Научная статья на тему 'Актуальные направления обучения технологиям обеспечения личной безопасности отдельных категорий государственных служащих'

Актуальные направления обучения технологиям обеспечения личной безопасности отдельных категорий государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИКЛАДНОЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ДОПУСТИМАЯ САМООБОРОНА / ПРИКЛАДНАЯ СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Кузнецов Павел Константинович, Назаренко Евгения Александровна

В статье проводится анализ возможных направлений обучения и подготовки отдельных категорий государственных служащих в процессе реализации программ по обеспечению личной безопасности в системе высшего образования. Содержание программ основывается на исследовании передового опыта силовых структур в России и мире. Овладение знаниями, умениями и навыками для формирования гармонически развитой личности безопасного типа средствами ряда дисциплин высшего образования, в том числе «Физической культуры», «Безопасности жизнедеятельности», «Психологии». Имея своей целью преемственность и взаимосвязь этих дисциплин в контексте образовательного процесса, целенаправленной очередности формирования обозначенных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Кузнецов Павел Константинович, Назаренко Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevant directions of training to technologies of ensuring personal security of separate categories of public servants

The article contains the analysis of the possible directions of education and training of the separate categories of the public servants in the course of implementation of the programs for ensuring the personal security in the system of the higher education. The contents of programs are based on the research of the best practices of law enforcement agencies in Russia and the world. Mastering the knowledge, skills for formation of harmoniously developed identity of safe type by means of a number of disciplines of the higher education, including "Physical culture", "Health and safety", "Psychology". Aiming at continuity and interrelation of these disciplines in the context of educational process, purposeful sequence of formation of the designated competences

Текст научной работы на тему «Актуальные направления обучения технологиям обеспечения личной безопасности отдельных категорий государственных служащих»

4. Караван, А.В. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов / А.В. Караван, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 5-7.

5. Панченко, И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-34.

6. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности / В.А. Таймазов, А.Э. Болотин, С.А. Цветков, В.Е. Михеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 169-172.

REFERENCES

1. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 68-72.

2. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "Pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.

3. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.

4. Caravan, A.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 5-7.

5. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-34.

6. Taymazov, V. A., Bolotin, A. E., Tsvetkov, S.A., and Mikheyev, V.E. (2015), "The indicators characterizing readiness of fighting swimmers for military professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 169-172.

Контактная информация: avr1592@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2017

УДК 796.011.3

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СЛУЖАЩИХ

Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Евгения Александровна Назаренко, старший преподаватель, Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Михаил Борисович Перельман, старший преподаватель Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

В статье проводится анализ возможных направлений обучения и подготовки отдельных категорий государственных служащих в процессе реализации программ по обеспечению личной безопасности в системе высшего образования. Содержание программ основывается на исследовании

передового опыта силовых структур в России и мире. Овладение знаниями, умениями и навыками для формирования гармонически развитой личности безопасного типа средствами ряда дисциплин высшего образования, в том числе «Физической культуры», «Безопасности жизнедеятельности», «Психологии». Имея своей целью преемственность и взаимосвязь этих дисциплин в контексте образовательного процесса, целенаправленной очередности формирования обозначенных компетенций.

Ключевые слова: безопасность государства и личности, преемственность программ обучения, личность безопасного типа, тактико-специальная и психологическая подготовка, прикладной рукопашный бой, допустимая самооборона, прикладная стрелковая подготовка.

