Научная статья на тему 'Инновационное направление специальной подготовки отдельных категорий госслужащих'

Инновационное направление специальной подготовки отдельных категорий госслужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Пучкова Мария Викторовна

С учетом опыта по подготовке различных категорий госслужащих считаем крайне необходимым уделить особое внимание различным вариантам действий, связанных с быстрым извлечением огнестрельного оружия из кобуры, одновременным перемещением в зависимости от ситуации и подготовкой для производства выстрела. К большому сожалению, указанные действия часто представляются достаточно проблематичными не только для госслужащих, но и для сотрудников силовых структур и военнослужащих. В статье разработана и апробирована программа специальной подготовки государственных служащих по рукопашному бою, учитывающая эти замечания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Пучкова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative direction of special preparation of separate categories of civil servants

Taking into account the experience in preparation of the various categories of civil servants we consider it extremely necessary to pay special attention to various options of the actions connected with fast extraction of firearms from the holster, simultaneous movement depending on the situation and preparation for carrying out the shot. Unfortunately, the specified actions are often represented as rather problematic not only for civil servants, but also for the staff of power structures and the military personnel. The program for the special training of the public servants for hand-to-hand fight considering these remarks is developed and approved in the article.

Текст научной работы на тему «Инновационное направление специальной подготовки отдельных категорий госслужащих»

Педагогические науки

УДК 796.07

ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГОССЛУЖАЩИХ

Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор,

советник юстиции, Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, юрист 1 класса, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ

Аннотация

С учетом опыта по подготовке различных категорий госслужащих считаем крайне необходимым уделить особое внимание различным вариантам действий, связанных с быстрым извлечением огнестрельного оружия из кобуры, одновременным перемещением в зависимости от ситуации и подготовкой для производства выстрела. К большому сожалению, указанные действия часто представляются достаточно проблематичными не только для госслужащих, но и для сотрудников силовых структур и военнослужащих. В статье разработана и апробирована программа специальной подготовки государственных служащих по рукопашному бою, учитывающая эти замечания.

Ключевые слова: рукопашный бой, государственные служащие, программа специальной подготовки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p7-12

INNOVATIVE DIRECTION OF SPECIAL PREPARATION OF SEPARATE CATEGORIES OF CIVIL SERVANTS

Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Adviser of justice,

Maria Viktorovna Puchkova, the senior teacher, lawyer of the 1st class, St. Petersburg Legal Institute (branch) of Academy of the Prosecutor General's Office of the

Russian Federation

Annotation

Taking into account the experience in preparation of the various categories of civil servants we consider it extremely necessary to pay special attention to various options of the actions connected with fast extraction of firearms from the holster, simultaneous movement depending on the situation and preparation for carrying out the shot. Unfortunately, the specified actions are often represented as rather problematic not only for civil servants, but also for the staff of power structures and the military personnel. The program for the special training of the public servants for hand-to-hand fight considering these remarks is developed and approved in the article.

Keywords: hand-to-hand fight, public servants, program of special preparation.

Пожалуй, никогда еще за всю историю России в такой большой степени не касались практически всех граждан имеющиеся проявления криминализации и экстремизма, причем независимо от социального статуса любого гражданина, проживающего в нашей стране. Человек довольно часто остается наедине с недоброжелательной к нему социальной средой, при этом он вынужден надеяться только на себя при защите своей чести, достоинства, а иногда и самой жизни. В такой ситуации проблема обеспечения личной безопасности не только обычного гражданина, но и различных категорий государственных служащих из плоскости теоретических предпосылок становится реальной действительностью.

Реалии жизни современного общества постоянно требуют от государства, которое довольно часто играет роль статиста и стороннего наблюдателя, принятия четкой законо-

дательной базы, направленной на ликвидацию сложившейся в настоящее время в стране криминогенной обстановки и отлаженной системы подготовки отдельных категорий госслужащих к возможным вариантам воздействия на них различных проявлений экстремизма.

Сложность этой масштабной проблемы состоит в том, что ее нельзя решить, разрабатывая какие-то отдельные аспекты. Она не только комплексная в общепринятом понимании, но и широка, объемна по своей сути. Решение этой важной государственной задачи требует целенаправленного комплексного и системного подхода.

На наш взгляд, невозможно представить себе решение данной проблемы без привлечения ведущих специалистов в области обеспечения личной безопасности. И здесь, несомненно, ведущую роль должны сыграть те, кто еще недавно проходил службу в силовых структурах, подразделениях повышенной боеспособности. Имея бесценный личный опыт преодоления «кризисных ситуаций», они могут на высоком методическом уровне передавать его различным категориям госслужащих, особенно тем, чья деятельность сегодня носит определенную степень риска - например, работники Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и целый ряд других структур.

