DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11335
М.В. Вертий - к.э.н, доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
M.V. Vertiy - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Foreign Economic Activity, Kuban State Agrarian University.
НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА DIRECTIONS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE FRAMEWORK OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION
Аннотация. Главной задачей обеспечения экономической безопасности в настоящее время является повышение эффективности проводимой социально-экономической политики, в том числе в агропромышленном комплексе. Основными задачами социально -экономического развития агропромышленного комплекса региона является создание организационно-экономических условий для совершенствования размещения и специализации агропромышленного производства, обеспечивающего улучшение использования природного потенциала страны и ее регионов, ресурсосбережение, рост эффективности и устойчивости производства; сохранение и развитие с использованием механизмов государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социальной сферы сельских территорий, снижение масштабов социально -экономического неравенства между субъектами Российской Федерации; преодоление социальной дискриминации населения и товаропроизводителей в сельских территориях, обеспечивающих объем потребления, качество и сроки предоставления услуг, соответствующих параметрам устойчивого развития этих территорий. В статье проводится анализ основных направлений социально-экономического развития АПК в рамках обеспечения экономической безопасности региона.
Abstract. The main task of ensuring economic security at present is to increase the effectiveness of the socio-economic policy, including in the agro-industrial complex. The main objectives of the socio-economic development of the agro-industrial complex of the region are to create organizational and economic conditions for improving the placement and specialization of agro-industrial production, ensuring better use of the natural potential of the country and its regions, resource conservation, increasing the efficiency and sustainability of production; preservation and development using mechanisms of state support for agricultural production and the social sphere of rural territories, reducing the scale of socio-economic inequality between the subjects of the Russian Federation; overcoming social discrimination of the population and commodity producers in rural territories that ensure the volume o f consumption, quality and timing of services that meet the parameters of sustainable development of these territories. The article analyzes the main directions of socio-economic development of the agro-industrial complex within the framework of ensuring the economic security of the region.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, экономическая безопасность, регион.
Keywords: socio-economic development, agro-industrial complex, state support, economic security, region.
В современной политике российского государства все более актуальными становятся проблемы, связанные с экономической безопасностью, разрешение которых направлено на создание условий для развития социально-экономических отношений, в том числе в АПК, а также обеспечения стабильного развития всех регионов. От того, насколько результативно будут использованы специфические рычаги экономической политики, зависят инвестиционная привлекательность регионов, качество жизни населения и в целом экономическая безопасность государства [8].
Неравномерность экономического развития регионов, возросший уровень динамичности региональных экономических систем и турбулентности внешней среды, а также устойчивая тенденция к повышению уровня рисков и угроз заставляют искать новые и совершенствовать действующие механизмы и инструменты обеспечения экономической безопасности для регионов России [1].
Достижение нового качества безопасности региональных экономических систем, их устойчивое развитие, повышение уровня защищенности от внутренних и внешних угроз невозможно без значимых изменений в процессах и механизмах обеспечения экономической безопасности. Причем для устойчивого и безопасного функционирования региональной экономической системы необходима комплексная реализация механизмов обеспечения социально-экономического развития АПК и экономической безопасности региона [6].
Проблемы агропромышленного комплекса получили общественное внимание не только со стороны заинтересованных кругов, но и на более широком политическом и управленческом уровнях. Причинами пристального исследования воспроизводственных процессов АПК явились определенная экономическая, финансовая и политическая стабилизация Российской Федерации. Экспорт углеводородов и наполняемость отечественного бюджета позволили пересмотреть управленческие подходы, предусмотреть разработку мероприятий по формированию реальных механизмов комплексного взаимодействия, перераспределить часть нацио-
нального благосостояния в пользу сельскохозяйственного производства [5].
Так в 2006 году, с целью эффективного развития агропромышленного комплекса, был принят Закон «О развитии сельского хозяйства», в котором сформулированы двенадцать основных направлений государственной поддержки аграрной деятельности и устойчивого развития сельских территорий (рисунок 1).
