Научная статья на тему 'Психологическая компетентность педагога как ресурс успешности обучающихся в образовательном процессе'

Психологическая компетентность педагога как ресурс успешности обучающихся в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словосочетания: психологическая компетентность / аутопсихологическая компетентность / социально-психологическая компетентность / мотивированность / корпоративная культура / psychological competence / autopsychological competence / socio-psychological competence / motivation / corporate culture

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митракова Елена Николаевна

Данная статья посвящена анализу теоретических оснований психологической компетентности преподавателя как одного из важнейших условий успешности обучающихся при освоении образовательных программ высшего образования. Автором предлагается структура психологической компетентности педагога, позволяющая сформировать портрет преподавателя как многогранную и психологически устойчивую личность с хорошо организованной внутренней структурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митракова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Competence of a Teacher as a Resource for the Success of Students in the Educational Process

This article is devoted to the analysis of the theoretical foundations of the psychological competence of the teacher as one of the most important conditions for the success of students in the development of educational programs of higher education. The author proposes a structure of psychological competence of the teacher, which allows to form a portrait of the teacher as a multifaceted and psychologically stable personality with a well-organized internal structure.

Текст научной работы на тему «Психологическая компетентность педагога как ресурс успешности обучающихся в образовательном процессе»

Психологическая компетентность педагога как ресурс успешности обучающихся в образовательном

процессе

МИТРАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА,

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук Ростовский юридический институт МВД России Российская Федерация, 344015, г. Ростов-на-Дону,

ул. Еременко, д. 83 E-mail: m_helena_n@mail.ru

Psychological Competence of a Teacher as a Resource for the Success of Students in the Educational Process

MITRAKOVA ELENA NIKOLAEVNA,

Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology, Candidate of Law

Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, 344015, Rostov-on-Don,

Eremenko St., 83 E-mail: m_helena_n@mail.ru

УДК 159.9

Аннотация. Данная статья посвящена анализу теоретических оснований психологической компетентности преподавателя как одного из важнейших условий успешности обучающихся при освоении образовательных программ высшего образования. Автором предлагается структура психологической компетентности педагога, позволяющая сформировать портрет преподавателя как многогранную и психологически устойчивую личность с хорошо организованной внутренней структурой.

Annotation. This article is devoted to the analysis of the theoretical foundations of the psychological competence of the teacher as one of the most important conditions for the success of students in the development of educational programs of higher education. The author proposes a structure of psychological competence of the teacher, which allows to form a portrait of the teacher as a multifaceted and psychologically stable personality with a well-organized internal structure.

Ключевые слова и словосочетания: психологическая компетентность; аутопсихологическая компетентность; социально-психологическая компетентность; мотивированность; корпоративная культура.

Keywords and phrases: psychological competence; autopsychological competence; socio-psychological competence; motivation; corporate culture.

Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике.

В. Н. Введенский

Р

еалии нынешнего времени накладывают существенный отпечаток на общество в целом и на личность в частности. Профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава пред-

ставляет собой сложный комплекс умений, поскольку каждый педагог должен в совершенстве владеть и применять в практической деятельности знания и навыки по преподаваемой дисциплине. В настоящее время рядом психологов выделяется проблема психологической компетентности лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций Российской Федерации, при этом психологи разрабатывают средства и методы диагностирования уровня психологической компетентности.

Автором предлагается структура психологической компетентности преподавателя, которая позволяет сформировать портрет преподавателя как многогранную, психологически устойчивую целостную личность с хорошо организованной внутренней культурой. Данная структура является ответом на запрос общества в преподавателях нового поколения с развитыми профессиональными качествами, личностным, организаторским и лидерским потенциалом, способных легко адаптироваться в быстро меняющемся информационном пространстве, использующих новые методы современного менеджмента, генерируя нестандартные идеи [3].

