УДК 378 ББК 74
актуальные аспекты реализации
междисциплинарного экзамена
в образовательных учреждениях системы мвд рф
НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,
профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономически наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор;
Юлия александровна иванова,
доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;
история правовых учений E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке ниион
Аннотация. Задача образовательного процесса вузов МВД России состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить подготовку специалиста завтрашнего дня, то есть выпускники должны освоить такую систему знаний, которая будет востребована не только сегодня, но и в будущем. Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, влечет за собой непрерывное совершенствование учебных планов и учебного процесса в целом, с тем, чтобы они соответствовали потребностям, предъявляемым практическими органами и временем1.
Ключевые слова: государственная аттестация, междисциплинарный экзамен, МВД России, федеральный государственный образовательный стандарт.
Annotation. The task of higher education of the MIA of Russia is, first of all, to provide training of the specialist tomorrow, that is, graduates must master a system of knowledge that will be in demand not only today but in the future. Preparation of specialists, meeting modern requirements, entails continuous improvement of curricula and educational process in General, so that they corresponded to the needs imposed by practical bodies and time.
Keywords: state certification, interdisciplinary examination, the Ministry of internal Affairs of Russia, Federal state educational standard.
В период формирования институтов гражданского общества, правового демократического государства, современной правовой системы, реализации курса на обеспечение прав и свобод граждан одним из важнейших приоритетов деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации является создание высокопрофессионального кадрового аппарата, способного результативно решать профессиональные задачи установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.
Объем и сложность стоящих перед Министерством задач требуют кардинальной оптимизации ор-
ганизационных и правовых основ системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. Основными требованиями подготовки высококвалифицированных кадров является не только реализация профессиональных программ различного уровня и направленности в сфере правоохранительной деятельности, но и формирование у сотрудников органов внутренних дел высоких морально-нравственных качеств, практических навыков, от которых во многом зависит профессиональная специализация сотрудников, осознание ими государственного и общественного предназначения профессиональной деятельности.
Общепризнано, что профессиональные требования к личности специалиста — а следовательно, системе
его образования, воспитания и обучения, определяются содержанием и особенностями профессиональной деятельности, характером решаемых при этом задач, а также условиями его осуществления2. Поэтому проблему педагогического обеспечения деятельности сотрудников полиции следует рассматривать, учитывая характер профессиональной деятельности, а также условия ее осуществления.
Практика последних лет продемонстрировала ряд серьезных организационных проблем в системе управления подготовкой кадров в органах внутренних дел, препятствующих выполнению возложенных на нее задач по непрерывной подготовке необходимого количества специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалифицированных характеристик, соответствующих социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам общества и государства.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) закрепляет ряд существенных изменений в организации образовательного процесса в вузах. Ориентация на развитие компетенций как результатов высшего образования актуализирует проблемы, связанные c отбором содержания, образовательных технологий, организацией самостоятельной работы обучающихся, разработкой механизмов оценки образовательных результатов. Сложность заключается в том, что компетенции выпускника вуза, являясь «интегральными личностными характеристиками, определяющими способность решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей»3, переносят акценты с оценки знаний на оценку умений, способности обучающихся действовать. В ходе образовательного процесса средствами оценки компетенций могут выступать решение учебно-профессиональных задач, кейсов, эссе, тестирование, подготовка и защита проектов, портфолио, наблюдение в ходе практики и т.д. Особенностями оценки в этом случае становится вариативность, дея-тельностный характер оценки, ее аутентичность. Указанные средства отвечают всем основным требованиям к оценке, являются объективными, действенными, наряду с аналитико-оценочной функцией выполняют образовательную и стимулирующую. Использование целого комплекса различных оценочных средств в образовательном процессе создает условия для проведения зачетов и экзаменов в накопительной форме4.
Итоговый междисциплинарный экзамен является достаточно эффективной формой реализации профессиональных практических навыков, полученных в процессе обучения в образовательном учреждении Министерства внутренних дел РФ. Данный экзамен-по направлению подготовки (специальности) обучающихся проводится по дисциплинам, которые предусмотрены учебным планом, в объеме действующих
учебных программ. Междисциплинарный экзамен, наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, включает в себя общие требования к выпускнику, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по данному направлению (специальности). К итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по профессиональной образовательной программе.
В соответствии с квалификационными требованиями выпускники, допущенные к сдаче междисциплинарного экзамена должны продемонстрировать способности к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности: практической, научно-методической, социально — педагогической, воспитательной, культурно- просветительской, коррекци-онно-развивающей, управленческой.
