Научная статья на тему 'Особенности социально-педагогического сопровождения одаренных детей'

Особенности социально-педагогического сопровождения одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ВИКТИМИЗАЦИЯ / VICTIMIZATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / DIAGNOSTICS OF ENDOWMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарев Олег Александрович

В статье обоснованы необходимость организации целенаправленного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях образовательной организации. Раскрыты проблемные особенности социализации одаренных детей, предложена авторская трактовка понятия «социально-педагогическое сопровождение одаренных детей». Подробно раскрыты мероприятия, входящие в комплекс данного сопровождения: просвещение родителей в области обучения и воспитания одаренных детей, их знакомство с методами диагностики одаренности. Особенное внимание в статье уделено формам профилактики виктимизации одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN

In article the author proved need of the organization of purposeful social and pedagogical support of gifted children in the conditions of the educational organization, revealed problem features of socialization of exceptional children, offered the own interpretation of the concept «social and pedagogical support of gifted children», revealed the actions entering a complex of this maintenance in detail: education of parents in the field of training and education of exceptional children, their acquaintance to methods of diagnostics of endowments and paid special attention to forms of prevention of victimization of exceptional children.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-педагогического сопровождения одаренных детей»

УДК 376.545

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-2(36)-22-26

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Токарев Олег Александрович

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, Россия, г. Тамбов e-mail: bg2128506a@yandex.ru

В статье обоснованы необходимость организации целенаправленного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях образовательной организации. Раскрыты проблемные особенности социализации одаренных детей, предложена авторская трактовка понятия «социально-педагогическое сопровождение одаренных детей». Подробно раскрыты мероприятия, входящие в комплекс данного сопровождения: просвещение родителей в области обучения и воспитания одаренных детей, их знакомство с методами диагностики одаренности. Особенное внимание в статье уделено формам профилактики виктими-зации одаренных детей.

Ключевые слова: одаренные дети, социально-педагогическое сопровождение, родители, диагностика одаренности, профилактика, виктимизация, социализация

Одаренные дети по-своему уникальны. Они обладают целым рядом особенностей, которые отличают их от большинства сверстников. Эти особенности дают им преимущество перед другими. Но они же создают весьма существенные трудности для социализации.

Особенностью одаренного ребенка является то, что при высоком уровне развития отдельных способностей и сфер психики ребенка, у него может наблюдаться отставание в других сферах. В частности, выдающиеся интеллектуальные и творческие способности могут сочетаться с низким уровнем социального развития и коммуникативных навыков, вследствие чего ребенок не сможет самостоятельно, без посторонней помощи адаптироваться в социуме.

Решение проблем одаренных детей очень важная, актуальная и при этом сложная задача. Она требует к себе внимания специалистов разного профиля, не только представителей педагогических специальностей, но и всех тех, кто так или иначе, в силу своей профессиональной деятельности способен воздействовать на социализацию одаренных детей: политиков, законотворцев, экономистов, работников служб трудоустройства и многих других. Это позволяет поставить вопрос о необходимости формирования системы социально-педагогического сопровождения одаренных детей.

В. А. Лазарев дает следующее определение понятию «педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников» - это процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию индивидуальной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера [1].

Опираясь на данное определение, анализ научно-педагогической литературы и полученный в процессе практической работы опыт, мы предлагаем следующее определение социально-педагогического сопровождения одаренных детей.

Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей - это комплекс просветительских, диагностических, профилактических и коррекционно-реабилитационных мероприятий, направленных на проектирование и создание условий для успешной социализации одаренных детей и подростков, реализацию их личностного потенциала.

Остановимся отдельно на каждом смысловом понятии в данном определении.

