Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узденова Ф.М.

Государством уделяется огромное внимание развитию малого и среднего предпринимательства в России, так как он является одним из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития экономики. Развитие малого и среднего предпринимательства способствует экономической, социальной и политической стабильности общества. Поддержка со стороны государства является источником совершенствования механизмов форм и методов развития малого предпринимательства. Важная роль отводится государственным программам, в частности государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316.На примере Карачаево-Черкесской республики рассмотрены мероприятия, реализованные в рамках различных подпрограмм, проведен анализ их исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Узденова Ф.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROGRAMS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The state pays great attention to the development of small and medium-sized businesses in Russia, as it is one of the key factors of sustainable socio-economic development of the economy. The development of small and medium-sized businesses contributes to the economic, social and political stability of society. State support is a source of improving the mechanisms of forms and methods of small business development. An important role is assigned to state programs, in particular the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative Economy", approved by the decree of the Government of the Russian Federation No. 316 of April 15, 2014. On the example of the Karachay-Cherkess Republic, the measures implemented within the framework of various subprograms are considered, an analysis of their implementation is carried out.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

«Сбер Страхование» предварительно предложил застраховать ответственность на 6,137 тыс. руб., «Ингосстрах» - 9 тыс. руб. Однако в компаниях уточняют - стоимость может меняться при оформлении, в том числе и при уточнении расположения дома.

Вопрос страхования имущества для территории Краснодарского края с каждым годом становится все актуальнее, следовательно, в его решении требуются усилия не только властей субъекта, но и на уровне страны в целом.

Источники:

1. Башкатов В.В. Администрирование страховых взносов / В.В. Башкатов, С.М. Ильинова, М.А. Смирнова, А.Д. Ходоровский // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 2 (25). - С. 265-270.

2. Богдашев И.В. Альтернативы развития экономики знаний в России / И.В. Богдашев, А.А. Адаменко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 3 (32). - С. 81-84.

3. Войтова М.А. Особенности страхования лизинговой деятельности / М.А. Войтова, А.А. Адаменко // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика. Материалы I Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 122-125.

4. Гончарова Н.А. Инвестиции в технико-технологическую модернизацию предприятия сельскохозяйственной направленности / Н.А. Гончарова, Е.В. Фешина, О.С. Горбатюк // Вестник академии знаний. - 2018. - № 5(28). - С. 412-419.

References:

1. Bashkatov V.V. Administration of insurance premiums / V.V. Bashkatov, S.M. Ilyinova, M.A. Smirnova, A.D. Khodorovsky // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 2 (25). -S. 265-270.

2. Bogdashev I.V. Alternatives for the development of the knowledge economy in Russia / I.V. Bog-dashev, A.A. Ada-menko // Economics and Entrepreneurship. - 2013. - No. 3 (32). - S. 81-84.

3. Voitova M.A. Features of insurance of leasing activities / M.A. Voitova, A.A. Ada-menko // In the collection: Topical issues of economics and management: theory and practice. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. - 2015. - S. 122-125.

4. Goncharova N.A. Investments in technical and technological modernization of an agricultural enterprise / NA. Goncharova, E.V. Feshina, O.S. Gorbatyuk // Bulletin of the Academy of Knowledge. -2018. - No. 5 (28). - S. 412-419.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-289-298

Ф.М. Узденова - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет», СевероКавказская государственная академия, fatima_uzdenova@mail.ru,

F.M. Uzdenova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, North Caucasus State Academy.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

STATE PROGRAMS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Аннотация. Государством уделяется огромное внимание развитию малого и среднего предпринимательства в России, так как он является одним из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития экономики. Развитие малого и среднего предпринимательства способствует экономической, социальной и политической стабильности общества. Поддержка со стороны государства является источником совершенствования механизмов форм и методов развития малого предпринимательства. Важная роль отводится государственным программам, в частности государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316.На примере Карачаево-Черкесской республики рассмотрены мероприятия, реализованные в рамках различных подпрограмм, проведен анализ их исполнения.