Рисунок 1 - Направления государственной поддержки развития АПК Российской Федерации
Регулирование социально-экономического развития АПК Краснодарского края - это совместная деятельность органов центральной власти, региональных структур, различных центров поддержки и консультирования, эффективное взаимодействие которых позволяет повысить эффективность развития агропромышленного комплекса и социальной сферы сельских территорий, благосостояния населения региона [3] (рисунок 2).
Рисунок 2 - Регулирование социально-экономического развития АПК Краснодарского края [3]
На территории Краснодарского края продолжает свое действие государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Объем финансирования программы за счет средств федерального и краевого бюджетов за 2019-2023 гг. запланирован в размере более 13,3 млрд руб. [4] (рисунок 3).
10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 О
2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
■ Средства краевого бюджета ■ Средства федерального бюджета ■ Всего
Рисунок 3 - Динамика расходов на развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края, млн руб.
В структуре расходов на поддержку АПК Краснодарского края на 2021 г. преобладает развитие отраслей АПК - 63 % [7] (рисунок 4).
8100,0 8200,0 7446,6
6696,3 6696,3
4000 4000
3878,2 3410,7 3410,7
4100 4200
3568.4 3285,6 3285,6
Рисунок 4 - Структура расходов на поддержку АПК Краснодарского края на 2021 г., %
В 2021 г. планируется направить на поддержку агропромышленного комплекса края более 7,4 млрд рублей, из них почти половина - региональные средства. В 2021 г. аграрии впервые смогут получить субсидии на возмещение части затрат на производство зерновых и зернобобовых культур, включая рис. На эти цели в текущем году предусмотрено более 200 млн руб.
Кроме того, для стабилизации цен на хлебобулочные изделия производителям муки возместят часть затрат на закупку пшеницы. А организациям хлебопекарной промышленности частично компенсируют расходы на реализацию продукции. На эти меры поддержки планируется направить в общей сумме более 220 млн руб.
Субсидии малым фермерам на производство молока в Краснодарском крае увеличат в два раза. В два раза планируем увеличить субсидию - с 1,5 руб. на литр молока до 3 руб. Также в краевом бюджете предполагается заложить около 120 млн руб., в дальнейшем сумма может быть увеличена.
Мероприятия ГП КК «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2021 г. включают развитие отраслей АПК, стимулирование инвестиционной деятельности АПК, комплексное развитие сельских территорий и другие (рисунок 5).
Механизм обеспечения экономической безопасности региональной системы представляет собой упорядоченную совокупность инструментов, институциональных установок и условий, направленных на предотвращение появления новых и снижение уровня существующих рисков и угроз, а также на обеспечение достижения стратегических целей развития региональной экономической системы [2].
К элементам механизма обеспечения экономической безопасности региона следует отнести систему организационно-программных документов, формирующих региональную стратегию (программу) обеспечения экономической безопасности; организационно-управленческие структуры, отвечающие за экономическую безопасность; методы управления безопасностью региональной экономической системы в рамках АПК,
а также инструментарий, включающий способы, рычаги, инструменты процессов достижения поставленных целей в том числе социально-экономического развития АПК в области экономической безопасности [9].
МЕРОПРИЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ» НА 2021 г.
Развитие отраслей АПК -4 666,6 млн руб.. в т. ч. ФБ - 2 845,6 млн руб.
❖ Стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК н развитие малых форм хозяйствования - I 965.6 млн руб.. в т. ч. ФБ - 1 493.В млн руб.
❖Поддержка отдельных подотраслей растешгЕодлва и животноводства -1 В68.7 млн руб. в т. ч ФБ - 1 351.В млнруб.
❖Развитие малых форы хозяйствования в АПК -4 65.3 млн руб.
❖ Пр о Е5д»кие пр отивогр адовых мгропрпятш -173.0 млн руб.
❖Поддержка племенного животноводства молочно-мясного направления КРС - 148.4 млн руб.