RELEVANT DIRECTIONS OF TRAINING TO TECHNOLOGIES OF ENSURING PERSONAL SECURITY OF SEPARATE CATEGORIES OF PUBLIC SERVANTS

Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg legal institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation; Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Konstanti-novich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, Northwest institute of management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Evgeny Ale-ksandrovna Nazarenko, the senior teacher, Maria Viktorovna Puchkova, the senior teacher, St. Petersburg legal institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation; Mikhail Borisovich Perelman, the senior teacher, Saint Petersburg State

University of Aerospace Instrumentation

Annotation

The article contains the analysis of the possible directions of education and training of the separate categories of the public servants in the course of implementation of the programs for ensuring the personal security in the system of the higher education. The contents of programs are based on the research of the best practices of law enforcement agencies in Russia and the world. Mastering the knowledge, skills for formation of harmoniously developed identity of safe type by means of a number of disciplines of the higher education, including "Physical culture", "Health and safety", "Psychology". Aiming at continuity and interrelation of these disciplines in the context of educational process, purposeful sequence of formation of the designated competences

Keywords: safety of the state and personality, continuity of programs of training, identity of safe type, tactical and special and psychological preparation, applied hand-to-hand fight, admissible self-defense, applied shooting preparation.

Понятие безопасности личности впервые обозначилось в международном лексиконе в конце двадцатого века. Ещё в 1994 г. в докладе ООН о развитии человеческого потенциала были выделены компоненты безопасности личности: безопасность для здоровья, безопасность для меньшинств, личная безопасность, политическая безопасность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность, экономическая безопасность. Эмма Ротшильд придала безопасности всеобъемлющее значение: «Безопасность — это условие, благодаря которому становится возможным все остальное». В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция смещения значимости этого термина от безопасности государств к безопасности граждан, на почве того, что с каждым годом жизнь предъявляет все большие требования для комфортного, безопасного существования каждого человека в условиях постоянно меняющейся окружающей среды: природной, социальной, техногенной. Неизменным для устойчивого и комфортного проживания остается необходимость овладения человеком современными, актуальными на данном этапе, знаниями по здоровьесберегающим технологиям, действиям в экстремальных ситуациях, умениям быстрой адаптации к меняющимся условиям существования, воспитания психологической готовности предвидеть и анализировать развитие ситуаций чрезвычайного характера, принимать правильные решения и действовать в условиях ограниченного времени при экстремальных ситуациях. Под личной безопасностью государственных служащих мы подразумеваем защищенность жизни и здоровья человека от опасных воздействий в сфере

социальной и профессиональной деятельности. Она включает в себя три взаимосвязанных компонента: психофизический, специально-тактический и профессионально-нравственный, которые мы рассматриваем «для тех категорий госслужащих, работа которых является по сути конфликтной по отношению к определенным слоям общества. На сегодняшний день действующее законодательство разрешает определенным категориям госслужащих (работники прокуратуры, следственного комитета) иметь на условиях постоянного ношения ручное стрелковое оружие. Парадокс ситуации состоит в том, что с целым рядом категорий госслужащих практически не проводится никакой плановой работы в этом направлении. Регулярные сводки с мест происшествий показывают, что достаточно часто граждане оказываются в ситуациях, когда для преодоления кризисных моментов приходится рассчитывать только на себя. В таких случаях проблема обеспечения личной безопасности при преодолении кризисной ситуации не только обычных граждан, но и отдельных категорий госслужащих из плоскости теоретических предпосылок становится реальной» [1].

О значимости и актуальности плановых учебных занятий по этому направлению уже неоднократно говорилось для специальностей юридической направленности (служащих МВД, следственного комитета, прокуратуры). Назрела необходимость введения дисциплин по обеспечению личной безопасности для специальностей, связанных с подготовкой отдельных категорий государственных служащих. Занятия по личной безопасности могут быть реализованы в рамках отдельной дисциплины, как обязательного факультатива или как темы направления профессионально-прикладной физической подготовки на старших курсах по дисциплине «Физическая культура» элективного блока. «Личная профессиональная безопасность государственного служащего во многом зависит от него самого, от его общей подготовленности и профессионального опыта. Это не только физическая безопасность, хотя меры по снижению риска для жизни и здоровья при исполнении профессиональных обязанностей необходимы в первую очередь. Важную роль в обеспечении личной профессиональной безопасности играет владение специальной тактикой и методами действий в этом направлении. Не менее важна психологическая безопасность. Психологические перегрузки, стрессы, «накопление усталости», связанные с профессиональной деятельностью, также представляют немалую опасность, как для здоровья, так и для способности полноценно работать» [3].

