DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10872
А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.A. Adamenko - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;
Н.В. Тимошенко - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы», Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, [email protected],
N.V. Tymoshenko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economy and Пш^е, Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation;
Т.Е. Хорольская - к.э.н., старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
T.E. Khorolskaya - Candidate of Economic Sciences, senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ CHARACTERISTIC OF SOCIO-ECONOMIC LIFE INDICATORS OF THE POPULATION OF KRASNODAR REGION
Аннотация. В настоящее время одним из наиболее развитых регионов Южного федерального округа в экономическом отношении является Краснодарский край. Значительное воздействие на экономику края оказывают выгодное географическое положение, высокий ресурсный и кадровый потенциал. Краснодарский край занимает третье место среди регионов Российской Федерации по числу жителей, при этом пятая часть от общей численности населения края проживает непосредственно в краевом центре.
В статье на основе данных Управления федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, опубликованных на официальном сайте Управления проведен анализ социально-экономического развития Краснодарского края.
В состав рабочей силы включается экономически активная часть населения, проведенный анализ показал рост денежных доходов населения Краснодарского края в 2019 г. по сравнению с 2010 г. Наибольшая сумма денежных средств жителями направляется на покупку товаров и оплату услуг.
Abstract. Currently, one of the most economically developed regions of the Southern Federal District is the Krasnodar Territory. The favorable geographic location, high resource and human resources have a significant impact on the economy of the region. The Krasnodar Territory ranks third among the regions of the Russian Federation in terms of the number of inhabitants, with a fifth of the total population of the region living directly in the regional center.
The article analyzes the socio-economic development of the Krasnodar Territory based on the data of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea, published on the official website of the Office.
The labor force includes the economically active part of the population, the analysis showed an increase in the cash income of the population of the Krasnodar Territory in 2019 compared to 2010. The largest amount of money spent by residents is directed to the purchase of goods and payment for services.
Ключевые слова: социально-экономические показатели, численность населения, трудоспособное население, доходы населения, расходы населения.
Keywords: socio-economic indicators, population size, able-bodied population, population income, population expenditures.
Краснодарский край в экономическом отношении является одним из наиболее развитых регионов Южного федерального округа. Значительное воздействие на экономику края оказывают выгодное географическое положение, высокий ресурсный и кадровый потенциал.
Край является одним из крупнейших культурных центров России. Сохранена и развивается вся многопрофильная сеть учреждений - библиотеки, культурно-досуговые учреждения, парки, музеи, театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.
Краснодарский край занимает третье место среди регионов Российской Федерации по числу жителей (после г. Москва и Московской области). При этом пятая часть от общей численности населения края проживает непосредственно в краевом центре, в г. Краснодаре.
Проведем анализ социально-экономического развития Краснодарского края, в частности рассмотрим состав и структуру населения края, а также проведем краткий анализ трудовых ресурсов края на основе данных Управления федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, опубликованных на официальном сайте Управления.
Рассмотрим численность населения и численность рабочей силы (занятых в экономике и безработных граждан) Краснодарского края за период с 2010 г. по 2019 г., данные приведены в таблице 1.
По оценке по состоянию на 1 января 2020 г. в крае проживало 5661 тыс. жителей, в том числе в городах и поселках городского типа 3129 тыс. человек и в сельской местности 2533 тыс. человек, что составляет соответственно 55,3 % и 44,7 %.
В краевом центре, с учетом сведений по населенным пунктам, подчиненным городской администрации, проживало 1008 тыс. человек, или 17,8 % от всего населения Краснодарского края.
Таблица 1 - Общая характеристика населения Краснодарского края (на конец года), тыс. чел.
Показатель Годы 2019 г. в % (раз) к
2010 2016 2017 2018 2019 2010 г. 2018 г.
Численность населения - всего 5230 5571 5603 5648 5661 108,2 100,2
в том числе: - городское население 2769 3042 3075 3116 3129 113,0 100,4
- сельское заселение 2461 2529 2528 2532 2533 102,9 100,0
Численность рабочей силы - всего 2603 2739 2777 2816 2800 107,6 99,4
из них: мужчины 1365 1437 1443 1468 1449 106,2 98,7
женщины 1238 1302 1334 1348 1351 109,1 100,2
в том числе: - заняты в экономике - всего 2430 2579 2619 2671 2665 109,7 99,8
из них: мужчины 1274 1351 1369 1394 1378 108,2 98,9
женщины 1156 1228 1250 1277 1287 111,3 100,8
- безработные граждане - всего 173 159 158 145 135 78,0 93,1
из них: мужчины 92 86 74 74 71 77,2 95,9
женщины 82 74 84 71 64 78,0 90,1
В трех крупных городах края (г. Сочи, г. Новороссийск и г. Армавир) проживало 524,0 тыс. жителей, 338,3 тыс. жителей и 208,8 тыс. жителей соответственно. В 11 городах краевого и районного подчинения по состоянию на отчетную дату проживало более 50 тыс. человек в каждом.
