08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-10-14
А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
A.A. Adamenko - Doctor of Economics, Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;
Д.Ш. Мусостова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», [email protected],
D.Sh. Musostova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University named after A.A. Kadyrov";
М.В. Маничкина - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы», Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, M.V. [email protected],
M.V. Manichkina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economy and Financе, Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ON THE ISSUE OF PRIORITY AREAS FOR IMPROVING REGIONAL ECONOMIC POLICY
Аннотация. В системе устойчивого развития определенной территории важную роль играет оценка социально-экономического потенциала региона, при этом ключевым моментом является определение тех показателей, которые бы отражали специфику региона и в полной мере способствовали формированию системы критериев.
Важным условием выступает не создание и увеличение потенциала региона как такового, а в первую очередь необходимо изучить конкурентные преимущества региона и делать акцент на повышении эффективности использования уже имеющегося потенциала, на поиске путей его увеличения по тем направлениям, которые способны принести максимальную социально-экономическую отдачу.
На сегодняшний в структуре Российской Федерации имеется значительно число регионов, достаточно «слабых» в экономическом плане. Эффективной реализации региональной социально-экономической политики в указанных регионах можно добиться путем ее гармоничного сочетания с агропромышленной, туристско-рекреационной и структурной политикой региона.
Abstract. In the system of sustainable development of a certain territory, an assessment of the socioeconomic potential of the region plays an important role, while the key point is to determine those indicators that would reflect the specifics of the region and fully contribute to the formation of a system of criteria.
An important condition is not the creation and increase of the potential of the region as such, but first of all it is necessary to study the competitive advantages of the region and focus on increasing the efficiency of using the existing potential, on finding ways to increase it in those areas that can bring the maximum socio-economic return.
Today in the structure of the Russian Federation there are a significant number of regions that are quite "weak" in the economic sense. The effective implementation of the regional socio-economic policy in these regions can be achieved through its harmonious combination with the agro-industrial, tourist-recreational and structural policies of the region.
Ключевые слова: экономика, региональная экономика, экономический потенциал региона.
Keywords: economy, regional economy, economic potential of the region.
Оценка социально-экономического потенциала региона, несомненно, играет важную роль в системе устойчивого развития определенной территории. При этом одним из наиболее важных и, пожалуй, самых сложных моментов, является определение тех черт и показателей (социально-экономических, производственных, экологических и др.) региона, которые бы отражали специфику региона и в полной мере способствовали формированию системы критериев. Данный набор критериев призван дать объективную картину, сложившуюся в конкретном регионе.
При анализе степени регионального развития необходимо учитывать, что региональный воспроизводственный процесс диктуется не только внутренними (эндогенными) факторами, на развитие территории оказывают непосредственное влияние также и внешние (экзогенные) факторы. Именно способность региона снижать воздействие негативных факторов, как эндогенных, так и экзогенных, является ключевым моментом в обеспечении его устойчивого развития.
На сегодняшний день в структуре Российской Федерации имеется значительно число регионов, достаточно «слабых» в экономическом плане, однако, при эффективном использовании их экономического потенциала, они вполне могут стать «точками» экономического роста, обеспечивая устойчивое развитие не только данного региона, но и страны в целом. Для этого органам федеральной и региональной власти должны разрабатывать разнообразные программы устойчивого развития территорий, учитывающие специфику того или иного региона и опирающиеся на оценку их экономического потенциала, что позволит определить варианты наиболее эффективного использования региональных ресурсов.
Если говорить о приоритетных методах регионального развития на сегодняшний день, то следует отметить, что важным условием выступает не создание и увеличение потенциала региона как такового, а в первую очередь, необходимо изучить конкурентные преимущества региона (рисунок 1) и делать акцент на повышении эффективности использования уже имеющегося потенциала, на поиске путей его увеличения по тем направлениям, которые способны принести максимальную социально-экономическую отдачу.
Рисунок 1 - Возможные конкурентные преимущества региона
Как уже отмечалось выше, зачастую сложность вызывает именно формирование системы критериев, специфичных для конкретного региона, исходя их этого факта, при разработке системной модели определения потенциала территории следует брать во внимание ряд основных аспектов анализа в рамках системного подхода (рисунок 2).
Выявление состава потенциала, видов потенциалов, их взаимодействия и значимости. Формулирование
характеристик каждого из выявленных потенциалов.
