УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Ю. В. Кошечкин, старший научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
С.Н. Барабанова, научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
УДК 658.386.3
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Аннотация. Обучение нужно проводить потому, что оно позволяет снизить производственный травматизм, повысить безопасность ведения работ. Эти требования введены именно с целью снижения профессиональных рисков, они являются вторичными к требованиям жизни. Мы обязаны обучать, ибо этого требует жизнь - недаром русская народная пословица гласит «За одного ученого двух неученых дают».
Ключевые слова: охрана труда, результаты обучения, правильная оценка производственной обстановки, анализ несчастных случаев, верные действия, организация работ.
Abstract. Training need to spend because it allows you to reduce occupational injuries, improve the safety of conducting works. These requirements are introduced with the aim of reducing occupational risks, they are secondary to the demands of life. We need to educate, because it requires life - not without reason the Russian proverb says "one scientist give two unlearned"
Key words: labor protection, results of training, correct assessment of a production situation, analysis of accidents, right actions, organization of works.
Основой всего человеческого существования является трудовая деятельность, однако сохранение жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе производства происходит не само по себе, а требует знания охраны труда и умения работать с соблюдением правил безопасности. Эти правила «написаны кровью», в них сконцентрирован опыт предыдущих поколений, сформулированы меры профилактики профессиональных рисков. Важным является и то, что изучая прошлый опыт других, работники получают возможность защитить себя в будущем.
Основная цель обучения по охране труда - предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Но чтобы знать чему мы должны обучать, нужно знать своего «противника».
Многочисленные исследования причин производственного травматизма (и аварийности), а также острых профессиональных заболеваний позволили разделить все многообразие этих неблагоприятных событий на три основных группы.
Первая группа причин связанна с неправильными действиями непосредственного исполнителя того или иного трудового процесса - отдельного работника.
Это значит, что мы должны учить работников (особенно рабочих профессии) правильно (безопасно) работать, правильно (верно) оценивать производственную обстановку и течение трудового процесса, правильно (в соответствии с ситуацией) действовать.
Вторая группа причин связанна с неправильной организацией работ (то есть неправильными действиями совокупного исполнителя - работников работодателя)
Это значит, что мы должны учить работников (особенно непосредственных руководителей работ) правильно организовать работы, особенно повышенной опасности или на опасных производственных объектах, верно оценивать ситуацию, особенно при отклонении от обычной (привычной, нормальной, штатной), правильно (в соответствии с ситуацией) действовать.
Третья группа причин связана с неисправностями и отказами оборудования или неустойчивым протеканием технологического процесса.
Это значит, что мы должны учить работников (особенно технологов, руководителей производства, специалистов) правильно эксплуатировать оборудование, вовремя диагностировать возможность его поломки, уметь оценивать производственные и профессиональные риски, знать меры по их ограничению и уменьшению.
Основными причинами хронических профессиональных заболеваний являются неблагоприятные условия труда, чем бы они не были вызваны, технической невозможностью и/или экономической нецелесообразностью осуществления другого технологического процесса, неиспользование работником (и
работодателем) средств индивидуальной защиты и других мер безопасности (например, защиты временем, периодических медосмотров и т.п.)
В конечном итоге основным виновником того или иного неблагоприятного происшествия оказывается человек (как правило, чей-то работник) поскольку именно он «что-то не сделал» или «сделал не так, как нужно». Подчеркнем, что строго говоря, чисто технических причин просто не бывает, либо все они лишь промежуточные этапы между теми или иными неправильными действиями тех или иных работников и последствиями этих действий.
Кроме того, нельзя забывать, что безопасный труд предполагает физическую и психологическую готовность работника работать «по правилам» и выполнять свои функции в соответствии с требованиями охраны труда, располагая достаточным уровнем профессиональной грамотности и осознанной мотивации.
Мировая статистика неумолимо показывает, что подавляющую долю (до 80 %) основных причин производственного травматизма и аварийности составляет «человеческий фактор».
Поскольку полностью устранить опасности посредством технических и организационных мероприятий принципиально невозможно, то безопасность работника зачастую определяется только его поведением. Предотвращение личностных (психологических и психофизиологических) причин травмирования связанно с подбором кадров, а также с постоянным обучением, инструктированием и воспитанием работника, стимулирующими его безопасное поведение.