❖ Сохранение н поддержанпа почвенного плодородна земель сельхозназначения, семеноводства - 31.5 шн руб.
❖Прочие еиды поддфжки с^ъектов АПК - 13.В мпирзч.
Планируемый результат: гранте® 9 КФХ. осу; проекты создания и рахптпн сюш; хозяйств: 4 КФХ — ш развитие семейных животноводческих ферм
^ р3'ТГГТТГД \гттс-ртп"ТТ-ЛГУТСТ.ПТТТО"П АДТ-1 ? Н.4Ч11П7Щ 11 пГ-Г
спк
► приобретшие 1.3 тыс. голов плглавного молоддаы сх
►уЕвличете производства малыми формзмп хозяйствования с учетом полеченных ерадлв государд вянюн поддержки: скота и птицы на убой - на 0.2В тыс тонн; молока- на 0.44 тыс. тонн; окжш- ш 3.1В тьк. тони
► 1 .г Тр 1 У,-|ГЗ Т7ГГ Э Т ТГУ ДГ.ТГч 7 'ТГУ'УУУЭТгет) ТТТТУГГП Ж — 172.05 тыс. условных га
►плошэдь заклалкп многоляипхнкзждшш—1.5 тыс га
Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК - 166,3 шн руб.., в т.ч. ФБ -135,8 млн руб.
❖ Возмещение части затрат на уплату процентов по н н кд^тн I ¡илптп-.~\г кредитам (займам) в АПК
Планируемый результат: ►объем субсидируемых нивестиционных вредитов - 4.1 млрд руб.
Комплексное развитие сельских территорий - 714,5 млнруб.., в т.ч. ФБ - 509.5 млно\"б.
Организаппя благоустройства 3 территории
Обустройство 1 плошадкн под компактною жилишную застройву
Строительство (приобретет?) 517 м2 жилья д ля граждан, проживающих на сельских территориях
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации -1233 млнруб.
V Гранты 36 крестьянским (фермерским)
хозяйствам на реализацию «Агр о стар тала:» •I* Оказание информационного обеспечения сельскохозяйственной кооперации
Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае- 3 21,5 млн руб., в т. ч. ФБ - 268,8 млн руб.
❖Реализация мероприятий в области мелиорации земель сельскохозя&лвшнэго назначения V Су осилил сельскохозяктввньа!
товаропроизводителям на возмешэкк чэсш затрат на проведение работ ю известкованию посевных штошадеп
Планируемый результат:
► ВВОД Е ЖЛТТ.гатаЦИЮ **Р-пплрпр,-дЗЭ£ЛЬ-за счет реалшашп гпдромглшрашиьк мероприятий - 7.9 тыс. га
► увеашч^и п-длот.тпорош-п н^до 6.' _ ты. га
Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Краснодарском крае и развитие государственной ветеринарной службы Краснодарского края -936,2 млнруб.
❖Обеспечение деятельности дешртамшга ветеринарии Краснодарского края и подведомственных ему 54 госучреждений ❖Обучение 40 ветеринарных специалистов ❖Отлов н содержание 21.7 гас. безнадзорных
5 тони препаратов для
мероприятии, е т. нее л ед о вании
□комплекса Краснодарского края -15,5 шн руб.
❖ Субсидии юридическим лицам и
тттт. I н кттлуапмткш пр д. 11111 н м н а га тол их г на
возмещение части затрат: на производство товарной рыбы; на производство товарно-тгтгт евоп рыЬшппрод}кцпи; на до бычу (аиов) водных биоресурсов;, на производство рыбопосадочного материала
Планируемый резу льтат:
► у Еелнчшне производства товарной рьвыдо 19:0 тыс. тонн
материала до 2.5 тьк. топи
► увеличение добычи (вылова) мелкоавдэме видов водных биоресурсов до 10.0 тыс. тони
► увеличение выписка рыбы, продуктов рьЕньзе перераоотзнныхи консервированных, до 14.1 тьс.
