Научная статья УДК 351.74:159.9
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-23-29 EDN: https://elibrary.ru/DVGVZU NIION: 2018-0077-3/23-340 MOSURED: 77/27-024-2023-03-539
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: проблемы и способы решения
Владимир Иванович Билык1, Елена Николаевна Митракова2
1 Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия, vladrostovrui@gmail.com
2 Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Россия, m_helena_n@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются вопросы, непосредственно связанные с развитием психологической готовности сотрудников органов внутренних дел (в том числе и курсантов образовательных организаций системы МВД России) в экстремальной обстановке. Особое внимание уделяется психологическим нагрузкам в результате несения службы в исследуемых условиях, ведь экстремальные ситуации в органах внутренних дел - это понятие для обозначения условий обстановки, несущие реальную опасность для жизни и здоровья должностных лиц правоохранительных органов.
На примере нейролингвистического программирования продемонстрированы эффективные техники борьбы с тревогой, установления собственных слабых и сильных сторон, позволяющие качественно себя подготовить к несению службы в экстремальных условиях или же побороть неблагоприятные чувства и ощущения в процессе осуществления служебных обязанностей.
С помощью представленных методов представляется возможным доказать, что психологическая готовность сотрудников органов внутренних дел, на сегодняшний день находится на достаточно низком уровне (о чем говорит исследование 2021 года отечественных ученых-правоведов - В. Г. Булыгиной, А. А. Дубинского, Т. Н. Кабановой), требующий незамедлительных предложенных путей решения, основанного на принципах индивидуализации и коллективизации. В период четвертой промышленной революции и специальной военной операции, проблема низкой психологической готовности сотрудников полиции в экстремальных условиях является центральной, поскольку угрозы, возможные в процессе данных событий, выступают детерминантом расщепления личности в целом.
Исследование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных обстоятельствах представляет собой совершенствование и работу над личностными качествами, развитие как социальной, так и правовой деятельности, кругозор, эмоциональной сдержанности и многого иного. Отсюда и вытекает необходимость тщательной проработки тревоги в период экстремальных ситуаций.
Ключевые слова: психологическая готовность, личный состав органов внутренних дел, экстремальная ситуация, копинг-стратегии, нейролингвистическое программирование, личностные качества, стрессогенные факторы, психологическая устойчивость, фрустрация, адаптация
Для цитирования: Билык В. И., Митракова Е. Н. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: проблемы и способы решения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 23-29. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-23-29. EDN: DVGVZU.
Original article
Psychological training of law enforcement officers to act in extreme conditions: problems and solutions
Vladimir I. Bilyk1, Elena N. Mitrakova2
1 All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia,
vladrostovrui@gmail.com
2 Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russia,
m_helena_n@mail.ru
© Билык В. И., Митракова Е. Н., 2023
Abstract. This scientific article is devoted to issues directly related to the development of psychological readiness of employees of internal affairs bodies (including cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia) in an extreme situation. Special attention is paid to psychological stress as a result of service in the studied conditions, because extreme situations in the internal affairs bodies are a concept for denoting the conditions of the situation that pose a real danger to the life and health of law enforcement officials.
Materials and methods: using the example of neuro-linguistic programming, the article demonstrates effective techniques for dealing with anxiety, establishing one's own weaknesses and strengths, allowing one to prepare oneself qualitatively for service in extreme conditions or to overcome unfavorable feelings and sensations in the course of performing official duties.
Research results: with the help of the presented methods, it is possible to prove that the psychological readiness of employees of internal affairs bodies is currently at a fairly low level (as evidenced by the 2021 study of famous domestic legal scholars - V.G. Bulygina, A.A. Dubinsky, T.N. Kabanova), requiring immediate proposed solutions, based on the principles of individualization and collectivization. During the Fourth industrial revolution and a special military operation, the problem of low psychological readiness of police officers in extreme conditions is central, since the threats possible in the course of these events are a determinant of the splitting of the personality as a whole.
