Научная статья на тему 'Принцип коллективизма: опыт социально - философского осмысления'

Принцип коллективизма: опыт социально - философского осмысления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
833
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ПРИНЦИП КОЛЛЕКТИВИЗМА / РУССКАЯ АРТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Телегин А.М.

В статье автором поставлена социально философская задача проанализировать коллективизм в контексте исторического развития русского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип коллективизма: опыт социально - философского осмысления»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

УДК 316.7

А.М.Телегин

Аспирант третьего года обучения кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук АГПУ

г.Армавир, РФ E-mail: artur.telegin.85@mail.ru

ПРИНЦИП КОЛЛЕКТИВИЗМА: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

Аннотация

В статье автором поставлена социально - философская задача проанализировать коллективизм в контексте исторического развития русского государства.

Ключевые слова

Национальная идея, индивидуализм, принцип коллективизма, русская артель.

В современной России одной из актуальных задач является поиск новых ориентиров, которые бы могли дать толчок к формированию духовной консолидации общества; и здесь могут быть обозначены следующие варианты: поиск национальной идеи России, программа выхода из духового кризиса и укрепление роли Русской православной церкви. Однако ни одно из перечисленных направлений безоговорочно нельзя принять в прежнем виде из-за определенных обстоятельств, а именно: многонационального характера нашего государства и того факта, что православие чаще воспринимается как культурная традиция, а не как форма духовности и современное мировоззрение, вполне совместимое с модернизацией.

В современном российском обществе наблюдается тенденция к индивидуализму. Однако испокон веков для мировоззрения русского человека был характерен принцип коллективизма, и подобное качество мы можем наблюдать в эпоху древнерусского государства [1]. Там, в далекой древности берет начало формирование русской общины. Древнерусское государство представляло собой некую систему взаимосвязанных общин. Подобное общинное устройство позволяло жителю древнерусского государства противостоять тяжелым природно-климатическим условиям, угрозы со стороны враждебных народов и другим опасностям. Община на Руси играла чрезвычайно значимую роль, являлась закономерным результатом общественно-исторического развития. Одним из главных принципов образования общины является территориальный принцип, огромные просторы, угроза со стороны других народов заставляло объединяться в общины, и эти объединения строились часто без учета кровнородственных связей. Древнерусская община дала толчок образованию зачатков русской демократии, и преобладании общественной собственности над частной, появляется такое уникальное явление как русская артель.

Однако на сегодняшний день отношение к такому понятию как коллективизм не однозначно. Часть общества полагает, что коллектив заглушает индивидуальность, не дает личности раскрыть свой потенциал, и даже существуют мнения, что это является одной из причин отставания России от других государств. Действительно, в советскую эпоху коллективная ответственность не давала возможности выстраивать отношения в обществе, когда интересы индивида были ничто в сравнении с коллективом, подобная деградация принципа коллективизма привела к некоему расколу в обществе, а именно: были люди, которые пытались противостоять вмешательству со стороны коллектива в свою частную жизнь. На самом же деле коллективизм предполагает взаимодействие общества и индивида, на основе этого взаимодействия происходит создание условий для развития личности, а развитие самой личности является прогрессом самого общества и коллектива. Согласно точки зрения А.А. Богданова в основе принципа коллективизма лежит следующие: «...понятие коллективизма проникнуто идеей трудового коллектива в виде целостного, неклассового общества. Сотрудничество здесь принимается как хозяйственная связь общества; коллективы, классовые или иные, как первичные деятели истории и познания; развитие стройности и силы коллективов как сущность человеческого прогресса» [2].

Представления о духе коллективизма тесно переплетены с «русской идеей», в которой наиболее важным звеном является принцип соборного единства. Соборное единство выступает как базис русского

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

самобытного характера и основа идеальной общественной жизни. Понятие «соборность» было введено и осмыслено выдающимся русским славянофилом и философом А.С. Хомяковым, который «соборность» определял так: « свободное единение людей, основанное на христианской любви, направленное на поиски совместного коллективного спасения» [3].

А.Л. Анисин пишет следующее: «Соборность, как признак Церкви, означает полноту и внутреннюю целостность ее как некой «коллективной личности», при том что полнота и целостность реализуются только в многоединстве составляющих ее индивидов и церковных общин разного уровня» [4]. Переход к индустриальному обществу и процессы трансформации русского общества в XVIII-XIX вв. изменили соборные отношения в русском обществе, это выразилось в отчуждении власти от духовной национальной элиты, происходило размежевание между государством и церковью. Исторически доказано, что сила русского народа зависит от степени его сплоченности, его единства, несмотря на многонациональный характер русского государства. Сегодня явно наметилось преобладание индивидуализма над коллективизмом, хотя это, скорее, внешние формы коллективизма, когда страдает его внутреннее содержание [5].

Таким образом, сегодня имеются новые основания для возрождения принципа коллективизма, а перед политиками, социологами, философами стоит задача поиска объединяющей идеи; многие ученые считают «соборность» именно тем фундаментом, на котором можно и нужно строить сегодняшнее общество. При этом необходимо образ соборности абстрагировать от тоталитарного подавления активности индивидов, их гражданской активности.

Список использованной литературы:

1. Анисин А.Л. Идея соборности как онтологический принцип. Ростов-на-Дону, - 2002.С.292.

2. Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения. Воронеж: «Модек», 1999.С.54.

3. Пискорская Э.Ю. Коллективистский тип общества и его стандарты // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. 2006. - № 3. - С.126.

4. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта,2010.С.184.

5. Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея. М.: Республика,1992.С.495.

© Телегин А.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.