Abstract. The state pays great attention to the development of small and medium-sized businesses in Russia, as it is one of the key factors of sustainable socio-economic development of the economy. The development of small and medium-sized businesses contributes to the economic, social and political sta-

bility of society. State support is a source of improving the mechanisms of forms and methods of small business development. An important role is assigned to state programs, in particular the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative Economy", approved by the decree of the Government of the Russian Federation No. 316 of April 15, 2014. On the example of the Karachay-Cherkess Republic, the measures implemented within the framework of various subprograms are considered, an analysis of their implementation is carried out.

Ключевые слова: Малое и среднее предпринимательство, регион, государственное регулирование, государственные программы, финансовое обеспечение, федеральный бюджет, республиканский бюджет, социально- экономическое развитие.

Keywords: Small and medium-sized entrepreneurship, region, state regulation, state programs, financial support, federal budget, republican budget, socio-economic development.

Для создания благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства (далее МСП) Правительством Карачаево-Черкесской Республики (далее КЧР) в 2020 году реализовывались мероприятия в рамках подпрограммы «Развитие экономического потенциала и повышения конкурентоспособности экономики Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Подпрограмма) государственной программы «Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики».

Подпрограмма реализуется в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 [2].

В целях привлечения средств из федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке МСП на 2020 год между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством КЧР заключены Дополнительные соглашения к Соглашениям «О предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации». Общий объем средств, направленный на предоставление государственной поддержки субъектам МСП в 2020 году составил 231,4 млн. рублей.

Положительно зарекомендовал себя инструмент поддержки предпринимательства в республике - деятельность автономного учреждения «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Гарантийный фонд) и автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики «Микрокредитная компания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» (далее - Микрокредитная компания).

В 2020 году Гарантийным фондом предоставлено 77 поручительств субъектам МСП в объеме 132,5 млн. рублей, сумма привлеченных в экономику республики кредитных средств составила 870,4 млн. рублей.

В рамках оказания финансовой поддержки предпринимателям республики Микрокредитной компанией выдано 125 микрозаймов по льготной ставке 3 % в объеме 243,76 млн. рублей. Кроме того, с целью содействия успешной работе бизнеса в регионе и в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» осуществляет свою деятельность Центр «Мой бизнес», функционирующий на базе автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики «Центр поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики», наделенного функциями единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП на территории КЧР.

Центром проводится огромная работа с потенциальными предпринимателями, молодежью с целью вовлечения к началу ведения предпринимательской деятельности и мероприятия, направленные на стимулирование развития предпринимательства в КЧР.

В рамках Центра «Мой бизнес» осуществляют свою деятельность (рисунок 1).

Рисунок 1 - Инфраструктура поддержки субъектов МСП на территории КЧР

В 2021 году продолжается работа по созданию благоприятных условий для деятельности субъектов МСП, в том числе и в рамках Подпрограммы.

В республиканском бюджете на 2021 год на реализацию мероприятий Подпрограммы предусмотрены ассигнования в сумме 0,29 млн. рублей, из федерального бюджета планируется привлечь 29,1 млн. рублей в общей сумме 29,39 млн. руб.

Целями деятельности Гарантийного фонда поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики являются:

- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам;

- развитие в Карачаево-Черкесской Республике системы кредитования малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга;

- развитие инфраструктуры финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства на возвратной основе в форме кредитов, займов, лизинга машин и оборудования;

- стимулирование банковского обслуживания малого и среднего бизнеса благодаря системе контроля за выполнением задач, стоящих перед каждым Банком - партнёром;

- пропаганда идей малого предпринимательства (информатизация малого предпринимательства), максимальное удовлетворение потребностей малого бизнеса в кредитных ресурсах и оказание поддержки малого предпринимательства;

- получение прибыли. В соответствии с [3] на реализацию мероприятий государственной программы предусмотрено 271 547,1 тыс. руб. (рисунок 2).

