Научная статья на тему 'ШКОЛЫ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ШКОЛЫ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
831
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект «Школа Минпросвещения России» / самодиагностика / уровень соответствия показателям проекта.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тэйц Светлана Александровна

статья посвящена внедрению в практику модели «Школы Министерства просвещения России». Цель статьи показать, как проведенный общеобразовательной организацией аудит соответствия показателям проекта «Школа Минпросвещения России» может скорректировать вектор развития школы по каждому из направлений проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЫ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

ШКОЛЫ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Тэйц С.А.

Тэйц Светлана Александровна - директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11, г. Новороссийск

Аннотация: статья посвящена внедрению в практику модели «Школы Министерства просвещения России». Цель статьи - показать, как проведенный общеобразовательной организацией аудит соответствия показателям проекта «Школа Минпросвещения России» может скорректировать вектор развития школы по каждому из направлений проекта.

Ключевые слова: проект «Школа Минпросвещения России», самодиагностика, уровень соответствия показателям проекта.

С сентября 2022 года в 190 пилотных школах страны будет запущен проект «Школа Минпросвещения России». Его концепция является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного президентом РФ В.В. Путиным. В проекте перечислены основные направления деятельности школы, организации этой деятельности и те ключевые показатели эффективности, на которые каждая школа должна ориентироваться для того, чтобы стать надежной, комфортной, а, самое главное, - обеспечивать единство качества образования вне зависимости от того, в каком регионе она находится.

В соответствии с представленной концепцией в развитии единого образовательного пространства выделяются пять магистральных направлений, в центре которых стоит ученик: знание (качество и объективность), здоровье, творчество, воспитание, профориентация. Эти направления дополняются ещё тремя составляющими: учитель, школьный климат и образовательная среда.

Реализация проекта затронет такие вопросы, как качество получаемых знаний, формирование инклюзивного пространства, решение широкого круга воспитательных задач, развитие дополнительного образования, реализация здоровьесберегающих технологий и психологическое сопровождение обучающихся, а также ряд других вопросов.

Пилотами проекта предложили стать школам-новостройкам и школам, находящимся на капремонте. Для определения уровня готовности образовательной организации к участию в данном проекте необходимо пройти самодиагностику реализации аспектов деятельности школы, чтобы в дальнейшем выстроить перспективный профиль организации по каждому из восьми направлений модели «Школы Минпросвещения России» и определить как уровень, которому соответствуют основные процессы и условия (базовый, средний, полный), так и «зоны отставания», в отношении которых необходимо разработать мероприятия, составляющие основу актуализации программы развития школы и разработки соответствующей дорожной карты.

После включения в проект в качестве школы-новостройки, управленческой командой был проведен аудит нашей общеобразовательной организации на соответствие показателям проекта «Школы Минпросвещения России».

К проведению аудита сначала были привлечены только управленцы. Позже подключили руководителей школьных методических объединений, психолого-педагогическую службу, что дало новое видение проблемы, а также позволило повысить компетенцию сотрудников в области направлений проекта и наметить перспективы дальнейшей работы.

Для прохождения самодиагностики мы использовали тестовую платформу, предложенную организаторами проекта, определяя наличие/отсутствие показателя по каждому из направлений применительно к нашей образовательной организации.

По результатам самодиагностики был определен уровень соответствия нашей школы показателям проекта «Школы Минпросвещения России» по всем направлениям. Определение уровня школы в соответствии с показателями проекта позволяет определить вектор развития каждого из направлений и в дальнейшем управлять этими изменениями.

При определении уровня соответствия показателям проекта по направлению «Знание» мы исходили из того, что в настоящее время деятельность учреждения соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, в образовательном процессе используется линейка учебников из Федерального перечня учебников, расписание составлено в соответствии с санитарными правилами.

Для перехода на средний уровень необходимо:

- укомплектовать предметные кабинеты современным лабораторным оборудованием;

- создать и ввести в эксплуатацию школьный библиотечный информационный центр.

В дальнейшем, для перехода на полный уровень:

- создать оптимальные условия для развития в школе инклюзивного образования, а именно:

• организовать для педагогических работников прохождение курсов повышения квалификации по работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;

• обеспечить обучающихся с ОВЗ помимо учебников рабочими тетрадями и иными дополнительными материалами;

• оснастить школу специальными техническими средствами обучения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Для перехода на следующий уровень соответствия показателям проекта по направлению «Воспитание» необходимо иметь в наличии внутришкольные пространства и разработать Положение об их организации; создать на базе школы медиацентр, ввести штатную единицу советника директора по воспитанию, который в дальнейшем сможет координировать работу детских общественных объединений, школьного ученического самоуправления, Совета обучающихся.