Как уже было сказано, социально-педагогическое сопровождение одаренных детей - это деятельность, которая осуществ-

ляется в комплексе, благодаря всестороннему воздействию специалистов разных педагогических профессий и, главным образом, социального педагога, на социализацию детей. Решение какой-либо одной проблемы социального становления подростка, безусловно, способствует успешному осуществлению его социализации, но необходимо учитывать, что человек - это сложная открытая социальная система, элементы и подсистемы которой находятся в постоянном взаимодействии [2]. Таким образом, прогресс, происходящий в одной из подсистем, несомненно, влечет за собой преобразования в других подсистемах, но при этом данная подсистема сама ощущает на себе противодействующее влияние других элементов системы и прогресс замедляется. Иными словами, только при одновременном положительном воздействии на многие элементы системы возможно добиться устойчивого прогрессивного изменения в личностном развитии ребенка.

Таким образом, содействие позитивной социализации одаренного ребенка включает в себя комплекс различных мероприятий, каждое из которых, по сути, представляет собой целенаправленную, сознательно организованную деятельность по достижению определенной педагогически значимой задачи.

В первую очередь к этим мероприятиям относится просвещение родителей и педагогов в области воспитания одаренных детей. Оно может осуществляться в форме курсов повышения квалификации для преподавателей, обучающих семинаров для родителей. Большую помощь в этом направлении способны оказать средства печати и массовой информации - не только специализированные педагогические издания, но и газеты, журналы, телевизионные каналы, рассчитанные на широкую аудиторию. Подобные источники информации ненавязчиво воздействуют на родителей, формируя их культуру, в том числе и педагогическую. Трансляция в СМИ сведений об особенностях развития, воспитания и образования одаренных детей, об их проблемах и трудностях, поможет привлечь внимание общества к этому вопросу и позволит сформировать у людей начальный уровень педагогической культуры в этой сфере. В это же время специальные педагогические издания способны углубить первоначальные знания, развить у людей интерес к данной проблеме и, в определенной степени,

навыки воспитания детей с высоким уровнем развития способностей [3].

Просвещение родителей должно осуществляться и в области диагностики детской одаренности. Многие родители хотят воспитать будущего гения, а потому склонны приписывать своим детям даже те качества, которыми они в действительности не обладают. Поэтому весьма кстати будет предоставить им возможность самим определить наличие одаренности у своего ребенка, если они по какой-то причине не хотят обращаться за помощью к детскому психологу [4]. Это можно сделать, публикуя тестовые диагностические методики определения одаренности, как в педагогических, так и в популярных информационных изданиях. Кроме того, можно издавать определенный раздаточный материал, доступный для всех родителей, который будет распространяться в детских садах и школах. Этот материал может быть включен в методический раздел для родителей на сайте школы. Подобные методические разделы на сайтах существуют в ряде школ, и размещение в них тестовых методик предоставит прекрасную возможность для первоначальной диагностики одаренности у детей [5].

Но, безусловно, диагностика детской одаренности не может останавливаться на уровне просвещения родителей. В этой работе большую помощь социальному педагогу могут оказать психологи детских образовательных организаций и, в первую очередь, детских садов. Именно в детском саду можно отследить раннее развитие ребенка, определить его способности и общий темп его развития. В то время, как своевременное определение одаренности позволит разработать индивидуальную программу развития ребенка и создать необходимые условия для его успешной социализации, диагностика степени виктимизации ребенка в совокупности с серией личностных тестов поможет определить, насколько существующие условия соответствуют потребностям ребенка, позволит выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в его личностном развитии. В дошкольном и младшем школьном возрасте для этой цели можно воспользоваться комплексом личностных, в частности проективных, диагностических методик («Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др.). Чем раньше удастся выявить проблемы в личности, характере и поведении ребенка,

тем больше вероятность того, что эти проблемы удастся безболезненно устранить и предотвратить виктимизацию одаренного ребенка. Для определения степени виктими-зации в более старшем, подростковом возрасте, нами был разработан специализированный тест.

