Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ / ПОДГОТОВКА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ / ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьяконова Оксана Геннадьевна

Подготовка судебных экспертов, в первую очередь, нацелена на формирование компетентного сведущего лица в определенной области специальных знаний, способного на высоком уровне проводить экспертные исследования и взаимодействовать с различными участниками юрисдикционной деятельности. Но, помимо этого, важной является подготовка судебного эксперта, способного к самопознанию и саморазвитию. Достижение указанных задач напрямую связано с уровнем психологической компетентности. Автор анализирует понятие «психологическая компетентность», приводя точки зрения ученых в области психологии и педагогики, а также формулирует определение «психологической компетентности судебного эксперта», предлагает ее структуру. Рассматривается вопрос об определении научной основы для формирования психологической компетентности судебного эксперта в процессе обучения по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза». Делается вывод о необходимости комплексного научного подхода к разработке дисциплины «Психология судебно-экспертной деятельности», поскольку в настоящий момент отмечаются проблемы в подготовке судебного эксперта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF TRAINING A FORENSIC EXPERT

The training of forensic experts is primarily aimed at the formation of a competent knowledgeable person in a certain area of special knowledge, capable of conducting expert research at a high level and interacting with various participants in jurisdictional activities. But, in addition, it is important to prepare a forensic expert capable of self-knowledge and self-development. The achievement of these tasks is directly related to the level of psychological competence. The author analyzes the concept of «psychological competence», citing the points of view of scientists in the field of psychology and pedagogy, and formulates the definition of «psychological competence of a forensic expert», suggests its structure. The question of determining the scientific basis for the formation of the psychological competence of a forensic expert while training in the specialty 40.05.03 «Forensic examination» is considered. The conclusion is made about the need for a comprehensive scientific approach to the development of the discipline «Psychology of forensic activity», since now there are problems in the training of a forensic expert.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-l-68-74 NIION: 2015-0066-1/23-599 MOSURED: 77/27-011-2023-01-798

Оксана Геннадьевна Дьяконова

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва, Россия, oxana_diakonova@mail.ru

Аннотация. Подготовка судебных экспертов, в первую очередь, нацелена на формирование компетентного сведущего лица в определенной области специальных знаний, способного на высоком уровне проводить экспертные исследования и взаимодействовать с различными участниками юрисдикционной деятельности. Но, помимо этого, важной является подготовка судебного эксперта, способного к самопознанию и саморазвитию. Достижение указанных задач напрямую связано с уровнем психологической компетентности. Автор анализирует понятие «психологическая компетентность», приводя точки зрения ученых в области психологии и педагогики, а также формулирует определение «психологической компетентности судебного эксперта», предлагает ее структуру. Рассматривается вопрос об определении научной основы для формирования психологической компетентности судебного эксперта в процессе обучения по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза». Делается вывод о необходимости комплексного научного подхода к разработке дисциплины «Психология судебно-экспертной деятельности», поскольку в настоящий момент отмечаются проблемы в подготовке судебного эксперта.

Ключевые слова: психологическая компетентность, судебный эксперт, подготовка судебных экспертов, психология судебно-экспертной деятельности

Для цитирования: Дьяконова О. Г. Формирование психологической компетентности в процессе подготовки судебного эксперта // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 68-74. https://doi.org/10.24412/2414-3995-

Oksana G. D'yakonova

Kutafin Moscow State Law University, Moscow, Russia, oxana_diakonova@mail.ru

Abstract. The training of forensic experts is primarily aimed at the formation of a competent knowledgeable person in a certain area of special knowledge, capable of conducting expert research at a high level and interacting with various participants in jurisdictional activities. But, in addition, it is important to prepare a forensic expert capable of self-knowledge and self-development. The achievement of these tasks is directly related to the level of psychological competence. The author analyzes the concept of «psychological competence», citing the points of view of scientists in the field of psychology and pedagogy, and formulates the definition of «psychological competence of a forensic expert», suggests its structure. The question of determining the scientific basis for the formation of the psychological competence of a forensic expert while training in the specialty 40.05.03 «Forensic examination» is considered. The conclusion is made about the need for a comprehensive scientific approach to the development of the discipline «Psychology of forensic activity», since now there are problems in the training of a forensic expert.

