Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностно-мировоззренческая компетентность / мировоззрение / миропонимание / профессиональная деятельность / психологическая устойчивость. / value-worldview competence / worldview / worldview / professional activity / psychological stability.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Билык В.И., Митракова Е.Н., Иванова А.А.

На протяжении всего развития человечества общество находится в постоянном совершенствовании и трансформации, XXI век не является исключением, затрагивая все сферы жизнедеятельности социума. Цифровизация, новые технологии, мультимедийность позволяют системе образования не отставать от сложившихся тенденций, становясь доступнее, интерактивнее и эффективнее. Комплексность образования способствует индивидуализации обучения, раскрывая потенциал и потребности каждого обучающегося, тем самым повышая не только мотивацию, но и качество передаваемых знаний [6, с. 322-326]. Актуальность: современная система воспитания личности претерпевает кризисные тенденции, связанные с ценностно-мировоззренческой растерянностью, потребительского отношения не только к самому себе, но и к обществу. Добившись формирования и развития у молодёжи инновационной активности во всех сферах жизнедеятельности (социальной, экономической, научной), мотивации к трудовой деятельности, творческих способностей, духовно-нравственных качеств, интеллектуального и эмоционального самосовершенствования, можно говорить о преодолении негативных тенденций, оказывающих деструктивное воздействие на воспитание личности. Цель: выработать практические рекомендации по формированию ценностно-мировоззренческой компетентности обучающихся вузов МВД России и сотрудников правоохранительных органов. Методы: данное научное исследование написано путём применения как общенаучных, так и частнонаучных методов, среди которых следует выделить методы системного анализа, синтеза и описания. Выводы: при развитии ценностно-мировоззренческой компетентности важным является именно комплексный подход формирования и становления личности, что позволит познать свои потребности, интерпретировать их, сформулировать модели поведения и выстроить их в систему приоритетов своей жизнедеятельности [5]. Данный подход направлен, прежде всего, на становление мировоззрения, как фундамента индивидуального сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Билык В.И., Митракова Е.Н., Иванова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ASPECTS OF THE FORMATION OF VALUE-WORLDVIEW COMPETENCE IN THE PROCESS OF TRAINING CADETS (TRAINEES) OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Throughout the entire development of mankind, society is in constant improvement and transformation, the XXI century is no exception, affecting all spheres of social activity. Digitalization, new technologies, and multimedia allow the education system to keep up with current trends, becoming more accessible, interactive, and efficient. The complexity of education contributes to the individualization of learning, revealing the potential and needs of each student, thereby increasing not only motivation, but also the quality of knowledge transferred [6, pp. 322-326]. Relevance: the modern system of personal education is undergoing crisis trends associated with value and ideological confusion, consumer attitudes not only to oneself, but also to society. By forming and developing innovative activity among young people in all spheres of life (social, economic, scientific), motivation for work, creative abilities, spiritual and moral qualities, intellectual and emotional self-improvement, we can talk about overcoming negative trends that have a destructive effect on personal education. Purpose: to develop practical recommendations on the formation of value and ideological competence of students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and law enforcement officers. Methods: this scientific study is written by applying both general scientific and private scientific methods, among which methods of system analysis, synthesis and description should be highlighted. Conclusions: in the development of value and worldview competence, it is important to take an integrated approach to the formation and formation of a personality, which will allow you to know your needs, interpret them, formulate behavioral models and build them into a system of priorities for your life [5, 26 p.]. This approach is aimed primarily at the formation of a worldview as the foundation of individual consciousness.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-4 УДК 159.9:34:378

