период. Темами для обсуждения могут быть:
- Одаренный ребенок в период адаптации к школе.
- Одаренный ребенок. Как с ним общаться?
- Эмоциональное развитие одаренного ребенка и роль родителей в формировании позитивного Я-образа.
- Повышенная тревожность и неврозы у одаренных детей.
- Как учить самоконтролю одаренных детей?
- Как реагировать на проявления агрессии у одаренных детей?
- Влияние родительских ценностей на формирование детской личности.
- Как формировать адекватную самооценку и доверие к себе у одаренных детей?
- Почему одаренные дети нуждаются в поддержке взрослых?
- Как развивать детскую одаренность?
Памятка-рекомендация родителям по
профилактике трудностей адаптации.
«Как поддержать одаренного ребенка в период адаптации к школьным условиям».
1. Проявляйте безусловную любовь к ребенку.
2. Опирайтесь на положительные качества ребенка.
3. Избегайте подчеркивания неудач и неуспехов ребенка.
4. Показывайте, что вы довольны ребенком.
5. Помогайте ребенку в учебе.
6. Проводите больше времени с ребенком.
7. Учитесь взаимодействовать с ребенком.
8. Обеспечьте доброжелательные отношения с ребенком в семье.
9. Помогите ребенку в общении с учителями и сверстниками.
10. Позволяйте ребенку самому решать проблемы там, где это ему доступно.
11.Избегайте дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Приймайте индивидуальность ребенка.
13.Верьте в своего ребенка.
В условиях психолого-педагогического сопровождения воспитание одаренных детей имеет свои особенности, так как представляет собой педагогический процесс, направленный на создание благоприятных условий для сохранения их индивидуальности и успешной адаптации в образовательной среде начальной школы. Поэтому в воспитании одаренных детей важно соблюдать принципы включения их в значимую деятельность, формирование социальных установок и ценностных ориентаций, побуждение к осознанию и анализу своих действий, поведения, поступков.
Основой воспитательного процесса как процесса взаимодействия двух активных субъектов (воспитателей, родителей, учителей и одаренного ребенка) является воспитательные воздействия. При этом одаренный ребенок одновременно выступает и объектом, то есть тем, на кого направлено воздействие, и субъектом, который активно может влиять на ход воспитательного процесса. Стимулирующими воспитательными воздействиями на одаренных детей являются интеллектуальные (повышают познавательную активность), эмоциональные (активизируют переживания и чувства одаренного ребенка, апеллируют к его отношению к себе, к его ценностным ориен-тациям, жизненным устремлениям), волевые (направленные на активизацию и развитие саморегулятивной активности).
Эффективное воспитание детей зависит от создания родителями и учителями ситуаций безусловного принятия их любви и защищенности, в которых они могут свободно проявлять себя [4]. Эмоциональная поддержка и положительная оценка родителей и учителей достижений одаренного ребенка создают реальность субъективного переживания им успеха и внутренней удовлетворенности полученным результатом, побуждают его к дальнейшему саморазвитию и самореализации.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей возможно при указанных отношениях, складывающихся между школьным психологом и социальным педагогом и одаренным ребенком, между учителями и/или одаренным ребенком, между родителями и одаренным ребенком. Он может успешно реализоваться, если:
- одаренный ребенок соглашается на помощь и поддержку школьного психолога, социального педагога, учителей, родителей;
- между школьным психологом, социальным педагогом, учителями, родителями и одаренным ребенком сложились партнерские отношения, основанные на уважении, доверии, доброжелательности, сотрудничестве и тому подобное;
- школьный психолог, социальный педагог, учителя, родители придерживаются прин-
ципов защиты прав, здоровья, человеческого достоинства одаренного ребенка;
- применяется рефлексивно-аналитический подход к процессу и результатам психолого-педагогического сопровождения.
Обобщая вышесказанное, отмечаем, что адаптация одаренных детей к условиям начальной школы является процессом длительным и сложным со своеобразными закономерностями и тенденциями дальнейшего развития. Индивидуальными инвариантами развития адаптации одаренных детей младшего школьного возраста могут быть:
- прогрессивная тенденция развития адаптации: показатели адаптации улучшаются с возрастом;
- регрессивная тенденция развития адаптации: показатели адаптации ухудшаются с возрастом;
- стабильная тенденция развития адаптации: показатели адаптации неизменно положительные без явных отклонений в сторону улучшения или ухудшения;
- нестабильная тенденция развития адаптации: показатели адаптации постоянно меняются с возрастом с положительных значений к отрицательным и наоборот.
Таким образом, теоретический анализ и результаты исследования указывают на значимость психолого-педагогического сопровождения адаптации одаренных детей к условиям начальной школы, психолого-педагогической деятельности, направленной на проектирование развития и адаптации одаренных детей через систему психодиагностических, психопрофилактических, развивающих и воспитательных мероприятий.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен практико ориентированный аспект адаптации одаренных детей в образовательной среде начальной школы. В результате эмпирического исследования установлена прямая (линейная) связь адаптирован-ности с релевантными свойствами личности, самооценкой, доверием к себе, ценностном сознанием, стилем семейного воспитания.
Автором представлена программа психолого-педагогического сопровождения одарен-
ных детей, что позволило создать среду, благоприятную для адаптации одаренных детей в условиях начальной школы и, соответственно, для формирования релевантных адапта-ций личностных черт, самооценки, доверия к себе, ценностного сознания. При таких условиях успешно происходит воспитание неадаптированных и дезадаптированных одаренных детей и их ориентация на конструктивное межличностное взаимодействие.
Ключевые слова: адаптация одаренных детей, неадаптированные и дезадаптированные одаренные дети, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
SUMMARY
The article deals with the practice-oriented aspect of adaptation of gifted children in the educational environment of primary school. As a result of empirical research, a direct (linear) relationship of adaptability to the relevant properties of the individual, self-esteem, self-confidence, value consciousness, and the family way of bringing up is established.
The author presents a program of psychological and pedagogical assistance of gifted children, which allowed creating an environment favorable for the adaptation of gifted children in primary school and, accordingly, for the formation of relevant adaptations of personality traits, self-esteem, self-confidence, value consciousness. Under these conditions, the education of unadapted and maladjusted of gifted children and their focus on constructive interpersonal interaction.
Keywords: adaptation of gifted children, unadapted and maladjusted gifted children, psychological and pedagogical assistance of gifted children
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4: Детская психология -432 с.
2. Глузман Н. А. Определение структуры готовности учителей к развитию одаренности детей и подростков: теоретический аспект // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 63-67.
3. Губа В. П. Детская одаренность и талант: интегральная оценка, анализ диагностических методов / В. П. Губа, А. В. Солод-ников // Известия РАО. - 2015. - № 3. -С. 71-78.
4. Давкуш Н. В. Понятие одаренности и особенности ее выявления у детей // Сборник материалов I научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей», 4-5 октября 2017 г. / Под ред. Глузман Н. А. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. - С. 64-69.
5. Картавая Ю. К. Система работы с одаренными детьми в модельном центре дополнительного образования «Дар» // Сборник материалов I научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей», 4-5 октября 2017 г. / Под ред. Глузман Н. А. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. - С. 82-90.
6. Романов В. А. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося как условие реализации ФГОС при работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Сборник материалов I научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей», 4-5 октября 2017 г. / Под ред. Глузман Н. А. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. - С. 24-36.
7. Скрипкина Т. П. Психология доверия. -М.: Академия, 2000. - 264 с.
8. Старовойтенко Е. Б. Детерминация психического // Предмет и метод психологии: антология / Под ред. Е. Б. Старовойтенко. -М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. -С. 474-490.