Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К НАПРЯЖЕННЫМ УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К НАПРЯЖЕННЫМ УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДИНАМИКА ПРЕСТУПНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Билык Владимир Иванович, Митракова Елена Николаевна

Данная статья посвящена современным проблемам формирования адаптации к напряженным условиям профессиональной деятельности сотрудников полиции. Обозначены основные особенности адаптации сотрудников правоохранительных органов к напряженным условиям несения службы с целью выработки оптимальной стратегии личностного развития, способствующей их нивелированию. Предложены приемлемые методы и психотехники по формированию адаптационного потенциала сотрудников полиции для успешности в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Билык Владимир Иванович, Митракова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE ADAPTIVE POTENTIAL OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS TO THE STRESSFUL CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

This scientific article is devoted to the modern problems of the formation of adaptation to the stressful conditions of professional activity of police officers. The main problems of adaptation of law enforcement officers to stressful conditions of service in order to develop an optimal strategy of personal development, contributing to their leveling, are outlined. Acceptable methods and psychotechnics for the formation of the adaptive potential of police officers for success in professional activities are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К НАПРЯЖЕННЫМ УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 351.74:159.9

DOI 10.23672/SAE.2023.21.29.001

Билык Владимир Иванович

кандидат юридических наук, доцент,

заместитель начальника научно-исследовательского центра № 1 ФГКУ Всероссийский

научно-исследовательский институт МВД России vladrostovrui@gmail.com

Митракова Елена Николаевна

кандидат юридических наук, доцент,

Ростовский юридический институт МВД России m_helena_n@mail.ru

Vladimir I. Bilyk

Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor,

Deputy Chief Research Center № 1 FGKU All-Russian Research Institute Ministry of Internal Affairs of Russia vladrostovrui@gmail.com

Elena N. Mitrakova

Candidate of Legal Sciences,

Assistant Professor,

Rostov Law Institute

Ministry of Internal Affairs of Russia

m_helena_n@mail.ru

Проблемы формирования

адаптационного потенциала сотрудников правоохранительных органов к напряженным условиям профессиональной деятельности

Problems of formation

of the adaptive potential of law enforcement officers to the stressful conditions of professional activity

Аннотация. Данная статья посвящена современным проблемам формирования адаптации к напряженным условиям профессиональной деятельности сотрудников полиции. Обозначены основные особенности адаптации сотрудников правоохранительных органов к напряженным условиям несения службы с целью выработки оптимальной стратегии личностного развития, способствующей их нивелированию. Предложены приемлемые методы и психотехники по формированию адаптационного потенциала сотрудников полиции для успешности в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: сотрудник полиции, адаптационный потенциал, адаптация, динамика преступности, психологическое состояние, концентрационные упражнения, тренинг.

Annotation. This scientific article is devoted to the modern problems of the formation of adaptation to the stressful conditions of professional activity of police officers. The main problems of adaptation of law enforcement officers to stressful conditions of service in order to develop an optimal strategy of personal development, contributing to their leveling, are outlined. Acceptable methods and psychotechnics for the formation of the adaptive potential of police officers for success in professional activities are proposed.

Keywords: police officer, police officer, adaptive potential, adaptation, crime dynamics, psychological state, concentration exercises, training.

В момент опасности ты либо адаптируешься, либо погибнешь. В момент опасности ты смотришь вокруг, не вынося суждений и не философствуя.

Ты учишься ничего не знать.

Бернар Вербер [1].

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел включает в себя выполнение различных видов деятельности по борьбе с преступностью, которая, к сожалению, на сегодняшний день имеет планомерное

развитие, как показывает динамика преступности, предложенная Генеральной прокуратурой Российской Федерации на портале правовой статистики и представленная на рисунке 1 [2].

Рисунок 1

Вышеуказанный рисунок ярко отображает процент опасности профессиональной деятельности сотрудника полиции в борьбе с преступным миром. Каждое совершенное преступление, входящее в число зарегистрированных на представленной диаграмме, связано с огромным количеством сотрудников органов внутренних дел, которые поэтапно выполняют функции по раскрытию и расследованию совершенного или готовящегося преступления.