Анализ несчастных случаев показывает необходимость различать 2 типа типичных ошибок работников, приводящих к травмированию.
Во-первых, это «технические» ошибки типа случайных промахов или неумышленных действий, которые чаще всего встречаются в неоднократно повторяющихся (привычных, стандартных) производственных ситуациях и «случайно» возникают (например, из-за потери внимания) при многократно отработанных или автоматических по природе действиях.
Во-вторых, это «интеллектуальные» ошибки типа неправильных действий, которые чаще всего встречаются в нестандартных (привычных, неординарных) ситуациях, например, при ремонтных или наладочных работах.
Данные статистики говорят о том, что «интеллектуальные» ошибки связаны, в основном, с недостаточными знаниями работника, когда он либо неправильно оценивает (с позиции безопасности) производственную ситуацию, либо неправильно для данной ситуации применяет известное ему правило безопасности, либо плохо знает или совсем не знает необходимые для обеспечения своей реальной безопасности правила. Более того, нередко оказывается, что действующие правила (инструкции) (разработанные конкретными людьми) по каким-то причинам не предусмотрели какую-то конкретную (впервые вдруг сложившеюся) опасную ситуацию, и работник оказывается в заблуждении «ложной безопасности» со всеми вытекающими последствиями.
Если «технические» ошибки требуют доведенного до автоматизма «умения» работника работать безопасно, то «интеллектуальные» ошибки требуют определенной теоретической подготовки работника и умения пользоваться «знаниями требований охраны труда» для выбора правильного поведения в нестандартных условиях. Такие условия особенно характеры для «переменной» рабочей зоны, когда, с одной стороны, все трудовые операции кажутся одинаковыми, а с другой стороны, они протекают в различной производственной среде. Именно здесь, из-за недостаточно хорошего обучения (правильнее сказать - усвоение изученного) работник начинает совершать «интеллектуальные» ошибки - растет травматизм. Недаром травматизму подвержены в большей степени либо молодые работники, не имеющие достаточного опыта, и пожилые работники, имеющие опыт, но уже начавшие терять сноровку, умение делать быстро. К сожалению, зачастую им не хватает именно «долей секунды», чтобы в случайно сложившейся неблагоприятной обстановке избежать травмирования.
Чтобы работники имели необходимые представления обо всех видах риска, потенциальных опасностях и опасных элементов оборудования, которые присутствуют на рабочем месте, и могли знать, когда они подвергаются той или иной опасности и каковы могут быть последствия их действий, требуются соответствующее образование, подготовка (обучение и тренировка) и опыт работы.
Мировой и российский опыт свидетельствуют, что обучение работников безопасным приемам труда, требованиям охраны труда, оказанию первой помощи пострадавших является важнейшей профилактической мерой превентивного предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Практика показывает, что для реализации настоящего обучения нужно на первое место ставить цели и задачи обучения, его содержание, его обусловленность характером трудовой деятельности, выполняемой трудовой функцией.
При этом не следует забывать, что работник рабочих профессий должен знать требования охраны труда и безопасного ведения работ в пределах своих трудовых функций, т.е. в пределах инструкций по охране труда или по выполнению работ.
Работник, занимающий должность руководителя или специалиста должен знать требования охраны труда и безопасного ведения работ тоже в пределах своей трудовой функции, но уже в пределах своих должностных обязанностей. Эти обязанности, как правило, предполагают организацию работ, а, значит, требуют, гораздо более широкого круга знаний, в том числе по охране труда, чем содержание инструкции по охране труда или по выполнению работ. Разработка инструкций является одной из обязанностей руководителя.
Реальные действия организаторов обучения и на производстве, и в учебных центрах работодателя, и в сторонних для работодателя обучающих организациях, требуют от организаторов обучения правильных действий, эффективных результатов обучения. Это является залогом снижения производственного травматизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трудовой кодекс Рос. Федерации от 30.13.2001 № 197-ФЗ.
2. О специальной оценке условий труда: Федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ http ://www. rg.ru/2013/12/30/ocenka-dok. html.
3. Российская газета, 30 декабря 2013 № 6271.
4. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда, от 15.11.1990.
5. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда работников организаций : постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.