Научная статья на тему 'Актуальные аспекты регионального сопровождения проекта «Школа Минпросвещения России» в контексте принятия инноваций в системе образования'

Актуальные аспекты регионального сопровождения проекта «Школа Минпросвещения России» в контексте принятия инноваций в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / изменения / сопротивление изменениям / формирование команды / управленческая команда / Школа Минпросвещения России / региональное сопровождение / модернизационные сценарии и стратегии сопровождения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снегирева Т.В., Солодкова Е. А.

В статье представлен опыт регионального научно-методического сопровождения реализации федерального проекта «Школа Минпросвещения России»; актуализирована необходимость формирования управленческой команды для решения проблемы сопротивления внедрению инноваций как на региональном, так и на институциональных уровнях; рассмотрены возможности проекции пятикомпонентной управленческой модели на решение инновационных задач образовательной деятельности школы. Рассмотрены, в аспекте пятикомпонентной управленческой модели, модернизационные сценарии и стратегии сопровождения проекта региональным координатором – Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе Челябинского института развития образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снегирева Т.В., Солодкова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты регионального сопровождения проекта «Школа Минпросвещения России» в контексте принятия инноваций в системе образования»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.02

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТА «ШКОЛА МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ» В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Т.В. Снегирёва, Е.А. Солодкова

В статье представлен опыт регионального научно-методического сопровождения реализации федерального проекта «Школа Мин-просвещения России»; актуализирована необходимость формирования управленческой команды для решения проблемы сопротивления внедрению инноваций как на региональном, так и на институциональных уровнях; рассмотрены возможности проекции пятиком-понентной управленческой модели на решение инновационных задач образовательной деятельности школы. Рассмотрены, в аспекте пятикомпонентной управленческой модели, модернизационные сценарии и стратегии сопровождения проекта региональным координатором - Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе Челябинского института развития образования.

Ключевые слова: инновации, изменения, сопротивление изменениям, формирование команды, управленческая команда, Школа Минпросвещения России, региональное сопровождение, модернизационные сценарии и стратегии сопровождения.

В новом тысячелетии образование стало одним из основных полей битвы между странами за власть и экономическое процветание. Оно является ключевым фактором для устойчивого экономического роста и социальной стабильности. Главным образом, посредством создания условий для роста человеческого потенциала и его капитализации. Что, в свою очередь, опосредовано необходимыми условиями для развития образования, науки и технологий, а также обеспечения доступности качественного образования для всех слоев

населения. Кроме того, необходимо развивать систему непрерывного образования, чтобы люди могли постоянно обновлять свои знания и навыки. Также важно создавать условия для развития творческих способностей и инноваций.

Неизбежность внедрения инноваций в системе образования обусловлена рядом социальных вызовов. Демографические изменения требуют от системы образования адаптироваться к новым условиям, внедряя инновационные методы обучения и новые технологии. Экономика также ориентирована на квалифицированных специалистов, способных конкурировать на рынке труда. Соответственно, образование должно быть более гибким, чтобы осваивать потребности рынка труда и предоставить обучающимся возможность получить востребованные навыки. Адаптация к новым условиям социума, готовность к переменам являются результирующей точкой вектора направленности инноваций на развитие критического мышления, навыков решения проблем и социальных компетенций [4; 5].

Одним из ответов на актуальные вызовы в общем образовании стал проект «Школа Мипросвещения России» как проект, точечно определяющий ценностно-смысловую направленность школы, которая должна: быть готова к обучению большего количества детей, что требует внедрения инновационных методов и технологий обучения; обеспечивать комфортные условия обучения детей с особыми возможностями здоровья, что требует определенного профессионального развития и психологической готовности педагога; готовить выпускников, которые будут конкурентоспособными на рынке труда, обладающих необхо-

димыми навыками и компетенциями; воспитывать в детях социальную ответственность, критическое мышление, умение решать проблемы и работать в команде и т.д. Живой механизм проекта, учитывая реальные, действующие ориентиры социума, обеспечивает движение системы образования от многообразия инициатив к системообразующим, смысловым, векторно-направленным изменениям.

