РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УДК 373
Е. А. Беловолова
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела экспертизы образовательной деятельности, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Московская область, г. Мытищи E-mail: ele^-belovolova@yandex.
Elena A. Belovolova
PhD (Education), Senior Researcher of the Educational Department, the Academy of Social Management, Mytishchi, Russia
В. Ф. Солдатов
Начальник отдела экспертизы образовательной деятельности, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Московская область, г. Мытищи E-mail: [email protected]
Vladimir F. Soldatov
Head of the Educational Department, the Academy of Social Management, Mytishchi, Russia
МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены некоторые подходы к развитию региональной системы оценки качества образования по итогам участия образовательных организаций Московской области в проекте Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся».
Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, региональные диагностические работы, метапредметные результаты, функциональная грамотность.
Введение. Региональная система оценки качества образования Московской области — гибкий и динамично развивающийся механизм в русле тенденций развития единой общероссийской системы оценки качества образования, позволяющий получать объективную информацию для управления качеством образовательного процесса на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Концепция региональной системы оценки качества образования области определяет переход от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования как важнейшее стратегическое направление развития [4].
В Московской области с 2012 г. реализуются
Как цитировать статью: Беловолова Е. А., Солдатов В. Ф. Мониторинг функциональной грамотности обучающихся: новые возможности для развития региональной оценки качества общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020.Т. 2, № 2 (70). С. 262-274.
региональные диагностические работы, направленные на выявление уровня достижения обучающимися 4-х — 10-х классов предметных и метапредметных образовательных результатов. Основу метапред-метной диагностической модели до 2020 года составляла читательская грамотность обучающихся как планируемый результат общего образования. В содержание диагностических работ включались современные составные (множественные) тексты различных жанров, имеющие линейную и нелинейную формы представления информации (иллюстрации, картосхемы, планы, инфографику, диаграммы и т.п.). Выполнение обучающимися метапредметной диагностической работы заключалось в прочтении текста и ответах на вопросы и задания базового уровня сложности. В процессе диагностической работы обучающиеся использовали предложенный текст, а также опирались на внетекстовое знание при решении учебно-познавательных задач. Объектами контроля метапредметных диагностических работ выступали следующие группы универсальных учебных действий:
- читать, понимать различные тексты (включая учебные), воспроизводить или использовать информацию, представленную в них в явном виде;
- обобщать и интерпретировать информацию, проверять и формулировать на ее основе утверждения, выводы, работать с данными, представленными в разной форме;
- применять информацию, представленную разными способами (текст, таблицы, краткая запись) для решения различных житейских и учебно-познавательных задач.
Таким образом, региональные диагностические работы служат значимой процедурой, которая дополняет комплекс процедур федерального уровня и обеспечивает развитие эффективных механизмов управления оценкой качества образования на региональном уровне.
Участие в проекте Министерства просвещения РФ. В 2019 году Московская область включилась в работу проекта Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся». Участие региона заключалось в апробации в образовательных организациях и экспертизе заданий по функциональной грамотности, разработанных для подготовки национального инструментария по формированию и оценке способности обучающихся применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных
и практических задач. К работе в федеральном проекте было привлечено десять образовательных организаций — академических площадок Академии социального управления Московской области. Экспертизу заданий осуществляли педагоги, имеющие большой педагогический опыт, опыт управленческой работы и опыт работы в качестве экспертов в рамках процедур итоговой государственной аттестации.
Необходимо отметить, что представленные на апробацию задания по шести направлениям функциональной грамотности были восприняты всеми участниками мероприятия положительно, несмотря на то, что формат таких заданий был не совсем знаком ни школьникам, ни педагогам. В листах наблюдений организаторы апробации отметили следующие трудности, которые испытывали дети при выполнений заданий: несформированность ИКТ-компетенций, обеспечивающих быструю и мобильную работу на образовательной платформе; низкий уровень читательских умений, в частности чтения электронных текстов; слабая сформированность умений синхронной работы с несколькими источниками информации (текст и карта, текст и инфографика) и др.
Итоги апробации стали основой для проведения цикла семинаров с целью методического осмысления педагогическими коллективами актуальных задач, направлений совершенствования и корректировки программ внутришкольной системы оценки качества образования образовательных организаций. Решение проблемы повышения функциональной грамотности обучающихся в рамках образовательной организации возможно при соблюдении следующих условий:
- системных комплексных изменениях в учебной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности;
- переориентации системы внутришкольной оценки качества образования на результаты, связанные с «навыками 21 века» и развитием позитивных стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях [2; 3].