Прочие расходы - 502,7 шн руб., в т.ч. ФБ - 0,1 млнруб.
❖ ОсушестЕшнпе руководства и упрзЕлетн б сфгрг установленных функции
❖ Обеспечшиг деятелшосга государстветньгх учреждений
у Г',-1 г. дртл дд"тг„~1т"пТ7ПД системы гшформацпэнного обеспечения в сфере АПК
проведение конкурсов мастерства среда раоотнттюв АПК е материальным стимулирошшрм победителей и прочее
Рисунок 5 - Мероприятия ГП КК «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2021 г. [7]
Механизмы социально-экономического развития АПК в рамках обеспечения экономической безопасности, используемые в Краснодарском крае, приведены на рисунке 6.
Действие нормативно-правового механизма направлено на создание и коррекцию нормативно-правовой базы региона в соответствии со стратегическими приоритетами его развития в целях обеспечения экономической безопасности. С помощью этого механизма закрепляются в качестве нормы процессы и функции, реализуемые через все остальные механизмы системы управления региональной социально-экономической системой АПК [10].
Рисунок 6 - Механизмы социально-экономического развития АПК в рамках обеспечения экономической безопасности региона [10]
Организационно-распорядительный механизм связан с ежедневной работой администрации региона, непосредственной реализацией ее функций, как текущих, так и стратегических, направленных на достижение главной цели - повышение уровня экономической безопасности региона и качества жизни проживающего населения (рисунок 7).
1. Постанов ление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октяЗря 2 S15 г. № (■:О5 угЕерждении государственвой программы Краснодарского края «Развитие сельсып? хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции. сырья и продоволь сгвия»
2. Постановление главы администрации (пЧ?ернатора) Краснодарского края от апреля 221Й г. № 211 «05 утверждении порядка распределения и предоставления субсидий бкщжетм муниципальных о5разований Краснодарского края на оофинансирование расходных о5язательяв по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местностю:-
3. Постановление главы администрации (губернатора^) Краснодарского края dt 25 октмря 2212 г. № 1235 «05 утверждении порядков предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на развитие материально-технической 5азы сельскохозяйственных потребительских кооператив ов в рамках мероприятия «Содействие развитию агропрамышленни? комплекса (с учетом достижения целевых показателей)»
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 октября 2212 г. № 12 й 2 «05 утверждении порядка предоставления грантов крестьянски?.: (фермерским) хозяйства?.: на поддержку7 одного начинающего фермера для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений, для ведения иных видов деятельности в о5ласти производства сельскохозяйственной продукции в рамках »мероприятия «Содействие развитии; агропромышленного комплекса (о учетом достижения пелевых показателей}»
5. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2014 г. № 2^3 «05 утверждении порядков предоставления с\"5сидий на условиях софинансирования из федерального и краевого 5к>джетов на осуществление государственной поддержки сель скохозяйств енного против одств а»;
5. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 2 ав густа 201S г. № 533 «Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим сельскохозяйственны».: потребительски?.: кооператива?.: на развитие материально-технической 5азы. осуществляющим ев ок деятельность не 5олее 12 ?.:есяпев с даты регистрацию;
7.Приказ Министерства сельского хозяйства и перера5атывающей промышленности Краснодарского крал от 13 июля 2213 г. № 2-5 «05 утверждении Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на реализации; мероприятий в о5ласти мелиорации земель сельскохозяйственного насначения в рамках регионального проекта Краснодарского края «Экспорт продукции агропромышленного
3.Приказ министерства сельского хозяйства и перера5атывакщей промышленности Краснодарского края от 13 апреля 2013 г. № 109 «Об уте ерждении П орядка предоставления з а счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части процентной ставки по инв е стипионным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе»
3.Приказ министерства сельского хозяйства и перера5атывающей промышленности Краснодарского края от 12 дека5ря 2213 г. № ^87 «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета су~5сидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию о5ъектов агропромышленного комплекса»
12. Приказ Министерства сельского хозяйства и перера5атывающей промышленности Краснодарского крал от 13 нол 5ря 2 213 г. № й « О 5 уте ерждении П орл дка предоставления з а счет средств краевого 5юд:+:ета субсидии субъектам агрстромышленного комплекса на возмещенж части затрат на уплату процентов по краткосрочны?.: кредитам (займам), полученным на производство сухарей, печенья и прочих сварных хлебобулочных изделий, шоколада, произв одств о сахаристых и мучных кондитерских изделию; и др.