Овладение знаниями, умениями и навыками для формирования гармонически развитой личности безопасного типа нашло свое выражение в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, направленных на формирование обозначенных компетенций средствами ряда дисциплин высшего образования, в том числе «Физической культуры», «Безопасности жизнедеятельности», «Психологии». Имея своей целью преемственность и взаимосвязь этих дисциплин в контексте образовательного процесса, необходимо в ходе их реализации сочетать теоретические, методические и практические составляющие. Их направленность: повышение возможностей обучающихся по формированию здорового образа жизни, уровня развития здоровья, необходимого для полноценной профессиональной деятельности, обеспечение личной безопасности в изменяющемся мире, овладение здоровье сберегающими технологиями. По нашему мнению, в образовательной сфере на базе уже обозначенных дисциплин необходимо ввести дисциплину, которая бы смогла накопительным совокупным эффектом внести новое наиболее важное, значимое и наиболее актуальное для современной действительности направление, обеспечивающее именно личную безопасность в жизни и в профессиональной деятельности. Рассмотрим особенности и порядок реализации предлагаемой дисциплины. Главной целью дисциплины «Личная безопасность отдельных категорий государственных служащих» является воспитание и формирование гармонически развитой личности безопасного типа. Основой для такой дисциплины может стать успешно апробированная в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации дисциплина «Личная безопасность работника

прокуратуры», «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации, а также реализация темы «Личная безопасность отдельных категорий государственных служащих», раздела профессионально-прикладная физическая подготовка дисциплины «Физическая культура» элективного блока в СевероЗападной академии государственной службы, ныне Северо-Западном институте управления РАНХ и ГС. Существующая практика такого обучения уже дает некоторые положительные результаты. В науке эта проблема уже получила теоретическое и научно-практическое обоснование. Исходя из выше перечисленного, мы предлагаем основные направления реализации такой образовательной программы обучения. Она содержит три взаимосвязанных раздела: прикладная психологическая и специальная тактическая подготовка, прикладной рукопашный бой, прикладная стрелковая подготовка. Все разделы имеют теоретические, методические и практические составляющие.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Материал предусматривает «овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания процессов функционирования общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового и безопасного образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности» [4].

Материал реализуется в ходе проведения лекционных, семинарских, практических занятий и самостоятельной работы студента. Он направлен на изучение следующих дидактических единиц:

• Предмет, задачи и содержание курса «Личная безопасность отдельных категорий государственных служащих». Специальная физическая подготовка, как основа обеспечения личной безопасности.

• Нормативные правовые акты и иные источники права по допустимым нормам самообороны, порядка и правил использования и применения оружия, и боевых приемов борьбы.

• Порядок и тактические способы применения боевых приемов борьбы, специальных средств, огнестрельного оружия государственными служащими для обеспечения личной безопасности в кризисной ситуации и при противодействии лицам, совершающим противоправные действия. Меры безопасности на занятиях прикладным рукопашным боем и огневой подготовкой.

• Назначение, боевые свойства, общее устройство и понятие о работе состоящих ныне на вооружении ручных осколочных гранат. Меры безопасности при их использовании.

• Классификация специальных средств. Средства индивидуальной броне защиты и средства активной обороны, назначение и их тактико-технические характеристики. Меры безопасности при обращении с данными видами специальных средств.

• Основы тактико-специальной подготовки. Особенности нахождения в районе вооруженного конфликта и контртеррористической операции. в чрезвычайных ситуациях социального, криминального, террористического характера.

• Профессионально-психологическая подготовка для преодоления возможных психологических трудностей при решении профессиональных задач с учетом психологических аспектов саморегулирования своих действий и поступков.

