Научная статья на тему 'Основа обучения в области техносферной безопасности лежит в ее качестве'

Основа обучения в области техносферной безопасности лежит в ее качестве Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
388
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОБСТАНОВКИ / АНАЛИЗ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кошечкин Ю. В., Барабанова С. Н.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02 июня 2016 г. № 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 марта 2017 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основа обучения в области техносферной безопасности лежит в ее качестве»

УДК 658.386.3

ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕЖИТ В ЕЕ КАЧЕСТВЕ

Ю.В. Кошечкин, старший научный сотрудник отдела инноваций и научно-образовательных проблем ВНИИ соцразвития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]

С.Н. Барабанова, научный сотрудник отдела инноваций и научно-образовательных проблем ВНИИ соцразвития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]

Аннотация. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02 июня 2016 г. № 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 марта 2017 года.

Ключевые слова: охрана труда, результаты обучения, правильная оценка производственной обстановки, анализ несчастных случаев, техносферная безопасность, организация обучения.

Abstract. By order of the Federal Agency on technical regulation and Metrology on 02 July, 2016 No. 600-St interstate standard GOST 12.0.004-2015 promulgated as the national standard of the Russian Federation from 01 March 2017.

Key words: labour safety, learning outcomes, the correct evaluation of the production environment, the analysis of accidents, technosphere safety, the organization of training.

Проблема обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников агропромышленного производства относится к числу наиболее сложных системных проблем. Агропромышленное производство предполагает совместное функционирование биологического звена - человека и технического средства производства - машины, осуществляемое в определенных условиях производственной среды, которая формируется природными процессами, а отчасти является продуктом производственной деятельности человека (состояние средств производства, полей, дорог, мостов, помещений и т. д.) отличительной особенностью агропромышленного производства является то, что технологические процессы выполняются в условиях постоянно меняющихся параметров «человек-машина-среда» (ЧМС), что для большинства промышленных производств считается серьезным технологическим нарушением. Возникшее расслогласование между отдельными элементами системы ЧСМ и резко возрастающее при этом число технических и технологических отказов, вынужден компенсировать дополнительными тратами человек (работник), что неизбежно приводит к повышенному уровню риска травмирования.

Технологические процессы в агропромышленном производстве имеют высокий потенциальный уровень опасностей, которые при определенных состояниях элементов системы ЧМС приводят к отказам в виде травм и заболеваемости работников.

В различных регионах страны с характерной специализацией агропромышленного производства сохраняются существенные различия по уровню механизации, техническом состоянии и эксплуатации производственных объектов, машин и оборудования, в организации и режиме труда и отдыха работающих, санитарно-бытовом и медицинском обслуживании. Тем не менее, можно выделить наиболее характерные неблагоприятные факторы работников массовых профессий организаций АПК, которые оказывают влияние на формирование структуры и уровня заболеваемости.

Производство и переработка сельскохозяйственной продукции складывается из ряда последовательно выполняемых процессов и операций. Применительно к основным процессам агропромышленного производства выявлены следующие неблагоприятные производственные факторы: охлаждающий и нагревающий микроклимат, солнечная радиация, значительная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, повышенные уровни шума и вибрации, тяжелый ручной труд, вынужденная рабочая поза.

Анализ несчастных случаев показывает, что главными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, являются старение основных производственных фондов, износ и несовершенство сельскохозяйственной техники и оборудования, недостаток финансирования разработок по созданию новой техники и технологий, а также их внедрения, ослабление контроля за технической и экологической безопасностью производства в результате сокращения служб охраны труда в организациях, ослабление ответственности работодателя и руководителей производств за состояние охраны труда, ухудшение производственной и технологической дисциплины.

Воздействие на работников одного или одновременно нескольких производственных факторов при выполнении производственных процессов приводит скрытому нанесению ущерба здоровья, то есть к различного рода профессиональным заболеваниям, инвалидности или внезапному нанесению ущерба здоровью (травмирование, отравление), зачастую с летальным исходом.

Несмотря на сокращение абсолютного числа пострадавших, уровень общего травматизма в сельском хозяйстве в 2016 году был одним из самых высоких среди видов экономической деятельности и превысил среднее значение по России в 1,6 раза (рисунок 1)

Рыболовство, рыбоводство Строительство Добыча полезных ископаемых Транспорт и связь Пр-во и распр. э/энергии, газа и воды Оптовая и розничная торговля; ремонт

РФ

1 ,9

1 ,9

1 4

0 9

0 9

0 8

В 0 7

0,6

1 ,4

0,0

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

Рисунок 2 - Уровень общего травматизма в основных видах экономической деятельности в 2016 году

Среди отраслей сельского хозяйства наиболее травмоопасными являются животноводство и растениеводство (рисунок 2). В 2016 году в них зарегистрировано превышение среднероссийского уровня травматизма со смертельным исходом в 1,7 раза.