Рисунок 2 - Реализация мероприятий государственной программы

Средства федерального бюджета составляют 84,0 % от общего бюджета, средства республиканского бюджета - 16,0 % от общего бюджета.

По состоянию на 31 декабря 2020 г. освоение составило 267461,3 тыс. -98,5 %, в том числе средства федерального бюджета составляют 100,0 %, средства республиканского бюджета - 90,6 % [5].

Подпрограмма 2 «Развитие экономического потенциала и повышение конкурентоспособности экономики Карачаево-Черкесской Республики» (далее подпрограмма 2) реализуется в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 [2].

В целях привлечения средств из федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства на 2020 год между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики заключены Дополнительные соглашения к Соглашениям «О предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации». Так, в рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» заключено Дополнительное соглашение «К Соглашению о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 139-09-2019-104» от 29 мая 2020 г. № 139-09-2019-104/4.

Общий объем федеральных средств, предусмотренных на предоставление государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики, в рамках данного Дополнительного соглашения составил 154,87 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 153,32 млн. рублей, за счет средств республиканского бюджета - 1,55 млн. рублей.

Финансовое обеспечение по данному Дополнительному соглашению направлено на реализацию следующих мероприятий:

«Обеспечение финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональными гарантийными организациями» (рисунок 3).

4,14 4,1

0,14

Всего средств Средства федерального Средства

бюджета республиканского

бюджета

Рисунок 3 - Средства на реализацию мероприятия «Обеспечение финансовой поддержки субъектам МСП, при гарантийной поддержке региональными гарантийными организациями»

На реализацию данного мероприятия предусмотрено всего 4,14 млн. рублей, из которых средства федерального бюджета составляют 99 %, а средства республиканского бюджета - 1 %.

На реализацию мероприятия «Предоставление субсидии на исполнение расходных обязательств, предусматривающих создание и (или) развитие государственных МФО, а также субсидии государственным МФО на субсидирование ставки вознаграждения по микрозаймам субъектов МСП», предусмотрено 150,73 млн. рублей, из которых средства федерального бюджета составляют 149,23 млн. рублей (99 %), а средства республиканского бюджета 1,51 млн. рублей (1 %) [5].

По данному проекту были установлены следующие показатели:

1.«Количество выданных микрозаймов МФО субъектам МСП». Значение данного показателя составляет 92 микрозайма субъектам МСП КЧР;

2.«Обеспечение объема финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональными гарантийными организациями» в объеме 212,5 млн. рублей. В рамках оказания финансовой поддержки предпринимателям республики региональным автономным учреждением КЧР «Микрокредитная компания поддержки субъектов МСП Карачаево-Черкесской Республики» выдано 125 микрозаймов по льготной ставке 3 % в объеме 243,76 млн. рублей, а автономным учреждением «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» выдано 77 поручительств на сумму более 132 млн. рублей, что позволило привлечь 870,45 млн. рублей.

Таким образом, по итогам 2020 года установленные показатели, данным региональным проектом перевыполнены.

Объем финансирования автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики «Микрокредитная компания поддержки субъектов МСП КЧР» в рамках данного мероприятия по итогам 2020 года составил 100 %.

В рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» заключено Дополнительное соглашение «К Соглашению о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. № 139-09-2019-186» от 24 декабря 2019 г. № 139-09-2019-186/2.

Общий объем федеральных средств, привлеченных на предоставление государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики и его структура, в рамках данного Дополнительного соглашения представлен на рисунке 4.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

46,13 45,67

0,46

I млн.руб.

Всего средств

Средства федерального бюджета

Средства республиканского бюджета

Рисунок 4 - Объем средств, выделенных на предоставление государственной

поддержки субъектам МСП КЧР

Финансовое обеспечение по данному Дополнительному соглашению направлено на реализацию следующих мероприятий:

1. «Обеспечение доступа субъектов МСП к экспортной поддержке» (рисунок 5).

16 14 12 10 8 б 4 2 0

13,65 13,51

0,14

Всего средств

Средства федерального бюджета

Средства республиканского бюджета

I млн.руб.