Целесообразно отметить, что, буквально, раскрытие каждого преступления имеет вероятность возникновения напряженной и одновременно экстремальной ситуации, к которой соответственно сотрудник полиции должен своевременно адаптироваться в целях недопущения сокрытия следов преступления, недопущения совершения еще одного преступления, адекватного руководства нормами законодательства Российской Федерации, а также, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. На наш взгляд, примером может послужить следующая характерная ситуация: участковый уполномоченный полиции А. в ходе проверки граждан обнаружил подозрительного гражданина, который уклонился от требования сотрудника полиции

предоставить ему документ удостоверяющий личность, так как он похож на розыскиваемое лицо, после чего, некий гражданин достал нож и стал угрожать сотруднику полиции, схватил мимо проходящую гражданку и, удерживая ее, начал предъявлять свои требования сотруднику полиции. Данный пример наглядно иллюстрирует необходимость высокоэффективной деятельности по формированию адаптационного потенциала личности сотрудника полиции к успешной деятельности в экстремальной ситуации, а также, обозначает роль адаптации при возникновении подобных случаев в служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

По мнению многих ученых, к числу которых относится Г.С. Човдырова, именно формирование адаптационного потенциала сотрудников полиции (особенно, имеющих незначительный опыт деятельности в профессии) к напряженным, а также, к экстремальным условиям профессиональной деятельности, является ключевым аспектом успешного выполнения должностных инструкций любого сотрудника полиции. В результате этого, авторы предлагают разрешить возникающие проблемы адаптационной сферы в условиях стресса, напряженности, тревожности

проявляющихся на службе, вне зависимости от подразделения, должности и специального звания сотрудника:

1) дидактический барьер, являющийся начальным этапом формирования адаптации и приравнивается к самому распространенному психологическому барьеру у сотрудников только начинающих службу в органах внутренних дел, к примеру, курсанты в образовательных организация системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. По мнению авторов, способами преодоления такого барьера являются своевременные консультации курсантов и слушателей с психологами с использованием современных психотехнологий для выявления ряда факторов, которые во многом влияют на формирование и развитие адаптационного потенциала личности, это уровень сформированности мотивационной и волевой сферы, познавательных способностей, уровень самооценки и паттерны общения;

2) психологический барьер, характеризующийся не самым распространенным явлением у курсантов и слушателей образовательных организаций ВУЗов системы МВД России. Он выявлен лишь у 25 % подобной категории сотрудников полиции и находит свое проявление в слабо развитых способностях к общению, что крайне необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, так как именно сотруднику полиции в борьбе с преступностью, при выполнении своих должностных обязанностей приходится общаться с широким кругом граждан. Преодоление такого барьера нами видится при организации нескольких составляющих одновременно: контроля за успеваемостью обучающихся и поддержания их психологического здоровья.

3) физиологический барьер, являющийся достаточно значимым аспектом при отсутствии внутреннего психофизического здоровья. Авторы считают, что с подобными барьерами необходимо бороться исключительно путем укрепления иммунной системы организма. Так, они приводят следующие статистические данные: курсанты 1 -го курса пропускали занятия по болезни в 90 % случаях, а курсанты 3-го курса - лишь в 43 %.

4) социально-психологический барьер является неотъемлемым барьером формирования адаптационной сферы личности как среди обучающихся, так и среди сотрудников полиции, непосредственно борющихся с преступностью в территориальных органах системы МВД России. К такому барьеру авторы относят следующее:

- смену обыденного окружения на протяжения многих лет;

- различный уровень материальной обеспеченности сотрудников полиции;

- длительное проживание в общежитии среди различных этнических групп;

- необходимость приспособления к требованиям учебного заведения либо территориального органа или конкретного подразделения [3].

Для решения проблемы, в обозначенной нами теме, и недопущения влияния любого из перечисленных выше барьеров на выполнение должностных обязанностей сотрудника полиции Т.С. Климова предлагает выделить этапы формирования устойчивого восприятия стрессовой ситуации:

1) отбор и стажировку сотрудников - данный этап предполагает изначальное недопущение претендентов на службу в органы внутренних дел, которые имеют недопустимые психологические качества и свойства личности. Так, на сегодняшний день, данный этап имеет свое место при отборе кадров в органы внутренних дел в виде проведения психодиагностики, так называемого ЦПД. Однако, на наш взгляд, имеющиеся способы психологического диагностирования здоровья личности путем тестирования, не являются 100 % выводом о психологическом состоянии личности. Так, легко допустить, что лицо, проходящее тестирование для заключения о психологическом состоянии, может обманным путем (найти правильные ответы на вопросы) получить положительное заключение, в связи с чем, требуется усовершенствование системы психодиагностики лица, претендующего на службу в органах внутренних дел. Например, некоторые западные страны уделяют значительно большее внимание изучению психологического состояния личности, претендующей на службу в правоохранительных органах [4];