Как известно, перед российской системой образования поставлены весьма амбициозные задачи обеспечить глобальную конкурентоспособность и вхождение в 10 ведущих стран по качеству общего среднего образования [5]. Наше место среди ведущих стран будет определяться на основе результатов международных сравнительных исследований качества образования. В этой связи возникла необходимость внедрения в образовательный процесс и региональные оценочные процедуры научно
обоснованных практико-ориентированных контрольно-измерительных материалов, разработанных в соответствии со стандартами международных сравнительных исследований качества образования. Особый интерес в ряду международных исследований качества образования представляет исследование PISA.
Весной 2020 года в соответствии с распоряжением Министерства образования Московской области от 23.12.2019 № 165 «О проведении региональных диагностических работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2020 году» проведен цикл диагностических работ, направленных на оценку сформированности у школьников функциональной грамотности. Следует отметить, что основная цель региональных диагностических работ состояла не только в оценке уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся, но и в выявлении проблем учащихся в освоении отдельных содержательных областей и компетенций, определении приоритетных направлений по совершенствованию формирования функциональной грамотности.
Весь цикл метапредметных региональных диагностических работ проводился на платформе ЕАИС ОКО. В 4-х, 5-х, 6-х и 10-х классах использовался «бумажный вариант» — контрольно-измерительные материалы распечатывались в школе, работы школьников сканировались и в онлайн-режиме проверялись экспертами.
В 8-х и 9-х классах диагностика проводилась в условиях ограничений, связанных с пандемией,— обучающиеся выполняли работу онлайн на домашних компьютерах, планшетах и др. Это первый опыт в России, когда школьники дистанционно приняли результативное участие в масштабной оценочной процедуре по модели PISA. Несмотря на технические и организационные сложности, в диагностике приняли участие более 90% обучающихся 8-х и 9-х классов Московской области.
Региональная диагностическая работа в 8-х и 9-х классах примечательна еще и тем, что она была проведена по всем шести направлениям функциональной грамотности. Измерительные материалы разработаны коллективом ученых Института стратегии развития образования РАО с ориентацией на концептуальную рамку PISA-2021 с учетом возрастных особенностей обучающихся. Отдельные варианты состояли из четырех блоков по разным составляющим функциональной грамотности. На выполнение каждого блока, так же, как и в исследовании PISA, отводилось 30 минут, а на выполнение всей работы — 120 минут с перерывами.
Среднийрезультав выполнения отдельных вариантоврегиональной диагностической работы по функциональной грамотности обучающихся 8-о йпаааов дарьируетсн ох 2:3% (ло млвематихеской грамотносри) до Де%(ио чтвааельакой грамотнодаи) взавитиоости отоодержаиил включенноох в вариана блоков по отденлным составйиющтм ф-тгкциор нальной грамотности. Средний результат выполнения варианта — 33% от максимольногобтал а.
аанаше о сльдйих неалалтатых; вытатнония задаеий па всемисйранат-ниям функциональной грамотности представлены на диаграмме (Рис. 1).
Средний % выполнения от максимального балла по шести направлениям функциональной грамотности
15% 10%
40,6% 37.7% Ч7.Я»/»
71 .?»/■
23,1%
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Креативное Глобальные Финансовая Естественно-научная
мышление компетенции грамотность грамотность
Рис. 1. Средний процент выполнения заданий по шести направлениям функциональной грамотности (8 класс)
Средний результат выполнения отдельных вариантов региональной диагностической работы по функциональной грамотности обучающихся 9-х классов варьируется от 25% до 45% в зависимости от содержания включенных в вариант блоков по отдельным составляющим функциональной грамотности. Средний результат выполнения варианта, как и в 8-х классах,— 33% от максимального балла.
Данные о средних результатах выполнения заданий по всем направлениям функциональной грамотности представлены на диаграмме (Рис. 2).
При подведении итогов диагностики функциональной грамотности было установлено, что результаты регионального мониторинга функциональной грамотности обучающихся 8-х классов очень схожи с результатами обучающихся 9-х классов. Это позволяет нам судить о некоторых проявлениях тенденций, значимых с точки зрения развития региональной системы оценки качества образования.