Рисунок 5 - Финансовое обеспечение мероприятия «Обеспечение доступа субъектов МСП к экспортной поддержке»

Объем финансирования автономного учреждения КЧР «Центр поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» в рамках данного мероприятия по итогам 2020 года составил 100 %;

2. «Оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП в Центрах «Мой бизнес» (рисунок 6).

30,77 30,46

0,46

Всего средств Средства федерального Средства

бюджета республиканского

бюджета

Рисунок 6 - Финансирование мероприятия «Оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП в Центрах «Мой бизнес»

Объем финансирования автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики «Центр поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» в рамках данного мероприятия по итогам 2020 года составил 100 %;

3. «Поддержка субъектов МСП в моногородах».

На реализацию мероприятия предусмотрено 1,71 млн. рублей, из которых средства федерального бюджета составляют 1,69 млн. рублей, а средства республиканского бюджета 0,02 млн. рублей [5].

По данному региональному проекту установлены следующие показатели:

- «количество субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта». Установлен плановый показатель 351 ед.;

- «количество субъектов МСП выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП». Установлен плановый показатель 5 ед.

По итогам 2020 года исполнение данных показателей составило 2149 ед. и 5 ед. соответственно.

Объем финансирования автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики «Микрокредитная компания поддержки субъектов МСП КЧР» в рамках данного мероприятия на конец 2020 года составил 100 %.

Кроме того, в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 1192-р между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики заключено Соглашение «О предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на оказание неотложных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации» от 26 мая 2020 г. № 139-09-2020-129.В рамках данного Соглашения в 2020 году бюджету Карачаево-Черкесской Республики выделены бюджетные ассигнования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Фе-

дерации 28,89 млн. рублей. Бюджетные обязательства Карачаево-Черкесской Республики в рамках данной Субсидии составляли 1,52 млн. рублей или 5,3 %.

Финансовое обеспечение по данному Дополнительному соглашению направлено на реализацию следующих мероприятий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Докапитализация государственных микрофинансовых организаций для оказания в 2020 году неотложных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (рисунок 7).

Рисунок 7 - Финансирования мероприятия «Докапитализация государственных микрофинансовых организаций для оказания в 2020 году неотложных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»

Объем финансирования автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики «Микрокредитная компания поддержки субъектов МСП КЧР» в рамках данного мероприятия по итогам 2020 года составил 100 %;

2. «Докапитализация фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств) для оказания в 2020 году неотложных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

На реализацию мероприятия предусмотрено 3,35 млн. рублей, из которых средства резервного фонда Правительства Российской Федерации составляют 3,18 млн. рублей, а средства республиканского бюджета 167,34 тыс. рублей.

По данному проекту были установлены следующие показатели:

- «Количество выданных микрозаймов МФО субъектам МСП». Значение данного показателя по итогам 2020 года составляет 11 микрозаймов субъектам МСП Карачаево-Черкесской Республики при плановом значении 10 ед.;

- «Обеспечение объема финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональными гарантийными организациями». Значение данного показателя по итогам 2020 года составляет 8,35 млн. рублей при плановом значении 7,95 млн. рублей.

Финансирование Гарантийного фонда конец 2020 года составило 100 %.

Кроме того, реализация мероприятий Подпрограммы 2 в 2020 году была направлена также на достижение таких показателей как:

- «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на одну тысячу человек населения Карачаево-Черкесской Республики»;

- «Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства»;

- «Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей), субъектами МСП, получившими государственную поддержку»;

- «Количество субъектов МСП, получателей поддержки» составляет 2 164 ед. (при плановом значении показателя - 220 ед.).

- «Количество зарегистрированных в результате реализации подпрограммы субъектов

МСП».

- «Прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку».

Кроме того, надо отметить, что в рамках реализации мероприятия «Содействие созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» из республиканского бюджета, также были выделены средства на осуществление деятельности автономного учреждения «Центр поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» в объеме 9,41 млн. рублей. Средства в полном объеме направлены в автономное учреждение «Центр поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики».