Численность рабочей силы за 2019 г. составила 2800 тыс. человек, по сравнению с 2010 г. данный показатель вырос на 7,6 %, но по сравнению с 2018 г. он снизился на 0,6 %.
В состав рабочей силы включается экономически активная часть населения. К занятым в экономике относятся лица обоего пола, проживающие на территории края, в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;
б) временно отсутствовали на работе из-за:
- болезни или травмы, ухода за больными;
- ежегодного отпуска или выходных дней;
- компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни;
- работы по специальному графику;
- нахождения в резерве (такое имеет место при работе на транспорте);
- установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком;
- обучения, профессиональной переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска;
- отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации;
- забастовки;
- других подобных причин;
в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
На рисунке 1 приведен удельный вес работоспособного населения Краснодарского края в общей численности населения за период с 2010 г. по 2019 г.
На рисунке наглядно видно, что ежегодно более 50,0 % населения Краснодарского края не относится к трудоспособному населению, это следующие категории граждан:
- учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
- лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;
- лица, получающие пенсии по инвалидности;
- лица, занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками;
- лица, прекратившие поиск работы, но которые могут и хотят работать;
- другие лица, которым нет необходимости работать, но которые могут и хотят работать.
120
100
80
60
40
20
У/АААААА/. /ААААААЛ {ААААААЛ, /ААААААЛ
■АААААААа ■УА^А^А'/;. У/АААААА;,
ЩААААА
А^А^ААА \AAAAAAA
^АА^'Ш
9ААААААА
У/АААААА (/{/{/{/{/{/{А, (/{/{/{/{/{/{А, 'А^А^ААА 'ААААААА.
2010 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
□ Мужчины ЕЗ Женщины □ Население, не входящее в состав рабочей силы
0
Рисунок 1 - Удельный вес работоспособного населения Краснодарского края в общей численности населения по годам, %
В таблице 2 отражены основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Краснодарского края в период с 2010 г. по 2019 г., обобщенные на основании данных, сформированных Управлением федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Таблица 2 - Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
Краснодарского края
Показатель Годы 2019 г. в % (раз) к
2010 2016 2017 2018 2019 2010 г. 2018 г.
Денежные доходы населения, млн. руб. 1058548 2185240 2239565 2320477 2428595 в 2,3 раз 104,7
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 16892 32857 33403 34372 35745 в 2,1 раз 104,0
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 16330 28734 30343 33846 36155 в 2,2 раз 106,8
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц - всё население, руб. 5693 9732 10062 10209 10854 190,7 106,3
в том числе: - трудоспособное население 6116 10525 10882 11030 11750 192,1 106,5
- пенсионеры 4711 8056 8335 8451 8981 190,6 106,3
- дети 5498 9333 9639 9828 10368 188,6 105,5
Денежные доходы населения в 2019 г. по сравнению с 2010 г. возросли в 2,3 раза. За исследуемый период ежемесячные среднедушевые денежные доходы населения возросли в 2,1 раз, а среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций увеличилась в 2,2 раз. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. также произошел рост данных показателей, хоты и незначительный (от 4,0 % до 6,8 % по соответствующим показателям).
По данным краевой службы статистики, в 2019 г. реальные располагаемые денежные доходы населения в целом по краю снизились на 1,3 % по сравнению с уровнем 2018 г. Сохраняется значительная дифференциация денежных доходов населения. Так, в 2019 г. соотношение денежных доходов 10 % населения с наименьшими и 10 % населения с наибольшими доходами составило 14,5 раза.
В 2019 г. среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций Краснодарского края составила 35745 руб., увеличившись по сравнению с 2018 г. на 6,8 %.
Рассмотри состав доходов и расходов населения Краснодарского края за 2010-2019 гг. (таблица 3).
Таблица 3 - Доходы и расходы населения Краснодарского края, млн. руб.
Показатель Годы 2019 г. в % (раз) к
2010 2016 2017 2018 2019 2010 г. 2018 г.