© ®

Attribution

сс by

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аннотация. На протяжении всего развития человечества общество находится в постоянном совершенствовании и трансформации, XXI век не является исключением, затрагивая все сферы жизнедеятельности социума. Цифровизация, новые технологии, мультимедийность позволяют системе образования не отставать от сложившихся тенденций, становясь доступнее, интерактивнее и эффективнее. Комплексность образования способствует индивидуализации обучения, раскрывая потенциал и потребности каждого обучающегося, тем самым повышая не только мотивацию, но и качество передаваемых знаний [6, с. 322-326]. Актуальность: современная система воспитания личности претерпевает кризисные тенденции, связанные с ценностно-мировоззренческой растерянностью, потребительского отношения не только к самому себе, но и к обществу. Добившись формирования и развития у молодёжи инновационной активности во всех сферах жизнедеятельности (социальной, экономической, научной), мотивации к трудовой деятельности, творческих способностей, духовно-нравственных качеств, интеллектуального и эмоционального самосовершенствования, можно говорить о преодолении негативных тенденций, оказывающих деструктивное воздействие на воспитание личности. Цель: выработать практические рекомендации по формированию ценностно-мировоззренческой компетентности обучающихся вузов МВД России и сотрудников правоохранительных органов.

Методы: данное научное исследование написано путём применения как общенаучных, так и частнонаучных методов, среди которых следует выделить методы системного анализа, синтеза и описания. Выводы: при развитии ценностно-мировоззренческой компетентности важным является именно комплексный подход формирования и становления личности, что позволит познать свои потребности, интерпретировать их, сформулировать модели поведения и выстроить их в систему приоритетов своей жизнедеятельности [5]. Данный подход направлен, прежде всего, на становление мировоззрения, как фундамента индивидуального сознания.

Ключевые слова: ценностно-мировоззренческая компетентность, мировоззрение, миропонимание, профессиональная деятельность, психологическая устойчивость.

Abstract. Throughout the entire development of mankind, society is in constant improvement and transformation, the XXI century is no exception, affecting all spheres of social activity. Digitaliza-tion, new technologies, and multimedia allow the education system to keep up with current trends, becoming more accessible, interactive, and efficient. The complexity of education contributes to the indi-vidualization of learning, revealing the potential and needs of each student, thereby increasing not only motivation, but also the quality of knowledge transferred [6, p. 322-326]. Relevance: the modern system of personal education is undergoing crisis trends associated with value and ideological confusion, consumer attitudes not only to oneself, but also to society. By forming and developing innovative activity among young people in all spheres of life (social, economic, scientific), motivation for work, creative abilities, spiritual and moral qualities, intellectual and emotional self-improvement, we can talk about overcoming negative trends that have a destructive effect on personal education. Purpose: to develop practical recommendations on the formation of value and ideological competence of students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia and law enforcement officers.

Билык В.И.1, Митракова Е.Н.2, Иванова А.А.3

1 Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2■ 3Ростовский юридический институт МВД России

3

CURRENT ASPECTS OF THE FORMATION OF VALUE-WORLDVIEW COMPETENCE IN THE PROCESS OF TRAINING CADETS (TRAINEES) OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Vladimir I. Bilyk1, Elena N. Mitrakova2, Anastasia A. Ivanova3

1All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2 3Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Methods: this scientific study is written by applying both general scientific and private scientific methods, among which methods of system analysis, synthesis and description should be highlighted. Conclusions: in the development of value and worldview competence, it is important to take an integrated approach to the formation and formation of a personality, which will allow you to know your needs, interpret them, formulate behavioral models and build them into a system of priorities for your life [5, p. 26]. This approach is aimed primarily at the formation of a worldview as the foundation of individual consciousness.

Keywords: value-worldview competence, worldview, worldview, professional activity, psychological stability.

«Именно педагог формирует в каждом из нас основы нашего мировоззрения. И от этого в значительной степени зависит устойчивость, стабильность и будущее нашего государства».

В.В. Путин

Введение. Профессиональная деятельность сотрудников полиции всегда сопряжена со стрессом, неопределённостью, необходимостью принимать компетентные и эффективные решения в ограниченное время [4, с. 23-29]. Именно комплексное развитие навыков, умений и профессионально значимых качеств будет способствовать формированию уверенности в себе, повышению уровня компетентности, улучшению коммуникативной составляющей (умение управлять конфликтами, повышение уровня доверия), а также успешному выполнению поставленных служебных задач на должном профессиональном уровне.