На мероприятие «Техническое сопровождение и поддержка программного комплекса «Проект Смарт-Про» предусмотрено 1650,0 тыс. руб. По состоянию на 31 декабря 2020 г. средства освоены в полном объеме.

Средства направлены на обеспечение эффективного функционирования автоматизированной системы формирования, мониторинга исполнения и оценки эффективности реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики в органах исполнительной власти республики, ответственных за реализацию государственных программ.

Все перечисленные мероприятия позволят малому и среднему предпринимательству Карачаево-Черкесской республики подняться на новый, более качественный уровень.

Источники:

1. Федеральный закон от 25 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841.

2. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316.

3. «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 19 декабря 2019 г. № 70-РЗ (в редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от 28 декабря 2020 г. № 111-РЗ).

4. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.09.2009 № 322 «О создании Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики». https://www.kchr.ru/left_menu/economy/sme/sme3/#.

5. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики за 2020 год https://www.kchr.ru. References:

1. Federal Law No. 172-FZ of June 25, 2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841.

2. The State Program of the Russian Federation "Economic Development and Innovative Economy", approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 316 of April 15, 2014.

3. "On the Republican budget of the Karachay-Cherkess Republic for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022" dated December 19, 2019 No. 70-RZ (as amended by the Law of the Karachay-Cherkess Republic dated December 28, 2020 No. 111-RZ).

4. Resolution of the Government of the Karachay-Cherkess Republic of 15.09.2009 No. 322 "On the establishment of the Karachay-Cherkess Republican State Unitary Enterprise "Guarantee Fund for Business Support of the Karachay-Cherkess Republic".https://www.kchr.ru/left_menu/economy /sme/sme3/#.

5. Consolidated annual report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs of the Karachay-Cherkess Republic for 2020 https://www.kchr.ru.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-298-302

Т.Е. Хорольская - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;

М.В. Радченко - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы», Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, MVRadchenko@fa.ru,

M.V. Radchenko - associate Professor of the Department of Economics and Finance, Candidate of Economic Sciences, Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation;

З.Р. Мусостов - ассистент кафедры Государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», zmr@h otmail. co. uk,

Z.R. Musostov - Assistant of the Department of State and Municipal Administration of the, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University named after A.A. Kadyrov ".

Работа выполнена в рамках гранта РФФИ 20-310-90063

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ CURRENT ASPECTS OF FORMATION OF INNOVATIVE ECONOMY OF THE REGION IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Основой обеспечения национальной безопасности страны является не что иное, как стабильность, устойчивое социально-экономическое развитие региона. В настоящее время регионы рассматриваются как объект инновационного развития, в краткосрочной перспективе социально-экономического развития регионов Российской Федерации формирование, воспроизводство и эффективное использование ресурсного потенциала региональной экономической системы во многом будет зависеть от уровня развития инновационной экономики территорий. Это обуславливает актуальность исследования социально-экономических возможностей этого потенциала в условиях возрастающей конкуренции в сложившихся реалиях экономики, а именно в условиях финансового кризиса и пост-пандемийной ситуации.

В процессе устойчивого построения инновационной экономики в регионе обеспечивается наивысшая эффективность использования ресурсов экономики, снижается зависимость экономики региона от экономической ситуации и, в конечном итоге, устойчивость социально-экономического развития, достигается эколого-экономическое развитие региона.

Abstract. The basis for ensuring the country's national security is nothing more than stability, sustainable socio-economic development of the region. At present, the regions are considered as an object of innovative development; in the short term, the socio-economic development of the regions of the Russian Federation, the formation, reproduction and effective use of the resource potential of the regional economic system will largely depend on the level of development of the innovative economy of the territories. This determines the relevance of the study of the socio-economic possibilities of this potential in the context of increasing competition in the current realities of the economy, namely in the context of the financial crisis and post-pandemic situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.