К инструментам финансового механизма относятся формирование регионального бюджета с учетом стратегических и приоритетных тактических задач, организация процессов финансирования мероприятий по обеспечению экономической безопасности в рамках общей стратегии развития территории, инвестиционная деятельность, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, инновационной деятельности и др. Специалисты считают, что риски экономической безопасности - это прежде всего вопрос инвестиционный [11].
Организационно-распорядительный механизм социально-экономического развития АПК
ИНСТРУМЕНТЫ
комплекса*
Рисунок 7 - Организационно-распорядительные механизмы и инструменты социально-экономического развития АПК
Механизм социального партнерства предполагает организацию регулярного взаимодействия администрации региона, думы с активными группами населения в целях привлечения местного сообщества к решению вопросов обеспечения экономической безопасности на территории проживания (рисунок 8).
Финансовые инструменты развитая АПК
Льготный лизинг Льготное кредитование
Су бен дни юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
Грантовая поддержка начинаюшнх фермеров в семенных животноводческих
ферм
Возмещение сельхозтоваропроизводителям часта расходов в а мелиоративные мероприятия
Стимулирование увеличения производства отдельных еидое масличных культур
Компенсация часта прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК
Компенсация часта затрат на сертификацию продукции АПК Компенсация часта затрат на создание и (или) модернизацию обьектоЕ по переработке сельскохозяйственной продукции
Определение функциональных характеристик (потребительских свойств) и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования Компенсация часта затрат на транспортировку продукции АПК Меры поддержки субъектов МСП в сфере переработки сельскохозяйственной продукции
Предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований
Социальные инструменты развития АПК
> Создание ноеых раоочих мест в организациях АПК
> Предоставления льготной ипотеки е сельской местности
> Реализация региональной программы «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Краснодарского края на 2018 -2022 годы»
Совершенствование образовательных программ аграрных учебных заведений в крае и стране
Рисунок 8 - Финансовые и социальные механизмы и инструменты социально-экономического развития АПК
Главной задачей информационного механизма является формирование в регионе коммуникационного пространства, в котором организуются информационные потоки, необходимые для своевременного выявления и предотвращения новых, снижения уровня существующих рисков и угроз, а также для обеспечения достижения стратегических целей развития регионов (рисунок 9).
Информационный механизм направлен на обеспечение процессов управления экономической безопасностью необходимой информацией, на упорядочивание документооборота, организацию контактов и информационного взаимодействия с внешней средой в интересах обеспечения экономической безопасности региона. Этим механизмом также организуется прямая и обратная связь с населением, бизнесом, общественностью в целях своевременного обмена информацией, учета мнений относительно деятельности региональной администрации по обеспечению экономической безопасностью.
Промышленные инструменты развития АПК
V (
> Развитие малого и среднего предпринимательства
> Укрепление межрегионального сотрудничества предприятий АПК Краснодарского края с крупными поставщиками высокотехнологичной и импортозамещающей продукции.
> Поддер»:ка импортозамещающих и экспортно ориентированных производств АПК края с привлечением представителей бизнеса.
