4. Resolution of the Government of the Karachay-Cherkess Republic of 15.09.2009 No. 322 "On the establishment of the Karachay-Cherkess Republican State Unitary Enterprise "Guarantee Fund for Business Support of the Karachay-Cherkess Republic".https://www.kchr.ru/left_menu/economy /sme/sme3/#.
5. Consolidated annual report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs of the Karachay-Cherkess Republic for 2020 https://www.kchr.ru.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-298-302
Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
T.E. Khorolskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;
М.В. Радченко - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы», Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, [email protected],
M.V. Radchenko - associate Professor of the Department of Economics and Finance, Candidate of Economic Sciences, Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation;
З.Р. Мусостов - ассистент кафедры Государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», zmr@h otmail. co. uk,
Z.R. Musostov - Assistant of the Department of State and Municipal Administration of the, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University named after A.A. Kadyrov ".
Работа выполнена в рамках гранта РФФИ 20-310-90063
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ CURRENT ASPECTS OF FORMATION OF INNOVATIVE ECONOMY OF THE REGION IN MODERN CONDITIONS
Аннотация. Основой обеспечения национальной безопасности страны является не что иное, как стабильность, устойчивое социально-экономическое развитие региона. В настоящее время регионы рассматриваются как объект инновационного развития, в краткосрочной перспективе социально-экономического развития регионов Российской Федерации формирование, воспроизводство и эффективное использование ресурсного потенциала региональной экономической системы во многом будет зависеть от уровня развития инновационной экономики территорий. Это обуславливает актуальность исследования социально-экономических возможностей этого потенциала в условиях возрастающей конкуренции в сложившихся реалиях экономики, а именно в условиях финансового кризиса и пост-пандемийной ситуации.
В процессе устойчивого построения инновационной экономики в регионе обеспечивается наивысшая эффективность использования ресурсов экономики, снижается зависимость экономики региона от экономической ситуации и, в конечном итоге, устойчивость социально-экономического развития, достигается эколого-экономическое развитие региона.
Abstract. The basis for ensuring the country's national security is nothing more than stability, sustainable socio-economic development of the region. At present, the regions are considered as an object of innovative development; in the short term, the socio-economic development of the regions of the Russian Federation, the formation, reproduction and effective use of the resource potential of the regional economic system will largely depend on the level of development of the innovative economy of the territories. This determines the relevance of the study of the socio-economic possibilities of this potential in the context of increasing competition in the current realities of the economy, namely in the context of the financial crisis and post-pandemic situation.
In the process of sustainable construction of an innovative economy in the region, the highest efficiency of the use of economic resources is ensured, the dependence of the region's economy on the economic situation and, ultimately, the sustainability of socio-economic development is reduced, the ecological and economic development of the region is achieved.
Ключевые слова: экономическая система, социально-экономическое развитие региона, инновации, экономика региона.
Keywords: economic system, socio-economic development of the region, innovation, regional economy.
Одним из главных факторов экономического роста национальной экономики являются инвестиции, обеспечивающие производство конкурентоспособной продукции и качество экономического роста, повышение эффективности производства, его преимущественной интенсификации, социальную стабильность и экологическую безопасность.
В настоящее время регионы рассматриваются как объект инновационного развития, такой подход стал особенностью последних лет экономической жизни в России. Наличие инновационной экономики в регионе подразумевает такое состояние региональной экономической системы, когда ключевым фактором построения экономики территории является возможность постоянного обновления и совершенствования технологических и других процессов. В процессе устойчивого построения инновационной экономики в регионе обеспечивается наивысшая эффективность использования ресурсов экономики, снижается зависимость экономики региона от экономической ситуации и, в конечном итоге, устойчивость социально-экономического развития, достигается эколого-экономическое развитие региона.
В краткосрочной перспективе социально-экономического развития регионов Российской Федерации формирование, воспроизводство и эффективное использование ресурсного потенциала региональной экономической системы во многом будет зависеть от уровня развития инновационной экономики территорий. Это обуславливает актуальность исследования с научной точки зрения социально-экономических возможностей этого потенциала в условиях возрастающей конкуренции в сложившихся реалиях экономики, а именно в условиях финансового кризиса и постпандемийной ситуации.
Необходимо отметить, что в последние два десятилетия возникла и ежегодно нарастает необходимостью полного перехода экономически развитых стран к новому этапу, заключающемуся в построении инновационного общества и формировании экономики знаний.
Жизненная необходимость активного использования прорывных достижений в науке и образовании, усиления конкуренции в сфере инноваций и иные аналогичные факторы обозначили значимость сокращения временного периода инновационного цикла и тем самым вызвала увеличение скорости обновления инновационной продукции и технологии.
Исследователи выделяют ряд наиболее актуальных экономических интересов региона в современных социально-экономических условиях (рисунок 1).
Эксперты отмечают недопустимо низкий уровень инвестиций в инновации как главную причину замедления инновационной трансформации в российской экономике. Такая ситуация препятствует постоянному обновлению технологической базы производства, снижению затрат и т.д.