Conclusions and conclusions: the study of the psychological readiness of police officers in extreme circumstances represents the improvement and work on personal qualities, the development of both social and legal activities, horizons, emotional restraint and much more. Hence the need for careful study of anxiety during extreme situations.
Keywords: psychological readiness, personnel of internal affairs bodies, extreme situation, coping strategies, neuro-linguistic programming, personal qualities, stress factors, psychological stability, frustration, adaptation
For citation: Bilyk V. I., Mitrakova E. N. Psychological training of law enforcement officers to act in extreme conditions: problems and solutions // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):23-29. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2023-3-23-29. EDN: DVGVZU.
В критической ситуации ты никогда не воспаришь на уровень своих ожиданий -ты неизбежно провалишься на уровень натренированности.
Российский пилот-вертолетчик М. Р. Фарих
Актуальность темы представленной научной статьи заключается в том, что в процессе реализации служебных полномочий сотрудники полиции, зачастую, сталкиваются с достаточно драматическими, интенсивными и обостренными условиями, требующие, в обязательном порядке, применения не только физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, но и стрессоустойчивости, закаливания и борьбы со страхом в результате наступивших экстремальных событий. Более того, основополагающие конституционные права гражданина Российской Федерации - жизнь и здоровье, в свою очередь, сотрудников органов внутренних дел, в рассматриваемых ситуациях, непосредственно взаимосвязан с психологической готовностью личного состава, честностью, точностью и высоким профессионализмом на выбранном пути. Выполнение возложенных на сотрудников полиции служебных обязанностей требует высокой выдержки и преодоления неумеренных физико-эмоциональных нагрузок, что свидетельствует о детерминантах экстремальных ситуаций на протяжении службы в органах внутренних дел (далее - ОВД).
Сегодня, когда мир стоит на пороге конфронтации, когда уже больше года реализуется специальная военная операция, растет и количество совершаемых общественно опасных и противоправных деяний. Различные внешние ограничения и рестрикции, также приводят к некоторому снижению уровня жизни граждан страны.
Развитие множественных умений и навыков сотрудниками ОВД достигается посредством четко последова-
тельного процесса, базирующегося как на эмоциональной подготовке личного состава, так и психологической в целом. Представленное совершенствование собственных возможностей происходит за счет осознанности и воспитания в течение всей профессиональной деятельности.
Проблему психологической готовности сотрудников полиции исследовали различные специалисты, в том числе и психологи системы МВД России, которые также заинтересованы в развитии данной области. Однако, представленная низкая психологическая готовность сотрудников ОВД в экстремальных ситуация неразрывно связана с ежедневными служебными обязанностями, в ходе которых может быть применено огнестрельное оружие, необходимая оборона, крайняя необходимость, что, безусловно, приведет к незамедлительным изменениям в их деятельности [6, с. 49].
Кроме того, при реализации служебных обязанностей, сотрудник ОВД сталкивается не только с физическими нагрузками, но и эмоциональными. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, указывает на значимость отказа от уязвимости в использовании силовых способов, напротив, необходимо прибегнуть к цивилизованным методам (психологическим, этическим и многим иным) при координации с гражданами. Следует заметить, что модернизация юридической психологии в ближайшие годы поспособствует повышению уровня профессиональной служебной подготовки в системе МВД России, влекущий за собой достаточно высокие и качественные результаты.
На наш взгляд, психолого-физическая подготовленность сотрудника ОВД во время экстремальной ситуации, а также владение тактико-специальной и огневой подготовкой - составные части «треугольника выживания». Целесообразно установить факт, свидетельствующий о том, что психологическая готовность
сотрудников ОВД (в том числе и курсантов, иностранных слушателей образовательных систем МВД России) в процессе несения службы в опасных условиях, в обязательном порядке, выступают составным элементом представленного треугольника. Таким образом, наделено существенным значением в профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел.
Если рассматривать психологическую готовность сотрудников полиции, то необходимо и указать на важность личной безопасности сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях в процессе реализации возложенных на них служебных задач, имеющие тенденцию к концентрации на модификации психологических и тактических знаний, умений и навыков с акцентами на многие элементы: начиная с экипировки, заканчивая психологическими тренингами, позволяющими развить и прорабатывать «слабые» стороны каждого сотрудника.