Keywords: psychological competence, forensic expert, training of forensic experts, psychology of forensic activity

For citation: D'yakonova O. G. Formation of psychological competence in the process of training a forensic expert. Bulletin of economic security. 2023;(1):68-74. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-68-74.

Взаимодействие эксперта и других участников су- профессиональная деятельность эксперта сопряжена со допроизводства осуществляется в рамках системы «че- множеством нравственных проблем, порожденных спец-ловек-человек». И, как верно отмечает Н. П. Майлис, ификой целей, содержания, форм, методов и средств де-

© Дьяконова О. Г., 2023

Формирование психологической компетентности в процессе подготовки судебного эксперта

2023-1-68-74.

Original article

Formation of psychological competence in the process of training a forensic expert

ятельности. К общим моральным нормам, выражающим основные нравственные начала у процессуальных субъектов, относятся, в первую очередь, принципиальность, объективность, беспристрастность, самостоятельность и самокритичность [9, с. 31]. Для обеспечения надлежащего взаимодействия, основанного на принципах взаимоуважения, самостоятельности, ответственности, требуется определенный уровень компетентности эксперта, выражающийся в его способности коммуницировать. На реализацию этой способности в первую очередь влияет психологическая компетентность судебного эксперта.

1. Психологическая компетентность судебного эксперта (ПК СЭ).

«Психологическая компетентность» выступает предметом изучения психологии, в первую очередь в рамках такого раздела как акмеология1.

Большинство ученых исследовали психологическую компетентность применительно к особенностям ее формирования у педагогов. Исследования Г. И. Ме-тельского и Н. В. Кузьминой привели нас к выводу, что «психологическая компетентность рассматривается как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему учителю не только общепсихологическую подготовленность, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями» [3, с. 25]. Ж. Г. Гаранина считает, что психологическая компетентность специалиста является одним из внутренних инструментов успешной профессиональной деятельности и представляет собой особое психическое образование личности, включающее психологические знания, психологическое мышление и систему практических умений и навыков межличностного воздействия [4, с. 26].

А. Л. Бусыгина определяет психологическую компетентность как «сложное системное образование, проявляющееся в успешном решении жизненных задач. Развитие базового компонента психологической компетентности - аутопсихологической компетентности - позволяет актуализировать и восполнять, расширять индивидуальную ресурсность человека, использовать психологические ресурсы своего здоровья» [3, с. 26].

По мнению И. С. Якиманской, психологическая компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребенка его состояние, уровень развития познавательных процессов,

1 Акмеология (греч. acme - вершина, logos - учение) является разделом психологии развития, который изучает высшую ступень индивидуального развития личности и механизмы, сопутствующие ее достижению. наука не только выявляет механизмы, соответствующие достижению «акме», но также занимается разработкой модели поведения молодого человека (в частности, в детстве и юности), которая позволит ему максимально приблизиться к «акме» в зрелом возрасте (Глоссарий. Психологический словарь. https://www.psychologies.ru/glossary/01/akmeologiya/).

эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребенком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения [8, с. 30].

Е. Н. Каменская под психологической компетентностью понимает умение интегрировать психологические, педагогические, профессиональные знания для решения практических задач, обучения, воспитания, обеспечивающее высокий уровень профессионального самопознания [7, с. 97].

Несмотря на то, что большая часть работ нацелена на изучение психологической компетентности педагогов, следует подчеркнуть, что психологическая компетентность присуща всем видам профессиональной деятельности. Хотя на монографическом уровне отсутствуют исследования, непосредственно посвященные изучению ПК СЭ, однако есть отдельные труды, в которых исследуются вопросы становления и развития компетентности судебного эксперта-психолога [5; 16]. О психологических и этических качествах эксперта писал и И. Н. Сорокотягин. Автор не акцентировал внимание на определении психологической компетентности, но размышляя о коммуникативной деятельности эксперта, межличностных отношениях, профессиональном такте, писал и о психологических качествах судебного эксперта [17, с. 204]. Многие работы Н. П. Майлис посвящены психологии и этике судебного эксперта [9; 10; 11]. В учебнике по теории судебной экспертизы под редакцией Е.Р. Россинской с 2009 года размещена глава «Психологические особенности деятельности судебного эксперта» [15, с. 274-304], дополняемая в последующих переизданиях.

