УДК 159.9.075 ББК 88.6
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОПОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
FUNCTIONAL-DYNAMIC CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGY STUDENTS' VOCATIONAL AND PEDAGOGIC SELF-KNOWLEDGE
Васильева Елена Михайловна
Доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования Липецкого государственного педагогического университета им. П. П. Семенова-Тян-Шанского E-mail: [email protected]
Долматова Вера Николаевна
Доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования Липецкого государственного педагогического университета им. П. П. Семенова-Тян-Шанского E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования функционально-динамических характеристик структуры профессионально-педагогического самопознания студентов-психологов в процессе изучения ими психолого-педагогических дисциплин и прохождения педагогических практик. Авторами проанализированы психологические особенности подструктур профессионального самопознания студентов-
Vasilyeva Elena M.
Assistant Professor at the Department of Psychology, Pedagogics and Special Education, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky E-mail: [email protected]
Dolmatova Vera N.
Assistant Professor at the Department of Psychology, Pedagogics and Special Education, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky E-mail: [email protected]
Abstract. The article describes the results of the experimental study on functional and dynamic characteristics of the structure of Psychology students' professional and pedagogical self-knowledge during a pedagogical practice. The psychological features of cognitive (cognitive complexity), emotional (professional position) and volitional (effectiveness) substructures of Psychology students' professional self-knowledge are
психологов в соответствии с предложенными ими критериями: когнитивная (когнитивная сложность), эмоциональная (профессиональная позиция) и волевая (результативность). Даны уровневые характеристики проявлений профессионального самопознания (высокий, средний, низкий).
Ключевые слова: уровни профессионально-педагогического самопознания, когнитивная сложность, профессиональная позиция, результативность.
Специально организованное, целенаправленное формирование профессионально-педагогического самопознания студентов в процессе изучения ими психолого-педагогических дисциплин и прохождения педагогических практик позволило выявить функционально-динамические характеристики самопознания: когнитивная сложность, профессиональная позиция, результативность [1, с. 60-61]. Они отражают психологическую структуру профессионально-педагогического самопознания (когнитивную, эмоциональную, волевую подструктуры в соответствии с уровнями его развития) [2, с. 59].
Когнитивная сложность - содержательная характеристика самопознания студентами профессиональных компетенций [3, с. 7-13]. В качестве критериев для характеристики когнитивной сложности самопознания принимаем:
1) дифференцированность (степень категориальной расчлененности) - осознание проявлений профессионально-педагогических компетенций и степени овладения ими;
2) размерность (операциональный критерий) - число названных проявлений реализации компетенций (положительных и отрицательных);
3) адекватность самопознания профессионально-педагогических компетенций - соответствие субъективного образа объективному.
Студенты с высоким (поссиденциональным) [4, с. 480] уровнем самопознания
Когнитивная сложность. Осознают, что в большей мере у них развиты общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК), чем профессионально-прикладные (ППК). Число положительных проявлений более чем в 2 раза превосходит число отрицательных. Самооценка на всех этапах обучения адекватная, и высота ее достигает 4,2 балла. Таким образом, студенты глубоко и разносторонне дифференцируют проявления профессионально-педагогических компетенций, максимальную размерность и адекватность самооценок. В этом отражается целенаправленная, систематическая работа по профессиональному самосовершенствованию.
Студенты со средним (потенциональным) [4, с. 480] уровнем самопознания
Когнитивная сложность. Осознают, что слабее других у них развиты профессиональные компетенции (ПК) и профессионально-прикладные (ППК),
analyzed in accordance with the criteria proposed by the authors. The levels of the professional self-knowledge development (high, medium, low) are also provided.
Keywords: levels of the professional pedagogical self-knowledge, cognitive complexity, professional position, efficiency.