Денежные доходы - всего 1058548 2185240 2239565 2320477 2428595 в 2,3 раз 104,7
в том числе:
- доходы от предпринимательской деятельности 145863 222459 218990 232089 244455 167,6 105,3
- оплата труда наемных работников 318893 832386 870765 952487 1010694 в 3,2 раз 106,1
- социальные выплаты 175632 342860 365755 373843 394875 в 2,2 раз 105,6
- доходы от собственности 54107 62105 59098 61074 65914 121,8 107,9
- другие доходы 364053 725430 724957 700984 712657 195,8 101,7
Денежные расходы и сбережения -всего 1141021 2185240 2239565 2320477 2428595 в 2,1 раз 104,7
в том числе:
- покупка товаров и оплата услуг 875387 1908990 2008857 2109547 2243800 в 2,6 раз 106,4
- обязательные платежи и разнооб-
разные сборы 83858 189893 201017 217850 259345 в 3,1 раз 119,0
- приобретение надвижимости 17858 25898 21825 28001 27182 152,2 97,1
- прирост финансовых активов 163918 60459 7688 -34921 -101735 х 2,9 раз
Анализ данных таблицы показал рост денежных доходов населения Краснодарского края в 2019 г. по сравнению с 2010 г. в 2,3 раза, при этом более всего возрос размер оплаты труда наемных работников (в 3,2 раза). А вот доходы от предпринимательской деятельности жителей края увеличились только на 67,6 %.
Если сравнивать денежные доходы, полученные населением края в 2019 г. по сравнению с 2018 г., то здесь также отмечается прирост, но довольно не высокий, всего 4,7 %.
Доходы от собственности в отчетном году составили 65914 млн. руб., что на 7,9 % больше, чем в прошлом году. Совокупная оплата труда наемных работников по краю в отчётном году составила 1010694 млн. руб., что на 6,1 % больше значения 2018 г.
Структура денежных доходов населения Краснодарского края в 2019 г. представлена на рисунке 2.
Доходы
Доходы от предпринимательс кой деятельности 10%
Другие доходы 29%
Доходы от собственности
3%
Оплата труда 42%
Социальные выплаты 16%
Рисунок 2 - Структура денежных доходов населения Краснодарского края, 2019 г.
Что касается денежных расходов и сбережений населения края, то они возросли в динамике лет в 2,1 раза. Анализ денежных расходов населения Краснодарского края показал, что наибольшая сумма денежных средств жителями направляется на покупку товаров и оплату услуг, в отчетном году размер этих расходов составил 2109547 млн. руб., что в 2,6 раз больше, чем в 2010 г. и на 6,4 % больше, чем в 2018 г.
Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в 2019 г. по сравнению с 2010 г. в 3,1 раз возросли объемы обязательных платежей граждан.
Структура денежных расходов населения Краснодарского края за этот период (год), без учета прироста финансовых, активов представлена на рисунке 3.
Обязательные РасхОдЫ платежи и
разнообразные
Рисунок 3 - Структура денежных расходов населения Краснодарского края, 2019 г
В настоящее время на территории Краснодарского края работает программа поддержки занятости населения за счет обучения работников предприятий и достижения степени удовлетворенности граждан и работодателей услугами службы занятости населения до 90 % за счет модернизации инфраструктуры занятости населения к концу 2024 г.
Источники:
1. Gerasimov V.O., Sharafutdinov R.I., Kolmakov V.V., Erzinkyan E.A., Adamenko A.A., Vasileva A.G. Control in the human capital management system in the strategy of innovative development of a region. Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. Т. 7. № 2. С. 1074-1088.
2. Klochko E., Adamenko A., Brizhak O. Human potential as a factor of dynamic and competitive development of the regional economy. Advances in Economics, Business and Management Research, volum e 83. С. 447-450.
3. Адаменко А.А. Величина минимальной заработной платы как система государственных гарантий работников / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, Т.Е. Хорольская // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-3 (75-3). -С. 109-113.
4. Богдашев И.В. Совершенствование муниципальных программ социально-экономического развития Краснодарского края / И.В. Богдашев, А.А. Адаменко, Л.И. Симоненко // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2. -С. 216-222.
5. Ткачева К.Н. «Живая» система управления будущим Краснодарского края / К.Н. Ткачева, Д.Т. Хабрачо, Н.А. Гончарова // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 75 -й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2019 год. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. - 2020. -С. 717-719.
6. Хорольская Т. Е. Распределение доходов между классами по А. Смиту / Т. Е. Хорольская // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: Материалы международной научно -практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей, г. Краснодар, 15 мая 2013 г. КубГАУ. - Краснодар, 2013. - С. 141-147.
References:
1. Gerasimov V.O., Sharafutdinov R.I., Kolmakov V.V., Erzinkyan E.A., Adamenko A.A., Vasileva A.G. Control in the human capital management system in the strategy of innovative development of a region. Entrepreneurship and Sustainability lssues. 2019.Vol. 7.No. 2.P. 1074-1088.