Невозможно сформировать портрет современного преподавателя, не вспомнив об организаторских способностях. Внутренняя цель действий преподавателя должна быть направлена на организацию деятельности коллектива обучающихся. Каждый член коллектива должен четко осознавать свои цели и задачи на занятии, непосредственно находясь во взаимодействии с преподавателем [1]. Ресурсность в данном контексте — максимальная включенность личности в образовательный процесс. Остро стоит вопрос о мотивированности обучающихся и их стремлении к эффективным показателям в обучении и освоении основной профессиональной образовательной программы.

Компетентность в области знаний в настоящее время мы не ставим во главу угла, исходя из того, что не каждый преподаватель-профессионал способен стать лидером. Является заблуждением, что знаний, умений и навыков в узкой области деятельности достаточно; для того, чтобы организовать слаженную работу ученического коллектива, этого явно мало. Достаточно просто и легко обучить, организовать, побудить самого себя, но насколько усложняется задача, если имеешь дело с коллективом. Обучающиеся с разным уровнем развития интеллекта, памяти, внимания, мышления, общей осведомленности, мо-

тивации на достижение успеха или избегания неудач, типом темперамента и характера по-разному будут относиться к будущей профессии, а также к самореализации и результатам в учебной деятельности.

Роль преподавателя в образовательном процессе имеет решающее значение, так как он отвечает за формирование сознания и характера молодых поколений. Психологическая компетентность преподавателя не менее важна, чем его знание учебной дисциплины и мастерство ее преподавания. Психологическая компетентность преподавателя относится к его способности понимать, управлять и влиять на эмоции, отношения и поведение учащихся.

Проблема психологической компетентности преподавателя возникает, когда ему не хватает навыков для управления своими эмоциями и эмоциями обучающихся. Психологически некомпетентные преподаватели могут испытывать эмоциональное истощение и выгорание из-за давления профессии. Требования преподавания, такие как управление поведением учащихся, соблюдение академических стандартов и решение административных задач, могут быть непосильными и приводить к стрессу и дальнейшему разочарованию.

Воздействие психологической компетентности преподавателя на обучающихся может быть значительным [5]. Психологически компетентные преподаватели лучше подготовлены для создания позитивной учебной среды, установления отношений со студентами и содействия их вовлечению в образовательную и научную деятельности и мотивации. Они также с большей вероятностью будут эффективны в управлении поведением обучающихся и уменьшении разрушительного поведения в коллективе. С другой стороны, преподавателям, которым не хватает психологической компетентности, может быть трудно установить позитивные отношения с обучающимися, что приводит к отчуждению и плохой успеваемости.

Кроме того, психологическая компетентность преподавателя может оказывать влияние на его собственное психическое здоровье. Исследования показали, что преподаватели, которые испытывают высокий уровень стресса и выгорания, чаще испытывают депрессию, тревогу и другие проблемы с психическим здоровьем. Это может привести к текучести кадров, что еще больше скажется на проблеме нехватки профессорско-преподавательского состава в вузах.

Для решения проблемы психологической компетентности необходимо предоставить

преподавателям возможности для профессионального развития и обучения. К таковым могут относиться семинары по эмоциональной регуляции, управлению стрессом и построению позитивных отношений с обучающимися. Кроме того, учебные заведения могут внедрять политики, способствующие благополучию преподавателей, такие как предоставление регулярных перерывов, консультационных услуг, снижение рабочей нагрузки и т. д.

Кроме того, сами вузы могут способствовать формированию культуры поддержки и сотрудничества, когда преподаватели чувствуют, что их работу ценят. Могут создаваться программы наставничества, совместное планирование занятий и регулярные возможности для обратной связи и размышлений. Ставя во главу угла психологическую компетентность преподавателей, вузы могут создать более позитивную и эффективную учебную среду для обучающихся.