хорошо - общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК). Называют число положительных проявлений на 1/3 больше, чем отрицательных. Значительных результатов в самооценивании достигают уже в средине обучения, а на завершающем этапе их самооценка приближается к адекватной (3,5 балла). Таким образом, студенты осознают достигнутый уровень развития профессионально-педагогических компетенций и необходимость совершенствования их.
Студенты с низким (интенциональным) [4, с. 480] уровнем самопознания
Когнитивная сложность. Осознают слабое развитие общепрофессиональных компетенций (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК) и более успешное - общекультурных компетенций (ОК). Число отрицательных проявлений менее чем на 1/3 превосходит число положительных. Несмотря на низкую высоту (2,6 балла), самооценка остается завышенной. Таким образом, студенты интенционального уровня, осознавая слабое развитие профессиональных компетенций, не занимаются их совершенствованием.
Профессиональная позиция определяется степенью включенности (активность) студента в деятельность по развитию профессионального самопознания в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин и участия в педагогических практиках.
Высокий уровень самопознания студентов - поссиденциональный. Студенты вдумчиво и убедительно анализируют педагогические ситуации, предлагая оптимальные варианты решения задач. В ролевых играх предпочитают брать на себя роль психолога. Они активно и творчески используют знания по педагогике и психологии. Учитывают возрастные и индивидуальные особенности учеников. Ученики тянутся к практикантам, уважают их за знания, требовательность, за доброе отношение, видят в каждом из них почти состоявшегося специалиста.
К обсуждению своей деятельности студенты относятся самокритично, с готовностью выслушивают замечания, рекомендации, анализируют их, размышляют над сформиро-ванностью педагогических компетенций. Не удовлетворяясь достигнутым, постоянно занимаются самосовершенствованием. У студентов ярко выражена активно-положительная профессионально-педагогическая позиция.
Средний уровень самопознания студентов - потенциональный. Студенты принимают активное участие во всех видах работы: высказывают мнение о педагогических ситуациях, предлагают свои варианты; в деловых играх берут на себя роли и психолога, и клиента (учащегося, учителя, родителя, руководителя школы). В профессиональной деятельности обнаруживают пробелы в знаниях, допускают ошибки. В планировании и реализации консультаций стремятся использовать разнообразные формы и методы. Проводят индивидуальную и групповую коррекционную работу, но не всегда доводят начатое дело до конца.
Студенты легко и быстро устанавливают контакт с учениками. Школьники искренне любят практикантов, воспринимая их скорее хорошим товарищем, другом, воспитателем, чем психологом.
Многие студенты во время обсуждения их деятельности проявляют излишнюю самоуверенность и далеко не все рекомендации воспринимают адекватно. Лишь со временем
начинают убеждаться в справедливости сделанных замечаний и с большей готовностью их учитывают, совершенствуясь. Этому способствует формирующаяся активно-положительная профессионально-педагогическая позиция студентов.
Низкий уровень самопознания студентов - интенциональный. В процессе обсуждения педагогических ситуаций студенты пытаются высказать свое мнение, часто опровергают мнение специалиста. В деловых играх чаше выполняют роли клиентов, чем психологов. На качестве студенческих консультаций заметно сказывается недостаточность знаний по профилирующим предметам: испытывают трудности в изложении материала, привязаны к конспекту, не продумывают до конца организацию коллективной и индивидуальной деятельности учащихся на разных этапах взаимодействия.
Свою неуверенность на консультации пытаются компенсировать «добрым» отношением к детям: много хвалят их, завышают оценки. Часто их такое отношение граничит с попустительством.
Во время анализа деятельности студентам приходится выслушивать в свой адрес много замечаний. Что вызывает волнение, нервозность, несогласие, обиду. Наблюдается несоответствие между желанием, стремлением разобраться в причинах своих неудач и ярко выраженной самозащитой, агрессией. Недостатки свои студенты склонны объяснять скорее внешними причинами, чем внутренними: трудная проблема, сложный контингент, неинтересная тема и др.