V
Установление структурных характеристик системы потенциалов, а именно типов связей, их качественных
взаимозависимости
-
Установление и взаимодействие между потенциалами, выявление функций потенциалов в системе территориального развития, сравнительная характеристика функций с целью определения сходств и отличий, выявление функциональной структуры территориального потенциала
V
Выяснение противоречий в системе потенциалов, путей и способов разрешения найденных противоречий,
определение иерархии потенциалов в зависимости от значимости для устойчивого развития координационных связей системы потенциалов с внешней по отношению к территории средой, определение
тесноты данных связей тесноты данных связей
Анализ исторического развития региона, выявление этапов в формировании и развитии потенциалов, сравнение выявленных тенденций с общероссийскими особенностями развития
Рисунок 2 - Основные аспекты анализа социально-экономического развития региона
в рамках системного подхода
Любая методология, принятая для оценки социально-экономического потенциала региона, должна соответствовать ряду требований, в частности она должна:
- быть адаптирована к существующей системе статистических показателей;
- объективно раскрывать положение и значение факторов регионального развития с учетом интересов общества и бизнес-структур.
В настоящее время одним из эффективных инструментов региональной экономической политики являются межбюджетные трансферты. Однако, зачастую существующие механизмы финансирования, используемые для социально-экономического выравнивания регионов, не решают многих проблем финансирования расходов субъектов Российской Федерации. Кроме того, количество целевых федеральных целевых программ не всегда соотносится с возможностями федерального финансирования.
Обозначенные проблемы требуют распределения финансовой поддержки по регионам через разработку специальных бюджетных нормативов затрат на финансирование. Такой подход обеспечит необходимый минимум государственных социальных стандартов и социальных норм для решения основных проблем местного значения с учетом реальных возможностей консолидированного бюджета Российской Федерации по их целевому финансированию в текущем финансовом году.
Для депрессивных территорий, в том числе депрессивных республик Северного Кавказа, перманентный дефицит федерального бюджета и острая нехватка собственных средств для решения повседневных задач по реализации какой-либо составляющей региональной социально-экономической политики всегда крайне актуальны.
Но с другой стороны, также необходимо признать на местах необходимость поиска внутренних ресурсов для проведения собственной экономической политики, а также широкомасштабного привлечения инвесторов.
Сегодня во всех субъектах Российской Федерации сформирована и реализуется собственная региональная экономическая политика, в том числе с элементами инвестиционной деятельности. С этой целью на местах предпринимаются следующие шаги:
- разработано и принято местное законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность;
- предложен механизм стимулирования инвесторов (в пределах их полномочий);
- созданы специальные структуры для активизации инвестиционных процессов и др.
Тем не менее, нельзя не отметить, что сложившаяся геополитическая ситуация и ряд
этнических конфликтов в регионе не позволяют депрессивным республикам Северного Кавказа получить необходимый импульс для мобилизации иностранных инвесторов. В республиках нет ни одной финансово-промышленной группы.
В этих условиях также не приходится говорить о наличии эффективных взаимоотношений между межрегиональными экономическими структурами и субъектами Российской Федерации.
Такая составляющая региональной экономической политики, как эффективное управление собственностью, реорганизация предприятий, развитие местного фондового рынка задействована слабо. Для этого в республиках юга России целесообразно создать специальную инвестиционную компанию для привлечения туда инвестиций. В его компетенцию могут входить такие процедуры, как первоначальная подготовка, экспертиза инвестиционных проектов, организация внутреннего и внешнего инвестирования.
Следует отметить, что все депрессивные республики Северного Кавказа являются аг-рарно-ориентированными, трудозатратными и малоземельными регионами, которые в то же время имеют достаточно солидный потенциал для агропромышленного развития. В этих условиях региональным властям целесообразно сконцентрировать все ресурсы на создании новых структур в районных, республиканских и межрегиональных цепочках, направленных на производство сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, региональная агропромышленная политика должна быть ориентирована на конструктивную трансформацию отраслевой структуры агропромышленного производства и удовлетворение реальных потребностей внутреннего рынка как основного потребителя агропромышленной продукции.
На текущем этапе среди наиболее приоритетных направлений реализации аграрной политики в республиках необходимо отметить необходимость оказания достаточной государственной поддержки отрасли переработки сельскохозяйственной продукции, содействия в привлечении инвестиций, законодательного определения льгот для поддержки предприятий по платить налоги в региональные бюджеты и др.