В условиях антироссийских экономических санкций наша страна должна создать мобильную экспортную стратегию, направленную, в том числе, на диверсификацию национального экспорта. Такой подход позволит не только изменить международную специализацию внешней торговли, но и нейтрализовать влияние санкций, а также снизить риски, связанные с возрастающей неопределенностью рыночной ситуации в мировой экономике.
Эксперты отмечают недопустимо низкий уровень инвестиций в инновации как главную причину замедления инновационной трансформации в российской экономике. Такая ситуация препятствует постоянному обновлению технологической базы производства, снижению затрат и т.д.
Направленность на положительную динамику показателей качества жизни населения региона, которая была бы обеспечена устойчивым и сбалансированным воспроизводством промышленного, социального и ресурсного потенциалов региона
Укрепление внутренних и внешних инновационных связей региона, повышающих товарооборот и приток денежных средств
-
Повышение доходности экономики региона за счет целевого государственного финансирования инновационных экономических проектов во всех отраслях экономики
-Ч/
Формирование региональных инвестиционных ресурсов, направленных на решение наиболее актуальных задач инновационного развития региона
Рисунок 1 - Актуальные экономические интересы региона в современных условиях
В условиях антироссийских экономических санкций наша страна должна создать мобильную экспортную стратегию, направленную, в том числе, на диверсификацию национального экспорта. Такой подход позволит не только изменить международную специализацию внешней торговли, но и нейтрализовать влияние санкций, а также снизить риски, связанные с возрастающей неопределенностью рыночной ситуации в мировой экономике.
Инновационный путь развития региона дает определенные преимущества для конкретной территории, в числе которых можно выделить следующие:
- повышение уровня комфортности труда и сокращение масштабов социально вредного производства, создание современных, качественных рабочих мест;
- сокращение издержек производства и снижение уровня загрязнения техногенной нагрузки на окружающую среду;
- расширение традиционных и создание новых рынков сбыта отечественной продукции;
- обеспечение соответствия технологий, процессов производства, создаваемой продукции и сопровождающих ее изготовление попутных продуктов, выбросов и отходов современным стандартам;
- решение иных актуальных для российских регионов задач.
Основой обеспечения национальной безопасности страны является не что иное, как стабильность, устойчивое социально-экономическое развитие региона.
Отметим, что для инновационного развития также важны внутренние источники финансирования инвестиций, к которым, среди прочих, относятся собственные средства предприятий, расположенных на определенной территории. Так как речь идет о средствах, оставшихся в распоряжении субъектов регионального бизнеса после уплаты всех обязательных налоговых платежей. При этом конечно, что их объём во многом зависит от построения налоговой системы, режима налогообложения конкретного налогоплательщика.
Для оценки наличия предпосылок и условий формирования региональной инновационной экономики необходимо, прежде всего, оценить состояние социально-экономической ситуации в регионе. Для этого существует набор специальных оценочных показателей.
Эффективное использование организационно-экономического механизма управления процессами построения и развития региональной инновационной экономики требует комплексной реализации следующих функций:
- формирование информационной базы об объектах управления;
- планирование;
- бюджетное финансирование;
- мониторинг и контроль объектов управления.
Непосредственно сам потенциал инновационного развития региональной социально-экономической системы (в обобщенном виде) можно рассматривать как совокупность различных организаций, вовлеченных в инновационную научно-образовательную деятельность. В современных реалиях в среднесрочной перспективе вряд ли можно ожидать даже ослабления экономических санкций.
Принимая эффективные социально-экономические антикризисные меры в регионах, Правительство Российской Федерации намерено провести структурные экономические реформы с целью диверсификации российской экономики. Планируется, что в среднесрочной перспективе можно будет создать необходимые условия для обеспечения устойчивого экономического роста.
Одним из характерных черт инновационного процесса является неопределенность в величинах требуемых на его осуществление затрат, в характере и величине получаемых результатов. На практике не представляется возможным со сто процентной точностью предвидеть появление новых идей в области науки, технологии, организации человеческой деятельности.
Развитие национальной экономики в Российской Федерации целесообразно начинать с рационального распределения приоритетных направлений сбалансированного развития экономики в регионах страны.
В целях высокоэффективного развития субъектов Российской Федерации необходимо определить качественные и количественные параметры экономики региона, нарушение которых может создать угрозу экономической безопасности страны. Среди этих параметров можно отметить динамику и структуру валового реального продукта, производительность труда, безработицу, объемы и темпы промышленного производства, инновационную активность и др. При этом очень важно, чтобы эти параметры устанавливались индивидуально для каждого региона. с учетом его экономического потенциала и других особенностей.
Причем приоритетные направления развития отдельного региона должны быть таковыми не только для данного региона, но и для государства. Приоритет направления должен быть обоснован конкурентными преимуществами региона, а именно тем, что оно позволит задействовать как можно больше предприятий территории.
