_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 316.4
Телегин Артур Михайлович
Аспирант второго года обучения кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук АГПУ г.Армавир, РФ
E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИНЦИПА КОЛЛЕКТИВИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В данной статье поставлена задача проанализировать принцип коллективизма, как одного из типов социальной ментальности в контексте социальной индивидуализации российского общества.
Ключевые слова Индивидуализм, коллективизм, социальное государство.
На сегодняшний день российский социум представляется весьма сложным и изменчивым, что во многом обусловлено трансформацией нравственных ценностей, видоизменением социальных стереотипов поведения, и как следствие, появление новых, которые отражают существующие реалии становящейся рыночной экономики.
Исторический процесс развития цивилизаций породил две основных формы производственной и социально - культурной парадигмы социального бытия, это коллективизм и индивидуализм. Их становление и существование в том или ином обществе, на том или ином этапе исторического развития обусловлено комплексом природных, экономических, идеологических и иных факторов. Так в исторической науке существует точка зрения, согласно которой в первобытно - общинных обществах взаимосвязи строились сугубо на коллективистских началах. В дальнейшем подобные коллективистские отношения трансформировались и существовали в обществах феодальных, примером тому может служить крестьянская община на Руси. В России же коллективистские отношения получили всестороннее развитие в период советской власти.
Итак, каково же значение и смысл коллективизма? Коллективизм это, прежде всего тип социального устройства, где интересы группы людей или общества в целом являются более важными, чем интересны отдельно взятой личности. Иначе говоря, это особый дух, особая психологическая атмосфера, где человек чувствует себя членом сообщества, а свою деятельность - частью коллективного дела. В свою очередь, индивидуализм - это наоборот противопоставление интересов и взглядов отдельной личности интересам коллектива, т.е. предпочтение личных интересов общественным.
В сегодняшнем российском обществе происходит процесс индивидуализации социальной жизни. Однако, в силу свойственного менталитета, российское общество не готово к индивидуальной ответственности, правовое государство и гражданское общество находится в стадии формирования. Дело в том, что коллективизм присущ русской цивилизации, его истоки уходят своими корнями в глубокую древность.
В наиболее развитых демократических странах, прежде всего в Западной Европе, индивидуализм сочетается с социальными институтами которые основаны на коллективистских началах, которые с одной стороны, не дают обособиться индивидам друг от друга, с другой стороны, осуществляется «необходимое условие для социальной интеграции даже в самых развитых обществах, т.е. стабильная индивидуализация требует личностной автономии и творчества в контексте удачно интегрированных социальных институтов»[2]. Конечно, вопрос о сочетании коллективизма и индивидуализма является весьма актуальным. В российском индивидуализирующемся обществе формируется новая форма коллективизма, основанного на добровольном участии, добровольной инициативе и свободе выбора. Однако с его формированием
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
претерпевают нравственные ценности. «Многое, причем имеющее наряду со знаком «плюс» знак «минус»: нашли общие ценности после аномии - стабильность и безопасность, - правда, это ценности адаптации, а не развития; отказались от концепции от всеобщего политического участия, признав многообразие политических культур в демократическом обществе, - но это способствовало формированию апатичной массы; определился некоторый набор целей - но этот набор случаен; власть стала проявлять интерес к созданию гражданского общества, поскольку начала ощущать груз ответственности, который она хочет разделить с другими, - но есть опасность формирования этих институтов как филиалов власти; разрушен коллективизм - но ему на смену пришел не автономный индивид, а массовый»[3]. Могут возразить, что коллективизм нивелирует индивидуальные особенности личности, его таланты, его активность. Естественно, принцип коллективизма в социальной жизни имеет и ряд недостатков. Можно привести следующий пример, когда коллективная система общественных отношений стирает грани между общественной и частной жизнью, или когда интересы индивида приносятся в жертву коллективу.
Однако, несмотря ряд отрицательных черт принципа коллективизма, история России доказывает, что именно коллективистическое устройство является залогом существования государства - «русский народ всегда любил жить в тепле коллектива в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери...»[1]. Поэтому, актуальность коллективизма имеет под собой основания, коллектив может и должен выступать в качестве объединяющей идеи российского общества. Список использованной литературы:
1. Бердяев Н.А. Судьба России. М.:2005. С.10
2. Бутенко Л.А. Социальная интеграция - на какой базе она возможна? // Социс.-2000.-№12.-С.131.
3. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс - Традиция,2005.С.149.
© Телегин А.М., 2016