В ходе нашего исследования мы обнаружили, что наибольшая трудность при комплексной оценке социально-экономического потенциала региона - это установить наиболее характерные и относительно независимые статистические показатели и разработать принципы их сопоставимости для создания системы критериев, которые позволяют объективно оценить рассматриваемую ситуацию. И если говорить об эффективной реализации региональной социально-экономической политики в депрессивных республиках Северного Кавказа, то в решении данного вопроса следует добиться ее гармоничного сочетания с агропромышленной, туристско-рекреационной и структурной политикой региона.
Источники:
1. Gerasimov V.O., Sharafutdinov R.I., Kolmakov V.V., Erzinkyan E.A., Adamenko A.A., Vasileva A.G. Control in the human capital management system in the strategy of innovative development of a region. Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. Т. 7. № 2. С. 1074-1088. DOI: 10.9770/JESI.2019.7.2(20).
2. Адаменко А.А. Модель развития современной рыночной экономики в России / А.А. Адамен-ко, Т.Е. Хорольская, А.И. Сивченко // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение: материалы IV Международной научной конференции (г. Краснодар, 20-22 апреля 2016 г.). -Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 360-364.
3. Адаменко А.А. Характеристика социально-экономических показателей жизни населения Краснодарского края / А.А. Адаменко, Н.В. Тимошенко, Т.Е. Хорольская // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 1 (42). - С. 15-19.
4. Бершицкий, Ю. И. Методика оценки трансфертной эффективности мер государственной поддержки агропроизводителей / Ю. И. Бершицкий, К. Э. Тюпаков, Н. Р. Сайфетдинова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - № 2(120). -С. 128-141.
5. Говдя В. В. Государственная политика кластерной формы организации взаимодействия аграрных формирований / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева, С. А. Шулепина // Политический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015.- № 112. - С. 1353-1369.
6. Хорольская Т.Е. Понятие этноэкономики и ее роль в развитии регионов / Т.Е. Хорольская, Ю.К. Саратова, Е.А. Кривоносова // В сборнике: Развитие экономики в условиях цифровиза-ции и ее информационное обеспечение. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. Составители: Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, 2019. -С. 277-282.
7. Яроменко, Н.Н. Экономический анализ инвестиционной привлекательности Краснодарского края / Н.Н. Яроменко, Ю.Н. Захарова // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2018. № 2 (15). С. 8.
References:
1. Gerasimov V.O., Sharafutdinov R.I., Kolmakov V.V., Erzinkyan E.A., Adamenko A.A., Vasileva A.G. Control in the human capital management system in the strategy of innovative development of a region. Entrepreneurship and Sustainability lssues. 2019.Vol. 7.No. 2.P. 1074-1088. DOI: 10.9770 / JESI.2019.7.2 (20).
2. Adamenko A. A. Model of the development of a modern market economy in Russia / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, A.I. Sivchenko // Formation of the economic potential of economic entities: problems, prospects, accounting and analytical support: materials of the IV International Scientific Conference (Krasnodar, April 20-22, 2016). - Krasnodar: Publishing house "Magarin O. G.", 2016. -P. 360-364.
3. Adamenko A.A. Characteristics of the socio-economic indicators of the life of the population of the Krasnodar Territory / A.A. Adamenko, N.V. Timoshenko, T.E. Khorolskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 1 (42). - S. 15-19.
4. Bershitskiy, Yu. I. Methodology for assessing the transfer efficiency of measures of state support for agricultural producers / Yu. I. Bershitskiy, K. E. Tyupakov, NR Sayfetdinova // Bulletin of the Ady-ghe State University. Series 5: Economics. - 2013. - No. 2 (120). - S. 128-141.
5. Govdya V. V. State policy of the cluster form of organizing the interaction of agrarian formations / V. V. Govdya, Zh. V. Degaltseva, S. A. Shulepina // Political network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. - No. 112. - S. 1353-1369.
6. Khorolskaya T.E. The concept of ethnoeconomics and its role in the development of regions / T.E. Khorolskaya, Yu.K. Saratova, E.A. Krivonosova // In the collection: Development of the economy in the context of digitalization and its information support. Materials of the International Scientific Conference of Young Scientists and University Teachers. Compiled by: Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasov, 2019. - S. 277-282.
7. Yaromenko, N.N. Economic analysis of the investment attractiveness of the Krasnodar region / N.N. Yaromenko, Yu.N. Zakharova // Bulletin of the Krasnodar State Institute of Culture. 2018. No. 2 (15). P. 8.