При этом, остается очевидным, что человек зачастую испытывает сложности при приспособлении к новым обстоятельствам или идеям, предпочитая оставаться в знакомой и удобной для него среде - даже если это означает отказ от новых возможностей или перспектив. Это вполне естественная реакция, которую можно объяснить человеческой природой. Когда дело доходит до внедрения изменений в организацию, многие сотрудники могут испытывать сопротивление этим изменениям. Только около тридцати процентов из них могут сразу принять новую реальность без каких-либо колебаний. Чтобы успешно управлять изменениями, важно понимать причины сопротивления и работать над их устранением. Кроме того, необходимо создать условия для непрерывного совершенствования процессов и генерации инноваций. Также важно помнить, что создание управленческой команды - это не просто решение о том, что все сотрудники являются

частью этой команды. Для этого требуется выполнение определенных условий и шагов.

Менеджмент и организационная психология располагают множеством работ о формировании команд, которые отражают динамику группы на разных стадиях ее развития [2; 3]. Так, на этапе формирования команды (статус «рабочая группа») следует учитывать индивидуальные качества каждого члена, такие как навыки, опыт, знания и мотивацию, чтобы обеспечить успешное выполнение задач, опираясь на некий потенциал становления будущей команды. И только на этапе функционирования (статус «реальная команда») появляется возможность старта для достижения максимальной продуктивности - достижения статуса «совершенная высокопроизводительная команда».

При этом, процесс жизненного цикла достижения высокого уровня командной работы наполнен компонентными смыслами (видение, навыки, мотивы (стимулы), ресурсы и план действий), необходимыми для успешного проведения организационных изменений. Если какой-либо из них отсутствует, изменения все равно могут произойти, но последствия, скорее всего, будут негативные. Суть данных смыслов описана и легко прослеживается через содержание пятикомпонентной управленческой модели М.Липпит (Mary Lippitt) в ниже представленной таблице 1 [7].

Таблица 1

Управление сложными изменениями (Dr. Mary Lippitt)

Видение + Мотивы (Стимулы) + Навыки + Ресурсы + План действий = ИЗМЕНЕНИЕ УСПЕХ

Видение + Мотивы (Стимулы) + Навыки + Ресурсы + План действий = ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО

Видение + Мотивы (Стимулы) + Навыки + Ресурсы + План действий = СОПРОТИВЛЕНИЕ

Видение + Мотивы (Стимулы) + Навыки + Ресурсы + План действий = ТРЕВОГА

Видение + Мотивы (Стимулы) + Навыки + Ресурсы + План действий = РАЗОЧАРОВАНИЕ

Видение + Мотивы (Стимулы) + Навыки + Ресурсы + План действий = ФАЛЬСТАРТ

Данная модель (авторские права принадлежат доктору Мэри Липпитт, 1987г.) может быть использована в любой образовательной организации для успешного внедрения изменений [6]. С ее помощью становится возможным определить видение изменений, необходимые навыки, мотивы сотрудников, ресурсы и план действий. «Выпадение» одного из компонентов горизонтальной цепочки приводит к значимому для команды результату, причем отрицательно индексированному. И только комплексная реализация всех пяти компонентов обеспечивает команде успех в последовательном проведении необходимых изменений в условиях нововведений.

Результат изменений, эффективные управленческие решения несомненно являются продуктом качественной, мотивированной деятельности команды школы (образовательной организации). При этом, необходимо учитывать влияние внешних условий на эффекты работы.

Возможности преодоление сопротивления нововведениям управленческой команды школы безусловно обеспечивается средствами регионального сопровождения проекта «Школа Минпросвещения России», а именно, (в обозначенной авторами проблематике) теми условиями, которые созданы в структуре региональной системы научно-методического сопровождения города Челябинска и Челябинской области. Ведущей организационной структурой - координатором проекта с 2022 года является Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе Челябинского института развития образования, который развивается как площадка реализации стратегий сопровождения четырёх модернизационных сценариев: проектный, стажировочный, информационный, консультационный (рисунок 1) [1, с.32].

Рисунок 1 - Стратегии сопровождения проекта «Школа Минпросвещения России»

в рамках модернизационных сценариев

Далее, в таблице 2, согласно обозначенным вождения проекта «Школа Минпросвещения стратегиям модернизационных сценариев, России» на компоненты управленческой представлена проекция регионального сопро- модели.