В целом под психологической компетентностью судебного эксперта предлагается понимать психическую организацию личности, объединяющую психологические знания, психологическое мышление и систему практических умений и навыков межличностного воздействия, а также взаимодействия судебного эксперта с иными участниками юрисдикционной деятельности, обеспечивающих достижение высшей ступени индивидуального развития личности в целях эффективной реализации судебно-экспертной деятельности на профессиональном уровне.

Приведенное определение охватывает ПК СЭ всех судебных экспертов, но в то же время эта компетентность «специализируется» в зависимости от направленности специальных знаний. Поскольку ПК СЭ гармонично дополняет профессиональную компетентность, складывающуюся из специальные знаний и практических навыков судебного эксперта в той или иной области.

Психологическая компетентность имеет структуру. Так, Ж. Г. Гаранина в качестве структурных компонентов психологической компетентности выделяет когнитивный (интеллектуальный) и практический компоненты. «Когнитивный компонент включает систему психологических знаний и психологическое мышление. Психологические знания формируются либо стихийно,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

либо на основе специального обучения, при этом стихийным путем формируется большинство житейских психологических понятий. Это происходит в ходе повседневной практики личного общения и усвоения житейского психологического опыта познания других людей. Житейские знания отличаются низким уровнем точности и достоверности, высоким субъективизмом, повышенной зависимостью от эмоциональной и моти-вационно-потребностной сферы личности, у них слабая осознаваемость и устойчивость по отношению к обучающему воздействию» [4, с. 24]. Описывая научные психологические знания, Ж. Г. Гаранина отмечает, что они представляют собой более «правильное и объективное отражение психологической реальности, поэтому одной из важнейших задач психологической подготовки специалистов является формирование у них научных психологических знаний. Следует согласиться с тем, что психологические знания должны быть «пронизаны» конкретным предметно-профессиональным содержанием, т.е. специалист должен видеть психологическое содержание в каждой конкретной профессиональной ситуации» [4, с. 25].

В свою очередь, психологическое мышление, по мнению Ж. Г. Гараниной можно определить как систему социальных по происхождению, опосредованных по структуре и диалогических по сущности умственных действий и операций, с помощью которых осуществляется межличностное познание. «Психологическое мышление направлено на познание психологической реальности, возникает и развивается в контексте реального межличностного взаимодействия» [4, с. 27].

Особенности психологического мышления определяются конкретным направлением профессиональной деятельности, т. е. психологическое мышление судебного эксперта можно представить как профессиональное мышление, направленное на решение задач судебно-экспертной деятельности в целом и отдельных исследований, осуществляемых конкретным экспертом, в частности.

Одним из основных составляющих практического компонента психологической компетентности, по мнению Ж. Г. Гараниной является психологическое воздействие, которое по своей психологической сущности выступает как акт, содействующий самоизменению поведения и субъективных характеристик другого человека [4, с. 30].

Н. В. Кузьмина выделяет в рамках психологической компетентности нескольких взаимосвязанных подструктур: 1) социально-перцептивная компетентность включает знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность; 2) социально-психологическая компетентность - закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу; 3) аутопсихоло-гическая компетентность - самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность; 4) коммуни-

кативная компетентность включает знания о различных стратегиях и методах эффективного общения; 5) психолого-педагогическая компетентность - знания методов осуществления влияния [8, с. 31].

Психологическая компетентность, по мнению В. Ш. Масленникова, Г. М. Зиннатова рассматривается в контексте трех модальностей - когнитивного (психологическая грамотность, открытая познавательная позиция по отношению к другому человеку и себе, направленность внимания на другого, совокупность личностных интересов в различных сферах), эмоционального (связан с осуществлением конструктивной эмоциональной активности в повседневной жизни, а также при решении сложных ситуаций, особенно выделяются эмпатия, психоаналитическое качество и культура психологической саморегуляции) и поведенческого (своевременность, уместность и достаточность проявления регулятор-но-волевой активности на основании высокого уровня сформированности культуры личности) [12, с. 51].

Исследуя плоскости деятельности эксперта, А. А. Тхакохов выделяет спектральную (деятельност-ную) и субъектную плоскости, в последнюю включается внутренний и внешний аспекты деятельности: физиологический, двигательный, психологический, этический [18, с. 428]. Следует согласится с необходимостью выделения этической составляющей, которая формируется наряду с психологической компетентностью. Об этом свидетельствуют и многочисленные труды ученых в области философии, психологии и этики.