Естественно возникает вопрос - чему конкретно учить указанную категорию госслужащих. Отвечая на него можно сказать следующее: исторически сложившаяся система спортивных и боевых единоборств, как правило, ориентирует обучаемых на определенный способ ведения поединка: карате и бокс - применение ударов, самбо и дзюдо -использование бросков и болевых удержаний, айкидо - воздействие болевым захватом. Но как показывает практика, наиболее актуальной становится многоплановая подготовка госслужащих, позволяющая противостоять без оружия вооруженному холодным или огнестрельным оружием противнику; оказывать усиленное сопротивление более сильному одному или нескольким противникам одновременно; освобождаться от захватов и обхватов и многое другое. Такое многообразие задач заставляло и постоянно заставляет искать наиболее рациональные и эффективные пути подготовки госслужащих к успешному преодолению кризисных ситуаций. На наш взгляд, именно опыт использования некоторых методов подготовки сотрудников силовых структур, сможет оказать определенную помощь в процессе подготовки работников аппаратов различного уровня в решении проблемы обеспечения личной безопасности в повседневной жизни.

Конкретизируя данный аспект можно выделить основное предлагаемое направление подготовки госслужащих - изучение отдельных аспектов прикладного рукопашного боя. И здесь считаем необходимым отметить, что речь идет не о рукопашном бое, как виде спорта, а о виде специальной физической подготовке госслужащих. Считаем целесообразным привести следующие определения:

РУКОПАШНЫЙ БОЙ - вид ближнего боя вооруженного с невооруженным или двумя и более противниками.

ПРИЕМ РУКОПАШНОГО БОЯ - техническое действие, направленное на ограничение двигательной активности противника за счет дозированного болевого воздействия.

В рассматриваемом нами аспекте занятия по изучению отдельных элементов прикладного рукопашного боя носят, скорее, не учебно-тренировочный характер, а учебно-методический. На таких занятиях физическая нагрузка регулируется, исходя из физического состояния занимающихся.

На сегодняшний день в некоторых структурах, штатные работники которых являются аттестованными, имеют согласно действующего законодательства право на постоянное ношение огнестрельного оружия, в принципе не проводятся плановые занятия по огневой и специальной физической подготовке. Примером такого могут служить подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Особенно на первых занятиях необходимо дать понять занимающимся, что они вполне смогут выполнять многие технические действия из арсенала прикладного руко-

пашного боя. Довольно часто именно комплекс боязни, что «может ничего не получиться», сильно мешает ранее не занимавшимися какими-либо единоборствами осваивать учебный материал. И здесь очень многое зависит от профессионализма и мастерства проводящего занятие.

Одним из важнейших принципов, который постоянно реализуется на занятиях по изучению прикладного рукопашного боя, это самый важный принцип управления здоровьем человека - «не навреди».

Для реализации данного принципа используется достаточно большой объем теоретического материала и овладение практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе занятий специальными физическими упражнениями.

На практических занятиях по изучению технических действий из области прикладного рукопашного боя успешно решается проблема вовлечения граждан в регулярные занятия физической культурой, а это, в свою очередь, в значительной степени компенсирует недостаток двигательной активности.

Основная задача прикладного рукопашного боя, которая постоянно решается на практических занятиях - освоение занимающимися системы знаний и умений, которые позволяют успешно преодолевать «кризисные ситуации», в частности, при криминальной угрозе жизни и здоровью граждан. Овладение техническими действиями из арсенала прикладного рукопашного боя позволяет сохранить здоровье, не допустить получения травмы в случае «криминальной угрозы». Пользуясь случаем, считаем важным отметить, что многообразие технических действий из арсенала прикладного рукопашного боя позволяет выбирать из них такие, которые позволяют успешно ограничить двигательную активность агрессивно настроенной личности, не причиняя вреда ее здоровью. К таким техническим действиям относятся варианты «удержаний», которые используются в различных положениях (стойки, положения лежа и т.д.). Основой таких действий является использование «дозированного болевого воздействия» на различные части тела противника.

Занятия по прикладному рукопашному бою, как и другим видам единоборств, в значительной степени положительно влияют на эмоциональную разгрузку личности в плане погашения излишней агрессивности.

Для качественного и быстрого усвоения изучаемого материала большое значение имеет предупреждение и своевременное исправление ошибок. Чаще всего ошибки при выполнении того или иного технического действия являются следствием несовершенной методики, недооценки руководителем занятия дидактических принципов и методов обучения. Слабое знание обучаемыми техники выполнения приемов, нарушение четкой организации занятия, низкий уровень дисциплины также являются непосредственными причинами возникновения ошибок у занимающихся.

Как показывает практика, предупредить ошибку легче, чем ее исправлять. Поэтому крайне важно (особенно на начальном этапе обучения) своевременно предупреждать появление ошибок, не давать им закрепиться, выявлять и устранять причины, их вызывающие.