Хотя в психолого-педагогической деятельности студенты испытывают серьезные затруднения, желание заниматься ею у них сохраняется. Во всем вышеизложенном просматривается положительная профессиональная позиция, но эта позиция является пассивной.
Результативность владения профессиональными компетенциями. Динамику профессионально-педагогического самопознания студентов опосредованно характеризует результативность овладения педагогическими компетенциями.
В целях выявления результативности самопознания нами использовано понятие обучаемость студентов как их готовность (профессионально-педагогическая позиция и профессиональная подготовленность) к дальнейшему развитию психолого-педагогических компетенций. Нами проанализирована разница оценок на предыдущих и последующих этапах педагогической практики.
Высокий уровень самопознания студентов - поссиденциональный: все виды исследуемых компетенций развиваются поступательно, интенсивно и относительно гармонично. Это можно объяснить устойчивой ярко выраженной активно-положительной профессионально-педагогической позицией, высокими показателями обученности, что порождает высокую обучаемость в ходе практики.
Средний уровень самопознания студентов - потенциональный: успешное развитие общекультурных (ОК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК) ведет за собой развитие профессиональных (ПК) и профессионально-прикладных (ППК), что объясняется наличием активно-положительной профессиональной позиции и более высокими, относительно низкого уровня, показателями обученности и обучаемости по каждому из названных видов компетенций.
Низкий уровень самопознания студентов - интенциональный: успешность в овладении общекультурных компетенций (ОК), отставание в развитии общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК) и профессионально-прикладных компетенций (ППК) объясняется пассивным характером положительной профессиональной позиции, низкой обученностью в процессе подготовки в университете. Это порождает низкую обучаемость в процессе практики.
Полученные результаты исследования функционально-динамических характеристик структуры профессионально-педагогического самопознания студентов-психологов в процессе изучения ими психолого-педагогических дисциплин и в процессе прохождения педагогических практик обобщенно выглядят следующим образом (таблица).
Таблица
Сформированность когнитивной, эмоциональной и волевой подструктур
профессионального самопознания
Уровни профессионального самопознания Функционально-динамические характеристики
Когнитивная сложность Профессиональная позиция Результативность
Высокий + + +
Средний + + ±
Низкий ± ± -
Примечание: «+» - ярко выражено, «-» - не выражено, «±» - слабо выражено.
Список литературы
1. Забродин Ю. М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. -С. 58-73.
2. Васильева Е. М. Психологическая структура деятельности учителя // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 6. - С. 55-61.
3. Об утверждении федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 № 1457, рег. номер 40623 от 18 января 2016 г.
4. Федина Н. В., Елисеев В. К., Васильева Е. М. Типология профессионально-педагогической готовности психолога к реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования // Дошкольное образование и профессиональная подготовка кадров: традиции и инновации: Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию со дня основания фак. дошкольной педагогики и психологии Московского пед. гос. ун-та 8-10 декабря 2016 г. - М., 2017. - С. 476-485.
References
1. Zabrodin Yu. M. Modernizatsiya psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya kak strategicheskiy orientir razrabotki professionalnogo standarta pedagoga-psikhologa. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014, Vol. 19, No. 3, pp. 58-73.
2. Vasilyeva E. M. Psikhologicheskaya struktura deyatelnosti uchitelya. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2013, No. 6, pp. 55-61.
3. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo standarta vysshego professionalno-go obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (uroven bakalavriata): prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.12.2015 No. 1457, reg. nomer 40623 ot 18 Jan. 2016.
4. Fedina N. V., Eliseev V. K., Vasilyeva E. M. Tipologiya professionalno-pedagogiches-koy gotovnosti psikhologa k realizatsii federalnogo gosudarstvennogo standarta doshkolnogo obrazovaniya. In: Doshkolnoe obrazovanie i professionalnaya podgo-tovka kadrov: traditsii i innovatsii. Proceedings of International scientific-practical conference, MSPU, 8-10 Dec. 2016. Moscow, 2017. Pp. 476-485.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 3