Основная часть диагностики должна осуществляться при приеме ребенка в учебное заведение. В настоящее время дети, поступая в детский сад, и тем более в школу, проходят тщательное психологическое тестирование с целью выявить главным образом уровень их личностной готовности к обучению в данном учебном заведении. Имеющийся у психологов набор тестовых методик следует при этом дополнить диагностикой детской одаренности и личностными тестами.

Профилактика - одна из самых важных составляющих социально-педагогического сопровождения одаренного ребенка. Осуществление профилактики является главной задачей социального педагога, поскольку эта работа направлена не на решение уже возникшей проблемы, а на ее предотвращение. В работе социального педагога с одаренными детьми на первое место выходит профилактика их виктимизации. Иными словами, правильно организованная работа с одаренным ребенком позволяет обеспечить его успешную социализацию и не допустить отклонений в его личностном развитии, будь то неблагоприятное изменение характера, психологическая травма или неврологическое заболевание. Поэтому профилактика виктими-зации одаренных детей происходит в процессе грамотной воспитательной работы, проводимой педагогически образованными родителями, компетентными в вопросах воспитания данной группы детей, и квалифицированными педагогическими работниками (социальными педагогами, психологами, воспитателями, учителями и т.д.), которые знают особенности личностного развития, характера и поведения одаренных детей и учитывают их в своей работе [6].

Профилактика виктимизации одаренного ребенка заключается в создании для него благоприятных условий социализации, которые будут способствовать его развитию и реализации им своего личностного потенциала, заложенных в нем задатков, развитию его способностей, что, в свою очередь, достигается путем дифференцированного обучения. Среди направлений последнего наи-

большую ценность в плане профилактики имеет создание специализированных классов (школ), обучающихся по специально разработанным программам. Данная форма работы предоставляет особые условия для развития детей, соответствующие их потребностям и личностным особенностям. Таким образом учитывается возможное влияние виктимогенных факторов на социализацию ребенка и предпринимаются меры по их нейтрализации.

Широкие возможности для самореализации ребенка предоставляют проводимые на базе образовательной организации творческие конкурсы и специализированные олимпиады, в частности, имеющие выход на всероссийский уровень. Они позволяют ребенку не только реализовать себя в практической деятельности, но и получить значимую оценку своих достижений.

Отдельно следует остановиться на такой форме профилактики, как тренинг. Работа с детьми в тренинговых группах помогает развивать у них социально-ценные качества и навыки, формирует психологическую устойчивость личности, вследствие чего ребенок становится менее уязвимым к негативным влияниям среды.

Кроме профилактической функции, тренинг выполняет коррекционно-реабили-тационную функцию, позволяя уменьшить проявления негативных особенностей личности, усиливая при этом положительные качества ребенка. Реабилитационное воздействие тренинга проявляется в развитии у детей тех социально ценных качеств и навыков, которые необходимы им для успешного функционирования в социуме, но деформировались в результате негативного влияния среды на их социализацию. Проявлениями нарушений, говорящих о необходимости реабилитации, могут быть чрезмерная замкнутость, стеснительность ребенка, его истеричность или агрессивность, нервозность, напряженность, излишнее возбуждение.

Функция проектирования специальных условий для социализации одаренных детей в рамках их социально-педагогического сопровождения проявляется в создании социально-педагогических профилактических проектов, которые могут предполагать, в том числе, и проведение тренингов.

Тренинг представляет собой одну из групповых форм работы с одаренными детьми. Другой продуктивной формой являются

тематические смены в детских оздоровительных лагерях, как работающих на базе данного учебного заведения, так и самостоятельно функционирующих. Подобный отдых позволяет детям не только реализовать свои способности, но получить ценный опыт и навыки коллективной творческой деятельности, межличностного взаимодействия, способствуя тем самым адаптации ребенка в социуме.

Безусловно, несмотря на то, что групповая форма работы должна являться основной в образовательной организации, она, тем не менее, не может быть единственной в социально-педагогическом сопровождении одаренных детей. Опыт коллективной деятельности непременно должен подкрепляться работой на уровне личности, включающей беседы, индивидуальное психологическое консультирование, специализированные психолого-педагогические методики диагностики, коррекции и реабилитации, психологические игры. Это задача психолога и социального педагога образовательного учреждения.