Средний % выполнения от максимального балла по шести направлениям функциональной грамотности
50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
16,6й/
39,1%
»5,9*
28,5% 28.3%
20,2%
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Креативное мышление
Глобальные компетенции
Финансовая грамотность
Естественно-научная грамотность
Рис. 2.Средний процентвыполнениязаданий пошестинаправлениям функциональной грамотности (9 класс)
Во-первых, более 80% обучающихся достигают порогового и более высоких уровней читательской грамотности, что свидетельствует об эффективности применения метапредметных региональных диагностических работ и механизмов управления оценкойкачествомобразования наих основе.Напомним,чтоименночитательскаяграмотностьбыла в центре внимания региональной диагностики с 2012 г.
Во-вторых, распределение обучающихся по уровням сформированное™ функциональной грамотности, представленное на Рисунках 3 и 4,позволило обнаружить два«проблемных» момента, требующих серьезного внимания со стороны образовательных организаций, выстраивания ими методической работы и обновления внутришкольной системыоценкикачестваобразования:
1)достаточно большая доля обучающихся,результатыкоторыхможно отнести к недостаточному уровню;
2) незначительная доля обучающихся, достигших высокого уровня функциональной грамотности.
Наряду с этим значимыми для развития региональной системы оценки качества образования, а также с точки зрения подготовки обучающихся и учителей к международному исследованию PISA в 2021 году являются результаты сформированности математической грамотности, так как именно это направление будет центральным в исследовании PISA в 2021 г. [7; 9]
Распределение учащихся по уровням выполнения заданий по трём направлениям функциональной грамотности
М ате матическая грамотность
Читательская грамотность
Естественно-научная грамотность
36,2%
20ДН 2 5 .У И 35 .У И 15,0% Ч.
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% □ Недостаточный □Низкий Передний □ Повышенный □ Высокий
Рис. 3. Распределение обучающихся 8-х классов по уровням сформированности функциональнойграмотности
Распределение учащихся по уровням выполнения заданий по трём направлениям функциональной грамотности
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественно-научная грамотность
26,4% 23,4% 31,5% 13,1% «га г*
17,5% 32,2% 33,6% 14,6% £ а
16,3% 39,3% 28,2% 12,6% Г*5
0% ¡0% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% □ Недостаточный ОНизкий передний □Повышенный □ Высокий
Рис. 4. Распределение обучающихся 9-х классов по уровням сформированности функциональнойграмотности
Распределение обучающихся 8-х и 9-х классов по выделенным уровням математической грамотности представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Распределение обучающихся по уровням математической грамотности
Уровень математической грамотности 8 класс доля учащихся 9 класс доля учащихся
Недостаточный 20% 26%
Низкий 26% 23%
Средний 36% 32%
Повышенный 15% 15%
Высокий 3% 4%
В целом результаты возможно оценить как позитивные, однако требующие серьезного внимания со стороны педагогов. Типичные ошибки обучающихся (например, неумение извлечь информацию из разных форматов, округлять результат вычислений, решать задачи «на проценты» и др.) были зафиксированы нами в математической подготовке учащихся в рамках предметных диагностических работ по математике. Результаты диагностики коррелируют с результатами не только региональной предметной диагностики, исследованиями TIMSS, PISA и НИКО, но и ГИА, что позволяет судить о недостатках в математической подготовке школьников в целом.
Результаты по направлению естественно-научной грамотности в целом подтверждают те тренды, которые выявляются в исследовании PISA. Выполнение каждым учащимся заданий разной сложности, входящих в блок по естественно-научной грамотности, позволяет выделить и кратко характеризовать пять уровней освоения естественно-научной грамотности. Распределение учащихся 8-х и 9-х классов по этим уровням представлено в Таблице 2.
Таблица 2
Распределение обучающихся по уровням естественно-научной
грамотности
Уровень 8 класс 9 класс
доля учащихся доля учащихся
Недостаточный 16% 16%
Низкий 36% 39%
Средний 32% 28%
Повышенный 13% 13%
Высокий 3% 4%
Региональная диагностическая работа выявила как некоторые позитивные моменты, так и ряд проблем в естественно-научной грамотности обучающихся 8-х классов.