> Применение инновационных технологий в АПК Краснодарского края
Информационные инструменты развития АПК
> Официальный сайг Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Краснодарского края
> Официальный сайг Министерства экономики Краснодарского края
> Официальный сайг Кубанского сельскохозяйственного информационно-консультационного центра
> ИнвестиционныйпорталКраснодарскогокрая
> Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат)
> Официальный портал МСП на Кубани
Инфраструктурные инструменты развития АПК
> Развитие коммунальной и спортивной инфр а структуры, бл агоу сгр ойствозеленых зон сельских территорий в Краснодарском крае.
> Развитие автодорожной, железнодорожной, аэровокзальной. морской портовой инфраструктуры.
> Развитие инфраструктуры Унитарной некоммерческой организации Фонд развития бизнеса Краснодарского края:
I цифровая поддер:кка бизнеса — Автоматизированная информационная система:
I инжиниринговый центр: I центр подд ер:кки пр едприниматель ства:
I центр координации поддер:кки экспорта Краснодарского края: I инновационный центр:
I центр с опр обожд енил инве стиционных пр о екгов: I промышленные парки.
> Союз «Торгово-промышленная палата Краснодарского крал».
> Комитет по развитию агропромышленного комплекса и продовольствию.
> Формирование инновационной инфр а структуры и внедрение новых российских
Рисунок 9 - Промышленные, информационные и инфраструктурные механизмы и инструменты социально-экономического развития АПК
Следует отметить, что создание условий для повышения уровня экономической безопасности является главной задачей органов регионального управления, которая может быть решена только системным применением комплекса взаимосвязанных управленческих механизмов, заложенных в стратегии повышения уровня экономической безопасности.
Источники:
1. Белова Л. А., Вертий М. В. Механизмы и инструменты государственного регулирования сельского хозяйства в Краснодарском крае // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-1 (89). - С. 213-221.
2. Белова Л. А., Вертий М. В. Условия обеспечения экономической безопасности региона / Современное состояние и перспективы обеспечения экономической безопасности России. // Материалы III Национальной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. - С. 10-15.
3. Белова Л. А., Вертий М. В., Бондарев А. В. Социально-экономическое развитие сельского хозяйства как условие обеспечения экономической безопасности региона // Экономическая безопасность России: современное состояние и перспективы обеспечения / Материалы национальной научно-практической конференции. - 2019. - С. 37-44.
4. Вертий М. В., Лоза Ю. В. Роль государства в развитии АПК России / Теория и практика современной аграрной науки. // Сборник III национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. - 2020. - С. 100-104.
5. Красильникова Л. Е. Управление аграрным производством в государствах с полисистемным территориально-экономическим устройством / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - № 3. -С. 36-42.
6. Назаренко А. С., Скоморощенко А. А. Сущность социально-экономической безопасности регионов и ее связь с национальной безопасностью страны / Молодежь и наука - 2019. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции проводимой в рамках Всероссийского конкурса для молодых исследователей «Лучшая молодежная научная статья 2019 года». под общей редакцией Е.А. Янпольской. - 2019. - С. 189-193.
7. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Режим доступа: https://msh.krasnodar.ru.
8. Пидоря И. А., Соколова А. П. Экономическая безопасность в России / Актуальные аспекты институциональной экономики: эволюция взглядов и геополитические вызовы. // Материалы III международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 301-308.
9. Скоморощенко А. А. Результативность приоритетных направлений государственной поддержки регионального АПК // Вестник СевКавГТИ. - 2017. - № 4 (31). - С. 87-90.
10. Толочко А. В. Механизмы и инструменты экономической безопасности и их использование в развитии региона / Инновационное развитие экономики. - 2019. - № 5(53), ч. 3. - С. 169-175.
11. Тюпаков К. Э. Совершенствование инвестиционной политики в АПК как условие обеспечения экономической безопасности государства / К. Э. Тюпаков, Л. А. Белова, М. В. Вертий, В. С. Курносов // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2019. - № 11 (56). - С. 104-112.
12. Адаменко А.А. Совершенствование управления аграрным бизнесом в Краснодарском крае / А.А. Адаменко // В книге: Институциональные преобразования АПК России в условиях глобальных вызовов. Сборник тезисов по материалам II Международной конференции. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев, 2018. - С. 107.
