УДК 796
АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
THE RELEVANCE OF PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT IN THE FORMATION OF A FUTURE TEACHER
Давыдова Селена Станиславовна
кандидат биологических наук, доцент кафедра адаптивной физической культуры, физиологии
и медико-биологических дисциплин Липецкий государственный педагогический университет
имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Davydova Selena Stanislavovna Ph.D., associate professor
department of adaptive physical culture, physiology and biomedical disciplines Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky
Lipetsk, Russia
Назирова Анна Анатольевна
кандидат биологических наук, доцент кафедра адаптивной физической культуры, физиологии
и медико-биологических дисциплин Липецкий государственный педагогический университет
имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Nazirova Anna Anatolyevna Ph.D., associate professor
department of adaptive physical culture, physiology and biomedical disciplines Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky
Lipetsk, Russia
Холостов Андрей Алексеевич
студент
Липецкий государственный педагогический университет
имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Kholostov Andrey Alekseevich
student
Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky
Lipetsk, Russia
Аннотация. Будущий учитель в современном обществе - это учитель, обладающий актуальными, современными возможностями, способный к физическому самосовершенствованию, к непрерывному процессу установления соответствия личност-
ного по-тенциала динамичным и усложняющимся запросам к деятельности педагога.
Abstract. A future teacher in modern society is a teacher who has relevant, modern capabilities, is capable of physical self-improvement, a continuous process of establishing the correspondence of personal potential to the dynamic and increasingly complex requirements for the teacher's activities.
Ключевые слова: физическое самосовершенствование, мотивация, педагогическое мастерство.
Keywords: physical self-improvement, motivation, pedagogical skills.
Студент должен быть инициативной, активной, творческой личностью, в которой физический и общекультурный потенциал уравновешены и взаимно дополняют друг друга, создавая единое целое. Совершенно очевидно, что самосовершенствование студента также должно предполагать улучшение его как в физическом, так и в общекультурном планах, обоюдно обогащающих как личность, так и деятельность студента [1, с. 14].
Мотивация физического самосовершенствования студентов влияет на его содержание и структуру. В общем виде этот процесс можно определить, как личностное (психолого-педагогическое) и общекультурное самосовершенствование. Все виды самосовершенствования тесно связаны между собой и отражаются в деятельности студента, причем, чем осознаннее мотивация самосовершенствования, тем выше активность и тем более творческий характер носит работа над собой [3, с. 89]. Результаты исследования показали, что физическое самосовершенствование связывается, прежде всего, с деятельностью студента как будущего классного руководителя, способного организовать походы, соревнования. Оно рассматривается также как средство сохранения своего авторитета в глазах коллег, учащихся и их родителей и только потом, как источник общекультурного развития, совершенствования личности. Таким образом, направленность физического самосовершенствования студентов носит преимущественно профессиональный характер.
Физическое самосовершенствование эффективно, если он способен педагогически интерпретировать свои знания, переосмысливать их применительно к своей работе при любой создавшейся ситуации. Если студент не наделен этим качеством, то диапазон возможных для использования новых знаний сильно сокращается. Обучающийся приобретает знания, необходимые для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса, и знания, представляющие для него интерес [2, с. 156]. Определившаяся система социальной направленности физического самосовершенствования сочетается с большой готовностью, активностью и инициативностью студентов к прямому переносу новых знаний в практику педагогической работы. В результате сужается область физического самосовершенствования и возникает разрыв между профессиональным и общекультурным самосовершенствованием. Физическое самосовершенствование студента - это, прежде всего, приобретение умений и навыков исполнения физических упражнений, выработка физической закалки и одновременно усвоение знаний о физическом совершенствовании из разнообразных источников. Менее значимыми источниками самосовершенствования для студентов являются путешествия, экскурсии, лекции, музеи и беседы, что закономерно, так как их использование в этом качестве требует от них
осмысления действительности, способности в вопросах повседневной жизни школы видеть социально-значимые проблемы. У студента еще слабо развита педагогическая интерпретация новых знаний, поэтому его физическое самосовершенствование, с одной стороны, ограничивается социальными рамками и плохо связывается с общекультурными знаниями, с другой - источниками знаний остается психолого-педагогическая литература. Беседы, лекции, кинофильмы, театр высоко оцениваются студентами как источники общекультурных знаний, но недооцениваются как источники профессио-нальных знаний, хотя современное кино, театральное искусство уделяют большое внимание проблемам воспитания подрастающего поколения. Этот факт является доказательством того, что студенты само понятие «физическое самосовершенствование» понимают очень узко. В результате окружающая социальная действительность, по существу оказывающая влияние на формирование жизненной позиции студента, не осознается им как источник физического самосовершенствования [4, с. 224].