Таблица 2

Проекция регионального сопровождения проекта «Школа Минпросвещения России»

на компоненты управленческой модели

КОМПОНЕНТЫ

ВЕДУЩАЯ СТРАТЕГИЯ

ФОРМАТ СОПРОВОЖДЕНИ

СОБЫТИЯ

РЕЗУЛЬТАТ (при наличии компонента)

ВИДЕНИЕ (представление о том, какой

организация хочет стать после

проведения изменений; видение должно быть ясным: четким и понятным Д1Я всех)

Стратегия управления качеством на основе информационной политики «Управляем информацией - управляем качеством»

Организация проведения самодиагностики общеобразовательных организаций в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» и проведение анализа ее результатов для участников апробации_

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 06.09.2023 № 9272 «О направлении информационно-аналитической справки по результатам стартовой самодиагностики» СИЦ «Образование в Челябинской области»

Стратегия развития цифровой культуры «Формируем цифровую культу ру»

Размещение видеоконсультацин по результатам самодиагностики с примерами использования дашборда для анализа результатов

Видеоконсультацин на

информационно-

образовательной

платформе «Отличная

школа74.ги»: «Результаты

самодиагностики

«Школы

Минпросвещения России»: проблемно-ориентированный анализ, дефициты и

управленческие решения»

Стратегия менторского сопровождения «Делайте вместе с лучшими»

Проведение совещаний и

семинаров по

сопровождению внедрения проекта «Школа

Минпросвещения России» для муниципальных координаторов и для руководителей координаторов, управленческих команд_

1. тренд-сессин по внедрению проекта «Школа Минпросвещения России» в образовательных организациях Челябинской области дом муниципальных и школьных координаторов (27 января 2023 года, 18 апреля 2023 года, 19 октября 2023 года)

2. областной семинар в рамках проекта «Школа

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ (отсутствует

рассогласованность в работе команды, продуктивность близка к высокой, возможность дчя реализации потенциала группы)

общеобразовательных организаций — л "частников апробации и внедрения проекта «Школа Минпросвещения России» Минпросвещения России» (29 августа 2023 года) 3. тренд-сессия «Эффективные практики участия образовательных организаций Челябинской области в региональных и федеральных проектах развития суверенной национальной системы образования:» 4. День образовательной агломерации в Магнитогорском городском округе 14 сентября 2023 года

НАВЫКИ (знания, умения и навыки, которые необходимы для проведения изменений; это могут быть навыки управления проектами решения проблем, коммуникации и другие) Стратегия горизонтального обучения «Учимся в совместной практике» УВЕРЕННОСТЬ (отсутствует беспокойство по поводу недостаточной компетентности для решения определенных задач)

Организация повышения квалификации педагогических работников управленч ескнх команд по дополнительным профессиональным программам. учитывающих в содержании идеологию и модели внедрения проекта «Шкала Минпросвещения России» Проведены курсы повышения квалификации с привлечением 38 менторов из 21 образовательной организации с учетом результатов самодиагностики, а также содержанием ключевых условий и магистральных направлений по дополнительным профессиональным программам - «Формирование информационно-управленческой культуры педагога в условиях цифровой образовательной среды» (педагогические работники); - .(Проектирование внутренней системы оценки качества образования как аспект профессиональной деятельности педагога общеобразовательной организации» (педагогические работники); - «Проектирование и реализация программы развития образовательной организации в контексте федеральных и региональных трендов Формирования единого

образовательного пространства» (руководящие работники); - «Обновление содержания деятельности педагога при оценивании ключевых характеристик качества подготовки обучающихся» (педагогические работники). Количество слушателей, прошедших обучение — 1200 человек, из них 550 -целевой набор по результатам независимой оценки по выявленным профессиональным дефицитам педагогов в части оценочных и методических компетенций

РЕСУРСЫ (все. что необходимо для проведения изменений; ресурсы могут включать время. деньги, людей, технологии и другие) Стратегия адресного проектирования «Вырабатываем модельные решения» ВООДУШЕВЛЕНИЕ (реакция на то. что цель достижима из-за наличия необходимых ресурсов)