• История и перспективы развития стрелкового оружия. Огнестрельное оружие, его классификация и предназначение. Тактико-технические характеристики стрелкового оружия. Краткие сведения по внутренней и внешней баллистике. Порядок учета и выдачи ручного стрелкового оружия. Меры безопасности при обращении с оружием. Уголовная ответственность за утрату и хищение огнестрельного оружия и боеприпасов. Правила применения оружия.

• Опыт подготовки сотрудников силовых структур России и других государств по вопросам обеспечения личной безопасности при выполнении служебных обязанностей.

Проведение лекций сопровождается электронными презентациями материала. К лекции обязательно прилагаются вопросы для самостоятельного изучения, оценка которых проводится на основе представления электронных презентаций, подготовленных в составе назначенных групп на семинаре. Контрольные тестовые задания к лекциям выполняются после каждой лекции на основе изученного материала.

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Материал предусматривает овладение студентами различными методиками, направленными на обеспечение: здорового образа жизни и режима оптимальной двигательной активности, предотвращения попаданий в чрезвычайные ситуации, безопасных действий при попадании в экстремальные ситуации, совершенствования практических навыков самозащиты. Для создания внутреннего представления об опасности обучаемым предлагаются смоделированные опасные ситуации с целью поиска практические решения выхода из них. Материал методико-практического раздела программы представлен следующими дидактическим единицами:

• Методы и принципы обеспечения личной безопасности при выполнении служебных обязанностей.

• Методика американского психолога Хосе Сильва, направленная на появление уверенности в своих силах и повышения самообладания в чрезвычайной ситуации.

• Методика обучения боевым приемам борьбы. Методика самостоятельного совершенствования отдельных технических действий из арсенала боевых приемов борьбы. Действия руководителей и обучающихся в процессе занятий по прикладному рукопашному бою.

• Методика самостоятельного совершенствования техники стрельбы («холостая» стрельба, стрельба по белому листу, стрельба при снаряжении магазина боевыми и холостыми патронами, с выносом точки прицеливания (поправки), с объяснением точки попадания каждого выстрела в серии и средней точки попадания, быстрая стрельба с учетом отведенного на выстрел времени и т. д.). Действия руководителей и обучающихся в процессе занятий прикладной стрелковой подготовкой: при получении оружия и боеприпасов; на огневом рубеже; по окончании выполнения упражнения; в перерывах между выполнением упражнений (стрелковых серий); в процессе изучения материальной части оружия; в процессе «холостой» стрельбы.

Используемые методики проведения занятий, а также время, отводимое на изучение учебных вопросов, должны определяться исходя из содержания тем раздела и наличия учебно-материальной базы образовательного учреждения. В основе всех методик лежат следующие алгоритмы действий по обеспечению личной безопасности:

«1. Ожидай неожиданное. 7. Прежде чем войти — знай, где вы-

2. Руководствуйся здравым смыс- ход.

лом. 8. Имей план, особенно — на худ-

3. Не «разжигай» противника, «гаси» ший вариант.

его. 9. Знай, что о тебе знают.

10. Избегай шаблона, будь непред-

4. Владей: собой, информацией, ору- сказуем.

жием, ситуацией. 11. Не «замерзай» — действуй.

5. Необычное может быть сигналом 12. Используй свою неудачу. опасности. 13. Сделай стресс своим союзником.

6. Ключ к успеху — подготовка: в 14. Не расслабляйся слишком экстремальной ситуации ты действуешь быстро.

так, как научен. 15. Избегай «туннельного» видения.

16. Плохо — переоценить против- 18. Храбрость — сестра осторожно-ника, еще хуже — недооценить его. сти.