При подготовке заданий к итоговому междисциплинарному экзамену профессорско-преподавательский состав должен учитывать, что выпускник вуза Министерства внутренних дел РФ как высококвалифицированный специалист по завершению учебы в образовательном учреждении должен отвечать следующим требованиям:
• быть подготовленным к самостоятельному выполнению должностных обязанностей;
• обладать профессиональными знаниями в области социально — гуманитарных, естественно — научных, общепрофессиональных, специальных наук;
• уметь аналитически мыслить, находить нестандартные решения типовых задач и принимать решения в неординарных ситуациях;
• владеть методами управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения;
• обладать широкой эрудицией и культурой, необходимой для исполнения профессиональных обязанностей;
• быть психологически устойчивыми, в различных ситуациях возникающих в процессе осуществления профессиональной деятельности.
В рамках проводимого в Российской Федерации реформирования высшего образования и перехода на образовательные стандарты нового поколения, обучение на первой ступени высшего образования в современных условиях имеет ряд особенностей. Это дифференцированные сроки подготовки специалистов, значительное повышения роли управляемой самостоятельной работы, обеспечение качества образовательного процесса, инновационные методики, а также технологии преподавания (учебно-методические комплексы, модульно — рейтинговые системы, тестовые срезы, информационные технологии и т.д.).
Следовательно, квалифицированная подготовка будущего сотрудника органов внутренних дел, возможно только в условиях профессионально построенной системы практической подготовки, которая поми-
мо предусмотренных образовательными стандартами общепринятых элементов практического обучения (практические занятия, деловые игры, учебная практика) включает в себя следующие взаимосвязанные составляющие:
• новые подходы к содержанию и методам практического обучения;
• участие обучаемых в реальной оперативно — служебной деятельности и выполнение операций, задач соответствующих функциям в профессиональной сфере;
• осуществление профессорско — преподавательским составом выпускающих кафедр профессиональной практической деятельности.
В современной России перед образовательными учреждениями системы Министерства внутренних дел РФ ставится задача формирования у будущих специалистов готовности к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды.
Происходящие в стране социально-экономические преобразования выдвигают все новые более высокие требования к выпускникам вузов Министерства внутренних дел РФ, среди которых приоритет получают требования, связанные с успешной организацией деятельности в широком социальном, экономическом, правовом, культурном контекстах и особенно в практическом. В настоящее время в Российской Федерации наметилась явная тенденция к переходу от квалификационной модели подготовки специалистов к ком-петентностной, интерактивной, междисциплинарной, что безусловно должно принести только положительные результаты.
Процесс формирования и совершенствования в России правовой системы вызвал острую потребность в подготовке и переподготовке кадров сотрудников органов внутренних дел с учетом как традиционного, так и современного отечественного и зарубежного опыта.
Эта потребность определяется постоянно усложняющимся характером современных требований, предъявляемых в процессе формирования правового государства, совершенствования и укрепления властной вертикали, а также необходимостью квалифицированной правовой защиты граждан РФ.
Необходимо отметить, что в учебном процессе образовательных заведений системы Министерства внутренних дел России используется большое количество основных и вспомогательных учебно-методиче-
ских и технических средств, направленных не только на изучение действующего законодательства, но и на выработку у обучающихся навыков использования полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации, связанной с применением профессиональных знаний.
Стратегической целью государственной кадровой политики России на современном этапе, является создание кадрового потенциала как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса российского общества, обеспечивающего социально-экономическое, правовое развитие страны. Основным направлением государственной кадровой политики является усиление роли правоохранительных органов в реализации конституционных гарантий свободного развития и использования сотрудниками органов внутренних дел профессиональных способностей.
Подготовка кадров для МВД России имеет существенный ресурс для модернизации при условии как общего — социального и образовательного контекста ее развития, так и тех значимых точек (с одной стороны, болевых проблем, а с другой — содержащих максимальный потенциал роста, перспективу), которые должны стать сферой приложения сил для сегодняшних и будущих практических работников органов внутренних дел.
Следовательно, эффективность профессиональной подготовки кадров — это одно из важнейших условий успешного функционирования системы МВД РФ, ее готовности ответить на запросы и потребности современного общества, а значит, быть ориентированной не на декларативный, а на реальный, практический и результативный профессионализм.
1 Инновации в юридическом образовании: содержание, технологии, управление. Международная научно-методическая конференция. Минск 2008. С.4.
2 Юридическая педагогика. Под рекакцией В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. Закон и право. М.: 2004. С.708.
3 Компетентностный подход в педагогическом образовании (Под ред. В.А.Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицы-ной). — СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
4 Макарова Н.С.Междисциплинарный экзамен как форма государственной аттестации выпускников педагогического университета. Письма в Эмиссия. Оффлайн — научно-педагогический интернет-журнал. Июнь 2011.