Рассмотрим яркий пример психологического задания, направленного на определение слабых и сильных сторон личности. Используем метод «Окно Джохари», представляющий собой то, что на листе бумаги человек рисует окно, разделенное на четыре «комнаты», каждая комната имеет свою характеристику. Первая - открыта, публична. Она - олицетворение знаний о себе, окружающего: служебное положение, внешность и иное. Вторая - скрытая, частная. Она - то, что Вы знаете о себе, однако остальные - нет. Чувства, события, нечто закрытое от других глаз. Третья - неизвестность, публична. Незнание себя (чувства, способности). Четвертая - слепое пятно. Вы этого не знаете о себе, однако другие это замечают. Четвертая комната снижает продуктивность. Слепое пятно - Вы. В случае, если имеет место быть трудноразрешимая проблема, для начала, требуется признать собственную необъективность [4].
Более того, отметим, что отечественный ученый-правовед А. Ю. Бордачев указывает на неравномерность распределения занятий по физической и психологической подготовкам, в которых вторым уделяется наименьшее внимание [2, с. 27]. Данная проблема имеет место быть в связи с тем, что, вероятно, сотрудники, осуществляющие проведение занятия по профессионально-служебной подготовке сотрудников ОВД, могут не владеть психологической базой или, у них отсутствуют методические знания, устанавливающие средства и способы саморегуляции, направленные на конструктивное, качественное и оперативное решение профессиональных обязанностей в условиях нестабильного эмоционального состояния, детерминантом которого явилась экстремальная ситуация. Ярким примером может послужить следующий детерминант: при несении службы по охране общественного порядка на освобожденных территориях во время специальной военной операции, сотрудники полиции получают ранения, травмы, смерть.
Следовательно, развитие психологических установок, осознанности сотрудников ОВД - наиболее опасное оружие для противника, в связи с тем, что оно непосредственно увеличивает успешность в реализации
особо сложных задач в экстремальных ситуациях. Помимо этого, требуется заметить, что степень психологической готовности к встрече с угрозой устанавливает саму опасность данной ситуации для конкретного сотрудника полиции. Качественная подготовка должностного лица правоохранительных органов способное сформировать действительную угрозу для преступников, поражая и делая пассивнее его волю.
Экстремальные ситуации в органах внутренних дел - это понятие для обозначения условий обстановки, несущие реальную опасность для жизни и здоровья должностных лиц правоохранительных органов. Представленные условия актуальны в процессе резкого обострения оперативной обстановки, в результате деяний преступников, в особенности, реализующихся при массовых беспорядках [1, с. 11]. Кроме того, экстремальные ситуация, в большой степени, оказывают достаточно сильное психологическое влияние на сотрудников полиции, закладывая невозможность разрешения сложностей в период осуществления возложенных на конкретное должностное лицо служебных задач, приводящие к фрустрации и неблагополучному исходу событий, требующих от данных лиц, в первую очередь, психологической устойчивости, тщательной подготовки и развитию умений эффективных действий при подобной обстановке.
Более того, под психологической подготовкой сотрудников в экстремальных ситуациях понимается комплекс действий, направленных на стабилизацию психологической устойчивости, совершенствованию психологической стабильности и осознанности в процессе осуществления действия в опасных условиях для их качественного, эффективного и успешного выполнения, возложенных на должностных лиц правоохранительных органов.
Исследуя экстремальные ситуации, целесообразно отметить сущностную особенность - воздействие стрессогенных факторов, негативно отражающихся на психике сотрудника ОВД.
С целью установление ключевых направлений, а также способов действий в пределах психологической подготовки сотрудников полиции, требуется рассмотреть сущностную характеристику возможных стрессо-генных факторов.
На самом деле, стрессогенные факторы достаточно многообразны, что подтверждает следующая классификация:
1. Социальные - опасность для основных конституционных прав, изоляция, одиночество, напряженная обстановка, скачкообразное распределение сил, недостаток времени, неуверенность, отсутствие владением сведениями, многое иное.