17. Верь себе — работай в команде. 19. Предотвращенная схватка — вы-Первыми погибают в одиночку. игранная схватка». [3]

Овладение методикой обеспечения личной безопасности проводится на методико-практических занятиях, в основе которых лежат ситуационные задачи и в процессе самостоятельной работы студента. Преподаватель заранее распределяет группы студентов согласно сюжетному заданию. При его выполнении задействованы все обучаемые: одни выполняют задание, другие помогают им, третьи оценивают правильность действий, а преподаватель выступает в роли эксперта. На практическом занятии по овладению методикой американского психолога Хосе Сильва каждый обучаемый выполняет рекомендуемые приемы психологической саморегуляции и аутогенной тренировки.

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Материал предусматривает овладение навыками личных и коллективных действий по применению практических мер обеспечения личной безопасности в случае попадания в чрезвычайные ситуации различного характера и реализуется в ходе учебно-тренировочных занятий по прикладному рукопашному бою, стрелковой подготовке и самостоятельной работы студента. Материал практического раздела программы представлен следующими дидактическим единицами:

• Прикладная физическая подготовка.

• Прикладная подготовка по применению боевых приемов рукопашного боя, как основа обеспечения личной безопасности. Прикладной рукопашный бой (перечень технических действий). Меры безопасности при изучении боевых приемов борьбы.

• Назначение, боевые характеристики, общее устройство и понятие о работе 9 мм пистолета Макарова (ПМ), автомата Калашникова и их модификаций. Порядок неполной разборки и сборки оружия. Порядок чистки и смазки оружия при регламентном обслуживании.

• Подготовка оружия к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их самостоятельного устранения.

• Изготовка к стрельбе: заряжание, снятие с предохранителя, хватка пистолета, принятие исходного положения для производства выстрела. Производство выстрела: прицеливание, удержание пистолета в створе «целик - мушка - мишень», координация дыхания, нажатие на спусковой крючок.

• Тренировка в прикладной стрельбе: стрельба из положений стоя, с колена и лёжа (с одной или двух рук) по неподвижным целям; стрельба из положений стоя, с колена и лёжа (с одной или двух рук) по появляющейся цели; стрельба из различных положений (с одной или двух рук) с переносом огня по фронту; стрельба из различных положений (с одной или двух рук) с переносом огня в глубину; приёмы скоростной стрельбы из пистолета с места; техника передвижения и приёмы ухода от возможного поражения при стрельбе в движении; приёмы скоростной стрельбы из пистолета в движении; выполнение упражнений учебных стрельб из пистолета.

• Выполнение нормативов и упражнений согласно Курсу стрельб.

• Огнестрельное оружие ограниченного поражения (травматическое оружие), его виды (ствольное и бесствольное). Боеприпасы травматического действия. Их тактико-технические характеристики. Порядок применения. Специальные средства: элекрошокеры, газовые распылительные устройства. Порядок применения. Меры безопасности при обращении с данным видом средств самозащиты.

При проведении практических занятий по специальной физической подготовке и прикладному рукопашному бою необходимо включать упражнения в парах, группах, упражнения игрового характера, направленных на развитие чувства дистанции, воли и

самообладания, быстрого принятия решения противодействия противнику в условиях дефицита времени и риска, но в сочетании с требованиями индивидуальной безопасности. Доктор биологических наук, профессор В. Г. Стрелец указывал, что развитию прикладных личностных качеств государственных служащих и управленцев способствуют занятия любыми видами единоборств: «...прежде всего, для самосовершенствования самоуправления необходимы самолюбие, самообладание, самоорганизация, самодисциплина и др., иначе -главные функции самоуправления. Эти качества формируют и развивают все виды спорта, но мы обратили внимание, что единоборства являются ведущими в этом отношении. Жизнь подтверждает, что представители этих видов спорта впоследствии становятся ведущими менеджерами, управленцами среднего и высшего звена как у нас в стране, так и за рубежом» [5].