Разработка Модельных решений по формированию муниципальных программ развития системы управления качеством образования (методические рекомендации для МОУО) Подготовлен проект муниципального методического альбома сопровождения педагогических команд школ Минпросвещения, включающий: 1. Модель научно-методического сопровождения общеобразовательных организаций по внедрению проекта «Школа Минпросвещения России:»: 2. организационная структура с примерным распределением функций по научно-методическому сопровождению общеобразовательных организаций по внедрению проекта «Школа Минпросвещения России» в Челябинской области 3. Муниципальная дорожная карта комплексного сопровождения общеобразовательных организаций в рамках проекта «Школа Минпросвещения России:»

«ДИРЕКТОРСКИИ ЧАС»: с первыми руководителями по актуальным вопросам эффективного управления шкалой (цикл по проекта «Шкала Минпросвещения России») проекта «Школа Минпросвещения России: 1. Алгоритм работы управленческой команды школы в рамках проекта «Шкала Минпросвещения России» 2. Работа с пособиями и материалами ГЪУ ДПО «ЧИРО» при формировании / корректировке программы развитая

Представление, обобщение и распространение успешных практик реализации проекта «Шкала Минпросвещения России» в рамках секции \"Ш межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования» Проведение двух сессий в рамках содержания проекта «Школа Минпросвещения России» Концепция конференции ЬПрз: conf.chiro74.ru рЪоп 1Шр5:;. conf.chiro74.ru'

ПЛАН ДЕЙСТВИИ (последовательность шагов. которые НУЖНО выполнить для проведения изменений; план должен быть реалистичным, измеримы:.! и конкретным.) Стратегия горизонтального обучения «На шаг впереди» ПРИЦЕЛЬНОСТЪ (цель достижима. направленность на успех)

Формирование Дорожной карты апробации и внедрения проекта «Шкала Минпросвещения России» Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 09.12.2022 № 02/2807 «Об утверждении дорожной карты апробации и внедрения проекта «Школа Минпросвещения России» в систем}- общего образования Челябинской области в 2022-2023 годах»

Организация деятельности межмуниципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации 1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 08.02.2023 г. № 0282 «О проведении семинара «О Дорожной карте межм\'ниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на 2023 год (в рамках образовательной агломерации)» 16 февраля 2023 года

2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 27.02.2023 №01/459 «Об утверждении Комплексной Дорожной карты межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования в рамках образовательной агломерации по обеспечению эффективного управления качеством образования на 2023 год» 3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.03.2023 №02/654 «Об утверждении состава муниципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации по обеспечению эффективного управления качеством образования на 2023 год»

МОТИВЫ (причины. по которым сотрудники хотят проводить изменения; мотивы могут бьггь связаны с повышением удовлетворенности работой, улучшением производительности и достижением новых целей) Основные затруднения при реализации проекта «Школа Минпросвещения России»: - Низкая мотивация управленческих команд общеобразовательных организаций в сфере инновационной образовательной политики (в рамках проекта) как следствие инерции привычных форм и методов работы - Отсу тствие недостаточность командной информационной открытости руководителя школы (стремление к сотрудничеству с другими руководителями) - Сопротивление нововведениям, вызванное неопределенностью Проекта с точки зрения нормативного закрепления на федеральном уровне (изменения как угроза квалификации занимаемому статусу, несоответствия компетентности - как результат страх нехватки способности для выполнения новых требований! От СОПРОТИВЛЕНИЯ (как отказа от сотрудничества) к ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ (поиску совместных решений, обусловленному желанием достигать общие цели)

Проекция работы команды Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе Челябинского института развития образования в разрезе ключевых модернизационных сценариев и стратегий на представленные компоненты модели достаточно четко отражает смысловое поле всех нормативных, органи-

зационных, научно-методических, информационных условий и соответствующих им образовательных событий сопровождения школьных команд на региональном уровне в реализации Проекта.

Необходимо отметить, что при внедрении проекта «Школа Минпросвещения России» в формате отдельной общеобразовательной

организации оперирование компонентами модели может помочь управленческой команде определить видение новой школы, необходимые навыки учителей, мотивы педагогов, обучающихся и их родителей, ресурсы, которые потребуются для реализации проекта, и план действий по его внедрению.