Таким образом, осуществляемые в совокупности различные формы поддержки одаренных детей, составляющие их социально-педагогическое сопровождение, позволяют нейтрализовать и устранить неблагоприятное влияние условий социализации. В настоящее время как таковой системы сопровождения одаренных детей не существует. Имеются лишь некоторые попытки ее создания, разрабатываются отдельные формы поддержки одаренных детей. Но даже та работа, которая сегодня проводится в нашей стране, позволяет существенно снизить риск виктимизации одаренных детей. Тем не менее, эта работа все же нуждается в дальнейшем усовершенствовании. Задачей социального педагога является разработка и включение в педагогическую практику новых форм работы, позволяющих в большей степени учесть интересы ребенка. Для того, чтобы минимизировать риск виктимизации одаренных детей, необходимо, чтобы данный специалист владел комплексом мер социально-педагогического сопровождения названной целевой группы.

Литература

1. Лазарев В. А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: автореф. ... дис. докт. пед. наук. Ярославль, 2005.

2. Макарова Л. Н. Индивидуально-типологические особенности преподавателя вуза // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5(51). С. 267-272.

3. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М., 2014.

4. Марченко Е. В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка // Одаренный ребенок. 2010. № 6. С. 115-121.

5. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты / под. ред. Матюшкина А. М., Матюшкина А. А. М., 2008.

6. Токарь И. Школьные проблемы одаренных детей: профилактика, диагностика, коррекция // Коррекционно-развивающее образование. 2012. № 2. С. 36-47.

References

1. Lazarev V. А. Pedagogicheskoye soprovozh-deniye odarennykh starsheklassnikov [Pedagogical support of gifted seniors] : avtoref. ... dis. dokt. ped. nauk. Yaroslavl', 2005.

2. Makarova L. N. Individual'no-tipologicheskiye osobennosti prepodavatelya vuza [Individual and typological features of the teacher of higher education institution] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2013. № 5(51). S. 267-272.

3. Monks F., Ipenburg I. Odarennye deti [Gifted children]. M., 2014.

4. Marchenko E. V. Vzaimodejstviye psikhologa s roditelyami odarennogo rebenka [Interaction of the psychologist with parents of the gifted child] // Odarennyj rebenok. 2010. № 6. S. 115-121.

5. Chto takoye odarennost': vyyavleniye i razvitiye odarennykh detej: klassicheskiye teksty [What is endowments: identification and development of gifted children: classical texts] / pod. red. Matyushkina А. M., Matyushkina А. А. M., 2008.

6. Tokar' I. Shkol'nye problemy odarennykh detej: profilaktika, diagnostika, korrektsiya [School problems of gifted children: prevention, diagnostics, correction] // Korrektsionno-razvivayushcheye obrazovaniye. 2012. № 2. S. 36-47.

* * *

FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN

Tokarev Oleg Aleksandrovich

The Center of Medical Pedagogics and the Differentiated Training, Russia, Tambov e-mail: bg2128506a@yandex.ru

In article the author proved need of the organization of purposeful social and pedagogical support of gifted children in the conditions of the educational organization, revealed problem features of socialization of exceptional children, offered the own interpretation of the concept «social and pedagogical support of gifted children», revealed the actions entering a complex of this maintenance in detail: education of parents in the field of training and education of exceptional children, their acquaintance to methods of diagnostics of endowments and paid special attention to forms of prevention of victimization of exceptional children.

Key words: gifted children, social and pedagogical support, parents, diagnostics of endowments, prevention, victimization, socialization

Об авторе:

Токарев Олег Александрович, социальный педагог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Тамбов

About the author:

Tokarev Oleg Aleksandrovich, the Social Teacher of the Center of Medical Pedagogics and the Differentiated Training, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.