Особое внимание на практических занятиях необходимо уделять психологической подготовке обучающихся, не только обучением использования методики, разработанной психологом Хосе Сильва, но и всеми доступными средствами физической культуры. В нашем случае в ходе тренировок по прикладному рукопашному бою и стрелковой подготовке. По мнению В.Г. Стрельца, в основе концепции психологической устойчивости человека лежит достижение гармонии, равновесия или баланса: «Равновесие - это основа жизнедеятельности человека. Известно, что устойчивость позы человека является объективным показателем функционального состояния организма, состояния его здоровья, работоспособности, психики и вообще функционирования всех жизненно важных систем. Тысячи различных причин могут вывести человека из равновесия. Это навык, который человек тренирует всю жизнь. Он обеспечивается большим комплексом сенсорных систем, который можно назвать шестым чувством, вибрационным осознанием или вне сенсорного осознания» [5].

Практические занятия могут проводятся в форме тактико-специальных учений на оборудованных базах по принципу «полного погружения». При такой форме обучения рекомендуем отрабатывать учебные вопросы по заранее утвержденному плану в темпе, присущем характеру изучаемого вопроса.

Для повышения эффективности образовательного процесса и обеспечению уверенных действий обучаемых в условиях экстремальных ситуаций целесообразно применять следующие методы и методические приемы:

- введение в ход занятия действий по внезапным командам и неожиданных усложнений;

- постепенное увеличение темпа деятельности на начальных этапах обучения и включение действий, требующих неожиданных быстрых решений на заключительном этапе;

- организация соревнований на контрольных занятиях с элементами упрощенных единоборств, по неполной сборке-разборке оружия, выполнения стрелковых упражнений на соревнованиях с «гандикапом» или командной «дуэлью»;

- создание заданных ситуаций, ведущих к временной неудаче и требующих в последующем от обучающегося выполнения ранее обозначенного, не доведенного до логического завершения действия из сложившихся условий;

- проведение практических занятий в условиях, максимально приближенных к реальным.

В ходе проведения текущей успеваемости, обучаемые выполняют:

- приемы и действия по прикладному рукопашному бою, согласно изучаемым темам;

- упражнения по прикладной стрельбе на базе электронного тира (при наличии тира для стрельбы из огнестрельного оружия выполняют упражнение ПМ-1, при наличии специального оборудования упражнение ПМ-3 по условиям упражнения РП-3);

- упражнения по неполной сборке и разборке оружия;

- тесты по материалам лекций;

- сюжетно-ролевые задания тактико-специальной подготовки (модели действий в чрезвычайной ситуации).

Итогам изучения дисциплины «Личная безопасности отдельных категорий государственных служащих» является оценка формирования способности к обеспечению личной профессиональной безопасности, которая включает в себя: систему специальных профессиональных мотиваций и установок, профессиональных привычек, специальных знаний, специальных навыков и умений, необходимых для обеспечения личной безопасности. На промежуточной аттестации по дисциплине в билеты зачета выносятся вопросы из трех разделов рабочей программы, два из которых носят практический характер и выполняются согласно сюжетному заданию и один вопрос по теоретической подготовке. Возможно проведение промежуточной аттестации в форме итогового комплексного учения. Целью учения является оценка практического владения обучаемыми знаниями, умениями и навыками обеспечения личной безопасности в условиях, максимально приближенных к практической деятельности по заранее отработанному сценарию.

Таким образом, формирование у государственных служащих способности к обеспечению личной профессиональной безопасности является системной педагогической задачей, предусматривающей целый комплекс направлений работы, обозначенной выше и требующей специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Наибольший эффект от реализации дисциплины по обеспечению личной безопасности возможен при условии систематизации её содержания с содержанием дисциплин «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Психология». Для этого возможно закрепление перечисленных дисциплин за одной кафедрой, тогда порядок их прохождения в учебных планах будет находиться в более тесной взаимной связи и целенаправленной очередности формирования обозначенных компетенций.