Так как в начале разучивания техника приема осваивается в общих чертах, анализ и оценка ее выполнения не должны быть слишком подробными.

Для преподавателя очень важно суметь отличить ошибку от индивидуальных особенностей техники выполнения приема занимающимися.

При групповом методе сначала следует указать и устранить ошибки, общие для всей группы, затем - индивидуальные (последние - с помощью персональных указаний и замечаний руководителя без остановки процесса обучения).

Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод сравнения, который состоит в демонстрации приема, выполненного с ошибкой (соблюдая при этом педагогический такт), а затем - без ошибки, с соответствующими пояснениями руководителя

занятия. Одной из важнейших задач, которую приходится постоянно решать руководителям на занятиях по специальной подготовке, является недопущение травм у занимающихся. Совершенно очевидно, что на практических занятиях по изучению боевых приемов борьбы упражнения выполняются в разнообразной обстановке на фоне значительных физических нагрузок и психического напряжения.

Как показывает опыт проведения такой работы, основными причинами травм на занятиях по изучению и тренировке приемов рукопашного боя являются такие как неграмотная организация занятий, слабое владение руководителем занятий методики обучения, низкая дисциплина у занимающихся, неподготовленность мест занятий и инвентаря.

Существуют различные организационные формы проведения занятий по специальной подготовке госслужащих, но на одной из них хотелось бы остановиться подробнее. Условно такая форма проведения занятия получила название «деловая игра» Основная задача такой организационной формы проведения занятий - дать возможность занимающимся выполнить технические действия из арсенала изученного материала, направленные на нейтрализацию угрозы жизни и здоровью, в условиях, смоделированных близко к реальным, с проведением одновременного хронометрирования.

В настоящее время совершается немало правонарушений, действия по пресечению которых успешно могут быть выполнены лишь группой граждан (например, нарушитель порядка слишком большого роста и веса). Поэтому весьма актуальна тема «Действия по нейтрализации угрозы в составе группы». При изучении данной тематики преподавателю необходимо объяснить занимающимся, что в подобной ситуации очень многое зависит как от каждого в отдельности, так слаженности в действиях группы в целом.

На наш взгляд, крайне необходимо перед изучением приемов прикладного рукопашного боя как отдельного предмета или составной части специальной подготовки госслужащих провести отдельное занятие на тему: «Уязвимые точки человеческого тела для нанесения ударов». Давно известно, что эффективность удара в поединке зависит не от силы, а от точности.

Автором на базе Северо-Западной академии государственной службы была разработана программа по специальной подготовке госслужащих по преодолению «кризисных ситуаций» на основе прикладного рукопашного боя. Данная программа включает в себя теоретический раздел. Первая лекция посвящена основам специальной физической подготовки госслужащих (цель, задачи, средства). Вторая лекция отражает основные точки поражения противника с применением приемов рукопашного боя и способы оказания доврачебной медицинской помощи.

Практический раздел посвящен непосредственно тем техническим действиям из области прикладного рукопашного боя, которые и позволяют преодолеть возможные кризисные ситуации. В данном разделе к первой группе изучаемого материала отнесены простейшие удары руками и ногами, а также комбинации из них. Одновременно с изучением ударов предполагается и ознакомление с вариантами защиты от них.

Вторая группа включает в себя изучение болевых приемов (приемов задержания или сдерживания) К ним относятся такие, как загиб руки за спину при подходе спереди, сзади; удушение плечом и предплечьем при подходе сзади, узел руки наверху и т.д.

Третья группа приемов предполагает изучение элементов бросковой техники -задняя, передняя подножки; бросок с захватом двух ног спереди и т.д.

В четвертую группу включены технические действия, которые позволяют успешно освобождаться от захватов и обхватов. В качестве примера можно привести такие приемы, как освобождение от захвата одежды на груди, освобождение от захвата туловища сзади и многие другие.

Традиционно высокий интерес у занимающихся вызывают два следующих раздела программы - обезоруживание от короткоствольного огнестрельного оружия и обезору-

живание от холодного оружия. В первом случае изучаются такие приемы, как обезоруживание при угрозе пистолетом в упор спереди, обезоруживание при попытке достать пистолет из оперативной подмышечной кобуры и ряд других. Во втором случае изучаются технические действия позволяющие избежать неприятностей при возможных вариантах атак с применением холодного оружия - обезоруживание при атаке ножом сверху, сбоку, снизу.

Сравнительно недавно программа по специальной подготовке госслужащих была дополнена материалом, направленным на изучение основ владения оружием самообороны. Некоторое время назад было произведено разграничение по данному виду гражданского огнестрельного оружия. В настоящее время оно делится на огнестрельное оружие ограниченного поражения и оружие самообороны.