Следующая подструктура — социально-психологическая компетентность преподавателя. Социально-психологическая компетентность представляет собой комплекс особенностей во взаимодействии преподаватель — обучающийся, позволяет устанавливать и поддерживать благоприятный психологический контакт, создающий продуктивную деловую атмосферу в коллективе на основе сотрудничества, обмена опытом и знаниями, как ресурс для раскрытия потенциала обучающегося и возможности ассимилировать полученный материал в определенной области познания.

Подструктура аутокомпетентности включает умения осознавать и контролировать психическое состояние, свое социальное поведение, владеть механизмами психической саморегуляции, навыками стрессоустойчивого поведения, целеполагания и самомотивации [2]. В данном случае личность педагога рассматривается как целостная гармоничная многогранная система образования, что является ресурсом для обучающихся.

Заключительная подструктура, на взгляд автора, является актуальной в настоящее время, психологически важной составляющей личности преподавателя, которая лаконично завершит видение модели компетентного преподавателя, и представляет собой мировоззренческую компетентность. Стоит отметить, что личность преподавателя оказывает большое влияние на внутреннюю культуру и стратегию отношения к освоению знаний.

Также стоит отметить персональную ответственность каждого преподавателя за облик

вуза как организации, корпоративную культуру и ценности коллектива обучающихся [4].

Корпоративная культура — это инструмент тонкой настройки. Истоки корпоративной культуры надо искать в опыте преподавателя. При этом данный опыт должен быть социальным, основанным на взаимодействии людей друг с другом, кроме того, опыт должен быть личным, взятым из собственной жизни, и, разумеется, такой опыт должен быть успешным. Бывает, что человек становится преподавателем в силу стечения обстоятельств, не располагая соответствующим социальным опытом. Как правило, такие люди не смогут оказать влияние на формирование корпоративной культуры. А зачастую мы можем наблюдать обратный эффект: разрушая имеющееся мировоззрение и внутреннюю позицию коллектива обучающихся, он не в силах сформировать иное, что приводит к деградации и дисфунк-циональности всего коллектива. Некоторые преподаватели обладают сильной и хорошо организованной культурой. Это личное качество делает их лидерами и влияет на успешность реализации образовательного процесса в вузе.

В корпоративную культуру интегрируется все, что отвечает базовым ценностям, которые заложил преподаватель. Поэтому внутренняя культура, мировоззрение и ценности, на взгляд автора, в современных реалиях являются важной подструктурой психологической компетентности преподавателя.

Обобщая идеи психологов, составим универсальный «портрет преподавателя» как успешной личности, «обладающей комплексом таких профессиональных характеристик, как социально-психологическая и организаторская компетентность, техническая, экономическая, правовая культура, владение современными технологиями управленческой деятельности, а также определенными личностными качествами (например, честность, порядочность, скромность, чуткость к подчиненным и др.)» [2].

Данная модель далека от идеальной, но вместе с тем соответствует требованиям общества и помогает определить зону личностного развития и мировоззрение, учитывая психологический аспект, будущих преподавателей или преподавателей с небольшим опытом работы, а также преподавателей с признаками профессионального выгорания.

Психологическая компетентность преподавателя является важнейшим аспектом его профессии, поскольку она относится к способности преподавателя понимать психологические потребности своих учеников и соот-

ветствующим образом оказывать поддержку и руководство. Психологически компетентный преподаватель обладает знаниями и навыками, необходимыми для достижения положительных результатов обучающихся, улучшения их обучения и содействия их эмоциональному и социальному развитию. В данном исследовании рассматривались концепции психологической компетентности, указывалось на ее важность в педагогическом процессе.

Психологическая компетентность может быть определена как способность преподавателя понимать, оценивать и реагировать на психологические потребности своих обучающихся. Это включает их эмоциональные, социальные и когнитивные потребности, а также их личностные черты, стили обучения и индивидуальные различия. Психологическая компетентность имеет важное значение для преподавателей, поскольку она помогает им наладить контакт с коллективом обучающихся, построить доверительные отношения и взаимопонимание, а также создать благоприятную учебную среду, которая способствует росту и развитию обучающихся.