Следует отметить, что деление процесса физического самосовершенствования на «профессиональное» и «общекультурное» в практической жизнедеятельности носит условный характер. Как известно, личность человека целостна, и любые приобретенные новые знания, в конечном итоге, обобщаются и отражаются в его мировоззрении и убеждении, в том числе и в профессиональных аспектах мировоззрения. Если рассматривать эту проблему более узко, то правомерна попытка разрешения того реально существующего препятствия между полученной информацией, используемой в работе, и приобретенной для общего развития. Такой подход позволяет выделить два направления в решении проблемы связи профессионального и общекультурного компонентов в самом процессе физического самосовершенствования [3, с. 15].
Одно из них отражает процесс формирования позитивного отношения студента к общекультурной информации как источнику осмысления социально значимых проблем физического самосовершенствования. Анализ подготовки специалистов в вузе показал, что их не ориентируют в данном направлении, либо ориентируют очень широко и, к сожалению, в самом общем плане. Рассмотрение данного аспекта тем более актуально, что профессионально он связан с организацией воспитательной работы, наиболее сложной для начинающего учителя. Важным условием формирования позитивного отношения студента к общекультурной информации как источнику профессиональных знаний является развитие у него способности педагогически осмыслить окружающую действительность и явления культуры, умение находить в них педагогически значимые аспекты.
Жизнь требует от студента педагогически интерпретировать общекультурную информацию [5, с. 87]. Поэтому другое важное условие решения проблемы связи профессионального и общекультурного компонентов в самосовершенствовании студента носит скорее методический характер и связано с обучением его педаго-гизации новых знаний. Проведение педагогизации широкого круга явлений социальной и культурной жизни присуще многим мастерам педагогического труда. Способность педагогизации становится профессиональным качеством, которое наравне с другими является показателем педагогического мастерства, поскольку именно благодаря ему
учитель не ограничивает свою деятельность только препода-ванием своего предмета, а еще действует как учитель-воспитатель в самом широ-ком смысле этого слова.
Заключение. Проблема подготовки будущего учителя в педагогическом вузе должна быть направлена на формирование позитивного отношения к физическому самосовершенствованию через организацию самообразовательной деятельности студентов как важнейшего условия самосовершенствования.
Для профессионального самосовершенствования личности учителя необходимо создать благоприятные условия, стимулирующие успешную самообразовательную деятельность, активность студента, умение работать самостоятельно, индивидуально.
Литература
1. Гриневич В. Биологические ритмы здоровья // Наука и жизнь, 2005. № 1. 25 с.
2. Дильман В. М Большие биологические часы (Введение в интегральную меди -цину). Москва : Знание,1981. С. 156-157.
3. Дурейко Л. И. Как устроен организм человека : пособия для учащихся сред. шк. возраста. 2-е изд. Минск : БэлЭн, 2002. 45 с.
4. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии 4.1. Основы здорового образа жизни / под редакцией Р. И. Айзмана. Новосибирск : Сибирское соглашение, 1999. С. 224-229.
5. Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения. Москва : АПН РСФСР, 1951. 161 с.
References
1. Grinevich V. Biologicheskie ritmy zdorov'ya [Biological rhythms of health]. Nauka i zhizn' - Science and life, 2005, no. 1, 25 p.
2. Dil'man V. M Bol'shie biologicheskie chasy (Vvedenie v integral'nuyu meditsinu) [Big biological clock (Introduction to integral medicine)]. Moscow, Knowledge Publ., 1981.
3. Dureyko L. I. Kak ustroen organizm cheloveka [How the human body works]. 2nd ed. Minsk, BelEn Publ., 2002, 45 p.
4. Aizman R. I. (ed.). Rabochaya tetrad' dlya prakticheskikh zanyatiy po valeologii 4.1. Osnovy zdorovogo obraza zhizni [Workbook for practical training on valeology 4.1. the basics of a healthy lifestyle]. Novosibirsk, Siberian agreement Publ., 1999.
5. Pisarev D. I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Mscow, APN RSFSR Publ., 1951.