Считаем необходимым отметить, что организация практических занятий по освоению технических действий из арсенала прикладного рукопашного боя и стрелковой подготовки успешно решает проблему по вовлечению госслужащих в регулярные занятия физической культурой, а это, в свою очередь, в значительной степени компенсирует недостаток двигательной активности [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец, А.В. Организация специальной подготовки госслужащих в высших учебных заведениях / А.В. Агеевец, М.В. Пучкова // Сборник материалов VIII Международного научного конгресса «Спорт, человек, здоровье». Санкт-Петербург, 12-14 октября 2017 г. - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2017. - С. 430-432.

2. Агеевец, А.В. Тактика выживания отдельных категорий госслужащих в кризисных ситуациях : учебно-методическое пособие / А.В. Агеевец ; Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - 2-изд., доп. - СПб. : [б.и.], 2017. - 47 с.

3. Кикоть, В.Я. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : учебник / В.Я. Кикоть. — М. : Изд-во ЦОКР МВД РФ, 2009.

- 480 с.

4. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых ФГОС ВО / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 9-13.

5. Стрелец, В.Г. Человек и вселенная : психолого-педагогические и медико-биологические основы духовного и физического совершенствования человека : избранные лекции / В. Г. Стрелец.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- СПб. : ОЛИМП, 2005. - 147 с.

REFERENCES

1. Ageevets, A.V. and Puchkova, M.V. (2017), "Organization of special training of government employees in higher educational institutions", Collection of materials VIII of the International scientific

congress "Sport, Person, Health" St. Petersburg, on October 12-14, 2017, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 430-432.

2. Ageevets A.V. (2017), Tactics of survival of separate categories of government employees in crisis situations: an educational and methodical grant (the edition second added), The Lesgaft National State University of physical culture, sport and health, St. Petersburg.

3. Kikot, V.Ya. (2009), Educational work with staff in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: textbook, TsOKR Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow

4. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova, M.V. (2017), "Competence-based orientation of realization of two disciplines on physical culture and sport within new FGOS VO", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 9-13.

5. Strelets, V.G. (2005), Person and Universe: psychology and pedagogical and medical-biological bases of spiritual and physical improvement of the person: chosen lectures, OLYMPUS, St. Petersburg.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.12.2017

УДК 796.015.865

НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО В ДОНЕЦКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Сергей Иванович Белых, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Заслуженный тренер Украины, Донецкий национальный университет, Донецк

Аннотация

На примере Донецкого национального университета показаны проблемы и их решение по внедрению комплекса «Готов к труду и обороне» в высших учебных заведениях Донбасса, процесс которого запущен в Донецке в 2016 году. В статье излагается динамика развития нормативов данного комплекса с момента его возникновения и по настоящее время. Возрождение комплекса нормативов - это веление времени. Логично повышение требований к всесторонней физической подготовленности. Жизнь выдвигает все более высокие требования к физической составляющей человека. В статье обоснована необходимость определения уровня физической подготовленности учащейся молодёжи путем внедрения в учебный процесс сдачи нормативов комплекса «Готов к труду и обороне».

Ключевые слова: комплекс нормативов, комплекс упражнений, физическая подготовленность, предмет «Физическая культура».

STANDARDS OF COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" IN DONETSK NATIONAL UNIVERSITY: YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW

Sergey Ivanovich Belykh, the candidate of pedagogical sciences, professor, department chairman, Honored trainer of Ukraine, Donetsk National University, Donetsk

Annotation

On the example of Donetsk National University the author highlighted the problems and their solutions for the implementation of the complex "Ready for labor and defense" in higher educational institutions of Donbass, which has been launched in Donetsk in 2016. The article describes the dynamics of the development of the standards of this complex from the moment of its creation up to the present time. The revival of the complex regulations is imperative. It is logical to increase the demands for comprehensive physical fitness. Life has put forward the higher requirements to the physical component of man. The article has justified the necessity in determining the physical fitness level of students through introduction of the delivery of the standards of the complex "Ready for labor and defense" into educational process.

Keywords: set of standards, set of exercises, physical fitness, subject of "Physical culture".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.