Становление личности сотрудника происходит на протяжении всей профессиональной деятельности, но особое внимание следует уделить профессионально-важным качествам будущих сотрудников, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. В процессе обучения формируется комплекс основополагающих компетенций таких как профессиональная, личностная, коммуникативная, социально-психологическая и ценностно-мировоззренческая, складывающихся из совокупности знаний, умений, навыков, убеждений и представлений, влияющих на личность в целом и становление будущего специалиста как профессионала.

Обсуждение. Исследование некоторых аспектов формирования ценностно-мировоззренческой компетентности в процессе обучения курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России следует начинать с анализа содержания такой компетентности как неотъемлемой части становления и развития личности в современных условиях.

Ценностно-мировоззренческая компетентность ориентирована на способности индивида осознавать, понимать и оценивать нормы, идеалы, убеждения, определяющие его поведение, мировоззрение и отношение к окружающей действительности [8, с. 326-328]. Такая компетентность включает в себя спообность к анализу жизненной позиции и «Я-концепции», её осознание и влияние на принятие решений, выстраивание своего жизненного пути в соответствии с

намеченными целями и присущими человеку ценностями. Благодаря такой компетентности, у человека вырабатывается не только навык уважительного, конструктивного, ответственного взаимодействия в социуме, но и умение разрешать моральные и этические дилеммы.

Структура компетенций складывается следующим образом [7, с. 84-86]:

Знания (полученная информация теоретического содержания о профессиональной деятельности и основных алгоритмах её реализации).

Умения и навыки (способности, приобретённые в процессе выполнения профессиональной деятельности, позволяющие реализовать намеченный алгоритм действий).

Личностно-деловые качества (свойства личности, способствующие эффективному использованию имеющихся знаний, умений и навыков в служебно-профессиональной деятельности).

Под мировоззрением следует понимать систему взглядов, оценок, представлений о себе и окружающем мире.

У каждого человека своя концепция «Я-личности», «Я-общество», «Я-мир», своё мировоззрение и представление. Все наши взгляды побуждают формировать установку на успешность и благополучие - «мотивация достижения успеха», либо же не позволяют достичь целей и намеченного уровня жизни - «мотивация избегания неудач». «Я-концепция» подразумевает то что человек думает о себе, при этом данная оценка берет своё начало из вне (от близкого окружения, коллег), но не смотря на это необходимо формировать свою систему ценностей, установок и взглядов опираясь на себя, в первую очередь, принимая важные решения, вырабатывая новые паттерны и конструктивные модели поведения, а во вторых, не противоречащие общественным. Самовоспитание, самоорганизация, рефлексия и эмпатия, способствуют формированию ценностно-мировоззренческой компетентности как важного элемента «Я-концепции».

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Особенностью формирования мировоззрения является стремление личности к самопознанию и самосовершенствованию, зачастую, в области необходимых профессиональных компонентов:

- познавательного (знание естественных и прикладных наук, нормативно-правовой базы);

- эмоционально-волевого (развитие интеллекта, самосознания, самоконтроля, умения управлять своим поведением);

- оценочно-рефлексивного (понимание своей значимости, самореализация и рефлексия);

- ценностно-смыслового (формирование личностных и профессиональных качеств, идеалов и ценностей).

Перечисленные компоненты подлежат развитию, благодаря современным методолого-теоретическим подходам и передаваемому педагогическому опыту.

Как отмечает Т.С. Туркина, «готовность педагогов к формированию профессионального мировоззрения является одной из составляющих их профессионально-культурной компетентности». Так, от мировоззрения педагога зависит процесс формирования мировоззрения у обучающихся, что подкрепляется спецификой изучаемых учебных дисциплин, индивидуальными особенностями личности обучающихся в образовательных организациях системы МВД России, а также совокупностью внешних факторов, оказывающих воздействие на личность.