13. Адаменко А.А. Экономическая безопасность Российской Федерации / А.А. Адаменко, В.С. Науменко, Т.Э. Богданова // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 622-627.
14. Власова Н.С. Анализ и перспективы развития агропромышленного комплекса Краснодарского края / Н.С. Власова, Т.Е. Хорольская // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 5 (40). - С. 104-109.
15. Говдя В. В. Государственная политика кластерной формы организации взаимодействия аграрных формирований / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева, С. А. Шулепина // Политический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. - № 112. - С. 1353-1369.
References:
1. Belova L. A., M. V. Verti Mechanisms and instruments of state regulation of agriculture in Krasnodar Krai // Economics and entrepreneurship. - 2017. - № 12-1 (89). - P. 213-221.
2. Belova L. A., M. V. Verti terms of ensuring the economic security of the region / the current state and prospects of economic security of Russia. // Materials of the III National Scientific and Practical Conference. Krasnodar, 2021 - - p. 10-15.
3. Belova L. A., Vertiy M. V., Bondarev A.V. Socio-economic development of agriculture as a condition for ensuring economic security of the region // Economic security of Russia: the current state and prospects of providing / Materials of the national scientific and practical conference. - 2019. - pp. 37-44.
4. Vertiy M. V., Loza Yu. V. The role of the state in the development of the agro-industrial complex of Russia / Theory and practice of modern agrarian science. // Collection of the III national (All-Russian) scientific conference with international participation. - 2020. - p. 100-104.
5. Krasilnikova L. E. Management of agricultural production in states with a polysystem territorial and economic structure / Economics of agricultural and processing enterprises. - 2019. - No. 3. - pp. 36-42.
6. Nazarenko A. S., Skomoroshchenko A. A. The essence of socio-economic security of regions and its connection with the national security of the country / Youth and science-2019. / / Materials of the I All-Russian scientific and practical conference held within the framework of the All-Russian competition for young researchers "The best youth scientific article of 2019". under the general editorship of E. A. Yanpolskaya. - 2019. - p. 189-193.
7. Official website of the Ministry of Agriculture and Processing Industry of the Krasnodar Territory Access mode: https://msh.krasnodar.ru.
8. Pidorya I. A., Sokolova A. P. Economic security in Russia / Actual aspects of institutional economics: the evolution of views and geopolitical challenges. // Proceedings of the III international scientific-practical conference. - 2019. - P. 301-308.
9. Skomoroschenko A. the Performance of the priority directions of the state support of regional agriculture // Vestnik Sev-kavgtu. - 2017. - № 4 (31). - S. 87-90.
10. Shcheglov, A. V. Mechanisms and tools of economic security and their use in the development of the region / Innovative development of the economy. - 2019. - № 5(53), part 3 - pp. 169-175.
11. Tyupakov K. E. Improvement of investment policy in the agro-industrial complex as a condition for ensuring the economic security of the state / K. E. Tyupakov, L. A. Belova, M. V. Vertiy, V. S. Kurnosov // Economics, labor, management in agriculture. - 2019. - № 11 (56). - Pp. 104-112.
12. Adamenko A.A. Improvement of agrarian business management in the Krasnodar Territory / A.A. Adamenko // In the book: Institutional transformations of the agro-industrial complex of Russia in the context of global challenges. Collection of abstracts based on the materials of the II International conference. Resp. for the release of A.G. Koschaev, 2018 .-- P. 107.
13. Adamenko A.A. Economic security of the Russian Federation / A.A. Adamenko, V.S. Naumenko, T.E. Bogdanova // In the collection: Information support for effective management of the activities of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016 .- S. 622-627.
14. Vlasova N.S. Analysis and prospects for the development of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory / N.S. Vlasova, T.E. Khorolskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 5 (40). - S. 104-109.