2. Физические - изменчивость погодных условий, осадки, времени суток, незнакомые люди, высота, беспорядок, утомление, болезненные ощущения, ведение стрельбы и т. д.
Данные стрессогенные факторы в экстремальной обстановке, направляют сотрудника ОВД познать сложившуюся картину ситуации, установить верные на-
правления действий с целью поддержки и повышения уровня психологической устойчивости, ликвидацию возможных неблагоприятных влияний на психику личного состава.
Кроме того, невозможно упустить факт, свидетельствующий о психических нагрузках, которым подвергаются сотрудники полиции (курсанты образовательных организаций МВД России) в процессе нахождения в экстремальной обстановке.
К психическим нагрузкам относят:
а) использование боевых приемов борьбы, специальных средств или огнестрельного оружия;
б) определение сложившихся условий и обстановки, на которой реализуются действия личного состава (например, освобожденная территория в ДНР/ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в процессе несения службы по охране общественного порядка);
в) форма, этапы, продолжительность экстремальной обстановки;
г) непредвиденные действия преступников.
Изучая первый тип психических нагрузок, отметим, что использование преступниками оружия, а также специальных средств способны нанести собственным эффектом достаточно серьезные расстройства нервной системы. Психологически нагрузки усугубляются в тех случаях, когда сотрудники полиции не владеют информацией об используемом преступником оружии или специальном средстве, и как следствие, не способны спрогнозировать исходят событий в результате их применения. В случае недостаточной подготовленности, психологические нагрузки действуют на сотрудников ОВД таким образом, что они не в полном объеме используют свои профессиональные владения, умения и навыки, технический потенциал, детерминирующий уменьшение достижения цели, ее успешности и безопасности.
Считаем, что для борьбы представленным психологическим нагрузкам требуется эффективная готовность к реализации конкретных мероприятий, а именно:
1. Повышение уверенности в собственных силах в рамках законного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
2. Соразмерное применение боевых приемов борьбы, рациональных и актуальных для конкретной сложившейся экстремальной ситуации.
3. Осуществление регулярных тренировок профессионально-служебной деятельности, направленных на развитие психологической устойчивости в экстремальных обстоятельствах (максимально приближенным к действительным).
4. Частое применение в процессе подготовки к экстремальным условиях различных симуляторов и тренажеров, а также иных имитационных средств.
5. Получение достоверных оперативных сведениях о лицах, совершающих общественно опасное и противоправное деяние.
Содержание профессиональной готовности личного состава ОВД в принятии действий в экстремальной обстановке складывается из: теоретико-практических
элементов и психологических. Что касается теоретических аспектов, они представляют собой владение сотрудниками полиции знаниями, умениями и навыками, позволяющими качественно реализовывать поставленные им оперативно-служебные задачи в сложившейся обстановке. Владение достоверной информацией об экстремальной ситуации, в которой находится личный состав ОВД, с какими сложностями могут соприкоснуться, тактические приемы в типовых или экстремальных ситуациях, основания и порядок применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы в соответствии с действующим российским законодательством, активное изучение методов саморегуляции психоэмоционального состояния, а также многое иное.
Известный отечественный психолог Е. И. Рогов в своем научной труде под названием «Настольная книга практического психолога в образовании» предлагает следующее упражнение в рамках нейролингвистиче-ского программирования [5, с. 527].
Требуется описать содержание тревоги. Установить частоту возникновения мыслей о тревоге в течение дня. Выбрать место, а также время, которое не является характерным для Вашей тревоги. Затем необходимо начать думать о негативном содержании сложившейся тревоги, сценариях ее развития, они свободно «бродят» в Вашем сознании с нотками беспокойства и переживаний. Следующий этап - дыхание, необходимо сделать цикл (5-10 вдохов и выдохов) дыхания. Мысленно обратиться к своему мозгу с позитивным запросом. Спустя 5-10 минут тревога модифицируется в спокойствие и безопасность. Суть в том, что, ассоциировавшись с тревогой, происходит ее локализация в конкретном месте и ограниченность во времени. В завершении требуется обратиться уже к своему сознанию, поблагодарить себя за сегодняшний пройденный день, за то, сколько усилий было потрачено в борьбе с трудной ситуацией, указать на веру и силу в себе. Данное упражнение непосредственно благоприятно сказывается на развитии внутренней устойчивости к стрессу, ослабляет эмоциональные последствия от пережитых стрессовых состояний.