Ключевая роль в формировании ценностно-мировоззренческой компетенции отводится профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций и состоит она в развитии основных ценностей, убеждений, навыков, а также способствует формированию рефлексии, самостоятельного анализа и переосмысления информации, её обобщения и выработке собственной позиции, формированию здоровой «Я-концепции». При этом необходимо создавать благоприятные условия для становления личности и её самореализации, развивая самосознание, самоуважение и эмпатию, формировать нравственное воспитание, включающее в себя развитие моральных качеств личности, чувства справедливости, ответственности и уважительного отношения к окружающей действительности.

Основной целью образования является освоение ключевых компетенций личности, позволяющих не только включится в жизнь общества, но и реализовывать поставленные цели как личностной, так и профессиональной направленности. Ценностно-мировоззренческая компетентность является основополагающим компонентом общей культуры и профессиональной компетентности сотрудника полиции, что проявляется в способности и готовности принятия жизненного опыта, выработке конструктивных паттернов

поведения, формированию взглядов и убеждений, подчёркивающих позицию личности и её индивидуальность. В процессе осуществления педагогической деятельности в образовательных организациях системы МВД России профессорско-преподавательскому составу необходимо ориентировать обучающихся на развитие профессионально-важных качеств, выделять и разграничивать в себе качественно определённые стороны, вырабатывать способности к определению собственной позиции, выступать в качестве субъекта не только своей жизни, но и при осуществлении профессионально-служебной деятельности.

Совершенствованию ценностно-мировоззренческой компетентности присущ междисциплинарный характер, многофункциональность и многомерность, что невозможно без синтеза естественных и социогуманитарных знаний. Данные знания находят своё отражение в следующих учебных дисциплинах: «Социология», «Психология», «Культурология», «Философия». Общекультурный потенциал передаваемых знаний является важнейшим условием развития интеллектуального, волевого, нравственного и культурного становления личности, что способствует гармоничному формированию компетенции, как одного из элементов профессионального мастерства сотрудника полиции.

Ценностно-мировоззренческая компетентность является неотъемлемой частью развития обучающихся, помогая им в определении собственной жизненной позиции, в принятии решений, в умении ориентироваться в сложных (кризисных) ситуациях, в построении гармоничных отношений с окружающими и высокий уровень ответственности, проявляющийся во всех областях деятельности. Развитие ценностно-

мировоззренческой компетентности необходимо для формирования личности, способной к самореализации, социальной и профессиональной адаптации, что является одним их элементов личностного роста и самовоспитания [3, с. 22-26].

Мировоззрение сотрудника полиции оказывает существенное влияние на построение отношений с гражданами, на уровень доверия со стороны общества и способность налаживать эффективное взаимодействие с различными социальными группами при осуществлении служебной деятельности. Как отмечает, русский литературовед Д.С. Лихачев «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит... Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение». Действительно, мировоззрение играет ключевую роль в определении себя, при взаимодействии с обществом, поэтому его основу должны составлять высокие профессиональные стандарты, этические принципы, нравствен-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

ное и культурное развитие, а также уважение к каждой личности, как к самому себе [1, с. 84-90].

Результаты. Авторами рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема развития целостной картины профессиональной деятельности у обучающихся в образовательных организациях системы МВД России.

Фундаментальной основой научного исследования являются положения таких наук, как психология, педагогика, социология, философия и юриспруденция. Проблема формирования ценностно-мировоззренческой компетенции, как основы миропонимания подрастающего поколения затрагивается в ряде диссертационных исследований в области психологии и педагогики.

Обосновывается необходимость комплексного подхода к психолого-педагогическому процессу формирования психологической устойчивости курсантов и слушателей к дальнейшей служебной деятельности в условиях практико-ориентированной образовательной среды образовательных организаций системы МВД России. Данный процесс включает в себя психологические консультации, проведение авторских тренингов и иные методы оказания психологической помощи, формирующих социальную картину действительности на основе системно-деятельном и личностном подходах. Также уделяется внимание таким профессионально значимым качествам, как гибкость мышления и способности адаптироваться к меняющимся условиям, возникновению стрессовых и кризисных ситуаций, что является необходимым навыком, ввиду современных международных и внутригосударственных угроз.