К позитивным результатам можно отнести то, что школьники в основном, демонстрировали готовность к выполнению предложенных им нетрадиционных и непривычных заданий, их не смущало объединение в одном тесте заданий, относящихся к разным предметным областям, в целом не вызывали серьезных затруднений ни компьютерный формат заданий, ни достаточно жесткий временной регламент их выполнения. Результаты выполнения этих заданий мало отличаются от результатов PISA по направлению естественно-научной грамотности, хотя задания данной работы в основном более сложные, чем задания PISA.
Вместе с тем региональная диагностическая работа выявила следующие проблемы:
- учащиеся испытывают затруднения с переносом даже элементарных знаний в новые ситуации;
- в тех случаях, когда учащимся предлагается дать ответ на вопрос, опираясь на представленные в задании (чаще графические) данные, они часто даже не понимают подобного указания;
- учащиеся испытывают затруднения, когда им предлагается кратко описать способ исследования данного вопроса или предложить экспериментальный способ проверки гипотезы;
- многие ответы учащихся, когда в задании предлагается дать объяснение или обоснование, демонстрируют неготовность и неумение прилагать серьезные умственные усилия для более или менее серьезного анализа явления. Они предпочитают давать ответ быстро, спонтанно, но чаще всего неправильно.
Результаты выполнения диагностической работы по направлению финансовой грамотности отражают тот уровень финансовой грамотности, который обеспечивается в большей степени социальными практиками учащихся и в значительно меньшей мере целенаправленно организованным образованием. Средний процент выполнения заданий по финансовой грамотности по вариантам оказался в диапазоне от 31% до 52% в 8-х классах, и от 39% до 50% в 9-х классах.
Для повышения уровня финансовой грамотности учащихся необходима целенаправленная работа, ориентированная на все области оценки в целом, в частности на выявленные дефициты.
По направлению «Глобальные компетенции» в среднем около трети восьмиклассников и четверти девятиклассников справились с выполнением комплексных заданий. Этот факт можно рассматривать как удовлетворительный результат и опору для дальнейшей работы по формированию функциональной грамотности по этому направлению.
Позитивным итогом следует признать заинтересованность участников диагностики в выполнении заданий, позволяющих продемонстрировать свое отношение, высказать собственное мнение в рамках проблем, которые затрагивают задания по «Глобальным компетенциям». Сложные глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия оказались в целом доступны для обучающихся. Можно предположить, что интерес к заданиям может быть своеобразным «мостиком» к реализации целей устойчивого развития в образовании, воспитанию ответственного гражданина.
Как известно, оценка креативного мышления впервые вводится в исследование PISA 2021 года. В практике предметного обучения российской школы развитие креативного мышления обучающихся чаще всего воспринимается как некая эпизодическая задача. Однако способностью к такому мышлению обладает любой человек, что свидетельствует о необходимости развития в образовательном процессе «малой» креативности, которая может проявляться в практической жизни [1].
Полученные результаты региональной диагностики показывают, что учащимся гораздо легче демонстрировать креативное мышление в более привычных ситуациях — ситуациях создания текстов и принятия социально окрашенных решений. При этом около пятой части учащихся не способны выйти за рамки, заданные ситуацией или приведенным в ней примером. Учитывая то, что креативное мышление базируется на знании и опыте, недостаточно сформированные предметные знания, видимо, повлекли низкий уровень проявления креативности при разрешении естественно-научных проблем. Также особого внимания требуют общелогические универсальные учебные действия, поскольку школьники, например, испытывали трудности при проведении классификации.
Направления для развития. Поскольку Концепция системы оценки качества образования Московской области в основе своей направлена
на внедрение и применение инновационных процедур оценки качества образования, то результаты региональной диагностики функциональной грамотности, на наш взгляд, целесообразно рассматривать не только как мероприятие по подготовке обучающихся и учителей к проведению в 2021 году международного исследования PISA, но и как вектор для выделения приоритетных направлений развития региональных диагностических работ. Прежде всего это касается модели структуры и содержания метапредметных работ, ориентации ее на комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся. В этой связи нам представляется важным, чтобы региональная диагностика стала элементом поддержки и обеспечения формирования функциональной грамотности, т.е. инструментом, отражающим степень прогресса развития личности обучающихся [3; 6; 8; 10].