Опыт проведения занятий по данной тематике показывает, что необходимо начинать с изучения материальной части (сборка и разборка пистолета, снаряжение магазина, меры безопасности при обращении с оружием).

На втором этапе занимающихся следует ознакомить с основами эффективного производства выстрела (приемы стрельбы, совмещение мушки и целика, обработка спуска).

На третьем этапе крайне желательно дать возможность занимающимся попрактиковаться в стрельбе из короткоствольного оружия.

С учетом опыта по подготовке различных категорий госслужащих считаем крайне необходимым уделить особое внимание различным вариантам действий, связанных с быстрым извлечением огнестрельного оружия из кобуры, одновременным перемещением в зависимости от ситуации и подготовкой для производства выстрела. К большому сожалению, указанные действия часто представляются достаточно проблематичными не только для госслужащих, но и для сотрудников силовых структур и военнослужащих.

В завершении хочется отметить, что материал, изложенный в указанной программе, успешно прошел апробацию на факультете повышения квалификации СевероЗападной академии государственной службы. В настоящее время программа предлагается студентам и слушателям Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец, А.В. Специальная физическая подготовка как основа индивидуальной безопасности : монография / А.В. Агеевец ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта.

- СПб. : [б.и.], 2000. - 115 с.

2. Агеевец, А.В. Тактика выживания отдельных категорий госслужащих в кризисных ситуациях : учебно-метод. пособие / А.В. Агеевец ; Национальный Государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2013.

- 43 с.

3. Агеевец, А.В. Учебно-методические сборы по специальной подготовке для работников прокуратуры / А.В. Агеевец, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 1 (119). - С. 18-21.

4. Колесников, В.В. Национальная безопасность, глобализация и модель экономики /

B.В. Колесников // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 4 (64). -

C. 136-144.

REFERENCES

1. Ageevets, A.V. (2000), Special physical preparation as basis of individual safety, monograph, publishing house Lesgaft Academy, St. Petersburg.

2. Ageevets A.V. (2013), Tactics of a survival of separate categories of civil servants in crisis situations, publishing house Lesgaft University, St. Petersburg.

3. Ageevets, A.V. and Puchkova, M.V. (2015), "Educational and methodical training sessions for special preparation of prosecutors", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1,

pp. 18-21.

4. Kolesnikov, V.V. (2014), "National security, globalization and model of economy", the Bulletin of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg University of Russia, No. 4 (64), pp. 136-144.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2015.

УДК 796.332.6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВСЕРОССИЙСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ) - АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ФИЗКУЛЬТУРНО-

СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, доцент, Президент, Ассоциация мини-футбола России, Москва

Аннотация

Автор рассматривает актуальную проблему совершенствования структуры всероссийских соревнований по мини-футболу. Приводятся основные данные проведенного социологического исследования, позволившие выявить в данной структуре лимитирующие факторы, а также определить их иерархию. На основании полученной информации Ассоциация мини-футбола России совместно с региональными физкультурно-спортивными организациями разработала и внедрила в практику развернутую инновационную структуру первенства России среди команд высшей лиги, учредила всероссийский турнир среди любительских команд крупных корпораций, предприятий, банков, а также экспериментальной турнир для учащихся, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях.

Ключевые слова: структура, спортивное соревнование, мини-футбол, совершенствование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p12-15

IMPROVEMENT OF STRUCTURE OF THE ALL-RUSSIAN COMPETITIONS IN MINI-FOOTBALL (FUTSAL) - ACTUAL TASK OF THE SPORTS ORGANIZATIONS Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogic sciences, President, Futsal Association of Russia, Moscow

Annotation

The author considers the actual problem of improvement of the structure of the All-Russian competitions in futsal. The specification of the conducted sociological research, which allowed revealing the limiting factors and also defining their hierarchy in this structure, is given. On the basis of the received information the Association of futsal of Russia together with the regional sports organizations designed and introduced in practice the developed innovative structure for the championship of Russia among the teams of the highest league, it founded the All-Russian tournament among the amateur teams of large corporations, enterprises, banks, and also the experimental tournament for the pupils who are trained in average professional educational institutions.

Keywords: structure, sports competition, futsal, improvement.

ВВЕДЕНИЕ

Развернутая структура спортивных соревнований - важный фактор эффективного развития того или иного вида спорта, позволяющая его популяризировать, сформировать условия для включения в активные занятия большого числа спортсменов, более полной реализацией их возможностей, а следовательно, и для повышения конкуренции среди них, роста их спортивного мастерства [4, 5, 7, 9].

В текущем сезоне отечественному мини-футболу исполнилось четверть века. За данный период этот вид спорта успешно развивался в нашей стране и достиг высоких результатов на международной арене. Успешно выступали в официальных соревновани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.