Заключение. Акцентируем внимание на том, что исследование теоретической составляющей проблемы формирования ценностно-мировоззренческой компетентности, в целом, способствовало определению комплекса практических рекомендаций по формированию ценностно-мировоззренческой компетентности обучающихся вузов МВД России и сотрудников правоохранительных органов:

1. Одним из важнейших направлений подготовки обучающихся является организация и деятельность научного сообщества курсантов (слушателей). Основополагающим при взаимодействии курсантов и слушателей образовательных организаций с выдающимися представителями науки является получение эффективных результатов в совместных творческих проектах, направленных на формирование профессиональных компетенций, в целом, а также и на развитие ценностно-мировоззренческой компетентности. Отметим, что такое разноплановое взаимодействие с профессорско-

преподавательским составом будет оказывать конструктивное психолого-педагогическое воздействие, основанное на трансформации сознания личности курсанта (слушателя), который в процессе взаимодействия «впитывает» взгляды,

ценности, убеждения, отношение к профессионализму, к себе и окружающим людям.

2. Создавать развивающие и образовательные условия взаимодействия «преподаватель-обучающийся» на занятиях таким образом, чтобы произошёл эффект благоприятного педагогического воздействия: «преподаватель-наставник как носитель идеального образа «Я-концепции» и ценностно-мировоззренческих установок, высокой духовной, моральной, антикоррупционной и стрессовой устойчивости».

3. Способствовать созданию психодиагностического инструментария для определения уровня развития ценностно-мировоззренческой компетентности у обучающихся образовательных организаций. Предлагается проводить данные исследования на каждом курсе для анализа динамики формирования описанных компетенций.

4. Разработать и проводить тренинги, направленные на формирование ценностно-мировоззренческой компетентности, особенно с курсантами 1 курса. Целью тренинговых занятий является создание позитивного образа сотрудника полиции, развитие базовых ценностей, установок, значимых профессионально-важных качеств, способствующих формированию новых конструктивных паттернов поведения в будущей служебной деятельности и на становление мировоззрения, как фундамента индивидуального сознания.

5. Проводить психодиагностическое обследование (используя современные психологические методики) для определения уровня развития ценностно-мировоззренческой компетентности (в том числе учебу) лиц, претендующих на замещение должности сотрудника органов внутренних дел [9, с. 79-83]. Результатом исследования будет служить предполагаемый прогноз включенности личности в профессиональную деятельность и успешность ее реализации как профессионала.

6. Организовывать культурно-массовые мероприятия с целью воспитательного воздействия и формирования ценностно-мировоззренческой компетентности, инновационной активности личности обучающегося во всех сферах жизнедеятельности. Например, предлагаем организовать вечера встреч в офлайн, так и в онлайн режиме по тематике «Выдающиеся личности современности». Именно в непосредственном диалоге с людьми разных профессий, мировоззрения, взглядов, ценностей, установок, жизненного опыта, состояния здоровья будут развивать важные для российского общества идеалы, ценности и в целом мировоззрение будущего сотрудника полиции.

Стоит согласиться с мнением профессора С.Н. Бабурина, считавшего, что только в нравственном государстве появляется возможность для реализации конституционных прав граждан.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Только в нравственном государстве можно говорить о развитии и совершенствовании личности, построении современной модели обучения без ориентирования на болонскую систему. Но стоит

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

помнить, что построить такое государство весьма не просто, ввиду наличия внутригосударственных и международных противников [2, с. 14].

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Афонина Р.Н. Мировоззренческая компетентность в структуре общекультурной компетентности педагога / Р.Н. Афонина // Журнал: Философия образования. Учредители: Новосибирский государственный педагогический университет, Институт философии и права СО РАН. 2018. № 3. С. 84-90.

2. Бабурин С.Н. Нравственное государство: русский взгляд на ценности конституционализма. М. : Норма, 2020.

3. Билык В.И. Проблемы формирования адаптационного потенциала сотрудников правоохранительных органов к напряженным условиям профессиональной деятельности / В.И. Билык, Е.Н. Митракова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 3. С. 22-26.