Е. Н. Каменская приводит модель структуры психологической компетентности преподавателя вуза, включая в нее мотивационно-волевой блок (мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; наличие интереса к профессиональной деятельности); функциональный блок (психологические знания, умения, навыки, т. е. компетентность в сфере индивидуально-психологических особенностей человека, социально-психологическая компетентность, психолого-педагогическая компетентность; рефлексивный блок (умение сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу, т. е. включает аутопсихологическая компетентность) [7, с. 97].

Социально-психологическая и коммуникативная компетентности тесно связаны с конфликтологической компетентностью. Конфликтологическая компетентность, по мнению Е. С. Царевой, рассматривается в качестве когнитивно-регуляторной подсистемы личности, включающей соответствующие знания и умения. Под конфликтологической компетентностью понимают готовность и способность личности к предотвращению вероятных и конструктивному разрешению уже имеющихся конфликтов [19].

Полагаем, что она формируется прежде всего при создании коммуникативной компетентности. Поскольку именно в рамках конфликтологи происходит «понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия конфликтов; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов» [1, с. 143].

Структурно ПК СЭ можно представить следующим образом: 1) гносеологический компонент, включающий теоретические знания в области психологии (акмеологии) и психологическое мышление, формируемое на основе этих знаний, а также на основе эмоционального восприятия окружающей действительности; 2) аутопсихологический компонент включает умения управлять своим состоянием, самоанализ, самоорганизованность, саморазвитие; 3) деятельностный (поведенческий) компонент включает психологическое воздействие (как поведение судебного эксперта влияющего на его деятельность и на поведение других участников юрисдикционной деятельности), знания и навыки о методах эффективной коммуникации, готовность к предотвращению и решению конфликтов.

Каждый компонент нацелен на формирование составляющих психологической компетентности. Соответственно: гносеологический формирует научно-психологическую компетентность и перцептивную компетентность; аутопсихологический формирует индивидуально-психологические особенности по контролю, самоорганизации, самопознанию; поведенческий или деятельностный компонент формирует социально-психологическую, коммуникативную и конфликтологическую компетентность.

2. Особенности подготовки судебного эксперта в целях формирования психологической и конфликтологической компетентности.

Подготовка судебного эксперта в настоящее время проводится по ряду направлений, которые подробно исследовались ранее [6]. Полагаем, что формирование ПК СЭ - составная часть профессиональной подготовки судебного эксперта.

Подготовка эксперта должна осуществляться в целях формирования психологической компетентности, психологического мышления, соответствующего профессиональной деятельности. Как верно отмечает Ж. Г. Гаранина, формирование личности человека занимает длительное время, в связи с чем «установившиеся личностные структуры в условиях учебного процесса практически не поддаются изменению. ...Коррекция должна быть направлена в первую очередь на когнитивный компонент психологической компетентности, на та-

кие его составляющие как психологическое мышление, психологические знания, представления о содержании профессиональных ситуаций и способах их решения. .Важное место в психологической подготовке специалистов должна занимать задача формирования практических умений и навыков межличностного взаимодействия» [4, с. 25].

На формирование ПК студента - будущего судебного эксперта - в процессе обучения при получении высшего образования влияют различные внешние и внутренние факторы, в том числе уровень развития общества и государства, климат, идеология, культура и религия, дружественное окружение, семья и социальное взаимодействие, а также личностные особенности конкретного индивида. И раньше, и сейчас в рамках подготовки будущих судебных экспертов происходит формирование психологической компетентности, однако исследователи подчеркивают наличие проблем. Так, еще в 1999 г. Ж. Г. Гаранина отметила, что причиной низкого уровня психологической компетентности соответствующих специалистов являются следующие недостатки обучения в вузе: формализм, академизм, оторванность от жизни, а также ограниченность во временном и в содержательном плане. Все эти изъяны имеются и сейчас.

