Научная статья на тему 'Система работы образовательной организации по формированию функциональной грамотности'

Система работы образовательной организации по формированию функциональной грамотности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / модель / мониторинг / школьная команда.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова Е.А.

В статье представлен опыт работы образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Школьной командой разработана институциональная модель мониторинга функциональной грамотности, построенная на межпредметных связях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальникова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система работы образовательной организации по формированию функциональной грамотности»

Т.В. Снегирёва, Е.А. Солодкова

УДК 37.026

СИСТЕМА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Е.А. Сальникова

В статье представлен опыт работы образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Школьной командой разработана институциональная модель мониторинга функциональной грамотности, построенная на межпредметных связях.

Ключевые слова: функциональная грамотность, модель, мониторинг, школьная команда.

Вызовом современности и стратегической целью развития суверенной системы образования является обеспечение глобальной конкурентоспособности, важнейшим механизмом

обеспечения которого является формирование функциональной грамотности как базового образования личности.

Актуальность формирования функциональной грамотности как вектора обновления содержания образования отражена в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, которые определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, и предписывают нам при реализации образовательных программ создавать все необходимые условия для её формирования.

Коллектив нашей школы начал работу по изучению вопроса формирования функциональной грамотности весной 2021 года, после проведения диагностики обучающихся на платформе Российской электронной школы. Получив в отчёте низкие результаты, проанализировав их, мы организовали работу школьного методического актива по данному вопросу, разработали дорожную карту по формированию и оценке функциональной грамотности. Имея уже некоторое понимание темы, в 2022 году коллектив школы заявился на конкурсный отбор для признания региональной инновационной площадкой по направлению «Мониторинг функциональной грамотности».

Для наиболее продуктивной работы над инновационным проектом на институциональном уровне организована работа школьной проектной команды по данному вопросу, что особенно актуально, поскольку магистральное направление «Учитель. Школьная команда» Школы Минпросвещения России «предусматривает поддержку и развитие личностных и профессиональных компетенций педагогических работников (непрерывное профессиональное развитие, наставничество, адресная помощь и сопровождение) и максимальное использование потенциала каждого члена команды, постоянную коммуникацию и укрепление коллегиального сотрудничества, высокий уровень взаимопонимания в коллективе направленных на достижение общих целей наиболее эффективными и действенными способами» [1].

За время работы в рамках проекта школьной командой собрана база методических материалов по функциональной грамотности, учителями начальных классов разработаны задания для её формирования и оценки, учителями основного уровня образования изучены все имеющиеся банки заданий и контрольно-измерительных материалов, созданы информационные каналы для обмена информацией и трансляции практического опыта. В 2023 году проведено несколько методических совещаний, педагогический совет по обобщению опыта, анализ внешних оценочных процедур, апробация имеющихся цифровых сервисов,

позволяющих провести оценку уровня сфор-мированности функциональной грамотности по различным ее направлениям. Педагогами школьной команды по формированию функциональной грамотности были подготовлены четыре видеоконсультации по теме для размещения на региональной платформе «Отличная школа».

Большая часть педагогов коллектива школы уже прошли курсовую подготовку по функциональной грамотности. В настоящее время продолжается работа по повышению профессионального мастерства посредством прохождения курсов. Еще одним средством совершенствования профессиональной компетенции является внутренняя командная работа.

Проведенное внутри коллектива анкетирование на определение профессиональных затруднений педагогов при формировании функциональной грамотности показало, что, в целом, педагоги оценивают навык составления технологической карты урока с включением заданий на формирование функциональной грамотности, свой уровень компетенций, умения адаптировать содержание и методический аппарат учебника, использования материалов из банков заданий в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся на среднем и выше среднего уровнях. При этом наибольшие затруднения вызывают такие составляющие функциональной грамотности, как креативное мышление и глобальные компетенции. Наиболее популярными формами совершенствования компетенций педагога по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся педагоги считают практические семинары внутри коллектива и обмен опытом с коллегами.

Исходя из этого, актуальными задачами методического сопровождения профессионального развития педагогов по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся можно обозначить:

- овладение ключевыми понятиями и смыслами проблемы качества образования, знанием требований обновленных ФГОС к образовательным результатам и их взаимосвязи с функциональной грамотностью обучающихся;

Е.А. Сальникова

- объединение усилий педагогов посредством создания межпредметных команд в целях формирования функциональной грамотности обучающихся;

- организация индивидуального тьюторско-го сопровождения педагогов;

- апробация средств и технологий организации учебной деятельности по развитию функциональной грамотности;

- анализ результатов профессионального развития и преодоления затруднений, организация контроля профессиональных достижений педагогов через образовательные достижения обучающихся.