4. Билык В.И. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: проблемы и способы решения / В.И. Билык, Е.Н. Митракова // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 23-29.

5. Воронов Д.В. Ценностно-смысловая направленность формирования профессионально-значимых качеств сотрудников полиции в образовательной организации МВД России: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Воронов Денис Александрович; [Место защиты: Армавирский государственный педагогический университет]. Армавир, 2020. 26 с.

6. Карабаш Д.В. Модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России / Д.В. Карабаш // Журнал: Общество и право. № 5(37). С. 322-326.

7. Мусатова О.М. Система компетенций в вузе как основа подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма / О.М. Мусатова // Журнал: Вестник Югорского государственного университета. Учредители: Югорский государственный университет. 2011. № 4(23). С. 84-86.

8. Сотникова Е.П. Формирование мыслительной деятельности учащихся / Е.П. Сотникова // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XIV международной научно-практической конференции. 2016. С. 326-328.

9. Суколенко Е.А. Актуальные аспекты формирования антикоррупционного поведения курсантов и слушателей в образовательном процессе вузов МВД России / Е.А. Суколенко, Е.Н. Митракова // Философия права. 2022. № 1(100). С. 79-83.

References:

1. Afonina R.N. Ideological competence in the structure of general cultural competence of a teacher / R.N. Afonina // Journal: Philosophy of education. The founders: Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Philosophy and Law SB RAS. 2018. № 3. P. 84-90.

2. Baburin S.N. The moral state: a Russian view of the values of constitutionalism. M. : Norm, 2020.

3. Bilyk V.I. Problems of formation of adaptive potential of law enforcement officers to stressful conditions of professional activity / V.I. Bilyk, E.N. Mitrakova // Humanities, socio-economic and social sciences. 2023. № 3. P. 22-26.

4. Bilyk V.I. Psychological training of employees of internal affairs bodies to act in extreme conditions: problems and solutions / V.I. Bilyk, E.N. Mitrakova // Psychology and pedagogy of official activity. 2023. № 3. P. 23-29.

5. Voronov D.V. Value-semantic orientation of the formation of professionally significant qualities of police officers in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia: abstract of the dissertation of the candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Voronov Denis Alexandrovich; [Place of protection: Armavir State Pedagogical University]. Armavir, 2020. 26 p.

6. Karabash D.V. The model of formation of the value and ideological culture of the personality of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia / D.V. Karabash // Journal: Society and Law. № 5(37). P. 322-326.

7. Musatova O.M. The system of competencies in higher education as the basis for training specialists in socio-cultural service and tourism / O.M. Musatova // Journal: Bulletin of the Ugra State University. Founders: Yugra State University. 2011. № 4(23). P. 84-86.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

8. Sotnikova E.P. Formation of students' mental activity / E.P. Sotnikova // Russia and Europe: the connection between culture and economics. Materials of the XIV International scientific and practical conference. 2016. P. 326-328.

9. Sukolenko E.A. Actual aspects of the formation of anti-corruption behavior of cadets and students in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia / E.A. Sukolenko, E.N. Mitrakova // Philosophy of Law. 2022. № 1(100). P. 79-83.

Информация об авторах

Билык Владимир Иванович

кандидат юридических наук, доцент,

заместитель начальника научно-исследовательского центра № 1, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России helena_n@mail.ru

Митракова Елена Николаевна

кандидат юридических наук,

старший преподаватель

кафедры уголовного права и криминологии,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ростовский юридический институт МВД России

m_helena_n@mail.ru

Иванова Анастасия Александровна

слушатель 5 курса факультета очного обучения, Ростовский юридический институт МВД России m_helena@mail.ru

Vladimir I. Bilyk

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor,

Deputy Head of Research Center № 1,

All-Russian Research Institute

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

helena_n@mail.ru

Elena N. Mitrakova

Candidate of Legal Sciences, senior lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia m_helena_n@mail.ru

Anastasia A. Ivanova

5th year Student of the Faculty of Full-time Education, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia m_helena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.