Практическая готовность предполагает опыт и способность применения тактических приемов в условиях экстремальной обстановки, реализация верной диагностики психоэмоционального состояния (как своего, так и окружающих людей, в том числе и преступников), активное использование методов саморегуляции, оказание помощи (психологической, доврачебной и иной) пострадавшим в процессе борьбы в экстремальной обстановке, прогнозирование вариантов возможных действий и их влияние на исход события. Психологическая готовность подразумевает собой совершенствование и работа над личностными качествами, развитие как социальной, так и правовой деятельности, кругозор, эмоциональной сдержанности и многого иного [7, с. 285].
Тенденции деструкции психических нарушений у сотрудников ОВД (в том числе и курсантов образо-
вательных организаций системы МВД России) подчиняются основополагающим принципам адаптации к стрессовой ситуации. Служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов устанавливает психологические составляющие, являющиеся первоочередными «мишенями» в результате реакции на стрессогенные факторы, а также при реализации мер психопрофилактики. Таким образом, хотелось бы обратиться к исследованию отечественных ученых-правоведов - В. Г. Булыгиной, А. А. Дубинского, Т. Н. Кабановой, изучавших в 2021 году динамику психологических характеристик у сотрудников к готовности при ЧС [3, с. 10 1].
Ученые произвели выборку 56 сотрудников ОУР (мужского пола), из которых 26 - оперуполномоченные уголовного розыска, проходившие исследование до актуализации пандемии СОУГО-19 (привычные и уже адаптированные условия несения службы), 30 -несли службы во время пандемии, при повышенной готовности к ЧС.
Адекватный и достоверный описательный анализ средних значений в ходе произведенного исследования психологических характеристик у представленных сотрудников полиции, несших службу в привычных условиях и условиях повышенной готовности к ЧС, установил (рис. 1, 2):
16 14 12 10 8 6
¿V V ° ^о^ * # 4 с/*
■ Работа в стандартных условиях (п = 26) ■ Работа в условиях ЧС (п = 30) Рис. 1. Средние значения показателей методик. Примечание. АП - анализ противоречий; Прог - прогнозирование; Ц - целепола-
гание; План - планирование; ОК - оценка качества; ПР - принятие решений; С - самоконтроль; Кор - коррекция; СКН - социально-коммуникативная неуклюжесть; НН - нетерпимость к неопределенности; К - чрезмерное стремление к конформности; ССР - чрезмерное стремление к статусному росту; ИН - ориентация на избегание неудач; ФН - фрустрационная нетолерантность; Конф - конфронтация; Присп - приспособление; Комп - компромисс; У - уклонение; Сотр - сотрудничество.
У сотрудников, несших службу в условиях повы- и иными должностными лицами правоохранительных шенной готовности к ЧС прослеживалась снижение органов, преобладало компромиссное разрешение кон-адаптации к стрессогенным факторам, в приоритете фликтов. Возросло: целеполагание, социальная и ком-была стратегия «поиск общественной поддержки». муникативная неуклюжесть, непримиримость к не-В свою очередь, при взаимодействии с гражданами определенности, фрустрация и другое (рис. 2).
60 50 40 30 20 10
54,7
РП ПСП И
■ Работа в стандартных условиях (п = 26)
ТН ИТН МИТН
■ Работа в условиях ЧС (п = 30)
4
2
0
0
Рис. 2. Средние значения показателей методик. Примечание. РП - решение проблем; ПСП - поиск социальной поддержки; И - избегание; ТН - толерантность к неопределенности; ИТН - интолерантность к неопределенности;
МИТН - межличностная интолерантность к неопределенности.