Г. С. Помаз также отмечает ряд проблем, препятствующих формированию психологической и конфликтологической компетентности курсантов вузов МВД России: недостаточный уровень профессионально-психологической подготовки самих преподавателей психологии и проблемы с обеспечением учебного процесса качественной и достаточной по количеству учебной психологической литературой. Можно поддержать ее предложение относительно повышения активности личностного взаимодействия преподавателей с курсантами в ходе совместной образовательной деятельности, а также профилактики возникновения профессиональных деформаций. Однако вряд ли можно согласиться с предложением ограничить использование отечественной литературы по психологии (Л. С. Рубинштейн, А. В. Петровский), не свободной от идеологической позиции и «перегруженный теорией», в угоду использования «любого классического американского учебника, который принципиально эклектичен, в нем соседствуют самые разные противоположные психологические концепции и теории, изложенные некритически» [14, с. 125]. Без сомнения, следует учитывать зарубежные научные разработки в области психологии, однако отказываться от использования учебной литературы, ставшей «классической», по меньшей мере, выглядит странным. К тому же подвергая сомнению качество современной отечественной литературы и учебников по психологии, не стоит забывать о том, что слово «зарубежное» также не равнозначно термину «качество».

Осмысливая подготовку сотрудников правоохранительных органов, Л. Г. Бикчинтаева справедливо отмечает необходимость формирования общей и специальной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

психологической компетентности этих субъектов, в том числе за счет введения единой системы знаний, которыми должен обладать обучающийся по каждой учебной дисциплине при реализации межпредметных требований к формированию профессионально-психологических компетенций [2, с. 298]. Такой подход рационален и может быть использован при обучении будущих судебных экспертов. Однако возникает вопрос, какие науки выступают базовыми для разработки учебных дисциплин, включаемых в образовательную программу в целях формирования ПК СЭ.

Бесспорно, в первую очередь, это научные положения в области психологии (акмеологии) и конфликтологии.

В то же время для формирования профессиональной психологической компетентности и конфликтологической компетентности необходимо понимание специфики профессии судебного эксперта, а, следовательно, необходимо опираться на знания в области судебной экспертологии. Следует поддержать мнение Е. Р. Рос-синской, которая включает психологические основы профессиональной деятельности судебного эксперта и профессиональную этику судебного эксперта в качестве подразделов в разделе 3 «Организационное обеспечение судебно-экспертной деятельности». В предлагаемой нами структуре этот раздел судебной экспертологии расширен за счет включения применения и использования специальных знаний в различных видах юрисдикци-онной деятельности, не только в рамках судопроизводства. Поскольку к экспертам могут обращаться и при осуществлении налогового и таможенного контроля, и в других видах юрисдикционной деятельности. Подчеркнем, что фигура эксперта является единой для всех видов юрисдикционной деятельности, следовательно, должны быть единообразно урегулированы правовой статус, но и требования к компетентности и подготовке эксперта в целях формирования ПК СЭ.

Важной составляющей выступают разработки в области этики, прежде всего профессиональной этики. В целом можно поддержать предложение К. М. Мыски-ной о введении отдельной дисциплины «Судебно-экспертная этика» для специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» [13, с. 132-144]. В противном случае такому разделу (модулю) в рамках дисциплины «Теория судебной экспертизы» должно отводиться больше места, нежели это выделяется сейчас.

При этом подчеркнем, если дисциплину «Судебно-экспертная этика», как самостоятельно осуществляемую, так и в качестве раздела «Теории судебной экспертизы», вполне может преподавать специалист в области судебной экспертологии, то формирование психологической компетентности должно осуществляться в первую очередь психологом - в рамках соответствующей учебной дисциплины. Следует отметить, что такой преподаватель должен обладать знаниями как минимум в области психологии, а также судебной экс-пертологии.

ПК СЭ формируется в процессе изучения целого ряда дисциплин, как обще юридических, например, процессуальные дисциплины, трудовое право, уголовное право и др., так и специальных, начиная с теории судебной экспертизы, дисциплин специализации. Но в рамках общей дисциплины «Юридическая психология» у будущих судебных экспертов, обучающихся по специальности 40.05.03, не может формироваться именно ПК СЭ. Изучение данной дисциплины в большинстве вузов не предполагает освоение психологии судебно-экспертной деятельности, а затрагивает общие аспекты психологии и некоторые особенности психологии юридической деятельности. В этой связи в целях формирования ПК СЭ представляется необходимым введение дисциплины «Психология судебно-экспертной деятельности». Преподавание данной дисциплины позволит сформировать базовый уровень ПК СЭ, поскольку она будет выступать его основой. А в совокупности с другими специальными дисциплинами изучение «Психологии судебно-экспертной деятельности» обеспечит качественное формирование ПК СЭ.