2) этап становления на определенную должность в органах внутренних дел характеризуется изучением психологами на протяжении длительного периода времени изменений психологического состояния сотрудника на фоне выполнения служебных обязанностей. Данный этап предполагает свое существование, однако, фактически, психологическая работа с сотрудниками полиции не проводится должным образом в силу нехватки кадров и, соответственно, времени на элементарную психокоррекцию личности сотрудника. Отсутствие должной работы психологов в территориальных органах является большой проблемой и м ожет привести к глобальным последствиям, а именно - к процессуальным ошибкам сотрудников полиции при работе с различными категориями граждан в условиях напряженной ситуации;

3) данный этап характерен для сотрудников полиции с разным стажем в профессии, но, в тоже время, отличается степенью сформированности адаптационного потенциала. По мнению многих психологов, в том числе и Г.С. Човдыровой, чем больше стаж работы сотрудника в органах внутренних дел, тем устойчивее уровень его адаптации в условиях напряженности профессиональной деятельности. Однако не стоит исключать сбоев психологического состояния у сотрудников полиции, проработавших много лет в системе, так как экстремальные ситуации характеризуются определенной исключительностью и индивидуальностью. В виду этого, образуется проблема отсутствия информации о возможных вариациях действий сотрудника полиции в тех или иных напряженных условиях профессиональной деятельности. Для решения данной проблемы

авторы предлагают выстроить психологам определенные ролевые модели поведения сотрудника полиции в условиях выполнении тех или иных служебных обязанностей [5].

Перечисленные выше этапы формирования адаптации сотрудника полиции в напряженных условиях профессиональной деятельности содержат актуальные на сегодняшний день проблемы по должному функционированию и влиянию каждого из этапов на психологическое состояние сотрудника полиции. В связи с этим, Г.С. Човдырова предлагает привить сотрудникам полиции умения по оказанию самопомощи в виде реабилитационных упражнений в стрессовой ситуации, которые состоят из следующих элементов: медленного дыхания; расслабления тела (1-2 мин); физически отвлекающей активности (уборка, ходьба, спорт); прослушивания музыки; беседы, как отвлекающей внимание, релаксации; минутного обострения внимания на окружающую обстановку (изучение мельчайших деталей, находящихся в кабинете, помещении, коридоре, на улице).

Ко всему выше указанному, авторы также предлагают крайне актуальные, по их мнению, варианты концентрационных упражнений, а именно:

- концентрация на счете - как один из эффективных вариантов концентрационного упражнения, заключающийся в непрерывном счете цифр в течении нескольких минут, что позволяет бороться с рассеиванием внимания в стрессовых условиях;

- концентрация на слове - как один из вариантов концентрационного упражнения, представляющий собой сосредоточение на слове, вызывающем у вас приятные воспоминания, а также, его произношение в течение некоторого промежутка времени, причем, его необходимо произносить так, чтобы на первом слоге слова был вдох, а на втором - выдох [6].

Считаем возможным предложить комплексный подход для повышения адаптационного потенциала сотрудников полиции к напряженным условиям профессиональной деятельности, учитывая психологическую практическую составляющую, выделяя несколько этапов:

1. Проведение первоначального диагностического исследования с сотрудниками полиции для диагностирования их личностного потенциала с целью выявления профессионально-важных

Литература:

1. Энциклопедия относительного и абсолютного знания / Пер. с фр. М. : Гелеос; Рипол Классик, 2008.

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. Показатели преступности России. Динамика. URL : http://cri mestat.ru/offenses_chart (дата обращения 13.01.2023).

качеств, способствующих адаптации к службе и качеств, недостаточно сформированных и нивелирующих адаптационный потенциал.

2. Организацию практическими психологами индивидуальных консультаций с сотрудниками, направленных на составление программы личностного развития, способствующей формированию адаптационного потенциала личности.