Источники:
1. Brizhak O., Klochko E., Adamenko A. Neoindustrial Paradigm of Russian Corporations Integration into the Economy System Under the Conditions of Transition to the Sixth Technological Order. Lecture Notes in Networks and Systems, 2020, 111, с. 619-626.
2. Гладилина И.П. Концепции информационного общества и развитие цифровой экономики / И.П. Гладилина, Ю.В. Золотухина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 9 A. С. 145-154.
3. Гончарова Н.А. Информатизация процессов государственного регулирования в отраслях АПК / Н.А. Гончарова, Р.Н. Аулов // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - № 2. -С. 22-26.
4. Проблемы финансирования и учета в реализации инновационной модели развития экономики: вопросы теории и практики / Кругляк З. И., Швырева О. И., Чернявская С. А., Власенко Е. А., Небавская Т. В., Федотова Е. Б., Литвинова В. С., Руденко О. Н. - Коллективная монография / Москва, 2015. - 278 с. С. 150-176.
5. Трубилин А.И. Продовольственная безопасность: проблемы и пути решения / А.И. Трубилин, К.Э. Тюпаков, А.А. Адаменко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2021. - № 90. - С. 5-10.
6. Тюпаков К.Э. Роль человеческого капитала в реализации стратегии инновационного развития региона / К.Э. Тюпаков, Т.Е. Хорольская, А.А. Костанян // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 2 (43). - С. 245-248.
7. Управление инновационной деятельностью экономических систем: теория и практика: коллективная монография / Полянин А.В., Кулакова Л.И., Авдеева И.Л., Парахина Л.В., Адамен-ко А.А., Хорольская Т.Е., Цысов А.С., Азарова Н.А., Головина Т.А., Сахарова С.М., Долгова С.А., Голикова Ю.Б., Кыштымова Е.А., Лытнева Н.А., Кулагина Н.А., Родионов Д.Г., Чмаро А.С., Лаврикова Н.И., Масюк Н.Н., Бушуева М.А. и др., Орел, 2021. - 260 с.
References:
1. Brizhak O., Klochko E., Adamenko A. Neoindustrial Paradigm of Russian Corporations Integration into the Economy System Under the Conditions of Transition to the Sixth Technological Order. Lecture Notes in Networks and Systems, 2020, 111, p. 619-626.
2. Gladilina I.P. Concepts of the Information Society and the Development of the Digital Economy / I.P. Gladilina, Yu.V. Zolotukhina // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2017.Vol. 7.No. 9A. S. 145154.
3. Goncharova N.A. Informatization of state regulation processes in the branches of the agro-industrial complex. Goncharova, R.N. Aulov // Actual problems of modern economy. - 2019. - No. 2. - S. 22-26.
4. Problems of financing and accounting in the implementation of an innovative model of economic development: questions of theory and practice / Kruglyak Z. I., Shvyreva O. I., Chernyavskaya S. A., Vlasenko E. A., Nebavskaya T. V., Fedotova E B., Litvinova V.S., Rudenko O.N. - Collective monograph / Moscow, 2015 .-- 278 p. S. 150-176.
5. Trubilin A.I. Food safety: problems and solutions / A.I. Trubilin, K.E. Tyupakov, A.A. Adamenko // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. - 2021. - No. 90. - S. 5-10.
6. Tyupakov K.E. The role of human capital in the implementation of the strategy of innovative development of the region / K.E. Tyupakov, T.E. Khorolskaya, A.A. Kostanyan // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 2 (43). - S. 245-248.
7. Management of innovative activity of economic systems: theory and practice: collective monograph / Polyanin A.V., Kulakova L.I., Avdeeva I.L., Parakhina L.V., Adamenko A.A., Khorolskaya T. E., Tsysov A.S., Azarova N.A., Golovina T.A., Sakharova S.M., Dolgova S.A., Golikova Yu.B., Kyshtymova E.A., Lytneva N.A. , Kulagina N.A., Rodionov D.G., Chmaro A.S., Lavrikova N.I., Masyuk N.N., Bushueva M.A. et al., Oryol, 2021. - 260 p.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-302-307
И.Н. Хромова - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
I.N. Khromova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Accounting Department, FSBEI HE Kuban SAU;
И.С. Карпенко - студентка учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
I.S. Karpenko - student of accounting and finance faculty, FSBEI HE Kuban SAU; В.В. Третьякова - студентка учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
V.V. Tretyakova - student of accounting and finance faculty, FSBEI HE Kuban SAU.
ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ MAKING MANAGEMENT DECISIONS OF PRODUCT RANGE PLANNING
Аннотация. Современные условия определяют необходимость развития методов организации производственной системы в динамически изменяющейся рыночной среде, что обусловливает особую значимость планирования ассортимента продукции производственных организаций. В статье исследованы особенности формирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия на основе результатов анализа данных о продажах продукции и структуре себестоимости. Авторами исследован состав и последовательность процедур принятия управленческих решений в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.