Следовательно, представленные рисунки непосредственно указывают на факт, свидетельствующий о том, что в ситуациях повышенной готовности к ЧС прослеживается снижение адаптации, повышением интолерантности к неопределенности и применением множества неадаптивных приемов борьбы со стрессом. Кроме того, решение новых возложенных на оперуполномоченных задач в отношении населения, достаточно «мягкого» сдерживания толпы с целью поддержания и обеспечения соблюдения ими ограничительных мер в период повышенной готовности к ЧС, непосредственно указывает на актуализацию у сотрудников ОВД применение копинг-стра-
тегий «поиск общественной поддержки», а также реализацию поиска компромиссных путей решения при конфликтах. Прогностическая функция находится на низком уровне, данные лица сталкиваются с рядом затруднений в процессе решения проблем и преобладанием растерянности.
Следующим этапом явился анализ сведений посредством использования критерия Стьюдента. В результате представленного в таблице 1 анализа было установлено, что оперуполномоченные, осуществляющие профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности, преобладали достаточно высокие показатели избегания стрессовых детерминантов (табл. 1, 2).
Таблица 1
Значимые различия психологических особенностей сотрудников правоохранительных органов в зависимости от условий работы ^-критерий Стьюдента)
Параметр Работа в стандартных условиях (n = 26) Работа в условиях ЧС (n = 30) t-крите-рий Значимость (2-сторонняя)
Среднее Стандартное отклонение Среднее Стандартное отклонение
Поиск социальной поддержки 16,20 5,51 20,50 844 -2,22 0,031
Чрезмерное стремление к статусному росту 15,27 4,07 10,80 4,64 3,80 0,000
Фрустрационная нетолерантность 9,38 5,64 12,23 4,98 -2,0 0,050
Уклонение 2,54 0,99 3,53 0,51 -4,38 0,000
Таблица 2
Структурные компоненты и коэффициенты ЛДФ в группах сотрудников правоохранительных органов
в зависимости от условий работы
№ Параметр ЛДФ1-работа в стандартных условиях ЛДФ2-работа в условиях ЧС
(Константа) -1069,26 -935,79
х1 Решение проблем 31,78 29,64
х2 Избегание 9,07 8,45
х3 Анализ противоречий 10,96 9,62
х4 Прогнозирование 2,49 1,29
х5 Целеполагание 13,54 15,97
х6 Оценка качества 17,43 16,21
х7 Нетерпимость к неопределенности 0,29 0,68
х8 Чрезмерное стремление к конформности -4,27 -3,54
х9 Толерантность к неопределенности 7,94 7,32
х10 Конфронтация 49,68 44,84
х11 Приспособление 19,11 17,96
х12 Уклонение 0,17 2,83
Данное исследование указало на то, что свойственным в процессе несения службы в адаптивных условиях выступает стратегия в поведении при конфликтах - использование копинг-стратегий, направленных на разрешение проблем, повышению уровня толерантности к неопределенности и развития прогностических и аналитических функций при самоуправлении. Оценка динамики профессиональных качеств у сотрудников ОУР свидетельствует о снижении адаптационных возможностей, что непосредственно взаимосвязано с низким уровнем нетерпимости к неопределенности в межличностных отношениях. Снижение прогностических функций в процессе регулирования поведения в ситуациях, которым присущи временные трудности в решении проблем, а также растерянность.
Для того, чтобы личный состав органов внутренних дел был подготовлен к экстремальным ситуациям на высоком уровне, надлежит начинать трудоемкую работу необходимо еще с процесса обучения в образо-
вательных организациях системы МВД России. Предлагаем обратить внимание на множественные интерактивные образовательные технологии:
1. Тщательная работа в командах под руководством начальника (командира) с целью решения многоплановых задач.
2. Проекты, направленные на развитие коллективизма в процессе отбора, распределения и систематизации сведений в соответствии с поставленной задачей. Итог - составление проектной работы.