Исследования показали, что преподаватели, обладающие сильными психологическими способностями, более эффективны в педагогическом процессе, имеют лучшие отношения с группой обучающихся и лучше умеют управлять поведением последних. Они также с большей вероятностью добьются успеха в продвижении положительных результатов, таких как успеваемость, социально-эмоциональное развитие и психическое здоровье.

Развитие психологической компетентности — это непрерывный процесс, который требует самоанализа, обучения и профессионального развития. Вот некоторые стратегии, которые преподаватели могут использовать для повышения своих психологических компетенций:

1. Самоанализ. Преподаватели могут начать с размышлений о своих личностных чертах, предубеждениях и опыте, а также о своем стиле преподавания и подходе. Они также могут подумать о потребностях и проблемах своих обучающихся и о том, как они могут лучше их поддерживать.

2. Построение отношений. Преподаватели могут построить прочные отношения со своими обучающимися, проявляя сочувствие, уважение и понимание. Они также могут создать безопасную и благоприятную среду в коллективе, которая способствует открытому общению и сотрудничеству.

3. Понимание индивидуальных различий. Преподаватели могут узнать об индивидуальных различиях своих обучающихся, например об их стилях обучения, личностных чертах.

Это относится к способности понимать и ценить культурные различия и разнообразие в коллективе обучающихся, а также создавать инклюзивную учебную среду, которая уважает и ценит эти различия. Преподаватели с высокой культурной компетенцией могут помочь обучающимся развить глобальную перспективу и подготовить их к успеху в разнообразном и мультикультурном обществе.

Таким образом, роль преподавателя в образовательном процессе является определяющей. Помимо передачи знаний и умений, они участвуют в формировании психологии своих обучающихся. Психологическая компетентность преподавателя важна, так как от нее зависит успешность образовательного процесса.

Подводя итог, можно сказать, что преподаватели с высокой психологической компетентностью способны создать учебную среду, способствующую вовлечению обучающихся в образовательный процесс. Они используют свое понимание психологических потребностей студентов для разработки актуальных, интересных и сложных занятий.

При этом проблема психологической компетентности преподавателя является важным вопросом, затрагивающим как преподава-тел ей, так и обучающихся. Преподаватели, которым не хватает психологической компетентности, могут столкнуться с выгоранием и эмоциональным истощением, что в дальнейшем может привести к отчуждению и плохой успеваемости группы. Однако, обеспечивая профессиональное развитие и создавая поддерживающую культуру, можно уделить внимание развитию необходимых навыков для создания позитивной учебной среды. В конечном счете приоритет психологической компетентности преподавателей имеет важное значение для создания успешной и устойчивой системы образования.

Психологическая компетентность включает важный набор навыков, которым должен обладать каждый преподаватель, в том числе способность понимать и реагировать на эмоциональные, социальные, когнитивные и культурные потребности обучающихся. Для преподавателей важно развивать и повышать свою психологическую компетентность на протяжении всего своего профессионального пути для наилучшего обеспечения учебного процесса.

Список литературы:

1. Корлякова С. Г., Чопозова М. А. Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы // Молодой ученый. 2023. № 11 (458). С. 152-154.

2. Леонова Е. В. Педагогическое мастерство и личность преподавателя // Высшее образование в России. 2011. № 4.

3. Митракова Е. Н. Психологическая компетентность современного руководителя как основа оптимизации процесса адаптации молодых сотрудников // Актуальные проблемы адаптации курсантов и слушателей

образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов. М., 2022. С. 377-380.

4. Погребняк Л. П. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса : методическое пособие. М., 2008. 80 с.

5. Фидра П. И., Диденко В. Н. Психологическая компетентность как компонент профессиональной компетентности руководителя образовательной организации // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. № 5. С. 153-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.