Выводы:

1) Психологическая компетентность судебного эксперта представляет собой психическую организацию личности, объединяющую психологические знания, психологическое мышление и систему практических умений и навыков межличностного воздействия, а также взаимодействия судебного эксперта с иными участниками юрисдикционной деятельности, обеспечивающих достижение высшей ступени индивидуального развития личности в целях эффективной реализации судебно-экспертной деятельности на профессиональном уровне.

2) Формирование ПК СЭ осуществляется в рамках первоначальной подготовки судебного эксперта, в том числе по специальности 40.05.03. Для качественной подготовки предлагается разработка и введение учебной дисциплины «Психология судебно-экспертной деятельности», которая должна базироваться на комплексных знаниях нескольких наук: психологии (акмеологии), этики, конфликтологии и судебной экспертологии.

Список источников:

1. Агафонов А. В. Конфликтологическая компетентность выпускников вуза //Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 215. С. 140-144.

2. Бикчинтаева Л. Г. Психологические составляющие профессиональной компетентности в контексте ее формирования у обучающихся образовательной организации МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2 019. № 4. С. 296-300.

3. Бусыгина А. Л. Психологическая компетентность (грамотность) студентов педагогических вузов как основа психологического здоровья будущего педагога // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2014. № 2 (22). С. 24-28.

4. Гаранина Ж. Г. Психологическая компетентность будущего специалиста: На материале экономико-

управленческих профессий : дис. ... канд. психол. наук. Казань, 1999. 183 с.

5. Дорошева О. А. Психолого-акмеологические особенности становления судебного психолога-эксперта в процессе профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2010. 23 с.

6. D'iakonova O. G. (2020). Modern directions of forensic experts primary training. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci., 13(10), 1662-1670. 0,9 п.л. DOI: 10.17516/19971370-0672.

7. Каменская Е. Н. Психологическая компетентность преподавателя вуза: понятие и структура // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2009. №1. С. 95-99.

8. Ковалева Е. А. Психологическая компетентность педагога как фактор развития его профессиональной деятельности // Ученые записки ИУО РАО. 2019. 1 (69). С. 29-32.

9. Майлис Н. П. Моя профессия - судебный эксперт : монография. М., 2018. 291 с.

10. Майлис Н. П. Этикет судебного эксперта как составляющая профессиональной этики в судебно-экспертной деятельности // Судебная экспертиза Беларуси. 2017. № 1 (4). С. 28-32.

11. Майлис Н. П. Теория и практика судебной экспертизы в доказывании. Спецкурс : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция». 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2019. 255 с. Текст: электронный. URL: https://znanium.com/catalog/ product/1028788

12. Масленникова В. Ш., Зиннатова Г. М. Формирование психологической компетентности специалиста правовой сферы на основе культуры личности // Казанский педагогический журнал 2018. № 3. С. 50-54.

13. Мыскина К. М. Судебно-экспертная этика: теоретические, правовые и организационные аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022. 211 с.

14. Помаз Г. С. Роль психологии как науки и учебной дисциплины в формировании профессиональной психологической компетентности курсантов вузов МВД России // Научный портал МВД России.2010. № 4. С. 124-128.

15. Россинская Е. Р. Теория судебной экспертизы : учебник / Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина, А. М. Зинин; под ред. Е. Р. Россинской. М. : Норма, 2009. 384 с.

16. Сафуанов Ф. С. Вопросы подготовки и повышения квалификации медицинских психологов судебно-психиатрических экспертных учреждений. М. : Московский городской психолого-педагогический университет: ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, 2013. С. 242-249.

17. Сорокотягин И. Н. Профессиональная этика юриста : учебник для бакалавриата и специалитета / И. Н. Сорокотягин, А. Г. Маслеев. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 262 с. // Образо-

вательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/ bcode/432020 (дата обращения: 11.10.2022).

18. Тхакохов А. А. Криминалистические и психологические аспекты деятельности судебного эксперта // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 427-429.

19. Царева Е. С. Реализация социально-психологических технологий формирования конфликтологической компетентности личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-sotsialno-psihologicheskih-tehnologiy-formirovaniya-konfliktologicheskoy-kompetentnosti-lichnosti (дата обращения: 11.10.2022).