Можно предположить, что переезд в новостройку решит проблему внутришкольного пространства, даст возможность создания и функционирования новых творческих объединений, а приток новых педагогов поможет закрыть кадровый вопрос.

Достижение результатов в направлениях «Творчество» и «Школьный климат» в наших условиях особенно сложно, так как загруженность школы максимальна, под учебные классы задействованы абсолютно все кабинеты школы в две смены.

Для достижения среднего уровня по этим направлениям необходимо:

- разработать дополнительные общеобразовательные программы по всем направлениям деятельности и, соответственно, начать их реализацию;

- ввести в эксплуатацию мобильные учебные комплексы;

- укомплектовать кадрами психолого-педагогическую службу.

В перспективе, для достижения полного уровня показателям проекта:

- оборудовать зоны отдыха для детей и педагогов;

- спроектировать креативные образовательные пространства (инструментом для организации школьных пространств может стать конкурс соучаствующего проектирования, авторами проектов в котором будут сами обучающиеся);

- внедрить модель «Школы полного дня».

Нами были выявлены дефициты по таким направлениям, как «Образовательная среда», «Школьный климат», «Профориентация».

По результатам аудита направление «Образовательная среда» мы оценили на базовом уровне соответствия показателям проекта «Школы Минпросвещения России». Для перехода на следующий уровень необходима реализация целого ряда мероприятий. Наиболее важными считаем организацию комплексной безопасности, а именно: наличие в школе современной системы контроля управления доступом, охранной сигнализации, видеонаблюдения, а также оснащение школы 1Т-оборудованием в соответствии с утвержденным Стандартом. Данные критерии будут закрыты в рамках реализации мероприятий проекта «Создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванных демографическим фактором» и мероприятий регионального проекта «Современная школа».

Показатели направления «Профориентация» в школе практически отсутствуют, что связано с особым статусом школы (реализация программ только начального образования). Предложенные для самоанализа критерии ориентированы на организацию работы с обучающимися среднего и старшего звена; они будут актуальны с открытием новой школы.

Полный уровень соответствия показателям проекта по направлению «Учитель. Школьная команда» также требует внимания, так как, помимо наличия показателя, необходимо говорить и о его качественной составляющей. Разработка мер стимулирования педагогов поможет повысить их активность участия в конкурсном движении, а освоение новых технологий - уровень квалификации.

Ориентация на результаты аудита дает возможность разработки перспективного профиля школы. Наиболее значимые дефициты видны именно по тем показателям, которые могут измениться после ввода в эксплуатацию школы-новостройки.

Планирование и реализация ряда мероприятий, направленных на ликвидацию дефицитов по направлениям проекта, позволит перейти на следующий уровень соответствия показателям проекта «Школы Минпросвещения России». С появлением нового здания, новой инфраструктуры, новых штатных единиц планируется повысить результат. Одной из главных задач будет подготовка коллектива к использованию новых ресурсов в образовательной деятельности.

По результатам проведенной самодиагностики управленческой команде школы необходимо:

• разработать «Дорожную карту» по повышению уровня соответствия модели «Школы Минпросвещения России»;

• внести изменения в программу развития школы, которая должна отражать перспективный социальный заказ - как изменятся запросы детей, родителей и государственные требования к образовательной организации;

• сформировать механизмы реализации изменённой программы развития (план действий с назначенными ответственными, график реализации программы).

Мы живем в замечательное время - время перемен. А время - это мы сами. На пути к созданию современной школы мы ежедневно встречаемся с новыми и новыми трудностями, продиктованными временем. Но это не останавливает нас, а придаёт ещё больше сил на пути к самой важной цели -обеспечение качественного образования каждому ребёнку.

Список литературы

1. Концепция «Школа Минпросвещения России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://smp.iuorao.ru/ (дата обращения: 22.08.2022).

2. Настольная книга директора школы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://smp.iuorao.ru/kniga-direktora/ (дата обращения: 22.08.2022).

3. Проект «Школа Минпросвещения России». Идея. Концепция. Внедрение. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 22.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.