3. Приглашения сотрудников с низким адаптаци-о нны м потенциалом к участию в тренинговых программах [7, с. 146-150] по актуальны направлениям, например, по темам «Адаптационный тренинг», «Тренинг развития коммуникативных качеств», «Тренинг развития социально-психологи-чес ко го потенциала личности».

4. Повторных диагностических исследований с целью определения динамики формирования и развития адаптационного потенциала сотрудников полиции к напряженным условиям профессиональной деятельности.

5. Корректировки программы личностного развития для успешного формирования адаптационного потенциала в рамках индивидуального консультирования.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, определим, что комплексный подход по формированию и развитию адаптационного потенциала личности сотрудника полиции к напряженным условиям профессиональной деятельности, на наш взгляд, поможет не только оказать положительное влияние на его психологическое состояние, а также, позволит эффективно действовать в экстремальных ситуациях, но и планомерно подготовить его к возможному проявлению негативных последствий в повседневной жизни при выполнении своих служебных обязанностей. Стоит отметить, что при доведении психологами до сотрудников органов внутренних дел информации по вышеуказанным элементам формирования адаптационного потенциала в сфере профессиональной деятельности в условиях стрессовых факторов, напряженности и экстремальности, есть вероятность снижения нарушения нормативно-правовых актов при выполнении некоторых должностных обязанностей, к примеру, недопущения процессуальных ошибок при расследовании уголовного дела, что, конечно же, будет являться положительным фактором в борьбе с преступностью в целом.

Literature:

1. Encyclopedia of relative and absolute knowledge / Transl. from French. M. : Geleos; Ripol Classic, 2008.

2. Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Portal of Legal Statistics. Crime indicators of Russia. Dynamics. URL : http://crimestat.ru/offen ses_chart (date of the application 13.01.2023).

3. Човдырова Г.С. Этапы адаптации сотрудников органов внутренних дел к напряженным условиям профессиональной деятельности / Г.С. Човдырова // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). URL : https://cyberleninka. ru/article/n/etapy-adaptatsii-sotrudnikov-organov-vn utrennih-del-k-napryazhennym-usloviyam-professio nalnoy-deyatelnosti (дата обращения 13.01.2023).

4. Lippert W.W. Police officer suicide: Treating the affected department. Critical Incidents in Policing: Rewised. Washington, DC., 1991. Р. 179-190.

5. Човдырова Г.С. Изучение и ранняя диагностика синдрома эмоционального выгорания / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко // Современные наукоемкие инновационные технологии. Сборник статей междунар. науч.-практ. конф. (03 февраля 2018). Уфа, 2018. С. 176-183.

6. Човдырова Г.С. О некоторых клинических вариантах посттравматического стрессового расстройства у сотрудников органов внутренних дел / Г.С. Човдырова // Пограничная психиатрия. Сборник научных трудов. М., 2001. С. 157-165.

7. Митракова Е.Н. Инновационные психотехнологии как метод формирования личностной компетентности сотрудников органов внутренних дел(на примере использования коуч-техник) / Е.Н. Митракова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2022. № 4(143).

3. Chovdyrova G.S. Stages of adaptation of employees of internal affairs bodies to the stressful conditions of professional activity / G.S. Chovdyrova // Psy-chopedagogy in law enforcement agencies. 2018. № 4(75). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-adaptatsii-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-k-napryazhennym-usloviyam-professionalnoy-deyatelnosti (date of the application 01/13/2023).

4. Lippert W.W. Police officer suicide: Treating the affected department. Critical Incidents in Policing: Rewised. Washington, DC., 1991. Р. 179-190.

5. Chovdyrova G.S. Study and early diagnosis of e motional burnout syndrome / G.S. Chovdyrova, T.S. Klimenko // Modern high-tech innovative technologies: collection of articles of the International scientific and practical conference (February 03, 2018). Ufa, 2018. P. 176-183.

6. Chovdyrova G.S. On some clinical variants of post-traumatic stress disorder in employees of internal affairs bodies / G.S. Chovdyrova // Borderline psychiatry. Collection of scientific works. M., 2001. P. 157-165.

7. Mitrakova E.N. Innovative Psychotechnologies as a Method for Forming Personal Competence of Employees of Internal Affairs Bodies (on the Example of Using Coach Techniques) / E.N. Mitrakova // Science and Education: Economy and Economics; entrepre-neurship; law and management. 2022. № 4(143).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.