Строительство Добыча полезных ископаемых Рыболовство, рыбоводство Сельское х-во, охота и лесное х-во Транспорт и связь Пр-во и распред. э/энергии, газа и воды Обрабатывающие производства

РФ

0,000

0,050

0,100

0,150

0,200

Рисунок 3 - Уровень травматизма со смертельным исходом в основных видах экономической

деятельности в 2016 году

Основная цель обучения по охране труда - предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Многочисленные исследования причин производственного травматизма (и аварийности), а также острых профессиональных заболеваний позволили разделить все многообразие этих неблагоприятных событий на три основных группы.

Первая группа причин связана с неправильными действиями непосредственного исполнителя того или иного трудового процесса - отдельного работника.

Вторая группа причин связана с неправильной организацией работ (то есть неправильными действиями совокупного исполнителя - работников работодателя)

Третья группа причин связана с неисправностями и отказами оборудования или неустойчивым протеканием технологического процесса.

Поскольку полностью устранить опасности посредством технических и организационных мероприятий принципиально невозможно, то безопасность работника зачастую определяется только его поведением. Предотвращение личностных (психологических и психофизиологических) причин травмирования связанно с подбором кадров, а также с постоянным обучением, инструктированием и воспитанием работника, стимулирующими его безопасное поведение.

Чтобы работники имели необходимые представления обо всех видах риска, потенциальных опасностях и опасных элементов оборудования, которые присутствуют на рабочем месте, и могли знать, когда они подвергаются той или иной опасности и каковы могут быть последствия их действий, требуются соответствующее образование, подготовка (обучение и тренировка) и опыт работы.

Мировой и российский опыт свидетельствуют, что обучение работников безопасным приемам труда, требованиям охраны труда, оказанию первой помощи пострадавших является важнейшей профилактической мерой превентивного предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Огромное бремя травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.

Унификация подходов к организации обучения безопасности труда была закреплена в ГОСТ 12.0.004-90 и хорошо показала себя на практике в течение десятилетий. Вместе с тем произошедшее с тех пор социально -экономические перемены и накопление нового опыта работы в изменившихся условиях потребовали пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02 июня 2016 г. № 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 марта 2017 года.

Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности туда.

В тоже время в ГОСТ 12.0.004-2015 ввели понятия «организатор обучения» и «обучающая организация», установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности, уточнили и расширили состав обучающихся, утвердили нестандартные формы обучения, пояснили варианты организации обучения.

Дополнили приложения, в том числе, в первые введена форма журнала регистрации целевого инструктажа.

Основываясь на повышении качества обучения в области техносферной безопасности направлениями улучшения охраны труда в организациях являются:

1. Проведение научных исследований и разработка нормативных правовых документов в области охраны труда работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

2. Активизация работ по проведению специальной оценки рабочих мест в организациях сельского хозяйства.

3. Повышение компетенции работодателей в области охраны труда за счет увеличения качества и количества обучаемых руководителей и специалистов организаций вопросам охраны труда.

4. Проведение мониторинга условий и охраны труда в организациях сельского хозяйства, информирование работников о результатах реализации мероприятий по улучшению условий труда.

5. Совершение системы управления охраной труда в сельскохозяйственном производстве. Создание служб охраны труда в организациях сельского хозяйства, имеющих численность работающих более 50 человек.

6. Для привлечения внимания к вопросам охраны труда и стимулирования учебных заведений к организации научно-исследовательской работы в сфере охраны труда необходимо предусмотреть проведение конкурсов на лучшую студенческую работу по техносферной безопасности, безопасности жизнедеятельности и охране труда.

7. Обеспечение информированности персонала организаций о рисках, связанных с исполнением трудовых обязанностей, формирование у работающих приоритетного отношения к сохранению жизни и здоровья при выполнении производственного процесса.

8. Актуализировать и внедрить в действие Базу данных «Производственный травматизм со смертельным и тяжелым исходом в агропромышленном производстве Российской Федерации».

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации.

2. Демографический ежегодник России. 2015: Стат.сб./ Росстат.- M., 2015.

3. Гальянов И.В., Студенникова Н.С. Травматизм на производстве как одна из причин сокращения численности сельского населения в трудоспособном возрасте. // ж. Агротехника и энергообеспечение. - № 3 (7). - Орел - 2016 г. - с. 54-59.

4. Доклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2014 году». - Москва. - 2015.

5. Кошечкин Ю.В., Барабанова С.Н. Актуальность проведения обучения по охране труда. - Вестник сельского развития и социальной политики. - № 4 (8). - 2015. - с.38-39.

6. Кошечкин Ю.В., Барабанова С.Н. Сохранение человеческого потенциала - одно из главных условий реализации аграрной политики. - Вестник сельского развития и социальной политики. - № 5 (9). - 2016. - с.21-24.

7. Студенникова Н.С., Пыталев А.В., Пантюхин А.И., Кузнецов А.Л., Небытов В.Г., Тимохин О.В. Условия труда в АПК - фактор риска травматизма и заболеваемости работников: технические решения и профилактика: монография, Орел, 2017. Изд-во: Картуш. 352 с.

8. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015.

9. Справочник специалиста по охране труда № 4 - 2016 - с.65-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.