2. Klochko E., Adamenko A., Brizhak O. Human potential as a factor of dynamic and competitive development of the regional economy. Advances in Economics, Business and Management Research, volume 83, pp. 447-450.
3. Adamenko A.A. The value of the minimum wage as a system of state guarantees for workers. Adamenko, D.V. Petrov, T.E. Khorolskaya // Economy and Entrepreneurship. - 2016. - No. 10-3 (75-3). - S. 109-113.
4. Bogdashev I.V. Improvement of municipal programs of social and economic development of the Krasnodar Territory / I.V. Bogdashev, A.A. Adamenko, L.I. Symonenko // Economics and Entrepreneurship. - 2014. - No. 11-2. - S. 216-222.
5. Tkacheva K.N. "Live" control system for the future of Krasnodar Territory / K.N. Tkacheva, D.T. Habracho, N.A. Goncha-rova // In the collection: Scientific support of the agro-industrial complex. Collection of articles based on the materials of the 75th scientific-practical conference of students on the results of research in 2019. Resp. for the release of A.G. Koschaev. -2020. - S. 717-719.
6. Khorolskaya T. E. Distribution of income between classes according to A. Smith / T. E. Khorolskaya // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support: Materials of the international scientific -practical conference of students, graduate students, undergraduates and teachers, Krasnodar, May 15, 2013 KubSAU. - Krasnodar, 2013. -S. 141-147.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10873
Р.Р. Ахмедзянов - доцент кафедры таможенного дела, кандидат экономических наук, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, ЧОУ ВО Институт управления бизнеса и технологий, [email protected],
R. R. Akhmedzyanov - associate Professor of the Department of customs, candidate of economic Sciences, Tsiolkovskiy Kaluga State University; Institute of management business and technology;
Н.В. Белопухова - студент, Калужский государственный университет им. КЭ.Циолковского, [email protected],
N.V. Belopukhova - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky; Л.Р. Хвиць - студент, Калужский государственный университет им. КЭ.Циолковского, [email protected],
L.R. Khvil - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.
РОЛЬ ФТС РОССИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ THE ROLE OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN CONTROLLING TRADE RESTRICTIONS
Аннотация. В современной мировой обстановке признана необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Надобность в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности подтверждена практикой ведения бизнеса новых индустриальных и промышленно развитых стран. Торговая политика Российской Федерации является важным составляющим элементом экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, путём введения системы регулирования, включающей в себя нетарифные и тарифные меры. Вопросы работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности являются сегодня особенно актуальными. В статье проанализирована деятельность таможенных органов в осуществлении торговых ограничений и сформулированы направления развития в данной сфере.
Abstract. In the modern world situation, the need for state regulation of foreign economic activity is recognized. The need for state regulation of foreign economic activity is confirmed by the practice of doing business in new industrial and industrially developed countries. The trade policy of the Russian Federation is an important component of the economic policy of the Russian Federation. The purpose of the trade policy of the Russian Federation is to create favorable conditions for Russian exporters, importers, producers and consumers of goods and services by introducing a regulatory system that includes non-tariff and tariff measures. The issues of the work of the customs service in the conditions of prohibitions and restrictions on foreign trade activities are particularly relevant today. The article analyzes the activities of customs authorities in the implementation of trade restrictions and formulates the directions of development in this area.
Ключевые слова: таможенные органы, торговые ограничения, внешнеэкономическая деятельность, запреты и ограничения.
Keywords: customs authorities, trade restrictions, foreign economic activity, prohibitions and restrictions.
В современных условиях международного торгового взаимодействия и функционирования ЕАЭС эффективная внешнеэкономическая деятельность зависит от выполнения двух главных задач: обеспечение благоприятных условий для доступа производителей и экспортёров на рынки зарубежных государств, то есть обеспечение открытости мировой торговли, а также обеспечение защиты интересов производителей и экспортёров на этих рынках. Решение данных задач очень часто связано с применением торговых ограничений.
Торговые ограничения выступают как правовой механизм, устанавливающим юридическим и физическим лицам какой - либо страны, осуществляющим торговую деятельность, меньше прав, чем таким же лицам других стран. В отношении Российской Федерации торговые ограничения принимаются с советского периода по настоящее время. Характерной чертой на сегодняшний день является то, что торговые ограничения часто применяются в виде санкций. Под ними понимаются экономические мероприятия запретительного характера, используемые одним участником ВЭД, как одной страной, так и группой стран, по отношению к другому участнику ВЭД, преследуя изменение политического курса последнего.