3. Регулярный анализ произошедших событий, значимых для служебной деятельности, установление эффективных путей их разрешения.
4. Совершенствование критического мышления.
Подводя итог вышеизложенному, требуется отметить, что психологическая готовность личного состава органов внутренних дел в экстремальных ситуациях выступает основополагающим фактором качественной и эффективной работы. Психологическая готовность непосредственно координирует с психологическими
ях // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. № 3-1. С. 285.
8. Билык В. И., Митракова Е. Н. Проблемы формирования адаптационного потенциала сотрудников правоохранительных органов к напряженным условиям профессиональной деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 3. С. 22.
Bibliographic list
1. Aldoshin A.V. Psychological and pedagogical aspects of training cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to perform operational and service tasks in extreme situations // Autonomy of personality. 2021. No. 3 (26). P. 11.
2. Bordachev A. Yu. Improving the psychological readiness of a police officer for extreme situations // E-Scio. 2021. No. 5 (56). Р. 27.
3. Bulygina V G., Dubinsky A. A., Kabanova T. N. Dynamics of individual psychological characteristics of police officers in a situation of heightened emergency preparedness // Applied legal psychology. 2021. No. 3. Р. 101.
4. The model of personal development "Window Dzhokhari" // URL: https://ennea-training.ru/enneagram-ma/Okno-Johari.pdf .
5. Rogov E. I. The handbook of a practical psychologist in education: Textbook. Moscow: Humanit. publishing center «VLADOS», 1995. Р. 527
6. Tikhonovich M.I. Formation of psychological readiness of employees of internal affairs bodies to use firearms in real conditions // Nauka-2020. 2022. № 1 (55). P. 49.
7. Chunosov M. A. Components of professional readiness of employees of internal affairs bodies to perform official tasks in extreme situations // Scientific notes V. I. Ver-nadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2021. No. 3-1. Р. 285.
8. Bilyk V I ., Mitrakova E. N. Problems of formation of adaptive potential of law enforcement officers to stressful conditions of professional activity // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2023. No. 3. Р. 22.
об авторах
В. И. Билык - заместитель начальника научно-исследовательского центра № 1, кандидат юридических наук, доцент;
Е. Н. Митракова - старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук.
Information about the authors V. I. Bilyk - Deputy Head of Research Center No. 1, Candidate of Law, Associate Professor;
E. N. Mitrakova - Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology, Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
качествами сотрудников правоохранительных органов, а также его адаптационным потенциалом [8, с. 22-26]. Кроме того, психологическая готовность к несению службы в экстремальных ситуациях выступает целостным психологическим образованием, охватывающий дифференцированные области личностных структур, обеспечивающий успешную реализацию возложенных на сотрудников полиции задач в экстремальной обстановке. Именно психологическая готовность воссоздает способность верного осуществления функций за конкретный период времени и вероятность реализации необходимых задач в течение определенного интервала времени в заданных условиях и качеством.
Библиографический список
1. Алдошин А. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел России к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях // Автономия личности. 2021. №3 (26). С. 11.
2. Бордачев А. Ю. Совершенствование психологической готовности сотрудника полиции к экстремальным ситуациям // E-Scio. 2021. №5 (56). С. 27.
3. Булыгина В. Г., Дубинский А. А., Кабанова Т. Н. Динамика индивидуально-психологических характеристик у сотрудников полиции в ситуации повышенной готовности к чрезвычайной ситуации // Прикладная юридическая психология. 2021. № 3. С. 101.
4. Модель личностного развития «Окно Джоха-ри» // URL: https://ennea-training.ru/enneagramma/Okno-Johari.pdf.
5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие. Москва: Гума-нит. изд. центр «ВЛАДОС», 1995. С. 527.
6. Тихонович М. И. Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к применению огнестрельного оружия в реальных условиях // Наука-2020. 2022. № 1 (55). С. 49.
7. Чуносов М. А. Компоненты профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных задач в экстремальных ситуаци-
Информация
Статья поступила в редакцию 06.06.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.
The article was submitted 06.06.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.