С другой стороны, участие школ Московской области в федеральном проекте и результаты регионального мониторинга дают возможность учителям учесть в учебном процессе все проблемы, которые выявлены по этим результатам. Это, в свою очередь, обеспечит подготовку к участию в общероссийской выборке по модели PISA в 2023 году.
Вместе с тем региональные диагностические работы, направленные на выявление сформированного уровня функциональной грамотности обучающихся, следует рассматривать как серьезный ресурс по выявлению позитивных практик обучения, эффективных механизмов управления качеством образования, совершенствованию содержания и технологии повышения квалификации учителей и руководителей образовательных организаций, школьных команд педагогов.
Литература
1. Авдеенко Н. А., Демидова М. Ю., Ковалева Г. С. и др. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 124-145.
2. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13-33.
3. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 г. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 5 (55). С. 150-169.
4. Концепция региональной системы оценки качества образования Московской области // Модернизация системы образования Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://momos.ru/uploads/posts/2020-02/009-2020_koncep_rsoko.pdf (дата обращения: 22.07.2020).
5. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся: Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342082/ (дата обращения: 22.07.2020).
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455 (дата обращения: 22.07.2020).
7. Рослова Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. № 10. С. 48-55.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 18.07.2020).
9. PISA 2021 Mathematics Framework (Draft) [Электронный ресурс]. URL: https://pisa2021-maths.oecd.org/files/PISA%202021%20Mathematics%20Framework%20Draft.pdf (дата обращения: 22.07.2020).
10. Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf (дата обращения: 20.07.2020).
SCHOOLCHILDREN' FUNCTIONAL LITERACY MONITORING: NEW OPPORTUNITIES FOR DEVELOPING REGIONAL ASSESSMENT OF THE GENERAL EDUCATION QUALITY
The article presents some approaches to the development of regional assessment of the quality of education based on the results of participation of educational organizations in the Moscow region in the project of the Ministry of education of the Russian Federation "Monitoring the formation of functional literacy of student".
Keywords: regional assessment of the quality of education, regional diagnostic work, meta-subject results, functional literacy.
References
• Avdeenko N. A., Demidova M. Yu., Kovaleva G. S. i dr. Osnovnye podhody k ocenke kreativno-go myshleniya v ramkah proekta «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti» // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 124-145. [In Rus].
• Basyuk V. S., Kovaleva G. S. Innovacionnyj proekt Ministerstva prosveshcheniya «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti»: osnovnye napravleniya i pervye rezul'taty // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 13-33. [In Rus].
• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya // Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru (data obrashcheniya: 18.07.2020). [In Rus].
• Koncepciya regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya Moskovskoj oblasti // Modernizaciya sistemy obrazovaniya Moskovskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. URL: http://momos.ru/uploads/ posts/2020-02/009-2020_koncep_rsoko.pdf (data obrashcheniya: 22.07.2020). [In Rus].
• Kovaleva G. S. Vozmozhnye napravleniya sovershenstvovaniya obshchego obrazovaniya dlya obespech-eniya innovacionnogo razvitiya strany (po rezul'tatam mezhdunarodnyh issledovanij kachestva obshchego obrazovaniya): materialy k zasedaniyu Prezidiuma RAO 27 iyunya 2018 g. // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018. T. 2, № 5 (55). S. 150-169. [In Rus].
• Ob utverzhdenii Metodologii i kriteriev ocenki kachestva obshchego obrazovaniya v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah na osnove praktiki mezhdunarodnyh issledovanij kachestva podgotovki obuchayushchihsya: Prikaz Rosobrnadzora № 590, Minprosveshcheniya Rossii № 219 ot
06.05.2019 // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342082/ (data obrashcheniya: 22.07.2020). [In Rus].
• PISA 2021 Mathematics Framework (Draft) [Elektronnyj resurs]. URL: https://pisa2021-maths. oecd.org/files/PISA%202021%20Mathematics%20Framework%20Draft.pdf (data obrashcheniya: 22.07.2020).
• Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455 (data obrashcheniya: 22.07.2020). [In Rus].
• Roslova L. O. Funkcional'naya matematicheskaya gramotnost': chto pod etim ponimat' i kak formiro-vat' // Pedagogika. 2018. № 10. S. 48-55. [In Rus].
• Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf (data ob-rashcheniya: 20.07.2020).