15. Govdya V. V. State policy of the cluster form of organizing the interaction of agrarian formations / V. V. Govdya, Zh. V. Degaltseva, S. A. Shulepina // Political network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. - No. 112. - S. 1353-1369.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11336
Н.Х. Ворокова - к.п.н., доцент кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
N.Kh. Vorokova - candidate of pedagogical sciences, Associate Professor at the Department of Statistics and Applied Mathematics, Kuban state agrarian University;
А.Е. Сенникова - к.э.н., доцент кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
А.Е. Sennikova - PhD in Economics, Associate Professor at the Department of Statistics and Applied Mathematics, Kuban state agrarian University.
АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ANALYSIS AND USE OF ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELS IN MANAGEMENT ACTIVITIES
Аннотация. Применение маркетинговой стратегии в аграрном секторе в современных условиях формирует инструмент повышения эффективного хозяйствования. Применение математического моделирования, как инструмента анализа управленческих решений в практической маркетинговой деятельности, предполагает построение некоторого аналога, способного заменить реальную систему и дать о ней новую информацию о субъекте, объекте и самой управляемой системе, а применяемая математическая модель представляет собой описание исследуемого экономического процесса или объекта. В представленной статье обоснована актуальность применения методов принятия решений на основе экономико -математического моделирования, кроме того обоснованно применение экономико-математических методов, которое позволяет значительно повысить качество стратегического, тактического и текущего планирования в аграрном секторе, получить дополнительный эффект без вовлечения в процесс дополнительных ресурсов.
Abstract. The use of a marketing strategy in the agricultural sector in modern conditions forms a tool for increasing effective management. The use of mathematical modeling as a tool for analyzing managerial decisions in practical marketing activities involves the construction of some analogue that can replace the real system and give new information about it about the subject, object and the controlled system itself, and the applied mathematical model is a description of the economic process or object under study. In the presented article, the relevance of the application of decision-making methods based on economic and mathematical modeling is substantiated, in addition, the use of economic and mathematical methods is justified, which can significantly improve the quality of strategic, tactical and current planning in the agricultural sector, get an additional effect without involving additional resources in the process.
Ключевые слова: моделирование, оптимизация, организация, стратегия, себестоимость, планирование, производство, продажа.
Keywords: modeling, optimization, organization, strategy, cost, planning, production, sales.
С переходом к рынку резко возрастает роль математического моделирования на уровне хозяйствующих субъектов. Это обусловлено повышением самостоятельности организаций в принятии решений по производству ассортимента и объема продукции, увеличением многовариантности развития производства, расширением возможности проведения гибкой ценовой политики.
Значительная часть моделей оптимизации сельскохозяйственного производства предназначена в основном для решения задач рационального использования ограниченных ресурсов. Поэтому, изучая их с прикладной точки зрения, нужно рассматривать аспекты маркетинговой деятельности, имеющие отношение только к стратегии, как преимущество по издержкам. В этом случае хозяйствующий субъект ориентируется на широкий рынок и производство товаров в большом количестве. Хозяйство сталкивается с проблемой изучения зависимости объема производства от затрачиваемых средств. С этим связан выбор ценовой стратегии, чтобы иметь высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами. Однако в общей схеме планирования структуры производства необходимо учесть и другие факторы, которые не связаны с издержками организации. В связи с этим некоторые экономические показатели обосновываются без инструментов моделирования. В дальнейшем они вводятся в модель в виде постоянных параметров с целью увязки их со стратегией, направленной на затраты в планировании продукции.
В процессе планирования продукции на первое место ставится разработка программы по оценке удачных и неудачных видов продукции. Для этого необходимо осуществить оптимальный выбор целевого рынка и на этой основе выполнить краткосрочный и долгосрочный прогноз сбыта своей продукции. В результате организация определяет свой ассортимент продукции, верхний и нижний пределы объемов производства. В отличие от промышленных и других отраслей в сельском хозяйстве некоторые функции маркетинга имеют свою специ-