Список литературы

1. Барабас, А. А. Реализация федеральных проектов единого образовательного пространства - основа развертывания региональных модернизационных сценариев научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Стратегические сценарии научно-методического сопровождения эффективного управления качеством образования. VIII межрегиональная научно-практическая конференция (30 ноября - 01 декабря 2023 года, г. Челябинск) : сборник материалов конференции. / под ред. А. А. Барабаса. - Челябинск : ЧИРО, 2023. - С.31-54. - ISBN 978-5-90693460-4

2. Катценбах, Дж. Командный подход. Создание высокоэффективной организации / Дж., Катценбах, Д. Смит; переводчик И. Евстигнеева. - Москва : Альпина Паблишер. - 2013. - 436 с. ISBN: 978-5-9614-4390-5

3. Нуайе, Д. Креативный подход в командной работе / Д. Нуайе, М. Компаньон. - [Б. м.]: Pretext, 2007. - 48 с. - ISBN: 5-98995-014-4

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. J№ 204. -URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 02.12.2023).

5. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726https://ba se.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 02.12.2023)._

6. Позднякова, Е. С. Управленческая модель Липпит-Кностера (Lippitt-Knoster) как инструмент развития молодых педагогов в условиях образовательной организации / Е. С. Позднякова. // Образование и воспитание.

- 2021. - № 2.1 (33.1). - С. 65-73. - URL: https://moluch.ru/th74/archive/192/6374/ (дата обращения: 05.12.2023).

7. 5 Components Necessary for A Successful School Environment // Lisa Nielsen: The Innovative Educator: Blogg. - February 24. - 2015. -URL: https://theinnovativeeducator.blogspot. com/2015/02/5-components-necessary-for-successful.html (дата обращения: 01.12.2023).

References

1. Barabas, A. A. Realizatsiya federal'nykh proektov edinogo obrazovatel'nogo prostranstva -osnova razvertyvaniya regional'nykh modernizatsionnykh stsenariev nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova // Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Strategicheskie stsenarii nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya. VIII mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (30 noyabrya -01 dekabrya 2023 goda, g. Chelyabinsk) : sbornik materialov konferentsii. / pod red. A. A. Barabasa.

- Chelyabinsk : ChIRO, 2023. - S.31-54. - ISBN 978-5-906934-60-4

2. Kattsenbakh, Dzh. Komandnyy podkhod. Sozdanie vysokoeffektivnoy organizatsii / Dzh., Kattsenbakh, D. Smit; perevodchik I. Evstigneeva.

- Moskva : Al'pina Pablisher. - 2013. - 436 s. ISBN: 978-5-9614-4390-5

3. Nuaye, D. Kreativnyy podkhod v komandnoy rabote / D. Nuaye, M. Kompan'on. -[B. m.]: Pretext, 2007. - 48 s. - ISBN: 5-98995014-4

4. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. № 204. - URL: https://base.garant.ru/

71937200/ (data obrashcheniya: 02.12.2023).

5. O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 — URL: http://www.krem lin.ru/acts/bank/45726https://base.garant.ru/7193 7200/ (data obrashcheniya: 02.12.2023).

6. Pozdnyakova, E. S. Upravlencheskaya model' Lippit-Knostera (Lippitt-Knoster) kak instrument razvitiya molodykh pedagogov v usloviyakh obrazovatel'noy organizatsii / E. S. Pozdnyakova. // Obrazovanie i vospitanie. -2021. - № 2.1 (33.1). - S. 65-73. - URL: https://moluch.ru/th74/archive/192/6374/ (data obrashcheniya: 05.12.2023).

7. 5 Components Necessary for A Successful School Environment // Lisa Nielsen: The Innovative Educator: Blogg. - February 24. - 2015. -URL: https://theinnovativeeducator.blogspot. com/2015/02/5-components-necessary-for-successful.html (data obrashcheniya: 01.12.2023)

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снегирёва Татьяна Владимировна -

кандидат психологических наук, доцент, старший методист центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Солодкова Екатерина Александровна -начальник центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Information about authors Snegireva T.V. - Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Senior Methodologist of Center for Continuous Improvement of Teachers' Professional Skills, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk Solodkova E.A. - Head of Center for the Continuous Improvement of Teacher's Professional Skills, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.