Решению данных задач способствует вовлечение членов школьной команды в экспертную деятельность. Двое из них работают в составе одной из микрогрупп межмуниципальной агломерации по теме, соответствующей направлению, четверо заявлены в региональный методический совет. В конкурсе программ развития в текущем году мы принимали участие в качестве экспертов. Педагог школы Михалева И.П. - эксперт регионального этапа конкурса «Флагманы образования».

Мы всегда рады поделиться нашим практическим опытом по теме, транслируя его на муниципальном и региональном уровнях.

Работа в качестве инновационной площадки, несомненно, значима для нашей организации, поскольку способствует повышению качества образования через достижение результатов формирования функциональной грамотности. Происходит непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов, а также развитие образовательной организации. В этом заслуга всего педагогического коллектива, который не стоит на месте, а постоянно развивается, адаптируясь под изменения, происходящие в системе образования.

Итогом года деятельности стала институциональная модель мониторинга функциональной грамотности обучающихся, включающая в себя четыре компонента: содержательный, управленческий, технологический, организа-ционно-деятельностный.

В основе содержательного компонента -

представление о функциональной грамотности, определение целей, задач, направлений, разработка нормативно-правовой базы.

Управленческий включает систему управления формированием и оценкой функциональной грамотности. Организационная структура, занимающаяся мониторингом функциональной грамотности, включает в себя: школьную управленческую команду, педагогический совет, проектные междисциплинарные педагогические команды по вопросам формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся, Управляющий совет школы.

Технологический - представление о методах и технологиях мониторинга.

И, соответственно, организационно-деятельностный - представление о системе показателей, банке диагностических методик, контрольно-измерительных материалах.

Эти компоненты обусловили задачи деятельности каждого субъекта мониторинга, организационную структуру, состав лиц, привлекаемых к мониторингу, критерии оценочных процедур и определяют два основные объекта, по которым осуществляется оценочная деятельность:

- качество результатов сформированности функциональной грамотности;

- качество условий, обеспечивающих формирование и развитие функциональной грамотности.

Для каждого объекта определены показатели, параметры, методы оценки.

Качество результатов включает в себя:

- достижение обучающимися уровня выше минимального и недостаточного по результатам оценочных процедур, включающих оценку функциональной грамотности;

Качество обеспечивающих условий включает:

- применение педагогами образовательных технологий, способствующих формированию и развитию функциональной грамотности;

- обеспеченность материально-технической базы школы (методическая литература, доступ к сети Интернет, укомплектованность предметных кабинетов);

- включение в основные образовательные программы курсов по формированию и развитию функциональной грамотности;

- непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов и управленческой команды по направлению функциональной грамотности;

- создание в школе проектных междисциплинарных педагогических команд по вопросам формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся;

- наличие и своевременное обновление раздела на сайте образовательной организации, информирующего участников образовательных отношений о деятельности школы по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Мониторинг осуществляется с учетом существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:

- ВПР, включающих оценку функциональной грамотности;

- региональных процедур РИКО-4, РИКО-7, РИК0-10.

На сегодняшний день данная модель мобильна и динамична, поскольку формируется и обновляется в процессе образовательной деятельности.

Реализация данной модели способствует повышению качества результатов сформиро-ванности функциональной грамотности у обучающихся школы, в том числе:

- за счет выявления и учета факторов, влияющих на качество результатов;

- за счет создания образовательной среды, обеспечивающей достижение высоких результатов.

А также повышение эффективности и результативности управленческой деятельнос-

ти по вопросу формирования функциональной грамотности за счет распределения функций различным школьным проектным командам и создания единой системы контроля и диагностики, позволяющей принимать управленческие решения, основываясь на фактах.

Надеемся, что для системы образования Челябинской области наш опыт работы, представление лучших практик формирования и оценки функциональной грамотности является ценным. А наша институциональная модель мониторинга, внедренная в широкую практику образовательных организаций Челябинской области, будет способствовать повышению качества образования.

Список литературы

1. Концепция проекта "Школа Минпрос-вещения России" / Школа Минпросвещения России / URL:https://smp.edu.ru/concept (дата обращения 26.11.2023).

References

1. Kontseptsiya proekta "Shkola Minprosveshcheniya Rossii" / Shkola Minprosveshcheniya Rossii / URL: https://smp. edu.ru/concept (data obrashcheniya 26.11.2023).

Сведения об авторе

Сальникова Елена Александровна -

директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.В. Курчатова», г. Сим

Information about the author

Salnikova E.A. - Director of Municipal Public General Education Institution «Secondary School № 1 named in honor of I.V. Kurchatov», Sim

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.