References

1. Agafonov A. V. Conflictological competence of university graduates //Scientific Bulletin of MSTU of CA. 2015. No. 215. Р.140-144.

2. Bikchintayeva L. G. Psychological components of professional competence in the context of its formation among students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2,019. No. 4. Р. 296-300.

3. Busygina A. L. Psychological competence (literacy) of students of pedagogical universities as the basis of psychological health of a future teacher // Vesta. Sam. gos. tech. un-ta. Ser. Psychological and pedagogical sciences. 2014. No. 2 (22). Р. 24-28.

4. Garanina Zh. G. Psychological competence of a future specialist: On the material of economic and managerial professions: dis. ... cand. psychol. sciences. Kazan, 1999. 183 p.

5. Dorosheva O. A. Psychological and acmeological features of the formation of a forensic psychologist-expert in the process of professional activity: abstract. dis. ... cand. psychological sciences. Rostov-on-Don, 2010. 23 p.

6. D'iakonova O. G. (2020). Modern directions of forensic experts primary training. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci., 13(10), 1662-1670. 0,9 п.л. DOI: 10.17516/19971370-0672.

7. Kamenskaya E. N. Psychological competence of a university teacher: concept and structure // Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics. 2009. No. 1. P. 95-99.

8. Kovaleva E. A. Psychological competence of the teacher as a factor in the development of his professional activity // scientific notes of iuo RAO. 2019. 1(69). P. 29-32.

9. Maylis N. P. My profession - legal expert: monograph. M., 2018. 291 p.

10. Maylis N. P. Etiquette of a forensic expert as a component of professional ethics in forensic expert activity // Forensic examination of Belarus. 2017. No. 1 (4). Р. 28-32.

11. Maylis N. P. Theory and practice of forensic examination in evidence. Special course: study. a manual

for university students studying in the field of training 030900.68 «Jurisprudence». 2nd ed., reprint, and additional. M. : UNITY-DANA: Law and Law, 2019. 255 p. Text: electronic. URL: https://znanium.com/catalog/product/ 1028788.

12. Maslennikova V. Sh., Zinnatova G. M. Formation of psychological competence of a specialist in the legal sphere based on personality culture //Kazan Pedagogical Journal 2018. No. 3. P. 50-54.

13. Myskina K. M. Forensic ethics: theoretical, legal and organizational aspects: dis. ... Cand. of Law Sciences. M., 2022. 211 p.

14. Pomaz G. S. The role of psychology as a science and an academic discipline in the formation of professional psychological competence of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia.2010. No. 4. P. 124-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Rossinskaya E. R. Theory of forensic examination: textbook / E. R. Rossinskaya, E. I. Galyashina, A. M. Zinin; edited by E. R. Rossinskaya. M. : Norm, 2009. 384 p.

16. Safuanov F. S. Issues of training and advanced training of medical psychologists of forensic psychiatric expert institutions. M. : Moscow City Psychological and Pedagogical University: «Scientific Center of Mental Health» of the Russian Academy of Medical Sciences, 2013. P. 242-249.

17. Sorokotyagin I. N. Professional ethics of a lawyer: textbook for bachelor's degree and specialty /

I. N. Sorokotyagin, A. G. Masleev. 3rd ed., reprint, and add. Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 262 p. // Educational platform Yurayt [website]. URL: https://urait. ru/bcode/432020 (accessed: 11.10.2022).

18. Thakokhov A. A. Criminalistic and psychological aspects of the activity of a forensic expert // Young scientist. 2014. No.19. P. 427-429.

19. Tsareva E.S. Implementation ofsocio-psychological technologies for the formation of conflictological competence of the individual // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2020. No.5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsi ya-sotsialno-psihologicheskih-tehnologiy-formirovaniya-konfliktologicheskoy-kompetentnosti-lichnosti (accessed:

II.10.2022).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

О. Г. Дьяконова - профессор кафедры судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент.

Information about the author O. G. D'yakonova - Professor of the Department of Forensic Expertise of the Kutafin Moscow State Law University, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 26.01.2023; одобрена после рецензирования 16.02.2023; принята к публикации 06.03.2023.

The article was submitted 26.01.2023; approved after reviewing 16.02.2023; accepted for publication 06.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.